Вопросу к экзамену по дисциплине «История литературной критики»



1. Зарождение русской литературной критики в XVIII веке, ее синкретичный характер. Литературно-критические труды В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, Н. И. Новикова.

2. Вклад Н. М. Карамзина в русскую литературную критику, в становлении русского сентиментализма. Просветительские позиции критика.

3. Методологические поиски русской литературной критики в первой четверти XIX века. Литературно-критические труды А. Ф. Мерзлякова, К. Кюхельбекера, А. А. Бестужева-Марлинского.

4. Разработка принципов «демократического романтизма» в статьях Николая и Ксенофонта Полевых. Программа журнала «Московский телеграф». Полемические адреса выступлений журнала. Концепция истории развития русской литературы в работах.

5. Литературно-критические взгляды Н. И. Надеждина (1804-1856). Идея синтеза классицизма и романтизма в диссертации и статьях Надеждина.

6. В. Г. Белинский– создатель теории реализма в русской критике. Периодизация деятельности. Эволюция философских взглядов. Осмысление роли и задач современной критики.

7. В. Г. Белинский в «Телескопе» и «Молве», его философские и эстетические искания этого периода («Литературные мечтания», «О русской повести и повестях г. Гоголя», статьи о В. Бенедиктове и А. Кольцове).

8. Эстетические и критические взгляды В. Г. Белинского в пору его «примирения с действительностью». Статьи о М. Ю. Лермонтове как пересмотр идей «примирения».

9. В. Г. Белинский и «Отечественные записки». Позиция Белинского в спорах западников и славянофилов. Белинский и Герцен. Белинский и славянофильская критика. Смысл полемики Белинского и К. С. Аксакова о «Мертвых душах» Н. В. Гоголя.

10.  В. Г. Белинский и Гоголь. Начало мифа о Гоголе. «Выбранные места из переписки с друзьями» в оценке Белинского. Эпистолярный диалог «неистового Виссариона» и Гоголя («Письмо к Гоголю»).

11.  Статьи В. Г. Белинского об А. С. Пушкине. Историко-литературная концепция Белинского в пушкинском цикле. Пушкин и его предшественники – В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков. Учение о пафосе творчества поэта, проблема национального и народного значения творчества Пушкина.

12.  В. Г. Белинский об основных началах пушкинского реализма в романе «Евгений Онегин», «Повестях Белкина» и т.д.

13.  Годовые обзоры В. Г. Белинского. Обоснование принципов «натуральной школы» в статьях критика второй половины 1840-х годов.

14.  Славянофильская критика. Славянофилы и западники. Суть споров. Критика «натуральной школы» в статье Ю. Ф. Самарина «О мнениях «Современника» исторических и литературных».

15.  Проблема национального и общечеловеческого в статьях А. С. Хомякова, И. С. и К. С. Аксаковых, Ю. Ф. Самарина. Программный характер статьи А. С. Хомякова «О старом и новом». Брошюра К. С. Аксакова «Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души».

16.  Ведущие периодические издания 1850-1860-х годов. Соотношение и борьба критики революционно-демократической («исторической»), «эстетической» («художественной»), «органической», «почвеннической».

17.  Возникновение «эстетической критики» А. В. Дружинина, П. В. Анненкова, В. П. Боткина. Создание теории «искусства для искусства».

18.  А. В. Дружинин об «исторической критике» В. Г. Белинского, о пушкинском и гоголевском направлении в литературе в программной статье «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения».

19.  Полемика П. В. Анненкова с Н. А. Добролюбовым по проблемам художественности и народности. Введение П. В. Анненковым термина «реализм». Особое место Анненкова в «эстетическом» триумвирате.

20.  «Органическая критика» А. А. Григорьева. Законы и термины «органической» критики в статьях: «Критический взгляд на основы, задачи и приемы современной критики искусства», «Несколько слов о законах и терминах органической критики».

21.  А. А. Григорьев о творчестве Островского, Пушкина, Тургенева, Лермонтова, Грибоедова. Полемика с Н. А. Добролюбовым по поводу «Грозы» А. Н. Островского в статье «После «Грозы» Островского. Два письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу». Сила и слабость выступлений критика.

22.  Критическая деятельность Н. Г. Чернышевского. Основные идеи диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности». Концепция развития русской литературы и критики в работе «Очерки гоголевского периода русской литературы».

23.  Отзывы Н. Г. Чернышевского о современных ему писателях: Л. Н. Толстом («Детство и отрочество. Сочинения графа Л. Н. Толстого. Военные рассказы Л. Н. Толстого»), И. С. Тургеневе («Русский человек на rendez-vous»), Н. В. Успенском («Не начало ли перемен?»). Борьба за новое литературное направление – критический реализм.

24.  «Реальная критика» Н. А. Добролюбова. Разработка принципов «реальной критики» в статьях «Темное царство», «Когда же придет настоящий день?», «Что такое обломовщина?».

25.  Н. А. Добролюбов о «народности» и «партийности» литературы в программной статье «О степени участия народности в развитии русской литературы». Добролюбовская концепция литературного XIX века с позиций народности и партийности. Ограниченность оценок творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, литературы первой трети XIX века в целом.

26.  Н. А. Добролюбов о «пьесах жизни» А. Н. Островского в статьях «Темное царство», «Луч света в темном царстве», о романе Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» в статье «Забитые люди». Полемика Добролюбова с Григорьевым.

27.  Критическая деятельность Д. И. Писарева. Д. И. Писарев о новом герое времени в статьях: «Базаров», «Реалисты» (1864). Разработка программы «полезной работы», учитывающей «истинные потребности» русского общества. Позитивистское отступление Писарева от эстетико-материалистических взглядов Чернышевского и Добролюбова.

28.  Основные идеи «почвеннической» критики Н. Н. Страхова. Творчество Л.Толстого в оценке Н.Н.Страхова («Критический разбор «Войны и мира»).

29.  Выражение демократических устремлений русского общества в народнической критике. Н. К. Михайловский как центральная фигура в народнической критике. Оценка критиком произведений Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова («Десница и шуйца Л.Толстого», «Жестокий талант» и другие статьи). Михайловский и русский декаданс.

30.   Эстетические и историко-литературные взгляды В. С. Соловьева. Закладывание основ философской критики. Философия «Эроса» в эстетике Соловьева: идея Вечной Женственности в трактате «Смысл любви».

31.  Судьба и творчество А. С. Пушкина в трактовке В. С. Соловьева («Судьба Пушкина», «Значение поэзии в стихотворениях Пушкина»). Очерк «Лермонтов». Соловьев о Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете, Я. П. Полонском. Воздействие идей Соловьева на творчество русских символистов.

32. «Субъективная критика» Д. С. Мережковского. Книга «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893) в контексте литературно-критической борьбы эпохи. Особенности религиозно-философской концепции Д. С. Мережковского, влияние философии Ф. Ницше (статья «Лермонтов – поэт сверхчеловечества»).

33. Историко-литературные и критические сочинения В. В. Розанова. «Легенда о Великом Инквизиторе Ф. М. Достоевского» – главная историко-литературная работа В. В. Розанова. Полемика с историко-литературной концепцией Н. Г. Чернышевского, толкование Пушкина и Гоголя как антиподов, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского как религиозных писателей.

34.  Общественно-литературные и мировоззренческие предпосылки возникновения социологических концепций в русской критике начала ХХ века. Эстетические и литературно-критические построения Г. В. Плеханова.

35.  В. В. Воровский – литературный критик и теоретик искусства. Вопросы литературного наследства в выступлениях Воровского. Проблемы модернизма в освещении критика. Воровский о творчестве М. Горького.

36.  В. И. Ленин о литературе. Историко-литературная концепция в статье «Памяти Герцена». Новые требования к литературе и искусству в статье «Партийная организация и партийная литература».

37.  Литературная критика модернизма. В. Я. Брюсов как теоретик символизма. Свобода художественного творчества в понимании Брюсова. Русская поэзия начала ХХ века в критических прогнозах и приговорах Брюсова.

38.  Тематика и проблематика критико-публицистических работ А. А. Блока. Цели и задачи литературной критики в понимании Блока. Суждения о русской реалистической литературе XIX-XX веков. Символистское искусство в оценках Блока.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 353; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!