Февраля по старому стилю / 18 февраля по новому стилю



Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания.Прощеное воскресенье.Глас 4-й. Отдание праздника Сретения Господня69. Заговенье на Великий пост.

Мц. Ага́фии. Иконы Божией Матери, именуемой «Взыска́ние поги́бших». Свт. Феодо́сия, архиеп. Черни́говского(службу зри 9 сентября).

На этот день, по Уставу, назначается служба отдания праздника Сретения (см.: Типикон, 9 февраля, 2-я Маркова глава, 2-е «зри», «Ука́з о пра́зднице Сре́тения Госпо́дня, а́ще в кой день Сре́тение бу́дет, или́ в кой день случи́тся отда́ние его́»), которая совершается вместе с воскресной службой Октоиха и службой Триоди (по третьему «зри» 2-й Марковой главы под 9 февраля: «А́ще случи́тся отда́ние Сре́тения Госпо́дня в Неде́лю фарисе́еву, или́ блу́днаго, или́ сыропу́стную»)70.

Служба мц. Ага́фии переносится на малое повечерие под 4 февраля.

Примечание. Если в понедельник 1-й седмицы Великого поста случится храмовый или полиелейный праздник, то служба праздника переносится на Неделю сыропустную (ср.: Типикон, 30-я храмовая глава, 7-я Маркова глава под 24 февраля).

Календарные заметки:

Заговенье на Великий пост.
В это воскресенье после вечерни, по традиции, совершается чин прощения.

Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Ев. 4-е, Лк., 112 зач., XXIV, 1–12. Лит. – Рим., 112 зач., XIII, 11 – XIV, 4. Мф., 17 зач., VI, 14–21.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 3, Триоди, глас 6-й – 3 (в Триоди 4 стихиры, одна из них опускается), и праздника, глас 1-й и глас 6-й – 4 (со славником; см. 2 февраля). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Се́де Ада́м пря́мо рая́…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ра́ди…»71.

Вход. Прокимен дня. Паримий нет.

На литии стихиры праздника (см. на литии 2 февраля)72 и хвалитные стихиры Триоди, глас 5-й: «Увы́ мне, Ада́м рыда́нием возопи́...», «По́прище доброде́телей...», и глас 6-й: «Ада́м из рая́ отго́нится...» (без припевов)73. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Со́лнце лучи́ скры...» (см. на литии), «И ныне» – праздника, глас 5-й: «Ве́тхий де́ньми…» (см. 2 февраля, в стихирах на литии).

На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Изгна́н бысть Ада́м...», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «И́же на Херуви́мех носи́мый…» (см. 2 февраля, на стиховне великой вечерни).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные74.

Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На река́х Вавило́нских…». «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 4-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покая́ния отве́рзи ми две́ри…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасе́ния стези́…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Мно́жества соде́янных…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Триоди на 4 и праздника на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Сретения Господня: «Су́шу глубороди́тельную…».

Примечание. Катавасия Триоди: «Яко по су́ху…», не поется.

По 3-й песни – кондак [и икос] Триоди, глас 6-й; седален Триоди, глас 4-й: «Изгна́н бысть Ада́м...». «Слава» – [ин седален Триоди, глас тот же: «Ны́не вре́мя доброде́телей...»], «И ныне» – седален праздника, глас тот же: «На горе́ Сина́йстей...» (см. 2 февраля)75.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую» (припевы праздника не поются).

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 4-й. «Слава» – светилен Триоди: «За́поведь Твою́...», «И ныне» – светилен праздника: «Ду́хом во святи́лищи...» (см. 2 февраля).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 4-й – 4, и стихиры праздника, глас 4-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее, в службе праздника 2 февраля, на стиховне великой вечерни); затем припев: «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, / не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́», и стихира Триоди, глас 6-й: «Ада́м из рая́ отго́нится...». «Слава» – Триоди, глас тот же: «Приспе́ вре́мя…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с дополнительными стихами: 1-й – «Ны́не отпуща́еши раба́ Твоего́, Влады́ко, / по глаго́лу Твоему́, с ми́ром»; 2-й – «Свет во открове́ние язы́ков / и сла́ву люде́й Твои́х Изра́иля», 3-й – «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, / не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых...».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 4-я.

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника76. Кондаки праздника (на 1-м и 6-м часах) и Триоди (на 3-м и 9-м часах) читаются попеременно.

На Литургиизаготовляются два Агнца: для среды и пятницы.

Примечание. Заготовление Агнцев на Литургии происходит следующим образом.

Проскомидия в Неделю совершается обычным порядком. После заготовления первого Агнца точно так же заготовляются и другие два, над каждым из которых священник произносит молитвословия: «В воспомина́ние…», «Яко овча́…», «И яко Агнец…», «Во смирении Его…», «Род же Его…», «Яко взе́млется…», «Жрется Агнец…» и «Един от воин…». Все три Агнца полагаются на дискос вместе. Далее проскомидия совершается обычным чином.

Во время евхаристического канона священник произносит: «Хлеб сей…», а не «Хле́бы сия…».

При возглашении «Святая святым» священник возносит не один Агнец, а все три вместе.

Для причащения раздробляется обычным порядком только первый Агнец, а остальные два напояются Святой Кровию. Для этого священник берет правой рукой лжицу, омокает ее в Святой Крови, левой же рукой берет второй Агнец и напояет Его над Чашей крестообразно, после чего полагает Агнец в Дарохранительницу. Таким же образом заготовляется и третий Агнец.

Блаженны гласа – 4, Триоди, песнь 3-я – 4, и праздника, песнь 9-я – 4.

На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропарь воскресный, тропарь праздника. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен и аллилуиарий – Недели сыропустной77 и праздника.

Апостол и Евангелие – Недели сыропустной78.

Примечание. Учитывая указания 2-й Марковой главы Типикона под 9 февраля (А́ще ли прилучи́тся отда́ние пра́здника Сре́тения Госпо́дня в Неде́лю, пре́жде Неде́ли мытаря́ и фарисе́я), можно считать допустимым чтение Апостола и Евангелия праздника после рядовых чтений Недели сыропустной. Ср.: Розанов В.Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 425, 427, 429.

Задостойник праздника.

Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода с Небес...», и праздника: «Ча́шу спасе́ния прииму́...».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых...».


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 301; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!