Законы и категории диалектики в правовом исследовании



Диалектика– наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики. Закон - объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Выделяются 3 базовых закона диалектики:

1.Единства и борьбы противоположностей;

заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые будучи единым по своей природу, находятся в борьбе и противоречат друг другу (день и ночь, горячее и холодное)

Противоречие - крайняя точка борьбы противоположностей. Уход из этой крайней точки, конец борьбы означает наступление необратимых изменений. Это и есть развитие. Например, студенту предстоит экзамен (контрольная работа, опрос и т. п.). Его беспокоит противоречивая ситуация: с одной стороны, экзамен нужно сдать обязательно, т. е. ситуация требует наличия достаточного объема знаний; с другой — знаний нет или их мало. Это противоречие можно решить двумя путями:

· выучил материал, и студент — уже другой человек, он умнее, т. е. развился в сторону совершенства в этой области знания;

· решил отказаться и от знаний, и от экзамена, и от учебного заведения — тоже стал другим человеком, уже избавился от стремления к совершенству в этой области, т. е. развился в сторону деградации на этом жизненном пути.

Таким образом, через связь (борьбу) противоположных сил, сторон, свойств развиваются все объекты мира, в том числе социальные системы, человек и его духовность. Необходимо понять, что для человека противоречия с самим собой и окружающими людьми не болезнь, а естественное состояние.

 

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Развитие объекта происходит путем количественных изменений, которые, накапливаясь, превышают определенную меру и вызывают качественные изменения, а они, в свою очередь, порождают новые возможности количественных изменений.

Через связь количественных и качественных изменений происходит развитие всех объектов мира. Если люди хотят добиться качественных изменений в общественном устройстве, технике или формировании собственных свойств, то нет другого пути, кроме как соответствующие количественные изменения, т. е. постепенное изменение культуры общества, накопление научных знаний, личная тренировка и упорный труд. А для достижения высоких количественных показателей в любой сфере жизни общества нужно сначала выйти на определенный качественный уровень развития. Например, хочешь быстро бегать — научись сначала ходить, хочешь накопить научные знания — научись сначала читать.

 

Закон отрицания отрицания

Данный закон демонстрирует связь старого и нового состояния объекта в развитии, их борьбу и взаимное превращение друг в друга. Всякое возникающее новое состояние (свойство) рано или поздно стареет и исчезает. Людям, если они заинтересованы в развитии каких-либо систем, в том числе самих себя, никуда не деться от отрицания старых свойств, связей и приобретения прямо противоположных, новых состояний

 

Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:

Сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие необходимость и случайность

1)Сущность – нечто сокровенное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основания всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна.

Явление – непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление – это проявление сущности.

2)) Необходимость и случайность.

Необходимость - то, что должно быть. Случайность - то, что может быть.

3) Общее и единичное, расширенное до всеобщего, общего и единичного.

Всеобщее – присущее всем классам. Общее – то, что присуще классу. Особое – подклассу. Единичное - элементу.

4) Причина и следствие.

Причина – то, что порождает другое. Следствие - то, что другим порождается.

 

Билет № 7

Классическое Средневековье. Университеты. «Открытие» римского права для средневекового общества. Глоссаторы. Постглоссаторы (комментаторы). «Извлечения Святого Петра» XI век (Франция).

Период европейской истории, продлившийся приблизительно с 1000 по 1300 гг. Эпоха высокого Средневековья сменила раннее Средневековье и предшествовала позднему Средневековью. Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни.

В Высокое Средневековье начинает активно процветать Европа. Расцвет торговли и коммерции. Очень активно развивается культура. Появляются новые стили и направления в архитектуре и музыке.

Первые университеты в Западной Европе появились именно в классическое Средневековье. Так, в конце XII - начале XIII вв. были открыты университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже и других городах Европы. Университеты тогда были важнейшим и часто единственным источником информации. Власть университетов и университетской науки была исключительно сильной.

Важную роль в "открытии" римского права для средневекового общества сыграли университеты Северной Италии (в Равенне, Падуе, Болонье и в других городах). После обнаружения в Пизе в середине XI в. рукописи юстиниановых Дигест (копии VI или VII вв.), получившей впоследствии название Флорентийской рукописи, в университетах начинается систематическое изучение и преподавание римского права.

Особую известность приобрел юридический факультет Болонского университета, который к XIII в. насчитывал около 10 тыс. студентов практически из всех стран Западной Европы. Его основателем был один из крупнейших средневековых знатоков римского права Ирнерий (1055—1130 гг.). Созданная им школа римского права, имевшая общеевропейское значение, получила название школы глоссаторов. Само название школы установилось потому, что глоссаторы, следуя за ранними канонистами, делали свои пояснения, уточнения и т.п. по тексту юстиниановых памятников римского права в виде глосс, т.е. записей (комментариев) на полях или между строчек рукописи. Для учебных целей профессор комментировал (глоссировал) классические документы слово за словом, строчка за строчкой, ставил перед студентами вопросы, классифицировал и обобщал правовой материал.

Глоссаторы составляли учебники права, включавшие краткий пересказ глосс и именовавшиеся суммами, сборники спорных вопросов, уточнений и различий понятий, а также казусов, специально подобранных для пояснения источников. Они писали и самостоятельные труды по отдельным вопросам права. Школа глоссаторов проделала огромную работу по восстановлению и обработке классического римского права, по разъяснению устаревших или ставших к тому времени малопонятными текстов и терминов, по внутреннему упорядочению правовых памятников (прежде всего Дигест).

Последним выдающимся представителем глоссаторов был Аккурций, который около 1250 года опубликовал в едином сборнике глоссы своих предшественников и современников, сделанные по тексту Кодекса, Дигест и Институций Юстиниана.

С Аккурция школа глоссаторов прекратила свое существование, уступив в последующем место постглоссаторам — новому поколению итальянских профессоров римского права. Наиболее известными среди них были Синус де Пистойя (1270— 1339 гг.), Бартол де Сассоферрато (1313—1357 гг.), Балдус де Убалдис (1347—1400 гг.). Но самым выдающимся постглоссатором был Бартол, по имени которого саму школу нередко называли бартолистами. Становление этой школы было связано с новым экономическим и культурным подъемом в Италии и в ряде других стран Западной Европы, который породил острую потребность в преодолении феодального правового партикуляризма, в распространении вневременного и абстрактного права. Именно таким правом благодаря постглоссаторам и предшествующей деятельности глоссаторов стало римское право, которое рассматривалось как "писаный разум".

Постглоссаторы не проявляли интереса к классическому римскому праву. Они занимались главным образом толкованием правовых понятий и отдельных отрывков из кодификации Юстиниана, содержавшихся в работах глоссаторов, с целью выведения так называемого общего мнения ученых (communisopiniodoctorum). Такая обработка римского права, хотя и отличалась крайней схоластичностью, способствовала превращению его в теоретическую базу формирующихся национальных правовых систем (даже в Англии, которая не знала рецепции римского права как таковой).

Возникают научные трактаты по римскому праву. Одним из первых стал трактат "Извлечения Петра" (ExceptionesPetri), сделанный во 2-ой половине XI в. на юге Франции - в Провансе в целях объяснения сложных вопросов права. Эта в цель в прологе к трактату была сформулирована последующим образом: "Потому что даже более сведущим в знании права ученым нереально придти к определенному заключению относительно многих и разных видов казусов, из-за всякого рода непонятных случаев, то да позволено будет нам узнать результаты юридических решений и контроверс методом исследования сути естественного и штатского права".

В Болонье было составлено несколько учебников, в каких содержались не только лишь истолкование норм римского права, да и довольно целостное изложение общих принципов права. Так, создатель учебника SumaTrecensis (Тройской суммы познаний) указывал, что законы должны толковаться человечно, чтоб был сохранен их общий смысл и они не расползались со справедливостью; что предписания закона должны исполняться только тогда, когда они совпадают с требованиями справедливости. Массивные центры правовой науки сформировались в Ломбардии, а именно в Павии, также в Равенне, длительное время конкурировавшей с Болоньей. В XIV в. на замену глоссаторам приходит новенькая школа - постглоссаторов, которая сначало сложилась в Монпелье, Орлеане и на юго-востоке Франции, а потом укоренилась в Париже. Она ставила задачку практического внедрения вновь обретенного римского права.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!