Использование интенсивных интегративных психотехнологий ИИПТ в групповой работе



Познать свой внутренний мир, обрести смысл жизни, переосмыслить старую систему ценностей, позволяет трансперсональная психология и современные холистические психотехники или интенсивные интегративные психотехнологии (ИИПТ термин, введенный академиком МАПН, д.п.н. В.В. Козловым).
Это эмпирические техники самоисследования и самотрансформации, использующие работу в измененном (расширенном) состоянии сознания. Они являются системой методов целостного преобразования, представляющей собой синтез древних духовных практик (включая шаманизм) и экзистенциально-трансперсональной психологии.
Холистические методы самоисследования можно считать промежуточной зоной между психотерапией и интегративной компиляцией психопрактик мировых религиозно - философских учений.
На настоящем этапе развития психотерапии название "интенсивные интегративные психотехнологии" применяется к широкому спектру психотехнологий, основанных на использовании измененных состояний сознания (ИСС) клиента, в числе которых - трансовые, расширенные, психоделические состояния сознания, а также состояния повышенного осознавания, достигаемые применением методов связного дыхания. Следует отметить, что дыхательные психотехнологии (холотропное дыхание, вайвейшн, ребефинг, "Свободное Дыхание") являются наиболее естественными и экологичными методами достижения измененных состояний сознания.
Интегративные интенсивные психотехнологии - это открытое пространство концепций, умозрительных моделей, процессов и навыков, пребывание в котором позволяет человеку обрести и поддерживать целостность своей жизни.
Спектр возможностей ИИПТ очень широк и разнообразен. По нашему мнению, ИИПТ представляют в настоящее время наиболее целостное и эффективное направление в современной психологии. Использование расширенных состояний сознания в психологической работе позволяет за достаточно короткий период достичь интеграции и состояния целостности, в то время, как методами традиционно используемыми в психологии, например, психоанализом (при всем к нему уважении и признании), для достижения тех же результатов потребовалось бы несколько лет.
В настоящий момент сфера применения ИИПТ распространяется не только на работу с отдельно взятым человеком. Фокус нашего внимания по прежнему сосредоточен на развитии индивидуального сознания, но речь уже идет не только о людях с глубинными конфликтами, с желанием их решать и развиваться, но и о клиентах с более тяжелыми проблемами, как, например, наркозависимость.
Предлагаемые интенсивные интегративные психотехнологии представлены синтезом идей психоаналитического направления, гештальт-терапии, экзистенциальной и трансперсональной психологии. Использующееся непрерывное связное дыхание для достижения транса имеет аналоги в пранаяме йогов, цигун и др. древних психотехнологиях. Философский слой этих техник представлен богатой палитрой идей буддизма, даосизма, суфизма, христианской мифологии, древнеегипетскими и тибетскими традициями.
Человечество использовало целительный потенциал необычных состояний сознания с глубокой древности. Шаманизм насчитывает, согласно археологическим исследованиям наскальных рисунков и мест древних захоронений, около 40000 лет. Системы медитации Хатха-йоги, Лайя-йоги, Раджа-йоги сформировались не позднее 10 тыс. лет до н.э. Исследования антропологов более половины мировых культур, существовавших в течение пяти последних столетий, показали, что 90 процентов из них имели некоторые институциализированные формы измененных состояний сознания.
Необычные состояния сознания и по сей день являются центральными для эзотерических течений канонических религий, исихазме и многих сектантских течениях в христианстве, суфизме в исламе, в различных йогических практиках в индуизме, школах Дзен в буддизме и Каббале в иудаизме.
Самые древние ритуальные практики шаманизма связаны с использованием мощных дыхательных сессий при помощи звукоформ на фоне барабанного боя. Трансовый танец, который издревле был необходимым средством проявления чувств, мыслей, которые нелегко было перевести в слова, является также интенсивным методом вхождения в измененные состояния сознания, физиологически обусловленным связным естественным, "животным" дыханием.
Специальные методы, основанные на ускорении, замедлении и остановки дыхания, использовались в шаманизме, различных направлениях йоги (кундалини практике, сиддха-йоге), суфизме, даосизме, дзогчене, дзэн-буддизме, ваджраяне, школах хинаяны и махаяны, во многих других духовных практиках.
Работа интегративными психотехниками в группе предполагает 3 фазы: Во-первых непосредственное процессуальное «проживание» проблемы, ее творческое отреагирование или арт - терапию и обсуждение в группе. Прохождение всех трех этапов - очень эффективный целостный процесс.
Во-вторых, есть такое понятие, как «групповая энергетика» (взаимоиндукция). На тренинге очень важен момент групповой поддержки, когда каждый из участников делится собственным опытом, полученным в ходе работы. В свою очередь, знакомясь с опытом других, человек как бы сам проживает этот опыт.
Еще один аспект - социальное моделирование. Ведь любая группа - это модель социума в миниатюре и отношения здесь развиваются по тем же алгоритмам, что и в реальном мире. Чем больше группа, тем лучше. Часть содержит информацию о целом. Такие же законы соблюдаются и в социальных тренингах, которые проводятся в рамках программы: это бизнес - тренинги, лидерские и мотивационные технологии.
Использование интенсивных интегративных психотехник и медицинский мониторинг - это комплексный подход. В одной программе реализуется целый банк возможностей. Используется индивидуальная и групповая работа, работа с родителями.
Родители часто не понимают, в чем заключается состояние их детей, поэтому им также рекомендуется освоить дыхательные техники работы в ИСС и «путешествовать» к истокам своих проблем с помощью психотехник. Им также рекомендуется разобраться с вопросом, какова их неосознанная выгода от того, что их ребенок наркоман. Этот новый опыт помогает понять "иное состояние", а следовательно, найти «общий язык» с собственными детьми.

Изначально большинством психологов отдавалось предпочтение индивидуальной работе. И вплоть до сегодняшнего дня их задачей является помощь каждому конкретному человеку в исследовании своего внутреннего мира. Работа ведется с теми, кто хочет пересмотреть отношение к жизни, к самому себе, к личным устоям и системе ценностей. Одним словом, опираясь на последние достижения в области психологии, каждый специалист способствует личностному развитию клиентов. Психологи-тренеры являются своего рода проводниками в глубины человеческой натуры, вместе с человеком открывая его непознанный внутренний мир, способствуя исполнению желания целостного преобразования.
Перинатальные переживания представляют собой своего рода перекресток между индивидуальной и трансперсональной психологией или же между психологией и психопатологией, с одной стороны, и религией - с другой. Если мы относим их к индивидуальному рождению, то они должны, по-видимому, при-надлежать к структурам индивидуальной психологии. Некоторые другие аспекты придают им трансперсональный оттенок. Интенсивность этих переживаний превосходит все, что обычно рассматривается как предел выносливости индивида. Часто они сопровождаются идентификацией с другими личностями или с борющимся и страдающим человечеством. Более того, другие виды явно трансперсональных переживаний, таких как эволюционная память, элементы коллективного бессознательного и некоторые архетипы Юнга, нередко составляют неотъемлемую часть перинатальных матриц.
Элементы обширного и сложного содержания, возникающие на сеансах работы в ИСС, отражающие этот уровень бессознательного, можно представить в виде четырех групп, матриц или паттернов переживания, ввести связь четырех ка-тегорий явлений с последовательными стадиями биологического рождения и с переживаниями ребенка в перинатальный период. Четыре основные матрицы переживаний ранкианского уровня называются Базовыми Перинатальными Матрицами. Следует подчеркнуть, что это нужно рассматривать как модель, не обязательно включающую в себя причинно-следсвенную связь.
Базовые перинатальные матрицы являются гипотетическими динамическими управляющими системами, функционирующими на ранкианском уровне бессознательного, подобно тому, как системы конденсированного опыта СКО действуют на фрейдовском психодинамическом уровне. Они имеют свое собственное специфическое содержание, а именно перинатальные явления. Последнее имеет две важные грани, два компонента: биологический и духовный.
Перинатальная динамика прослеживается и в четырехфазной модели перехода Джека Тесмера. Эта модель отражает переход от старой системы поведения к новой системе. С течением времени, после начала новой ситуации возрастает преобладание нового стиля поведения до тех пор, пока желаемая ситуация не будет достигнута. Одновременно происходит снижение стиля поведения принадлежащего к прошлому до его полного исчезновения в конце ситуации, определяемой моделью перехода.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!