Древняя Русь между Византией и Хазарией



В начале правления княгини Ольги Древнерусское государство, несмотря на поддержку Византии, находилось в существенной зависимости от Хазарского каганата.

В первой половине X века Киевское княжество постоянно вступало в мелкие конфликты с Хазарским каганатом. В 939 году князь Игорь захватил принадлежавший Хазарии город Самкерц, расположенный на берегу Керченского пролива. В ответ на Русь двинулось войско под командованием полководца Песаха. Освободив Самкерц, хазары переправились через пролив и прошли по южному берегу Крыма, истребляя местное население. Овладев Перекопом, Песах дошел до Киева и обложил русское княжество данью.

Между Хазарией и Византией. Как вассалы хазар, руссы совершали по их указке грабительские походы на Восток. В 943 году они взяли крепость Бердаа в низовьях Куры. Однако отсутствие чистой питьевой воды, голод и болезни вынудили их оставить город. Из того похода практически никто не вернулся домой. Союз с каганатом нарушил дружественные отношения Руси с Византией.

Союз против Хазарии. Для княгини Ольги первоочередной задачей было сопротивление хазарам, а не война с Византией. С этой целью она стала настойчиво добиваться союза с империей, для чего отправилась в Константинополь. Княгиня приняла там святое крещение, что означало заключение тесного союза с Византией, естественным врагом иудейской Хазарии. После этого события хазарский царь Иосиф потерял надежду на мирные отношения с Русью. Сразу после крещения Ольги начались военные походы князя Святослава против хазар, закончившиеся разгромом их державы.

 

Вопрос №5

Причины и последствия христианизации Руси в политической, экономической, социальной и культурной сферах

Причинами принятия христианства стали: стремление великого князя киевского Владимира укрепить свою власть и сплотить государство; необходимость новой идеологии, которая помогла бы утвердить отношений господства-подчинения; язычество изолировало Русь от христианского мира Европы.

Согласно легенде, в 986 г., узнав о решении Владимира принять новую религию, к нему явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина. Иудаизм он не принял из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всему миру. Римская вера (католичество) была не принята из-за главенства римского папы над светскими государями. Лишь проповедь представителя православной византийской церкви произвела на Владимира благоприятное впечатление. После этого он отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, те назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу - самыми красивыми.

Согласно другой легенде, Владимир крестился в Корсуне (Херсонесе) в Крыму. В 988 г. он пошел на Корсунь и начал осаду города, потребовав в жены сестру византийского императора Анну. Священники крестили Владимира, после чего выдали за него замуж Анну.

Принятие византийской веры произошло не на пустом месте. Между Русью и Византией существовали прочные культурные и экономические связи.

Христианизация Древней Руси протекала в течение 100 лет. Киев, подчиняясь авторитету княжеской власти, принял первым новую веру, а другие регионы пришлось крестить «огнем и мечом». Произошли восстания под руководством волхвов ряда племен, например вятичей, жителей Новгорода против насильственной христианизации.

Язычество еще долго сохраняло свои позиции в обществе. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна - с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник масленицы.

В итоге произошел синтез православия и язычества, приведший к складыванию самобытной религии - русскому православию. Во главе русской церкви стоял митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях - епископствах. В их подчинении находились городские и сельские священники - белое духовенство. Наряду с белым существовало черное духовенство - монахи, ведущие совсем иную, чем простые люди, жизнь духовную, посвященную служению Богу. Монастыри стали крупными центрами. В них создавались летописи, разрабатывались церковные уставы, регулирующие не только церковную, но и семейную, бытовую жизнь русских людей. Долгое время церковь существовала за счет десятины - десятой части от всех налогов, отчисляемой в ее пользу. Постепенно у нее появляются собственные села и земли.

Принятие Русью христианства имело огромное историческое значение и сказалось на всех сферах жизни. Прежде всего, оно способствовало объединению славянских племен в единый этнос. После принятия христианства появилась письменность и на ее основе стала развиваться культура. Началось каменное строительство, стали развиваться иконопись, фресковая живопись.

Русь начала переходить от политеизма к монотеизму. Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого-либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия), все более осознавая себя православным. Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству, и насилие со стороны верхов. Принятие христианства повлекло за собой качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. Крупные храмы становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала против рабства.

 

Вопрос №6

Период феодально-политической раздробленности: причины и признаки. Особенности системы наследования престола. Важнейшие русские земли и княжества Руси XII-XIIIвв. (Новгород Великий и Псков, Владимиро-Суздальское княжество, Галиция и Волынь, Полоцк, Чернигов, Смоленск и др.)

Период феодально-политической раздробленности: причины и признаки

Феодальная раздробленность- закономерный процесс экономического усиления и политической обособленности феодальных владений. Под феодальной раздробленностью чаще всего понимают политическую и экономическую децентрализацию государства, создание на территории одного государства практически независимых друг от друга, самостоятельных государственных образований, формально имевших общего верховного правителя (на Руси период XII - XV вв.).

Причины:

1) Упадок Киевского княжества (утрата центрального положения , перемещением мировых торговых путей вдаль от Киева).

Был связан с потерей значения торгового пути "из варяг в греки"

Древняя Русь теряет роль участника и посредника в торговых отношениях между византийским, западноевропейским и восточным миром.

2) земля-главная ценность.

Земля-главное средство оплаты службы.

3) Одной из причин начала феодальной раздробленности на Руси. был(о)... значительный рост производительных сил страны.

4) Важнейшим признаком феодальной раздробленности XII-XIII вв. являлось.. натуральное хозяйство.

5) Усилением местных князей.

6) Бояре превращаются в феодалов-землевладельцев, для которых доходы, получаемые от вотчин, становятся. главным средством существования

7) Ослабление обороноспособности.

8) Ослабление Киева и перемещение центров на окраины было вызвано напором степных кочевников.

Последствия:

1.усилением местных князей

2. бояре превращаются в феодалов-землевладельцев, для которых доходы, получаемые от вотчин, становятся главным средством существования

3.ослабление обороноспособности

Признаки феодальной раздробленности:

· Господство натурально-хозяйственной системы производства, которое влияла экономическую самостоятельность и государственный сепаратизм (обособление, отделение), княжеств и феодальных республик;

· Этническая и областная устойчивость традиционных отношений в местных земельных союзах (княжества, феод республики);

· Наличие феодально-крепостнического хозяйства, которое представляло собой крупное вотчинное землевладение, принадлежавшее князьям и боярам на правах собственности;

· Формируется прослойка в условиях феод раздробленности земского боярства, которое представляло собой старую родоплеменную знать, оттесненная некогда Киевской военно-служивой знати.

· С середины 12 в. роль киевского князя перешла к местным великим князьям; Русь распалась на множество самостоятельных княжеств.

· В конце 12 века определилось 3 политических центра, каждый из которых оказывал влияние на политическую жизнь (Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская феодальная республика)

Особенности системы наследования престола:

Лествичное право (родовой принцип наследования)

Князья признавались равными. Каждый из них получал тот удел, который достался ему от собственного отца. По сути это означало признание независимости провинциальных центров от Киева. В то же время в «матери городов русских» должен был править князь, который являлся самым старшим в династии. Это означало, что после Святополка власть должна была перейти к Владимиру Мономаху (его двоюродному брату), что и случилось в 1113 году. Это и была удельно-лествичная система. Киев переходил от старшего брата к младшему. Далее править должны были дети первого, а за ними их двоюродные родственники и т. д. Эта система была неустойчивой. Часто нелегитимные претенденты бунтовали против старших. Иногда они добивались успеха.

Еще одним интересным правилом, которым отличалась лествичная система наследования, была традиция изгоев. Так называли представителей династии Рюриковичей, чьи отцы не дожили до своей очереди княжить в Киеве (или любом другом городе). Часто такие изгои нанимались на службу к другим правителям или становились авантюристами. Некоторым выдавались специальные новые уделы в кормление, что только увеличивало количество политически образований в пределах Руси.

Важнейшие русские земли и княжества Руси:

Русские земли, образовавшиеся к середине XII в.:

· Киевская – не имела собственной династии; киевский престол считался общерусским, киевский князь являлся великим князем;

· Новгородская – также не имела собственной династии; князья на новгородский престол призывались вечем;

· Переяславская – в силу своего пограничного со степью положения также не имела собственной династии;

· Владимирская – здесь утвердились потомки Юрия Долгорукого, сына Мономаха (Юрьевичи);

· Муромская – здешняя династия возводилась к Святославу Ярославичу, сыну Ярослава Святославича, внуку Святослава Ярославича, правнуку Ярослава Мудрого (Святославичи);

· Рязанская – здесь правила династия Ростислава Ярославича, родного брата основателя муромской династии (рязанские Ростиславичи);

· Черниговская – здесь княжили потомки Олега Святославича, внука Ярослава Мудрого (Ольговичи);

· Галицкая – в этой земле утвердились потомки старшего внука Ярослава Мудрого, Ростислава Владимировича, хотя непосредственным родоначальником династии являлся внук этого Ростислава – Владимир (Владимирко) Володарич (галицкие Ростиславичи);

· Волынская – находилась под управлением потомков Изяслава Мстиславича, сына Мстислава Великого и внука Мономаха (волынские Изяславичи);

· Смоленская – здешняя династия ведет происхождение от родного брата основателя волынской династии Ростислава Мстиславича, внука Мономаха (смоленские Ростиславичи);

· Туровская – единственная земля, где смогли утвердиться потомки Святополка Изяславича, сына старшего сына Ярослава Мудрого, некогда великого князя (туровские Изяславичи);

· Полоцкая – единственная земля, которой управляли потомки не Ярослава Мудрого, а его старшего брата Изяслава Владимировича (полоцкие Изяславичи).

 

Вопрос №7


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 566; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!