Е письмо в С.-Петербург по поводу ереси тамошней



 

(Спасение возможно лишь в живом союзе с Церковию. О единой истинной Церкви — Святой Православной Церкви. О происхождении и сущности церкви латинской и обществ протестантских. Церковь Православная — со­кровищница благ спасения. О труде и подвигах — теле­сных, душевных и духовных. Живя жизнью Церкви бу­дешь в живом союзе с Господом. Тот, кто отбивает дру­гих от Церкви Божией,— настоящий душегубец и враг Божий)

Нужно бы теперь писать тебе против того, что говорят ваши новшаки, — будто «ничего не нуж­но»: веруй в Господа, и все тут. Но сколько я ни твердил тебе — разведать, что такое они разу­меют под «ничего не нужно», ты все молчишь. Кое-что видно о сем из их речей; но надо бы знать то поопределеннее. — Как перерыв наших с тобою бесед и без того уже долог, то больше ждать не буду; и, пока-то ты там разведаешь об этом, берусь потолковать с тобою о том, что нужно, оставляя тебе, и всякому другому, самому сделать заключение, что коль скоро кто говорит, что этого нужного не нужно, то говорит ложь.

Речь же мою о сем пристрою к тому, о чем мы толковали с тобою в предыдущих письмах. В первом письме (24) сделано общее начертание всего, необходимого для спасения. Так оно и есть. Без всего того нет спасения. Там сказано: «Хочешь спастися? — Веруй всему богооткровенному учению, и приемля благодатные силы, яже к животу и благочестию, чрез Святые Таин­ства, живи неуклонно по заповедям Божиим, под руководством богоучрежденных пастырей, но все сие в духе Святой Церкви Божией, по ее законоположениям и с нею состоя в живом союзе, и спасешься». Сказано так, и доказано из Божественного Писания, что все сие необходимо нужно, и почему нужно. Нечего бы после того и толковать об этом. Но я боюсь, не пропускаешь ли ты, или другой кто, без внимания последнюю строчку: «Все сие в духе Святой Церкви Божией, по ее законоположениям и с нею состоя в живом союзе». Между тем это столь существенно в де­ле спасения, что, не будь сего, все другие пункты не будут иметь надлежащей силы, — и спасение не состоится. Почему я и положил потолковать с тобою об этом особенно.

Тебе уже известно, что в одиночку никто не спасается, что Господь из всех верующих благо­волил сочетать единое тело и Сам стал Главою его и что кто ни спасается, спасается не иначе, как в Церкви, то есть в живом с нею состоя союзе, а чрез нее и с Господом. Об этом и не бу­ду распространяться. Укажу только тебе, как все в ней приспособлено ко спасению.

Но наперед понуждаюсь напомнить тебе, что, говоря о решительной для спасения необходимо­сти состоять в живом союзе с Церковию, я ра­зумею под Церковию не всякую без разбора Церковь, носящую имя христианской Церкви, а единую истинную Церковь, святыми Апостолами основанную Церковь и доселе верно хранящую все, чрез них в ней богоучрежденное,— каковою Церковью есть наша Святая Православная Восточная Церковь – и кроме ее никакая…

Церквами христианскими, как тебе, конечно, известно, именуются, кроме Православной нашей Церкви, церковь латинская и многие христианские общества протестантские. Но не латинской церкви, не тем паче протестантских общин не следует признавать истинными Христовыми Церквями; потому что они несообразны с апостольским Церкви Божией устроением.

Латинская церковь есть апостольского происхождения; но отступила от апостольских преданий и повредилась. Главный ее грех – страсть ковать новые догматы, по своему смышлению и своеволию. Сначала она изобрела догмат о происхождении Духа Святого от Отца и сына или чрез сына – это давно, в начале ее отпадения от истинной Церкви; а вот на нашей памяти еще придумала два: о непорочном зачатии Божией Матери и о непогрешимости папы. Ей кажутся такие новоизобретения обогащением и возвышением совершенства Церкви; на деле же это порча Церкви, и порча очень существенная. Учение о происхождении Святого Духа и от Сына или чрез Сына повреждает догмат о Пресвятой Троице; учение о непорочном зачатии Божией Матери повреждает догмат о повреждении нашего естества в падении и отчасти об искуплении; учение о непогрешимости папы человеку самочинно происвояет Божеское свойство, - и повреждает общее учение о Боге и человеке. Так у нее повреждены существеннейшие части христианского исповедания – о Пресвятой Троице, об искуплении и вообще о естестве Бога и человека. Все сии учения чужды апостольскому преданию, и суть измышления человеческие, и как таковые, походят на пристройки к зданию, не по плану и по стилю здания, и не из того же материала; или на то, как если б кто в цельное виноградное вино подлил какой-либо жидкости, противной его естественному составу. Как тою пристройкою портится здание, а этою примесью – вино, так теми учениями латиняне повредили и испортили святую веру, святыми Апостолами преданную. Особенно разрушителен последний новый догмат – о непогрешимости папы. После него недоумеваешь, как и смотреть на эту церковь.

Что касается до протестантских общин, то хотя и можно называть их христианскими потому, что они толкуют о христианстве, - но никак Христовыми Церквами Христова Церковь устроена святыми Апостолами, по начертанию, и плану Самого Господа, Духом Святым уясненному и утвержденному. А эти общины устроены людьми самочинно и по плану, ими самими сочиненному. У них есть много, взятое из апостольского предания, но всему дан иной строй, иное место и иной смысл. Они разоряли прежнее здание Церкви, брали из нее, что казалось гожим по их мыслям, прибавляли свое, и из смеси того и другого слагали свою общину. Что же тут Христово? В здании главное — идея здания и план по ней. Как у них то и другое не Христово, а свое, своим умом измышленное, то эти общины несправедливо именовать Христовыми Церква­ми. Ибо Христу в устроении их не дано части. — Правда, они говорят, что заимствовали указания на устроение своих общин из Писания. Но идея и план построения Церкви не были преданы Писанию; потому не могли быть оттуда позаим­ствованы. Можно наведения некие делать об них из написанного; но наведения дают только веро­ятности, а не подлинную истину. Истинную идею и план Церкви Божией Апостолы осуществили на деле в устроении Церкви. Кто возжелал бы их познать, тому следует обратиться к самой Церкви Божией, и из нее сему научиться, а не из Писания браться извлекать их, когда они туда не положе­ны. Они там видны отчасти; но чтоб узреть их, надо наперед ознакомиться с ними из действи­тельного устройства Святой Божией Церкви. А протестанты как поступают? Разорят Церковь, и потом из обломков ее с приложением кое-чего и своего строят новую самоизмышленную. Мож­но ли ожидать, чтоб они напали на след Божия начертания истинной Церкви?!

После сего сам можешь сделать неложное заключение о протестантских церквах,— что по­елику они строены не по Божию, а по самоиз­мышленному плану и такой же идее, то не суть подлинные Церкви Христовы, а поддельные. Они то же, что фальшивая монета или, лучше, что фабрикованное вино. Фабрикованное вино, и по виду, и по вкусу, иногда и по аромату, бывает похоже на естественное вино — настоящее; но в существе своем совсем не оно есть, хоть золоты­ми буквами надписывается, что это такое-то, та­кое-то вино. Так и эти церкви, по надписи Христовыми кличутся, но в существе не суть таковы. Их прилично называть фабрикованными церквами.

Первый начал эту фабрикацию Лютер, а по­том, с его легкой руки, за то же взялись и дру­гие, и нафабриковали церквей множество. Но все еще недовольны. Фабрикование церквей стало боевою жилою протестантства. Оттого среди их оно все еще продолжается, и, кажется, будет продолжаться до скончания века. Недавно анг­личане сфабриковали апостольскую общину, ирвингианскую, которой отродьем, кажется, был тот англичанин, что завел у вас новшества. Но об этом после.

Все фабриканты церквей исходили и исходят из той мысли, что Церкви Божией, как она Апостолами устроена, нет на земле,— что я и называю разорением старого. Но как без Церкви быть нельзя, то надобно ее снова построить, к чему они и приступают смело, почитая себя к тому призванными потому одному, что это при­шло им в голову. Но как строить, по каким указаниям? — Конечно по Писанию, как же ина­че? — Бросаются в Писание, и ну — рыться. В Писании, как я говорил, не изложен план здания Церкви, но содержатся только некие не­ясные намеки на него. Нападая на такие намеки и истолковывая их по-своему, они берут их в основу плана здания церкви и немедля приступа­ют к устроению самой церкви. Как один из них берет одно в основу своей церкви, другой другое, третий третье, то у каждого выходит своя цер­ковь, непохожая на другие. Выходит, сколько умов, столько планов церквей, сколько планов, столько и церквей. А настоящей ни одной. Раз­ность их, сама бросающаяся в глаза, довольно сильное должна бы подавать вразумление, что ни один из фабрикантов их не попал на след истины. Но как все они имеют в основании нечто от Писания, то всякий из них затрудняется признать себя ошибающимся, а напротив, твердит, что он только один и попал на след должный. Так и стоят сии церкви одна подле другой, — все почитая себя настоящими церквами, и не будучи ни одна такою.

Я нарочно об этом тебе толкую, чтоб ты ведал, что коль скоро кто зачинает речь вести о том, что будто нет истинной Церкви Божией на земле, то это наверно фабрикант церковный, замышляю­щий сфабриковать новую церковь, — и ведая сие, наперед заключал, что, как бы мудро и красно на вид ни повел он дела, несомненно не попадет на истину и сфабрикует поддельную церковь.— Если нет на земле Апостольской Церкви, то где же с нашим умишком додуматься до того, как она устроена была Апостолами? Нечего потому и браться за это дело возустроения Божией Церкви. Да ведь и не для чего. — Есть на земле Апостольская Церковь, по неложному обетова­нию Самого Господа. Эти фабриканты церковные двояко виноваты: и тем, что берутся за дело, к которому не призваны и способов не имеют, и тем, что не трудятся увидеть истинную Церковь Божию, которая по неложному обетованию Божию должна быть на земле до скончания века, или нарочно искривляют глаза свои, чтоб не видеть ее, когда она стоит воочию их. Этот труд искания и обретения истинной Церкви был бы достоин похвалы; а этот труд — фабрикования церкви — смеха достоин. Тот спасителен, а этот в пагубу ведет и фабрикующего, и увлекающихся вслед его.

Вот и ваш новшак, ты думаешь, спроста мычется там у вас по городу? Нет, и он, конечно, загадал сфабриковать свою церковь. Ведай же и толкуй всем, что хоть не совсем ясно, какую он задумал сфабриковать церковь, но то несом­ненно, что и она не будет истинною. Нечего потому и тянуться к нему,— а особенно нам, сынам истинной Божией Апостольской Церкви. уж, конечно, не мудрее он всех предшество­вавших ему фабрикантов церковных. Потому нет сомнения, что и плод трудов его будет та­кой же.

Ты передавал мне речи некоторых, что-де и он говорит о церкви, даже напечатал об этом. Уж не подумал ли ты, что это говорит он о Православ­ной Церкви, так как прежде был сыном сей Церкви? Но где же у тебя, — или у вас там, — глаза? Вы же ведь бываете у него на собраниях? Есть ли там хоть одна черточка маленькая из того, что бывает обычно в Православной Церкви? Не говорю об иконке какой, даже крестного знамения у них нет, даже молитвы Господней не читают, а вместо сей Божественной молитвы и других наших церковных боголепных молитво-словий поют какие-то стихи, плохо составленные, скудные содержанием, и вдобавок с гуд елкою (фисгармониею). А в Церкви-то Божией он бы­вал когда-либо с тех пор, как сбился с пути? Бывали ль в ней и те, которые увлечены им, с тех пор, как увлеклись? — Так нечего тебе и оста­навливаться, а прямо решай, что и он, и они совсем отпали от истинной Церкви Божией и суть отступники от нее. Верить же ему в том, что он напечатал, и на волос нельзя. Там он рисуется пред публикою всемирным учителем, и чтоб сра­зу не оттолкнуть от себя, поминает и о церкви, и о другом кое-чем, не веруя ничему тому по-пра­вославному, как надо полагать, потому, что он отложил все, бывающее в Православной Церкви. Говоря о церкви, он, верно, разумеет какую-либо заоблачную, может быть, ту, которую он сфабри­ковать задумал; но уж никак нельзя полагать, чтоб это была истинная Православная Церковь. Да в этом и сомневаться нечего. Дома он совсем иначе о сем говорит; иначе говорит и пред слу­шателями, которых считает втянувшимися в его лжеучение. Иногда, может быть, и ненамеренно, заговорившись, и проговаривался. Вот из этих случаев и получилась весть, что он Церкви знать не хочет. Ты писал об этом, передавал мне некий благоговейный священник чрез одно лицо то же, а некто и напечатал в «Вестнике», что он учит, что ничего не нужно — ни Церкви, ни прочего церковного. Вот три свидетеля.

Сбился я речью на этого новшака вашего,— а имел в мысли рассуждать вообще о ненастоя­щих церквах. Но не беру назад; пусть и это все идет в строку.— Да, впрочем, это можно оставить и без оговорок. Потому что такое течение речи привело нас к уверению, что ваш новшак Церкви Божией знать не хочет, мечтая, однако ж, что он чрез это нисколько не уклоняется от пути спаси­тельного. Как для вразумления его и увлечен­ных им ничто столько не сильно, как указание, что для спасения существенно необходимо состо­ять в живом союзе с единою Церковию Христо­вою, то к сему указанию естественно и переходим, как и положили в начале письма.

Говорим: желающему спастися необходимо быть в живом союзе с истинною Церковию Христовою. Почему? — Потому что Господу угодно было в ней единой совместить все, потреб­ное для спасения.

Припомни, что у нас с тобою сказано в третьем письме, — что в деле спасения надобно различать две стороны: то, что Господь совершил нашего ради спасения,— именно, стяжанные Гос­подом чрез воплощенное домостроительство бла­га во спасение наше; и то, что мы должны делать с своей стороны для получения спасения, — наши в содевании спасения труды. Из того и друго­го,— чрез сочетание их в лице спасаемом,— спеется дело спасения. Всякому можно сказать: позаботься удостоиться приятия сокровищ спасе­ния, стяжанных Господом, — усвой их себе и употребляй как должно, и спасешься. Но сие двоякое дело совершаться достодолжно может и совершается только в Святой Православной Церкви. В ней и благодатные сокровища во спасение, и практика всего того, что от тебя тре­буется для твоего же спасения, с руководством в том и словом и примером.

Слыша: позаботься удостоиться приятия бла­годатных сокровищ спасения, — ты невольно мо­жешь прийти к вопросу: где же их взять? Где прийти с ними в соприкосновение и как вкусить их? Они все в Господе, а Господь, стяжав их, вознесся на небо и воссел одесную Отца. Как досягнуть до Него? И кто силен к тому? — На это скажу тебе: никак не досягнешь, и никто не силен к тому; но не приходи от этого в ужас. Господь вознесся на небо, а блага, Им для нас стяжанные, оставил на земле, вверив их Святой Своей Церкви.

Святая Церковь Православная есть сокро­вищница благ спасения. Что бы тебе ни нужно было для спасения — все то найдешь в ней — и только в ней. Помимо ее и Сам Господь не дает сих благ. Так благоволил устроить Сам Он. Став Главою Церкви, Он не иначе действует во спасение наше, как чрез сие тело Свое. И не ищи к Его сокровищам спасения другого досту­па. Его нет.

Господь Спаситель, яко Ипостасная Премуд­рость, принес в Себе Самом на землю, из таинниц Триипостасного Божества, всю спасительную пре­мудрость. Но не удержал ее сокровенною в Себе Самом, а сначала преподал ее Апостолам, запове­дав им преподать ее и всем верующим из всех языков. Апостолы предали ее всему сонму верую­щих, заповедав преемникам своим блюсти ее. И стала Церковь столп и утверждение истины, которая, водворившись в ней, пребывает в ней и будет пребывать до скончания века. Хочешь ведать сию премудрость? Иди в Церковь Право­славную, верную блюстительницу всего, предан­ного Апостолами,— и у нее поучайся ей.

Кроме истины Господом и благодать бысть (ср.: Ин.1, 17). Воплотившись нашего ради спасения, принес Себя в жертву искупления нас, и открыл тем путь нисхождению к нам Духа Святого с благодатными силами Своими. Отсю­да два существеннейших блага воплощенного домостроительства в спасение наше: оправдание и освящение. И их оставил Господь на земле и вверил их Своей Церкви.

В Церкви Божией стоит, непрерывно приноси­мая, жертва Тела и Крови Господа, по заповеди Его, и в той силе, в какой благоугодно было Господу установить сие учреждение. Жертва сия приносится в определенное время; но как движе­нием солнца и час сей движется по земле с востока на запад с промежутками, едва или совсем не заметными, то само собою очевидно, что жертва сия в каждое мгновение приносится на земле, или, вернее,— непрерывно стоит. Гос­подь ходатайствует о нас на небе пред лицем Бога и Отца. Но там нет крови. Кровь Свою благоволит Он таинственно источать в Святой Церкви Своей, яко Глава ее, в Таинстве Тела и Крови. Сие творите, заповедал Он, в Мое воспоми­нание. Сие, то есть Тело ломимое и Кровь изли­ваемую, во оставление грехов. Так оправдатель­ный и ходатайственный покров простерт и стоит над Церковию,— привлекая и препровождая к нам всякие милости Божий. Хочешь быть при­частником сих милостей? Бывай, сколько мо­жешь чаще, на жертве сей и общение с ней дер­жи, если не вкушением ее, то сокрушением и плачем.

Кровная жертва открыла путь нисхождению к нам Святого Духа, от коего все благодатные силы, яже к животу и благочестию. Без сих сил спасению нашему содеваему быть невозможно. Необходимо потому всякому стяжать благодать Святого Духа. Но непосредственно Дух Святой сошел только на Апостолов; после же них бла­годать Святого Духа сообщается верующим уже не иначе, как чрез особые посредства, или Таин­ства, по указанию Господа Духом Святым чрез Апостолов учрежденные. И Таинства сии ввере­ны Святой Православной Церкви и суть в ней единой. И стала Церковь сокровищницею не истины только, но и благодати. Чувствуешь по­требность благодати? Иди в Православную Цер­ковь, приступи к Таинствам, — и получишь бла­годать,— всякую, какую взыщешь.

Возрождения ищешь? Взыщи его в Святой Православной Церкви. Она — и только она — породит тебя водою и Духом, в Таинстве святого крещения.— Дара Духа Святого ищешь? Взыщи его во Святой Православной Церкви. Она — и только она — преподаст тебе его в Таинстве ми­ропомазания.— Согрешил? Каешься и ищешь врачевания душевных ран и разрешения уз совестных? Иди в Святую Православную Цер­ковь. Она — и только она, — в лице пастырей своих приявшая власть вязать и решить, разре­шит тебя от грехов и исцелит раны души твоей врачевательными обязаниями.— Нужду имеешь и ищешь преискреннейшего общения с Госпо­дом? Иди в Святую Православную Церковь. Она — и только она, — дав тебе вкусить Тела и Крови Господа от жертвы Его, ею всегда прино­симой, сделает, что ты будешь в Господе и Гос­подь в тебе, по неложному Его обетованию.— Ищешь положить благодатную основу семейству своему? Иди в Святую Православную Церковь. Она доставит тебе сие благо, запечатлев благодатию брачный союз твой в Таинстве брака.— Немоществуешь телом и ищешь врачевания? Об­ращайся к Церкви Святой. Она доставит тебе сие благо и с отпущением грехов, чрез Таинство елеосвящения.

Столько благодатных сокровищ вверено Свя­той Церкви! — Приставниками же и раздаятелями их поставлены сначала Апостолы, а потом их преемники, которые и сами получают особую на то благодать чрез Таинство священства, в Церкви же Божией. Таинство священства — верх Та­инств благодатных: ибо без него остались бы не­действенными и все другие Таинства, — и Цер­ковь превратилась бы в безблагодатную.

Так Ипостасная Премудрость Божия, создав Себе дом Святой Церкви, утвердила в нем стол­пов (отделений) седмь, и всех приходящих к Ней, по Ее призыванию, обильно питает и напаяет разнообразною Своею благодатию. Семь источ­ников благодати. Но два из них текут нераз­лучно с течением всей жизни спасаемого. Это Таинства — покаяния и святого причастия, даю­щие благодать оправдания и благодать освяще­ния,—благодати, неточные в жизни спаситель­ной. Они развивают, укореняют, возвышают в ду­хе человека все, потребное для спасения. И чем кто чаще пользуется ими, тем успешнее зреет его духовная спасительная жизнь. А без этого она скоро засаривается, вянет и глохнет.

Видишь, что вверено Святой Церкви?! Не ду­май же и другому никому не позволяй думать, будто можно без живого союза с Церковию устроять свое спасение, когда без сего союза с нею нельзя нигде найти и получить благодатные силы ко спасению. Да, живое общение с Церко­вию и есть приятие чрез ее Таинства сих сил. Почему живое общение с Святою Православною Церковию столько же необходимо, сколько необ­ходимо сподобление благодатных во спасение сил.

Вторую половину дела спасения составляет собственный наш труд в содевании его. Казалось бы, что он должен быть совершенно предостав­лен свободе каждого.— Предоставлен, правда, но не вполне. Святая Церковь и сюда привтекает своим влиянием и властию. Я разумею под сим не указания только и поощрения, но известные порядки и труды, исполнение которых есть содевание того, что содевать требуется от нас нашего ради спасения. Известные труды во спасение возлагает Святая Церковь на верующих, как долг, не стесняя, однако ж, свободы к самоохотным в том же роде начинаниям и деяниям, а напротив, поощряя к ним и давая в отношении к ним руководство словом и примерами. Сама Церковь возлагает известные труды во спасение и потому, что желает, чтоб все были как один в содевании спасения, и потому, что, считая труды те необходимыми в деле спасения, не полагается на свободную охотность к ним каждого по немо­щам самоугодливости нашей; а руководство свое дает в прочих свободных сего рода делах и начинаниях, потому что, по неумению, иное дело и труд можно сделать так, что вместо пользы выйдет от того вред делу спасения.

Но вот ты и сам все это увидишь ясно. Припомни, что у нас сказано в третьем письме о лежащем на самом христианине долге трудиться во свое спасение. Там, по объяснении, как зарож­дается в нас спасительная жизнь, показано, как затем должна быть она ведена, чтобы дойти до цели своей, — именно, что решившемуся содевать свое спасение и приявшему на то благодать, предлежит, действием облагодатствованного духа своего, очистить душу и тело от страстей и перенастроить их на всякое добро, чтоб сделать храмом, достойным Бога, обетовавшего вселяться в верующих и ходить в них.

Не буду всего того повторять. Беру одно это главное положение: надо душу и тело очистить и перенастроить силою духа облагодатствованного. - Что для сего потребно? Потребны подви­ги - для тела телесные, для души душевные, для духа духовные: ибо и его надобно оживлять и укреплять, чтоб он постоянно чувствовал себя обладающим силою властно действовать на душу и тело.

Телесные подвиги нужны потому, что тело служит седалищем страстей. Не смиришь плоти, не будешь иметь успеха в преодолении страстей. Надо потому преутрудить плоть лишениями пищи, сна, покоя и всякого услаждения чувств.— Но угодница страстей и страстолюбица есть душа. Ее потому еще больше, чем тело, надлежит взять в руки и трудить. В ней возникают помыс­лы и пожелания страстные и влекут к страстным делам, потому что в ней живут самые страсти. Дело спасающегося — прогонять сии страстные движения, и на место их восстановлять и водру­жать добрые мысли, чувства и расположения. Это действование и все другое, что для сего де­лается, составляет предмет душевных подвигов.— Наконец подвиги духа — молитва и богомыслие, и все, что для сего предприемлется, как вспомо­гательное средство.

На сии подвиги указывал Спаситель в Нагор­ной беседе, когда давал наставление, как постить­ся, творить милостыню и молиться. Под постом совмещены здесь все подвиги телесные, под мило­стынею — душевные, под молитвою — духовные. У содевающих свое спасение действительно дело так и идет, — что они проводят жизнь в молитве, доброделании и постническом воздержании. И вот к сим-то делам Святая Церковь, обязывая верую­щих к трудам в содевании спасения, и при­норовляет некоторые свои законоположения, порядки и учреждения.

Как поприще для телесных подвигов, назна­чены в ней святые посты, — однодневные в среду и пятницу каждой недели, и в некоторые другие дни года, и многодневные — четыре больших поста.

Как поприще для душевных подвигов, кроме тех же постов, определены в ней разные благо­творительные учреждения: больницы, богадельни, сиротопитальни, странноприимницы.

Как поприще для духовных подвигов, есть в ней непрерывное последование молитвословий церковных, с наставительными на них чтениями и беседами, — молитвословий, обнимающих всю жизнь человека, в разнообразных ее направлени­ях и положениях.

Не вдаюсь в подробное объяснение всего сюда относящегося. Делаю общее обозрение или указание, чтоб только ты видел, что все содержи­мое Святою Церковию, все ее чины и порядки благочестные целесообразны и верно направлены к содеванию спасения всеми верующими.— Пост погашает похоть; доброделание изгоняет гнев и раздражение; оба вместе заграждают главные источники страстных движений (то есть похоть и гнев) и воспитывают противоположные им добрые расположения и настроения. Молитвословия же, возвышая дух горе и вводя его в общение с областию Божественною, дают ему вкусить духовных стихий, чтоб потом ими оду­хотворять душу и тело и все окрест человека.

Все эти установления Святой Церкви — мо­литвословия, посты, благотворения, занимают и обязывают все тело Церкви, как одно лицо (в ма­лом виде — это приход). Но это не стесняет сво­боды каждого, кроме сих общих трудов, избирать и держать свои частные — свои пощения, свои молитвы, свои доброделания. Но Святая Церковь, как попечительная о спасаемых матерь, и на эту часть трудов верующих простирает свою заботу, заповедуя приступать к ним с совета и по ука­занию духовных отцов и предлагая примеры к подражанию в прежде живших отцах и братиях, каждодневно воспоминаемых.

Прохождение всех таких трудов по указанию и руководству Церкви составляет поприще обще­христианского подвижничества. Но в Церкви Божией есть особые учреждения, в которых под­вижничество в молитвах, пощениях и услужени­ях всем с забвением себя составляет исклю­чительную цель. Исходя из коренных потреб­ностей духа и существеннейших стремлений христианских, сия мироотречная подвижничес­кая жизнь, быв проводима, как следует, скоро любимцев своих возводит на высшие степени христианского совершенства и обогащает их, а чрез них и христианство, ведением о духов­ных вещах, недосязаемых при прочих порядках жизни.

Таким образом, как видишь, Церковь Божия и для второй половины дела спасения, то есть на­шего труда в содевании его, содержит чины, учреждения и порядки, исполняя которые, всякий, без особых напряжений, в ряду других движась, или в общем теле Церкви состоя, содевает свое спасение мирно, не выдаваясь и не отставая от других. И вот что я разумел, когда говорил в первом письме, что все вы спасение свое со девае­те покойно и мирно. Ибо действительно так и есть, что все, живущие по уставам Святой Церкви и в духе ее, идут спасенным путем, или спасение свое содевают.

Мы особо рассматриваем учреждения и по­рядки Церкви, делающие нас причастными благо­датных сокровищ спасения и дающие нам попри­ще для собственных наших трудов в содевании спасения; но в действительности они входят одни в другие, и живущий по ним от одних переходит к другим, и нередко все проходит их зараз, как это бывает постами и вообще во время приготов­ления к исповеди и святому причастию. Вот это и есть жизнь в живом союзе со Святою Церковию и в духе ее,— в коей чрез Таинства Бо­жественным наитствуется человеческое, а в прочих чинах — и особенно в молитвословиях, подкрепляемых постом и доброделанием,— чело­веческое возвышается до Божественного, и благо­датно духовный рост благоспеется всесторонне.

Будем называть ее жизнию церковною. При­мени теперь ее к тому, что у нас прежде положе­но необходимым ко спасению, и увидишь, что, живя церковною жизнию, по всем порядкам и уставам Святой Церкви, ты будешь верным ис­полнителем всего того, то есть будешь и веру святую соблюдать, и благодатию чрез Таинства преисполняться, и верно исполнять заповеди и состоять под руководством богоучрежденных пастырей,— будешь то есть верно содевать свое спасение.

Как все сие есть во Святой Церкви по наме­рениям Самого Господа о спасении нашем, то, живя жизнию церковною, ты будешь в живом союзе и с Господом, и с устроителями Церкви, Апостолами, и с продолжателями их дела святы­ми святителями, и с верными исполнителями всего — святыми мучениками и святыми отцами преподобными,— и спасение твое обезопашено, если пребудешь верен сему союзу. Ты будешь как в безопасной пристани, как в крепкой ограде, как под несокрушимым покровом. Жизнь цер­ковная и от мира тебя отградит, и от стрел не­видимых врагов сохранит невредимым, — и не­престанно будет напаять тебя притоками духов­ных стихий, под влиянием которых жизнь твоя христианская будет обильно развиваться и зреть, восходя от силы в силу, невидимо среди видимых твоих трудов и дел. Чуждающиеся же церков­ной жизни бывают обыкновенно скудны духом и духовными движениями, хотя во всем прочем являются исправными.

Посему можешь судить, сколь велик злодей есть тот, кто отбивает других от церковной жиз­ни. Он есть настоящий душегубец. Таков ваш новшак, враг Церкви Божией и Божий.

Предупреждаю тебя, что если кому-либо из лиц одного духа с вашим церквеотступником придется прочитать строки сии, то ты непременно услышишь: «О, это есть оплотенение христиан­ства», или: «Это есть возвращение к иудейству», или другое что подобное. Зри, не ужасайся. В Церкви есть видимые учреждения, но в них ничего нет плотяного, а все духовно; есть устав­ные законоположения, но они совершенно чужды всякой примеси иудейства. И главное — все в ней или от Господа непосредственно, или от Гос­пода чрез Апостолов и их преемников по внуше­нию Духа Святого.

Все это я, может быть, вздумаю разъяснить тебе поподробнее, вслед за сим. А теперь спасай­ся, и о мне Бога моли.

 

 


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!