Культура Месопотамии 1 страница



Месопотамией греческие географы называли обширную территорию, расположенную между реками Тигр и Евфрат. Месопотамия в переводе с др. греческого означает «междуречье». Эта древняя страна отличалась плодородием и выгодным географическим положением на пересечении важнейших торговых путей, связывавших Запад и Восток. Месопотамия так же как и Египет была заселена с древности, но в отличие от Египта, где жил этнически единый народ, Месопотамию населяли различные народы, говорившие на разных языках, постоянно враждовавших между собой и создавшие независимые города - государства.

Древнейшее население Месопотамии - племена шумеров. Возникновение Шумер относится к III тысяч. до н. э. Остатки шумерских городов Ур, Урук, Лагаш и др. свидетельствуют о высокоразвитой цивилизации земледельческого типа. К сожалению от этой цивилизации почти ничего не сохранилось. Целые города скрыты под бесчисленными холмами. О прошлом этой культуры говорят письменные памятники: клинообразные письмена, выполненные на глиняных табличках, каменных плитах и стелах.

Уже в ранней древности из - за нехватки полезных ископаемых и леса шумеры сориентировали свою экономику на развитие торговли, благо, географическое положение способствовало этому, что бы получать по средствам торговли необходимое сырье. В связи с этим у них рано возникло и стало развиваться ремесло. Изделия ремесленников шли на продажу. Ремесленники изготовляли изделия из золота, оружие, цветное стекло. считается, что шумеры изобрели колесо к повозке, гончарный круг, цветное стекло.

Итак древнейшие поселения возникли в Южной части Месопотамии – Шумеры, затем политический центр Месопотамии перемещается в её центральную часть, где возникает государство Аккад, где преобладает Вавилонское царство.

В восточной части Северной Месопотамии, одновременно с Шумерами возникло Ассирийское государство, центром которого был город Ниневия, постоянный соперник Вавилона.

Месопотамия-один из важнейших центров мировой цивилизации и древнейшей городской культуры. Первыми её создателями были племена шумеров, культурные достижения которых были усвоены и развиты Вавилоном и Ассирией. Стержнем месопотамской цивилизации была клинопись, с исчезновением которой исчезла и месопотамская культура (к началу нашей эры)

В городах Месопотамии существовали законы, в которых прослеживается попытка соблюдать социальную справедливость.

Наиболее ранними, из найденных являются законы Урукагины-правителя Лагаша (конц IV тыс. д. н. э.) Но наиболее известными стали Законы царя Хаммурапи. Это единственное дошедшее до нас законодательство, которое сохранилось полностью. Благодаря ему можно представить экономическое и социально-политическое устройство вавилонского общества. В этих законах была предпринята попытка ограничить кровную месть, вместо телесных наказаний широко употреблялись денежные штрафы, но еще сохранялся принцип талиона–принцип «зеркальности»:наказание аналогично преступлению(«око за око, зуб за зуб»)

Многочисленные пословицы свидетельствуют о том, что в Вавилоне необходились без жульничества и обмана. На всех базарах стояли контрольные весы и за обман можно было потерять руку.

В Двуречье называют генератором идей в древности. Здесь существовала система каналов и дамб позволяющая осушить болотистую почву на юге и сохранить влагу в засушливое время года.

Одним из легендарных городов Месопотами стал Вавилон, достигший своего расцвета при царе Навуходоносоре II. Он вел успешные войны против Египта, завоевал Сирию, Финикию, Иерусолим, столицу Иудейского царства. По замыслу Навуходоносора Вавилон Роскошью и великолепием должен был превосходить все другие города.

Геродот посетивший Вавилон в V в до н. э писал, что столица вавилонян была устроена так прекрасно, как ни один из известных ему городов. Город был застроен 3 и 4 этажными домами. Его пересекали широкие прямые улицы. На глиняных табличках сохранился план города.

Город был окружен широким и глубоким рвом с водой, затем шла стена, такой толщены, что на ней могли разъехаться две колесницы запряженные четверкой лошадей, а высота 50 метров. Всего существовало 3 кольца стен. Если все кирпичи этих стен расположить цепочкой, то ими можно было опоясать земной шар по экватору 10 раз. С внутренней стороны стены были облицованы глазурованными плитками покрытые орнаментом. В стенах было сделано 100 ворот и 250 башен. Пространство между внешними стенами не было застроено специально, чтобы сельское население и скот могли укрыться там в случае осады. Сам город начинался за второй стеной. Главная дорога вела к воротам богини Иштар-главному женскому божеству, богини любви и войны. Высота ворот 9 м. Коридор образованный высокими стенами был украшен глазурованным кирпичом бирюзового и синего цвета с пестрой лентой фриза. В центре города возвышалось самое высокое сооружение - зиккурат Этеменаки, названный в библии Вавилонская башня. Согласно современным архиологическим данным башня имела квадратное основание 90 на 90 м, насчитывала 7 чрусов. Каждый ярус был облицован глазурованной плиткой разного цвета, последний ярус посвешенный главному богу Мордуку и его жене Сарпаните был вызолочен.

Выдающимся архитектурным и инженерным сооружением Вавилона являлись висячие Сады Семирамиды.

Большое место в культуре Месопотамии занимала литература.

Вавилонское царство унаследовала клинопись шумеров.

В 19 веке усилиями нескольких людей: немца Гротефенда, англичанина Раулинсона была расшифрована клинопись и составлен первый словарь аккадского языка.

Письменность клинопись называется так из за сходства формы её знаков с горизонтальными, вертикальными и угловыми клиньями.

Клинопись не была алфавитом (звуковым письмом), а содержала идеограммы,, которые обозначали либо слова, либо,букву, либо слог.

Всего в клинописи было 600 знаков.

Именно благодаря расшифрованным текстам клинописи мы знаем о существовании культуры Месопотами и можем прочитать разнообразные литературные произведения.

Богатая месопотамская литература представлена поэмами, лирикой, мифами, гимнами, легендами. Особым жанром в шумерской литературе был плач. Плачи-произведения о гибели шумерских городов, в результате набегов соседних племен. Вавилон унаследовал литературу шумеров. Об этом можно судить по эпосу о Гильгамеше.

Важное место среди месопотамских эпических произведений занимает «Эпос о Гильгамеше». Этот герой был очень популярен в Вавилонском царстве.

Гильгамеш - реальная историческая личность. Он был провителем города Урук. В последствии он был обожествлен и стал считатся судьей в загробном мире, защитником людей от демонов и основателем градостроения

Сюжет эпоса таков

Одним из самых крупных достижений вавилоно-ассирийской культуры было создание библиотек. Крупнейшую из известных библиотек основал ассирийский царь Ашшурбанапал (VII в. До н. э.)в своем дворце в Ниневии.

Археологи обнаружили в библиотеке 25 тыс. глиняных табличек. Это была именно библиотека все таблички были размещены в определенном порядке. Страницы пронумерованы, существовали своеобразные титульные листы. Бичевками были привязаны глиняные таблички указывающие на содержание, своеобразные каталоги.

 

 

Античность: Древняя Греция:

Художественная культура Древней Греции

1. Эгейское искусство

2. Архаический период (8-6 в. до н. э)

3. Высокая классика (5 в. до н. э.)

4. Эллинистический период (4-1 в. до н. э.)

Что бы образы выражали идею не условно, а непосредственно, для этого идея должна быть ясна и понятна. Но в древних обществах на заре человечества, где все определялось не знанием, а ощущениями и смутными предчувствиями, то и идея состояла из намеков, иносказаний и символов. В Египте искусство сделало уже большой шаг, приблизившись к простоте и природе. Египетские изваяния представляют не только одних сфинксов, но и людей, хотя эти люди еще массивны, грубы, неподвижны. В Греции искусство уже отошло от символизма, и его образы облеклись в простоту и истину, которые составляют величайший идеал красоты.

Искусство никогда не развивалось независимо - одиноко: напротив его развитие всегда связано с другими сферами сознания. В эпоху зарождения древних цивилизаций оно выражала религиозные идеи, а в эпоху высочайшего развития культур – философские понятия.

Искусство Греции возникло на тесном переплетении религиозных идей и философских понятий, и практически стерла между ними грань.

Искусство античности за тысячелетие накопила бесценные непревзойденные сокровища человеческого духа, и стало основой для развития европейского искусства.

Первым и основным достижением античного искусства является реализм изображения человеческого тела. Именно здесь возникло понятие «художник и его модель» и сформировался классический треугольник: модель-художник-произведение. Все античные мастера высокой классики работали с модели достаточно вспомнить миф о Пигмалионе и Галатее. Эта традиция сохранялась на всех этапах развития реалистического искусства. С тех пор профессиональная подготовка художников неотделима от работы с моделью.

Наверное, в истории искусства нет другой такой темы о которой столько написано и сказано, но тем не менее, это искусство хранит множество тайн и неясностей.

Прекрасные статуи, которыми сегодня восхищаются, на самом деле были идолами и в соответствии с этим их кормили и одевали. Многие статуи Фидия имели целый гардероб. Древние верили, что статуи могут двигаться. Но этапу когда греки стали создавать своих богов в виде совершенных и красивых людей предшествовал другой более древний когда боги представляли собой предметы: символом Зевса был –топор, Афина почиталась в виде копья, Аполлон в виде колоны, амфора с вином олицетворяла Диониса, чаша с ячменной похлебкой –Деметру. Что бы предать магическую ценность человеку, его тело сознательно уродовали, подражая форм предметам обихода: сплющивали затылки, деформировали ступни ног, татуировали кожу. Согласно этой древней мифологии предметы жили самостоятельной жизнью, охотились, готовили пищу и межу делом помогали людям. Со временем главным символом олимпийской мифологии становится человеческое тело. И вот здесь происходит удивительное - обе мифологии соединяются (не вытесняют друг друга, а соединяются в одну) Среди ритуальных предметов в музее в Афинах имеются «идолы в форме виолончели» (мрамор 3 в до н. э.) в которых видны сочетания как формы музыкального инструмента так и формы мужской и женской фигуры. Тут же можно увидеть и топорик, у которого отрасли коротенькие ножки. Подобные превращения происходят и в сосудах, у которых ручки становятся руками, а сам сосуд животом. Есть много примеров очеловечивания бревна. И от поклонения камням и бревнам греки не отошли когда создавали прекрасные реалистические статуи. Классические статуи олимпийских богов были парными рядом с изображением бога –человека в храме был его «двойник» в виде бесформенного куска камня или бревна или какого то предмета который называли тем же именем и почитали также. Например, рядом со статуей Афины на Акрополе находилась Афина в виде обрубка бревна, который по преданию упал с неба.

Кроме религиозных идей и философских понятий определяющим для искусства является местность и климат страны. Огромность архитектурных зданий Индии – отражение гигантской природы страны Гималаев и слонов. Нагота греческих изваяний находилась в большой взаимосвязи с благословенным теплым климатом Эллады. Гармоническая природа этой страны, чуждая всякой крайности не могла не оказать влияние на чувство соразмерности. Гармония была врожденным чувством греков.

Политические обстоятельства так же определяют характер и развитие искусства

Страна, которая знает, что такое политическое могущество в своих произведениях искусства прославляет великих правителей, полководцев, легендарных героев.

Греческое искусство было освобождением человека из под ига природы, примером примирения природы и человека, дотоле враждовавших между собой.

Все формы природы прекрасны для художественной души эллина, но благороднейший сосуд духа – человек. Статуи греков изображались нагими и то что для других показалось бесстыдным оскорблением человеческого достоинства в искусстве греков было пронизано поэзией, целомудрием, сознанием человеческого достоинства. Вот почему ваяние достигло у греков такого высшего расцвета. У греков родилось ваяние с ним и умерло оно, потому что только у них совершенство человеческой фигуры могло иметь такое мировое значение.

Давайте заглянем в истоки искусства, которое обладала такой энергетической мощью, что многие тысячелетия является образцом мирового искусства.

 

Первые образцы искусства средиземноморья относятся к Крито-микенской культуре. Которая развивалась примерно во 2 тыс. до н. э. на острове Крит правителем которого был легендарный царь Минос, поэтому эту культуру еще называют Минойской и материковой части Греции город Микены.

В этот период процветает архитектура, скульптура, живопись.

Какие же достопримечательности сохранил нам Крит. Прежде всего, это Кносский дворец, который несет на себе признаки восточной пышности, его архитектура напоминает древнеегипетскую храмовую архитектуру со множеством залов, открытыми дворами, многочисленными коридорами и переходами. Дворец имел два этажа, при этом сложнейшее нагромождение разных строение и запутанных коридоров породило миф о лабиринте, яко бы построенном искусстным афинским художником Дедалом. В центре лабиринта обитало чудовище с человеческим телом и головой быка- Минатавр (бык Миноса) В жертву ему ежегодно приносились 7 юношей и 7 девушек, которых критские корабли привозили из Греции. Однажды в качестве жертвы на растерзание Минотавру бросили молодого афинского царевича Тесея, который и расправился с Минотавром Смерть Минотавра означала и конец владычества Миноса. Критский дворец рухнул, корабли уничтожены а сражении, а Тесей в последствии стал царем Афин и всей Аттики. Вот что рассказывает легенда, но что случилось на самом деле никому неизвестно. Но Кносский дворец был разрушен, а некогда могущественный Крит стал одним из многочисленных остовов Греции, а достижения критян унаследованы всей Элладой.

На материковой части Греции возникали мощные крепости и рождались города-государства-полисы. Самой известной и внушительной крепостью были Микены- город заселенный ахейцами, здесь правил царь Агамемном.

Микенская культура многое позаимствовала у критян, но отличалась суровостью и мужественностью. Их архитектура это крупные укрепления на возвышенных местах обнесенных прочными стенами. Греки сами считали, что эти стены возводили циклопы-одноглазые великаны. Достопримечательностью Микен были «Львиные ворота», украшенные рельефом с изображением двух львиц. В отличие от критских дворцов, где центральным ядром был открытый двор, центром микенских дворцов был мегарон-зал с очагом, окруженный колонами. Стены дворцов покрыты фресками с изображением охотничьих и батальных сцен.

Архаика

В период архаики возникают основные типы и формы греческого искусства, которые затем получают развитие в классический период.

Все достижения греческой архитектуры того времени связаны со строительством храмов. В 7 веке до н. э. возникла система ордеров. В южной части Греции распространяется дорический ордер, отличавшийся тяжеловесностью и массивностью колон, простой и строгой капителью, стремлением к монументальности, мужественности, совершенству пропорций.

В ионическом ордере напротив, ценились легкость изящество, капитель имела характерную форму, похожую на рога барана (форму валюты). Немного позднее появляется в 5 в до н. э. появляется коринфский ордер- пышный, зрелищный со сложной капителью, похожей на цветочную корзину. Типичным образцом дорической постройки эпохи архаики были храм Аполона в Коринфе и Посейдона в Пестуме. Святилище Артемиды в Эфиссе.

Расцвет скульптуры Греции еще не наступил. Скульптура архаического периода еще не была совершенной. Создавались собирательные образы куросы («юноши»), именуемые архаическими Аполонами, и коры («девушки») в длинных ниспадающих одеждах, головы украшены локонами, и сами статуи весьма грациозны, и полны изящества.

Керамика

Богатую картину повседневного быта Эллады рисует искусство вазовой росписи.7-6 в до н. э. Эти вазы свидетельствуют о любви греков к цвету и краскам. Формы сосудов очень разнообразны и определялись назначением сосуда.

Кратеры служили для смешения вина с водой, ойнохоя, небольшой кувшин служил для разливания вина, амфоры для хранения вина, оливкового масла, зерна. Изготовлялись маленькие флакончики для хранения благовоний, тарелки, большие блюда. Амфоры вручались победителю на играх, лекифы ставили на могилы. Керамика сопровождала человека на всем его жизненном пути.

Стиль вазовой росписи 7 в до н. э называют близким к восточному. В 6 в греческая вазовая живопись начинает освобождаться от восточных влияний и красочный, причудливый, живописный декор уступает место сценам взятым из жизни. Искусство вазописи обретает свой новый чернофигурный стиль. Греческий мастер Эксекей создает вазу с росписью на мифлолгический сюжет «Ахилл и Аякс играющие в кости», которую называют жемчужиной архаического искусства.

Приблизительно в середине 6 в до н. э. была открыта техника краснофигурной росписи. Мастером краснофигурной живописи были Эвтемид и Эвфрония. Помимо сцен из мифологии и гомеровского эпоса на вазах краснофигурного стиля запечатлены сцены из повседневной жизни эллинов, их занятий и развлечений. Стремление к реализму изображения, к гармонии между изображением и формой сосуда делает керамику этого периода особо ценной.

Высокой классикой называют высшую точку экономического, политического и культурного подъема Греции (5 в. до н. э.) который был связан с Афинами. Афинское государство стало источником политических и культурных влияний, своеобразным законодателем моды. Правители Афин и прежде всего Перикл, стремились сделать свой город крупнейшим центром культуры Эллады. Наивысший расцвет переживает архитектура. Об античной архитектуре мы можем судить по сохранившимся храмам. Итак, мы знаем, что в Греции складываются 3 основных ордера. Самый древний из них дорический. Что же представляет собой греческий храм дорического ордера? Вероятно, что классическая архитектура восходила из архитектуры архаики, где храмы строились из кирпича и украшались колоннами из дерева, постепенно замененные на каменные. Преобладающим типом храма становится дорический периптер – храм, представляющий в плане удлиненный прямоугольник, окруженный со всех сторон колоннадой. Вся конструкция помещалась на каменном основании-стилобате (ступенчатое основание здания). Колонна несла на себе основную тяжесть перекрытия – антаблемент (верхнее балочное перекрытие), который состоял из трех частей – каменной балки (архитрав), широкой полосы (фриза) и нависающей над ней плиты (карниза). Весь этот комплекс был настолько соразмерен, что создавал впечатление необычной легкости и изящества. Фронтон (треугольное пространство, завершающее фасад здания, ограниченное по бакам скатами кровли) двускатной крыши храма был украшен фризом.

Ярчайшим образцом дорического классического храма является храм Зевса в Олимпии (арх. Либон 468-456 г. до н. э.), Храм Посейдона в Пестуме. Соотношение колонн в храмах 6 к 13. Н а одну колонну больше удвоенного числа колонн короткой стороны. На таком соотношении построен и самый известный дорический храм Парфенон 8 к 17.

Для античного храма чрезвычайно характерно связь архитектуры с окружающей средой. Античный храм выступает как создание человека построенный по законам природы. Греки строили свои храмы на холмах превращая холмы в большие естественные постаменты, усиливая тем самым эстетическую выразительность архитектуры. Особенной чертой архитектуры Греции является ассиметричность, которую мы наблюдаем в планировке Акрополя, в переводе «Верхний город».

Афинский Акрополь был возведен в период правления Перикла-период расцвета Афин. (середина 5 века до н. э.). Построенный как царская резиденция, он превратился в святилище девственной богини Афины, покровительницы города. В её честь Перикл приказал выстроить Парфенон – храм Афины Парфенонс и поставить статую Афины-воительницы, которую выполнил Фидий. В Акрополь попадали через Пропилеи – высокие парадные ворота с пятью проходами, украшенные колонами из белого мрамора. В Акрополе расположено несколько храмов. Перед правым крылом Пропилей - выстроен храм Ники Аптерос (арх. Каликрат) – хрупкое, похожее на мраморную игрушку строение, посвященный богине Победы. Обычно она изображалась в виде прекрасной женщины с крыльями, символизирующие непостоянство победы, которая может переходить от одного противника к другому. А вот свою Нику, в нарушение традиций афиняне сделали без крыльев, оттого она и называется Бескрылой-Аптерос. Видимо этим они хотели сказать, что победа останется с Афинами навечно. Этот небольшой храм, стоящий на выступе скалы играет роль своеобразного «маяка», показывающего путь к Акрополю. Пройдя через пропилеи мы оказываемся на площади посреди которой возвышалась бронзовая семиметровая статуя Афины Воительницы. Богиня изображена в золоченных доспехах, в шлеме, с копьем в руках. Скульпторы представили её в виде стража охраняющего город и благополучие афинян. Главный храм Акрополя Парфенон- посвящен ей. Это крупнейший дорический храм в Греции (арх. Иктин и Каликрат) Хотя по своим размерам он не велик. Размер стилобата 30,89 на 69,54 м, высота 10,4 м, но выглядит он величественным строением. Такое ощущение достигается сложным расчетом. Парфенон сложен из мраморных прямоугольных блоков (пентелийский мрамор), которые греки называли квадрами. Они ни чем между собой не связывались и держались за счет вырубленных пазов. Колоны представляли собой мраморные цилиндры, нанизанные на металлические прутья. 8 колонн по главному фасаду и 17 по боковым украшенные канелюрами, что делает его зрительно более высоким Колонны не одинаковы по толщине, угловые толще, что создает эффект стройности. Прочность достигалась за счет безупречной подгонки мраморных деталей. И вот итог - спустя века ни один квадр не выпал из гнезда и не покосилась ни одна колонна. Парфинон был воздвигнут таким образом, что был виден из любой части города и даже с моря. Руководил строительными работами Акрополя известный скульптор Фидий. Он и задумал украсить храм скульптурой так, что бы скульптура на фасадах была прологом к изваянию богини внутри храма. На главном западном фасаде Парфинона, Фидий изобразил рождение богини мудрости Афины, а рядом с ней на фронтоне многочисленные фигуры. По углам восточного фронтона головы коней. Это головы богов луны и солнца-Селены и Гелиоса, которые примчались на своих колесницах, что бы увидеть рождение Афины. Согласно мифу Афина родилась из головы Зевса. Бог-кузнец Гефест рассек ему серебряным топором череп и появилась богиня сверкая доспехами вместе с символами мудрости змеёй и совой. На восточном фасаде изображена сцена как Зевс, могучий и суровый восседает на троне, рядом с ним, только, что рожденная Афина, со своей рнеизменной совой и его жена Гера- с другой дочерью, богиней любви – Афродитой, дальше Гефест с топором и другие боги свидетели этой сцены.

Вокруг Парфенона, за колоннадой тянется 160 м. лента барельефа с изображением самого большого праздника в древних Афинах - Панафиней. Это торжество сопровождалось шествием и торжественным жертвоприношением, в котором принимало участие все население города. На фризе было изображено более 500 фигур людей и животных, при этом в пределах 6 см рельефа скульпторы сумели создать иллюзию, что одни фигуры кажутся расположенными позади других. Ни одна фигура не повторяется, поражает динамизм изображения.

Внутри Парфенон разделен стеной на два помещения. В восточной части было хранилище казны Афин, а в западной стояла 20 м статуя Афины в золотом шлеме и со щитом. В отличии от бронзовой, установленной на против Пропилей, эта статуя подчеркивала её миролюбие и мудрость.

Это самое знаменитое творение Фидия, которое он изваял не из бронзы и не из мрамора Тысячу пластинок слоновой кости он искусно подогнал к деревянной основе. Создавалось впечатление, что статуя выполнена из целого куска драгоценного материала. Шлем и одеяние богини он выполнил из чеканного золота. На щите богини он изобразил битву греков с амазонками. А в центре щита плешивого старика с камнем в руке, то есть самого себя, чем вызвал негодование жрецов, которые затем во время войны со Спартой, свели с ним счеты, обвинив в святотатстве и хищении золота. Много веков простоял Парфенон пока в17 веке его не захватили турки, устоев в нём пороховой склад. В 1687 г в парфинон попал снаряд и он взлетел на воздух. Но в основном разрушилась средняя часть а торцы уцелели. Прекрасные скульптуры Фидия Были вывезены англичанами в 18 веке, там они сейчас и находятся.

Ну и наконец, последнее строение Акрополя - храм Эрехтейон (Эрехтоний-в греч. Миф. 5 афинский царь, сын Гефеста и Геи, воспитанник Афины), посвященный Афине и Посейдону (арх. Архилох и Филокл). Афина и Посейдон, по преданию, стремились оба обладать Аттикой. Их спор должен был разрешиться чудом, которое они сотворят для пользы Афин. Посейдон, ударил трезубцем по скале, и из камня потекла целебная вода. Афина ударила копьем по земле, и на этом месте выросло оливковое дерево. Дар Афины был признан горожанами как более ценным, поэтому её и было передано право покровительствовать Афинам. Эта сцена изображена на Парфеноне. Этим двум героям посвящен и самый изысканный своей декоративностью храм-Эрехтейон. Это несимметричный храм, имеющий три входа с юга, востока и севера. Все три входа лежат на разных уровнях и поэтому высота портиков разная. Самый низкий – южный, а самый высокий - северный. Северный вход в честь Афины он украшен портиком с четырьмя колоннами ионического ордера. С востока шестиколонный портик, тоже ионического ордера, в честь Посейдона. Южный портик украшен кариатидами (колоны в виде женских фигур - кор) Предположительно этот портик служил трибуной для почетных граждан, возможно, здесь собирались жрецы для религиозных церемоний. Кариатиды так прекрасны, что даже турки-мусульмане, которым Коран запрещает изображать человеческие фигуры, не смогли их разрушить, и ограничились тем, что стесали у них лица. И если Парфенон поражает своей мужественной мощью, то Эрехтейон своей изысканной красотой. Еще одна отличительная особенность Эрехтейона заключалась в том, что фриз опоясывающий храм был сделан их фиолетово-черного известняка и белые мраморные фигуры которые на нём были изображены контрастировали с фиолетовым фоном фриза и казались камеями вырезанными ювелирами.

Восточная часть храма посвящена Афине, а Западная - Посейдону. Внутри храма посетителем демонстрировали след трезубца, который оставил Посейдон, ударив о скалу Акрополя, и небольшой дворик, в центре которого, росло оливковое дерево, яко бы то самое, которое посадила среди бесплодных скал сама Афина. В центральной части храма был похоронен первый легендарный царь Кекроп (Акрополь долго называли скалой Кекропа, а сам город Кекропия) Афинский Акрополь, безусловно, самый прекрасный ансамблю античного мира.

В искусстве классического периода преобладало стремление к грандиозности и великолепию.

В Древней Греции большое значение предавали формам человеческого тела. Об этом свидельствует скульптура. Идеал красоты человека описан Гомером, Еврипидом, Аристофаном, Эсхилом. Сама жизнь формировала а сознании греков идеал атлетический идеал красоты, образ сильного и мужественного человека. Греки считали, что некрасивый человек обязательно должен иметь и изъяны души, а красивый - совершенный внутренний мир. Прекрасное рассматривалось как добро, а уродливое как зло. Безобразное означало недостаток разума, благородства, силы, характера.

Скульптура зарождается в Греции в период Архаики и в последствии буквально завораживает греков. Статуи делали из любых подручных материалов - высекали из камня, лепили из глины, отливали из метала. Улицы Афин были заполнены многочисленными скульптурными изображениями. В основном преобладала мифологическая тема. В классический период насчитывалось 5 скульптурных школ. Знаменитые скульпторы: Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас преобразили Олимпийских богов в людей с конкретными человеческими чертами. Работы Мирона и Поликлета не сохранились, мы можем судить о них по римским мраморным копиям, сделанных спустя 500 лет.

К наиболее известным работам Мирона относятся «Дискобол» Одним из состязаний включенных в Олимпийские игры Греции было метание дисков. Вот как раз статуя Дискобол изображает атлета в самый критический момент действия. Тяжесть всего тела падает на пятку правой ноги, левая отставлена так, что пальцы касаются земли своими верхними плоскостями. Напряжение правой ноги выражено выступающим сухожилиями, и постановкой пальцев, которые как когти вцепились в землю. Рука с диском максимально взведена.

Опущенные перпендикуляры от крайних точек линий головы и диска падают на линию базы на равном расстоянии от центра тяжести - правой пятки. Параллельность линий плеча, правого бедра, средней линии туловища связывает композицию всей фигуры в единое целое. Это говорит о том, что в основе фигуры лежит тщательно обдуманный математический и механический рисунок.

Во всем теле чувствуется напряжение и динамизм, но только не в голове. На лице нет выражения напряженности, голова похожа на голову человека обычно стоящего. Мы не знаем имени этого атлета, вероятнее всего это собирательный, обобщенный образ идеала, выполненный по греческим канонам.

Поликлет попытался обосновать идеальные пропорции, на основании которых может быть построено человеческое тело. За единицу измерения Поликлет принял рост человека, где голова должна составлять 1/7 часть к росту человека, лицо и кисти рук 1/10, а ступни 1/6 и т.д. В этом Поликлет опередил почти на 2 тыс. лет ученого и худ. Леонардо да Винчи. Его статуя «Доривор» демонстрирует эти пропорции.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!