Универсальный принцип естествознания — принцип дополнительности Бора



Привлекая к обсуждаемым общим проблемам естествознания одну из теорем Геделя о полноте и непротиворечивости, согласно которой «ни одна из культур не самодостаточна и не может развиваться без использования методов другой науки, иначе она перейдет в застывшую догму либо в хаос абсурда», можно сказать, что изучение естественной науки для гуманитариев — это на самом деле реализация физического принципа дополнительности Бора. Понятие дополнительности в физике было введено Н. Бором в 1928 г. в период становления квантовой механики для объяснения экспериментальных результатов исследований микромира.

Н. Бор, исходя из решения чисто физических проблем, понял общность этого принципа и уже в одной из первых своих работ перекинул мост от физики к психологии и вообще ко всей теории познания. Предложенный для объяснения физики микромира, этот принцип сразу завоевал доверие ученых общностью подхода в теории познания, философии, науке и в целом в формировании образа окружающего нас реального мира.

Принцип дополнительности заключается в том, что

• более точное определение одной из дополняющих друг друга характеристик описания объекта приводит к уменьшению точности других.

Этот принцип применяется практически во всех методах и науках, изучающих неживую и живую природу, человека, общество. Поэтому универсальный принцип дополнительности следует считать одним из важнейших достижений науки, и его понимание и использование необходимо для научного представления действительности.

С формальной стороны принцип дополнительности в физике связан с принципом неопределенности: измерить одновременно с достаточно высокой точностью импульсы и координаты микрочастицы практически невозможно.

Более общая формулировка этого принципа:

• В области квантовых явлений наиболее общие физические свойства какой-либо системы выражаются с помощью дополняющих друг друга пар независимых переменных, каждая из которых может быть лучше определена только за счет соответствующего уменьшения степени определенности другого.

Принцип дополнительности не ограничивается только этими моментами. Например, волновые и корпускулярные проявления света в поведении микрочастиц также являются взаимодополняющими и отражают реально существующий дуализм микромира. Согласно принципу Бора для нас существует лишь то, что мы способны измерить или оценить. Если нет связи между фактами (элементами), то эти факты мы не можем установить. Мы можем знать лишь то, что как-то связано между собой и нами.

Французский математик А. Пуанкаре говорил, что «никакой физический опыт не может подтвердить истинность одних преобразований и отвергнуть другие как недопустимые». Он же отмечал, что, «изучая историю науки, мы замечаем два явления, которые можно назвать взаимопротивоположными: то за кажущейся сложностью скрывается простота, то, напротив, видимая простота таит в себе чрезвычайную сложность». Характерно высказывание того же Эйнштейна: «...как много мы знаем и как мало понимаем». Русский православный философ А. Мень писал, что «наука и религия — эти два пути познания реальности — должны быть не просто независимыми сферами, но в гармоническом сочетании способствовать общему движению человечества по пути к Истине». Не зная принципа Бора, Гёте говорил, что между двумя противоположными мнениями находится не истина, а проблема.

Из приведенных высказываний выдающихся представителей естественно-научной и гуманитарной ветвей культуры видно, что они и в пределах своей сферы деятельности, и в более общем восприятии и объяснении мира считали, что однозначно, одним методом, на одном языке невозможно описать явление, субъект или объект — необходимо привлечь дополнительные представления, дополнительную культуру.

Сложность объединения гуманитарной и естественно-научной культур и имеющиеся различия в исследовании ими мира во многом обусловлены отсутствием общего языка и понятийного аппарата, которыми могут стать теория самоорганизации и синергетический подход. Но такая же проблема существует и в самой физике. Наш человеческий язык и схема мышления сформированы в трехмерном пространстве, и поэтому нам сложно представить себе четырехмерную реальность релятивистской механики и законы квантовой физики микромира с ее вероятностным подходом. Мы пытаемся говорить о принципиально новых явлениях на языке старых представлений в пределах линейного мышления, не преодолев, так сказать, «лингвистического барьера».

Так, из теории относительности А. Эйнштейна обоснованно вытекает, что пространство искривлено и степень искривления зависит от массы тел. А поскольку в общей теории относительности время неотделимо от пространства, присутствие вещества оказывает воздействие и на время, вследствие чего в разных частях Вселенной и для сложных объектов время течет по-разному, что до недавнего времени физикам казалось кощунственным. Можно ли это понять с помощью нашего обычного языка без создания новых представлений? Вероятно, именно этим и вызвано желание привлечь иные возможности познания, нашедшие свое выражение в принципе дополнительности Бора.

В то же время, как заметил академик В. Л. Гинзбург, гуманитарная интеллигенция образована весьма односторонне и ее представители в отношении естественных знаний нередко находятся на средневековом уровне. Не обладая естественно-научной логикой и не понимая сущности физического мира, гуманитарии, пытаясь объяснить общественно-социологические, психологические или экономические процессы в философии науки, часто используют лишь внешние атрибуты новых понятий, в том числе таких синергетических представлений, как бифуркации, теории катастроф, режимы с обострением, нелинейная эволюция и т.д.

Во все времена человеческой истории натуральная философия и современное естествознание направлены на познание действительности самой по себе, на научное познание сущности вещей и людей и только потом на применение этих законов в технике, рациональной деятельности людей.

Известный с XIV в. принцип бритвы Оккама (1285—1349): «Entia поп sunt multiplicanda practer nescessitatem» — «Чем ближе мы находимся к некоторой истине, тем проще оказываются основные законы, ее описывающие» — также хорошо укладывается в рассматриваемые положения идей Бора о дополнительности понятий и представлений в познании мира.

Можно отметить и другие возможности эффективного применения принципа дополнительности Бора в современном естествознании. Сюда относятся взаимоотношения между целым и частями, структурой и функциями сложной системы; хаосом и порядком при эволюции в процессе самоорганизации; стохастичностью и детерминированностью; случайностью и необходимостью. Количество примеров использования принципа дополнительности можно увеличить до бесконечности по мере изучения и понимания современного естествознания. Сюда относятся: синтез — анализ, предмет — метод, вертикаль — горизонталь, сложность — организованность, рациональное — интуитивное, правое полушарие мозга — левое, познание и эстетическое восприятие (чем человек логически умнее, тем меньше он удивляется, восхищается) и т.д. Например, один из признаков характеризует объект, другой — его окружение. При этом, как говорил Н. Бор, «мы имеем дело с различными, но одинаково существенными аспектами единого, четко определенного комплекса сведений о системе». Н. Бор считал, что описать сложное явление с помощью одного языка, да еще единым и исчерпывающим образом невозможно. Принцип дополнительности Бора в корне отрицает возможность описания мира путем деления его на части с полным описанием каждой его части. Никакое отдельное знание о предмете не может быть самодостаточным, требуется дополнение в лице других наук (естественные — гуманитарные науки). В гуманитарном знании и понимании такой подход только лишь начинает проявляться. В преодолении этого — одна из задач современного естествознания.

 


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!