Правовые ценности и ценность права



Гааг Людмила Владимировна

Зачет

Общая теория государства и права – Марченко (3 т – второй и третий том «право»); Проблемы ТГП – Радько + Актуальные проблемы права тоже Радько; Шагиева – Актуальные проблемы права; Головистикова, Дмитриев – Проблемы ТГП; Протасов – Проблемы теории права.

+ Журнал «Государство и право», «Российское право»

Понятие права

Подходы к правопониманию

За весь период развития правовой мысли (со времен античности) сложилось немало подходов к правопониманию. К 19 веку сложилось 4 течения естественного права. Мы остановимся на двух направлениях: позитивизм (позитивное право) и естественное право.

Теория позитивного права (ПП). Право – это система общеобязательных формально определенных устанавливаемых и обеспечиваемых государством норм. Алексеев определил позитивное право как реальный существующий в законах и иных источниках нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически дозволенное и недозволенное поведение и выносятся юридические решения.

Свойства позитивного права:

1) Нормативность – выраженность в нормах, закрепление в законах. Есть более глубокое значение нормативности – формулируя правила поведения, позитивное право вводит в жизнь общества, общественные отношения начало всеобщей нормальности, т.е закрепление «нормальности» - всеобщая признанность и допустимость. 

2) Формальная определенность – закрепленность в источниках – нормативно – правовых актах. Данное свойство появилось для того, что проинформировать каждого.

3) Связь с государством – государство придает нормам права общеобязательный характер в силу того, что нормой устанавливается санкция за нарушение правила поведения + контроль и возможность применять принуждение.

Главным достоинством позитивного права является то, что оно представляет собой нормативно – ценностный регулятор. Нормативный регулятор потому, что позитивное право вносит состояние всеобщей нормальности в общественную жизнь, а ценность заключается в том, что позитивное право позволяет оценивать поведение субъекта. И если поведение субъекта не соответствует данной нормальности, то возникает проблема, заключающаяся в правонарушении и как следствие причинение вреда.

Недостатки позитивизма – обращает внимание только на внешние признаки права, и мало уделяет внимания сущности права.

Теория естественного права. В основе естественного права лежит инстинкт выживания. Под естественным правом могут также понимать высший разум (теологическая теория). Еще одно понимание естественного права – этическая теория – это совокупность нравственных ценностей (но это как мораль).

Наиболее полно суть естественного права раскрыл Алексеев в работе «Право» - наряду с позитивным правом, исходящим от государства существует естественное право, которое представляет собой совокупность требований, обусловленных природой человека и общества – это означает, что это требование проистекает из природы самого человека и общества. Природа человека – человек имеет две стороны – биологическую и социальную. Естественная потребность определяет природу человека. Но и без общества человек выжить не может. Жить в обществе – значит устанавливать определенные правила. Сторонники естественного права говорят о том, что такое право нельзя отнять. Человек, начиная осознавать свои потребности, выражает их в правах и свободах – это сформулированные и официально признанные государством потребности человека. Любое общество требует упорядоченности, а для этого нужны правила, за нарушение которых нужно наказывать.

Таким образом, естественное право – это обусловленная природной социально – естественной средой, совокупность объективных социальных ценностей и потребностей человеческого бытия, находящихся в основаниях всех правовых систем всей мировой цивилизации.

Права и свободы – возможности человека, официально признанные государством и закрепленные в конституции и иных НПА.

Недостатки естественного права заключаются в основном в том, что оно не может полностью регулировать сложившийся современный порядок, т.к оно является потребностями, а не определенными правилами, поэтому оно не может быть регулятором и не может быть выраженным и закрепленным в позитивном праве.

Но не стоит забывать о единстве и неразрывности естественного и позитивного права: позитивное право признается необходимой формой существования естественного права; позитивное право находится в зависимости от правовой природы вещей; позитивное право как форма выражения придает естественному праву такие признаки, без которых он не может существовать.

Теоретики Керимов, Алексеев, Черненко считали, что нельзя ограничиваться при определении права только нормами и принципами, т.к оно должно действовать, быть динамичным.

Черненко выводил определение права как содержательного права – совокупность 5 элементов:

1) Основа – естественное право

2) Позитивное право – писанные законы

3) Принципы права и многообразные ненормативные правовые установки – акты применения права, различные договоры индивидуального характера

4) Правовая политика – комплекс целей, мер, задач, программ и установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права. Суть правовой политики заключается в том, что само общество должно научиться доводить свои интересы до государства, а государство определилось в направлениях своей политики.

5)Механизм реализации права – мало осознать потребности и недостаточно их сформулировать и закрепить, необходимо научиться их реализовывать.

Сущность права

Сущность – это совокупность устойчивых постоянных внутренних характеристик явления. Проф. Михальниченко говорит, что категория сущность отражает такие свойства исследуемого предмета, которые выражают его качественность, определенность. Сущность любого явления проявляется во внешних признаках, и обуславливает проявление внешних характеристик. Сущностные характеристики являются неотъемлемыми, они постоянны и устойчивы, т.е они не меняются от влияния внешних факторов. Сами характеристики устойчивы, но вопрос в том, как они реализуются во вне?

Свойства, которые в совокупности образуют сущность права:

1) Какими объективными историческими факторами обусловлено права, его содержание и действия? (материальный аспект). В частности, к таким факторам можно отнести переход к производству (происходит присвоение имущества отдельными общинами), изменения в социальной сфере, обуславливается новый набор потребностей, человек осознается себя как отдельную личность. У человека возникает желание действовать самому – потребность в свободе. На определенном этапе развития возникает потребность в установлении социально – оправданной меры свободы человека. Возникают противоречия между личным и общественным и нужно согласовать свою волю с волей общества.

2) Необходимо выяснить, чью организованную волю выражает право? Что в конечном итоге выражает данная воля? (социально – психологический аспект). Право выражает организованную волю общества – совокупность слоев, групп, индивидов

3) Кем такая воля официально формируется? Формируется – значит формулируется (политический аспект). Формулирует государство, анализирует суть конфликта, вырабатывает правила, обязательные к исполнению. Государство заинтересовано во всем обществе, в отличие, например, от партии.

4) В какой форме воля возводиться во всеобщий обязательный ранг? В форме НПА, в форме законодательного закрепления.

Сущность права – это организованная и согласованная воля различных социальных групп.

Право по своей сущности призвано обеспечить долговременный мир, отсюда сущностными признаками права является: нормативность, стабильность, авторитетность. Это внешние сущностные признаки права. Всякая норма есть обобщение наиболее типичных ситуаций и повторяющихся действий, это относится к нормативности, как сущностному признаку права. Право – это система норм, по – другому никак. Стабильность - действие права рассчитано на длительный период действия, а нормативные акты не должны быть разовые. Поэтому право должно быть нацелено на будущее состояние. Права не может быть неизменным, т.к общество само изменяется. Но право должно меняться постепенно, эволюционно, а государство должно заниматься прогнозированием. Авторитетность – общеизвестность права и его укорененность в сознании общества, т.е граждане понимают и принимают нормы права и реализуют их правомерно. В идеале реализация права должна быть добровольной. Авторитет права обеспечивается санкциями.

Правовые ценности и ценность права

Право выступает всеобщим регулятором, наиболее результативным по сравнению с другими регуляторами, например, моралью. Право несет в себе определенный набор ценностей, которые не только регламентируют нашу жизнь, но и позволяют оценивать.

Ценность – важная правая категория, потому что любые ценности имеют не только мировоззренческое значение, но и они напрямую связаны с правом. Ценности помогают при пробелах в праве, коллизиях найти решение проблемы.

Ценность – все то, что вызывает положительное отношение, рассматривается как благо, польза, представляет важность для человека и общества. Ценности многообразны: материальные, предметные (товары, услуги), эмоциональные, идеальные, не связанные со стремлением пользоваться ими (красота).

Правовые ценности и ценности в праве – понятия различные. Ценности в праве – по своей природе это не правовые категории, но они интегрированы правом, охвачены правом (например, жизнь и достоинство – по природе это не правовые категории, но право их защищает). Правовые ценности – это ценности, олицетворенные правом полностью или частично – не только охвачены правом, но это те ценности, которые благодаря праву приобретают характер ценностей, а вне права они таковыми не будут (например, свобода, хотя ее границы устанавливаются правом).

Основные правовые ценности – это свобода, равенство, справедливость, а также порядок и безопасность (две последние как следствие предыдущих). Эти ценности на разных этапах развития человечества не всегда проявляли себя в том смысле, в каком мы сейчас рассматриваем (в Древнем мире быть свободным от общества почти что умереть; сегодня равенство – принцип демократического государства, но в рабовладельческом обществе была жесткая система на группы, касты). Но таких универсальных ценностей нет, кроме, может быть, справедливости. Но все равно нужно о них говорить, т.к они некий идеал, определяющий перспективу. А если ни у кого не будет ценностей, все будут циниками, а это фу. Но эти ценности могут стать реальными только будучи оформленные правом.

Свобода. Идея свободы наиболее ярко проявила себя в эпоху Возрождения. В то время осознали, что свободное существование обеспечивает развитие человека и общества. Французская буржуазная революция – кульминация ценности свободы, в связи с принятием Декларации о правах человека. Свобода имеет две стороны: свобода помогает развитию человека, но свобода может обернуться произволом и хаосом. Возникает проблема, как обеспечить свободу как блага и ценности? Исключить негативные моменты. Свобода – это возможность и способность субъекта выбирать и действовать самостоятельно и независимо, но соотнося свои интересы и цели с интересами и целями общества. Для свободы характерна позитивность – возможность предпринимать, совершать активные действия. Два типа свободы – собственно позитивную свободу и негативную. Негативная свобода – человек действует, стремясь от чего – то освободиться – «свобода от…» Позитивная свобода – «свобода для…» - заставляет человека двигаться. Свобода от – свобода от всего, что сдерживает человека – это условие развития человека для «свободы для». Не всякая реализация и не любой цели является действием свободы. Проявлению свободы может сопутствовать любая цель, но главное, чтобы она не диктовалась из вне угрозами, потерями и т.д. Наличие выбора – свойство свободы. Делая выбор, человек возлагает на себя ответственность, и он отвечает за последствия, которые могут наступить от его действий. Поэтому не каждый готов к свободе. Свобода – есть основополагающий элемент человеческого бытия. Свобода помогает человеку осознавать прежде, чем делать. Свобода – есть источник восходящего развития человечества.

По семинарам: проблема структуры норм (статья Филимонова) – два или три элемента

Свобода должна иметь определенные границы – пределы, или меру свободы. Это нужно сделать с помощью норм позитивного права. Это устанавливается путем закрепления прав и обязанностей. Право человека – социальная возможность человека, официально принятая и закрепленная. Граница определяется обязанностями и запретами.

Еще одна правовая ценность – равенство. Мало закрепить меру свободы, т.к предполагается, что это должна быть равная мера свободы. Право – равная мера свободы поведения субъекта. Равенство, как сущностная характеристика права, имеет объективное начало и социальные корни. Но следует помнить о том, что равенство, как правовая ценность, имеет формальный характер. Равенство как объективная категория – равенство диктуется самим человеком и обществом в целом. Человек разумный, который осознает свою потребность в свободе и равенстве, и при этом он не один в обществе и есть другие, которые хотят получать блага. Человек должен осознать необходимость в самоограничении. Таким образом, нужно закрепить нормы для реализации равенства, учитывая интересы групп. Формальный характер равенства предполагает, что закрепление равного объема права не означает фактического равенства в действительности, может не быть равного набора возможностей, равной правоспособности и т.д. Фактическое равенство – объективное и правильное явление. Равенство – это ценность, т.к чтобы обеспечить развитие общества надо создать равные возможности для каждого, но это равенство формального и не должно перейти в фактическое, т.к люди разные.

Следующая ценность – справедливость. Человек хочет, чтобы справедливость была реальная, фактическая, а не формальная. Справедливость – правота, законное дело (Демокрит). Дж.Локк писал, что справедливость – это договор, подчинение закону, с одной стороны и как достижение гармонии между личными и общественными интересами, с другой стороны. В 20 в. широко распространились либеральные концепции, в частности, теория справедливости, автор – Дж.Роуз. Он говорил о двух содержательных принципах справедливости:

1) Каждое лицо должно обладать равными с другими правами на более широкую свободу (принцип формального равенства)

2) Социальное и экономическое неравенство должно быть открытым для всех на условиях честного равенства возможностей (человек должен иметь возможность перехода из одной социальной группы в другую)

Сегодня выделяют такие свойства справедливости:

· Справедливость не бывает однозначность, т.к она меняет свое содержание не только в эпохи, но и в рамках одного исторического периода;

· Важнейшие черты справедливости: равенство, пропорциональность, бескорыстие, самокритичность, доброжелательность, объективность; они раскрываются при оценке тех или иных явлений действительности;

· Справедливость существует как отношение между людьми (межличностное отношение) или иными социальными субъектами;

· Справедливость связаны с реальным положением личности в обществе – как оценивают поведение личности окружающие

· Справедливость несет в себе равноправное отношение. Если в праве равенство – формальная категория, то в справедливости – фактическая. Равенство в справедливости проявляется в том, что позиция каждого оценивается одной равной мерой и это делает ее фактической.

Справедливость несет в себе выражение и закрепление равных начал в отношениях между людьми, которое должно проявляется соразмерность оценки и поведения конкретного субъекта со стороны общества. Оценивается поведение исходя из равной меры. Соразмерность - между трудом и наказанием, вредом и возмещением и т.д.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1525; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!