Принципы историзма, системности и объективности исследования государства и права



Принцип историзма. Все явления должны изучаться с учетом их исторического развития; например, понять сущность и специфику государства можно, только проследив различные исторические типы государства, таким образом выявятся его неизменные сущностные характеристики и отпадут преходящие факторы.

Научное познание социальных явлений неизменно предполагает применение принципа исторического подхода, требующего исследовать историю возникновения социальных явлений и процессов, главные этапы их исторического развития, а современное состояние этих явлений рассматривать как итог, результат предшествующего развития.

В связи с тем, что мир находится в постоянном развитии, изменении, конкретно-исторический характер имеют и научные знания; они являются достоверными постольку, поскольку соответствуют определенному состоянию в развитии исследуемого. Последующее развитие этого исследуемого означает, что имевшиеся о нем научные сведения устарели и нуждаются в изменении, дополнении сообразно тем изменениям, которые претерпел отражаемый ими объект. С учетом этого обстоятельства в число всеобщих логических требований входит принцип конкретно-исторического подхода к познанию исследуемых явлений и признание конкретно-исторического, относительного характера научной истины. Абстрактной, годной на все времена истины не бывает, она всегда имеет конкретно-исторический характер.

Принцип системности исследований. Все явления взаимосвязаны, поэтому неверным было бы изучать какое-либо явление в отрыве от связанных с ними факторов; например, право изучается во взаимосвязи с государством; это и означает, что все явления изучаются в системе, в комплексе.

Принцип объективности означает, что в процессе познания нужно подходить к исследуемым явлениям и предметам так, как они существуют в реальности, не домысливая и не добавляя к ним ничего такого, чего в действительности в них нет. В свете этого требования необходимо рассматривать государство и право в процессе их многовекового развития, в их действительных связях и отношениях, уметь отличать помыслы и побуждения политиков и юристов от действительной направленности законодательства, обусловленного в итоге экономическими отношениями общества.

Венгеров

Принцип историзма потому и обладает методологической значимостью, что он всегда предполагает наличие конкретно-исторически определенного предмета исследования, требует выделения связей этого предмета и рассмотрения его развития во времени. Причем диапазон времени, который позволяет делать правильные научные выводы, увеличивается, расширяются и ареалы изучения государства и права. К концу XX века диапазон времени в некоторых ареалах достигает 10 – 12 тыс. лет, а в целом ареал становится общепланетным.

Лазарев

В современном методологическом багаже содержится очень важный принцип - принцип историзма, подхода к действительности, не исключая действительность государственно-правовую, как изменяющемуся во времени, как внутренне закономерному, необходимому процессу развития. Принцип историзма был выдвинут впервые Дж. Б. Вико и другими ранними буржуазными теоретиками. Историзм сегодня рекомендует рассматривать право и государство не просто в развитии, а в последовательной смене одного исторического типа другим, как правило, более совершенным и прогрессивным, при этом ни один из исторических типов не может рассматриваться в качестве законченного образца.

 

Билет № 10

Каноническое право, его место в процессе формирования правовых институтов и национальных правовых систем. Доктрина папы Григория VII «Церковь выше государства» и его борьба с германскими императорами. «Decretum» Грациана.

Особое место в процессе формирования общеевропейской правовой культуры в средние века занимало каноническое право. Оно возникло первоначально как право христианской церкви в целом. Затем, после раскола церкви сложились две самостоятельные ветви канонического права. В Западной и Центральной Европе каноническое право получило под влиянием "папской революции" особенно большое развитие и превратилось в самостоятельную и эффективно действующую систему средневекового права. Восточная ветвь канонического права, оформившаяся в рамках греко-православной церкви, действовала в Византии, а также в ряде других стран Юго-Восточной и Восточной Европы, но не имела здесь такого авторитета, как каноническое право на Западе.

Большая значимость норм канонического права в западноевропейском обществе определялась рядом факторов. Прежде всего, каноническое право здесь разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством, о политической силе которых уже говорилось. Каноническое право отличалось универсальностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм. Оно не знало государственных границ и соединяло в единое целое всех католиков. Каноническое право отличалось также широтой регулируемых им общественных отношений. Оно включало в себя вопросы как духовной, так и светской жизни, было обязательным как для клириков, так и для мирян. Наконец, особый вес каноническому праву придавала его традиционность, поскольку оно своими корнями уходило в античность, в греческую философию и в римскую правовую культуру. Каноническое право вобрало в себя и передало последующим поколениям целый ряд норм римского права, его язык, что нашло свое отражение в формуле: "церковь живет по римским законам" (ecclesiaviVitlegaeromanae). Источники канонического права ("старого права" — jusanti-quum) восходят к раннехристианской литературе (Священное писание, Деяния Святых Апостолов, Послания к римлянам и др.). После эдикта императора Константина о свободном исповедании христианства (313 год) нормы церковного права (jusecclesiasticum) закреплялись в императорских законах, в писаниях отцов церкви (Св. Августина и др.), постановлениях региональных и вселенских церковных соборов, где был установлен ряд основных догматов христианства и правил церковной жизни (начиная с Никейского в 325 году). Каноническое право развивалось также в решениях римских пап, получивших позднее название декреталий и сводившихся в особые сборники. Из них наибольшую известность получил сборник Дионисия младшего (середина VI века). По решению Карла Великого в 802 году данный сборник получил официальное признание во Франкском государстве. В середине IX в. под видом собрания декреталий первых римских пап был составлен сборник декреталий, приписываемый испанскому епископу Исидору Севильскому. Эти декреталий долгое время принимались за подлинные и использовались как источник канонического права вплоть до XV в., когда они утратили свою силу и получили название Псевдоисидоровы, или Фальшивые декреталий.

В Западной и Центральной Европе каноническое право получило под влиянием “папской революции” особенно большое развитие и превратилось в самостоятельную и эффективно действующую систему средневекового права. Восточная ветвь канонического права, оформившаяся в рамках греко-православной церкви, действовала в Византии, а также в ряде других стран Юго-Восточной и Восточной Европы, но не имела здесь такого авторитета, как каноническое право на Западе. Еще в середине XI века Священная Римская империя слыла всемогущей, а папство — бессильным. Германские императоры назначали пап и управляли папским престолом. Но затем положение в корне изменилось. Своим укреплением папская власть во многом обязана талантливой дипломатии клюнийского монаха Гильдебранда, ставшего затем папой Григорием VII. Он провозгласил юридическое верховенство папы над всеми христианами и юридическое верховенство клира, руководимого папой, над светскими властями. Он заявил, что папы могут низлагать императоров и последовал этому заявлению, низложив императора Генриха IV. Более того, Григорий провозгласил, что все епископы назначаются папой и подчиняются непосредственно ему, а отнюдь не светским властям.

Наиболее полно и систематично эта доктрина изложена Григорием VII в его "Диктате папы", написанном в 1075 году. В 27 пунктах этого документа утверждалось, что только римский папа является главой церкви, что его не может судить никто из людей. Только папа имеет право короновать императора и даже свергать его. Более того, папа может освобождать подданных неправедного императора от присяги верности ему.

К тому времени духовенство фактически было включено в феодальную иерархию, было обязано выполнять ряд государственных повинностей. Короли рассматривали епископов и аббатов как своих вассалов. Выражением этого была церемония светской инвеституры при введении в должность высших должностных лиц, когда епископы и аббаты приносили клятву верности королю как своему сюзерену и получали от него кольцо и посох как символы пастырского служения и светского главенства в их владениях. При этом нарушалось каноническое право, по которому епископы и аббаты должны были избираться только духовными лицами. В 1075 году Григорий VII запретил любым представителям светской власти (императору, королям, герцогам, графам и др.) под угрозой отлучения от церкви давать инвеституру священнослужителям. Поскольку германский король Генрих IV продолжал назначать епископов и аббатов, Григорий VII направил ему письмо с изложением своих взглядов на инвеституру. В ответ Генрих IV в 1076 году созвал в Вормсе собор германских епископов, который объявил папу низложенным. Тогда Григорий VII осуществил на деле предписания "Диктата папы" - отлучил короля от церкви и освободил его подданных от присяги на верность. В Германии сложилась неблагоприятная для Генриха IV обстановка - воспользовавшись конфликтом, германские князья потребовали, чтобы в течение года король добился от папы снятия отлучения, в противном случае они выберут себе другого короля. Генрих IV вынужден был просить прощения у папы в замке Каносса. В дальнейшем, разгромив своих основных противников, Генрих IV снова пошел на обострение конфликта с папой. Он снова объявил Григория VII низложенным, а Григорий VII вторично отлучил короля от церкви. Генриху IV удалось захватить Рим. Григорий VII бежал в Солерно, где и скончался. Однако борьбу за инвеституру продолжили преемники Григория VII и Генриха IV. Закончилась она заключением Вормсского конкордата. Григорий VII пытался навязать свою волю и другим европейским монархам, но, в основном, безрезультатно. Его преобразования в церковной жизни часто называют грегорианской реформой, имевшей незавершенный характер.

В XII в. под влиянием возрожденной традиции римского права монах Грациан - кодификация канонического права: ДекретГармония несогласующихся канонов” (1140 г.). Свод разделялся на 3 части. В первой устанавливались исторические права церкви и его субъекты, во второй - “36 причин начала церковного суда”(т.е. права епископов и правила юрисдикции), в третьей - нормы о свободе церкви, браке, литургических обрядах. В целом было сведено воедино около 3 800 канонических текстов. Грациан систематизировал материал и переработал его по схоластическому образцу, добавив правовые вставки (distinctiones), юр.случаи (causae) и правовые проблемы (quaestiones), поступал как глоссаторы. Декрет Грациана (Свод декретов) получил официальное признание папского престола. На его основе возникла школа декретистов (канонистов и легистов).

 

Синергетика в науке права.

XX век в истории социальной философии поистине стал эпохой открытий.

Особую популярность приобрела синергетика – учение о самоорганизации и саморегулировании. В рамках синергетики описываются закономерности функционирования и трансформации самоорганизующихся систем. Для синергетики свойственно стремление выявить один, главный фактор, который оказывает основное влияние на процесс движения к "порядку". Это называется параметром порядка. Но его действие во многом непредсказуемо. Система постоянно обладает дальнейшего развития.

Синергетика - новое научное направление, которое выступает в качестве методологической основы для раскрытия теории самоорганизации в современном праве. Синергетика ориентирована на поиск неких универсальных законов эволюции и самоконструирования сложных правовых систем, законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы.

К достоинствам синергетики относятся ее гибкость, универсальность практичность, применимость практически в любой сфере. Диалектика, кибернетика, синергетика, формальная логика, системный подход тесно взаимодействуют, обогащают друг друга. Это приводит к достижению качественно новых результатов. Право по своей сути нацелено как раз на устранение элементов самоорганизации из определенной системы путем установления неких "правил игры", не вытекающих из ее существа.

Саморегулирование заменяется регулированием "со стороны". Синергетика - не частная гипотеза, а всеобъемлющая философская парадигма, претендующая на максимальный уровень обобщения. Синергетика не терпит исключений и должна охватывать абсолютно все системные процессы, происходящие в мире.

Одна из тонкостей синергетического анализа состоит в том, что процессы, являющиеся управленческими для одной из систем, одновременно выступают как элементы самоорганизации системы более высокого порядка. Поэтому любые управленческие связи между составляющими правовой системы (например, воздействие правосознания на правоотношения, правотворческая деятельность государственных органов и др.) есть, в сущности, частный случай самоорганизации правовой системы в целом. Чем крупнее и сложнее системный объект, тем выше в нем удельный вес самоорганизации. Поэтому при изучении правовой надстройки в целом синергетика может дать более ощутимый эффект, чем при исследовании ее отдельных подсистем.

 

Билет № 11


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 2859; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!