Каркаралинская петиция. Участие представителей казахской элиты в общероссийских мусульманских съездах
Каркаралинская петиция. Участие представителей казахской элиты в общероссийских мусульманских сьездах.
В июле 1905 года группа представителей национальной элиты, в последующем принявшая либеральные позиции национально-освободительного движения, на ярмарке, проходившей в поселке Коянды Каркаралинского уезда, организовала петицию от имени казахского народа, адресованную императору Николаю II и составленную на имя председателя Совета Министров С. Ю. Витте. Этот не имеющий аналога документ вошел в историю Казахстана под именем «Каркаралинской петиции».
В «Каркаралинской петиции» от 22 июля 1905 года Ахмет Байтурсынов и его единомышленники (А. Букейханов, М. Дулатов, Ж. Акбаев и другие казахские интеллигенты) писали: «… когда вся Россия заявляет о необходимости полного переустройства своей жизни, киргизские (казахские) степи, связанные судьбою с Россией, не могут оставаться безучастными к переживаемым ею событиям и не заявлять о своих назревших нуждах…». Далее обстоятельно излагалось тяжелое положение народа и указывалось на его причины: «введение в стране „Степного положения“, созданного бюрократическим путем без всякого соображения с истинными потребностями населения, неуважение к закону со стороны администрации, ставящей на место закона свое усмотрение, полное пренебрежение к духовным и экономическим интересам, искусственно поддерживаемое невежество народной массы». В петиции предлагались пути устранения недостатков в управлении киргизским (казахским) краем и выражалась просьба «принять соответствующие современным условиям жизни населения меры».
|
|
В «Каркаралинской петиции» были выдвинуты требования, касающиеся предоставления свободы совести, организации обучения населения на его родном языке, отказа от переселенческой политики, принятия специального законодательного акта о принадлежности земельного фонда коренному населению, пересмотра «Степного положения» и системы административного управления краем, законодательного закрепления права ведения гражданского и судебного делопроизводства на казахском языке, сокращения числа чиновников колониального аппарата, отказа от практики назначения генерал-губернаторов из центра, предоставления квоты в верховных органах власти для депутатов от колониальных окраин.
Петиция, составленная совместными усилиями выдающихся политических деятелей, положила начало оформлению местной организации конституционно-демократической партии (кадетов). А ее пункты стали основой для программы будущих алашординцев.
Несмотря на противодействие властей, «Каркаралинская петиция» была подписана огромным количеством людей — 14500 человек официально выразили согласие с необходимостью решать в Казахстане земельный вопрос, поднимать проблемы образования, религии, равноправия женщин, самостоятельности казахского народа. После подписания петиция почтой была отправления на имя царя.
|
|
В конце 1905 года по инициативе авторов «Каркаралинской петиции» в городе Уральске был созван и проведен съезд полномочных представителей пяти областей казахского края. Полгода спустя в Семипалатинске прошло еще одно собрание местных кадетов, в котором участвовало около 150 человек.
Таким образом, подача «Каркаралинской петиции» стала одним из важных моментов в политической жизни Казахстана начала XX века. В ней впервые были программно изложены чаяния казахского народа и выставлены требования к царскому правительству о равноправии, свободе совести, печати, судопроизводства и об обуздании колонизаторов.
Подача петиции в адрес вышестоящих государственных органов демонстрировала политическую зрелость и рост самосознания казахского народа, свидетельствовала о его решимости защитить свои ущемленные права.
Царское правительство было вынуждено с этим считаться. На выполнение всех требований оно не пошло. Правда некоторым казахам удалось войти в состав I и II Государственных Дум Российской империи.
|
|
Во главе народных масс встала наиболее грамотная и передовая часть казахской национальной интеллигенции во главе с общенациональным лидером Алиханом Букейханом.
Формирование мировоззрения казахской интеллигенции происходило также под влиянием крупных событий общественной и государственной жизни империи, рождения политических партий и организаций. Многие из них пришли к этнополитическим приоритетам через участие в мусульманских (В. Таначев (1888 или 1882 - ?), М. Чокаев (1891-1941)), эсеровских (М. Тынышпаев (1879-1937(), кадетских (А. Букейханов (1870-1937), Х. Досмухамедов (1883-1839), Ж. Сейдалин) организациях. Для этой группы деятелей наиболее характерной чертой было стремление сохранить национальную самобытность в условиях объективно необходимой модернизации, соединить традиционные духовные ценности с началами европейской демократии, достижениями общечеловеческой цивилизации.
В 1905 году каз-ие религиозные участвовали в всероссийских мусульманский съездах и образовали мусульманский союз.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 4246; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!