Государства и права в различных учениях и теориях



1. Теоретическаяи политико-практическая значимость изучения процесса возникновения государства и права (Социальная власть и нормы догосударственного периода: общая характеристика.Основные закономерности возникновения государства и права).

2. Многообразие теорий происхождения государства и права и его основные причины

3. Особенности естественно-правовой теории

4. Основные положения договорной теории происхождения государства

5. Отражение процесса образования государства и права в теории насилия.

6. Патриархальная психологическая и другие теории происхождения государства и права

 

Общая характеристика социальной власти догосударственного периода. Особенностями проявления социальной власти, существовавшей в догосударственный период, является то, что она:

— распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

— была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления;

— органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т.п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Общественная власть и нормы поведения в первобытно общинном строе. Происхождение государства – это длительный, сложный, многоплановый и многоаспектный процесс.

До образования государства существовал первобытно общинный строй, для которого было характерно:

- малая населенность территории

- отсутствие четких границ между районами проживания первобытных коллективов

- тяготение первобытно общинных коллективов к плодородным участкам территории

- низкие уровни развития производственных сил, и производственного труда и как следствие малый объем производимого продукта

- наличие коллективной собственности

- отсутствие товарообмена и присутствие дарообмена

- люди как правило объединялись в малочисленные (несколько десятков человек) социально замкнутые группы.

При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): рецепроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.

Социальная организация первобытно общинного строя. Главным элементом социальной структуры был род- это такое объединение людей, которое основано на кровном родстве, а также общности имущества и труда.

Черты рода:

- Является родственным (личным), а не территориальным союзом, то есть члены рода объединяются по признаку родства а не по признаку проживания на единой территории

- В родовой организации, существовал орган общественного самоуправления

- Выборные органы управления

- Народное собрание

- Жрецы

- Совет старейшин

а)Разрешал все основные вопросы управления

б) Разрешал конфликты

в) сочетал функции государственного управления и судебных органов

- Избирало вождей и военачальников

- Определяли магическое и тотенические ритуалы

- Военачальник

а) военная подготовка подрастающего поколения

б) формирование дружины, и командование ею в случае войны

в)Определяло наиболее важные вопросы жизни рода (Войны и мира, массовых переселений, наиболее крупных конфликтов)

В тот же исторический период параллельно с родовой организацией, формировалось и общинное объединение не по признаку родства, а по признаку совместного проживания на территории и общей профессиональной деятельности.

В целом отличительный признак родовой общинной самоуправленя является

- Выборность руководства

- Отсутствие должностных привилегий

Военная демократия. Существовал период в развитии человеческого общества, в котором были переплетены черты отжившего рода племенного строя, и зарождавшегося государства. Такой период и получил название военная диктатура. Это форма организации власти, характеризуется концентрацией власти у военного руководства рода племенных объединений.

Предпосылки становления военной демократии.

- Активизация захватнических войн, в целях получения в пользование рабов и территории

- Объединение родов в племена, а племен в крупные устойчивые союзы племен

- Усиление экономического неравенства членов рода

- Все более редкий сбор народных собраний, и постепенное перетекание власти к советам старейшин

Признаки:

- Отдельные племенные территории сливаются в одну общую территорию народа.

- Утрачивают свое значение органы общественного самоуправления, из орудия народной воли они превращаются в орудие против народа.

- Война становиться регулярной функцией рода

- Власть от общего собрания переходит к совету старейшин, а от него к военачальнику

- Меняется правовой статус военачальника

а)Он становиться постоянным (не сменяется)

б) К нему переходят полномочия главного судьи, и главного жреца

в) Он опирается на силу постоянно действующей военной дружины

г) Формируются предпосылки для перехода власти верховного глав начальника по наследству, то есть он превращается в царя.

- Закладываются основы королевской власти и наследование знати (развитие института наследования)

Формы раннего государства:

• Княжество

• Город-Государство

• Военно-Кочевая орда

Происхождение государства. Существует множество теорий происхождения государства, которые отличаются друг от друга парадигматически (парадигма — это способ постановки и решения научных проблем) по следующим причинам:

а) разные реальные исторические условия в разных обществах;

б) разные философские основы построения теорий.

Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

К наиболее известным относятся следующие теории:

1. Теологическая (Фома Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть произведена от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная (Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство – наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

3. Патримониальная (А. Галлер). Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю (пат-римониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.

4. Договорная (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев). По мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию.

5. Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский). Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, – в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими.

По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.

К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

6. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.

7. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов). Согласно этой террии, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.

8. Органическая теория. Представители этой теории — Г. Спенсер, Вормс. Х. Прейс — считают, что государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа, т.е. государство — продукт социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (поданных);

9. Ирригационная теория возникновения государств — их первые деспотические формы связываются с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Наиболее яркое отражение эта теория получила в трудах современного немецкого ученого К.-А. Виттфогеля;

Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Но все они не могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая доктрина является лишь определенной ступенькой к познанию истины.

Формы возникновения государства. Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира протекал по-разному.

а) азиатский — сначала возникает государство, а затем классы. Распространение земледелия в азиатских странах требовало проведения ирригационных работ, для проведения которых была необходима координация коллективной деятельности. Руководство этими работами осуществлялось властными методами. Для проведения работ концентрировались материальные ресурсы, в первую очередь средства производства. Таким образом, люди, занятые в аппарате власти, в последствии становились собственниками средств производства, а не наоборот, как утверждал Ф. Энгельс.

б) европейский — сначала возникает частная собственность на средства производства и классы, а затем государство как орудие господствующего класса.


1.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 35; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!