Деятельность Ахметзаки Валидова



 

Петроград.1917 год.  Зима.

Еще во время царствования Николая Второго в городе работала Государственная дума, а в ней имелась мусульманская фракция. Ахметзаки Валидов, как представитель этой фракции, живет и работает в этом городе. Его тут называют вкратце Заки Валиди, признавая склонность к писанию. По вечерам тоже пишет, редактирует решения, протоколы и другие бумаги, которые должны уходить по адресатам. Вечером, как правило, в свое 10 часов лег спать, однако сон никак не приходил. Закрыл лицо подушкой и полежал, крутился, вертелся и, наконец, устав лежать встал, зажег лампу и стал читать, перечитывать бумаги, которых надо отнести в Государственную думу. Так увлекся, что не заметил, как ночь прошла. Подошел утром к окну, открыл занавески. На улице еще темно, в феврале еще день быстро не светает. Слегка, видимо, дует ветерок, верхушки деревьев чуть-чуть качаются.

В последнее время в Петрограде все быстро меняется, происходят события, от которых голова идет кругом. Как-то он услышал, что Николай II готовится разгонять и IIIГосударственную думу. Председатель Государственной думы Родзянко по этому поводу побывал на приеме у царя, разговор закончился ни с чем. Царь не хочет делиться хотя бы маленьким  кусочком власти, передав некоторые полномочия Думе, не хочет, чтобы депутаты на своих заседаниях поносили царскую особу и его режим. А в стране жизнь ухудшается, нарастает недовольство народа, многие заводы и фабрики перестали работать. Народ каждый день на улице. В городе хозяйничает голод, с утра перед продуктивными магазинами выстраиваются длинные очереди, но хлеба и других продуктов нет. Приходится слышать, каждую ночь то там, то тут грабят продуктовые склады, магазины, но некому ловить воров и грабителей. То там, то тут происходят митинги, собрания, иногда перестрелки. В полицейских летят камни, палки, постоянно происходят рукопашные противостояния с блюстителями порядка. Куда не смотри, то конные, то пешие войска наводнили улицы. У них есть и пулеметы, но никак не могут привести в порядок городские улицы. Да, и как остановишь голодного человека? Вот только вчера толпа в количестве более тысячи человек, разорвав полицейский кордон,подошли к дому Государственной думы,прошли на площадь Крымского Сарая и стала кричать:

- Дайте хлеба, кровопийцы!

- Долой войну! Да здравствует демократическая республика!

- Капиталистических холуев - к ответу!

- Земля – крестьянам, фабрики – рабочим!

На этот раз народ долго не смог пошуметь. Откуда-то появился конный отряд казаков, они ворвались в середину массы и стали бить наотмашь тыльной стороной сабли, замахнувшись от себя. Народ побежал в разные стороны, казаки преследовали их, продолжая бить саблями и нагайками. Много осталось лежать раненых, убитых на этот раз, вроде бы, не было.

Эх, эта жизнь! Сразу и не поймешь, кто чего хочет, почему идет постоянное противостояние. Возьмем историю России, вспомним пройденный путь башкирского народа. Мало было время, когда могли жить спокойно. Башкирские племена постоянно вели войну с казахами, барымта (поход за скотом) и карымта (ответный поход) был обыкновенном звеном в жизни. А сколько было междоусобных войн! Эту истину Ахметзаки Валиди открыл после того, как начал писать историю тюркских народов.Стремление к знаниям у него идет от деда Хабибназара. Тот его называл вкратце Заки. Так вот мальчик по имени Заки, начальные знания получил в Утякской медресе у дедушки. Учил иностранные языки как фарси и арабский, читал много книг восточных мудрецов. Втянулся, затем стал изучать латинский язык, вслед за ним – немецкий. Проучился в медресе «Касимия». Стремление поступить в Казанский университет привело его в этот город второй раз. Поступил в университет, начал учиться, в сбаободные от учебы время целыми днями не выходил из библиотеки, особенно интересовался с историей разных народов. Но как жить без денег? Впроголодь? Или взять да бросить учебу? Нет, так не пойдет. Было у Ахметзаки и голодные периоды, но он и не думал бросить учебу, где-то подрабатывал, где-то добрые люди помогли, делясь своим куском хлеба. Наконец, смог устроиться в медресе «Касимия» в Казане: начал учить по арабскому языку и литературе. Одновременно вел уроки по истории тюркских народов. Ведь когда-то он выучился здесь, как говорится, и стены знакомые. Он хорошо помнит и знает: в медресе дают серьезные и широкие знания. Ведя конспекты для ведения уроков, собрал много нужного и ценного и, приведя в порядок все свои записи, начал писать историю тюрков. Таким образом, рукопись рос с каждым днем. Когда первую часть рукописи напечатали, за короткий срок Ахметзаки стал известным историком в городе. Первая книга получилась удачным. Первым его заметил видный ученый Ризаитдин Фахретдин, назвав его на страницах периодической печати «историком великого тюркского народа», еще пуще поднял авторитет молодого человека. Записи по истории оказались содержательными, нужными и интересными. Тексты из книги появились на страницах газеты «Таржеман» Исмагила Гаспаралы, известного редактора, писателя и бизнесмена из Крыма.Исмагил Аксура из Турции перепечатал отдельные главы книги в алманахе «Тюрк йорто». Из Казани Ашмарин, Катаев, Емельянов писали о Валидове в русских изданиях. Мадьярский профессор Вамбери, немецкий ученый Мартин Хартман своими письмами поздравили с выходом книги молодого ученого. Алихан и Шагингарей Букейханы из Казахстана, Селимгарей Янтурин из Уфы настойчиво приглашали к себе в гости, раз за разом посылая пригласительные открытки.

Бывает же в жизни нежданные повороты! Его, студента Казанского университета, без высшего образования пригласили в научную экспедицию в Ферганскую вилаят (область). Экспедициюорганизовал факультет истории и археологии Казанского университета. Туркестанская экспедиция оправдала себя, собрали много неизвестного и нужного материала по археологии и истории: рукописи, старые исторические книги. Итоги поездки печатались в журнале Русского археологического общества в его Восточном отделе. Благодаря печати Ахметзаки познакомился с такими крупными русскими учеными-академиками как Самойлович, Бартольд, Радлов.Бартольд пригласил молодого ученого в Восточный факультет Петербургского университета в качестве преподавателя, но он выбрал другой путь. Получив приглашение из Российской Академии наук, в составе группы Академии выехал в экспедицию в Туркестан, посетил Бухару, Самарканд, Фиргану, изучил историю, записывал все, что надо, постоянно бывал в библиотеках Востока. Таким образом, он собрал достаточный на первое время материал для второй книги по тюркской истории. В этой книге Ахметзаки намеревался осветить так же национально-освободительные движения башкир, казахов, киргизов, их вотчинные права на землю, особо изучил указы русских царей, которые тем или иным способом касались жизни этих народов. Изучил башкирские шежере с точки зрения этнографии и в связи с историческими событиями. Так потихоньку пополнился интересный материал. Появилась возможность браться за вторую книгу. Но в жизни каждого ждут крутые повороты. Не думали и не гадали, но началась Первая мировая война. Пришлось Валидову возвратиться в Казань и продолжить работу в медресе «Госмания» мугаллимом (учителем).

Во время войны Государственная дума продолжала свою работу. Еще до войныпо инициативе нерусских представителей в Думе создали «Фракцию мусульман-депутатов», а когда понадобился грамотный человек для ведения документации этой фракции известные депутаты Алихан Букейханов и Салимгарей Солтан настойчиво пригласили Валидова на работу и тот согласился. Уфимское мусульманское совещание единогласно поддержало кандидатуру Ахметзаки Валиди и выбрали его депутатом Государственной думы от Уфы. Так он оказался в бурлящем Петрограде. После спокойной и размеренной жизни в Казани, Петербург действительно казался бурлящим городом, несмотря на начало войны.

О начале войны и причинах ее «Русский инвалид» писал:

 

Основной причиной Первой Мировой войны было столкновения интересов противоборствующих союзнических блоков. Что же стало искрой, которая разожгла кровопролитную бойню? Наследник Австро-Венгерского трона Эрцгерцог Франц Фердинанд посетил Боснию, где в городе Сараево 28 июня 1914 года был убит террористом Гаврилой Принципом. В убийстве Франца Фердинанда, помимо Принципа участвовало примерно шесть человек. Убийство наследника Австрийского трона потрясло мир. Кому было выгодно убийство Франца Фердинанда? В 1913 году власть во Франции оказалась в руках Раймона Пуанкаре, который жаждал взять реванш у Германии. Пуанкаре не хотел войти висторию как разжигатель войны и, поэтому, выступать в роли агрессора не желал. Можно предположить, что помочь организовать убийство могли и французы. Однако стоит отметить, что Первая Мировая Война все равно рано или поздно началась, ибо уж слишком напряженные были отношения между государствами в Европе.

Через несколько дней австрийским правительством был подготовлен ультиматум для Сербии. Пункты этого ультиматума нарушали суверенитет славянского государства. Сербы были готовы удовлетворить требования австрийцев лишь частично. Тогда Австрия объявила Сербии войну. Первая Мировая война началась 28 июля 1914 года.

Ситуация накалилась до предела. Многое в те дни зависело от умения дипломатов качественно выполнять свою работу. К сожалению, некоторые силы не хотели мира. Николай II просил Вильгельма - канцлера Германии, обуздать строптивую союзницу. Канцлер не захотел. Тогда в Российской Империи была объявлена мобилизация. Немецкий посол потребовал прекратить её. Русские министры ответили категорическим отказам. Отмена мобилизации грозила для Российской Империи серьезными проблемами в случае начала войны, ибо русская армия не успела бы занять нужные для продуктивного ведения войны позиции. 1 августа 1914 года Германия объявила войну Российской Империи. Так Первая Мировая война началась и для России. Третьего и четвертого августа в войну вступили Франция и Англия…

 

Видит он: страна идет к катастрофе. И на войне начались неудачи, не хватает ружей, пулеметов, гранат, даже патронов. Солдаты, говорят, голодны и вшивы, не хотят воевать из-за пропаганды большевиков, на фронтах солдат меньше, чем положено. Зато полиция наводнила улицы Петрограда, здесь увеличили ее численность на 5 тыс. человек. Кроме него в городе держат до 20 тыс, военных. Ввели в город 20 батальонов пеших и конных военных в то время, когда на фронте не хватает вояк. Почему так? Люди не понимают, зато понимает Валиди, понимают депутаты: чтобы удержать царскую власть, обуздать голодный народ, не допустить революцию. Очень тревожное время. Держать столько войск во время войны в одном городе непонятно обывателю, понятно большевикам, их партии и другим партиям социалистического толка.

Квартира Заки Валиди оказался на спокойной стороне города. Здесь тишина и удобно работать по вечерам. Самое главное, никто тебе не мешает. Рядом квартира Салимгарея Янтурина, а дальше дом Кутлумухаммада Тевкелева, полковника в отставке. Кстати этот полковник праправнук генерал-майора Алексея Тевкелева, который в свое потопил в крови башкир. Здесь Валиди нашел новых друзей, о которых говорят, что они известные и авторитетные личности. Неужели плохо, если у тебя больше знакомых и друзей? С ними общаешься, ведешь беседу по закрытым проблемным вопросам, а иногда споришь до хрипоты. Особенно запомнилась встреча с известным писателем Алексей Максимовичем Горьким. Однажды ни с того и с сего его к себе пригласил Горький, расспросил о житье-бытье. Сказал, что внимательно прочитал книгу Валидова и посоветовал дальше заниматься историей мусульман и закончить следующую книгу о них.

- Пишите свою книгу на русском, - предложил вдруг известный писатель молодому человеку, - будет больше читателей.

- Я не знаю, - ответил Валиди, - получится или нет. Хотя я свободно говорюна русском, чувствую, чтобы писать – не хватает грамотности. Ведь, чтобы написать на русском, надо знать язык в превосходной степени.

- Не беспокойтесь! Я думаю, что у вас получится, Ахметзаки Ахметшахович. Напишите и сдайте мне! Буду редактировать. Еще раз просмотрите труды профессора Виктора Кавалевского, особое внимание обратите на структуру книг! Желаю вам больших успехов на литературном поприще!

Слова МаксимаГорького пуще окрылили Заки Валиди. Более серьезно взялся он за свою работу, копался в архивах города, широко использовал свои экспедиционные материалы. К осени 1916 года рукопись под названием «История Российских мусульман» была завершена, и он сдал ее в руки Максима Горького.

Прошло несколько недель. Снова Горький пригласил его к себе, встретил добродушно в косоворотке и в тюбетейке. Сразу перешел к оценке рукописи:

- Написано своеобразно и понятным языком, - похвалил Валидова Максим Горький, - пусть еще раз прочтет какой-нибудь русский писатель, я об этом сам позабочусь. Поправим согласование слов в предложениях, и после этого получится прекрасная и оригинальная книга. Ведь о мусульманских народах у нас пишут очень мало, поэтому у читателя будет большой интерес к этой научной книге. Кстати, кто привил вам любовь к книгам?

- Мой дедушка Хабабназар. Он приложил немало усилий для того, чтобы я получил и высшее образование, - ответил Валидов.

- Я не смог получить высшее образование, пытался поступить в Казанский университет, но узнал, что без денежной поддержки учиться невозможно, поэтому не стал поступать. Меня ведь тоже дед воспитал и обучал.

- Да? Интересно, как совпали в этом отношении наши судьбы. Расскажите о себе, Алексей Максимович, если можно.

- Что тут рассказывать! Пешков моя фамилия, родился 16  марта 1868 года в Нижнем Новгороде.Отецмой был столяр-краснодеревщик. В последние годы жизни работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать происходила из семьи мещан. Её отец когда-то ходил бурлаком, но сумел разбогатеть и приобрёл красильное заведение. После смерти отца  мать моя снова устроила свою судьбу. Но прожила недолго, умерев от чахотки. Меня забрал дед. Он учил меня грамоте по церковным книгам, а бабушка прививала любовь к народным сказкам и песням. С 11 лет дед отдал меня «в люди», чтобы  зарабатывал на жизнь я сам. Работал я пекарем, «мальчиком» в магазине, учеником в мастерской по написанию икон, посудником в буфете на корабле. Жизнь была очень тяжёлой и, в конечном итоге не выдержав такую жизнь сбежал «на улицу». Много бродил по Руси, повидал неприкрытую правду жизни. Повар с корабля сумел привить мне страсть к чтению.

- А когда появился псевдоним Горький? – спросил Ахметзаки.

- Писательскую карьеру я  начал как провинциальный литератор. Псевдоним М.Горький впервые появился в 1892 году в Тифлисе, в газете «Кавказ» под первым печатным рассказом «Макар Чудра». Я находился под неусыпным надзором полицейских органов. В Нижнем Новгороде печатался в газетах «Волжский вестник», «Нижегородский листок» и других. Благодаря содействию В.Короленко в 1895 году опубликовал в популярнейшем журнале «Русское богатство» рассказ «Челкаш». В этом же году были написаны «Старуха Изергиль» и «Песня о Соколе». В 1898 – в Петербурге вышли «Очерки и рассказы», получившие всеобщее признание. Ещё на следующий год – публиковал поэму в прозе «Двадцать шесть и одна» и роман « Фома Гордеев».

В период до первой русской революции 1905-1907 годов вёл я активную революционную пропагандистскую деятельность, лично познакомился с Лениным. В это время появились его первые пьесы: «Мещане» и «На дне». В 1904-1905 годах были написаны «Дети солнца» и «Дачники».

С 1901 года явстал во главе издательства «Знание», в котором начинают печататься лучшие писатели того времени. В Московском художественном театре ставится моя пьеса Горького «На дне».

За свои крайне революционные взгляды меня не раз подвергали арестам, но продолжал поддерживать идеи революции не только духовно, но и материально…

Возвратился Валидов от Горького «окрыленным» и радостным. Заснул сразу и встал рано. На календаре было 26 февраля. Где-то уже с утра стреляли. Хозяин дома грузин Чавчавадзе подошел, чтобы предупредить постояльца от возможной беды:

- Господин Валидов! Если хотите остаться в живых, не выходите на улицу. Там стреляют!

Однако Ахметзаки решил выйти на улицу и посмотреть. На окраинной улице было спокойно. Добрался до места работы, поработал до обеда. А после обеда пришло сообщение о том, по приказу командующего Петроградским военным округом генерала Хабалова солдаты расстреляли демонстрантов. Есть убитые и раненые. Да, очень скорбная новость.

27 февраля. Ахматзаки Валидов с утра оказался на улице и очень удивился тому, что там и тут бродят вооруженные рабочие. К ним присоединяются солдаты и матросы с вооружением. Стрельбы нет. Возбужденная толпа народа направился в сторону Литейного моста и смела оттуда военный караул из полицейскую заставу. Их оружие оказался в руках толпы. Откуда-то появился полицейский начальник полковник Шалфеев на коне, что-то крикнул. Его узнали, стащили с коня, избили и оставили на тротуаре без памяти. Вскоре началась беспорядочная стрельба. На стыке Невского и Литейного тротуара на вооруженную толпу налетела конная жандармерия и началась битва. Рабочие и солдаты открыли огонь по ним, бросали бомбы. Подошли солдаты, окружили жандармов, обезоружили и отпустили. Постепенно город перешел в руки революционных рабочих, солдат и матросов

Таким образом, совершилась февральская революция в Петрограде. На следующее утро были арестованы царские министры и посажены в Петропавловскую крепость. В связи с этими событиями собралась мусульмнская фракция Государственной думы. Председатель фракции Ахмет Цаликов сообщил, что депутаты должны подготовить проект устройства будущей России и тут же выразил свое мнение, что «Россия должна быть неделимым демократическим государством. Она, Россия, должна оставаться великой державой. Нерусские народы должны все времядержаться за русских. Без русских пропадем».

Цаликов не владел родным языком, поэтому всегда говорил на русском. Сразу после его выступления слово попросил Ахметзаки Валиди:

- Оттого, что будет неделимая Россия, никому пользы не будет. Нерусские народы России, как и финны или украинцы, должны иметь самостоятельность. Мы должны идти в Мусульманский съезд России с предложением дать автономии малочисленным народам в их землях. Необходимо социализация земли, тоесть переход земли в общенародное достояние, изъяв ее из товарного обращения.

- Выступление господина Ахметзаки Валиди мне непонятно, - крикнул Иблиамин Ахтямов, вставая с места, - Россия должна быть унитарным государством. Никаких автономий и других национальных образований. Передел земли недопустимо. Пусть будут и помещичьи земли, и крестьянские земли. Безземельным можно давать надел из государственных и царских земель

Валидов отпарировал:

- Посмотрите на историю башкир. Из-за русских чиновников, сколько мы потеряли земли! Не считали? Не знаете? Зато я знаю. Ныне появились безземельные сородичи, разве это не позорно? В Российском государстве должны существоватьреспублики, например, татарская, башкирская, казахская, киргизская и так далее. Но это не означает обособление. Республики должны существовать в составе России, имея достаточную самостоятельность. Если малочисленные народы захотят, то можно объединить эти республики, включить и сибирских татар, и Среднюю Азию, Казахстани создать Мусульманскую страну. Земля должна быть в руках самого народа, пусть народ сам ежегодно перераспределяет земли. Надел земли должен зависит от количества едоков в семье.

Заседание шло очень шумно. Выступление Валидова поддержал Салимгарей Янтурин и около десятка депутатов. После А. Валидова выступили татарские дкпутататы Гаяз Исхаки, Садри Магсуди, которые утверждали, что «Единая Россия» - это как раз то, что соответствует велению времени. Пусть другие народы, кроме русских, не ломают свои головы вопросами государственности, так как они не доросли до самоуправления. В процессе русизации, в скором времени малочисленные народы отомрут, и останется один российский народ без наций. Салимгарей Янтурин, выступая против этих слов, утверждал, что от создания мусульманских образований для России будет только польза, это образование будет играть роль буфера и защитой он внезапного нападения в Россию.

Спору не было конца, кричали, доказывали свое, чуть не дошли до всеобщей драки. Кто предложил, не заметили, но все согласились с решением, что

а) на днях нужно провести Мусульманский съезд;

б) подготовку документов к съезду поручить депутату А. А. Валидову.

Чувствуя, что борьба против унитаристовв одиночку невозможна, Валидов решил выехать в сторону Ташкента, чтобы увеличить своих сторонников по вопросу создания самостоятельных республик внутри нового Российского государства. С разрешения Аллаха, надо провести Туркистанский съезд, решения этого съезда будут путеводным маяком для остальных мусульман. В этом нет сомнения. Он уверен, чтобы была сильная Россия необходимо создать сильные национальные республики.

Первым делом надо посетить родные места. Ахметзаки Валидов по пути заехал в Уфу и встретился со своим любимом поэтом Мажитом Гафури. Тот принял его с радостью, познакомил Ахметзаки с супругой Зухрой Насыровой и десятилетним сыном Анваром. Во время чаепития по просьбе гостя хозяин дома читал свои стихи, наслаждая слух присутствующих.

- Мне особенно нравится стих «Утро свободы». Прочтешь?

- Прочту.

И Гафури начал читать этот стих.

 

Утро свободы

 

Горячее солнце взошло над моей головой.

Я рано проснулся, разбуженный песней живой.

 

Струится с небес опьяняющий солнечный свет.

Весь мир этим сказочным утренним светом одет.

 

Веселое пенье доносится издалека.

По улицам плавно народная льется река.

 

Я тоже подхвачен могучей людскою волной.

Я счастлив, и тысячи братьев ликуют со мной.

 

Счастливые песни доносятся наперебой,

И алое знамя плывет в вышине голубой.

 

И, славя на сотни ладов торжествующий труд,

О юности мира, о счастье народы поют.

 

Я вижу счастливые взоры семьи трудовой.

Полотнища яркие ветер колышет живой.

 

Над нами знамена, сияющие, как заря.

Сегодня мы с трона низвергли навеки царя.

 

Разбиты оковы… Жестоких тиранов долой!

Исчезло бесправье, и мрак не вернется былой!

 

Я слился с толпой и к народному хору примкнул.

И песен свободы впиваю торжественный гул.

 

Над нами знамена раскинули алую сень.

Свобода! Свобода!.. Да здравствует радостный день!

 

Стих очень понравился Валидову. Он оплодировал. Вдруг Ахметзаки предложил:

- Мажит Нургани углы! Ты познакомил меня со своей семьей, я тоже хочу знакомит тебя с моими. Если Зухра ханум не против, приглашаю тебя к себе в мое родное село Кузяново.

- Пусть едет, проветрится, - подала голос Зухра ханум, все время дома да дома, бесконечно пишет и пишет...

Мажит Гафури быстро согласился, и они выехали в дорогу в сторону деревни Кузян Стерлитамакского уезда.

- Вообще-то мы земляки, оба из Стерлитамакского уезда, - молвил Валидов.

- Да, это правда. Моя родная деревня – Зилим-Караново.

- Часто вспоминаешь своих родных?

- Вспоминаю. Отец- Нургани халфа был мугаллимом (учитель), мать –Марзия. Имею братьев и сестер. Братья – Нурислам, Махадий, Ахсан. Сестры – Суфия и Фатима.

- Гдеизначально начал учиться? –задал вопрос депутат Государственной думы.

- Дома. Начальное образование получил у отца.

- Ведь ваша семья татарская?

- Да, татарская. А в чем дело?

-А дело в том, что я как-то изучил и вашу родословную, выходило, что ваши предки происходили от башкирского рода кальсар-табынцев, связанный с Майки-бием.

- Да? Как интересно. Но я не делю людей по нациям. Сам пишу одновременно и для татар и для башкир. Вспомнишь детство и кажется, что было беззаботное время, хотя в 11 лет стал помогать отцу учить детей, после окончания трехлетнего сельского мектебе (школа). Дальше учился в медресе соседней деревни Утяшево. Когда там получал знания умер отец, а через полгода и мать. Оставшись без родителей, я не бросил учебу. Закончив релегиозно-схоластическую шклоу в Утяшеве, поступил в медресе «Расулия» города Троицк у Зайнуллы ишана. В свободное время подрабатывал на приисках золотопромышленников Рамеевых, учительствовал в казахских степях, занимался сбором образцов народного творчества, интересовался так же и русской литературой.

- Я слышал, что ты, уважаемый Мажит афанде, учился и в Казане?

- Да, учился. В 1905 году поступил в Казанскую медресе «Мухаммадия», В конце 1906 года вернулся в Уфу и до 1909 года учился в  другом медресе под названием «Галия».

- Что это за история с проданным пальто? – спросил Ахметзаки.

-  О том, что в город прибыл Габдулла Тукай, я  узнал от жены Зухры-ханум, а она услышала на рынке, который располагался на месте нынешнего главного Уфимского государственного авиационного технического университета. Я тут же оделся и пошел его искать. Тогда Габдулла Тукай был сильно болен туберкулезом. Прошел по всем дорогим гостиницам, но нигде о приезде поэта ничего не слышали. Расстроенный, по пути домой зашел в книжный магазин «Сабах», который находился на пересечении двух улиц, интересуясь новинками, а там мне говорят, что гость из Казанской губернии у них. Нашел я писателя лежащим на прикрытых тонким одеялом ящиках из-под книг, маленького, худенького. Обнялись, как два брата, и, не в силах сдержать чувств, заплакали. Просто представьте себе эту ситуацию. Тукай - нищий, больной. У меня молодая жена, маленький сын, но  живу под надзором полиции, мои книги не печатают, изымают из магазинов. Жить не на что. Тяжелое положение, моральное давление со стороны государства. В такой обстановке встречаются две родственные души. Он показался мне ещё скромнее, более забитым и подавленным жизнью, чем я. А в тот день мы больше молчали, а редкие слова были о стихах и поэтах, о Казани и о жизни. Между тем Зухра-ханум суетилась и ждала гостей. А денег ведь дома нет, она взяла в магазине взаймы - по записи продукты давали - хлеб, масло, варенье. Приготовила, ждет, а супруг вернулся домой один, грустный. Тукай постеснялся идти в гости к семейным. «Если хочешь, можешь угощать в другом месте», - ответил он. Я долго думал, где раздобыть денег, чтобы повести его в достойную ашхану (столовая) Решение было найдено: продал за три рубля свое зимнее пальто и повел. Так весело провели мы какое-то время. Через пару дней Тукай уехал на две недели в Петербург, но затем снова вернулся в Уфу – как раз появился в продаже кумыс. Его можно было купить в Ушаковском парке. Поэтому я с Тукаем подолгу там отдыхали. Пробыв в Уфе месяц, татарский поэт направился в Троицк. Через год в апреле его не стало.

Беседуя непрестаннои рассказывая друг другу веселые и грустные истории, путники к вечеру доехали до Кузяново. Побывав в родном доме Валидова, решили навестить некоторых родственников. А родственников в селе у Ахметзаки – пруд пруди, живут богато и размеренно, любят трудиться на благо своей семьи. Везде были рады гостям: Валидов рассказывал о жизни в Питере, а Мажит Гафури читал свои стихи. Через два дня два друга расстались. Ахметзаки Валидов выехал в сторону Ташкента, а писатель Гафури обратно вернулся в Уфу.

Находясь в эмиграции Ахметзаки Валиди частенько вспоминал о Мажите Гафури и о его стихах, которые были понятными для простого гарода и содержательными по смыслу.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 424; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!