Программа утверждена на заседании кафедры



«Иллюстрация и эстамп»

 

«___» ___________ 2017 г., протокол № ____

 

заведующий кафедрой 

доцент, кандидат искусствоведения                             /О.В. Корытов/

 

Программа утверждена на заседании кафедры

«Художественно-техническое оформление печатной продукции»

 

«___» ___________ 2017 г., протокол № ____

 

заведующий кафедрой                                                     /С.Ю. Биричев/

 


Приложение 1

к программе ГИА

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский политехнический университет»

(МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХ)

 

 

Специальность: 54.05.03 «Графика»

 

специализация №4 «Художник-график

(Оформление печатной продукции)»

 

Форма обучения: очная, очно-заочная

Виды профессиональной деятельности:

Художественно-творческая, педагогическая

 

Кафедры:

 «Иллюстрация и эстамп»,

«Художественно-техническое оформление печатной продукции»

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Государственной итоговой аттестации

 

 

Составители:

О.В. Корытов, кандидат искусствоведения, доцент,

заведующий кафедрой «Иллюстрация и эстамп»,

С.Ю. Биричев, заведующий кафедрой

«Художественно-техническое оформление печатной продукции»;

Т.В. Лемешко, кандидат искусствоведения

 

 

Москва 2017

 


Таблица 1

Перечень оценочных средств государственной итоговой аттестации

 

№ ОС Наименование оценочного средства Краткая характеристика оценочного средства Представление оценочного средства в ФОС
1. Государственный экзамен Проверка результатов обучения в целом, позволяющее оценить совокупность приобретенных обучающимся общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций. На государственном экзамене проверяются как отдельные компетенции, так и их элементы. Вопросы государственного экзамена
2. Защита выпускной квалификационной работы Дипломный проект, состоящий из авторского произведения на заданную тему и пояснительной записки. Результат его выполнения позволяет оценить способность выпускника к выполнению профессиональной работы на высоком художественном уровне, умение применять свои знания в процессе решения художественно-творческих задач, владение художественными материалами, техниками и технологиями, знание экономики и технологии производства проекта. В ходе выполнения и защиты ВКР проверяются как отдельные компетенции, так и их элементы. Форма ВКР и критерии оценки  

Вопросы к экзаменационным билетам государственного экзамена

По специальности 54.05.03 «Графика»

И специализации №4 «Художник-график

(оформление печатной продукции)»

1. Детерминация понятий «письменность», «графема», «графика», «книга», «иллюстрация».

2. Гарнитура шрифта. Единые стилевые особенности, характеризующие гарнитуру. Схема деления гарнитуры по начертаниям. Индексация начертаний по Фрутигеру.

3. Начало книгопечатания в России. Анонимные издания.

4. Анатомия знаков шрифта (нарисовать схему). Кегельная площадка, очко литеры, линии шрифта, полуапроши, основные и соединительные штрихи, засечки.

5. Пропорции в изобразительном искусстве. Делительный канон, золотое сечение.

6. Форматы изданий. Доля листа. Конструктивные и пластические возможности разных способов фальцовки. Переплет и обложка.

7. Репортажная фотография. Предпосылки формирования жанра. Различие документальной и репортажной фотографии.

8. Анализ художественно-технического оформления изданий русских футуристов. Единство слова и изображения.

9. Ритмическая структура книги (по Е.Б.Адамову). Сценарий книги.

10. Анализ художественно-технического оформления издания: Острожская Библия Ивана Федорова.

11. Искусство русской печатной рекламы конца XIX – начала XX веков.

12. Системное проектирование. Функциональный анализ (по В.Н.Ляхову). Актуальность метода в современной проектной работе.

13. Анализ художественно-технического оформления издания «Библия» Василия Кореня.

14. Барочная (переходная) антиква. Характерные особенности формы знаков. Основные гарнитуры.

15. Советский конструктивизм и его влияние на современный графический дизайн (Эль Лисицкий, А. Родченко, В. Степанова).

16. Фотомонтаж в советском печатно-графическом искусстве (1920-е–1930-е гг.)

17. Основные тенденции развития советского печатно-графического искусства 1930-х–первой половины 50-х гг.

18. Композиция книги. Методы достижения композиционного единства книжной формы.

19. Детская иллюстрированная книга советского периода.

20. Детская иллюстрированная книга постсоветского периода.

21. Модульная сетка, как один из методов конструирования печатных и электронных изданий.

22. Первопечатные книги в Европе. Их особенности. Становление книжной формы. «Майнцская псалтырь», «Всемирная хроника» (Гартман Шёдель).

23. Ранняя художественная фотография. Пикториальный метод.

24. Функциональные и эстетические требования к блоку наборного текста. Элементы книжной полосы. Зеркало набора. Симметричная и асимметричная композиция в книге.

25. Понятие структурной организации книжного текста. Область применения, композиционные и графические приемы. Современные тенденции.

26. Московская школа книжной ксилографии (1920-е –1930-е гг.). Современные тенденции.

27. Сущность технического изобретения Гутенберга. Художественно-технические особенности изданий Гутенберга.

28. Виды шрифтов в зависимости от основных характеристик формы знаков. Контрастность, наклон оси овалов, степень открытости, форма засечек. Статика и динамика формы знаков.

29. Книга как материальный объект. Опыт Уильяма Морриса.

30. Современные форматы цифровых шрифтов. Различия, области применения.

31. Особенности изданий Альда Мануция.

32. Происхождение знаков греческого, латинского и кириллического алфавитов.

33. Рубрикация. Элементы рубрикации текстовые и композиционные.

34. Сравнительная характеристика готических почерков «Текстура», «Ротунда», «Фрактура».

35. Основные материальные конструкции книги. Исторические формы. Современные поиски.

36. Сравнительная характеристика древнеримских книжных почерков «Квадратное письмо», «Рустика».

37. Типы переплетов. Утилитарные и эстетические функции. Современные тенденции.

38. Сравнительная характеристика почерков раннего средневековья «Унциал» и «Полуунциал».

39. Реформа письма Карла Великого и ее значение для развития европейской письменности.

40. Комплекс визуальной идентификации. Область применения. Методика проектирования. Стилеобразующие элементы. Брендбук.

41. Торцовая ксилография, ее техника и художественные возможности. Сравнение с обрезной ксилографией. Методика преподавания.

42. Резцовая гравюра на металле, ее художественные возможности, примеры из истории.

43. Офорт, его художественные возможности, примеры из истории. Методика преподавания.

44. Литография, ее художественные возможности, примеры из истории. Методика преподавания.

45. Журнал, как вид периодической печати. История становления формы. Современное состояние.

46. Гуманистическая антиква. Сравнительная характеристика прямого и курсивного начертаний.

47. Понятие «типографика». Средства и выразительные возможности. Макро и микротипографика.

48. Римское монументальное письмо. Римское классическое письмо. Шрифт колонны императора Траяна.

49. Типометрические системы, применяемые в книгоиздании. Современное состояние.

50. Ренессансная антиква. Характерные особенности формы знаков. Основные гарнитуры.

51. Особенности изданий Эльзевиров.

52. Структура драматического текста и приемы его оформления.

53. Анализ художественно-технического оформления издания: Многоязычная библия Плантена.

54. Классицистическая антиква. Характерные особенности формы знаков. Основные гарнитуры.

55. Функциональное назначение унификации оформления. Понятие «серийное оформление».

56. Брусковая антиква (египетские, итальянские) шрифты. Характерные особенности формы знаков. Основные гарнитуры.

57. Пространственные и временные свойства книжной формы. Понятие «архитектоника книги».

58. Гротесковые шрифты. Разноширинные, одноширинные гротески. Характерные особенности формы знаков. Основные гарнитуры.

59. Анализ художественно-технического оформления издания: издатель «Экспедиция заготовления Государственных бумаг», серия «Сказки» (художник И.Я.Билибин).

60. Изображение в книге. Типы, функциональное назначение.

61. Книга – единый синтетический организм. Взаимовлияние конструкции и композиции.

62. Реформа кириллического алфавита начала XVIII века.

63. Плакат как специфическая форма визуальной информации. Специфика выразительного языка плаката. Национальные школы плакатного искусства.

64. Особенности формы знаков шрифтов древнерусских книг. Устав, полуустав, вязь.

65. Свойства изобразительной поверхности. Бумажный лист, книжный разворот, экран.

66. Текстовые и акцидентные шрифты. Универсальные шрифты. Современные тенденции в шрифтовом дизайне.

67. «Букварь» Кариона Истомина и «Азбука» А.Н.Бенуа. Сравнительный анализ.

68. Фигурный (иллюстративный) набор. Исторические примеры.

69. Газета как вид периодической печати. История становления. Социальный заказ. Виды и типы. Современная художественная проблематика.

70. Иллюстрация, этапы ее исторической эволюции. Современные тенденции. Методика преподавания.

71. Художественные и технические особенности московского первопечатного «Апостола» Ивана Федорова.

72.  Мастера «Мира искусства», их вклад в теорию и практику печатно-графического искусства.

73. Теория композиции В.А.Фаворского как учение о цельности.

74. В.Н.Ляхов – педагог и теоретик искусства книги. Традиционные и инновационные подходы в профессиональном обучении и воспитании личности.

75. Искусство русского лубка.

76. Ян Чихольд – художник книги.

77. Санитарные нормы и правила в книгоиздании.

78. Авторская книга.

79. Книга художника.

80. Роль книги в современном обществе.

81. Современные тенденции в графическом дизайне.

82. Современные тенденции в книжной иллюстрации.

83. Газетно-журнальная иллюстрация.

84. Инфографика в печатных и электронных изданиях.

85. Электронные издания. Утилитарные и эстетические функции.

86. Сложно-структурные печатные и электронные издания. Сходство и различие. Принципы навигации.

87. Школа «Полиграф» и ее роль в современном изобразительном искусстве. Принципы и методики обучения теоретическим и практическим дисциплинам в области изобразительного искусства.

88. Классификация изданий по функциональным группам (согласно ориентации на целевую аудиторию).

89. Основные этапы развития фотографии XX–XXI вв. Технологии. Жанры. Стили.

90. Основной элемент книги – разворот, как конструктивная и композиционная единица. Пропорции, ритм, масштаб. Композиционные свойства изобразительной поверхности разворота: силовые линии, проблема края, рельеф поверхности.

 

 


Формы ВКР и критерии оценки

1. Оформление и макетирование сложноструктурной книги:

— художественный образ;

— художественно-конструктивная цельность оформления издания: соотношения объема и формата, вес, тактильные характеристики, выбор материалов, технологий печати и послепечатной обработки, наличие ярких конструктивных и композиционных решений, актуальность художественного языка;

— эффектность и функциональность внешнего оформления;

— эффектность и функциональность внутреннего оформления;

— художественное соответствие внешнего и внутреннего оформления;

— уровень структурирования материалов, наличие визуально выявленных смысловых и изобразительных рядов;

— степень выявления структуры издания типографическими, изобразительными и конструктивными средствами;

— эффектность и технологичность конструктивных решений;

— соответствие примененных композиционных и конструктивных решений функциональным задачам;

— композиционно-ритмическая структура издания;

— композиционная и пластическая связь между изображениями и текстом.

 

2. Оформление и иллюстрирование книги:

— художественный образ;

— художественно-конструктивная цельность оформления издания: соотношения объема и формата, вес, тактильные характеристики, выбор материалов, технологий печати и послепечатной обработки, наличие ярких конструктивных и композиционных решений, актуальность художественного языка;

— эффектность и функциональность внешнего оформления;

— художественное соответствие внешнего и внутреннего оформления;

— эффектность и технологичность конструктивных решений;

— соответствие примененных композиционных и конструктивных решений функциональным задачам;

— композиционно-ритмическая структура издания;

— композиционная и пластическая связь между изображениями и текстом.

 

 

3. Оформление и макетирование электронного издания:

— художественный образ;

— художественно-конструктивная цельность оформления издания: соотношения объема и оформления, выбор типа устройства и навигации, выбор способа реализации проекта, наличие ярких конструктивных и композиционных решений, актуальность художественного языка;

— эффектность и функциональность оформления;

— художественное соответствие оформления и содержания издания;

— уровень структурирования материалов, наличие визуально выявленных смысловых и изобразительных рядов;

— степень выявления структуры издания типографическими, изобразительными средствами;

— соответствие примененных пластических решений функциональным задачам;

— цельность визуального образа;

— композиционно-ритмическая структура издания;

— композиционная и пластическая связь между изображениями и текстом.

 

4. Оформление и макетирование периодического издания:

— художественный образ;

— художественно-конструктивная цельность оформления издания: соотношения объема и формата, вес, тактильные характеристики, выбор материалов, технологий печати и послепечатной обработки, наличие ярких конструктивных и композиционных решений, актуальность художественного языка;

— эффектность и функциональность внешнего оформления;

— эффектность и функциональность внутреннего оформления;

— степень выявления неизменной структуры издания визуальными и конструктивными средствами;

— визуальное разнообразие графического языка;

— цельность визуального образа;

— степень узнаваемости и запоминаемости отдельных элементов оформления и издания в целом;

— наличие и степень наглядности инфографики.

 

5. Разработка шрифтовой гарнитуры:

— художественный образ;

— художественно-конструктивная цельность шрифта;

— художественный уровень выполнения рисунка знаков;

— соответствие шрифта заявленным параметрам функциональности;

— актуальность предложенного типа шрифта и рисунка знаков;

— наличие набора начертаний, достаточного для решения заявленных функциональных задач;

— наличие знакового состава, достаточно развернутого для решения заявленных функциональных задач.

 

6. Разработка комплекса визуальной идентификации:

— художественный образ;

— художественно-конструктивная цельность проекта;

— эффективность коммуникации;

— эффектность и функциональность графического решения;

— уникальность, узнаваемость и запоминаемость образа;

— соответствие примененных композиционных и конструктивных решений функциональным задачам;

— композиционная и пластическая связь между элементами комплекса;

— эффектность и технологичность конструктивных решений.

 

 

 


Приложение 2

к программе ГИА


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 458; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!