От октября 1917до создания Советского государства 2 страница



Вслед за движением рабочих участились и крестьянские движения. Выступления башкир-вотчинников были направлены против произвола местных властей, за возврат ранее захваченных у них земель. Даже многие чиновники были против расхищения башкирских земель. Так, действительный статский советник Антон Антонович  Плансон в своем представлении уфимскому губернатору писал: «Здешние башкиры питают злобу к русскому правительству и его представителям еще по другой причине… Лет 30 тому назад правительство, в лице Валуева и Крыжановского, сочло нужным отнять у башкир 372 697 десятин земли и продать их 308 чиновникам… Вообще, теперь больше половины башкир или совершенно без земли. Или пользуются такими малыми участками, которые не могут прокормить их семейств,все они вынуждены искать работы в отдаленных местностях или арендовать на каких бы то ни было условиях бывшие их собственные земли, отнятые уних правительством (История… Том 5, с. 35-36).

Жандармерия постоянно пыталась держать под контролем деятельность партий, особенно РСДРП. Приведем любопытный документ МВД об адресе связи Ленина с Уфой.

 

Отношение министра внутренних дел начальнику Уфимского губернского жандармского управления об адресе для связи Ленина с Уфой 11 февраля 1905 года. Совершенно секретно.

Ввиду раскола, происшедшего в заграничном центре Российской социал-демократической партии, за последнее время выделилась в самостоятельную организацию группа так называемого «большинства» и «твердокаменных» во главе которой встал писатель Л е н и н (Владимир Ульянов). Эта фракция занялась самостоятельным издательством, как брошюр, так и периодического органа «Вперед» (типа «Искры»), а так же, в целях непосредственного получения корреспонденции, организации пропаганды и транспортировки своих изданий в пределы России, старается приобрести постоянные связи с действующими в империи социал-демократическими деятелями и группами.

Как выяснено ныне агентурным путем, для поддержания деловых отношений со своими единомышленниками, Ленин намерен пользоваться собственными конспиративными адресами, из коих относящимися к г. Уфе является следующий: «Врач Михаил Осипович Куржановский».

Сообщаю об изложенном, совершенно доверительно, департамент полиции просит ваше высокоблагородие выяснить негласным путем лиц, сношения с которыми группа Ленина будет поддерживать при помощи вышеприведенного адреса, и в последующем со сведениями о их отношениях и деятельности, а так же о личности адресата донести департаменту и возможно непродолжительном времени.

За вице-директора (подпись).

                                                   (ЦГИА РБ, Ф. УГЖУ. Д. 207.Л. 610).

Да, у министра внутренних дел имелись, несомненно, сведения о связах Ленина с уфимскими революционерами. Дело в том, что еще начале 1898 года Надежда Крупская была приговорена к высылке на три года в Уфимскую губернию. Однако она «перепросилась» в село Шушенское Минусинского уезда, где находился в ссылке Владимир Ильич Ленин. Когда срок ссылки Ленина закончился, Крупская добилась разрешения переехать в Уфу. В феврале 1900 года Ленин и Крупская приехали в Уфу. Несколько дней пребывания в городе Ленин использовал для подбора людей и установления связей, необходимых для создания общерусской политической газеты. В Уфе он заложил основы революционного органа печати — «Искры», которая сыграла особую роль в организации партии большевиков. Об этом рассказала газета «Красная Башкирия» от 15 января 1940 года.

В издании отмечается, что «Уфа и Уфимская губерния в начале 1900-х годов являлись местом политической ссылки». Здесь отбывали наказание народники, значительная группа социал-демократов. «Кроме того, Уфа находилась на пути из Сибири в Россию. Возвращавшиеся из ссылки политические узники заезжали, чтобы условливаться о дальнейшей работе. Незадолго до приезда Ленина в Уфу среди местных социал-демократов произошел раскол. Одна группа образовалась вокруг Цюрупы и Свидерского, другая вокруг Плаксина, впоследствии меньшевика. Когда приезжал видный деятель, то социал-демократы собирались на «нейтральной» квартире народовольца Аптекмана. Однако Ленин, вопреки установившимся традициям, в Уфе встретился лишь с группой большевиков. Один из участников этой встречи вспоминал: «Вечером пришел молодой человек лет 30, с большой лысиной. Одет как большинство из нас: плохонькое пальтишко, на шее шерстяной шарф. Вместе с ним молодая женщина. Это был Владимир Ильич Ленин с женой Надеждой Константиновной. В тот вечер спор шел на тему об экономизме и о необходимости вести политическую борьбу». Краткосрочное пребывание Ленина в Уфе произвело на ссыльных особое впечатление: «как будто в душной комнате широко распахнули окно, через которое ворвался свежий, бодрящий, освещенный солнечными лучами воздух», говорили они.

Во второй раз Ленин приехал в Уфу в июне 1900 года, с сестрой и матерью. «Около месяца жил он вместе с Н.К. Крупской на улице Достоевского, 78. Здесь Ленин проводил совещания, окончательно оформил местную «искровскую» группу и «потребовал от социал-демократов решительной борьбы с народниками». «Ленин уехал из Уфы в начале июля, а 16 июля он уже выехал за границу», — уточняется в газете. Связь с Лениным группа социал-демократов держала через Крупскую, которая оставалась в Уфе до марта 1901 года. В пересылке писем помогал рабочий-печатник Крылов. Он делал в книге двойные переплеты, заделывал в них письмо, и книга посылалась Ленину. «Однажды, таким образом, было послано письмо, заделанное в переплете книги Л. Толстого «Воскресение».

В Уфе Ленин вербовал и готовил агентов и корреспондентов для «Искры». Первым рабкором вольной русской социал-демократической прессы стал его ученик по Питеру, рабочий Бабушкин. В социал-демократических кружках, которыми руководила Надежда Крупская, воспитались первые большевики из уфимских рабочих. «Из кружка в железнодорожных мастерских вышел революционер, член Уфимского комитета РСДРП Иван Якутов, руководивший в 1905 году революционной борьбой рабочих Уфы против царского самодержавия», — приводит пример издание.

Да, одним из организаторов революции в Уфе был Иван Степанович Якутов.

Иван Якутов родился 20 июня 1868 года в деревне Королево Бирского уезда Уфимской губернии. Учился в Уфе в городском церковно-приходском училище (закончил в 1881 году). Работал в железнодорожных мастерских.К социал-демократам примкнул в 1899 году, позднее стал руководителем марксистского кружка железнодорожников.В 1900 принимал участие во встречах уфимских социал-демократов с В.И.Лениным.

Отправлен в ссылку в Сибирь (Иркутская губерния) в 1903 году. В 1905 вернулся в Уфу. Председатель стачечного комитета железнодорожных мастерских. Председатель Уфимского городского Совета рабочих депутатов.9 декабря 1905 года открыл городской митинг, на котором выступившие призывали к вооруженному восстанию. Во время разгона войсками митинга дружинники бросали в солдат самодельные бомбы. По решению Уфимского комитета РСДРП Якутов уехал в Харьков. В сентябре 1906 года И. С. Якутов был арестован в Харькове и этапом отправлен в Уфу. По приговору военно-полевого суда он был казнён через повешение в Уфе в 1907 году. Его обвинили в том, что он «9 декабря 1905 года участвовал в скоплении людей, оказавшем вооруженное сопротивление войскам около Уфимских железнодорожных мастерских…», и что при этом он лично бросил одну из бомб в солдат и казаков и ранил несколько человек…

 

                                                    * * *

6 августа 1905 года был опубликован царский манифест, объявлявший о созыве законосовещательной Думы, получившей название Булыгинской ду­мы. В связи с Булыгинской думой острая борьба развернулась между боль­шевиками и меньшевиками.

Тактическая линия меньшевиков заключалась в том, чтобы участво­вать в думских выборах. Оппортунисты видели в парламенте тот путь, кото­рый ведёт к победе революции и созыву Учредительного собрания.

Большевики же выдвинули тактику активного бойкота Думы, призывали к борьбе против конституционно-монархических замыслов реакции, мобили­зации всех революционных сил народа и доведению революции до победы-до свержения самодержавия. Приведем еще один документ о бойкотек работе Государственной Думы. Это листовка Уфимского комитета РСДРП, которая бойкотируя выборы в Государственную Думу, призывает за созыв Учредительного собрания на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.

 

                                      Листовка

Уфимского комитета РСДРП о бойкоте Государственной Думы.

                                                                    Декабрь, 1905 год.

Российская социал-демократическая рабочая партия

Пролетарии всех стран соединяйтесь

Стремясь сохранить остатки власти от напоров революционных сил, царское правительство пытается манифестами 17 октября и 11 декабря 1905 года успокоить массы пролетариата и революционного крестьянства тенью народного представительства в виде Государственной Думы.

Создавая путем многостепенной подачи голосов искусственное преобладание числа выборщиков от реакционных групп населения, в сильнейшей степени ограничивая законодательные права и полномочия Думы, правительство усиливает свое давление на выборы объявлением большой части страны на положении усиленной и чрезвычайной охраны и даже военного и осадного положения.

Веселицы для граждан, пользующихся «действительною неприкосновенностью личности», рядом с избирательными ящиками,«свободные» собрания, разгоняемые войсками «всех родов оружия», «свободные» речи под грохот пушечных и ружейных залпов, «свободные» союзы, по мере сил перемещенные в тюрьмы, - вот та атмосфера, в которой российским гражданам предлагается «высечь самих себя» избранием черносотенцев в Государственную Думу.

Исходя из всего этого, мы считаем необходимым применить к Думе активный бойкот, отказываясь от участия в выборах и продолжая борьбу за созыв Учредительного собрания на основе всеобщего, равного и тайного голосования.

                 Издание Уфимского комитета Российской с. д. рабочей партии.

(Сборник документов и материалов о революционном движении 1905-1907 гг. в Башкирии. С. 77-78).

Революционное брожение в народе не могло не охватить и вооруженную основу российского самодержавия - армию и флот. Руководствуясь реше­нием III съезда РСДРП, большевики усилили свою деятельность среди солдат и матросов, развернулась работа за создание военных организаций пар­тии. Кропотливая работа большевиков была подчинена главной задаче-объ­единению революционных сил народа и армии. Обращаясь к солдатам в связи с восстанием на броненосце "Потёмкин", МК РСДРП писал в листовке: "Соеди­няйтесь с народом и бейте своих врагов: царских слуг и опричников... От­казывайтесь же стрелять в народ и поверните ваше оружие против вашего врага, самодержавного царского правительства. В союзе с вами народ непо­бедим".

Напомним о том, что в ходе стихийно начавшегося на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» из-за некачественной пищи вооружённого выступления, матросы захватили корабль в свои руки, убив при этом часть офицеров. Не имея чёткого плана дальнейших действий, восставшие повели корабль в Одессу, где намеревались пополнить запасы угля, воды и продовольствия, поддержать проходившие в городе антиправительственные выступления и встретиться с главными силами Черноморского флота, которые, как полагали восставшие, присоединятся к восстанию. После того, как планы и надежды восставших не оправдались, броненосец, совершив поход от Констанцы до Феодосии и обратно, спустя одиннадцать дней сдался румынским властям в порту Констанца.

Революционный подъем шел везде, во всех крупных городах. Активностью выделялся Московский Совет рабочих. Когда услышали об аресте всего состава Петербургского Совета рабочих депутатов, Московский Совет принял решение поддержать столицу и начать всеобщую политическую забастовку. 7 декабря 1905 года в Москве была прекращена работа на всех крупных фабриках. Забастовали почта, телеграф, рабочие железных дорог. Сразу же пошли противостояния и столкновения рабочих и полиции, поэтому этот день считается началом Декабрьского вооруженного восстания. Московский генерал-губернатор Дубасов пытался применить вооруженные силы, но только 1/3 часть, всего 5 тысяч человек, оказалась верной правительству. 9 декабря сами солдаты провели демонстрацию протеста против существующих порядков, однако восставшие не привлекли их в свою сторону. На следующий день продолжались вооруженные столкновения рабочих с полицией, казакам приказали стрелять в рабочих, но они отказались. Город перешел в руки восставших. Только 19 декабря восстание было подавлено прибывшими войсками из Петербурга, Твери. Восстания происходили в Новороссийск, Чите, Красноярск, однако в ходе боев были подавлены правительственными войсками.

В 1906-1907 годах революционная борьба пошла на спад, однако борьба перекинулась на окраины страны.

I, II Государственные Думы не оправдали надежды правительства,они оказались слишком непослушными. 3 июня 1907 года появился манифест о роспуске Государственной думы. Этот день считается последним днем революции. Начинается так называемая «третьеиюньская монархия».

И во время, и после Первой революции аграрный вопрос в Башкирии, несмотря на Столыпинскую реформу, оставался нерешенным. В этом ракурсе уместно будет еще раз вспомнить письмо действительного статского советника Антона Плансона Уфимскому губернатору о необходимости аграрной реформы, поскольку около половины башкирского населения безземельные.

Чтобы полностью понять содержание, приведем это представление полностью.

 

О необходимости аграрной реформы и

                            обеспечения землей башкир

                                                Из представления действительного статского                                

                                                советника Плансона Уфимскому губернатору

                                                о брожении среди башкир Белебеевского,

                                                Бирского и Мензелинского уездов и о мерах

                                                предотвращения крестьянского восстания.

Северная часть Белебейского уезда пространством 8000 квадратных верст густо населена башкирами, занимающимися исключительно земледелием.

Люди эти трудолюбивы и так честны, что хотя мое имение граничит на протяжении 25 верст с малоземельными и безлесными деревнями, однако же я не нахожу нужным держать полевых и лесных сторожей, и хотя тысячи башкир работают у меня, однако же никогда не бывает споров или пререканий между ними.

Но люди эти все же не ангелы, а потому, имея очень мало земли и зная все, что происходит в других частях России, многие из них откровенно говорят о своем решении весною вспахать и засеять в свою пользу земли частных владельцев. Из-за малоземелья, они считают себе вправе сделать это, признавая окружающие земли своею исконною собственностью и обвиняя русское правительство как в том, что оно допустило захват их земель, так и в том, что оно само у них необходимые им земли.

Рассмотрим эти два вопроса.

 1

Я сам видел у здешних башкир старинные документы, уже давно потерявшие юридическое значение, на основании которых коренные жители считают своею собственностью огромные пространства земли в тысячу или более квадратных верст, носивших название Канлинский, Дуванейский, Тюкбаевой тюбы.

Часть этих земель уже давно перешла во владение посторонних лиц, между прочим и мусульманских дворян, которые в прежнее время даже закрепостили за собой часть населения, но это не искоренило в башкирах убеждения, что все огромное пространство – это есть их собственность.

Башкиры неоднократно хлопотали о возврате им права собственности на эти земли, еще недавно снаряжали ходоков в Петербург, и неуспех в этом деле приписывают не потере своих прав, неправосудию русского правительства, которое будто бы обижает бедных, темных людей в угоду дворянам.

Теперь потомки бывших владельцев этих земель действительно крайне нуждаются в земле, а потому, потеряв всякую надежду на помощь правительства, они воспользуются нынешнимисмутами, чтобы возвратить себе хотя бы часть того, что они и поныне считают своею собственностью. Внастоящее время приблизительно около 100 000 десятин этой спорной земли принадлежит немцам,малороссам, русским и мусульманам из других мест; все они приобрели эти земли частью покупкою у мусульманских дворян, частью иным способом. Во владении дворян еще 40 тысяч десятин, в том числе 7000 принадлежит Тевкелеву, крестившемусяв православную веру.

                                                     2

Здешние башкиры питают злобу к русскому правительству и к его представителям еще по другой причине, но уже не фантастической, а вполне реальной.А именно: лет тридцать правительство, в лице Валуева (министр царского правительства) и Крыжановского (генерал-губернатор Оренбургской губернии – Б. Х.) сочло нужным отнять у башкир 372 697 десятин земли и продать их 308 чиновникам и другим лицам, и правительство исполнило это, а вырученные от продажиденьги не отдало башкирам, а взяло себе.

Разумеется, что исконные владельцы земли озлоблены против правительства, и злоба их усиливается соразмерно приросту народонаселения, а насколько оно увеличивается, приведу пример соседней со мной деревни Тюрюш, которая ничем не отличается от остальных деревень края. Сорок лет тому назад , во время ревизии числилось в Тюрюше 549 душ, которые и были наделены землею, а теперь 1210 душ мужского пола, так что 661 человек не имеет надела…

Вообще теперь больше половины башкир или совершенно без земли или пользуются такими малыми участками, которые не могут прокормить их семейств, и все они вынуждены искать работы в отдаленных местностях или арендовать на каких бы то ни было условиях бывшие их собственные земли при содействии Крестьянского банка, который взыскивает не только капитал, но и проценты, и этим удваивает сумму долга и налагает новые цепи на два или три поколения.

Когда правительство начало отнимать земли, то башкиры не восстали исключительно, вследствии своего кроткого, миролюбивого характера, на неудовольствие, а потому и злоба против правительства и против новых поселенцев глубоко укоренилась в их сердце, и менее сдержанные уже неоднократно проявляли ее поджогами и убийствами.

Очевидно, что если теперь разгорится пожар восстания, то причиною его не только аграрный вопрос, но сточки зрения башкир, это будет совершенно справедливый «суд Линча» над правительственными агентами и над их пособниками, поселившимися на чужих землях. А потому, если здесь поднимается народ, то, кроме малоземелья, он будет иметь к этому другие причины, нежели в остальной России, где правительство не отнимало земли, а наделяло землею крестьян, а потому и сила восстания будет другая.

Это нельзя не иметь в виду.

                                                3

Есть еще одна причина недовольствия части молодого поколения башкир, а именно6

… Многиеиз безземельных, в возрасте от 21 до 35 лет, были посланы на войну (русско-японская война), и они оставили свои семейства совершенно необеспеченными.А теперь наэлектризованные как боевой жизнью, так и известиями о событиях в других местах, они смело приступят к захватуземель, которые действительно нужны им, и которые были отняты у них частью Валуевым и Крыжановским по соображениям, не имеющих ни юридического, ни агрономического оправдания…


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 368; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!