Культура Древнего Китая



Страна, которую европейцы называют Китаем, является одной из самых древних. Китайцам их страна казалась бескрайней, они называли свою страну «Тянь–ся», что значит «Поднебесная империя».

Первые поселения на территории Китая возникли еще в IV тыс. до н. э. в бассейне реки Хуанхэ. Историю Древнего Китая принято делить по времени правления императорских династий, которые определяли не только развитие политики, но и китайскую культуру.

Особенностью развития китайской культуры, которая зародилась за несколько тысячелетий до нашей эры, является то, что она развивалась непрерывно вплоть до современности на единой территории. Бесчисленные набеги кочевников, жестокие и кровавые междоусобные войны, иноземные завоевания многократно разоряли и опустошали страну. Пожары не раз выжигали цветущие города, легкие деревянные постройки разрушались дотла, уничтожались ценные свитки живописи, ревниво хранившиеся в древних музеях и частных собраниях. Однако величие китайской культуры проявлялось в том, что она продолжала существовать и противостоять всем потрясениям как единый прочный массив. Ни одно из племён завоевателей не смогло противостоять свою культуру китайской. Все эти племена, завоевав страну, утрачивали свой родной язык, свою письменность, целиком попадая под воздействие Китая. Города восстанавливались по прежним чертежам и в тех же традициях, и, как только наступало время передышки, страна снова начинала жить интенсивной хозяйственной и духовной жизнью. Однако ни в одной другой стране существующие принципы искусства не уходят своими корнями так далеко в глубь веков, а часто и тысячелетий, не прошли такого бесконечно длинного исторического пути.

то, что с древнейших времен, с самого своего возникновения, она развивалась непрерывно, сохраняя свои традиции на протяжении веков.

Наибольшего расцвета культура Древнего Китая достигла в периоды Цинь и Хань, когда впервые произошло объединение разрозненных древнекитайских царств в единое Китайское государство.

Древнейшие памятники искусства Китая восходят к 3 тысячелетию до н.э. - времени существования первобытно-общинного строя. Открытая здесь неолитическая культура так называемой крашеной керамики наиболее ярко характеризуется керамикой типа Яншао, названной так по первоначальному месту раскопок, произведенных в 20-х годах 20 в. в провинции Хэнань. Расписные керамические сосуды самых разнообразных форм исполнялись от руки или на гончарном круге. Это либо остродонные сосуды с узким горлышком, либо широкие округлые вазы с невысоким горлом и двумя ручками (илл. 376), либо чаши, расширяющиеся кверху; некоторые сосуды похожи по форме на греческие амфоры. Сосуды подвергались обжигу при высокой температуре; роспись на них обычно исполнялась по серому, коричневатому или красноватому фону глины фиолетовой, красной, черной, желтой и белой красками. В редких случаях весь фон заполнялся черной краской и лишь орнамент оставался светлым. Узор покрывает иногда почти всю поверхность сосуда и обычно состоит из геометрического орнамента, в котором преобладают ритмически повторяющиеся спиралевидные завитки, сетчатый и шахматный рисунок, часто заключенный в окружности, ромбы, треугольники и т. п Орнамент имел магическое значение и был, вероятно, связан с представлениями древних китайцев о силах природы: предполагают, например, что зигзагообразные линии и серповидные знаки являлись условными изображениями луны и молний, перешедшими в дальнейшем в китайские иероглифы. Встречающиеся среди керамики Яншао круглые сосуды на трех ножках («ли») и некоторые другие сохранили свою форму и культовое назначение в Китае на протяжении многих веков.

Уже в начале II тыс. основным занятием китайцев было земледелие, садоводство и огородничество, а так же разводили шелковых червей. Выращивая тутовые деревья листьями которых и питались эти червяки. В 10 в. до н. э. китайцы стали экспортировать шелк, а попытка вывезти из страны куколки тутового шелкопряда приравнивалась к национальной измене и каралась смертной казнью. Монополия Китая на производство шелковой ткани сохранялась до 6 века, пока монахи в полых посохах не привезли их в Византию.

Шелковую одежду могли носить только очень богатые люди. Одежда бедных делалась из пеньки, коры тутового дерева и даже из бумаги, кстати из прессованной толстой бумаги китайцы делали доспехи которые не пробивали стрелы, особенно такие доспези были популярны у морякрв. Китайцы первыми стали делать и бумажные деньги. Секрет производства бумаги китайцы так же тчательно скрывали как и шелка, потом о нем узнали жители Индии.

В Китае в древности уже насчитывалось десятки городов. Так например, Пекин был основан 12 веке до н. э. Города строили по плану, ориентировали по сторонам света, улицы распологали под прямым углом друг к другу. Города уже в древности были многолюдные и поэтому за поддержанием порядка следили полицейские. Впервые в мире здесь появилась система парового отопления. Кроме того, китайцы первыми стали отапливать свои дома и природным газом.

Города и предместья городов украшались садами. В Древнем Китае садоводство было поднято до уровня искусства. (35 видов хризантем)

Самым древним монументальным строением Китая является Великая Китайская стена. Её строительство было начато в 220 году до н. э., императором Ши-Хуанди, который вошел в историю Поднебесной как её реформатор и объединитель, для защиты от азиатских кочевников. Хотя на самом деле эта стена обазночала северные границы Китая, демонстрируя её мощь и служила барьером для препятствия смешения китайцев с варварами-кочевниками. Через 10 лет, ценой жизней тысячи людей строительство было закончено. Поэтому у этого сооружения есть и другое название «Стена слез». Работы по ее строительству не прекращались ни днем, ни ночью. У её стен похоронено, а также замуровано в неё не менее 400 тыс. человек. Эту стену называют «самым длинным кладбищем мира».

Посмотрите на каменном основании стоит кирпичная стена, которая изгибается тянется вниз и вверх по горам через пустыни, болота. Её протяженность больше 6000 тыс. км Высота стен иногда достигает 9 метров, а ширина 5 м. В стене насчитывается около 15 тыс. сторожевых башен, которые тянутся по всей длине сооружения. Стены несколько раз разрушались и восстанавливались. Свой современный вид стена приобрела в 15 веке.

Как и фараоны, китайские императоры строили себе роскошные гробницы. Археологи открыли грабницу Ши-Хуанди, которого после смерти охраняло 6 тысячное войско, всадников и пехотинцев - так называемая «терракотовая армия». Все фигуры сделаны из глины в натуральную величину с индивидуальными чертами лиц. Скульпторы таким образом сделали портреты со всех гвардейцев императора. По особенностям одежды можно установить воинское звание и род войск. Склеп был выдолблен в скале Лишань, стены залиты расплавленной бронзой, чтобы не просочились грунтовые воды. Склеп предстовлял собой микрокосмос: на потолке было изображено небо, а на полу земля с морями и текущими реками из ртути, которые приводились в движение при помощи специальных механизмов. Для того, что бы гробницу не разграбили у дверей были поставлены специальные луки – самострелы. Но охранять покой императора должна была не только глиняная армия, вместе с ним захоронили и слуг и наложниц, а так же и мастеровых знавших тайные входы в гробницу. Сверху что бы замаскировать место были высажены цветы и деревья. Сейчас известны 4 погребения.

Культуру Китая можно реконструировать не только на данных археологии, но по многочисленным письменным источникам. Уже к концу II тыс здесь впервые в мире стали создаваться летописи. Первая летопись называется «Исторические записки» и содержит 130 разделов, охватывая период с древнейших времен до I в. до н. э.. Письменность китайцев – иероглифика претерпела совсем не большие изменения, и понятна современному китайцу. Для письма использовали бумагу, шелк, бамбук, панцири черепах.

Мифология.

Рассказать о китайской мифологии однозначно очень трудно, так как она представляет собой совокупность нескольких систем древнекитайской, даосской и буддийской. Вот что можно прочитать в мифе о сотворении мира….

Миф свидельствует об уподоблении космоса человеческому телу и соответственно о единстве микро- и макрокосмоса.

Древние китайцы представляли мир в виде господства двух начал – ян, светлое, возвышенное, олицетворение всего небесного, ассоциируется с мужским началом, и инь, темное, низменное, олицетворение всего земного, ассоциируется с женским началом.

 

В 5 в. до н.э. в эпозу распада единого государства в Китае возникают учения: конфуцианство, даосизм, легизм. Для Китая был характерен культ легендарных мудрецов.

Основателем даосизма был Лао Цзы (живший в 6 в. до н.э.), По учению Лао Цзы, мир подчинен закону «дао», то есть законам самой природы, находящейся в постоянном движении и изменении. Человек должен следовать этим законам, как естественной необходимости. В основе учения лежали взаимоотношения человека, природы и космоса. Это учение о бездействии, о сорцании, не мог стать государственно доктриной, для этого больше подходил легизм. Его основателем считают Гуань Джуна (жившего в 7 в. до н. э.). Суть его учения в культе закона, в бесприкословном выполнении всех распряжений власти. Пожалуй, одним из самых известных учений Китая является конфуцианство. Основателем этой философии является Конфуций (живший в 4 в до н. э.) Его называют «Учителем Десяти тысяч Поколений». В основе его учения лежат взаимоотношения человека и общества. Социальным идеалом он провозгласил «бескорыстного рыцаря безупречной морали». Его учение базировалось на принципах: «Не делай другому того, чего не хочешь себе». «Любите всех, будьте привержены к человеческому началу! Будьте деятельны и, если у вас найдутся силы, учитесь просвещению»- проповедовал Конфуций.

Огромное влияние на культуру в целом и на изобразительное искусство в частности оказали традиции - «китайские церемонии». Нарушение традиций не поощрялось. Жизнь и искусство зависело от ритуалов. Личное всегда ставилось ниже клановых.

Китайское искусство в древности не знало границ, обычно разделяющих поэзию, живопись и каллиграфию. Объединяющим началом для этих видов искусства была живопись. Считалось необходимым каллиграфически безупречно написать (изобразить) стихотворение на одном художественном пространстве с рисунком. В древнем Китае не было создано такого эпического произведения как в Индии «Махабхарата». Но лирическая поэзия Китая черезвычайно богата и интересна. «Шицзын»(«Книга песен»)

Считалось что поэзия неотделима от музыки. Они записывали свою музыку нотами их было 12. (записей не сохранилось)

Наука

Наша современность показывает нам как китайцы быстро всему учатся, перенимая у разных народов то что способствует развитию их государства. Так было и в древности Керамика, ткачество, колесо, гончарный круг все это появилось не в Китае но было ими перенято и усовершенствовано.

Высоким статусом обладали такие науки, как астрономия, математика, физика, гидротехника в их инженерных приложениях. Самый древний звездный каталог (800 звезд), известный сегодня составлен китайским астрономом в 4 в до н. э.

Китайцами были изобретены компас, пушки и порох, бумага и фарфор, механические часы, книгопечатанье и шелкоткачество, цепная передача, сейсмографы, самострелы, фейерверки и воздушные шары.

Китайцы первыми покрывать кожаные доспехи лаком, что бы они стали прочнее.

Огромны достижения китайцев в медицине они лечили не только терапевтически и хирургически, но и иглоукалыванием. 696 биоэнергетических точек человека были известны им на заре их цивилизации. У них была создана система финансирования врачей из государственной казны, а так же больницы и академии где готовили медперсонал.

Отличительной чертой китайской культуры является сочетание бесконечных инноваций и жесткого следования традициям и канонам.

 

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!