Античная натурфилософия



Тщательное изучение материалов археологических раскопок на протяжении достаточно большого периода показывает, насколько низким был уровень культуры древнего предка человека, насколько зависим он был от капризов природы и от случайностей окружающего его мира. Он был парием природы. Природа, давая ему пропитание, тепло, свет, постоянно держала его в страхе перед неизвестностью. Пожалуй, этим и объясняется исторический факт происхождения мифов, позволяющих хоть как-то прояснить неопределенность своего положения. С одной стороны человек наделял природу сверхъестественной силой, а с другой пытался очеловечить. Так зародились истоки донаучной философии, в основе которой лежит антропологизм. Именно она длительный период начального развития человеческого сообщества сопутствовала человеку, давая ему пищу для дальнейших размышлений о природе явлений окружающего его, порой не очень гостеприимного мира.

Вспомним древнегреческую легенду о Прометее, подарившем человеку огонь, украв его частицу у богов. Длительное время огонь обожествлялся. Его тщательно хранили, непрерывно поддерживали, подкладывая ему пропитание. Потеря племенем огня была величайшей трагедией, а виновника в том сурово карали изгнанием или смертью. Неандерталец мог пританцовывать, дрожа от холода, на открытом каменноугольном пласте, не понимая, как именно им можно воспользоваться. Столь низкой была культура человеческого сообщества тех далеких времен.

Общепризнано считать Древний Египет колыбелью современной культуры. Об этом свидетельствуют достижения в области астрономии, математики, строительной механики, культуры орошения в земледелии, познания в области анатомии, высокий уровень письменности. Древнеегипетские рукописи – величайшие памятники духовности, оказали большое влияние на развитие общечеловеческой культуры в духовной и материальной сфере. При этом мы не должны забывать об интеллектуальном наследии и самобытной культуре государств Междуречья, Индии, Китая, Средней Азии. Достаточно вспомнить имена таких ученых и философов как Авиценна и Аль Фараби.

Отдавая должное перечисленным очагам культуры, несколько подробнее остановимся на интеллектуальном наследии Древней Греции как инициаторе культурных наследий европейской традиции. Это правомочно, ибо философы и ученые Древней Греции смогли обобщить итоги развития человеческой мысли предшествующих эпох, заложить основы логики, психологии, математики, естествознания. Дифференциация наук в те времена еще не существовала, и все знания о природе были обобщены одним термином – натурфилософия.

«Слышу умолкнувший звук божественной Эллинской речи. Старца великого тень чую смущенной душой». Эти Пушкинские строки передают нам неподдельное ощущение присутствия духа и традиций древнегреческой Культуры.

Древняя Эллада – великое чудо, необъяснимый феномен. Лазурные небо и море, необычайно яркая чистая природа побуждали человека гармонично слиться с ней. Великое самосознание, чувство собственного достоинства, естественность и свобода тела и духа олицетворяли краеугольные камни нравственности, на которых сформировалась античная натурфилософия.

Перечислим основные ключевые фигуры древнегреческой античной науки. Прежде всего, среди ее патриархов назовем Фалеса Милетского (625-547 г. до н.э.) – государственного деятеля и ученого. Он первым обосновал логическое построение геометрии и ввел доказательства как необходимого элемента теоремы. Как астроном и мыслитель, Фалес считал Луну и Солнце материальными телами, движущимися в пространстве. Материя, как все тела природы, вещи есть ни что иное, как множественное многогранное проявление основного элемента – воды. Материя не сотворялась она существует вечно и не может исчезнуть, но может принять любую другую форму. Существует версия, что Фалес был одним из первых, обративших внимание, на явления статического электричества. Одним из его способных учеников был Анаксимандр, оставивший также заметный след в истории античной культуры. У него была мастерская, в которой изготавливались небесные глобусы. Ему было поручено установить на рыночной площади Спарты вертикальные солнечные часы с заранее рассчитанными делениями для часов и месяцев.

Отметим математическую школу Пифагора (V век до н.э.), ученики которой предавались математике как некоторому таинству. Сама личность Пифагора противоречива и необычайно многогранна. Его школа напоминала религиозную секту, основной религии которой была математика. Бог – единство, а мир – множество, состоящий из противоположностей. То, что приводит противоположности к единству и соединяет все в космос – гармония. Гармония божественна и состоит в числовых отношениях. Музыка, гармония и числа – основные элементы системы воспитания и очищения души.

Пятый век – золотой век эллинской культуры. Именно его можно назвать эпохой Перикла. В это время созданы храмы Акрополя. В эти годы творили великие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид и не менее великие творцы истории Геродот и Фукидид. Старые религия и мораль испытывали серьезные деформации. Софисты тех дней учили, что всякое познание и нравственные ценности относительны. В сознание общества и научные школы внедрялось материалистическое мировоззрение. Зарождались основы атомистических представлений. Анаксагор и Демокрит считали Солнце и Луну мертвыми телами, движущимися в вихрях атомов. Пятый век – период расцвета Афин принес грекам и великие потрясения Пелопонесской войны, приведшие к упадку величества Эллады. Но, несмотря на ухудшение общенационального и политического фона, самобытная античная наука достигает в четвертом веке (до н.э.) апогея развития национальной культуры. Это век Платона и Аристотеля.

Школа Платона удивительное явление в научной жизни. Он требовал от своих учеников хорошего знания математики, прежде чем посвящал их в основы своей философии. Согласно Платону истина – это идеи. Идеи постигаются в моменты, ниспосланные свыше, когда душа пребывает в царстве истины, вблизи божества. Напряженная работа мысли – средство преодоления заблуждений чувств. Идеи Платона о роли симметрии в мире предвосхищают современный теоретический подход к описанию свойств материи. Античные боги – это воплощенные в космосе идеи, а все происходящее в мире – результат абсолютной необходимости.

Демокрит, в свою очередь, допускал существование четырех основных материальных субстанций: воды, земли, огня и воздуха. Платон, принимая существование частиц отмеченных четырех субстанций, допускал при этом возможность их взаимного превращения, обобщая идеи симметрии в систему представлений о строении вещества.

И все же вершиной научной мысли античной науки является учение Аристотеля – ученика Платона, согласно которому материальная сущность заключена в самих вещах, а разум – инструмент познания. Центральное место в философской системе Аристотеля занимает учение о Логосе. Логос – слово, мысль выступает силой, организующей Хаос и преобразующей его в Космос. Основная концепция Логоса утверждает, что любое движение, развитие осуществляется под действием энтелехии – активного начала, которое превращает возможность в действительность. Все происходящее в мире – результат абсолютной необходимости. Космос вечен, неизменен и совершенен, а потому и обладает божественной сущностью.

Значительное место в наследии Аристотеля занимает концепция Человека. Жизнь индивидуума находится во власти судьбы, но вместе с тем конкретный ход судьбы человеку неизвестен, а поэтому он обладает некоторой свободой выбора. Аристотель был одним из первых философов, понявших роль социума в жизни человека, что дает нам право назвать его предтечей психологии.

Богатое наследие культуры древней Греции было подхвачено Римом, ставшим в какой-то степени ее приемником. Обширную панораму идей античной философии дал Тит Лукреций (I век до н.э.) в поэме «О природе вещей», в которой он в поэтичной форме предвосхитил ряд грядущих идей из области атомистики, квантовой физики, теории познания.

 


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!