Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере



Термин ноосфера (от греч. noos –разум) возник в начале XXв. на семинаре французского философа А. Бергсона и быстро получила развитие, особенно в работах В.И. Вернадского. Он подчеркивал, развитие биосферы однажды перейдет в сферу разума и эволюция будет направляться разумом. Под ноосферой, чаще всего понимают ту часть природы и прежде всего биосферы, которая в своем развитии контролируется и управляется разумом человека. Близкими по значению можно считать такие понятия как «антропосфера», «социосфера» или «техносфера». Однако надо подчеркнуть, что под разумом имеется ввиду интеллект человечества, а не личности. Логика эволюции такова, что химогенез привел к биогенезу, который перешел в психогенез, (от греч. psyche – душа; genos – рождение) а затем произошел переход к ноогенезу. Подобно тому, как биогенез, в конечном счете перешел в психогенез, а затем произошел переход к ноогенезу. Подобно тому как биогенез, конечном счете подчинил своим целям химогенез и охватил планету своими процессами; подобно этому ноогенез, используя достижения биогенеза в качестве основы для своей эволюции, постепенно освоит пространство планеты. В концепции Вернадского ноосфера понимается как растущее глобальное вторжение разума в естественные био, гео, химические циклы, что ведет постепенно к все более взвешенному и целенаправленному контролю разума над глобальными процессами планеты Земля.

Пока «ноосфера» это скорое натурфилософская концепция, а не строгая теория. Однако атомизм Демокрита тоже возник как натурфилософское учение, но превратившись в науку он «перевернул мир» как сказал бы Архимед. Ценность ноосферы как концепции заключается в том, что она дает модель нового мировоззрения, модель возможного будущего человечества и ведет к новому пониманию «смысла жизни» человека. Разумность – вот эволюционное предназначение человека на планете Земля. Эволюция планеты, и прежде всего биосферы, на ноосферном этапе в качестве основной причины и определяющей силы будет иметь разум. Эволюция из спонтанной и стихийной формы перейдет постепенно к рационально построенной и разумно управляемой эволюции. Развитие биосферы станет областью активного проявления мысли человека и прежде всего научной. Творческий и конструктивно действующий интеллект станет главным фактором перестройки земной среды обитания человека.

Одна из важнейших задач ноосферы как науки разработать теорию разумного конструирования системы «биосфера – человек», а затем и системы «природа – общество». Биосфера существовала и может существовать без человека. Однако, существование человека без биосферы невозможно. Чтобы иметь оптимальную среду обитания человек должен управлять биосферными процессами, иначе он обречен на существование характерное для обычного биологического вида. В конечном счете, должно быть коэволюционное развитие системы «природа – общество» Однако коэволюция потребует саморегулирования от человечества, регламентации параметров развития, изменения смысла жизненных идеалов и даже «самоограничения» в претензиях и исторических амбициях. Например, вряд ли можно допустить то, что на ноосферном этапе демографические процессы могут остаться не управляемыми. Ноосферный этап должен стать этапом устойчиво – равновесного, допустимого в соответствии с природными и социальными возможностями развития, когда оно определяется не расширенным воспроизводством человечества или выживанием его, а оптимальным соотношением возможного и действительного. По современным данным, устойчивое равновесное развитие допускает темпы экономического роста 2-3 % в год, что позволило бы биосфере компенсировать давление на нее и она оказалась бы способной к аналогичным темпам самовосстановления своего качества. Другими словами, такие темпы экономического роста единственно возможная модель развития человека и сохранения биосферы. Сосуществование и коэволюция человека и природы главные идеи ноосферы как концепции.

Развитие науки ноосферы потребует синтеза естественных и общественных наук, поскольку, ноосфера это уже качественно иная биосфера и качественно новое человечество. Создание ноосферы требует интеграции сущности природы с сущностью общества, сущности биосферы и сущности человека. Должен возникнуть симбиоз (от греч. symbioses – сожительство) биологических форм жизни и интеллекта человека. Основные компоненты: человек и различные общественные институты, система знаний о природе и человеке, технические и технологические системы, направленные на взаимодействие с биосферой, а через нее с природой в широком смысле слова. По Вернадскому, живое вещество, преобразующее внешнюю оболочку планеты Земля, превращается в мощный геофактор. Человек управляющий «работой» живого вещества становится фактором для эволюции Земли.

Темпы, масштабы и глубина преобразований природы, в связи с созданием искусственной среды обитания (II-й – природы) настолько высоки по сравнению с естественными биосферными процессами, что порождают тревогу и у ученых и у практиков. По современным данным инерциознность биосферы выше человеческой в 100 тыс. раз. Самым мощным средством воздействия на природу является техника. От технической вооруженности человека, зависит уровень воздействия его на среду обитания. В теории ноосферы техника рассматривается как один из доминирующих элементов ее структуры, поскольку техника и технология есть не, что иное как материализованное знание, т.е. овеществленная сила интеллекта. Индустриальные цивилизации есть результат научно- технического прогресса. Возникнув, как вспомогательная сила человека, техника все более решительно меняет роль человека в производстве, в предметном освоении природы. Достигнув уровня автоматизации, она оставила за человеком функции интеллектуального фактора - конструирование, контроль, управление, т.п. Это органично сущности концепции ноосферы. В эволюции человека, наряду с биовеществом всё большее значение приобретает «техновещество», такое как совокупность машинных систем, технологий и результатов их деятельности. Основные сферы материального освоения природы: добыча вещества, получение энергии и привлечение информации осуществляются теперь техническими способами. Идет индустриализация не только физического, но и умственного труда. Можно уже говорить о возникновении интеллекттехники и превращении ее в важнейший компонент ноосферы.

В развитии технических способов освоения ресурсов природы обнаруживается аналогия с биогеоценозами действующими в биосфере. Есть блок добывающий исходное сырье, блок переработки его (метаболизм), блок привлечения энергии и использования ее, блок управления, блок утилизации отходов и т.п. Возможно, это подражение природе и есть разумное использование ее опыта, накопленного за 3,8 млрд. лет непрерывающегося биологического производства. Такая задача имеет ноосферный смысл и еще раз подчеркивает роль разума человека. Фактически биосфера отработала три системы обработки вещества: первичная - добыча исходных веществ; вторичная – создание необходимого продукта и его использование; третичная – утилизация отходов. Причем, в биосфере эти этапы одинаково необходимы и сбалансированы чего нельзя сказать о ноосфере. Но задача теории ноосферы как раз в том и заключается, чтобы довести это дело до уровня совершенства биосферы. Причем эту работу следует проводить на всех уровнях техносферы: техногенного вещества, технических средств и систем, технологических процессов, эксплуатации и потребления технических продуктов. Это огромный сегмент современной цивилизации, включающий не только материальные, но и духовные ценности человечества. В связи с ростом роли и значения техники в жизни общества, в индивидуальном бытии человека, возрастает проблема гуманизации техносферы. Пока техника нацелена на утилитарные цели и задачи человечества и мало дает для духовных целей и задач. Однако прогресс и в этом направлении уже обнаруживается и усиливается. Очевидно, что интенсификация не только физических способностей человечества, но и интеллектуальных, является условием и целью ноосфрного этапа эволюции. Основная задача теории ноосферы – гармонизация эволюции системы «природа - общество», разрешение противоречий между ними.

Причины противоречий разные: от издержек современного мировоззрения до технологических просчетов. Однако, противоречия необходимо познавать и разрабатывать методы разрешения их. Культура XX века исповедовала идеал господства над природой, а не сотрудничества с ней; пока нет синхронности в темпах развития общества и биосферы. Извлечение огромных масс вещества из природных систем диктуется только человеческими потребностями, т.е. человеческим эгоизмом, отходы слабо утилизируются и выбрасываются обратно в природное пространство и т.п. В целом очевидно, что победы человечества над природой основаны на идее «завоевания», с точки зрения ноосферы они должны быть основаны на принципах «сотрудничества». Человечеству для этого, необходимо учиться на собственных ошибках, т.е. усилить роль разума во взаимодействии с природой. По современным данным для рекультивации экологической среды государства из совокупного национального дохода должны расходовать до 5%. Однако этого не делается, хотя на вооружение расходуется, как правило, на порядок больше. Дело заключается в том, что решение экологических проблем возможно только в комплексном виде, т.е. от концепции отношения к природе до технико - технологических процедур. Это значительно легче можно сделать приняв идеалы и концептуальные принципы ноосферного мышления. Значит решение противоречий между природой и обществом это задача не только научно-техническая, но духовно-нравственная, мировоззренческая.

 


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!