Февраля по старому стилю / 20 февраля по новому стилю
Вторник 1-й седмицы. Прп. Парфе́ния, еп. Лампсаки́йского. Прп. Луки́ Елла́дского.
Подробное изложение порядка богослужения утрени и часов см. 6 февраля129.
Примечание. Если во вторник, среду, четверг или пятницу 1-й седмицы поста случится храмовый или полиелейный праздник, то служба праздника переносится на субботу 1-й седмицы поста и соединяется со службой вмч. Феодора Тирона (см. Типикон, 31-я и 32-я Храмовые главы, 8-я Маркова глава под 24 февраля).
Порядок чтений, согласно календарю:
На 6-м часе: Ис. I, 19 – II, 3.
На веч.: Быт. I, 14–23. Притч. I, 20–33.
На утрене вся служба совершается, как указано в понедельник. Особенности следующие: припев к окончанию первого Троичного тропаря: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами Предтечи Твоего помилуй нас». На «Слава» и на «И ныне» окончания Троична те же, что и в понедельник. Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я.
Сокращенная общая схема исполнения канона во вторник (при одном каноне Минеи):
Поется ирмос 1-й песни канона из Минеи и стих (на 4): «Господь, ца́рствуяй веки…». Чтец – 1-й тропарь канона Минеи.
Певцы: «И наведе́ на ня Господь…». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен канона Минеи.
Далее – «поскору» 2-я библейская песнь: «Вонми́, Небо, и возглаго́лю…» (полностью)130.
Потом певцы поют ирмос 2-й песни Триоди (трипеснец по вторникам состоит из 2-й, 8-й и 9-й песней), на 2-й глас: «Ви́дите, ви́дите, яко Аз есмь в мо́ри спасы́й…» и затем – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и глаголется тропарь Триоди.
|
|
Перед следующими двумя тропарями также поется: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
Перед Богородичном поется: «Пресвятая Богородице, спаси нас».
После Богородична – певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и глаголется тропарь 2-го трипеснца.
Так же и перед следующим тропарем.
Затем певцы: «Слава». Чтец – Троичен.
Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен.
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – тропарь.
Певцы – ирмос 2-го трипеснца, глас 5-й: «Ви́дите, ви́дите…». Во вторник на 2-й песни положены два ирмоса: один (2-го гласа) – в начале, второй (5-го гласа) – на катавасию.
Следующие песни канона, с 3-й по 9-ю, исполняются как в понедельник.
По 3-й песни – седален Минеи. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос Минеи (если есть). Если в Минее кондака у рядового святого нет, то по 6-й песни поется мученичен Октоиха (см. в седальнах по 1-м стихословии в приложении Триоди)131.
Примечание. Исполнение канонав настоящий день имеет особенности в связи с тем, что 7 февраля в Минее положено на ряду два канона святых – свт. Парфе́ния, еп. Лампсаки́йского, и прп. Луки́ Елла́дского. Песнь 1-яисполняется следующим образом:
|
|
Певцы поют ирмос первого канона Минеи.
Сразу после ирмоса певцы – стих (от отметки «на 8»): «Тогда потща́шася...». Чтец – 1-й тропарь первого канона.
Певцы – стих: «Нападе́т на ня страх…». Чтец – 2-й тропарь первого канона.
Певцы – стих: «До́ндеже про́йдут…». Чтец – 3-й тропарь первого канона.
Певцы – стих: «Введ, насади́ я…». Чтец – Богородичен первого канона.
Певцы – стих: «Господь, ца́рствуяй ве́ки…». Чтец – 1-й тропарь второго канона.
Певцы – стих: «И наведе́ на ня…». Чтец – 2-й тропарь второго канона.
Певцы: «Слава…». Чтец – 3-й тропарь второго канона.
Певцы: «И ныне…». Чтец – Богородичен второго канона.
Песнь 2-ястихословится, как указано выше.
Песнь 3-я: певцы поют ирмос первого канона Минеи.
Сразу после ирмоса певцы – стих (от отметки «на 8»): «Дая́й моли́тву моля́щемуся...». Чтец – 1-й тропарь первого канона.
Певцы – стих: «Яко не укрепля́ется…». Чтец – 2-й тропарь первого канона.
Певцы – стих: «Да не хва́лится прему́дрый…». Чтец – 3-й тропарь первого канона.
Певцы – стих: «Но о сем да хва́лится…». Чтец – Богородичен первого канона.
|
|
Певцы – стих: «Господь взы́де на Небеса́…». Чтец – 1-й тропарь второго канона.
Певцы – стих: «И даст кре́пость…». Чтец – 2-й тропарь второго канона.
Певцы: «Слава…». Чтец – 3-й тропарь второго канона.
Певцы: «И ныне…». Чтец – Богородичен второго канона.
Певцы – ирмос 3-й песни второго канона.
По 3-й песни132 – седален свт. Парфения, глас 3-й133. «Слава» – седален прп. Луки, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Со́лнца о́блаче...» (см. 11 февраля, в службе сщмч. Власия, по 3-й песни канона).
Песнь 4-я исполняется по аналогии с песнью 1-й.
Песнь 5-яисполняется по аналогии с песнью 1-й.
Песнь 6-яисполняется по аналогии с песнью 3-й134.
По 6-й песни – кондак свт. Парфения, глас 3-й: «Чуде́с прия́л еси Боже́ственную благода́ть...» (см. в Минее по 3-й песни канона). (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.)
Песнь 7-яисполняется по аналогии с песнью 1-й.
Песнь 8-я канона поется следующим образом: библейская песнь стихословится по Ирмологию от стиха «Благослови́те, вся дела́…» до «Благослови́те, огнь и вар…».
После стиха «Благослови́те, огнь и вар…» поется ирмос первого канона Минеи.
Певцы – стих: «Благослови́те, ро́сы и и́ней…». Чтец – 1-й и 2-й тропарь первого канона Минеи.
|
|
Певцы: «Благослови́те, сла́ны и сне́зи…». Чтец – 3-й тропарь.
Певцы: «Благослови́те, свет и тьма…». Чтец – 1-й и 2-й тропарь второго канона Минеи.
Певцы: «Благослови́те, земля́, го́ры…». Чтец – 3-й тропарь.
Певцы: «Благослови́те, исто́чницы…». Чтец – Богородичен второго канона.
Певцы: «Благослови́те, вся пти́цы небесныя…». Чтец – 1-й тропарь 1-го трипеснца Триоди.
Певцы: «Благослови́те, сы́нове…». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «Благослови́те, свяще́нницы…». Чтец – 3-й тропарь.
Певцы: «Благослови́те, ду́си…». Чтец – Богородичен 1-го трипеснца.
Певцы: «Благослови́те, Ана́ния, Аза́рия, Мисаи́л…». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца.
Певцы: «Благослови́те, апо́столи…». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «Благослови́м Отца, и Сына, и Святаго Духа, Го́спода». Чтец – Троичен трипеснца.
Певцы: «И ныне...». Чтец – Богородичен трипеснца.
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – тропарь трипеснца.
Певцы: «Хва́лим, благослови́м…» и ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 5-й: «Творца́ тва́ри…».
Поем «Честнейшую».
Затем ирмос песни 9-й первого канона Минеи и стих: «Благослове́н Госпо́дь Бог Изра́илев…». Чтец – 1-й и 2-й тропарь первого канона Минеи.
Певцы – стих: «И воздви́же рог спасе́ния нам…». Чтец – 3-й тропарь.
Певцы: «Я́коже глаго́ла…». Чтец – 1-й и 2-й тропарь второго канона Минеи.
Певцы: «Спасе́ние от враг…». Чтец – 3-й тропарь (Троичен).
Певцы: «Сотвори́ти ми́лость…». Чтец – Богородичен второго канона Минеи.
Певцы: «Кля́тву, еюже кля́тся…». Чтец – 1-й тропарь 1-го трипеснца.
Певцы: «Служи́ти Ему…». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «И ты, отроча́…». Чтец – 3-й тропарь.
Певцы: «Да́ти ра́зум…». Чтец – Богородичен.
Певцы: «В ни́хже посети́ нас…». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца.
Певцы: «Напра́вити но́ги на́ша…». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец – Троичен трипеснца.
Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен.
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – последний тропарь трипеснца.
Певцы – ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 5-й: «Иса́ие, лику́й…».
Светилен во вторник имеет окончание: «…молитвами, Господи, Предтечи Твоего, и спаси мя». На «Слава» и «И ныне» окончания те же, что и в понедельник.
Примечание. В этот день на хвалитех поются стихиры прп. Луки (с «Господи, воззвах»), глас 6-й – 4 (первая стихира дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Уязвле́ннаго мя...» (см. в службе Минеи 10 февраля, на «Господи, воззвах»), или Богородичен по гласу стихир Минеи, от меньших: «Вели́ких дарова́ний...». «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…» после стихир не произносится.
На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богоро́дице, Предста́тельство всех…». Прочее – как в понедельник.
Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник.
На 1-м часе – кафизма 13-я; на 3-м часе – кафизма 14-я; на 6-м часе – кафизма 15-я; на 9-м часе – кафизма 16-я.
На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 4-й: «Вонми́ гла́су моле́ния моего́, Царю́ мой и Боже мой»; стих: «Глаголы моя внуши́...». 2-й прокимен, глас тот же: «Господи, да не я́ростию Твоею обличи́ши мене́»; стих: «Помилуй мя, Господи...».
Изобразительны. Подробное изложение порядка богослужения изобразительных и вечерни см. 6 февраля.
Кондаки на изобразительных:
В храме Господском – кондак храма, кондак дня, кондак свт. Парфения, глас 3-й: «Чуде́с прия́л еси Боже́ственную благода́ть...» (см. в Минее по 3-й песни канона). «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
В храме Богородицы – кондак дня, кондак свт. Парфения, глас 3-й: «Чуде́с прия́л еси Боже́ственную благода́ть...» (см. в Минее по 3-й песни канона). «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – кондак дня, кондак храма, кондак свт. Парфения, глас 3-й: «Чуде́с прия́л еси Боже́ственную благода́ть...» (см. в Минее по 3-й песни канона). «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Примечание. Кондак храма Предтечи не произносится.
На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 2-й – 3, и Минеи, глас 4-й – 3 (с 8 февраля, вмч. Фео́дора Стратила́та)135. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же (см., например, 11 февраля, в службе сщмч. Вла́сия, на «Господи, воззвах»: «Распина́ема Христа́...»)136.
Примечание. Славники вмч. Фео́дора Стратила́та на «Господи, воззвах» (глас 8-й: «Бо́жиих даро́в...»), а также на стиховне вечерни (глас 5-й: «Днесь возсия́...») и утрени (глас 8-й: «Страда́льческий соста́вив по́двиг...») не поются, поскольку совершается постовое богослужение. Ср.: Минея, 8 февраля.
Паримии Триоди читаются с прокимнами: 1-й прокимен, глас 6-й: «Господи, Боже мой…», стих: «От всех гоня́щих мя…»; 2-й прокимен, глас 5-й: «Господи, Господь наш…», стих: «Яко взя́тся великоле́пие…».
Стихиры на стиховне Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «О пресла́внаго чудесе́!..».
Окончание вечерни – см. понедельник вечера 1-й седмицы (6 февраля).
Великое повечерие с каноном прп. Андрея Критского – по чину понедельника 1-й седмицы (см. 6 февраля).
129 В 2018 году богослужение вторника и среды 1-й седмицы имеет ряд особенностей, вызванных совершением в этот день службы двум святым. Поскольку первая седмица поста в структуре «Богослужебных указаний» является образцом для вседневных служб св. Четыредесятницы, при описании утрени во вторник (7 февраля) и в среду (8 февраля) сначала даются указания применительно к службе одного святого (наиболее распространенный случай в период Великого поста), а затем в примечаниях приводятся особенности данного дня при соединении со службой в честь двух святых.
130 Стихи 2-й библейской песни стихословятся только по вторникам святой Четыредесятницы.
131 По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 491), мученичен по 6-й песни предваряется стихом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев».
132 О кондаке прп. Луки, глас 8-й: «Избра́вый тя Бог...», Типикон умалчивает. В Минее синодального периода (см.: Минея-Февраль. Киев, 1893. Л. 70 об.) этот кондак также отсутствует.
133 Кондак свт. Парфения поется по 6-й песни канона.
134 Канон свт. Парфения в 6-й песни содержит ирмос, два тропаря и Богородичен, поэтому при пении канона святителя 1-й тропарь в данной песни исполняется дважды.
135 Стихиры прор. Заха́рии Серпови́дца, глас 8-й, переносятся на хвалитны утрени среды.
136 Указание Минеи на пение Крестобогородична, глас 8-й: «А́гница А́гнца яко ви́де...» (из службы 18 февраля), не может быть исполнено, поскольку этот Крестобогородичен соответствует стихирам прор. Заха́рии Серпови́дца (глас 8-й), которые не поются в данный день на «Господи, воззвах», а переносятся на хвалитны утрени среды.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 474; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!