Подходы к пониманию сущности права



Вопросы по актуальным проблемам общей теории права для подготовки к экзамену

Определение права. Проблемы выделения основных характеристик права

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность государством.

Признаки права:

социальность;

общий характер;

универсальность;

нормативность;

связь с государством;

властно-волевой характер;

общеобязательность;

формальная определенность;

системность;

обеспеченность силой государственного принуждения.

Социальность права (позитивного права) заключается в том, что в современном обществе оно выступает важнейшим социальным регулятором. При этом следует иметь в виду, что право может регулировать не все общественные отношения, а лишь те которые поддаются внешнему воздействию и контролю.

Общий характер права означает его неперсонифицированность (обезличенность, адресованность неопределенному кругу лиц) и многократность регулирующего воздействия (рассчитанность не на конкретные отношения, случаи, а на неопределенное число одинаковых, типичных отношений и случаев).

Универсальность права выражается в том, что будучи социальным регулятором, право устанавливает равно единые правила поведения для всех без исключения членов общества.

Нормативность права (позитивного права) выражается в том, что право состоит из норм, т.е. правил, определяющих типичные модели поведения людей в типичных ситуациях. Эти правила определяют нормативы (границы, пределы) нормального (правильного) с точки зрения общества и государства поведения.

Связь с государством и властно-волевой характер позитивного права выражается в том, что оно возникает не само по себе, а по воле государства. Нормы позитивного права либо непосредственно устанавливаются государством, его органами, либо возникают в результате государственного санкционирования, когда государство или признаёт в качестве правовых какие-то неправовые нормы (например, обычаи), или разрешает устанавливать нормы права определенным негосударственным субъектам (например, органам местного самоуправления). Во всех случаях позитивное право появляется по воле государства и выступает в качестве государственного регулятора общественных отношений. Кроме того, волевой характер позитивного права проявляется еще и в том, что в его нормах в качестве государственной выражена согласованная воля всех социальных групп.

Общеобязательность как свойство права, означает безусловную необходимость соблюдения и исполнения его требований для всех без исключения лиц, которым оно адресовано.

Формальная определенность. Этот признак довольно часто выделяют среди признаков права, поскольку нормы позитивного права в основной своей массе обладают формальной определенностью. Это проявляется в том, что подавляющее большинство правовых норм письменно, формально закреплено в различных официальных документах (законах, кодексах, договорах и т.д.) или других источниках (например, в священных книгах). Это делает правовые нормы доступными для восприятия и придает им известную четкость и определенность.

Обеспеченность силой государственного принуждения выражается в том, что государство, создав правовые нормы, вместе с тем и гарантирует их, обеспечивая возможностью принуждения. Для этого в нормах права предусматриваются различные меры воздействия, которые государство может применить к тем, кто отступает от требований правовых норм, не выполняет содержащиеся в них предписания.

Системность права проявляется во-первых, в том, что нормы, из которых состоит позитивное право, находятся в определенном единстве, в системе и тесно связаны между собой. Они регулируют общественные отношения не в одиночку, не каждая сама по себе, а в комплексе, во взаимодействии друг с другом, объединяясь в институты и отрасли права. Право (особенно это относится к современному праву) – не простая совокупность норм, а единая в масштабах всего государства их система.

Во-вторых, свойство системности предполагает неразрывную взаимосвязь естественного, позитивного и субъективного права. Объективное и субъективное право связаны между собой и находятся в неразрывном единстве. Это единство выражается хотя бы в том, что субъективные права закрепляются прежде всего в нормах позитивного права, т.е. в объективном праве как определенные возможности, возможности того или иного поведения участников общественных отношений, выражающие меру их свободы. В то же время субъективное право производно от объективного.

 

 

2.Проблемы определения сущности права.

 Сущность права

 

 

Вопрос о сущности права тесно связан с вопросом о понятии права, но имеет вместе с тем самостоятельное значение. Если понятие права отражает основные, наиболее существенные признаки права, то сущность говорит о том, что есть право само по себе, в чем его смысл и внутренняя основа. Сущность – это как бы скрытая, невидимая сторона права, его душа, суть, без которой нет права как такового.

С точки зрения сущности право представляет объективно обусловленный уровнем общественного развития справедливый масштаб свободы личности, находящий свое внешнее проявление как возведенная в закон властная государственная воля, отражающая результат борьбы и согласования свободных воль всех социальных групп через призму воли и интересов социально сильной группы.

Подходы к пониманию сущности права

 

 

Сущность права в его социальном назначении – в регулировании общественных отношений, в организации управления обществом. Немаловажным моментом здесь является то, чью волю выражает право, чьи интересы представляет.

Существуют два основных подхода к сущности права: узкогрупповой и общесоциальный.

Узкогрупповой подход определяет право как систему гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю социально сильной группы, при этом используются методы насилия, подавления и принуждения.

Общесоциальный подход к понятию права заключаются в том, что право есть средство достижения компромисса, согласия, взаимных уступок.

Сущность – это совокупность устойчивых постоянных внутренних характеристик явления. Проф. Михальниченко говорит, что категория сущность отражает такие свойства исследуемого предмета, которые выражают его качественность, определенность. Сущность любого явления проявляется во внешних признаках, и обуславливает проявление внешних характеристик. Сущностные характеристики являются неотъемлемыми, они постоянны и устойчивы, т.е они не меняются от влияния внешних факторов. Сами характеристики устойчивы, но вопрос в том, как они реализуются во вне?

Свойства, которые в совокупности образуют сущность права:

1) Какими объективными историческими факторами обусловлено права, его содержание и действия? (материальный аспект). В частности, к таким факторам можно отнести переход к производству (происходит присвоение имущества отдельными общинами), изменения в социальной сфере, обуславливается новый набор потребностей, человек осознается себя как отдельную личность. У человека возникает желание действовать самому – потребность в свободе. На определенном этапе развития возникает потребность в установлении социально – оправданной меры свободы человека. Возникают противоречия между личным и общественным и нужно согласовать свою волю с волей общества.

2) Необходимо выяснить, чью организованную волю выражает право? Что в конечном итоге выражает данная воля? (социально – психологический аспект). Право выражает организованную волю общества – совокупность слоев, групп, индивидов

3) Кем такая воля официально формируется? Формируется – значит формулируется (политический аспект). Формулирует государство, анализирует суть конфликта, вырабатывает правила, обязательные к исполнению. Государство заинтересовано во всем обществе, в отличие, например, от партии.

4) В какой форме воля возводиться во всеобщий обязательный ранг? В форме НПА, в форме законодательного закрепления.

Сущность права – это организованная и согласованная воля различных социальных групп.

Право по своей сущности призвано обеспечить долговременный мир, отсюда сущностными признаками права является: нормативность, стабильность, авторитетность. Это внешние сущностные признаки права. Всякая норма есть обобщение наиболее типичных ситуаций и повторяющихся действий, это относится к нормативности, как сущностному признаку права. Право – это система норм, по – другому никак. Стабильность - действие права рассчитано на длительный период действия, а нормативные акты не должны быть разовые. Поэтому право должно быть нацелено на будущее состояние. Права не может быть неизменным, т.к общество само изменяется. Но право должно меняться постепенно, эволюционно, а государство должно заниматься прогнозированием. Авторитетность – общеизвестность права и его укорененность в сознании общества, т.е граждане понимают и принимают нормы права и реализуют их правомерно. В идеале реализация права должна быть добровольной. Авторитет права обеспечивается санкциями.

 

3.Ценность права

Ценность права – способность права служить средством удовлетворения общих и частных интересов и потребностей человека и общества, быть полезным, значимым, необходимым.

Право выступает всеобщим регулятором, наиболее результативным по сравнению с другими регуляторами, например, моралью. Право несет в себе определенный набор ценностей, которые не только регламентируют нашу жизнь, но и позволяют оценивать.

Ценность – важная правая категория, потому что любые ценности имеют не только мировоззренческое значение, но и они напрямую связаны с правом. Ценности помогают при пробелах в праве, коллизиях найти решение проблемы.

Ценность – все то, что вызывает положительное отношение, рассматривается как благо, польза, представляет важность для человека и общества. Ценности многообразны: материальные, предметные (товары, услуги), эмоциональные, идеальные, не связанные со стремлением пользоваться ими (красота).

Правовые ценности и ценности в праве – понятия различные. Ценности в праве – по своей природе это не правовые категории, но они интегрированы правом, охвачены правом (например, жизнь и достоинство – по природе это не правовые категории, но право их защищает). Правовые ценности – это ценности, олицетворенные правом полностью или частично – не только охвачены правом, но это те ценности, которые благодаря праву приобретают характер ценностей, а вне права они таковыми не будут (например, свобода, хотя ее границы устанавливаются правом).

Основные правовые ценности – это свобода, равенство, справедливость, а также порядок и безопасность (две последние как следствие предыдущих). Эти ценности на разных этапах развития человечества не всегда проявляли себя в том смысле, в каком мы сейчас рассматриваем (в Древнем мире быть свободным от общества почти что умереть; сегодня равенство – принцип демократического государства, но в рабовладельческом обществе была жесткая система на группы, касты). Но таких универсальных ценностей нет, кроме, может быть, справедливости. Но все равно нужно о них говорить, т.к они некий идеал, определяющий перспективу. А если ни у кого не будет ценностей, все будут циниками, а это фу. Но эти ценности могут стать реальными только будучи оформленные правом.

Свобода. Идея свободы наиболее ярко проявила себя в эпоху Возрождения. В то время осознали, что свободное существование обеспечивает развитие человека и общества. Французская буржуазная революция – кульминация ценности свободы, в связи с принятием Декларации о правах человека. Свобода имеет две стороны: свобода помогает развитию человека, но свобода может обернуться произволом и хаосом. Возникает проблема, как обеспечить свободу как блага и ценности? Исключить негативные моменты. Свобода – это возможность и способность субъекта выбирать и действовать самостоятельно и независимо, но соотнося свои интересы и цели с интересами и целями общества. Для свободы характерна позитивность – возможность предпринимать, совершать активные действия. Два типа свободы – собственно позитивную свободу и негативную. Негативная свобода – человек действует, стремясь от чего – то освободиться – «свобода от…» Позитивная свобода – «свобода для…» - заставляет человека двигаться. Свобода от – свобода от всего, что сдерживает человека – это условие развития человека для «свободы для». Не всякая реализация и не любой цели является действием свободы. Проявлению свободы может сопутствовать любая цель, но главное, чтобы она не диктовалась из вне угрозами, потерями и т.д. Наличие выбора – свойство свободы. Делая выбор, человек возлагает на себя ответственность, и он отвечает за последствия, которые могут наступить от его действий. Поэтому не каждый готов к свободе. Свобода – есть основополагающий элемент человеческого бытия. Свобода помогает человеку осознавать прежде, чем делать. Свобода – есть источник восходящего развития человечества.

По семинарам: проблема структуры норм (статья Филимонова) – два или три элемента

Свобода должна иметь определенные границы – пределы, или меру свободы. Это нужно сделать с помощью норм позитивного права. Это устанавливается путем закрепления прав и обязанностей. Право человека – социальная возможность человека, официально принятая и закрепленная. Граница определяется обязанностями и запретами.

Еще одна правовая ценность – равенство. Мало закрепить меру свободы, т.к предполагается, что это должна быть равная мера свободы. Право – равная мера свободы поведения субъекта. Равенство, как сущностная характеристика права, имеет объективное начало и социальные корни. Но следует помнить о том, что равенство, как правовая ценность, имеет формальный характер. Равенство как объективная категория – равенство диктуется самим человеком и обществом в целом. Человек разумный, который осознает свою потребность в свободе и равенстве, и при этом он не один в обществе и есть другие, которые хотят получать блага. Человек должен осознать необходимость в самоограничении. Таким образом, нужно закрепить нормы для реализации равенства, учитывая интересы групп. Формальный характер равенства предполагает, что закрепление равного объема права не означает фактического равенства в действительности, может не быть равного набора возможностей, равной правоспособности и т.д. Фактическое равенство – объективное и правильное явление. Равенство – это ценность, т.к чтобы обеспечить развитие общества надо создать равные возможности для каждого, но это равенство формального и не должно перейти в фактическое, т.к люди разные.

Следующая ценность – справедливость. Человек хочет, чтобы справедливость была реальная, фактическая, а не формальная. Справедливость – правота, законное дело (Демокрит). Дж.Локк писал, что справедливость – это договор, подчинение закону, с одной стороны и как достижение гармонии между личными и общественными интересами, с другой стороны. В 20 в. широко распространились либеральные концепции, в частности, теория справедливости, автор – Дж.Роуз. Он говорил о двух содержательных принципах справедливости:

1. Каждое лицо должно обладать равными с другими правами на более широкую свободу (принцип формального равенства)

2. Социальное и экономическое неравенство должно быть открытым для всех на условиях честного равенства возможностей (человек должен иметь возможность перехода из одной социальной группы в другую)

Сегодня выделяют такие свойства справедливости:

1. Справедливость не бывает однозначность, т.к она меняет свое содержание не только в эпохи, но и в рамках одного исторического периода;

2. Важнейшие черты справедливости: равенство, пропорциональность, бескорыстие, самокритичность, доброжелательность, объективность; они раскрываются при оценке тех или иных явлений действительности;

3. Справедливость существует как отношение между людьми (межличностное отношение) или иными социальными субъектами;

4. Справедливость связаны с реальным положением личности в обществе – как оценивают поведение личности окружающие

5. Справедливость несет в себе равноправное отношение. Если в праве равенство – формальная категория, то в справедливости – фактическая. Равенство в справедливости проявляется в том, что позиция каждого оценивается одной равной мерой и это делает ее фактической.

Справедливость несет в себе выражение и закрепление равных начал в отношениях между людьми, которое должно проявляется соразмерность оценки и поведения конкретного субъекта со стороны общества. Оценивается поведение исходя из равной меры. Соразмерность - между трудом и наказанием, вредом и возмещением и т.д.

Социальное назначение права изучается философией права. Рассматриваются как равнозначные понятия: необходимость, назначение, ценность, цели. Нам важны его необходимость и назначение. Ценность – характеристика предмета с точки зрения его полезности и вредности. Ценность права нужно рассматривать как благо.

Общая цель права служить инструментом социального регулирования в руках государства. С его помощь субъекты реализуют свои потребности. Реализовать эту потребность помогает общеобязательность права. Реализовывать общую цель позволяет общеобязательность права основывается на силе государства.

Конкретные цели:

1. закрепление наиболее ценных, прогрессивных, демократических, гуманных для развития общества отношений – реализуется путем указания направления для индивида;

2. вытеснение из общественной жизни негативных форм поведения путем их запрета;

3. право – это орудие преобразования общества, как средство проведения государственной политике. Может быть достигнута путем: установление необходимого доминирующим слоям общества поведения и ограничение власти государства обществом;

4. установление стабильных устойчивых прогнозируемых форм поведения

5. обеспечение учета различных интересов и выражение их в общих предписаниях, то есть обеспечение компромисса;

6. разрешение конфликтов между людьми и их объединениями, восстановление гражданского мира;

7. гарантирование определенных свобод для людей и защита от произвола и притеснения;

8. использование прав как критерия, масштаба для сравнения реального поведения с идеалом;

9. установление мер воздействия государства на лиц, нарушающих указанные правила поведения.

С учетом этого, польза от позитивного права может быть экономической, духовной, культурной и т.д., нацеленной на реализацию конкретных задач: развитие экономики построение правового государства и гражданского общества.

Право как необходимое средство регулирования общественных отношений. Все это инструментальная ценность права.

Самостоятельная ценность права заключается в том, что право – это элемент культуры общества, достижения человеческой цивилизации. То есть право – это такое общественно полезное явление, независимо от того какие идеи оно проводит в жизнь.

Ценность естественного права заключается в том, что:

1. оно содержит идеалы для позитивного права, оно указывает какое должно быть справедливое, разумное, нравственное, право;

2. является основой теории правового государства;

3. обеспечивает человеку самоуважение, автономию, самостоятельность;

4. придает авторитет правам человека, объявляя их естественными и неотъемлемыми;

5. служит средством против злоупотребления власти государственных органов и должностных лиц.

В этих проявлениях активная роль права, которая выражается и в его функциях

 

4.Свобода и равенство как правовые ценности

Право выступает всеобщим регулятором, наиболее результативным по сравнению с другими регуляторами, например, моралью. Право несет в себе определенный набор ценностей, которые не только регламентируют нашу жизнь, но и позволяют оценивать.

Ценность – важная правая категория, потому что любые ценности имеют не только мировоззренческое значение, но и они напрямую связаны с правом. Ценности помогают при пробелах в праве, коллизиях найти решение проблемы.

Ценность – все то, что вызывает положительное отношение, рассматривается как благо, польза, представляет важность для человека и общества. Ценности многообразны: материальные, предметные (товары, услуги), эмоциональные, идеальные, не связанные со стремлением пользоваться ими (красота).

Правовые ценности и ценности в праве – понятия различные. Ценности в праве – по своей природе это не правовые категории, но они интегрированы правом, охвачены правом (например, жизнь и достоинство – по природе это не правовые категории, но право их защищает). Правовые ценности – это ценности, олицетворенные правом полностью или частично – не только охвачены правом, но это те ценности, которые благодаря праву приобретают характер ценностей, а вне права они таковыми не будут (например, свобода, хотя ее границы устанавливаются правом).

Основные правовые ценности – это свобода, равенство, справедливость, а также порядок и безопасность (две последние как следствие предыдущих). Эти ценности на разных этапах развития человечества не всегда проявляли себя в том смысле, в каком мы сейчас рассматриваем (в Древнем мире быть свободным от общества почти что умереть; сегодня равенство – принцип демократического государства, но в рабовладельческом обществе была жесткая система на группы, касты). Но таких универсальных ценностей нет, кроме, может быть, справедливости. Но все равно нужно о них говорить, т.к они некий идеал, определяющий перспективу. А если ни у кого не будет ценностей, все будут циниками, а это фу. Но эти ценности могут стать реальными только будучи оформленные правом.

Свобода. Идея свободы наиболее ярко проявила себя в эпоху Возрождения. В то время осознали, что свободное существование обеспечивает развитие человека и общества. Французская буржуазная революция – кульминация ценности свободы, в связи с принятием Декларации о правах человека. Свобода имеет две стороны: свобода помогает развитию человека, но свобода может обернуться произволом и хаосом. Возникает проблема, как обеспечить свободу как блага и ценности? Исключить негативные моменты. Свобода – это возможность и способность субъекта выбирать и действовать самостоятельно и независимо, но соотнося свои интересы и цели с интересами и целями общества. Для свободы характерна позитивность – возможность предпринимать, совершать активные действия. Два типа свободы – собственно позитивную свободу и негативную. Негативная свобода – человек действует, стремясь от чего – то освободиться – «свобода от…» Позитивная свобода – «свобода для…» - заставляет человека двигаться. Свобода от – свобода от всего, что сдерживает человека – это условие развития человека для «свободы для». Не всякая реализация и не любой цели является действием свободы. Проявлению свободы может сопутствовать любая цель, но главное, чтобы она не диктовалась из вне угрозами, потерями и т.д. Наличие выбора – свойство свободы. Делая выбор, человек возлагает на себя ответственность, и он отвечает за последствия, которые могут наступить от его действий. Поэтому не каждый готов к свободе. Свобода – есть основополагающий элемент человеческого бытия. Свобода помогает человеку осознавать прежде, чем делать. Свобода – есть источник восходящего развития человечества.

По семинарам: проблема структуры норм (статья Филимонова) – два или три элемента

Свобода должна иметь определенные границы – пределы, или меру свободы. Это нужно сделать с помощью норм позитивного права. Это устанавливается путем закрепления прав и обязанностей. Право человека – социальная возможность человека, официально принятая и закрепленная. Граница определяется обязанностями и запретами.

Еще одна правовая ценность – равенство. Мало закрепить меру свободы, т.к предполагается, что это должна быть равная мера свободы. Право – равная мера свободы поведения субъекта. Равенство, как сущностная характеристика права, имеет объективное начало и социальные корни. Но следует помнить о том, что равенство, как правовая ценность, имеет формальный характер. Равенство как объективная категория – равенство диктуется самим человеком и обществом в целом. Человек разумный, который осознает свою потребность в свободе и равенстве, и при этом он не один в обществе и есть другие, которые хотят получать блага. Человек должен осознать необходимость в самоограничении. Таким образом, нужно закрепить нормы для реализации равенства, учитывая интересы групп. Формальный характер равенства предполагает, что закрепление равного объема права не означает фактического равенства в действительности, может не быть равного набора возможностей, равной правоспособности и т.д. Фактическое равенство – объективное и правильное явление. Равенство – это ценность, т.к чтобы обеспечить развитие общества надо создать равные возможности для каждого, но это равенство формального и не должно перейти в фактическое, т.к люди разные.

 

5.Справедливость как правовая ценность

Право выступает всеобщим регулятором, наиболее результативным по сравнению с другими регуляторами, например, моралью. Право несет в себе определенный набор ценностей, которые не только регламентируют нашу жизнь, но и позволяют оценивать.

Ценность – важная правая категория, потому что любые ценности имеют не только мировоззренческое значение, но и они напрямую связаны с правом. Ценности помогают при пробелах в праве, коллизиях найти решение проблемы.

Ценность – все то, что вызывает положительное отношение, рассматривается как благо, польза, представляет важность для человека и общества. Ценности многообразны: материальные, предметные (товары, услуги), эмоциональные, идеальные, не связанные со стремлением пользоваться ими (красота).

Правовые ценности и ценности в праве – понятия различные. Ценности в праве – по своей природе это не правовые категории, но они интегрированы правом, охвачены правом (например, жизнь и достоинство – по природе это не правовые категории, но право их защищает). Правовые ценности – это ценности, олицетворенные правом полностью или частично – не только охвачены правом, но это те ценности, которые благодаря праву приобретают характер ценностей, а вне права они таковыми не будут (например, свобода, хотя ее границы устанавливаются правом).

Основные правовые ценности – это свобода, равенство, справедливость, а также порядок и безопасность (две последние как следствие предыдущих). Эти ценности на разных этапах развития человечества не всегда проявляли себя в том смысле, в каком мы сейчас рассматриваем (в Древнем мире быть свободным от общества почти что умереть; сегодня равенство – принцип демократического государства, но в рабовладельческом обществе была жесткая система на группы, касты). Но таких универсальных ценностей нет, кроме, может быть, справедливости. Но все равно нужно о них говорить, т.к они некий идеал, определяющий перспективу. А если ни у кого не будет ценностей, все будут циниками, а это фу. Но эти ценности могут стать реальными только будучи оформленные правом.

Следующая ценность – справедливость. Человек хочет, чтобы справедливость была реальная, фактическая, а не формальная. Справедливость – правота, законное дело (Демокрит). Дж.Локк писал, что справедливость – это договор, подчинение закону, с одной стороны и как достижение гармонии между личными и общественными интересами, с другой стороны. В 20 в. широко распространились либеральные концепции, в частности, теория справедливости, автор – Дж.Роуз. Он говорил о двух содержательных принципах справедливости:

Каждое лицо должно обладать равными с другими правами на более широкую свободу (принцип формального равенства)

Социальное и экономическое неравенство должно быть открытым для всех на условиях честного равенства возможностей (человек должен иметь возможность перехода из одной социальной группы в другую)

Сегодня выделяют такие свойства справедливости:

Справедливость не бывает однозначность, т.к она меняет свое содержание не только в эпохи, но и в рамках одного исторического периода;

Важнейшие черты справедливости: равенство, пропорциональность, бескорыстие, самокритичность, доброжелательность, объективность; они раскрываются при оценке тех или иных явлений действительности;

Справедливость существует как отношение между людьми (межличностное отношение) или иными социальными субъектами;

Справедливость связаны с реальным положением личности в обществе – как оценивают поведение личности окружающие

Справедливость несет в себе равноправное отношение. Если в праве равенство – формальная категория, то в справедливости – фактическая. Равенство в справедливости проявляется в том, что позиция каждого оценивается одной равной мерой и это делает ее фактической.

Справедливость несет в себе выражение и закрепление равных начал в отношениях между людьми, которое должно проявляется соразмерность оценки и поведения конкретного субъекта со стороны общества. Оценивается поведение исходя из равной меры. Соразмерность - между трудом и наказанием, вредом и возмещением и т.д.

 

6.Основные концепции правопонимания.

Основные теории правопонимания

Теория естественного права зародилась в Древней Греции и Древнем Риме, но основное распространение получила в ХVII-ХVIII веках. Во второй половине ХIХ в. была вытеснена юридическим позитивизмом, однако в ХХ в. возродилась вновь. В настоящее время имеет значительное распространение в отечественной юриспруденции.

Основная идея теории естественного права состоит в том, что в обществе наряду с позитивным правом, которое создается государством, существует и так называемое естественное право, которое не создается никем, а возникает само по себе и вытекает либо из природы человека, либо из природы вещей, либо из универсального вселенского порядка. Позитивное право – это законы, нормы, которые устанавливаются или санкционируются, т.е. признаются государством и, как правило, письменно закреплены. Естественное же право – это неписаное право, которое «живет» в сознании людей, в их представлениях о добре, свободе, справедливости, о естественных, неотъемлемых правах, свойственных человеку от рождения (праве на жизнь, свободу, равенство, частную собственность и т.д.). Государство не может посягать на естественные права человека и должно их уважать.

Поскольку естественное право трактовалось как право, складывающееся в обществе само по себе, оно считалось единственно правильным и рассматривалось в качестве критерия позитивного права. С точки зрения сторонников теории естественного права позитивное право только тогда может считаться правом, когда оно основывается на естественном праве и соответствует ему. Исходя из этого, теория естественного права различает право и закон. Она не сводит право к закону, установленному государством, поскольку последний может и не соответствовать естественному праву.

Историческая школа права сформировалась в конце ХVIII-начале ХIХ вв. и явилась определенной реакцией на теорию естественного права, избрав её главной мишенью своей критики. Основное внимание уделяла вопросам возникновения и истории права.

Говоря о праве, создатели исторической школы права считали, что действующее в обществе право не сводится к совокупности предписаний, исходящих от государства. Право возникает спонтанно и своим происхождением не обязано государству. Оно, подобно языку, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, не дано Богом, а создается, складывается постепенно путем самостоятельного развития через стихийное образование норм общения, добровольно принимаемых народом. Право – это прежде всего исторически сложившиеся правовые обычаи, произрастающие из глубин народного сознания, из недр национального, народного духа. Что же касается предписаний государства, то они составляют позитивное право, которое производно от права обычного и способно лишь помочь его упорядочению.

Психологическая теория права. Ее родоначальником считается русский ученый Л.И. Петражицкий. Возникла в начале ХХ века. Согласно этой теории право является элементом человеческой психики. Оно есть определенные психические переживания, правовые эмоции человека. Л.И. Петражицкий подразделял право на позитивное и интуитивное. К позитивному он относил право, выраженное в определенных внешних источниках (законах, кодексах, обычаях и т.д.), а к интуитивному – психические переживания каждого отдельного индивида или группы лиц. По мнению Л.И. Петражицкого интуитивное право есть там, где существуют так называемые императивно-атрибутивные переживания, т.е. такие психические переживания, которые связаны с представлением одного человека, пользующегося каким-либо правом, требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке. Интуитивное право по отношению к позитивному праву обладает приоритетом и является источником его преобразования, ибо правовые эмоции при определенных условиях объективируются в нормах позитивного права. Кроме того, Л.И. Петражицкий различал право официальное и неофициальное. Под первым он подразумевал право, которое применяется и поддерживается государственной властью, под вторым – право, которое создается теми или иными социальными группами независимо от государства.

По сути дела и Л.И. Петражицкий, и его последователи отождествляли право с правосознанием, с той его частью, которая относится к правовым чувствам, эмоциям, переживаниям людей.

Социологическая теория права (социологическая юриспруденция) зародилась во второй половине ХIХ в., но основное развитие получила в ХХ в., особенно в США.

Различные направления этой теории сходятся в том, что право не следует сводить к нормам, выраженным в законах государства. Более того, отдельные ее представители вообще не считают нормы законов правом. С точки зрения социологической юриспруденции право необходимо искать в самих общественных отношениях. Оно есть не что иное, как сложившийся в обществе порядок, сеть конкретных правоотношений и действия их участников. Это так называемое «живое» право, которое нужно отличать от «мертвого» закона. И поскольку закон может не выражать права, судьи и другие должностные лица, применяя закон при решении конкретных дел, вправе его исправлять, корректировать и, опираясь на «живое» право, решить дело по своему усмотрению. Отыскивая право в самих общественных отношениях, они затем закрепляют его в своих решениях, в связи с чем право, как таковое, получает реальное выражение в судебных и административных решениях. Кроме того, социологическая юриспруденция считает, что право получает реальное выражение также в правилах, которые фактически и независимо от государства складываются в деятельности различных объединений людей.

Юридический позитивизм. Основные его представители – Д. Остин, К. Бергбом, Г.Ф. Шершеневич. Возник в середине ХIХ в. как теория, оппозиционная теории естественного права. Юридический позитивизм отвергал идею естественного права, считая её заблуждением. Для него право – это только позитивное право, т.е. нормы, правила поведения, установленные или санкционированные государством и адресованные членам общества. А так как эти нормы закрепляются преимущественно в издаваемых государством нормативных актах, законах, то право и есть законы, установленные государством. Причем какими бы ни были эти законы, демократическими или недемократическими, гуманными или негуманными, справедливыми или несправедливыми, они все равно являются правом, поскольку теорию юридического позитивизма нравственное или какое-либо другое содержание законов совершенно не интересовало.

Близким юридическому позитивизму по духу является нормативизм, основоположником которого считается Г. Кельзен. Нормативизм возник в первой половине ХХ в., как «чистое учение о праве». «Чистота» этого учения помысли Г. Кельзена состоит в том, что оно изучает только право, освобождая право от всего того, что им не является.

С точки зрения нормативизма право – это сфера долженствования, это ступенчатая система, пирамида норм, содержащих правила должного поведения и закрепленных в законах и иных официальных актах государства. Вершину этой пирамиды составляет некая (гипотетическая) основная норма, которая принимается законодателем за исходную для обоснования всего правопорядка. Из основной нормы вытекают все остальные нормы права, вплоть до так называемых индивидуальных норм, создаваемых судебными и административными органами при решении конкретных дел. Вследствие этого право трактуется как замкнутая регулятивная система, в которой нормы находятся в строгой иерархии (соподчинении) и каждая норма приобретает обязательность благодаря только тому, что соответствует норме более высокой силы.

Марксистская теория права возникла в середине ХIХ в., основное развитие получила в ХХ в. в советской теории права и теории права других социалистических стран.

С точки зрения марксистско-ленинской теории право есть возведенная в закон воля экономически господствующих классов. Содержание этой воли определяется материальными, т.е. экономическими, условиями жизни общества, а возведение ее в закон осуществляется государством путем установления или санкционирования определенных норм. В советской юридической науке и юридической науке других социалистических стран право обычно определялось как совокупность или система общеобязательных норм, которые устанавливаются или санкционируются государством, обеспечиваются им, выражают волю экономически господствующих классов или народа (в социалистическом обществе) и выступают в качестве регуляторов общественных отношений.

Каждая из этих теорий своеобразна, в них находят сове отражение различные сущностные стороны такого сложного многогранного, многоаспектного социального института, каким является право. В современной юридической науке право рассматривается с позиций интегративного подхода, который объединяет различные направления правопонимания.

 

7.Принципы права: проблемы понятия и классификации.

Принципы права это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие закономерности и сущность права как специфического социального регулятора.

Принципы права выражают закономерности права, им присущи многие черты, характерные для права в целом. Они имеют высокий уровень обобщения и абстрагирования нормативных предписаний, представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Они либо прямо сформулированы в нормах права, либо выводятся из анализа содержания определенной совокупности норм, общего смысла законов.

Классификация принципов права:

1) В зависимости от своего характера – социально-экономические, политические, идеологические, этические, религиозные и специально-юридические.

К специально-юридическим принципам относят:

- принцип общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритета этих норм перед всеми иными социальными нормами;

- принцип непротиворечивости норм, составляющих действующую правовую систему государства, и приоритет закона перед иными нормативно-правовыми актами;

- принцип подразделения правовой системы государства на публичное и частное право, на относительно самостоятельные отрасли и институты права;

- принцип соответствия между объективным и субъективным правом, между нормами права и правовыми отношениями, между правом и его осуществлением;

 

- принцип социальной свободы, выраженный в системе субъективных прав, субъектов общественных отношений, равенство перед законом и судом, равноправие;

- принцип законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанность нормами законодательства деятельности всех должностных лиц государственных органов;

- принцип справедливости, выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению;

- принцип юридической ответственности только за виновное противоправное поведение и признания каждого невиновным до тех пор, пока вина не будет установлена в судебном порядке; презумпция невиновности;

- принцип недопустимости обратной силы законов, устанавливающих новую или более тяжелую юридическую ответственность, и гуманности наказания, способствующего исправлению осужденного.

2) В зависимости от степени распространения – распространяющиеся на всю систему права; на несколько отраслей; отдельную отрасль права; межотраслевые.

Распространяющиеся на всю систему права:

- принцип социальной справедливости,

- принцип гуманизма,

- принцип равноправия,

- принцип законности в процессе создания и реализации норм права,

- принцип единства юридических прав и обязанностей,

- принцип демократизма и др.

К межотраслевым относятся правовые принципы, охватывающие собой две или более отраслей права (в качестве примера можно привести принципы процессуальных отраслей права, такие как независимость судей, состязательность судебного процесса и т.п.).

К отраслевым принципам относятся принципы права, распространяющиеся лишь на отдельные отрасли права – конституционное, гражданское, уголовное, земельное, трудовое и др. Например, для земельного права России свойственны такие правовые принципы, как принцип множественности и правового равенства форм собственности на землю, принцип нахождения земли в гражданском обороте, принцип государственного управления землей и др.

 

8.Функции права, их виды.

Функции права – основные направления воздействия права на общественные отношения с целью их нормативного закрепления, упорядочения развития и защиты, в которых выражается сущность и социальное назначение права.

 

 

Критерием выделения общесоциальных функций права являются различные типы общественных отношений, определяющие назначение права. Общество как чрезвычайно сложное целое подразделяется на определенные сферы, типы общественных отношений. Можно выделить четыре основные сферы – экономическую, политическую, социальную и духовную. В соответствии с этими сферами выделяют общесоциальные функции права: экономическая, политическая и воспитательная, информационную, коммуникативную. Их можно определить как направления правового воздействия на соответствующие сферы общественной жизни.

Система функций права может быть дополнена и другими функциями, если та или иная сфера общественной жизни становится основной, общезначимой, регулируется в той или иной степени нормами всех отраслей права.

Собственно правовые функции права:

1. Регулятивная.

2. Охранительная.

Обе они и характеризуют право как специфическое, качественно самостоятельное образование. Существование права как социального явления обусловлено именно необходимостью осуществления этих функций.

Регулятивная функция права – такое направление правового воздействия, которое имеет своей целью организацию, упорядочение и развитие общественных отношений.

Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. Реализуется эта функция посредством принятия нормативно-правовых актов, в которых фиксируются общественные отношения, требующие правовой регламентации.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Реализуется посредством совершения юридически значимых действий (подача искового заявления, заключение договора и т. п.).

Охранительная функция права – это обусловленное социальным назначением права направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных и иных общественных отношений, а также вытеснение из жизни общества отношений, вредных для данного общества, ставших тормозом общественного развития.

 

9.Правовое регулирование в системе нормативного социального регулирования. Проблемы определения пределов правового регулирования.

Социальное регулирование – упорядочивание отношений в обществе.

Правовое регулирование – есть 2 определения

Алексеев определяет правовое регулирование как осуществляемое при помощи системы правовых средств результативное, нормативно – организационное воздействие на общественные отношения в целях их упорядочивания, охраны и развития

Сырых считает, что ПР – это деятельность государства и общества, осуществляемая в процессе подготовки и принятия норм права, их реализации в конкретных отношениях и применения гос принуждения к правонарушителям с целью стабильного правопорядка в обществе.

Цели ПР в двух определениях одинаковы – реальное направляющее упорядочивание общественных отношений, а также обеспечение устойчивого правопорядка. Это юридическая цель. Социальная цель – обеспечение и сохранение устойчивого развития общества.

Некоторые авторы различают правовое регулирование и правовое воздействие. Спиридонов отмечает, что воздействие шире регулирования, т.к это результативное влияние на общественные отношения как системы собственно юридических средств (правовая норма) и иных правовых явлений (правосознание, правовая культуры и т.д.).

3 способа правового воздействия:

Информационное воздействие (когда государство информирует граждан о принятии норм)

Ценностно – ориентационное воздействие (оценка поведения субъекта)

Собственно юридическое воздействие (воздействие с помощью норм права)


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 8533; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!