Не выбирайте, потому что выбор означает выбор одной крайности против другой крайности
Быть в середине - означает быть невыбирающим. Тогда вы всего этого избегнете. И когда вы не будете выбирать, вас нельзя будет заставить страдать.
Человек страдает из-за возможности выбора. Не выбирайте. Просто будьте! Это трудно, это кажется невозможным - но попытайтесь. Во всех случаях, когда у вас имеется две возможности, старайтесь быть посередине. Постепенно у вас появится интуиция, чутье, а раз у вас появится чутье, как быть в середине, - а это очень тонкая вещь, очень деликатная, самая деликатная вещь в жизни - раз вы имеете чутье, ничто не сможет возмутить вас, ничто не сможет заставить вас страдать. Тогда вы будете существовать без страдания.
Вот что означает санньяса: существование без страдания. Но для того, чтобы существовать без страдания, вы должны существовать без выбора, быть в середине.
Будда впервые испытал этот путь и вполне осознанно создал это учение о срединном пути.
Третий вопрос:
Просветите нас относительно некоторых практических приемов
для раскрытия и развития сердечного центра.
Первый прием: попытайтесь быть безголовым. Представляйте себя безголовым; двигайтесь без головы. Это звучит абсурдно, но это является одним из наиболее важных упражнений. Испытайте его, и вы узнаете. Гуляйте и ощущайте, как будто у вас нет головы. Сначала это будет только "как будто". Это будет совершенно сверхъестественно. Когда к вам придет ощущение, что у вас нет головы, это будет неестественно и странно. Но постепенно вы поселитесь в сердце.
|
|
Имеется один закон.... Вы, вероятно, замечали, что слепые имеют более чувствительные уши, более музыкальные уши. Слепые люди являются более музыкальными; их ощущение музыки является более глубоким. Почему? Энергия, которая обычно движется через глаза, теперь не может через них двигаться, поэтому она выбирает другой путь. Она движется через уши.
Слепые люди имеют более глубокую чувствительность к прикосновению. Если слепой человек прикоснется к вам, вы почувствуете отличие, потому что при прикосновении мы всегда много помогаем себе глазами; мы прикасаемся друг к другу глазами. Слепой не может прикасаться глазами, поэтому энергия движется через его руки. Слепой человек является более чувствительным, чем те, кто имеет глаза. Иногда это не совсем так, но обычно это именно так. Если один центр отсутствует, энергия начинает двигаться из другого центра.
Так что испытайте то упражнение, о котором я говорю - упражнение в безголовости - и вдруг вы почувствуете странную вещь: будет так, как будто вы в первый раз расположены в своем сердце. Ходите безголовыми. Сядьте в позу для медитации, закройте глаза и просто ощущайте, что у вас нет головы. Ощущайте, что ваша голова исчезла. Сначала это будет просто "как будто", но постепенно вы почувствуете, что голова действительно исчезла. А когда вы почувствуете, что ваша голова исчезла, то ваш центр переместится в сердце - немедленно. Вы будете смотреть на мир через сердце, а не через голову.
|
|
Когда европейцы в первый раз достигли Японии, они не могли поверить, что японцы в течение многих веков считали, что они думают животом. Если вы спросите японского ребенка - не получающего западного образования, - чем он думает, то он покажет на живот.
Проходил век за веком, а японцы жили без головы. Это просто концепция. Если я спрошу вас: "Где происходит ваше мышление?", вы укажете на голову, но японец укажет на живот, а не на голову. И в этом одна из причин того, что японский ум является более спокойным, уравновешенным и собранным.
Теперь эта концепция разрушена, поскольку Запад распространился повсюду. Теперь здесь не Восток. Теперь Восток остался лишь в некоторых личностях, подобных островкам. В других Восток уже исчез; теперь весь мир является западным.
Попробуйте безголовость. Медитируйте, стоя перед зеркалом в спальне. Смотрите глубоко в свои глаза и чувствуйте, что вы смотрите из сердца. Постепенно сердечный центр начнет функционировать. А когда сердце функционирует, это изменяет всю вашу индивидуальность, всю вашу структуру, весь ваш характер, потому что сердце имеет свой собственный путь.
|
|
Итак, первое: испытайте безголовость. Второе: будьте более любящими, потому что любовь не может функционировать через голову. Будьте более любящими! Вот почему, когда кто-либо влюблен, он теряет голову. Люди говорят, что он сходит с ума. Если вы не сошли с ума и любите, то вы, на самом деле, не любите. Голова должна быть потеряна. Если голова здесь, неповрежденная, нормально функционирующая, то любовь невозможна, потому что для любви вам нужно функционирующее сердце, а не голова. Это функция сердца.
Случается так, что когда очень рациональный человек влюбляется, он становится глупым. Он сам чувствует, что он делает глупости. Что он делает? Тогда он разбивает свою жизнь на две части. Он создает разделение. Его сердце становится молчаливым, ведь любовь является интимным делом. Когда он выходит из дома, он выходит из своего сердца. В мире он живет при помощи головы, а к сердцу опускается только тогда, когда любит. Но это очень трудно, и обычно это никогда не получается.
|
|
Я останавливался в Калькутте в доме друга, а друг был судьей Верховного Суда. Его жена сказала мне: "У меня к вам только одна проблема. Можете ли вы помочь мне?" Поэтому я сказал: "В чем проблема?" Она сказала: "Мой муж является вашим другом. Он вас любит и уважает, так что если вы скажете ему что-либо, это сможет помочь". И я спросил ее: "Что должно быть сказано? Скажите мне". Она сказала: "Он остается судьей Верховного Суда даже в постели. Я не знаю ни любовника, ни друга, ни мужа. Он является судьей Верховного Суда двадцать четыре часа в сутки". Трудно, очень трудно спускаться со своего пьедестала. Это становится фиксированным состоянием. Если вы являетесь бизнесменом, то вы останетесь бизнесменом и в постели. Трудно содержать внутри себя две личности, нелегко также менять свою структуру полностью, немедленно и в любое желаемое время. Это трудно, но когда вы влюблены, вы должны будете спускаться из головы в сердце.
Итак, для использования этой медитации старайтесь быть все более и более любящими. А когда я говорю быть более любящими, я имею в виду изменение качества ваших взаимоотношений: пусть они будут основаны на любви. Не только со своей женой, со своим ребенком, со своим другом, но и по отношению к жизни как к таковой нужно стать более любящим.
Вот почему Махавира и Будда говорили о ненасилии. Это делалось как раз для того, чтобы создать чувство любви по отношению к жизни.
Когда Махавира ходил, двигался, он оставался бдительным, чтобы не задавить даже муравья. Почему? Муравей, на самом деле, его не интересовал. Он опускался из головы к сердцу. Он создавал состояние любви по отношению к жизни как таковой.
Чем больше ваши взаимоотношения будут основаны на любви - все взаимоотношения, - тем в большей степени будет функционировать ваш сердечный центр. Он начнет работать; вы будете смотреть на мир другими глазами, потому что сердце смотрит на мир по-своему. Ум никогда не смотрит таким образом - это невозможно для ума. Ум может только анализировать! Сердце синтезирует; ум может только рассекать, делить - он является делителем. Целостность дает только сердце.
Когда вы можете смотреть через сердце, вся вселенная выглядит как единое целое. Когда вы подступаете к чему-либо с помощью ума, весь мир становится атомарным. Нет никакой целостности, только атомы, атомы и атомы. Сердце дает переживание целостности, оно объединяет вместе, его конечным синтезом является Бог. Если вы можете смотреть через сердце, вся вселенная выглядит единым целым. Это единство - есть Бог.
Вот почему наука никогда не найдет Бога. Это невозможно, потому что применяемый ею метод никогда не может прийти к бесконечному единству. Сам научный метод заключается в рассуждениях, анализе, делении. Таким образом наука приходит к молекулам, атомам, электронам.... Они будут продолжать деление, но они никогда не смогут прийти к органическому единству целого. На целое невозможно смотреть через голову.
Итак, будьте более любящими. Помните, что бы вы ни делали, в этом должно присутствовать качество любви. Это должно быть постоянным напоминанием. Вы идете по траве - помните, что трава является живой. Каждая былинка - такая же живая, как и вы.
Махатма Ганди проживал вместе с Рабиндранатом Тагором в Шанти Никетане. И вы только посмотрите на их различные подходы! Ненасилие Ганди было делом его ума. Он всегда рассуждал об этом, аргументировал на эту тему. Он думал об этом, он боролся за это, он обдумывал, размышлял, а затем делал выводы. Если вы читали его автобиографию, то вы вспомните, что он назвал свою книгу Эксперименты с истиной. Само слово 'эксперименты' является научным, рассудочным - лабораторное слово.
Он жил вместе с Рабиндранатом, поэтом, и они оба ходили гулять в парк. Земля была зеленой, живой, поэтому Ганди сказал Рабиндранату: "Пойдем на лужайку". Рабиндранат сказал: "Это невозможно. Я не могу ходить по лужайке. Каждая травинка на ней является такой же живой, как и я. Я не могу наступать на это проявление жизни". А Рабиндранат не был проповедником ненасилия - вовсе нет. Он никогда не говорил о ненасилии, но его подход шел от сердца. Он чувствовал траву.
Ганди обдумал то, что он сказал, а затем ответил: "Вы правы". Это был ответ ума.
Будьте любящими. Будьте любящими даже по отношению к вещам. Если вы сидите в кресле, будьте любящими. Чувствуйте кресло; имейте ощущение благодарности. Кресло дает вам комфорт. Ощущайте прикосновение к нему, любите его, имейте ощущение любви. Само кресло не имеет значения. Если вы едите, ешьте с любовью.
Индийцы говорят, что пища является божественной. Значение этого заключается в том, что когда вы едите, пища дает вам жизнь, энергию, силу. Будьте благодарны, относитесь к ней с любовью.
Обычно мы едим свою пишу очень насильственно, как будто мы убиваем кого-нибудь, не поглощаем, а убиваем. Или безразлично забрасываем что-то себе в желудок без всяких чувств. Прикасайтесь к своей пище любовно, с благодарностью: это ваша жизнь. Принимайте ее внутрь, пробуйте ее, наслаждайтесь ею. Не будьте безразличными и не будьте насильственными.
Из-за наших животных предков наши зубы являются очень насильственными. Животные не имеют другого оружия; когти и зубы являются их единственными орудиями насилия. Ваши зубы это в основном оружие, поэтому люди продолжают убивать зубами - они убивают свою пищу. Вот почему, чем в большей степени вы являетесь насильственными, тем больше вы нуждаетесь в пище.
Но есть предел возможностей по поглощению пищи, поэтому человек продолжает этот процесс в виде курения или жевания жевательной резинки. Это насилие. Вы наслаждаетесь этим, потому что вы убиваете что-то своими зубами, размалываете что-то своими зубами, поэтому человек продолжает жевать резинку или бетель. Это является частью насилия.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 287; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!