Прославление верующих



Важно сознавать, что не только Христос после Своего воскресения был прославлен, но и все искупленные в свое время будут прославлены. Новый Завет дает несколько характеристик прославления как будущего аспекта нашего спасения. Рассмотрим 5 из них:

Окончательное оправдание верующего. Окончательное утверждение нашего статуса как оправданных Богом. Рим.8:33,34: "Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас". В какой-то степени мы можем сказать, что мы оправданы Богом сейчас, Он умер за нас, Он оправдывает нас. Но пока мы здесь, на этой грешной земле, в условиях греха, мы не можем сказать о том, что это оправдание является окончательным для нас. Мы все еще смотрим вперед, когда мы получим это оправдание, когда наш статус как оправданных, как невиновных в глазах Божиих, будет окончательно утвержден. Это произойдет только при их прославлении. Апостол Павел подчеркивает этот момент в 1 Кор.1:8: "Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа".

Духовно-нравственное совершенство искупленных. Целый ряд Библейских текстов говорят о будущем завершении процесса возрождения и освящения и достижения состояния безгрешности. Иуды 24: "Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости". Благодаря чему будет достигнуто это духовно-нравственное совершенство, о котором мы здесь в условиях земли можем только мечтать? Благодаря чему на обновленной земле человек будет духовно совершенным:

будет изменена природа человека;

не будет искушений. Бог положит конец искусителю.

Изменение физической природы человека.

Фил.3 20,21: "Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа, который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все". "Сообразно" - здесь используется греческое слово "сумморфон", что означает "подобие", "как".

2 Кор.5:1-5. Ап. Павел сравнивает наше обветшалое тело с временным жилищем на земле и говорит о том, что мы имеем нерукотворное, вечное жилище на небесах. Он показывает, что на небесах искупленные не будут подвергаться тлению и разрушению.

1-Кор. 15:38-50.

4. Обретение полноты знания.

1-Кор. 13:12.

1-Ин. 3:2. Обретение полноты знания не означает, что искупленные не будут иметь потенциала для возрастания и познания Бога.

5. Связь между прославлением искупленных и обновлением Божьего творения.

Римл. 8:19-25.

20. Средства к спасению-1

Христиане различаются в понимании средств к спасению. По этому вопросу существуют самые разные подходы. Представление о средствах достижения спасения определяется тем, как мы понимаем природу спасения.

Существует три позиции по этому поводу, которые доминируют в современном христианстве.

Позиция богословия освобождения.

Густаво Гутьерес в своем основном труде "Богословие освобождения" показывает как изменилось представление о богословской науке вообще, начиная с ранних столетий христианской церкви и кончая современной ситуацией в современном мире. Он начинает свой труд демонстрацией этого кардинального сдвига в христианском сознании. Он говорит, что на первых этапах становления и развития христианской церкви богословие понималось, как исследование Священных Писаний и обретение какой-либо божественной мудрости через это исследование и достижение духовного роста. Так понималось богословие в самом начале многими христианскими исследователями.

Позже, уже во времена средневековья, во времена католической схоластики, протестантской схоластики, богословие стало пониматься, как систематический и критический анализ содержания христианской веры.

Сегодня, в эпоху постмодернизма, Густаво Гутьерес говорит, что богословие уже не может рассматриваться, как утверждение какой-то истины. Сегодня богословие представляет собой определенную активность в мире, основное внимание которой приковано к светским сторонам жизни. Другими словами, Гутьерес хочет показать, что невозможно рассматривать богословие в отрыве от реальной жизни. Богословие не может быть отвлеченным от этой жизни, оно не может быть абстрактным, оно не может быть каким-то созерцательным процессом. Богословие - это активность в мире.

Гутьерес понимает спасение, как освобождение угнетенных от рабства. Это и есть определяющее ядро в содержании спасения. Он рассматривает спасение эсхатологически, но не в контексте вмешательства Божьего в земные дела, а в контексте будущего достижения самим человеком общества всеобщей справедливости, равенства, добра и любви.

Юрген Мольтман в своей книге "Религия, революция и будущее" отмечает, что человек отчужден от своей подлинной сущности, от своего будущего, и это отчуждение выражается в трех основных формах:

- экономическое отчуждение (мир разделен на богатых и бедных);

- политическое отчуждение;

- расовое отчуждение (расовая дискриминация).

Все эти формы отчуждения рассматриваются на горизонтальном уровне. Здесь нет самого главного - отчуждение человека от Бога. В главе "Бог в революции" Мольтман предлагает решение всех этих проблем путем революционной борьбы. Какое место занимает насилие в этой борьбе? Мольтман однозначно пишет, что "нужно бороться против всего, что выдвигает любые барьеры между людьми". Далее он поднимает вопрос о том, насколько допустимо насилие. Он считает, что оно все же необходимо для достижения гуманных целей.

Итак, основные средства спасения, понимаемого, как освобождение человека от угнетения, от насилия - определенные политические процессы, революция, включая даже элемент насилия. Оценивая эту позицию, следует обратить внимание на два важных момента.

1. Коренной вопрос Священного Писания - это не земное рабство, а рабство греху, это не отчуждение между людьми, а отчуждение между человеком и Богом. Все то, о чем говорят теологи освобождения - есть следствие одной глобальной проблемы.

В Священном Писании освобождение Израильского народа из рабства Египетского представлено не просто как политическая акция, не как политический процесс, не как революция, а прежде всего, как установление Богом особых отношений со своим народом.

2. Второй важный момент, на который следует обратить внимание - это правомерность применения насилия. Насколько правомерно применять насилие со стороны обездоленных и угнетенных? Наша позиция: применение насилия несовместимо с учением Св. Писания, оно входит в противоречие с целым рядом заявлений Иисуса Христа. Позиция Иисуса гораздо более активная и более действенная, чем позиция "злом за зло", т.к. она все-таки решает проблему зла. Мы не можем согласиться с теологами освобождения по вопросу насилия.

2. Сакраменталистская позиция.

Суть этой позиции в том, что спасение передается и получается через церковные таинства. Т.е. церковные таинства и есть те средства, которые передают человеку спасение. На этой позиции стоят римско-католическая церковь и православная церковь.

21. Средства к спасению-2

Эксплуатация, насилие - есть следствие греха. Чтобы решить какую-либо проблему, нужно смотреть в корень. Болезнь можно вылечить только тогда, когда мы знаем ее причину.

Мы рассматривали сакраменталистскую позицию на средства спасения. Согласно этой позиции, средствами спасения являются церковные таинства. В Новом Завете, в греческом языке, встречается слово - "мистерион" - "тайна". Именно от этого слова происходит название "таинство". Но, что интересно, нигде в Новом Завете это слово не относится к таинствам в их нынешнем понимании. Это слово используется в тайне спасения, в тайне благочестия, в тайне беззакония. Но нигде "мистерион" не относится к таинствам евхаристии, крещения и т. д.

Латинское слово "сакраментум" в Древнем Риме означало "присяга", "клятва верности", которую давали воины Римской армии.

Каким образом церковные таинства являются средством к спасению? Церковные таинства являются средствами передачи Божьей благодати. Таинства - это эффективные средства к получению благодати.

 

В понимании римско-католической церкви, таинство составляет три элемента:

1. Видимый элемент. Он в свою очередь состоит из двух частей:

а) материальной;

б) словесное провозглашение.

2. Невидимая благодать.

3. Божественное установление.

Оценка сакраменталистской позиции.

1. Механистичность, магизм. Действенность таинств не зависит от духовного или морального состояния священников.

2. Спасение зависит от церкви. Церковь - это средство к спасению.

Эта позиция привязывает получение Божьей благодати к церкви.

3. В Священном Писании нет текстов, которые бы серьезно поддерживали эту позицию. В Библии нет ясного учения об эффективности таинств, как средств к спасению.

4. В этой позиции почти отсутствует элемент практической веры.

Наша позиция по вопросу о средствах спасения совпадает с евангелической позицией.

1. Первое, на что мы обращаем внимание - Слово Божье (2-Тим. 3:15-17, 1-Петра 1:23-25). Мы принимаем Слово Божье верою.

2. Вера - средство к спасению (Римл. 3:28-30, 4:3, 3:25). Но эта вера - действующая. Подлинная вера всегда выливается в дела.

3. Соблюдение закона, добрые дела являются следствием спасения, но не средством к его получению.

22. Масштабы спасения

Существует такая позиция - универсалистская. Ее суть в том, что рано или поздно все люди будут спасены. Но традиционная позиция христианской церкви состояла в том, что одни получат спасение, а другие - нет.

Разновидности универсализма.

1. Теория о всеобщем обращении. Все люди в конце концов будут спасены через покаяние и веру.

2. Теория о всеобщем искуплении. Сторонники этой позиции говорят, что Христос искупил всех, а не определенную часть людей. Арминиане считают, что хотя Христос умер за всех, искупил всех - это вовсе не означает, что все уверуют в Него. Всеобщее искупление не означает всеобщее спасение.

3. Теория равных возможностей. Возможность получения спасения равна для всех, даже для тех, кто никогда не слышал спасительной вести Евангелия. Через общее откровение Бог обращается ко всем (Римл. 1:19-20; Римл. 2:14-15).

Эта теория не утверждает, что на призыв ответят все.

4. Теория второго шанса. Те, кто не услышал спасительную весть Евангелия в этой жизни, получат такую возможность в будущем, после смерти. Лук. 16:26 опровергает эту позицию.

5. Теория о всеобщем примирении. Поскольку смерть Христа примирила все человечество с Богом (2-Кор. 5:12), спасение универсально по своей природе.

6. Теория о всеобщем прощении. Бог простил всех и Он смилостивится в конце концов над теми, кто Его не принял и простит их.

7. Теория всеобщего восстановления. Позиция была изложена Оригеном. Деян. 3:21 ("апокатастасис"). Согласно учению стоиков-философов, влиянию которых был подвержен Ориген, мир движется к восстановлению первоначального совершенства.

Оценка универсалистских взглядов.

В поддержку учения о всеобщем спасении выдвигается два основных довода:

1. Богословский. Т.к. Бог есть любовь, то невозможно себе представить Его, испытывающего наслаждение от вечных адских мук грешников. Т.е. любовь Божья и вечные муки ада - вещи несовместимые. Если Бог есть любовь, тогда мы должны отвергнуть ад.

2. Основан на ряде библейских текстов.

(1-Тим. 4:10, Фил. 2:10-11, Римл. 11:32, Римл. 5:18, 1-Кор. 15:22, Кол. 1:19-20, Евр. 2:9).

Если мы постараемся вникнуть в Священное Писание шире и глубже, то найдем множество текстов, опровергающих универсалистскую позицию - Матф. 25:46, Иоан. 3:16, Иоан. 5:28-29, Римл. 9:22.

Как примирить эти тексты? Решение этой проблемы в аналогии веры. Это герменевтический принцип, который утверждает, что непонятные тексты Св. Писания должны рассматриваться в свете более понятных.

Существует ряд текстов, которые ограничивают Божье спасение - Римл. 5:17 и 5:18. Подчеркивается, что Христос оправдывает всех, но спасены будут те, кто приемлет это спасение.

Всеобщее оправдание вовсе не означает всеобщее спасение, т.к. некоторые отказываются принять это спасение. Здесь следует учитывать принцип свободы. Бог не может спасти насильно тех, кто отвергает Его спасение.

Вот почему спасение не может быть универсалистским.

 

23. Тысячелетнее царство

(в сотериологическом аспекте)

Существует несколько позиций по вопросу тысячелетнего царства.

"Миллениум" - "тысячелетие" (лат.). Богословы Зап. Церкви используют именно этот термин. Все позиции по этому вопросу называются милленистскими.

По отношению ко Второму Пришествию Христа есть премилленистская позиция, постмилленистская позиция и амилленистская.

1. Если Пришествие Иисуса Христа происходит до тысячелетнего царства,

такая позиция называется премилленистской. ("Пре" означает "до").

2. Постмилленистская позиция говорит о том, что Второе пришествие Иисуса Христа наступит после тысячелетнего царства.

3. Амилленистская позиция считает, что тысячелетнего царства не существует вообще.

Православные считают, что тысячелетнее царство уже началось с утверждением Царства Божьего на земле. Под "царствием Божьим" они понимают церковь, которую установил Иисус Христос на земле. Церковь Христова и Царствие Божье - это одно и тоже.

Откр. 20 гл. они объясняют, что первое Воскресение - это Воскресение духовное, когда человек принимает Иисуса Христа. Второе Воскресение - это Воскресение праведников при Втором пришествии Христа.

Но существует один аргумент, который лишает эту позицию всякого основания. Откр. 19, 20, 21 - эти главы связаны логически, это одно и то же видение. Это целостная картина. Поэтому, если мы рассматриваем 20 главу в контексте всей книги Откровение, то мы никак не можем трактовать первое Воскресение, как духовное Воскресение. Оно обязательно следует после Второго пришествия Христа, поэтому оно не может быть духовным.

Обратим внимание на слово "ожили"(Откр. 20:4 и 5). Здесь используется греч. слово "эксесан", которое применимо к обеим группам. Т.е Воскресение первое и Воскресение второе - это по сути одно и то же в контексте 20-й главы. Речь идет лишь о разных группах людей.

Каков смысл тысячелетнего царства? Тысячелетнее царство связано с судом. Откр. 20:4, 12. Зачем этот суд? Каков его смысл, если праведники уже воскресли при первом воскресении, а нечестивые воскреснут при втором воскресении мертвых. Участь каждого уже решена. Каков тогда смысл этого суда?

Этот суд не будет определять, кто будет спасен, а кто нет, т.к. этот вопрос уже решен. Матф. 7:21-23. Интересно то, что в Царствии Божьем может не оказаться тех, которые считали себя христианами и, естественно у искупленных возникнет вопрос: "Почему те, которые в земной жизни проявляли сильную веру, стойкость, те, которые творили чудеса - почему они не в Царствии Божьем?" С другой стороны, в Царствие Божьем окажутся те, о которых мы думали, что их и на порог нельзя пускать в Царствие Божьем. И опять у искупленных будут вопросы: "На каком основании они здесь?" "Справедлив ли Бог?" Бог судит нас не по делам, а по тому, что нами движет, по нашим внутренним побуждениям, мотивам. Справедлив ли Бог? Можем ли мы доверять Богу? Справедливо ли Божье решение искупить одних, а других нет? Даже искупленным нужно будет время для того, чтобы убедиться в справедливости Божьей. Искупленные будут иметь доступ к любой информации. Погибшие - это те, кто сам избрал для себя эту участь, которые восстали против Бога.

Следует обратить внимание, что слова: "Праведны и истинны суды Твои" красной нитью проходят через всю книгу Откровение.

В окончательном уничтожении грешников мы тоже видим Божью любовь. Гнев Божий - это есть любовь Божья. Но встает вопрос: "После того, как грех будет уничтожен, возможно ли его повторение? Е. Уайт пишет, что грех больше никогда не повторится. "Проверенное и испытанное творение Божье никогда больше не изменит Тому, чей характер в полной мере раскрылся пред ними в непостижимой любви" (Великая борьба, стр. 504).

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!