Декларация прав народов России: доказательство противоречивости слова и дела советской власти



Декларация прав народов России - принятая Советом Народных Комиссаров 15. XI 1917 и опубликованная за подписями В. И. Ленина и И. В. Сталина, была первым законодательным документом, в котором получила своё выражение идея права наций на самоопределение и провозглашены основные принципы социалистического содружества наций в системе одного государства. Охарактеризовав национальную политику царизма как систему натравливания одних народов на другие и политику Временного правительства, сменившего старую, грубую форму национального гнёта, как более тонкую и потому более опасную политику "трусливого недоверия к народам России", политику "придирок и провокаций", прикрывающуюся "словесными заявлениями о "свободе" и "равенстве" народов", декларация возвещала, что Советское государство ставит своей целью достижение "добровольного и честного союза народов России" и обеспечение полного доверия между ними.

Основами деятельности Советского государства в национальном вопросе провозглашались следующие исторические принципы: "1. Равенство и суверенность народов России. 2. Право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. 3. Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений. 4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России".

Хотя эта декларация непосредственно относилась к народам России, однако положенные в основу её принципы сыграли решающую роль при определении путей советской

Дата:

Ноября, 1917 г.

Деятельность казахской интеллигенции на пути формирования национального государства в 20-ые годы ХХ века.

    Вопреки ожиданиям колонизаторов, лучшая часть новой интеллигенции встала на защиту интересов родного народа, пройдя через мучительные духовные происки, она выступила против духовного порабощения и возглавила освободительное движение.

    Интеллигенция, обладая обостренными социальными, интеллектуальными и нравственными чувствами поднимает вопросы о положении личности в обществе, об отношении ее к созданию нового общества.

    Главная заслуга казахской интеллигенции заключалась в том, что она вовремя разглядела начало этапа всероссийского развития, занялась поисками средств приведения в движение казахского общества, используя для этого социальные и политические свободы, предоставленные первой русской революцией, стремилась вызволить народ из патриархального-родовой отсталости, освободить от царского гнета, указать ему пути знания и прогресса, приобретения государственной независимости.

Несомненно, это был путь трудной борьбы, сложных конфликтов и поисков.

И на этом пути наряду с достижениями, конечно, были и ошибки и заблуждения.

Однако порождены они были не злоумышлением по отношению к своему народу, как это трактовалось впоследствии сталинской идеологией, а естественными трудностями борьбы за облегчение жизни своего народа.

    Первая казахская интеллигенция начала XX века считала главным в своей политической деятельности, защиту как национальных, так и общественных ценностей. Она стремилась помочь своему народу в борьбе за независимость и освобождение от колониального рабства, боролась за такие общественные ценности, как право каждого человека и каждого народа за своюличную свободу и свободный доступ к достижения и завоеваниям своей человеческой культуры.

С этой челью казахская интеллигенция, начиная с 1905 года, развивает бурную деятельность степи.

 

    Значительное место в деятельности казахской интеллигенции начала XX века занимали правовые проблемы, поскольку действовавшее царское законодательство грубо нарушало, ущемляло права качевого народа, что вызвало его естественный протест.

Обладая полной информацией о бедственном положении своего народа на его исконных землях, они пытались донести до царского правительства информацию о социальных потребностях казахского народа, защитить его правовые интересы. Многие из них имели специальную юредическую подготовку, что позволяло им расширить правовые знания широких масс, обогатить и углубить их правовые знания.

Центральное место правовой деятельности лидеров казахской интеллигенции М. Тынышпаева, Ж. Арменова, А. Байтурсынова, М. Дулатова занимал вопрос о земле.

Кокандская автономия.

Прошедший в ноябре 1917 года IV Краевой чрезвычайный мусульманский съезд принял решение об образовании Кокандской (Туркестанской) автономии с центром в Коканде. Избранное съездом правительство автономии вначале возглавил М. Тынышпаев, а позднее, в начале 1918 года - видный общественно-политический деятель М. Шокай. Мустафа Шокай был одним из вдохновителей и организаторов этого образования, сыгравшим значительную роль в политическом и культурном возрождении мусульманских народов. М. Шокай выдвинул идею объединения всего Туркестана в автономную республику с вхождением ее в состав демократической России. 30 апреля 1918 года была провозглашена Кокандская (Туркестанская) Автономная Советская Социалистическая Республика, в состав которой вошли южные районы Казахстана. Столицей ТАССР стал г. Ташкент. Весной 1918 года в ТАССР были национализированы ведущие отрасли промышленности (хлопкоочистительная, маслобойная, горнодобывающая и др.), банки, железные дороги. Туркестанская автономия уже в первые дни существования была признана великими державами, по праву видевшими в ней первую в истории Туркестана самостоятельную республику.

У вновь созданного независимого государства для того, чтобы отстоять свой суверенитет, не было серьезной армии, кадровых офицеров. В Коканде было всего две с половиной тысячи ополченцев.

29 января начался разгром Кокандской (Туркестанской) автономии, сопротивление сравнительно небольшого отряда «автономистов», защищавших Коканд, было легко сломлено, город был захвачен и после трех дней резни и грабежей сожжен. Были конфискованы банковские средства, из 150 тысяч жителей города в результате бойни осталось не более 60 тысяч - остальные были убиты или бежали. Только 4-7 февраля 1918 года погибло до 15 тысяч человек. Для упрочения Советской власти нужно было разрушить, сломать старый государственный аппарат и создать новый, советский государственный орган управления. Первые ростки демократии в лице Туркестанской автономии были потоплены в крови Красной гвардией. Государство просуществовало всего шестьдесят два дня. Но, несмотря на короткий срок существования, Туркестанская автономия стала важным явлением в жизни и истории народов нынешней Центральной Азии.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 2210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!