Тема 2. Лекторское мастерство и ораторское
Искусство.
1.Типология, роль и суть современных психологических лекций.
2.Основные умения, сопутствующие успеху лектора.
3.Уверенность в себе как важнейшая способность лектора.
4.Типы подготовки к выступлению.
5. Типичные ошибки психолога – лектора.
Искусство публичного произнесения речей, или красноречие, существует тысячелетия. Высоко развито оно было в странах Древнего Востока - Египте, Сирии, Вавилоне, Индии, Китае. Наивысшего расцвета оно достигло в V-Ш веках до н.э. в Древней Греции (Эсхин, Демосфен, Горгий). В Афинах целая плеяда блестящих ораторов состязалась в красноречии при громадном стечении граждан на главной площади. Победитель признавался властителем дум, героем, а побежденный иногда изгонялся из Афин. Софисты разработали основы риторики (красноречия), а также ввели понятие об искусстве спора (диалектике, полемике) и доказательства (эвристике). Сократ разработал, Платон развил диалектический диалог. Аристотель в трудах “Риторика” и “Поэтика” дал впервые научное обоснование ораторского искусства, определив его назначение как “возможность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета”. Выдающаяся личность – римский оратор Марк Туллий Цицерон (106-43 г.г. до н.э.) – считал, что речью можно воздействовать на волю и поведение масс, доказывал выдвигаемые положения и побуждая слушателей к активной деятельности. Лекция ХШ века – это чтение с комментариями (“lectio” от лат. – чтение). Она стала основой академического красноречия. В ХVШ-ХVШ веках появляется новый тип лектора – просветителя, пропагандиста научных знаний. Лекция вырывается из рамок комментируемого чтения и становится родом ораторского искусства. В России появляется форма публичной лекции (Ломоносов, Сеченов, Менделеев, Лобачевский и др.).
|
|
Роль и сущность современных психологических лекций:
· “Умственная изощренность + идейная убежденность – действенность, доступность, ясность, выразительность.
· Простота, основанная на естественности речи, выражении в ней авторского “я”.
· Преобладание в речи (лекции) той или иной направленности, зависящее от типа аудитории и соответственно целевой установки лектора.
· Изменение речевого стиля лекции в зависимости от жанра лекции и ее основного содержания (лекция по философии, политическая, историческая будет отличаться от лекции, посвященной вопросам культуры, искусства, техники, спорта).
· Существенная роль в отборе материала и определении формы лекции уровня подготовленности слушателей, их интересы, возраст, социальный и национальный состав.
|
|
Типы лекций:
· специальная (для специалистов);
· обучающая;
· научно-популярная.
Основные умения лектора:
· Умение создавать собственный текст по всем законам логики высказывания.
· Ориентация лекции на определённых слушателей, выделяя в содержании то одну, то другую сторону, в зависимости от актуальности.
· Гибкость мышления и речи, умение перестраивать материал, дополнять его, изменять композицию лекции.
· Наличие перцептивных (воспринимающих) и социально-коммуникативных умений – контакт со слушателями на основе взаимодействия при ведущей роли лектора.
· Умение говорить правильно, руководствуясь нормами речи, создавая эмоциональный настрой слушателей.
· Умение правильно сориентироваться в подаче материала, т.е. правильно спланировать его:
a) общее планирование – отбор и компонование материала с предварительной ориентацией на определённую аудиторию;
b) корректировочное планирование – в аудитории;
c) перепланирование – в процессе лекции с поправкой на восприятие;
d) моментальное или экспромтное – при ответах на вопросы слушателей;
Причины страха и сверхволнения:
· недостаток опыта чтения лекций;
· индивидуальные особенности лектора: застенчивость, робость, повышенная тревожность, неуверенность в себе;
|
|
· неверие в то, что слушателем будет интересно;
· личный опыт провала лекции;
· чрезмерное погружение в свои переживания.
Рекомендации:
Если ваше волнение связано со слушателями:
· при чтении лекций выберите доброжелательного слушателя и говорите как бы только для него (главное – научиться смотреть ему глаза);
· как только почувствуете, что между вами и вашим доброжелательным слушателем возник контакт, переведите глаза на его соседа, установите глазной контакт с ним;
· старайтесь научиться смотреть на слушателей открыто и дружелюбно, видеть их живые глаза;
· научитесь также открыто улыбаться аудитории и получать ответные улыбки из зала.
Если волнение связано с самим собой:
· перед чтением лекции «разогрейтесь»: поговорите с кем-то из слушателей, походите медленным шагом по аудитории;
· нарабатывайте опыт чтения лекций: больше и чаще выступайте, задавайте вопросы, участвуйте в коллективных дискуссиях;
· путем проб и ошибок найдите свой оптимум: ваше внутреннее состояние, при котором вы достигаете успеха;
· представьте себя актером и сыграйте роль блестяще.
Дополнительные рекомендации:
|
|
- Выступая перед аудиторией, “не бойтесь ничего, кроме самого страха ”.
- Непрерывная практика публичных выступлений - наилучшее средство против смущения и страха.
- Отдайте себе отчет в причине страха.
- Выступайте в полной готовности (быть готовым - значит освоить тему путем подготовки и устной проработки)
- Сохраняйте уверенный вид. Уверенный вид действует на слушателя. Если вы внушите ему веру в ваши возможности, у самих возникает чувство уверенности в себе. Если поддадитесь порыву спешить, нервозность только возрастет. Делайте паузы так часто, как находите нужным. Будьте осмотрительны во вступительных замечаниях. Не стесняйтесь, если случайно оговоритесь, не впадайте в панику.
- Преодолевайте страх действием.
- Энергично произносить фразы, заготовленные заранее. Стремитесь к значимости речи.
Типы подготовки к произнесению речи:
1. Речь написана и заучена наизусть.
2. Речь сказана экспромтом.
3. Речь сказана с предварительной подготовкой, но без записи и без заучивания.
4. Речь написана полностью и прочитана по рукописи.
Типы лекций | П р е и м у щ е с т в а | Н е д о с т а т к и |
Заученная наизусть | В политических выступлениях и при обстоятельствах, где неосмотрительное словоупотребление может дорого обойтись. Тщательное составление текста. Легко повторить, длительность точно рассчитана. Освобождает от вопросов. | Не столь прямолинейна, проста и выразительна. Опасность в безупречности запоминания, возможность ”застопориться”. Нарушение плавного течения речи рассеивает внимание. |
Речь по записи | Освобождает память от напряжения | Звучит как чтение, а не как живое слово. Запись- барьер между оратором и слушателями: глаза скользят по строчкам время от времени поглядывая на аудиторию. В результате- отвлечение от текста и отрывистая речь. |
Импровизация | Приучает самостоятельно мыслить, вырабатывает уверенность в себе. | Желание заменить тщательную подготовку минутной стряпней. |
Речь с предварительной подготовкой | Приучает организовывать свои идей для устного высказывания, самостоятельно мыслить, налаживать общение с аудиторией, говорить непринужденно, с непосредственностью, обычной в разговорной речи, и приноравливать речь к слушателям. | Часто опускается важный вопрос, отклоняя в сторону от основной идеи, затягивается время. |
Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!