Человек: индивид и личность



Человек в плане своей биологической природы – индивид, а со стороны его социальной сущности – личность. Как индивид, человек в науке рассматривается как единичный представитель рода человеческого, отдельный представитель особого биологического вида «Нomo sapiens». Личность - понятие социальное, оно характеризует социализированного человека, обладающего разнообразными социальными функциями, качествами и способностями (например, он - гражданин, профессионал, политический лидер, патриотичен и т.п.). Часто говорят, что личность это система (комплекс) общественных отношений и ролей, которые способен выполнять данный человек в обществе. Так как личность формируется в конкретной культуре, в конкретном обществе, то личность всегда индивидуализирована, адекватна и типична для своего исторического места и времени. Уровень личности тем выше, чем больше она несет социальных функций и ролей, чем совершеннее и интенсивнее она их исполняет исходя их целей и идеалов своей культуры и своего общества. Поэтому личность можно рассматривать как субъекта общественных отношений, субъекта социальной деятельности и общения. В активной деятельности человек опредмечивает свои личностные качества как бы публикует их становится элементом сложного общественного организма. Поэтому на любом этапе своего развития личность включена в систему общественных зависимостей и отношений участвуя в различных формах деятельности и общения. Личность, выключенная из общественно-активной деятельности теряет свою сущность и деградирует. Вне общества невозможно стать личностью, но невозможно и сохранить себя как личность. Следовательно: активная деятельность, воля к самоутверждению, интеллектуальная способность к пониманию своих ролей, самосознание и оценка себя - необходимые условия формирования личности в достаточной социальной кондиции, т.е. с достаточным нравственно–духовным уровнем. В реальной практической деятельности в социуме, в конкретных поступках, в степени ответственности за полнокровное выполнение своих функций в общественной системе жизнедеятельности утверждаются и формируются личности. В своей совокупности они создают облик общества, нации, этноса и т.п., которые в свою очередь имеют свою историю, свои законы развития, особую сущность и судьбу.

Интересны в этом плане исследования Л. Гумилева, З. Фрейда, А. Чижевского и др. А Чижевский установил, на обобщении большого статистического материала, что существует зависимость между ритмами активности Солнца, биологическими режимами и ритмами в общественном развитии. Позже выводы Чижевского были подтверждены и показали зависимость между волнами размножения в биосфере, между всплесками массовых выступлений и сердечно-сосудистых заболеваний с периодичностью циклов Солнечной активности. Таким образом, стало ясно, что солнце глубоко влияет не только на биологические процессы, но и на социальные. Социальная активность или аппатия, бунты, войны, революции по Чижевскому происходят не без влияния Солнца. Статистика свидетельствует, что период в минимальной активности Солнца, массовая социальная активность так же минимальна и наоборот. Таким образом, исторические судьбы народов, государств, связаны с событиями космического масштаба.

Гумилев предположил, что солнечное излучение, в фазе повышенной активности, усиливает мутационные процессы и вызывает появление пассионариев (от нем. рassion- страсть) - людей повышенной энергичности и страсти, которые формируют и ведут за собой определенную общность людей, например, племя, народность. Объединив такую общность людей, пассионарии превращают их в субъекта исторического действия, в этнос например. Этнос проходит в своем развитии различные фазы.

1. «Подъем» - динамическая фаза, действия этноса энергичны, волевые и экспансивные. Чаще всего на этой фазе этнос способен к завоеваниям жизненного пространства. Основной идеал на этой фазе – этнос превыше всего.

2. «Перегрев» – фаза высшего напряжения и высшей энергичности этноса. Она поглощает все ресурсы этноса, наступает истощение и надлом.

3. «Инерциальная» фаза - характеризуется переходом к обыденности, к нормальным действиям и состоянию. Если на первой фазе – высшая ценность – «долг», то теперь желание «быть самим собой», жить как все.

4. «Обскурация» – (от лат. оbscuruns - затемнение) – фаза затухания этноса. Главный идеал «быть как все», усталость от великих людей, гонение лучших представителей этноса, консерватизм. Этнос либо застывает и далее просто существует, либо погибает. В конце этнос живет памятью о прошлом, былинами, легендами и т.п. Так по мнению Гумилева «судьба народа» имеет космическое предназначение.

З.Фрейд исследует глубины человеческого «Я» пытается понять зависимость между биологическим и социальным внутри нашего сознания, а через него в обществе и в культуре. Первобытный человек возник раньше, чем культура с ее нормами и ценностями. До культуры у человека сформировались инстинкты (от лат. Instinctus - побуждение), которые и нормировали жизнедеятельность человека.

Культура имеет систему запретов на многие желания, которые продиктованы инстинктами. Это обстоятельство может вызывать стрессы, невротические явления и даже психические заболевания. От инстинктов человек никогда не освободится, пока останется биологическим существом. Следовательно, противоречие культуры и инстинктов каждый раз воспроизводятся вновь и вновь с рождением очередного человека. Совокупность инстинктивных влечений не контролируется сознанием и носит подсознательный характер. Фрейд называет их «ОНО».

Схема

Бессознательное (по Зенкову Л.Р.)

 

Сознательное Бессознательное
Вербальное Невербальное
Формально-логическое "Нелогичное", неформальная логика
Концептуальное, абстрактное Образно-визуальное, конкретное
Символическое Иконическое
Синтаксическая связанность знаков Свобода комбинации знаков
Вторичные мыслительные процессы Первичные мыслительные процессы
Рациональное Иррациональное
Интенциональное мышление Сновидения, фантазии, галлюцинации
Формализация Интуиция
Научная систематизация Мифологическая систематизация
Последовательность Одновременность
Дискретность Континуальность

В отличие от «ОНО» есть «Я», которое входит в сознание и существует как понимание себя и внешней среды. Кроме этого существует «сверх - Я» - совокупность предписаний, диктуемых обществом (совесть, грех) Культура должна подавлять инстинктивные желания с помощью «сверх – Я», однако они постоянно прорываются сквозь запреты. Так наглядно идет борьба биологического и социального в границах души человеческой, но с большими последствиями для общества. Личность должна с помощью культуры осознать желание и направить его в цивилизованное русло, к санкционированным культурой целям. Однако, ни деятельность отдельного человека, ни общества в целом, никогда не будет полностью разумным. Было бы утопично бороться за абсолютно разумное общество, как за «светлое будущее». Последователь Фрейда установили, что подсознательное может аккумулироваться в движении масс и тогда оно приобретает роль судьбоносного фактора для истории государства или нации. Культура выполняет роль «сторожа» в истории человечества, нейтрализует и направляет в нужное русло инстинктивные желания, хотя эта работа часто идет в форме борьбы. Экспериментальная психология подтвердила наличие «ОНО» и его роли социальной жизни человека. Так естествознание своими методами и концепциями расширяет горизонты и возможности познания природы и сущности как самого человека, так и его детища – общества.

Будущее человечества зависит не только от того сколько осталось полезных ископаемых, как эффективно мы их можем использовать, но и от того насколько хорошо мы будем знать возможности человека, насколько разумно мы будем управлять не только силами природы, но и силами человека, силами общества.

Антропогенная нагрузка и средняя продолжительность жизни населения в наиболее развитых странах

Страна Уровень относительной антропогенной нагрузки на единицу площади Средняя продолжительность жизни населения
Нидерланды 41,5  
Германия 19,0  
Великобритания 16,1  
Япония 16,0  
США 3,4  
Бывший СССР 1,1  
Китай 1,1  
Индия 1,0  
Россия 0,7  

 

С большим трудом, с мучительными ошибками человечество постоянно осознает, что оно и архитектор и строитель своей истории и судьбы. А на этом пути знание и умение – важнейшие средства достижения целей. Поэтому вооружать себя следует всеми имеющимися в распоряжении человека науками – естественными, гуманитарными, общественными.

 


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!