Г. Мюрдаль: синтез институционализма и шведской школы



Среди экономистов институционального направления особо следует выделить представителя шведской школы, лауреата Нобелевской премии по экономике 1974 г. «за новаторские работы по теории денег и теории эко­номических колебаний, а также за глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений» — Гуннара Мюрдаля (1898-1987).

Он был последовательно профессором университета, правительствен­ным советником, членом парламента, руководителем исследовательской группы по изучению общественного положения негров в США, минист­ром, директором банка, председателем плановой комиссии и работником международной организации. В отличие от многих других Нобелевских ла­уреатов Мюрдаль причислял себя к «институциональным экономистам». Он имел весомый международный авторитет, причём не только как поли­тический деятель, но и как экономист, сумевший тесно увязать проблемы экономической и социальной политики.

Его основными трудами являются: «Денежное равновесие» (1931), «Аме­риканская дилемма: негритянская проблема и современная демократия» (1944), «Мировая экономика» (1956), «Азиатская драма: Исследование бед­ности народов» (1968).

Гуннар Мюрдаль пытался определить место общественной науки в об­щей системе знаний. Он критиковал чисто экономический подход к проб­лемам благосостояния, при котором не указываются политические цели;

По мнению Мюрдаля, экономистам не следует опасаться открыто провоз­глашать политические убеждения и делать их составным элементом иссле­дования, поскольку экономистов, как правило, вдохновляет не только на­учный интерес, но и стремление к совершенствованию общества. Великие экономисты всегда предлагали свои рекомендации в области политики (Мальтус, Рикардо, Маркс, Кейнс). Знакомство шведского экономиста с работами американских институционалистов укрепило его в убеждении, что проблема общественных ценностей имеет важное значение в эконо­мической науке.

В ранних работах Мюрдаль заложил фундамент того направления, ко­торое получило впоследствии известность как стокгольмская школа макроэкономики. Он предлагал активизировать фискальную политику для пре-одоления Великой депрессии. Мюрдаль высказывался за покрытие дефи­цита, образовавшегося во время кризиса и депрессии, соответствующим бюджетным избытком во время следующего за депрессией периода подъ­ёма. Фактически стокгольмская школа, активность которой в значитель­ной степени была обязана деятельности Мюрдаля, имела приоритет в разра­ботке модели макроэкономической политики ещё до того, как вышла в свет книга Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).

В послевоенный период Гуннар Мюрдаль занимается исследованием проблем, связанных с основными тенденциями развития современного мира. Будучи председателем правительственной комиссии, он подчерки­вал опасность нарушения сбалансированности мировых рынков. Мюрдаль рекомендовал правительству Швеции ввести систему планирования. Он выделяет такие категории, как «программа» и «предвидение». Под «про­граммой» он подразумевает предполагаемый или намечаемый план дейст­вий, а под «предвидением» — предсказание будущих событий. В своё время он предсказывал большую стабильность плановой экономики и выступал за расширение торговли со странами восточного блока.

Помимо вопросов планирования Мюрдаль уделяет большое внимание проблемам интеграции. В книге «Мировая экономика: Проблемы и пер­спективы» шведский экономист ищет ответ на вопрос «куда мы идем?». С этой целью он исследует основные тенденции развития международных экономических отношений и выясняет возможности их изменения. Мюр­даль отмечает, что в современной мировой экономике произошли серьёз­ные изменения, связанные с крушением колониальной системы. «Мир 1913 года подобно Афинам времён Перикла, — пишет Мюрдаль, — пред­ставлял собой во многих отношениях образцовую цивилизацию, — если забыть о том факте, что он не допускал к своим благам большую часть человечества». Возможность преодоления мировых конфликтов Мюрдаль ищет на путях экономической интеграции в национальном и междуна­родном масштабах.

Согласно определению Г. Мюрдаля, «экономическая интеграция» — это осуществление старого идеала равенства возможностей, провозглашённо­го Западом». В промышленно развитых странах, по его мнению, достиг­нута высокая степень национальной интеграции. Это произошло вследст­вие вмешательства государства в экономическую жизнь. Однако всемирная экономическая интеграция отсутствует. Более того, пишет автор, нацио­нальная интефация в развитых странах привела к усилению «международ­ной дезинтеграции», главным выражением которой является рост эконо­мического неравенства между индустриально развитыми и слаборазвиты­ми странами.

По мнению Мюрдаля, международная экономическая интеграция воз­можна, если будет осознана ее необходимость и если будет создан «базис международной солидарности». Автор считает, что международные экономические отношения должны и могут регулироваться средствами полити­ки. При отсутствии сознательного регулирования стихийное развитие ми­ровой экономики неизбежно повлечёт за собой дальнейшее углубление дезинтеграции и даже может вызвать мировой конфликт.

Концепция международной экономической интеграции Мюрдаля бази­руется на анализе кумулятивной причинной связи. В её основе «лежит су­ществование такой взаимозависимости всех факторов в социальной сис­теме, при которой любое изменение в каком-либо факторе вызывает из­менения в других факторах... Благодаря процессу взаимодействий... вся си­стема получает импульс к движению в направлении первоначального из­менения, но заходящему значительно дальше его». В противоположность теории равновесия, которая предполагает, что соответствующие силы не­изменно возвращают систему к состоянию покоя, принцип кумулятивно­го развития выдвигает на передний план такие процессы, которые, раз на­чавшись, создают условия для последующего развития.

Этот же принцип был использован Мюрдалем при исследовании проб­лем слаборазвитых стран Азии. Результаты этой работы воплотились в по­лучившей большую известность книге Мюрдаля «Азиатская драма: Иссле­дование бедности народов», в которой была выдвинута социологическая концепция причин отсталости стран этого региона, низкого жизненного уровня, отсутствия достаточного прогресса.

Согласно его концепции все бедствия этих стран обусловлены главным образом господством архаичных, устарелых институтов и воззрений, про­низывающих всю систему социальной, экономической и духовной жизни. Мюрдаль критикует многочисленные теории «экономического роста», про­возглашающие принцип «автоматического изменения» общественной жиз­ни народов в процессе технико-экономической модернизации хозяйства. С точки зрения автора «Азиатской драмы», для всех слоёв населения Юж­ной Азии характерно отсутствие чувства ответственности за соблюдение элементарной трудовой дисциплины, аккуратности и пунктуальности. Все ещё сильны суеверия, нет быстрой реакции на все новое и приспособле­ния к нему. Не развиты желание экспериментировать, честолюбие, пред­приимчивость, инициатива. В психологии населения превалирует покор­ность перед властями, низка способность населения к коллективным дей­ствиям. Все это парализует технико-экономическую модернизацию, сни­жает её результативность и, следовательно, ведёт к увеличению разрыва в уровне стран передовых и отсталых.

Мюрдаль считает, что решающее значение для успешного техническо­го и экономического развития имеет коренное изменение отсталых соци­альных и политических институтов. Только предпринимая одновременно и параллельно с технико-экономической модернизацией меры по изжи­ванию устаревших воззрений, господствующих в психологии народа, мож­но добиться прогресса. Он стремился доказать, что только глубокие реформы в области контроля над ростом населения, распределения пригодных для обработки земель, а также в области здравоохранения и обра­зования могут обусловить быстрое экономическое развитие стран Юго-Восточной Азии и решение острых социальных проблем региона.

Оценивая роль политических институтов с точки зрения их участия в этом процессе, автор приходит к выводу, что «мягкие правительства» стран этого региона слишком слабы, чтобы побороть то, что он называет «куму­лятивными силами нищеты».

Таким образом Мюрдаль пытается на основе обширного фактическо­го, материала изложить принципы новой, как он говорит, «пробной тео­рии» развития и определить соотношение факторов, обеспечивающих ликвидацию отсталости путём перехода к всестороннему прогрессу. Выводы и оценки Мюрдаля дали основание называть его «бодрым пессимистом», имея в виду сочетание в его идеях традиций либерализма XIX в. и социа­листических теорий с весьма пессимистическими оценками современного ему развития. Вместе с тем идея сознательного «социального контроля» над экономикой, характерная для всего институционально-социологиче­ского направления, была перенесена не только на национальный, но и на планетарный, межстрановый уровень.


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!