Основные племенные союзы, быт, верования, социальные отношения восточных славян



Вопрос №1

Славяне в эпоху Великого переселения народов. Расселение восточных славян.

Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древнему индоевропейскому единству, населвявшему громадную территорию Евразийского материка. Постепенно среди индоевропейцев выделяются родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из таких племенных объединений и стали славяне. Ареал их расселения в Центральной и Восточной Европе - от Одера на западе до Днепра на востоке, от Прибалтики на севере до Европейских гор (Судеты, Татры, Карпаты) на юге. Позднее в славянском массиве возникают западная (венеды) и восточная (анты) ветви. Восточные славяне, населявшие степные просторы Приднепровья, находились в постоянном контакте с кочевыми племенами. Их взаимоотношения далеко не всегда были мирными. Военные столкновения с сарматами (II в. н.э.), готами (III в. н.э.), гуннами (IV в. н.э.) приводили к упадку хозяйства, поискам новых земель, защищенных от воинственных соседей.

Переселение славян происходило в южном и северном направлениях. Они были вызваны также естественным увеличением населения и начавшейся социальной дифференциацией. Особенно интенсивно расселение восточных и западных славян происходило в конце V-VI в. н.э. В это время произошло заселение территорий Балканского полуострова, входивших в состав Византийской империи. Колонизация нового региона привела к появлению южной ветви славянства.

В VI-VII вв. славяне находились на последней стадии развития общинно-родового строя. Основа социальной организации - патриархальная семейная община. Государства еще нет, управление обществом осуществляется на принципах военной демократии: она означала власть избираемых военных вождей князей) при сохранении власти старейшин и остатков первобытного коллективизма и демократии. Все вопросы решают народное собрание свободных общинников, жрецы и военные вожди, принадлежащие к зарождающейся родоплеменной знати, которая все более выделяется из основной массы общинников имущественным положением. Процесс имущественной дифференциации ускорился с началом мощных военных походов славян - главным образом против богатой Византийской империи. Захват военной добычи усугублял экономическое и социальное неравенство, способствовал росту частной собственности.

Города возникали или как оборонительные центры, или как места торга и центры ремесла. Показатели прогресса восточно-славянской цивилизации в этот период налицо. Если в VI в. н.э. византийский историк Прокопий из Кесарии указывал, что славяне живут в лесах в хижинах и землянках, то уже в IХ в. н.э. скандинавы называли Русь - Гардарики - страна городов.

Древнейшими крупными, хорошо укрепленными русскими городами были: Ладога на Волхове, Новгород. На территориях, вошедших в состав Киевской Руси, как известно из "Повести временных лет" русского летописца Нестора, проживало двенадцать славянских союзов племенных княжеств, сложившихся в 6 - 8 вв. Он выделяет полян с центром в Киеве; к северу и западу от полян обитали древляне; севернее полян и древлян, на левобережье Припяти, жили дреговичи; в верховьях Южного Буга - бужане или волыняне; в Поднестровье - улмичи и тиверцы; в Закарпатье - белые хорваты; на левобережье Днепра, в бассейне рек Сулы, Сейма, Десны - северяне; к северу от них, между Днепром и Сожжем - радимичи; к северу от радимичей, в верховьях Волги, Днепра и Двины - кривичи; в бассейне Западной Двины - полчане; в районе озера Ильмень - словене; наконец, самым восточным племенем были вятичи, селившиеся в районе верхнего и среднего течения Оки и Москвы-реки. Хозяйственная деятельность восточных славян основывалась на земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве. Позднее стало развиваться ремесло. Земледелие являлось главной отраслью хозяйства. Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха, лен, конопля и др. Во второй половине первого тысячелетия нашей эры на смену подсечному земледелию постепенно пришло пашенное с железными лемехами плугов. Активное использование железа позволило производить излишки сельскохозяйственной продукции для обмена с другими народами. Культивировались: рожь, ячмень, овес, лен и др. Ремесло отделилось от земледелия в VI - VIII вв. н.э. Особенно активно развивались железная и цветная металлургия, гончарное дело. Только из стали и железа славянские мастера производили свыше 150 видов различных изделий. Промыслы (охота, рыболовство, бортничество - сбор меда диких пчел и др.), домашнее скотоводство также занимали видное место в хозяйстве восточных славян. Торговля между славянскими племенами и с сопредельными странами, в первую очередь с восточными, отличалась высокой активностью. Об этом свидетельствуют многочисленные находки кладов арабских, римских, византийских монет и украшений. Главные торговые пути проходили по рекам Волхову-Ловати-Днепру (путь "Из варяг в греки"), Волге, Дону, Оке. Товарами славянских племен были меха, оружие, воск, хлеб, рабы и др. Ввозились дорогие ткани, украшения, пряности. Быт славян определялся характером их деятельности. Они проживали оседло, выбирая для поселений труднодоступные места или возводя вокруг них оборонительные сооружения. Жилище представляло собой полуземлянку с двух- или трехскатной крышей.

Верования славян свидетельствует об их громадной зависимости от условий окружающей среды. Славяне отождествляли себя с природой и поклонялись силам ее олицетворяющим: огню, грому, озерам, рекам, и т.д. и не знали исторического времени. Обожествление могущественных сил природы - солнца, дождя, грозы - отразилось в культах бога неба и огня Сварога, бога грозы Перуна, обрядах жертвоприношений.

О культуре славянских племен известно немного. Дошедшие до нашего времени образцы прикладного искусства свидетельствуют о развитии ювелирного дела. В VI-VII вв. возникает письменность. Существенной чертой древнерусской культуры является религиозно-мистическая окраска почти всех ее проявлений. Повсеместно распространен обычай сожжения умерших, возведение над погребальными кострами курганов, куда складывались вещи, оружие, пища. Рождение, свадьба, смерть сопровождались особыми обрядами.

Разложение родовых отношений, усиление дружин и княжеской власти сказались и на языческом культе. Над умершими князьями насыпали огромные курганы. Начали, строится пышные языческие храмы, появились каменные изваяние божеств.

Расселение восточных славян

В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине у них происходило разложение первобытнообщинного строя. В «Повести временных лет» говорится о племенных княжениях, которые историки называют племенными союзами. Такой союз включал 100-200 племен, объединенных вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз. В свою очередь, каждое отдельное племя состояло из множества родов и занимало значительную территорию. В летописи называются десятка полтора таких племенных княжений и места их расселения. Так, в среднем течении Днепра жили поляне, в бассейне реки Припять – древляне и дреговичи, в бассейне реки Сож (левый приток Днепра) – радимичи. В бассейнах рек Десны, Сейма и Сулы селились северяне, в междуречье Южного Буга и Днестра – уличи, между реками Днестр и Прут – тиверцы. В предгорьях Карпат жили «белые» хорваты, а по Западному Бугу – дулебы, волыняне и бужане, в верховьях Западной Двины и Днепра – кривичи, в среднем течении Западной Двины при впадении в нее реки Полоть – полочане, на севере, вокруг озера Ильмень и по реке Волхов – ильменские славяне, а в бассейне Оки самые восточные из славянских племен – вятичи.

Каждое племя управлялось своим вождем – старейшиной, существовал также совет старейшин и общее собрание племени – вече.

Данные летописи о расселении восточных славян через много веков были подтверждены археологическими находками женских украшений – височных колец, типичных для каждого племенного союза.

Важный фактор в формировании народа и государства представляют соседствующие народы и племена, которые отличаются своим языком, укладом жизни, бытом, нравами и обычаями, культурой и т.п. В разное время соседские народы подчиняли себе славянские племена, втягивали их в сферу своей хозяйственной деятельности или, наоборот, находились под влиянием славян.

Соседями восточных славян (к IX в.) были на западе балтийские племена: ливы, чудь, весь, корела и др., западные славяне: поляки (ляхи), словаки, чехи, а также венгры (угры); на северо-востоке – многочисленные угро-финские племена: мордва, мари, мурома, меря и др.; на Нижней Волге – хазары, на востоке – волжские болгары, а на юге в Причерноморье – печенеги и другие тюркские племена.

Расселяясь, восточные славяне вытесняли живущие здесь народы или ассимилировались с ними. После закрепления на новых местах восточные славяне создают основы своей общественной и хозяйственной жизни.

 

Вопрос №2

Основные племенные союзы, быт, верования, социальные отношения восточных славян

Основные племенные союзы:

ЛИБО:

· Венеты - гипотетическое объединение древнеевропейцев (предков славян, германцев и других народов) в I тыс. до. н. э. — начале I тыс. в Центральной Европе (р. Висла, южное побережье Балтийского моря), из которого выделились германские племена (в частности, вандалы) и славяне (венеты, венеды).В первой половине I тысячелетия венедами называют «многочисленных» предков славян, расселившихся на просторах Центральной и Восточной Европы, от которых произошли славянские племена, в частности, склавины и анты (известие Иордана, VI в.).

· Сколоты - союз четырёх скифских племен VII—IV вв. до н. э., в который по мнению Б. А. Рыбакова, входили предки восточных славян. Сколоты, в свою очередь, входили в более сложную племенную организацию, подчинявшуюся вместе с другими восточноевропейскими племенами скифам-кочевникам. Геродот упоминает договоры между племенами Скифии для совместной защиты при описании скифо-персидской войны 512 г. до н. э.

· «Держава Германариха» - объединение восточноевропейских племен под властью готов в III—IV вв. в Северном Причерноморье, в которое входила и часть предков восточных славян

· «Гуннская империя» Аттилы - объединение племен Центральной и Восточной Европы IV—V вв. под властью гуннов, в которое входили и предки славян: анты и дунайские славяне. Славянское население «империи» Аттилы представляло собой оседлое земледельческое население и воинов.

ЛИБО:

· поляне– среднее течение р. Днепр (центр – Киев);

· древляне(от слова «дерево») идреговичи (от слова «дрягва» – болото)– по р. Припять (центр – г. Искоростень);

· радимичи– верховья р. Днепр и р. Десна;

· северяне– по р. Десна, Сула, Сейм (центр – г. Чернигов и г. Новгород-Северский);

· волыняне, дулебы, бужане– р. Западный Буг;

· кривичи– верховья р. Западная Двина, Днепра (центр – г. Смоленск);

· полочане– в среднем течении р. Западная Двина и по её притоку – р. Полота (центр – г. Полоцк);

· ильменские словене– на оз. Ильмень и р. Волхов (центр – Новгород);

· вятичи– по р. Ока, Москва;

· уличи– в междуречье р. Южный Буг и р. Днестр, на Чёрном море;

· тиверцы– между р. Днестр и р. Прут, устье Дуная;

· белые хорваты– в Карпатских горах.

Быт:

Занятия славян– земледелие, скотоводство, охота, рыболовство и др.

Земледелие – основное занятие. Археологи находят зёрна ржи, пшеницы, льна, орудия земледелия – мотыги, серпы, косы, металлические наконечники сох.

Скотоводство. Славяне выращивали крупный рогатый скот, свиней и лошадей. Скот высоко ценился. В древнерусском языке слово «скот» означало также деньги.

Бóртничество – сбор мёда диких пчёл.

Торговля. Меха, мёд, воск, моржовую кость, а также рабов славяне обменивали на ткани, драгоценности, вина, оружие.

Верования:

Религия славян –язычестворелигия, основанная на поклонении многим богам, олицетворяющим силы и явления природы, идолопоклонство.

Формы верований:

· фетишизм –поклонение предметам и явлениям (камням, деревьям);

· анимизм – вера в духов, культ предков. Славяне верили, что духи – души предков,родичей, живут рядом. Дух (демон) оказывает положительное или отрицательное влияние. Существовала вера врожаниц– богинь плодородия. В воде жиливодяныеиберегини, в лесу –леший (лесовик), в полях –полевики, в жилище –домовой, в бане –банник;

· тотемизм–вера в происхождение человеческого рода от животных. Славяне поклонялись кабанам-вепрям, медведям, лосям и т.д. Разновидностью культа предков в облике животных являетсяоборотничество. Так, в былинах богатырьВольгаоборачивается соколом, девушка-невеста превращается в лебедя, утку, лягушку;

· политеизм–вера во многих богов.

Соц отношения:

Родовая и соседская (территориальная) общины. В VI–IX вв. у восточных славян шёл процесс разложения первобытнообщинного строя, формирование государства, развитие феодальных отношений. Низкий уровень земледелия требовал больших затрат физического труда. Основной хозяйственной единицей былародовая община (вервь) – коллектив людей, связанных кровным родством и единством хозяйства. В родовой общине все её члены родственники – члены одного рода. Они совместно вели хозяйство, обрабатывали землю общими орудиями труда, урожай потребляли также совместно.

Совершенствование производительных сил (развитие земледелия, скотоводства, железных орудий труда) создавало излишки урожая.Родовая община распалась насемьи, на смену ей пришласоседская (территориальная) община–поселение людей, состоявшее из семей, живущих по соседству на определённой территории, не связанных родственными узами, коллективно обрабатывающих землю.В соседской общине основой стало не кровное родство, а близость проживания. Основной хозяйственной единицей являласьсемья. Сохранялась общинная собственность на леса, сенокосы, пастбища, водоёмы. Пашня делилась между семьями на наделы. Собственностью семьи являлся собранный ею урожай, орудия труда, жилище, скот. Возникло имущественное неравенство.

 

Вопрос №3


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!