Культура Древнего Египта



Древневосточные цивилизации были колыбелью человеческой культуры. Первые очаги этих цивилизаций возникли в долинах таких крупных рек как Тигр и Ефрат (Месопотамия), Нил (Египет), Инд и Ганг (Индостан), Янцзы (Ктай). Они появились практически в одной климатической зоне, где были оптимальные условия для ведения сельского хозяйства, а сельское хозяйство было ведущим в экономики древних государств.

Существование этих древних культур охватывает значительный временной период около 3 тыс. летий. С возникновением городов стала быстро развиваться урбанизация (лат urbanus – городской) – возникновение и рост городов. Совершенствовалась политическая структура, морально-правовые нормы закреплялись религией и законодательными документами. Все виды правил требовали письменного закрепления. Так, жители Финикии в конце 2 тыс. изобрели алфавитное письмо. (Финикия-древняя страна на восточном берегу Средеземного моря). Небывалыми темпами развивалась и художественная культура.

Одной из первых цивилизаций древности был Египет. Основу этой цивилизации создали необыкновенно плодородные почвы в долине рек, которые позволяли получать по три урожая в год. Жизненный уровень египтян был довольно высок, они могли позволить себе содержать и фараонов, и огромную армию чиновников, и художественную интеллигенцию.

Вся жизнь была сконцентрирована вдоль реки Нил, где уже к концу пятого тысячелетия сложилось около 40 государств. Их борьба за доминирование в этом регионе закончилась победой двух крупных государств - Верхнего и Нижнего царства. А затем после победы Верхнего царства над Нижним, образовалось единое государство. Произошло это к концу 4 тысячелетия при фараоне Нармере.

Название Египет происходит от греческого Aegyptus – так греки произносили название столицы Египта – Мемфиса, звучащее на языке древних египтян как «Хэ-ку-Птах».

Культурное развитие в древнем Египте направляла религия. Жрецы сумели создать одну из наиболее стройных религий древности, которая породила своеобразие египетского искусства.

Что бы понять суть египетской культуры обратимся к мифам.

Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII вв. до н. э.); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI – XVIII вв. до н.э.), «Книга мертвых» - составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта.

К основным мифам можно отнести Космогонические мифы (мифы о сотворении мира), мифы заупокойного культа, земледельческие мифы.

По данным археологии, в самый древний период египетской истории еще не было космических богов, которым приписывали сотворение мира. Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. Но жрецы крупных религиозных центров Гелиополе, Гермополе и Мемфисе другую общую для всех космогонических концепций идею о том, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. Начало выхода из хаоса связывалось с возникновением света, воплощением которого являлось солнце. В период среднего царства, гелиопольскими жрецами создается миф о том, что Космос значит абсолютный Дух Ра, растворенный в изначальном хаосе Ра познал себя, увидев свое собственное изображение в образе Амона. Ра – Свет и Сознание Вселенной – призывает своего двойника Амона, Духа той же Вселенной – «Приди ко мне!» С этим зовом. Со словом творческой силы появляется пространство - воздух – Шу и движение – огонь – Тефнут. Они создают и отделяют Землю – Геб от неба – Нут, ликвидируя хаос и давая Вселенной равновесие и жизнь. Из глаз Ра – Света Вселенной исходят слезы, создающие людей.

Подобно Египетскому монарху Амон – Ра так же должен иметь свой свиту. Так появляется великая девятка богов – Эннеада, состоящая из Амона – Ра – создателя Вселенной и четырех пар богов Шу и Тефнут; Геба и Нут, а так же Осириса-бога загробного мира и оплодотворяющих сил природы, его жены Исиды – богини любви и покровительницы мореплавателей; Сета – бога разрушения и Нефтис – богини-сестры и помощницы Исиды.

Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле.

Любое живое существо и в том числе человек обязан своим возникновением Ка – божественному дыханию, которое Амон-Ра вселяет в тело человека – Хет. От совмещения духовного тела Ка и человеческого тела Хетт рождается душа человека Ба. Смерть же наступает тогда когда Ка отделяется от Хетт, когда божественный дух оставляет тело. При этом высвобождается Ба, которая может начать жить в небесном царстве. Но что бы Ба начала жить в загробном мире необходимо сохранить тело умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы).

Считалось, что если ба не найдет свое тело, то вечная жизнь невозможна. Эти воззрения о посмертном воскрешении нашли свое отражение в мифе об Осирисе

Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» («Я чист, чист, чист» - утверждает умерший на суде).

Третий основной цикл мифов Древнего Египта (земледельческие) связан с Осирисом. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он бог производительных сил природы (в «Книге мертвых» он назван зерном, в «Текстах пирамид» - богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. Так, сев считался похоронами зерна - Осириса, появление всходов воспринималось как его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы – как умерщвление бога. Эти функции Осириса отразились в чрезвычайно распространенном сказании, описывающем его смерть и возрождение. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора. Возмужав, Гор вступает в борьбу с Сетом, на суде богов он с помощью Исиды добивается признания себя единственным правомочным наследником Осириса. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Однако Осирис, не желая оставаться на земле, становится царем загробного мира и верховным судьей над умершими. Трон Осириса на земле переходит к Гору. (В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после «ночи слез» наполняет реку своими слезами.)

Связанные с Осирисом мифы нашли отражение в многочисленных обрядах. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» - начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, - всей природы. В додинастический период праздник заканчивался борьбой двух групп участников мистерий: одна из них представляла лето, а другая – зиму. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). После объединения страны под властью правителей Верхнего Египта характер мистерий меняется. Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Во время мистерии молодой фараон выступал в роли Гора – сына Исиды, а умерший царь изображался Осирисом, сидящим на троне.

Характер Осириса как бога растительности отразился и в другом цикле обрядов. В специальном помещении храма водружалось сделанное из глины подобие фигуры Осириса, которое засевалось зерном. К празднику Осириса его изображение покрывалось зелеными всходами, что символизировало возрождение бога. На рисунках нередко встречается мумия Осириса с проросшими из нее всходами, которые поливает жрец.

Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъема Нила бросал в реку свиток – указ о том, что начало разлива наступило; первый торжественно начинал подготовку почвы для посева; срезал первый сноп на празднике жатвы, за всю страну приносил благодарственную жертву богине урожая Рененутет и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ.

Яркий след в египетской мифологии оставил культ животных, широко распространенных во все периоды египетской истории. Боги в виде животных, с головами птиц и зверей, боги-скорпионы, змеебоги действуют в египетских мифах наряду с божествами в человеческом облике. Чем могущественнее считался бог, тем больше приписывалось ему культовых животных, в облике которых он мог представать перед людьми.

Так Анибус изображался с головой шакала, Гор с головой сокола, Мин – быка и т. д. Египтяне были первым народом приручившим кошку. Они считали кошку свешенным животным и изображали богиню веселья, радости и домашнего уюта Баст в виде женщины с головой кошки.

В Египте сложилась иероглифическая письменность. Насчитывалось около 700 иероглифов. Впервые они были прочитаны французским ученым Ф Шампольоном в 1822 году. На базе иероглифов возникло алфавитное письмо финикийцев из него древнегреческий алфавит, который стал основой латинской азбуки. Литература Египта была представлена разными жанрами: сказки, поучения, гимны в честь богов, поэзия, мифы, проза. Наибольшего расцвета египетская литература достигает в период Среднего царства.

Наиболее выдающимися достижения египтян были в медицине. Они прекрасно знали анатомию, им были известны антибиотики, у них были хирургические инструменты, медные иглы которые использовали для наложения швов, у них было развито протезирование. В английском музее есть мумия 14- летней девочки с протезами обоих ног. Но при этом в Египте существовал запрет № на проникновение в человеческое тело при жизни». У них была распространена специальность дантиста.

Кроме медицины развивалась астрономия, они могли рассчитывать дату солнечного и лунного затмения, развивалась инженерное искусство и в этом можно убедится не только на примерах пирамид, но и на примерах строительство каналов. Первый «Суэцкий канал» был построен легендарной личностью Сесострисом этот канал существовал к 1470 г. до. э. Египтяне были искустными корабелами они строили свои суда не только из досок, но и из папируса. В Египте имели представления о механики, об этом можно судить хотя бы потому, что первые водяные часы были найдены в Египте.

Искусство Египта

План

1. Периодизация древнеегипетского искусства.

2. своеобразие и стилевые особенности египетского искусства.

3. Основные памятники архитектуры Древнего царства.

4. Основные памятники архитектуры Среднего царства.

5. Основные памятники архитектуры Нового царства.

 

Культура Древнего Египта насчитывает несколько тысячелетий. Она, сформировавшись на рубеже IV- III тысячелетия и просуществовала, практически не изменяя своих основных черт, три тысячелетия, а может и просуществовала бы ещё дольше, если бы, не была захвачена персами в 525 году до нашей эры.

Историю цивилизации Древнего Египта подразделяют на следующие периоды: Раннее царство, Древнее царство, Среднее царство, Новое царство,

Позднее царство.

Особого расцвета искусство Египта достигло в эпохи Древнего царства - XXVIII – XXIII вв. до н. э., Среднего царства – XXI - XVIII вв. до н. э., и Нового царства - XVI -XI вв. до н. э.,

Три момента определяют своеобразие и особенности древнеегипетской культуры:

1. Раннее зарождение классовых отношений;

2. изолированное географическое положение, что затрудняло заимствование извне;

3. Тесная связь искусства с религией, особенно с заупокойным ритуалом.

 

“Египетское искусство интересно и важно своими прекрасными памятниками непреходящего, большого художественного значения и тем, что многое было создано египетским народом в истории человечества впервые. Египет первый в мире дал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, высокого мастерства изделия художественного ремесла. Египетские зодчие и скульпторы великолепно владели искусством обработки разнообразных пород камня. Они довели до высокого совершенства и художественные ремесла – резьбу по дереву и кости, различные виды обработки металла, тончайшие ювелирные работы из золота, серебра и самоцветов, изготовление цветного стекла и фаянса, тонких прозрачных тканей. Эти работы египетских мастеров замечательны сочетанием изумительного вкуса в выборе формы и материала с необычной тщательностью выполнения, доходившей до того, что для инкрустации иного ларца использовалось до 20 тысяч вставок из кусочков слоновой кости или эбенового дерева”.

Как вехи, возвышаются на далеком горизонте истории египетские пирамиды

– обветренные рукотворные каменные горы. И какими бы чуждыми и неприступными они не казались, они могут многое рассказать о себе. Пирамиды повествуют об обществе настолько четко организованном, что стало возможным соорудить эти гигантские искусственные холмы всего лишь за время жизни царствующей особы. На мой взгляд, Древний Египет – “дар Нила” и страна пирамид – государство не просто уникальное, а великое и могущественное не только незыблемостью, непоколебимостью в своей верховной власти, но еще больше тем огромным воздействием культуры, которое мы испытываем сегодня, через пять тысячелетий после ее создания. Что же служило предпосылкой для возникновения поистине магического искусства древних египтян, что заставляло их создавать такие грандиозные сооружения, что было основой их великой культуры? Попытаемся найти ответы на эти вопросы, обратившись к духовным источникам древнеегипетского искусства.

Самая главная отличительная особенность искусства Древнего Египта заключается в том, что оно было призвано обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествленного фараона. Религия – первооснова древнеегипетского искусства, его неотъемлемая составляющая, фактор, оказывавший непосредственное влияние на развитие египетской культуры в целом в течение всего времени ее существования. Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели в подавляющем большинстве культовое значение.

В процессе становления классового общества и образования единого рабовладельческого государства роль фараона постепенно увеличивалась. Таким образом, египетское общество прошло путь от традиции почитания вождя племени в додинастический период до полного обожествления своего правителя в Древнем Царстве. Фараон в древнеегипетском обществе мыслился наместником бога во плоти, а поэтому получил официальный титул “бог благой”. В более поздние времена обычным наименованием фараона стало такое его обозначение, как “телец сильный”, в честь одного из самых почитаемых в Египте животных – быка. Служители религии учили: “Бойся согрешить против бога и не спрашивай о его образе”.

Во славу царей, во славу незыблемых и непостижимых идей, на которых они основывали свое деспотическое правление, создавалось и египетское искусство. Оно мыслилось не как источник эстетического наслаждения, а прежде всего как утверждение в поражающих воображение формах и образах самих этих идей и той власти, которой был наделен фараон. Искусство стало на службу интересам верхушки рабовладельческого государства и его главе, оно было призвано в первую очередь создавать памятники, прославляющие царей и знать рабовладельческой деспотии. Такие произведения уже по самому своему назначению должны были выполняться по определенным правилам, что и способствовало образованию канонов, которые стали тормозом в дальнейшем развитии египетского искусства.

Примером памятника додинастического периода, возвеличивающего фараона, является шиферная плита Нармера, высотой в 64 см, с обеих сторон покрытая рельефными изображениями и краткими иероглифическими надписями, рассказывающими о значительном историческом событии: победе Нармера, царя Верхнего Египта, над Нижним Египтом и объединения долины Нила в единое государство. “Основное значение этого памятника заключается в том, что он является не только своего рода итогом художественного творчества предыдущих периодов, но также наиболее ярким образцом искусства времени первых фараонов в Египте, первым примером так называемого “египетского стиля”.

В центре Нармер булавой раздробляет голову вражескому вождю. На оборотной стороне, вверху Нармер в короне Нижнего Египта как победитель направляется к месту, где лежат связанные и обезглавленные военнопленные. Внизу царь в виде быка разбивает рогами зубчатую ограду поселения и топчет копытами поверженного врага.

На примере палетки Нармера видно характерное для этого раннеклассового общества подчеркивание в изобразительном искусстве общественного неравенства – фараон ростом вчетверо больше остальных племенных вождей.

Этот принцип повторялся в искусстве Древнего Египта на протяжении десятков лет: в рельефах и росписях фараон традиционно изображался намного выше всех остальных, а статуи фараонов приобретали грандиозные размеры, подавляя зрителя своим величием и мощью.

Искусство Древнего царства.

У каждого современного человека Древний Египет, прежде всего, ассоциируется с пирамидами. Они единственные из семи чудес света сохранившиеся до сегодняшнего дня. Русские путешественники, попавшие в Египет называли их «рукотворными горами», а арабский поэт 13 века сказал «Все на земле боится времени, но само время боится пирамид». Возведение пирамид было напрямую связано с религией, а если ещё точнее, с культом погребения. В «Текстах пирамид» сказано: «Я шел по твоим лучам, как по ступенькам света, дабы поднятся к присутствию Ра. Небеса сделали солнечные лучи столь твердыми, что бы я смог взойти и предстать перед очами Ра. Лучи построили лестницу к небу, по которой я смогу взойти и достичь своего места на небесах». Пирамиды в представлениях древних это «лестница в небо» это «мост соединяющий Землю и Небо».

Пирамиды были непревзойденными произведениями инженерного искусства.

Всего их насчитывалось около 80. Первая из возведенных пирамида фараона Джосера. Её построил знаменитый ученый древности Имхотеп, которого считали магом и волшебником. Высота пирамиды 62,5 м. Под пирамидой обнаружены необыкновенные галереи, подземные ходы, лабиринты. Погребальная камера фараона располагалась на глубине 28 м. Пирамида была обнесена стеной высотой 10 м. В стенах было 14 ворот, но настоящими были только одни. Изнутри комплекса создавалось впечатление, что все они открыты.

Самыми известными египетскими пирамидами стали пирамиды в Гизе трех фараонов 4 царской династии – Хуфу, Хафра и Менкаура или как их назвали греки: Хеопса, Хифрена, Микерина. Самая знаменитая среди них пирамида Хеопса. Вплоть до конца 19 века пирамида Хеопса являлось самым высоким сооружением на Земле. Наполеоном было подсчитано, что ей блоков хватило бы чтобы опоясоть всю Францию стеной высотой 3 м и толщиной в 30 см. Древние строители не применяли никаких растворов, камни были тщательно подогнаны и держатся на собственном весе.

Рядом с пирамидальным комплексом в Гизе стоит и поражает своей монументальностью сфинкс Хефрена. Этот сфинкс, высеченный в III тыс. до н.э., подавляет своими размерами – высота его составляет 20 м, длина – 57 м. Это самый большой из всех известных нам сфинксов Египта. “Основу его составляет естественная известняковая скала, которая по своей форме напоминала фигуру лежащего льва и была обработана в виде колоссального сфинкса, причем недостававшие части были добавлены из соответственно обтесанных известковых плит. На голове Сфинкса надет царский полосатый платок - клафт, на лбу высечен урей – священная змея, которая, по верованиям египтян, охраняет фараонов и богов, под подбородком видна искусственная борода, которую носили египетские цари.

Лицо Сфинкса было окрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные. Несмотря на гигантские размеры, лицо Сфинкса все же передает основные портретные черты фараона Хафра (Хефрена). В древности Сфинкс, колоссальное чудовище с лицом фараона, должен был внушать вместе с пирамидами представление о сверхчеловеческой мощи правителей Египта”.

Сохраняя некоторые, несомненно, портретные черты, авторы отбрасывали второстепенные детали, сообщали лицам бесстрастное выражение, обобщали могучие, величаво-монументальные формы тела”.

Яркий пример канонической скульптуры египтян представляет собой статуя фараона Хефрена – властелина IV династии. Она была найдена французским египтологом Мариэттом в заупокойном храме в Гизе, на дне колодца. Образ обоготворенного фараона полон величественного спокойствия: ни один мускул не дрогнет на лице этого сильного и властного человека. Гордо восседает он на своем троне, а Гор - сокол – охранитель царской власти простирает над ним свои крылья.

“Композиция построена по принципу симметрического расположения частей тела по бокам от центральной оси, разрезающей всю фигуру. Этим достигается полное равновесие правой и левой частей фигуры, известная условность композиции и торжественность позы. Статуя носит культовый характер, она является по представлению египтян вместилищем духовной сущности покойного.

В этом плане трактуется портретный облик царя. Портрет Хефрена вполне реален, но в нем подчеркивается не столько персональное сходство, сколько тип фараона – крупнейшего властелина древневосточной деспотии, отрешенного от повседневной жизни и живущего в веках”.

Желание проникнуть во внутренний мир человека мы видим в скульптуре торжественно выседающих перед нами знатных супругов Рахотепа и Нофрет. Условная поза, условная раскраска у мужчины красно-коричневая у женщины- желто-розовое, волосы черные, одежды белые, но люди эти не только символичны и монументальны, но их застывшая страстность захватывает, мы верим что они жили.

И уж совсем выразительна статуя писца, с глубоким задумавшемся выразительным взглядом, его глаза сделаны из горного хрусталя.

Наряду с величественными и могущественными мира сего изображались небольшие статуэтки изображавших рабов, носильщиков, поваров и других всевозможных слуг. Эти статуэтки помещали в усыпальницы что бы и в загробном мире цари располагали штатом прислуги. Эти статуэтки позднее называли «ушебти».

Искусство Древнего царства породило единый стиль во всех видах искусства, утвердила главенствующую роль зодчества, которой подчинялись и живопись, и скульптура.

 

 

Среднее царство, тесть правление 11 и 12 династии фараонов ознаменовалось интенсивным храмовым строительством, которые высекались в скалах. Архитектурный стиль Древнего царства был переосмыслен. Пирамиды возводятся реже, да и стоятся, не такими огромными, и не из камня, а из кирпича-сырца это не так разорительно. Фараон по прежнему обожествляется, его статуи теперь предназначались не только для усыпальниц, но и воздвигались в храмах и под открытым небом. Самым замечательным из дошедших до нас скульптур Среднего царства является бюст фараона Аменемхета 111. Игра свето-тени на черном камне выявляет индивидуальные черты этого владыки, в котором угадывается ум, внутреннее сомнение и скрытая грусть. К чудесам архитектуры причисляют Лабиринт построенный при Аменемхете 111 в 18 веке до н. э. Лабиринтом в древности называлось сооружение имеющее сложную планировку и множество помещений. Геродот, побывавший в нем рассказывал следующее: «Я видел Лабиринт. Он выше всякого описания. Ведь если собрать вместе все стены и великие сооружения воздвигнутые греками, то в общем оказалось бы, что на них затрачено меньше труда и денежных средств, чем на один этот Лабиринт. Лабиринт превосходит пирамиды». В нем было 3000 помещений. 1500 надземных и столько же подземных. Такое огромное количество помещений было вызвано необходимостью иметь для каждого божества отдельное святилище. Объединение всех культов страны под одним сводом символизировало единство государства. Во славу богов и царей все чаще стали воздвигать высокие тонкие обелиски с заостренной пирамидальной верхушкой «каменные иглы» покрытые иероглифами их устанавливали перед храмами и дворцами.

Канон – совокупность правил или образец.

 

Новое царство. Чтобы начать разговор о периоде, которое называют временем высшего государственного, экономического и культурного расцвета Египта я хотела бы напомнить, что все в этом мире имеет свое начало и имеет свой конец. Могучее Древнее царство рухнуло, уступив место раздираемому внутренними противоречиями Среднему царству. Пришло время рухнуло и раскололось Среднее царство. Около ста лет в долине Нила полновластно распоряжались азиатские кочевые племена, вошедшие в история под названием гиксосов.

Борьбу за независимость возглавили Фивы. В 1560 году гиксосы были изгнаны, «смутное время» Египта закончилось и империя фараонов вновь объдинилась под главенством Фиванской династии. Это была 8 по счету династия фараонов. Наступил самый могущественный период в истории Египта. Египетская культура вновь на высоком взлете. Грандиозность и пышность в сочетании с изысканной утонченностью, стремление к изяществу и блеску являются отличительной чертой искусства этой эпохи.

С пирамидами навсегда покончено вместо них, в так называемой «Долине царей»

сооружались храмы.

Давайте познакомимся с яркими образцами искусства этого периода.

И начнем наше знакомство с архитектурного шедевра конца 16 века до н. э. Храма царицы Хетшепсут. Он был построен архитектором Сеншутом в долине Дейр-эль-Бахри. Заупокойный храм посвящен богу Солнца Амону-Ра и родственным ему Хатор и Анубису, но главное божество, в чью славу и память он воздвигнут, – сама царица, этот храм посвещен её Ка. Вот почему наиболее разработанные картины и важнейшие надписи посвящены описанию рождения и коронования царицы и самому замечательному из воинских подвигов ее царствования – походу в страну Пунт. Она правила Египтом более двадцати лет и оставила по себе нетленные памятники.

Этот храм дает нам яркое представление об общих принципах храмового строительства в эту эпоху. Храм высечен в скале, все части храма расположены по горизонтальной оси. Три террасы возвышаются одна над другой. На этих террасах помещались водоемы обсаженные деревьями. Живопись и скульптура украшали залы храма. В одном святилище стояло более 200 статуй, а полы были выложены золотыми и серебряными плитами. Портал самого храма царицы расположен на третей террасе. Стены молельни, посвященной отцу царицы Тутмосу 1, сплошь покрыты рельефной живописью. Секрет красок, которые за три с половиной тысячи лет не выгорели на солнце и не смылись дождями, не разгадан до сих пор.

Фивы долгое время были столицей Египта греки называли его «стовратные Фивы». Со времени на остатках древней столицы выросли архитектурные комплексы Луксор и Корнак знаменитые грандиозными храмовыми постройками Нового царства. В Луксоре сохранился храм, названный египтянами «южным гаремом Амона». Этот храм строился в течении нескольких столетий, был украшен грандиозными колоссами и статуями из розового гранита. Одной из состовляющей этого храма является алея сфинксов. Кстати Сфинксы которые находятся в Петербурге на Универсететской набережной были вывезены из этого храма. Обратите внимание на колоны этого храма капители этих колон выполнены в виде раскрытых метелок папируса производят неизгладимое впечатление.

Еще более грандиозный храмовый комплекс в Карнаке его архитектор знаменитый Инени. Строительство этого храма так же велось несколько столетий. Его колонный зал величайший в мире в нем было 134 колонны по 23 метра высотой. На каждой из них могло уместиться до 100 человек. К храму вели 3 аллеи сфинксов. Эти два храма демонстрируют нам тягу к гигантомании, которая была присуща архитектуре этого периода.

А теперь я хочу познакомить вас пожалуй с самой красивой и грандиозной постройкой этого времени. Которая находится почти на границе с Суданом – Абу Симбел. Этот храм, посвященный божественной триаде – Амону –Ра, Хармакису и Птаху, воздыигнутый для прославления фараона Рамзеса II. Превзашел по величине и впечетляющей отделки всех своих предшественников. Этот храм долгие века был затерян в песках и был освобожден из песчаного плена лишь в 19 веке.

У входа в Большой храм Абу-Симбела вас встречают сидящие колоссы - по два с каждой стороны. Еще Шомпольон обратил внимание, что эти 20 метровые статуи скульптурные изображения Рамзеса II. Зайдя в храм мы оказываемся на террасе с колоссами, а от туда проходим во внутренний двор, который создан в вырубленной руками человека пещере. Ширина двора 18 на 20 метров, подпирают потолок 7 метровые статуи Рамзеса, в виде бога Осириса. Стены покрыты росписями, рассказывающими о великих «подвигах» фараона. Сцены боев, сцены расправ, сцены угона в рабство и везде фараон.

В 65 метрах от входа расположено святилище храма, где в небольшой нише находятся статуи Рамзеса и триады богов. Два раза в году, во время равноденствия, солнечный луч освещал всех богов, кроме Птаха, который являлся богом тьмы. При этом солнечном чуде вспыхивали глаза фараона куда были вставлены драгоценные камни.

Но особенность и чудо этого архитектурного комплекса заключается не только в инженерной мысли древности, но и чудесах современности. В 60 годах 20 века строительство Асуанской платины необходимой для экономики Египта привела бы к затоплению этого великого памятника древности, что бы сохранить его правительство Египта приняло решение перенести сооружение на 64 метра выше прежнего и 180 метров от берега реки. Для этого необходимо было рассечь храм на блоки и перевезти на новое место и там собрать. Сложность заключалась в том, что переносить предстояло не наземное сооружение, а огромною толщу скальной гряды в которой были выдолблены храмы Ромзеса и его жены Нефертари, со множеством колонн, двадцатиметровыми колоссами, первоклассными рельефами.

Искусство амаранской эпохи.

В истории Нового царства был весьма кратковременный период, который, однако, произвел переворот в политической и религиозной жизни Египта, а также его искусстве.

В 15 в. до н. э. в Египте правил фараон Аменхотеп VI- Яркая личность эпохи, фараон-реформатор. Он ввел в государстве новый культ бога Атона (бога солнечного диска), которому отныне починялись все остальные божества Египта. Он изменил свое имя Аменхотеп на Эхнатон, что в переводе значит «угодный Атону», и перенес столицу из Фив в построенный им город Ахетотон, что значит «горизонт Атона».

Бог Атон, в отличие от прочих египетских богов ни изображался не в виде человека ни в виде животного, его символом был солнечный диск с отходящими от него лучами, заканчивающимися простертыми ладонями. Подлинная революция совершенная Эхнатоном проявляется и в искусстве. Он смело ломает традиции в искусстве и требует от живописцев и скульпторав не следовать канонам, а служить только истине. Это приводит к тому, что искусство амаранского периода насквозь пропитывается светскими мотивами, изображающими сцены повседневной жизни и отличается реалистичностью, динамичностью, жизнелюбием, воспевает уют, радость, земную любовь. Все это доныне было не ведомо Египетскому искусству.

На гробнице фараона-реформатора выгравировано прелестное послание, по-видимому, адресованное его жене-Нефертити:

Я люблю сладкое дыхание твоего рта.

Я каждый день восторгаюсь

Твоей красотой.

Мое желание - слышать твой голос.

Звучащий словно шелест северного ветра.

Молодость возвращается ко мне от любви к тебе.

Дай мне твои руки, чтобы держать твой дух,

Что бы я мог принять его и жить им.

Называй меня моим именем вечно, а мне

Без тебя всегда чего-нибудь не будет хватать.

И вот перед нами сама Нифертити

Об этом её портрете в царской тиаре из раскрашенного известняка скажут, что это самое восхитительное из всех женских изображений.

И действительно, тонкостью и женственностью черт точеного лица, величавая посадка головы, царственная изящность облика. В мастерской «начальника скульпторов» Тутмеса, оказался чудесный незаконченный портретный этюд Нефертити. Очевидно, гениальный скульптор работал с натуры, чего египетские мастера никогда не делали. Отсюда, не просто сходство с натурой, а подлинное достижение изобразительного искусства.

После смерти Эхнатона фараоном стал его зять Тутанхомон, который правил не долго, и умер, когда ему не было и двадцати лет. При жизни Тутанхомон ни чем не прославился, его знаменитость наступила гораздо позже, когда 1922 году весь мир облетела сенсация, английскому археологу Картеру удалось обнаружить в «Долине царей» усыпальницу Тутанхомона с несметными художественными сокровищами. Из всех усыпальниц Египта лишь эта почти полностью уцелела. Среди сокровищь Тутанхомона особого внимания заслуживают: золотая маска Тутанхомона с инкрустацией из лазурита, золотой трон с инкрустацией из золота и стекла.

 

Заключение Египетское искусство явилось образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции, оказала большое влияние на древних римлян. Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обелиски, львы, сфинксы были восприняты античным искусствам, а через него - европейским. Древнеегипетская культура и цивилизация заложили основу для последующего культурного развития многих народов, в том числе и европейских.

 

Контрольные вопросы

1. Какие наиболее выдающиеся архитектурные комплексы Древнего Египта вам известны? Когда они были возведены?

2. Каковы особенности древнеегипетского изобразительного искусства?

3. Какие строительные материалы использовали зодчие Древнего Египта?

4. Из каких материалов изготовлялась скульптура?

5. Какие изменения произошли в искусстве Египта в период правления Аменхотепа IV (Эхнатон).

 

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 35; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!