Социально-культурная активность «жизненного мира», тяготеющая к культуре «системного мира»



К этому виду активности относятся, в основном, политические партии, национально-культурные движения и конфессии. Эти объединения являются в наибольшей мере инновационными для государственной культурной политики, создавая собственные, часто не освоенные государством социальные и культурные ценности. Политические партии так или иначе претендуют на создание и реализацию программ социального преобразования общества и соответствующую субкультуру такого преобразования. Национально-культурные объединения отстаивают свое право на национально-культурную автономию ( создание собственной системы культурных ценностей ) и производство собственных ценностных ориентиров в социальной жизни для отвоевывания собственного социального пространства в «большом» социуме ( принцип «диаспоры» ). Конфессиональные объединения выстраивают собственную систему социальных и культурных ценностей, которые постоянно развиваются в диалоге с официальными системными, государственными структурами ( конечно, там, где этот диалог присутствует, а не имеет место сектантская замкнутость той или иной религиозной общины).  

Этот тип объединений также обладает собственными чертами социально-культурных инициатив, значимых для государственной культурной политики.

Во всех этих объединениях, как правило, отсутствует однородный социально-демографический и социально-культурный состав. Даже в том случае, когда то или иное гражданское образование претендует на избирательность своего состава ( преобладание в нем определенного социального слоя, национальности или людей разделяющих определенное вероучение ), это образование реально наполняется людьми из разных социальных слоев, с разным пониманием национальных интересов, и разными представлениями о соответствующем вероучении. Данные  общности чаще складываются на основе общих социальных и культурных проблем, чем на основе общей социокультурной идентичности.

 Эти  объединения, как правило, нуждаются в привлечении все новых членов, но при этом не хотят жесткой конфронтации с системным миром. Та или иная критика «системы», оппонирование ей чаще осуществляются в легитимных, правовых формах. В условиях неразвитости отечественного гражданского общества этот вид объединений ( партии, национально-культурные движения, конфессии ) проявляют свою социальную активность, чаще отстаивая свои позиции в противопоставлении с другими объединениями, общностями, государственными структурами, чем развивая свою активность без такого противопоставления. Поэтому устойчивость и границы этих объединений определяются в первую очередь на основе выделения объекта, сферы противостояния ( другой партии, этносу, представителям других конфессий ).

 Общие социально-культурные смыслы и значения, вырабатываемые в этих объединениях, являются своеобразным индикатором востребованности обществом, различными его социальными и культурными слоями новых представлений о мире, инновации в самых различных социокультурных сферах. Таким образом, эти объединения являются своеобразным полигоном, экспериментальными площадками для отработки новых идей, концепций,  социально-культурных технологий. 

Особое значение эти объединения  имеют в развитии политической и правовой культуры общества. Это: политическое и правовое оппонирование государству, дополнение его правозащитных функций, компенсация неразвитости институтов гражданского общества и т.д.   

Эти объединения наиболее эффективны, если в них проявляется тенденция полицентризма, предполагающего максимальное развитие «горизонтальных» связей и общественного лидерства, основанного на выдвижении самых разнообразных активистов, энтузиастов, часто действующих по собственной инициативе, руководствуясь общими политическими, социальными и морально-правовыми нормами данного объединения.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 558; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!