Внешняя политика Ивана III: освобождение от ордынской зависимости, подчинение Новгорода и Твери



Объединение русских земель завершилось при правнуке Дмитрия Донского Иване III (1462 - 1505) и Василии III (1505 - 1533). Иван III получил престол после смерти отца в 22 летнем возрасте. Он присоединил к Москве весь северо-восток Руси: в 1463 г. - Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское. После нескольких походов в 1478 г. окончательно была ликвидирована самостоятельность Новгорода. Важное вехой в собирании земель вокруг Москвы стало присоединение в 1485 г. Твери. К 1503 г. князья западнорусских областей (Воротынские, Черниговские, Новгород - Северские) вышли из подчинения Литвы, и попали под покровительство Московского князя.

При Иване III произошло одно из важнейших событий русской истории - было сброшено татаро-монгольское иго. В 1476 г. Русь отказалась платить дань (См. дополнительный иллюстративный материал). Тогда хан Ахмат решил наказать Русь. Он заключил союз с польско-литовским королем Казимиром IV и с большим войском выступил в поход против Москвы. В свою очередь Иван III получил союзника в лице крымского хана Менгли-Гирея, который со своим войском вторгся в пределы польско-литовского государства и сковал действия Казимира IV.

В 1480 г. войска Ивана III и хана Ахмата встретились по берегам реки Угры (приток Оки). Переправиться на другой берег Ахмат не решился. Иван III занял выжидательную позицию. Помощь татарам от Казимира IV так и не пришла. Обе стороны понимали, что сражение бессмысленно. Могущество татар иссякло, и Русь уже была иной. И хан Ахмат увел свои войска назад в степь.

Татаро-монгольское иго закончилось.

После свержения татаро-монгольского ига объединение русских земель продолжалось ускоренными темпами. В правление Василия III были присоединены Псков (1510) и Рязанское княжество (1521). Объединение русских земель в основном завершилось.

Но!

1. В централизованном гос-ве не должно быть уделов, но они были до конца 16в

2. единое экономическое пространство начинает оформляться лишь в 17в.

3. был феодальный иммунитет

4. не было аппарата, целиком подчиненного центру

Итог: никакого централизованного гос-ва не было, было единое русское гос-во

Победы Ивана III укрепили Русское государство и способствовали росту его международного авторитета. С новым государством пытаются заключить союз западноевропейские страны и, в первую очередь, римская курия и германский император. Расширяются связи Русского государства с Венецией, Неаполем, Генуей, активизируются отношения с Данией. Усиливаются связи Руси и со странами Востока. Все это свидетельствует о том, что Российское государство становится сильнейшим и играет значительную роль в международных делах.

Датой освобождения Руси от татаро-монгольского ига традиционно принято считать 1480-й год и связывать данное событие со Стоянием на Угре. Однако в реальности всё было намного сложнее. Борьба русского народа с завоевателями, начавшаяся уже в середине XIII века, давала свои результаты: на протяжении XIII-XV веков формы зависимости Руси от Орды постепенно менялись в сторону ослабления, а в 15 веке эта зависимость свелась в основном к уплате дани, при этом, в конце XIV и в XV веке были длительные периоды времени, когда дань вообще не уплачивалась и Московская Русь фактически являлась независимым государством. Важным достижением внешней политики Ивана III была ликвидация ордынского ига. В 1476 г. московский князь отказался подчиняться ордынскому хану. Летом 1480 г. ордынский хан Ахмат выступил в поход против Руси. Ордынское войско встретилось с основными силами русских на реке Угре (приток Оки). Не решившись дать большое сражение, Ахмат увел свои войска. Таким образом, Русь была избавлена от длившегося 240 лет татаромонгольского владычества. Поскольку иноземное иго было устранено без крупного сражения или воинского похода, события осени 1480 г. вошли в историю как «стояние на Угре». В самом начале XVI столетия Золотая Орда окончательно перестала существовать.

В 1502 году Иван III из дипломатических соображений формально признал себя холопом хана Большой Орды, и в том же году Большая Орда была разгромлена Крымским ханством. Только по договору 1518 года с ним окончательно упразднялись должности даруг в южнорусских землях, а именно в Северщине, отошедшей к Москве. Этот же договор отменял прежние выплаты в пользу Крыма:

При этом Московское государство соглашалось выплачивать Крыму определенную сумму, в русской документации называемая «Поминки» (тешь, тыш). Они выплачивались до 1685 г. (формально до 1700 г. и были отменены лишь поКонстантинопольскому договору (1700) с формулировкой:

Крымскими ханами эти выплаты всегда рассматривались как дань от Москвы за владение территориями, составлявшими «отчину» крымского хана. Такие же выплаты производило Великое Княжество Литовское и его правопреемник Речь Посполитая.

Вопрос №15.

Основные направления русской культуры XIII – XV вв.: архитектура, иконопись, литература.

1. Развитие литературы

Особенностью средневековой литературы было то, что в основе ее произведений лежали конкретные исторические факты, а практически все литературные персонажи были реальными историческими лицами. И только значительно позднее, примерно со второй половины XV в., обозначились тенденции возникновения обобщенных и вымышленных литературных сюжетов и литературных героев.

События, связанные с монголо-татарским нашествием и героической борьбой русского народа с иноземными захватчиками, стали центральной темой многих литературных произведений той поры, которые были созданы в жанре воинской повести. Одними из самых ранних и значительных произведений этого жанра стала «Повесть о разорении Рязани Батыем», рамках которой обычно выделяют два самостоятельных рассказа: «О любви и смерти рязанского князя Федора Юрьевича, его жены Евпраксии и их сына Ивана Постника» и «О рязанском богатыре Евпатии Коловрате», «Слово о погибели земли русской», «Поучения» владимирского епископа Серапиона и «Повести» о новгородском князе Александре Невском и псковском князе Довмонте.

В конце XIII в. — начале XIV в. появляются новые литературные памятники этого жанра, в частности знаменитые сочинения тверских авторов «Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде» и «Повесть о Шевкале».

Со второй половины XIV–XV вв. ведущим центром русской литературы становится Москва, где был создан знаменитый Куликовский цикл, состоящий из пяти повестей: «Побоище великого князя Дмитрия Ивановича на Дону с Мамаем», «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и его брате Владимире Андреевиче», или «Задонщина», «Летописная повесть о Куликовской битве», или «Сказание о Мамаевом побоище», «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского» и «О московском взятии от царя Тохтамыша и о пленении земли русской».

Еще одним литературным жанром той поры были «жития святых». В конце XIII в. — первой половине XIV в. были созданы «Житие святого Александра Невского» и «Житие митрополита Петра», авторами которых были ростовский епископ Прохор и митрополит Киприан. С конца XIV в. житийная литература приобретает иной характер, и произведения этого жанра стали создаваться в стилистике «плетения словес», родоначальником которой стал Епифаний Премудрый, автор таких знаменитых сочинений, как «Слово о житии и учении Стефана Пермского» (1396 г.), «Похвальное слово и житие Сергия Радонежского» (1417–1418 гг.), «Послания иеромонаха Епифания к некоему другу своему Кириллу» (1421 г.) и «Житие Пафнутия Боровского» (1426 г.).

Значительный вклад в развитие житийной литературы и панегирического стиля внес и Пахомий Логофет, перу которого принадлежат вторая редакция «Жития Сергия Радонежского» и «Жития» митрополита Алексия, Варлаама Хутынского, Кирилла Белозерского и новгородского архиепископа Евфимия, а также известное «Сказание о Михаиле Черниговском и его боярине Федоре», написанные в 1430–1440 гг.

Во второй половине XV в. дальнейшее развитие получил жанр исторической повести. Среди памятников этого жанра, сохранившихся в составе Троицкой летописи, Первой Новгородской летописи младшего извода и других летописных сводах, особый интерес вызывают «Повесть о нашествии Едигея на Москву», «Повесть о новгородском восстании 1418 г.», «Повесть об ослеплении Василия II», «Повести о походе Ивана III Васильевича на Новгород», «Повесть о стоянии на Угре» и другие повести.

Во второй половине XV в. в русской литературе стал распространяться жанр сюжетной повести, в стилистике которого были написаны «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о Меркурии Смоленском», «Александрия», «Троянские сказания», «Сказание о Вавилонском царстве» и др.

В XIV–XV вв. дальнейшее развитие получил литературный жанр «хождений». Среди памятников этого литературного жанра наиболее известными были «Хождение новгородца Стефана в Царьград», «Хождение смоленца Игнатия в Афон, Царьград и Палестину», «Хождение гостя Василия в Иерусалим», «Хождение монаха Зосимы в Царьград», «Хождение посла Семена Толбухина в Венецию» и знаменитое «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина в Индию, созданное в 1466–1472 гг. В этот же период дальнейшее распространение получила переводная литература, в частности произведения известных византийских исихастов — Георгия Писиды «Похвала богу о сотворении всей твари», Георгия Паламы «Беседование с хионы и турки», Дионисия Дисипата «Диоптра» и ряда других.

2. Архитектура русских земель

Основными центрами развития архитектуры были столицы самых крупных и мощных русских земель и княжеств, в частности Тверь, Новгород, Псков и Москва.

 

1)Первым русским городом, где возобновилось каменное зодчество, стала Тверь. Именно здесь в 1285–1290 гг. при князе Михаиле Ярославиче был построен первый каменный храм — Спасо-Преображенский собор. Затем, в 1323 г. при князе Дмитрии Михайловиче, был построен храм Успения Богородицы. Однако после знаменитого восстания в Твери 1327 г. каменное зодчество здесь прекратилось. и лишь в конце XIV в. была возведена знаменитая каменная церковь Рождества Богородицы в селе Городне на Волге.

 

2) Крупнейшим центром русского зодчества по-прежнему оставался Господин Великий Новгород, где уже в 1292 г. построена первая каменная церковь Николы на Липне. Наиболее интересными памятниками новгородской архитектуры этого периода были церкви Благовещения на Городище (1342–1343 гг.), Спаса на Ковалеве (1345 г.), Успения на Волотовом поле (1352 г.), Федора Стратилата на ручью (1360–1361 гг.), Спасо-Преображения на Ильине (1374 г.), Рождества на кладбище (1381 г.), Петра и Павла в Кожевниках (1406–1408 гг.) и Иоанна Предтечи на Опоках (1454 г.).

Помимо культовых зданий в Новгороде возводились и многочисленные светские постройки, в частности Грановитая палата Новгородского детинца (1433 г.), Часозвоня (1443 г.) и палаты посадника Исаака Борецкого и его вдовы Марфы Борецкой (1465 г.).

 

3) Своеобразное место в русском зодчестве занимают архитектурные памятники Пскова, среди которых особым колоритом отличались Троицкий собор (1365–1367 гг.), церковь Василия на Горке (1413 г.) и церковь Богоявления со звонницей на Запсковье (1496 г.).

 

4) Каменное строительство в Москве началось только во второй четверти XIV в., когда при Иване Калите на территории Московского Кремля были построены четыре небольших каменных храма — Успенский (1326 г.) и Архангельский (1333 г.) соборы и церкви Иоанна Лествичника (1329 г.) и Спаса на Бору (1330 г.). Новый этап каменного зодчества в Москве был связан с постройкой Белокаменного Кремля (1366–1367 гг.) и Чудова монастыря (1367 г.) при Дмитрии Донском, а также сооружением кафедральных соборов в самых крупных городах и монастырях княжества: Успенского собора в Звенигороде (1399/1400 г.), собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевого монастыря (1405 г.), Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (1422–1425 гг.) и Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря (1427–1430 гг.).

 

3.Русское живописное искусство

По мнению многих исследователей (В. Лазарев, И. Грабарь, М. Алпатов), во второй половине XIV–XV вв. высокого совершенства достигла новгородская живописная школа. Среди фресок этой живописной школы особым изяществом и мастерством отличались фресковые росписи на евангельские сюжеты церкви Федора Стратилата, Михайловской церкви Сковородского монастыря, церкви Спаса на Ковалеве, церкви Благовещения на Городище и церкви Рождества на кладбище. А самым известным живописцем новгородской школы был Феофан Грек (1340–1405 гг.), который в 1370-х гг. руководил росписью знаменитых новгородских церквей Спаса Преображения на Ильине, Федора Стратилата и Успения на Волотовском поле.

Среди произведений станковой живописи новгородской школы наибольшей красотой и техникой исполнения отличались иконы «Федор и Лавр», «Молящиеся новгородцы», «Илья-пророк», «Богородица» и «Битва суздальцев с новгородцами».

Московская живописная традиция в первой половине XIV в. развивалась в рамках прежней архаики, но с конца XIV в. наступил новый этап в развитии московской живописной школы, который был напрямую связан с переездом в Москву Феофана Грека. Именно под его руководством были расписаны стены и своды Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля (1392 г.), церкви Рождества Богородицы в Москве (1395 г.), Благовещенского собора в Нижнем Новгороде (1397 г.), а также дворцы Великого князя Василия I (1389–1425 гг.) и его дядьки Серпуховского удельного князя Владимира Андреевича (1353–1410 гг.). Самыми знаменитыми иконами Феофана Грека стали «Деисус», или «Спас на престоле», «Преображение», «Апостолы Петр и Павел», «Архангел Гавриил» и «Донская Богоматерь».

Выдающимся представителем московской живописной школы был великий русский художник Андрей Рублёв (1360–1430 гг.), кисти которого принадлежали многие выдающиеся произведения фресковой и станковой живописи.

Среди его фресковых росписей особого внимания заслуживают фрески Успенского собора в Звенигороде (1400 г.), Благовещенского собора в Московском Кремле (1405 г.), Успенского собора во Владимире (1408 г.), Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (1425–1427 гг.) и Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря (1427–1430 гг.). Кроме того, следы художественной школы, созданной А. Рублёвым, обнаружены в росписях Рождественского собора Саввино-Сторожевого монастыря и Успенского собора на Городке близ Звенигорода.

Среди произведений станковой живописи, принадлежащих А. Рублёву, наибольшим мастерством отличались иконы деисусного чина Рождественского собора Саввино-Сторожевого монастыря и иконы «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Сретение», «Рождество Христово» и «Крещение» Благовещенского собора Московского Кремля.

Но, безусловно, самым знаменитым произведением А. Рублёва является «Ветхозаветная троица», написанная им в 1425–1427 гг. для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, которую справедливо называют «памятником неотразимого обаяния». Эта икона, в основу которой был положен библейский рассказ о явлении трех ангелов Аврааму и Саре, наиболее ярко воплотила идею единства и нерасторжимости трех лиц Святой Троицы — Бога-отца, Бога-сына и Святого Духа.

А. Рублёву принадлежали и другие иконы Троицкого собора — «Архангел Гавриил» и «Апостол Павел», а также икона «Спас», созданная для Успенского собора в Звенигороде.

 

Вопрос №16.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!