Дружинник князя Ярослава в Новгороде Лерг отправляется с набегом на чужую северную территорию, на поле брани, битва с рыцарем. Русь, XI в. (8 сессий). 17 страница
В правом углу, под лампой, старик сидит, говорит: "Ну, дамочка, замерзнешь ты в таком одеянии. Не доедешь, околеешь".
Чокнулась я, что ли? Я чокнутая, точно чокнулась. Ну на первой станции меня выдворят. Нянечка позвонит мужу...
^ - Это все случайность. Муж вернется из Кремля и на первой станции меня вызволит.
- Из Кремля, говоришь, тем хуже будет.
нимает и говорит: "Пятый дом от края, иди". Я со своим чемоданом тащусь по тропинке. Оставили где-то на краю земли.
Раннее утро. Шеренга домов, все одинаковые, черные. Пролезаю под канат. Качаюсь, зацепляюсь за брус, на который калитка закрывается. Снег не утоптан. Дом не обжитой. Захожу. Маленький темный предбанник, большая изба, окно заколочено. Тут никто не жил. Справа еще маленькая комната, там кровать за деревянной перегородкой. Бросаю чемодан и валюсь на эту кровать. Очень холодно. Кружится голова, плохо себя чувствую. Сквозь дремоту чувствую: кто-то пришел, женщина что-то говорит, спрашивает, как меня зовут, а я молчу. Печку затапливает. Две лавки сдвигают, раздевают, кладут, салом растирают.
- Запаршивела как, вши завелись. Надо переодеть ее во что-то наше, а одежду прокипятить. Волосы больно красивы, жалко стричь, надо керосином смазать. В баню ее вести нельзя, больно больная.
Перетаскивают на кровать, полушубком накрывают. Кровать уже застлана чистой ситцевой простыней. Дают кипяток. Кружка алюминиевая, травы с медом. Лежу, согреваюсь, засыпаю.
|
|
Сколько уж я дней так, я и не знаю. Володя и Мария, поселенцы, выходили меня, шиповник и травы заваривали. Все Володю политическим называют, Мария - его подруга. Он светловолосый, с голубыми глазами, пальцы у него длинные. Безрукавка, подбитая мехом, ремешок. Поселили одну, думали, что тиф, но Маша сказала, что простуда. А сейчас ко мне, может быть, кого-нибудь и подселят. Волосы Маша не разрешила стричь, она их вычесывала деревянным гребнем, вот она мне и спасла косу. Звук... она у меня так вшей ловила, в бане парила. Баня по-черному, мыла нет, там тоже чай на травах настаивали. Здесь холод и есть нечего. Откуда ж они мед взяли? Большое село - крестьянское, там лавка есть, можно купить хлеба. Они сменяли у деревенских мое колечко обручальное, часть на деньги, часть на картошку и одежду: тулуп и платок, очень теплые. Все украшения сняли и повесили на край кровати, а кольцо я сама разрешила продать. Это дело наживное, главное^ Мария сказала, чтобы я была здорова.
- Крестьяне не возьмут, это им не нужно, - это Володя о кольце с изумрудом.
пугается, но я уже пришла в норму. Володя говорил, что я крепкая, организм молодой, все будет нормально. "Городским людям деревня необходима, для здоровья". Я уже здесь несколько месяцев. В избе я одна живу, хожу к Володе, так ни с кем не познакомилась. Они относятся ко мне хорошо. "Они и я" - я все время разделяю. Володя сказал, что никто не даст мне тридцать лет и что у меня двое детей. Я похудела и как девчонка выгляжу.
|
|
Март 1923 г.
Я в маленьком поселке, от Тобольска далеко, где-то в глуши. Наше село называется поселением. Здесь еще до революции ссыльные жили. Хорошо, что сюда попали. В Алтайском крае, куда привезли москвичей и питерцев, они себе землянки сооружали, там очень много народа погибло, а здесь хорошо, есть где жить.
Зима. Ужасные сугробы. Дома очень темные, деревянные, с одной стороны улицы. Рядом с заборами канат протянут. Поселенцы, те, что жили в Алтайском крае, знают, что чтобы пройти во время пурги и не заблудиться, надо натянуть канат' вдоль улицы и идти по нему, а к весне канат снимается. Был случай, когда человек замерз в двух шагах от дома. Я живу в пятом доме, хожу от пятого дома во второй от края, где Володя живет, Мария в третьем. Так до конца села ни разу не дошла.
Холодно сегодня. Я иду по дороге, хватаясь за канат. В черном тулупе, огромных валенках, варежки стеганые, на голове повязан деревенский коричневый платок. Заборы черные, как закопченные. Иду по чьим-то следам. Калитка деревянная, тяжело открывается. Проскальзываю под канат. Протоптанная дорожка, четыре ступеньки крыльца. Стучу. Знаю, что двери не закрываются. Вхожу. В предбаннике снова стучу в дверь. Снег отрясаю. Открываю дверь в большую избу. Притолока низко, в любой дом приходишь, приходится сгибаться. Здесь перед всеми приходится сгибаться. Все избы низкие, похожи друг на Друга, окна прямо на уровне лавок. В избе никого нет. Слева печка, занавесочка ситцевая наверху задвинута, задвижка внизу. Ухват стоит металлический. Поднос старый, угли на нем. Котелки здоровые, все под крышками. Едой пахнет, принюхиваюсь. Свеча в очень хорошем подсвечнике. Лампа керосиновая.
|
|
Пытаюсь раздеться, но оставляю тулуп расстегнутым: мне холодно. На мне портки мужские стеганые, арестантские, которые они потом выменяли, а сверху юбка черная, длинная. Та-
кие штаны им на прииске выдают, все поселенцы их носят Кофта ситцевая в серо-голубенький цветочек, типа косоворотки, безрукавка вязаная. Шаток мокрый, снег все-таки был снимаю его, вешаю на ухват у печки. Прислоняюсь к печи' она чуть теплая. Варежки кладу на крышку котла. Стою у печки, смотрю в окно. Окно, выходящее на околицу, не занавешено. Снег, снег, вдали возвышенность. Вокруг дома ни одного деревца, снежная пустыня вокруг, поле бесконечное. День ясный. Уже ближе к весне. Говорили, что зима здесь мягкая. "Скорей бы весна наступила", - думаю. А река открывается здесь поздно. Надо спросить, как она тут называется.
|
|
Присаживаюсь на уголочек лавки, листаю книги. Думаю, чего он книги на виду оставил. Три книги в мягком переплете, может быть, это юридическая литература. Плюс "Вести" осенние, как журналы толстые, буква "ять". Я эти книги никогда не видела, думаю, что, конечно, лучше их не смотреть. Закрываю эти "Вести", рукой бью. Странные у него книги, читать тут нечего. Неэтично трогать чужие книги, но здесь никого нет. Справа у окна тумбочка, покрыта салфеточкой. Там у него книги, ящички с бумагами. Чернильница, ручка с пером, конец обкусанный. Он, когда пишет, всегда кусает. Статьи какие-то пишет. Думаю, что в баню надо в субботу сходить. Она здесь одна, как курятник, по-черному топится.
Я жду. Сколько времени, я не знаю. Часы на стене висят, но не ходят. Часов, наверное, шесть есть. Они должны с работы приехать, а сил у меня встретить их у крайнего дома нет. Я могу их только услышать, а не увидеть: окно в другую сторону выходит от дороги, на реку широкую. Они работают в большом селе, но что они там делают, я так и не разобралась. Их возят на работу на телеге, на лошади. Лошадь Кузьмы. Из поселка привозят продукты, свечи. В холодрыгу шарфами даже лицо закрывают, обморозиться можно. Должны давно приехать. Он мне пряники привезти обещал, соль и съестное, хлеба. Сахара и чая здесь нет, но зато здесь много трав. Чай этот с травами терпеть не могу, всю зиму пила, отвратный чай. Витамины-Хоть бы хорошего чая из самовара понюхать. У меня нет самовара, все в кружке завариваю.
Неуютно в избе. Они ничего не закрывают, здесь вообще никто ничего не закрывает. Кто же сюда придет, в такую глушь никто не придет, зато ссыльные поселенцы тут свободно живут. На краю деревни в верхней избе, что ближе к дороге, следящие за поселенцами, и мы должны там отмечаться.
- Сейчас-то мы никуда не убежим, а летом проверять будут чаще.
Писем не получаю, переписка не разрешена. Володя говорит, что это могут и отменить. Никаких вестей. Тоска, о детях
лум У меня фотография их есть. Кто мой муж, я никому не говорю, потому что надеюсь, что мой муж меня вызволит, муж меня найдет, нет безвыходных положений. Они, наверное, не знают, кто у меня муж, но брат-то с нами не жил... Никто особенно Друг друга и не спрашивает. И что я дальше буду делать, я не знаю. Да чего унывать, живут же люди, может быть, к весне все будет нормально. Нянечка о детях позаботится. И вообще все это случайность. Я слабенькая, но настроение у меня не паническое, просто все разъяснится, и в обратный путь поеду. А пока мне надо выздороветь, скоро весна.
На тумбочке зеркало, старинное, местами с пятнами, по краю отбито. Смотрю, отхожу, снимаю платок, приглаживаю волосы, охорашиваюсь. На столе в котелке картошка в мундире. Картошка и для меня, но я есть без них не буду.
Высказывания пациента в сессии и после, моменты осознания:
Чай терпеть не могу на травах и в этой жизни. Не могу заваривать ромашку, когда горло полоскать надо. Дурно становится, когда дед пустырник заваривает. Удивляюсь, что другие любят такой чай. Когда меня как-то в гостях угостили чаем с травами, мне аж нехорошо стало. Валенки видеть не могу, не переношу.
Ощущение часто, что я не виновата, а могу пострадать из-за родственников, что глупость какую-то они сморозят. И по этой жизни все время ощущение, что, если что-то происходит, это случайность. Мне не свойственно ощущение отчаяния.
Люблю, когда что-то в пергаменте из магазина, особенно из Елисеевского. Ощущение теплоты, если порезано тонко. Отношение к магазину "Чайный домик" на Мясницкой особое - самый лучший ароматный магазин, чувство к нему "пергаментное".
Не было безумного беспокойства за сына, не тосковала о нем в разлуке. Там тоже не испытывала за детей особого беспокойства и особого чувства любви и тоски, надежда на няню.
Бонч-Бруевич почему-то всегда очень не нравился: маленький, толстенький. Очень не нравилось, что в Кремле живут, возникал вопрос: "Что, в Москве не хватает домов?" Боялась это сказать. На экскурсиях даже никогда не говорила, что на месте Царского крыльца была столовая, там пайки раздавали, почему-то было стыдно этого.
В фильмах очень люблю толстых нянечек. Деревню зимой °чень не люблю.
Заметки историка:
Нэп - новая экономическая политика, провозглашенная на X съезде РКП(б) в 1921 г., на некоторое время возродила в
Советской России прослойку частных предпринимателей со свойственными им купеческими нравами. К этому кругу относился и брат главной героини. Несмотря на то, что в целом нэп был свернут только в ЗО-е гг., репрессии против отдельных представителей "советской буржуазии" осуществлялись большевиками постоянно, особенно начиная с 1922 г., когда Ленин начал отходить от управления страной. Показательно, что высылка на поселение осуществляется еще довольно мягко, по царской еще системе. В сталинские времена отношение властей к ссыльнопоселенцам серьезно ужесточилось.
Быт и нравы Москвы периода расцвета нэпа описаны довольно достоверно. В.Д. Бонч-Бруевич действительно руководил в 1918 г. переездом большевистского правительства из Петрограда в Москву и его устройством на новом месте.
. Грабители убивают пожилую женщину, 59 лет. Россия, Петербург, 1918 г. (1 сессия).
Седая, волосы собраны сзади в пучок. Одета опрятно. Дом не богатый. Снимает трехкомнатную квартиру с сыном.
Тревожно, страшно одной дома находиться. Выглядывать за окно боится, на улице холодно и опасно. Она вообще какая-то пугливая, руки даже дрожат. Должны куда-то уехать, потому что очень опасно. Ждет сына. Слышит какой-то скрежет, шорох, но он стих. Идет посмотреть, что там.
- Как страшно дома одной. Боже мой, там, кажется, кто-то есть. Может быть, это сын уже вернулся.
Выходит из своей комнаты в гостиную. Там горит одна керосиновая лампа, экономят керосин, поэтому свет тусклый. Ей страшно, но не в силах уже вернуться назад. Знает, что бы сейчас ни сделала, все равно должно случиться нечто неизбежное. Идти назад нет смысла. Идет вперед, отодвигает рукой штору, несет в руке трехрожковый подсвечник, но в нем горит одна свеча. Хочет толкнуть дверь в коридор, посмотреть. Дверь распахивается. На нее набрасывается какой-то мужчина, сбивает ее с ног. Он достаточно молод, лет 35. Подсвечник вылетает из ее рук. Она вскрикивает, кричать не может, скована от страха и неожиданности. Падает навзничь. Он падает вместе с бархатной темно-синей шторой, наваливается на нее. Хватает одной рукой ее руки, поджимает под себя. Локтем пытается придушить. Она пытается его оттолкнуть, но он ее подминает. Все тело напряжено. Все и очень медленно, и все моментально.
Появляется второй мужчина, постарше (чувствует это по голосу). Он говорит:
- Подержи ее, я что-нибудь тяжелое найду.
У нее голова запрокинута. Тот видит подсвечник, который отлетел метра на два. Хватает его и изо всей силы бьет ее по голове. Кость хрустит, глаза заливает кровью. Ей страшно больно, как будто в мозг врезаются. Не понимает, почему ее убивают.
- Я не верю, что все это со мной происходит. Кто-нибудь должен же придти.
Первый давит локтем, сдавливая грудную клетку. Задыхается, ей страшно.
- Давай скорее приканчивай ее, хватит мучить. Да приду-имл бы ты ее совсем.
Нажимает. Ей очень страшно. Вздохнуть не может. Пытается уцепиться за воздух, за жизнь. Придушил. Резко наступает облегчение, напряжение и боль внезапно уходят. Видит сверху, что лежит тело на полу, голова запрокинута и разбита, волосы
растрепаны. Умерла от того, что задушил, а не из-за разбитой головы. Сначала не может поверить, что уже умерла. Никак не поймет, что все уже кончено, что ее никто не спас. Что им надо? Страшно и неприятно смотреть на себя, хочется уйти. Не хочется опять ожить. Кажется, что, если оживет, будет очень больно.
- Кажется, сдохла. Бросай ее, пошли за тем, за чем пришли. Угораздило же старухе попасться.
Идут в ее комнату.
- Ну где искать?
- Где-где, где старухи держат, в ящиках каких-нибудь, наверное. Открывай все подряд, сейчас найдем.
Открывают все ящики комода. Находят простую деревянную шкатулку. Там какие-то бумаги лежат. У нее нет никаких драгоценностей, им нужны эти бумаги.
- Хоть прочти, что написано, а то что-нибудь не то возьмем.
- Да так и сказали, что будет шкатулка с бумагами. Пускай сами разбираются. Уходим быстро.
Берут и быстро уходят. Видит, как они вышли на широкую лестницу многоквартирного дома, второй этаж, с грохотом бегут. Не понимает, зачем им эти документы.
Не может смотреть на свое тело, неприятно, что оно в таком виде. Не хочется там находиться, страшно, но хочет дождаться сына. Такое впечатление, что там на всю жизнь в этой комнате осталась. Теперь может уйти и уходит. Понимает, что сын придет и ее найдет, но ему уже ничем не может помочь. Уходит, ей уже там делать нечего. Поднимается, видит улицу сверху. Где-то река недалеко. Совсем темный город, почти ничего не видно. Уже и не жалко его оставлять. Уходит совсем вверх, все равно, что там внизу. Вверху как-то спокойно, хорошо. Там светлая дорога, и не видно конца ее. Золотистого, мягкого цвета дорога. Просто двигается вдоль этой дороги.
- Никуда не спешу, просто знаю, что иду, куда надо. Спокойно, легко, не хочет ни о чем думать, хочется просто
отдыхать.
- Была какая-то замученная. Не хбчу и не могу больше бояться. Хочу, чтобы было светло, и знать, что иду туда, куда надо. И когда это буду знать, у меня будет спокойно на душе. Состояние, что все кажется незначительным, что происходит в жизни. Приключения мелкотрависты. Себя там, на земле, немного жаль. А сейчас дергаемся, все кажется таким важным. На самом деле это эпизоды. Хочется научиться смотреть на себя теперешнюю оттуда, теми глазами.
Высказывания пациента в сессии и после, моменты осознания:
До 28 лет преклир испытывала чувство неудобства и страха,
когда оставалась одна в любом месте, особенно дома. Отсутствовало ощущение защиты в собственных стенах, когда дом должен быть твоей крепостью. Из-за этого любила большие шумные компании.
В сессии звучит: "Идти назад нет смысла", - и сейчас по жизни всегда навстречу шагает тревожному чувству неизвестности. "Будь что будет", - остается ощущение неизбежности происходящего. Смеется, что когда-нибудь вспомнит, что было в бумагах.
С удивлением отслеживала в себе состояние, что значительно меньше боится, когда идет в каком-нибудь неприятном месте со своим ребенком, чем если бы шла одна. Казалось бы, должна защищать ребенка, а здесь он как бы является защитой. Параллель с вышеназванным случаем: сын - защитник.
Любит Петербург, но испытывает тоскливое чувство неуютности и заброшенности от небольших темных петербургских улиц именно в центре, в районе Невского, видимо, там была квартира, а узкие каменные колодцы дворов одновременно притягивают и пугают.
Заметки историка:
Ни для кого не секрет, что после большевистской революции волна преступности захлестнула крупные города России. Но в данном случае ограбление менее всего похоже на уголовное: убийцы действуют не как профессиональные преступники, у них иной стиль речи, да и ищут они не ценности, а какие-то бумаги. Возможна политическая подоплека.
. Петенька заболел ангиной, капризничает, не хочет заниматься музыкой. Офицер Петр боится революции, много пьет за что его упрекает жена. Смерть Петра Евграфовича от алкоголизма в возрасте 40 лет. Россия, начало XX в. (3 сессии).
- Пойдем, Петенька, в классную комнату, учитель пришел, заниматься пора.
- Не хочу (морщится).
- Как это ты не хочешь? Ничего не понимаю. Состояние тяжелое, голова болит, спать хочется, нос заложен, не дышит, горло болит.
- Не хочу этим заниматься, не буду, мне это не нравится. Не заставляйте меня, не хочу, не буду. Я не хочу играть, у меня болит голова.
Надо мной стоит учитель музыки.
- Не трогайте меня, я не хочу Вас слушать. Я заболеваю, а родители не понимают.
- Петенька, ну сядь позанимайся, не упрямься, не капризничай. Ну что же ты упрямишься.
Я плачу, хнычу, все пусто в голове (произносит фразы тоном капризного ребенка, сморкается).
- Отстаньте от меня, голова болит, не буду учить. Уходите все, оставьте меня в покое.
- Да что Вы, он очень способный мальчик. Я сама не понимаю, что это с ним случилось, я его не узнаю, всегда был таким послушным, тихим ребенком. Он так хотел заниматься, не понимаю, что с ним произошло. Он у меня никогда не капризничал, может быть, он заболел. Вы уж нас извините, пожалуйста, приходите завтра.
- Мама, у меня голова кружится.
- Тебе попить принести?
- Ложись. Выпей вот это - и все пройдет. Настойка на спирту.
- У него глазки закрыты, наверное, заснул. Температура.
- У него тяжелое состояние, - говорит врач. - Температура высокая, надо ее сбить. Давайте побольше пить. У него ангина.
- Я совсем растерялась, мысли путаются. Он у нас ангиной никогда не болел. Простуживаться простуживался, а ангиной не болел. Это в первый раз...
- Не думайте об этом, поправится он, выздоровеет.
. Я уже сбилась со времени, даже не знаю, сколько здесь сижу- Потеряла счет времени. Только бы он не умер. Я выйду, а ты посиди с ним, Дашенька.
Темная комната. Я стою, передо мной на диване женский
силуэт.
- Петр, у меня к тебе серьезный разговор. Ты опять напился. Я терпеть не могу пьяных. Ты же знаешь, как я тебя ненавижу, когда ты выпьешь.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 280; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!