Понятие частно-научных методов и их классификация. Частнонаучные методы- это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических



Частнонаучные методы- это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят:

· конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом повелении субъектов в государственно-правовой сфере);

· статистический (позволяет получить количественные показатели того или иного государственно-правового явления);

· кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления) и другие методы.

Частноправовые методы- это приемы, средства, принципы, позволяющие наиболее глубоко познать государственно- правовые закономерности и являющиеся сугубо юридическими:

· формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.);

· сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т. д., в целях выявления их общих и особенных свойств).

Следует иметь в виду, что постижение государства и права представляет собой сложный, многоэтапный процесс, продолжающийся во времени от непосредственного наблюдения государственно-правовых явлений к установлению их системных свойств и связей, к выработке обобщающих понятий и установлению необходимых, закономерных связей в государственно- правовой сфере. На каждой из перечисленных стадий в ходе детализации общефилософских методов и решения этапных задач происходит преимущественное использование лишь определенных специальных методов познания.

Так, на стадии сбора и изучения эмпирических фактов используются такие приемы конкретно-социологического метода, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ письменных источников, тестирование и т. д.; на стадии систематизации установленных фактов используются сравнительный и статистический методы, классификация, математическое моделирование и т. п. Последующее исследование выражается в восхождении познания от конкретного, предметно-чувственного к абстрактному, когда создаваемые формализованные понятия и категории фиксируют в своем содержании типичные, наиболее общие признаки реально существующих явлений и процессов, отражая их сущность и закономерности развития. Затем при переходе от абстрактного к конкретному на основе абстрактной идеи формируются и получают отражение в действующем законодательстве новые правовые явления, не имевшие ранее аналогов ни в науке, ни на практике. Типичным примером могут служить юридические конструкции (состава правонарушения), различного рода юридические фикции, презумпции, нетипичные нормативные предписания и иные правоположения, обеспечивающие наиболее целесообразное регулирование динамично изменяющихся отношений.

Билет № 9

Появление тенденции к унификации обычного права. Кутюмы Бовези. «Саксонское зерцало». Городское право и его роль в становлении правовой культуры.

Средние века – это эпоха, когда постепенно формируются основы будущих национальных правовых систем. За несколько веков в странах Западной Европы происходит переход от варварских правовых обычаев к правовым обычаям феодальным. Правовые обычаи достаточно органично интегрировались в феодальные отношения, закрепляли все их основные виды. Во Франции с прекращением деятельности варварских правд (это произошло в X в.), в условиях феодальной раздробленности основной формой права стали территориальные правовые обычаи отдельных провинций, округов, городов — так называемые кутюмы, особенно широко распространенные в северных областях Франции (вследствие этого север Франции обычно именовался «страной обычного права» или «страной неписаного права» — paysdedroitcoutumier). Сила и авторитет кутюмов определялись их традиционностью, их реальным действием «с незапамятных времен» среди многих поколений местного населения. Начиная с XII в. кутюмы стали записываться, причем первоначально на латинском языке, но с последующим переводом на французский

Наиболее наменитым, популярным и широко применяемым в судебной практике стал сборник кутюмов, получивший наименование «Кутюмы Бовези» («Книги обычаев и обыкновений бовезийцев»), составленный в 1279—1283 гг. выдающимся юристом Филиппом де Бомануаром (1247—1295 гг.). Кутюмы Бовези, состоявшие из пролога и 70 глав, содержали систематизированный обзор самых различных сфер обычного права, определявший, в частности, порядок судопроизводства, структуру судебных органов, формы земельной собственности, юридический статус различных категорий населения, варианты крепостного состояния, брачно-семейные и имущественные отношения и т. д. Достоинством сборника являлись ссылки на кутюмы других областей, на нормы канонического и римского права, дополненные собственными авторскими идеями и обобщениями. Не ограничившись изложением норм кутюмного права, Бомануар уделил значительное внимание характеристике правового положения королевской власти, определению статуса городских коммун, правам и обязанностям участников правоприменительного процесса — бальи, адвокатов, судей. Труд Бомануара, одного из лучших представителей французской школы легистов, пользовался широчайшей популярностью на протяжении нескольких столетий, о чем свидетельствует его распространение в большом количестве списков, вплоть до его первого печатного издания в 1690 г.

Одним из самых важных и известных сборников немецкого областного права той эпохи стало «Саксонское Зерцало». Оно было составлено (записано) в 1221 – 1235 гг. ученым-судьей рыцарского сословия Эйке фон Репковом в 1221—1225 гг. Он должен был, по замыслу автора, «зеркально» отражать право Саксонии.

 «Саксонское зерцало» — это запись сложившегося на протяжении веков обычного права Восточной Саксонии с разделением на земское право (для «неблагородных», но лично-свободных) и ленное право (только для лиц, принадлежащих к «благородным» сословиям, к высшему феодальному обществу). Земское право (Landrecht) содержало отдельные положения, касающиеся государственного устройства Германии (выборы императора, разделение светской и духовной власти и т. д.), а также нормы, относящиеся к гражданскому, уголовному праву, суду и процессу. Ленное право (Lehnrecht) регулировало вассальные отношения между феодалами. Права низших сословий, в том числе зависимых крестьян, в этом законодательстве не фиксировались. На содержание «Саксонского зерцала» наложили отпечаток общественно-политические и правовые воззрения автора. «Саксонское зерцало» отражает специфические формы феодальной земельной собственности, структуру феодального общества, местные особенности административного управления, судопроизводства и т. д. «Саксонское зерцало» стало образцом для составления правовых книг не только в Германии, но и в других странах Европы. Сохранилось более двухсот рукописей «Саксонского зерцала», некоторые из них обильно иллюстрированы.

Особую роль в становлении общеевропейской правовой культуры сыграло городское право. В основном это было писаное право. Его положения фиксировались городскими статутами, королевскими или иными сеньориальными хартиями, пожалованными городу.

Такая правовая отгороженность городов стала основанием для развития собственного городского права, по которому жили члены городской общины и которому подчинялась вся организация городской жизни. В силу особенностей феодальной эпохи и городское право было строго сословным, именно через него формировалось сословие горожан. Однако богатство экономической и социально-культурной жизни города делало городское право более сложной и «открытой» для новых отношений системой, чем земское феодальное право.

Раннее городское право (например, относящееся к концу XII в. право города Страсбурга) сложилось из сеньориальных предписаний и разрешений. И по содержанию оно было посвящено главным образом регламентированию статуса сеньориальных официалов в городе, взаимных отношений между официалами и горожанами, а также твердому установлению тех конкретных повинностей, которые обязывались исполнять в пользу своего бывшего сеньора (епископа) горожане: кузнецы – ковать стрелы, для войны, но только 300 штук, трактирщики – чистить по понедельникам отхожее место епископа и т. д. Городу даровалось право укрытия бежавших в него преступников. И каждый человек – «как чужой, так и местный уроженец дабы имел в нем мир во всякое время и от всех».

Позднее городское право стало принимать все более самостоятельный характер. Городские органы самоуправления, обосновав свою независимость, стали сами вырабатывать правила и уставы городской юстиции и всей жизни города. Наибольшую известность в Европе в период позднего средневековья получили системы Любекского и Магдебургского права.

Источники городского права:•местные обычаи и вольности;•законы (хартии, жалованные сеньорами);•статуты городских властей;•решения городских судов;•реципированное римское право;•влияние ленного и канонического права;•торговое, морское, вексельное и цеховое право.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 596; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!