Е письмо в С.-Петербург по поводу ереси тамошней



 

1. (О пути спасения. Вслед за обращением к Господу у всех начинается борьба со страстями — не на жизнь, а на смерть. Ликование и льготы, проповедуемые лжеучителя­ми, ведут к геенне. Христианин должен стяжать чистоту сердца от всего страстного и греховного. В чем сущность дела спасения)

<br>

Будем с тобою продолжать обозрение при­сланных тобою пунктов учения вашего новшака.

1.

О первом впечатлении по прочтении их я тебе писал,— именно о том, что в них ни слова не говорится о благодати Святого Духа, тогда как она есть ближайшая к нам содетельная спасения нашего сила Божия. Теперь берусь за второе, — именно то, что слишком льготным пред­ставляется путь спасения. Уверовал, и все тут: и грехи прощены, и вечное наказание отменено, и падения не бойся, и добродетели все сами собою пошли из сердца, и Христос в тебе, и уж невзирая ни на что не покинет тебя, рай и Царство Небесное — твое, и подобное — остается только ликовать: ни трудов, ни опасений, ни борений — дорога гладкая и превеселая.

И нечего дивиться, что многие льнут к нему. Это очень привлекательно.— Но истины тут нет, а одна прелесть.

В лице Христа Спасителя точно все уже спасены,— спасенье, Им совершенное, довлетельно для всех. Но для того чтобы и каждый частно соделался спасенным чрез Него, надлежит прий­ти к Нему определенным путем и получить сие спасение. Всякому спасение готово; но сам приди и возьми его. Вот тут и труды — и труды нема­лые — и скорби, и опасения, и борения.

Посему, смотри, как изображается в слове Божием путь спасения.

Спаситель говорит: Внидите узкими враты: яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящий им; что узкая врата и тесным путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его (Мф. 7, 13 — 14). То же повто­рил Он еще сильнее и в другой раз, в других обстоятельствах: Подвизайтеся внити сквозе тес­ная врата; яко мнози, глаголю вам, взыщут внити (помимо их), и не внидут (Лк. 13, 24). Эта тес­нота пути спасения — не от внешних только ли­шений и прискорбностей, но паче от необходимо­сти стеснять внутренние движения душевные, противные требованиям спасения. Почему всту­пающему на сей путь Господь говорит: Аще кто хощет по Мне ити (то есть путем спасения), да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою спасти (то есть кто будет жалеть себя и поблажать требова­ниям самоугодия), погубит ю; и иже аще погубит душу свою (будет подавлять сии позывы и поры­вы) Мене ради, обрящет ю (Мф. 16, 24 — 25). И иже не приимет креста своего и в след Мене грядет (то есть вздумает идти вслед Его без креста), несть Мене достоин (Мф. 10, 38). Вследствие сего, по слову Господа,— Царствие Божие нудит­ся (с самопринуждением и усиленным трудом ищется), и нуждницы (нудящие себя на труды для сего без саможаления) восхищают е (Мф. 11, 12). То правда, что Царствие Божие благовествуется, — возвещается, как предмет обрадывающий; но услышавшие и понимающие, в чем дело, не ликованиям и льготностям предаются, а что дела­ют? Всяк в не нудится, то есть притрудно протесняется в него (Лк. 16, 16). Почему, хотя Он обе­щает упокоить труждающихся и обремененных, но наперед повелевает им взять иго на себя, которое, как ни будь легко, все же есть иго, которое и легким названо не по отсутствию притрудностей и чувствительных жертв, но по всегда готовой помощи при подъятии и несении его, и по утешению, сопровождающему его и последующему за ним (Мф. 11, 28 — 30). А что шествие вслед Господа небезопасно, об этом Он не раз напоминал, говоря: Бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф. 26, 41); блюдите, бдите и молитеся (Мк. 13, 33); бдите убо на всяко время молящеся (Лк. 21, 36); да будут чресла ваша препоясана, и светилъницы горящий (Лк. 12, 35). И это все говорит Сам Господь, все совершив­ший ради нашего спасения. Следовательно, и со­мневаться нечего, что приступающих к Нему не льготы ожидают, а труды; и труды без отдыха, как видно из притчи о работнике, который целый день работал, но, воротясь к вечеру домой, не услышал от господина: ложись, отдыхай,— а что? — Собери-ка мне поужинать, да постой и послужи мне; потом отдохнешь, если не встретит­ся еще дела какого-либо (Лк. 17, 7 — 8). Господь обещает покой, но в будущем веке, а здесь тре­бует усиленного труда в исполнении Его запове­дей с очищением сердца, — и притом как? Наи­совершеннейшим образом: Аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в Цар­ствие Небесное (Мф. 5, 20). Кто же, окружив себя льготностями, бегает здесь всякого труда и самостеснения, тот на том свете может очутиться в положении юродивых дев, которые мечтали, что попадут в чертог женихов, и были пред ним, но попасть в него не попали. Недоставало чего-то существенного в строе их жизни, хотя они не были порочны. Вероятно, в льготностях и саможалении жили, бегая всего, что мало-мало трудновато, в той мысли, что за них Господь уже подъял все болезни и труды. Вот и остались вне женихова чертога.

Что особенно требует строгого к себе внима­ния, самопринуждения и труда, так это остатки живущего в нас греха. Господь приступающего к Нему с покаянием и верою милостиво приемлет, прощает ему все прежние грехи и, освящая Таинствами, снабжает силою препобеждать живу­щий в нем грех, самого же греха не изгоняет, возлагая на самого человека изгнать его, с помощию даруемой ему для сего благодати. А тут сколько потребно внимания и бдительности, сколько приемов вооружения и брани?! Столько, что взявшийся за сие дело как следует минуты не может найти свободной от напряжения сил и забот о сем. Надо обходить сети скрытные, но силь­ные опутать; надо отражать и делать безвредны­ми стрелы поминутно приражающиеся, но неви­димо пускаемые и подлетающие; надо разгляды­вать ямы, прикрытые цветами, привлекательные приманки, ведущие в пагубу, сладкоречивые при­зывы, наводящие на вражеские засады. Какой все это требует осмотрительности, бодренности и напряжения сил? Где тут до ликований, хоть бы и духовных?! Мало-мало что просмотрит кто, глядь — уж и запутался, уж у ранен, уж в руках врагов.

Посмотри также, как строги требования Спа­сителя? — Не смей допустить и легкого движе­ния неудовольствия и гнева на брата своего; мало-мало погрешишь в сем — и уж суд тебе, и геенна (Мф. 5, 22). Между тем у нас то и дело столкновения. И при всем напряжении внимания не избежать преткновений, а при ликованиях и льготах куда уж? — Опять относительно жен­щин как строго? Мало-мало засмотрелся на ка­кую, вот уж и блуд, и опять геенна (Мф. 5, 28 — 29). А осуждение как осудительно? Кто осуждает, — в тот самый момент, как осуждает, и за это одно действие, хоть бы других не было, уже осужден бывает, и судом не кое-каким, пустым, каково его осуждение, но судом Божиим, непреложным и вечным (Мф. 7, 1). И за праздное слово поло­жен ответ (Мф. 12, 36); а с языком легко ли ладить? (Иак. 3, 3—12).— Видишь посему, какое строгое потребно внимание к себе, какой бдитель­ный труд над собою? А у ликующих потому са­мому, что ликуют, ничто такое невозможно. Ста­ло быть, и грехи по всем показанным пунктам неизбежны. С грехами же ликовать и льготничать смысла нет.

Если теперь такие малости, которые у нас и грехами не считаются, встречают такой строгий суд и приговор, то что сказать о больших грехах и страстях? Об них и помина не должно быть между христианами, — так они противны духу Христову. А они в сердце,— и желающий чис­тым быть от них должен изгнать их оттуда. Это же каких требует трудов и какой борьбы с со­бою? Возьми ты блудную страсть, возьми гор­дость или тщеславие, возьми скупость, возьми зависть, разгульность, своенравие и непослушливость,— да какую вообще ни возьми страсть — искоренение ее требует кровавых потов и тру­дов. Оттого, смотри, как вынуждены бывают мучить себя те, которые опутаны какою-либо страстию и взялись искоренить ее. И совершен­но справедливо: ибо иначе и успеха никакого ожидать нельзя; а не успеешь — и ступай в ад. Тем одним, что приступающему к Господу с ве­рою, ради крестной смерти Его, все грехи проща­ются, обнадеживать себя нельзя. Кто этим себя обнадеживает и небрежет об очищении сердца от страстей, тот сам себя прельщает. Крещением и покаянием действительно все грехи прежние заглаждаются совершенно, и уже не помянутся бо­лее. Но за то получивший сию милость после того должен уже всенепременно до положения живота блюсти себя от всякого греха и от всех страстных, не увлечений только, но и сочувствий и помыслов. Для этого ему, в то же время, как изрекается прощение прежних грехов, дается сила противостоять страстям, от коих грехи, и препобеждать их,— дается сила побеждать стра­сти, а не искореняются они. Это искоренение должно быть плодом собственных его трудов. Оттого, вслед за обращением к Господу, у всех тотчас начинается борьба — и борьба на жизнь и смерть. И вот что сретает приступающего с верою к Господу, — а не ликование и льготы. При ликованиях и льготах можно еще выдер­жать добропорядочное поведение, но никак стро­гое к себе внимание и борьбу со страстями. Да она и не начнется у того, кто таков. А не нач­нется,— страсти будут в сердце у него, и сдела­ют из него гроб повапленный (покрашенный.— Ред.), снаружи красивый, а внутри полный костей смрадных. И будет он, таким образом, сам себя ублажать: «Христос меня спас, Христос грехи мои снял с меня, Христос рай мне дал»,— между тем как Христос, смотря на него, праведно осуж­дает его и присуждает к геенне. Вот к чему ведет ликование и льготность! Христос не поблажник.

Посмотрим теперь, как Апостолы изображают жизнь христианина и чего требуют от него? — Вот читай:

Со страхом и трепетом свое спасение содевайте (Флп. 2, 12); со страхом жития вашего время жительствуйте (1 Пет. 1, 17). Почему же? Пото­му, что именуете Отцем Того, Кто имеет нелице­мерно судить вас по делам; а Он требует, чтоб вы были святы, как и Он свят (1 Пет. 1, 16). Свя­тость же сия соблюдается вами, когда сердца ваши будут непорочны и непоколебимы в чистоте пред Богом и Отцем вашим (1 Сол. 1,3). Поче­му первым вашим делом да будет: Умертвите уды ваша, яже на земли (Кол. 3, 5), или, что то же: Очистите себе от веяния скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божий (2 Кор. 7, 1). Если хотите быть настоящими христианами, под­ражайте тем, кои Христовы суть; а они распята плоть свою со страстъми и похотьми (Гал. 5, 24). Сие-то и есть истина о Христе Иисусе: Отложити вам... ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных... и облещися в новаго... созданнаго по Богу в правде и в преподобии истины (Еф. 4, 22, 24). И только кто очистит себя от всего страстного и греховного, будет для дома Божия сосуд в честь... благопотребен Владыце (2 Тим. 2, 21). Сего ради, не льститеся: Бог поругаем не бывает: еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет. Яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление, а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный (Гал. 6, 7 — 8).

Итак, видишь, что как кто хочет, а должен стать чистым, если не желает лишен быть Цар­ствия и попасть в ад,— и чистым вполне, не в словах только и делах, но и в помыслах, чувствах и стремлениях. А это легко ли? — Внутри нас живет грех, который недремленно и при всяком деле не забывает предлагать и себя (Рим. 7, 21—23). Мало-мало оплошность,— тотчас зады­мится и закурится похоть, похоть же заченши родит грех, а грех содеян родит смерть (Иак. 1, 15). Вот и беда! Почему мняйся стояти, да блюдется, да не падет (1 Кор. 10, 12). Похоть эта и сама по себе хитра на прелести; а тут при ней всегда стоит помощник ее — враг наш, который, лишь только заметил хоть малое движение этой своей другини, тотчас подбегает и своими уловками спешит раздуть ее в пламень. Допусти только оплошность — и пропадешь.— Блюдите убо, како опасно ходите (Еф. 5, 15). Трезвитеся и бодр­ствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Пет. 5, 8). Облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским (Еф. 6, 11).

Видишь, в каком мы положении?! Как же тут ликовать-то: «Мы спасены; рай нам. Как я рада, как я рад?» — Когда услышишь такую речь, говори: подождите, подождите, други мои! Толь­ко что услышали вы о Спасителе и спасении в Нем, как уже и крылышки распростерли лететь прямо в рай. Между раем и настоящим нашим положением еще большое расстояние. То несом­ненно, что кто уверовал в Господа Спасителя и пошел вслед Его в полной покорности воле Его святой, тот достигнет Царствия Небесного — не­пременно достигнет. Но до него надо дойти, — и чтоб дойти, идти бодро, неутомимо, нимало не уклоняясь от Богом положенного к нему пути. А тут сколько возможно случайностей, могущих помешать дойти до конца пути и достигнуть Цели? Почему смотреть надо не на конец пути, не на то, что в конце его, а на то, что под ногами. Конец пути уж дело решенное,— получишь, что там, но что под ногами, об то, если просмотришь, можешь поткнуться, и притом так бедственно, что после уже перестанешь двигаться по тому пути.

Мы в сем отношении похожи на состязаю­щихся на ристалищах. Призы уже определены и лежат наготове. Вступающий в состязание, конеч­но, имеет в виду получить приз и думает об этом. Но когда вступает в самое состязание, тогда у него все уже выходит из головы, одним занят — как бы скорее всех достигнуть определенного знака. Так и в деле спасения. Как не иметь в мысли Царствия Небесного? И к вере привлека­ет что другое, как не желание получить его? Но когда, уверовав, вступишь на путь к нему, не его уже одно имей в мысли, не на одно его устремляй очи ума и сердца (хоть и это уместно), но паче на знак впереди, которого если достигнешь, все­конечно получишь Царствие, а не достигнешь — не получишь. Что это за знак? Чистота сердца от всего страстного и греховного. В это и впери умные очи свои, сюда и направляй бег, на это обрати все усилия и труды. Потому что, если не очистишься, не видать тебе Царствия Божия, хоть бы ты целый век свой мечтал о нем и не пере­ставал кричать: «Мой рай, я спасен!»

С состязающимися на играх сравнивает наше дело содевания спасения святой Павел. На иг­рах, говорит, бег начинают многие, но почесть получает один, прежде всех добежавший до меты. Посему, говорит, и вы так теките, да постигнете; а для этого воздерживайтесь от всего, мешающе­го успешности вашего течения, как делают и вступающие в состязание на играх.— И я, гово­рит, теку. Как? Умерщвляя тело мое и порабо­щая его (1 Кор. 9, 24 — 27). Я еще не достиг,— еще не совершился, гоню же, аще постигну... Братие, аз себе не у помышляю достигши; едино же, задняя убо забывая, в предняя же простирался, со усердием гоню, к почести вышняго звания (Флп. 3, 12 — 14). Если такой Апостол говорит, что он еще не достиг, а стремится и бежит, чтобы достигнуть, то как же нам-то говорить: «Как я рад, как я рада! Христос меня спас: рай мой»?!

Рай несомненно будет наш; но если будем тещи, и тещи прямою дорогою, то есть если по­трудимся над очищением сердца без саможаления. Слушай, что говорит святой Павел: Бог по­ложил нас во спасение (или, что то же,— в получение славы (2 Сол. 2, 14)), Господом нашим Иисусом Христом, умершим за нас (1 Сол. 5, 9—10). Когда Бог так положил, то несомненно так и бу­дет. Нам же теперь что? Сложил руки и си­ди?! — Нет, не это, а вот что: Вся искушающе, добрая держите. От всякия злыя вещи отгребайтеся, — и всячески заботьтесь, да ваш дух, душа и тело непорочными сохранятся к пришествию Госпо­да нашего Иисуса Христа (1 Сол. 5, 21—23). Терпения имате потребу, да волю Божию сотворше, приимете обетование (Евр. 10, 36). Святой Петр весь путь до Царствия так изображает: все, го­ворит, нам Божественные силы, яже к животу и благочестию, поданы. Теперь за нами стоит — привнесть к сему дарованию благодати все тща­ние, и с помощию ее насадить в сердце всякие добродетели, вытеснив, разумеется, оттуда все страсти. Только сии добродетели, множась в вас, соделают вас не праздными и не бесплодными в познании Господа нашего Иисуса Христа, то есть покажут, что вы не напрасно уверовали. Итак, потщитеся сим образом известно ваше звание и избрание творити... Сице бо обильно приподастся вам вход в вечное Царство Господа нашего... Иисуса Христа (2 Пет. 1, 10-11).

Так видишь, что стоит между Царством и призванием к вере, — в чем сущность дела спасе­ния, куда надо обратить все свое внимание. Царствие Божие стоит позади всего; начальная точка движения к нему есть призвание к вере и приятие благодати; средина — насаждение в серд­це добродетелей с искоренением из него страстей, ревность к чему почерпается из веры и сила на что подается благодатию. О Царствии нечего беспокоиться; оно не уйдет; беспокойся и хлопо­чи об одном том, чтобы достойным его явиться. А ваш новшак отводит ваши глаза от сего бли­жайшего нам дела и устремляет их на даль­нейшее. В прошлом письме я писал тебе, что в изображении устроения нашего спасения он покривил дело, отводя внимание от благодати Святого Духа, которою благоволит действовать во спасение наше Сам Господь; а теперь, как видишь, и в нашем содевании спасения он тоже покривил дело, отводя внимание наше от очище­ния сердца. Таким образом он решительно зак­рывает путь ко спасению и наследию Царствия. Путь сей — очищение сердца помощию благода­ти по вере в Господа; а он и от благодати, и от очищения сердца отклоняет внимание, — держа его только на начальном пункте — веры, и после­днем — наследии Царствия. Не имея сего во внимании, увлеченные им, конечно, и не дейст­вуют в сих видах; не действуя, не идут туда, куда идущими себя воображают, — и мняся быть обладателями Царствия, сами себе заг­раждают в него путь.— Это и имел я в мыс­ли, говоря прошлый раз в начале письма, что у него все призрачно, неверно и ненадежно. Он сам в самопрельщении и других туда же ведет.

<br>

2. (Обличение лжеучения, что спасение дается даром и ничем заслужить его нельзя. Содевание спасения немыс­лимо без деятельности нашего произволения и свободы. Как идет в нас дело спасения. Как человек делается хри­стианином. Главный момент в деле обращения к Спасите­лю. Как полагается начало содеванию спасения. Что ожи­дает человека, вышедшего из купели крещения или из слезной бани покаяния. О духе, душе и теле. Чем обнару­живается первое действие Духа Божия на человека чрез слово благовестия. Не ревнуй лукавнующим)

<br>

Третья кривда в учении вашего новшака есть,— что спасение дается даром.

5 Если бы то, что я написал выше, прочитал ваш новшак, то не утерпел бы, чтоб не закричать: «А! — так ты заслужить хочешь спасение и Цар­ство?! Ничем этого заслужить нельзя; то и другое дается даром». — Это любимая фраза подобных мудрователей; и они считают ее побе­доносною.

Ты же смотри, услыша это, не сробей, будто захваченный на месте преступления; а помолчав немножко, обратись к нему с такою речью: «На это я отвечу тебе после; а теперь попрошу ска­зать мне: в деле спасения имеют ли место соб­ственные наши усилия и труды или нет?»

Полагаю, что этим нечаянным вопросом ты поразишь его более, нежели сколько он тебя по­бедоносною своею фразою. Потому что, набив себе в голову это «даром» и «заслужить нельзя», он и подобные ему до того отуманивают себя, что им и на мысль не приходят собственные усилия и труды в деле спасения; об них они и думать не думают и заботы никакой не имеют. Почему сразу тебе ничего и сказать не могут. Оттого и в числе присланных тобою пунктов и намека на них нет.

В Церкви Божией об этих — «даром» и «за­служить нельзя» почти не поминается. Слышим только отвсюду понукания: работай и трудись; вот-вот смерть, — с чем явишься на тот свет? Ревнующие о спасении и работают, не о заслугах мечтая, а считая себя обязанными трудиться как рабы. Выдумали эти фразы родоначальники по учению вашего новшака, потому что они очень подходят к их мудрованию о вседовлетельности веры. Но ими они извращают весь строй образа нашего спасения.

И ваш новшак туда же. Отчего? Оттого, что не умеет различать, в деле нашего спасения, того, что совершено и устроено Господом для нашего спасения, и того, что должны мы сами делать для своего спасения. У него не раз повторяется: спасение даровано нам туне, а дары Божий нерас­каянны и отняты быть не могут. И выходит, что спасение — наше, и наше даром. Выпало у него из головы — если было там,— что приступаю­щий ко Господу Спасителю с верою во спасение свое в завет с Ним вступает. В завете же так бывает, что одно Бог обещает, а другое человек обязуется исполнить. В Новом нашем Завете Господь обещает — все то даровать и усвоить человеку, что Им совершено для нашего спасе­ния, главнейше — оправдание в силу крестной смерти Своей, и дарование благодати Святого Духа, а потом и Царство Небесное; а человек обязуется, отвергши все греховное и страстное, служить Господу неуклонно точным исполнени­ем заповедей Его, что и есть — взять крест и идти вслед Господу, или взять на себя благое иго Его. Этот последний пункт и требует с нашей стороны усилий и трудов всевозможных.— И надо сказать, что это-то и есть главное, на что Должно быть преимущественно устремлено все внимание ищущего спасения. Что от Господа, то уже несомненно будет исполнено, и нечего то­мить себя беспокойством о том. А что лежит на нас, о том нельзя не беспокоиться; потому что исполнение этого подлежит большой опасности по причине нашей изменчивости и многих встре­чаемых при сем затруднений. А не будь оно исполнено, — и Господь не исполнит Своего обе­тования; спасение и не состоится, и Царство Небесное не получится.

5 Таким образом, если «даром» означает отсут­ствие собственных наших забот, трудов и усилий в деле спасения (а другого значения оно иметь не может); то учение такое есть разорение спа­сения и путь в пагубу. К тому, что в деле спа­сения от Господа, совершенно справедливо при­лагается это даром;а к тому, что от нас, оно неприложимо: никто за тебя делать не станет того, что на тебе лежит; сам потрудись и испол­ни. То, что Сын Божий пришел, воплотился, пострадал, умер, воскрес и вознесся на небеса, чтоб сидеть одесную Отца и ходатайствовать о нас, — что послал от Отца Духа Святого, Кото­рый чрез Апостолов собрал Церковь Святую и в нее вложил все потребное для спасения, чтоб, имея пребыть нерушимою до конца веков, она для всех всегда служила домом спасения, — все это даром, все это есть дело беспредельной бла­гости Божией. С нашей стороны ничего при сем не требовалось и ничего не могло быть представ­лено. Спасаемые входят в Церковь для содевания своего спасения, — и для сего призываются к спасению. И это даром, как в начале христи­анства, так и доселе. Но сим призыванием к спасению даром кончается. С сего момента начи­нается содевание спасения, которое без собствен­ного нашего участия, без деятельности нашего произволения и свободы немыслимо. Внять при­званию или не внять, последовать или не после­довать и, последовавши, исполнить все требуе­мое или не исполнить, — все сие в нашей воле. Почему с сего момента ничего уже не бывает даром; но возжелай, взыщи, потрудись — и по­лучишь.

О сих двух моментах в деле спасения я уже поминал тебе, но не каюсь, что завел речь опять о том же. Различие их очень важно в занимаю­щем нас предмете. Почему, чем лучше ты уяс­нишь его себе и затвердишь, тем безопаснее бу­дешь от увлечения новшаком. Остановлю и еще немного на этом твое внимание.

Смотри, что пишется у Премудрого о премуд­рости. Премудрость, говорит, создала себе дом и утвердила столпов седмь; потом заклала своя жертвенная, растворила в чаше вино, и уготовала трапезу; наконец послала своих рабов с высоким проповеданием созывать к себе на чашу всех же­лающих умудриться. Это первый момент. Кото­рые из званных, сознав свое невежество, возжела­ли премудрости, те, вняв призванию, пришли и напоились мудростию у Премудрости. Это вто­рой момент (Притч. 9, 1—6). Первый есть предызображение того, что Господь соделал и де­лает нашего ради спасения — даром; а второй изображает то, что мы сами должны делать, чтоб получить спасение.

Читай также притчу Спасителя о брачном пире, устроенном для сына своего царем (Мф. 22, 2 — 14). Смотри, как дело шло. Сначала царь за­клал юнцы и упитанная и приготовил обед и все потребное; потом послал рабов звать на трапезу. Которые вняли зову, — убрались и пришли, — и трапеза наполнилась возлежащих. И здесь при­готовление трапезы со всем потребным и звание на нее есть образ того, что в деле спасения на­шего совершено и совершается Господом — да­ром; а внятие званию, принаряжение, приход и возлежание званных есть образ того, что должны делать мы для своего спасения. Слуги в обоих этих приточных историях никого не неволят, ни­кого связанным не тащат; но внявшие зову сами уж и пришли, и исполнили все, что требовалось исполнить. Вон на брачном пире один не испол­нил того, что следовало, — и за это тотчас от­правлен в более достойное его место. И праведно. Должен был сделать подобающее, мог сделать и не сделал,— и понес, что заслужил. Так и в нашем спасении. Все потребное для него устрое­но и все зовутся к получению его; но никто не неволится, а всякому оставляется на свободу, вняв зову, прийти, и получить спасение, под од­ним условием исполнения всего потребного к тому. Кто исполняет, получает спасение. Кто не исполняет, подвергается тому же, чему подвергся и оказавшийся не в должном порядке на брач­ном пире.

Чтоб тебе не путаться в помышлениях о том, что от нас и как от нас, покажу тебе, как идет в нас дело спасения.

Вообрази себе человека, в первый раз слыша­щего призвание ко спасению. Приходит послан­ный от Бога Апостол и говорит: все мы созданы, чтобы служить Богу в преподобии и правде; но исполнить этого не исполнили. Жизнь наша пол­на неправд и беззаконий, прогневляющих Бога. Почему нас ждет неотложно праведный суд и осуждение на вечные муки. Ныне, завтра, а мо­жет быть, и сей час — смерть, за смертию — суд, — и участь наша решится безвозвратно не на радость нам. Слышит сие душа, и сознает правду всего сказанного; потому что истины сии написа­ны в сердце, только не всегда помнятся, или и совсем заглушены бывают суетою и грехами, при напоминании, однако ж, предстают сознанию во всей силе. Сознавши правду сказанного, душа приемлет то в чувство — и задумывается о веч­ной участи своей, — берет ее тревожная забота, как же быть? Бог прогневан; чем умилостивлю Его? Благ Он, но и праведен. Да если б и по­миловал Он, по неисповедимым судьбам Своим, и простил мне все прошедшее, что пользы? Опутан я страстями и греховными привычками — и ни­как не надеюсь устоять против них. Опять будут они увлекать меня к худому — и опять грехи и прогневание Бога. Нет мне исхода; погиб­ла я!

Между тем Апостол продолжает речь свою и, кончив изображение крайности, в коей находится грешник, благовествует и спасение. Погибать бы нам всем; но человеколюбивый Бог умилосер­дился над нами и послал на землю единородного Сына Своего, Который пришедши к нам вопло­тился, пострадал за нас и, крестною смертию удовлетворив правде Божией, исходатайствовал нам всепрощение. Затем воскресши и вознес­шись на небеса, послал от Отца Духа Святого, чтобы Он возжелавшим спастися в Нем — Сыне — пособствовал содевать свое спасение, то есть, чтобы тем, кои, покаявшись и уверовав в Него, положат твердое намерение прочее не прогневлять Бога грехами, давал силу противостоять греху и ходить неуклонно в воле Божией.

Внемлет сему душа, глубоко обеспокоенная крайностию своего положения, что и Бога уми­лостивить не имеет чем, и что если б Бог как-нибудь Сам простил ее, то не надеется так жить, чтоб снова не прогневлять Бога,— внемлет и возникает к благонадежию спасения. Слава Тебе, Господи! Вот и Бога умилостивление, и грехов прощение, и силы на добро дарование.— Внем­лет, возникает к благонадеянию и порывает­ся желанием, как бы сподобиться сих благ,— и прощение грехов получить и силою на добро облечься.

Но се — опять слышится благовестительное слово Апостола. Сей Дух, Сыном Божиим по­сланный от Отца, нисшел на нас, Апостолов, и, просветив умы наши ведением тайн Царствия Божия и облекши силою знамений, соделал нас довольными к верному исполнению заповеданно­го нам Господом Спасителем пред вознесением: Шедше научите вся языки (Мф. 28, 19). И вот мы с того часа ходим всюду от лица Божия и благовествуем, призывая всех ко спасению. Покайтеся убо и веруйте во Евангелие; да крестится кийждо вас... и приимете дар Святаго Духа (Мк. 1, 15; Деян. 2, 38).

Выслушав это, душа радуется, окрыляется на­деждою получения спасения и воодушевляется готовностию следовать предложенному пути. Но возникает вопрос: правду ли говорит этот пропо­ведник? Покайтеся, говорит. Я уже каюсь, скор­блю, что нагрешила, и сильно желаю сбросить это бремя грехов и не отягчать себя более ими. Но говорит,— веруйте. Конечно веровать надо; как без веры следовать ему? Правда, благовестив очень утешительно, и я готова верить; но ведь и обманутою можно оказаться. Дело возвещается крайне великое. Сын Божий воплотился, умер на кресте, воскрес, вознесся и ниспослал от Отца равночестного Себе Духа Святого, Который и нисшел, и готов датися всем. Все сие неописан­но высоко и благообильно. Но тем горчае будет, если окажется в этом неверность. Речь Апостола искренна, жизнь безукоризненна, добросовест­ность сияет в очах его; но он может и сам быть в заблуждении, и других вводить в него, не думая, что говорит ложь. Как же удостовериться? — Когда б удостоверилась, сей час бы пошла испол­нять, что он говорит.

Эти колебания и недоумения совершенно в порядке вещей, и всякую почти встречают душу на переходе к решительному уверованию и действованию по вере. И пока они не будут устра­нены, никакие добрые решения в душе положены быть и установиться не могут. Кто может ре­шиться тещи, не будучи уверен, что потечет на верное? - Вот почему видим, что благовестив апостольское всюду было сопровождаемо осяза­тельными свидетельствами и удостоверениями, что оно от Бога идет, именно, знамениями. Свя­той Марк написал об Апостолах: Они же изшедше, проповедаша всюду, Господу поспешествующу и слово утверждающу последствующими знаменьми (Мк. 16, 20). А книга Деяний передает и опыты того. Там хромой от чрева материя стал ходить, по слову Апостолов (Деян. 3, 2 — 7; 14, 10); там расслабленный поставлен на ноги (Деян. 9, 34); там мертвый воскрешен (Деян. 9, 41; 20, 12); там противник Евангелия наказан слепотою (Деян. 13, 11); там бес изгнан (Деян. 16, 18). И всюду всякого рода недуги были исцеляемы даже те­нию мимопроходившего Апостола или главотяжами и убрусами, бывавшими на теле его и потом полагавшимися на больных (Деян. 5, 15;19, 12).

Поелику так всюду было, и всюду о том слышалось, то вопрос, верно ли благовестие, вме­сте с порождением своим находил и решение. Сам по себе он не мешал образованию веры, а напротив, пособствовал ей, побуждая слышащего и готового уверовать прояснить для себя основа­ния веры, чтоб она была разумнейшая и неруши­мо твердая. Как основания сии были воочию всех, то дело сие совершалось скоро.— Бери теперь такую душу, которую слух и зрение (то есть знамение пред очами или услышанное) совершенно удостоверили в истине окрыливших ее благонадежием спасения обетовании и верно­сти предложенных к получению их средств. Что она? Тогда она всею мыслию, всем чувством и всею силою восприяв благовестив, произносит решение всю себя всецело посвятить на благо-угождение Богу, Которого прежде так прогневляла, — только да изречет Он ей всепрощение и да облечет силою препобеждать грех и ходить в воле Его.

Заметь содержание сего решения. Не веровать решается: вера уже принята; но по вере благоугождать Богу. Это главное.

Внутреннее обращение души к Господу таким образом завершено. Но оно еще только мыслен­но, еще в предначертании, еще не стало действен­ным; почему ненадежно. Его надо запечатлеть в душе, Божественной проникнуть силою и укре­пить. Это совершает святое крещение. Душа покаялась, верует. Теперь должна приступить ко крещению. И действительно, уверовавший при­ходит к Апостолу, изъявляет веру свою, испове­дует грехи свои с обетом жить прочее по воле Божией (Деян. 19, 18), и тем открывает себе доступ к святому крещению, которого Апостол и удостоивает его или сам, или чрез помощников своих.

Из купели выходит он уже не только про­щенным и облеченным силою, но и в чувстве всепрощения за все прошедшее, и в чувстве силы на одоление греха и хождение в воле Божией,— выходит мертвым убо греху, живым же Богови, о Христе Иисусе Господе нашем (Рим. 6, 11).

Так совершается христианин. Что же далее? Поелику воссияло ему солнце благодати, то он исходит на дело свое, и на делание свое до вече­ра (Пс. 103, 23) жизни, считая себя рабом куп­ленным, обязанным творить одну волю купивше­го его, по конце же жизни, если пребудет до него неизменным в принятом решении, принят будет в Царствие Небесное на нескончаемые радости.

Так человек делается христианином. Что даль­ше пойдет, будет уже не чем другим, как непре­станным повторением того, что действовалось здесь. Рассмотри же, что во всем этом действова­лось без участия самого человека? — Ничего. — В каждом повороте внутренних изменений действует он сам, своим произволением и напря­жением сил своих. Пришел проповедник и начал речь. Слушать или не слушать, есть дело свободы каждого. Иные остановились, окружили его и слушают; а мы с тобою пошли своею дорогою, говоря: что он тут начинает суесловить? Прослу­шав первую часть проповеди о бедственности положения грешника, сознаться, что мы действи­тельно в таком положении, есть наше дело: иные сознаются, а мы с тобою указываем лишь на дру­гих.— Сознавшись в этом, обвинить себя и при­знать правость кары Божией за то, опять наше дело: иные осуждают себя, а мы с тобою говорим в себе: что ж такое? — Обвинив себя и признав правость кары Божией, восчувствовать, сколь сие страшно, возболезновать о том, возжелать и взыс­кать избавления, тоже наше дело: иные приходят в такие чувства — ужасаются, сокрушаются, ис­кать начинают, нет ли какого исхода,— а мы с тобою остаемся совершенно равнодушными.

Проповедник указывает богоучрежденный способ избавиться от крайности, в которой узрел себя грешник; но родилась потребность удосто­вериться: правда ли? Кто проложит нам путь к вере в истину столько нужных и утешительных обетовании? Никто сторонний,— и это — наше Дело. Апостолы, силою Божиею облеченные, пред­ставляют документы к удостоверению в исти­не слов своих; но усмотреть сии докумен­ты, уразуметь их значение и вследствие того удостовериться в истине обетовании, должны мы сами. — И видим, что иной, как только родился у него означенный вопрос, говорит в себе: Жестоко слово сие; кто может послушати его? И сразу отворачивается. Другой всматривается в доку­менты; но порассмотревши их, оценивает своим образом: О веельзевуле изгоняются бесы, — и тоже отходит. Но иные ни вопросом не смущаются, ни документов не толкуют криво, а нашедши их вполне удостоверительными, веруют возвещенно­му, в разной степени искренности, живости и воодушевления.

От веры начинается третий поворот внутрен­них движений в деле обращения: решение на основании веры. Уверовавший говорит в себе: и так бросаю грех, полагаю намерение творить одно угодное Богу и в сем решении приступлю к Господу Спасителю, в уверенности, что Он простит мне все прошлое и даст силу оказаться исправным впоследствии. Это решение есть глав­ный момент в деле обращения, коренной, неточ­ный. В нем получают значение и конец предше­ствовавшие движения и от него зависит все по­следующее. Не будь его, все ни к чему: и сокру­шение с уверованием останется без конца (будто посылка без заключения), и последующая жизнь не может быть вполне такою, какою ей следует быть о Христе Иисусе. Между тем от кого за­висит сие решение? От самого человека. Он сам своелично и самоохотно должен произнести его. Ни вера не определяет его необходимо, ни Бог не вынуждает его против воли.— И видим, что не всякий уверовавший тотчас же и произносит сие решение. Иные отлагают его на завтра, и из них один возвращается к нему, а другой отходит на страну.

Решение — главный момент в нравственном строе обращающегося к Господу; но пока оно еще не запечатлено таинственно благодатию, до­толе оно непрочно, ненадежно, бессильно. Почему вслед за ним предлагается святое крещение. Кто нудит ко крещению? Никто. Решившийся следо­вать Господу сам идет к нему в уверенности, что в нем получит восполнение всего, недостаток че­го в нравственно-религиозном строе своем чув­ствует его сердце.

Что дается в крещении, то есть дар Божий,— который подается, однако ж, не безусловно. Усло­вие — сказанное решение по вере. Ради сего по вере решения благодать Божия входит внутрь чрез Таинство и, сочетаваясь там с духом чело­века, держащим то решение, и закаляя сие реше­ние, полагает семя и зародыш новой духовно-благодатной жизни. Своеличное решение, слабое по себе, облекается здесь силою свыше, и окре­щенный исходит посему из купели с чувством силы о Господе, говоря: Вся могу о укрепляющем мя. Тут благодать и свобода сочетаваются во­едино, и потом уже неразлучно действуют во все течение жизни, если не разлучит их опять прившедши какой-либо грех. — Новое начало жизни положено.

Видишь, как все движение внутренних изме­нений до положения сего начала и самое сие положение совершаются не без участия деятель­ности нашего произволения и свободного напря­жения наших сил. Как же теперь говорить, что спасение дается даром, — без участия наших тру­дов и усилий, когда самое начало содевания его полагается не даром, — не без участия наших трудов и усилий?

Не подумай, однако ж, что ты сам, — один, — обратился, если уже обращен, или обратишься, если еще не обращен. Нет; я не с тем сказал все сказанное, чтоб ты так подумал,— и вследствие того стал много о себе думать и самонадеянничать, а с тем, чтобы ты крепко держал в мысли и сердце, что спасение не устрояется без участия нашего произволения и напряжения наших сил, и вследствие того не опускал рук, слыша, что пришла спасительная благодать и устрояет спа­сение всех.

Я сказал впереди, что ни одно из движений, коими доходят до обращения, или положения начала спасения, не бывает без участия нашего произволения и напряжения наших сил. Теперь прибавлю, что ни одно из них не бывает и без содействия благодати. Вместе с словом благове­стил, призывающим к спасению чрез слух уха, проходит благодать в душу и возбуждает ее. Но возбуждает только мысли и чувства. Коль же скоро надо образоваться желанию и склонению воли вследствие того, что отступает и ждет, что изберет хозяин дома души. Когда образуется желание и склонение произволения, она снова приходит на помощь и помогает установиться тому, на что склонилось произволение. Так обра­зуются сокрушение о грехах, желание избавиться от крайности, в какую они поставляют, вера в предлагаемый образ избавления, решение, прини­маемое вследствие того, и приступление к Таин­ствам. Во всех сих моментах благодать Святого Духа идет вслед за произволением. Не будь его, благодать Божия не станет своею силою, против воли, производить то, что должно зависеть от движений произволения. Когда же наконец бла­годать, действовавшая доселе совне, осеняя, в Таинстве входит внутрь и сочетавается с духом человека, то тут не требуется уже особое движе­ние произволения. Оно приготовилось к сему всем предыдущим и отверзло себя для благодати преданием себя Господу в конечном решении. Отселе благодать пребывает уже неразлучно с свободою, но действует все так же, как и прежде, вспомоществуя и укрепляя желания и силы по Делу спасения, но никогда не касаясь святилища свободы — ее произвольного выбора и скло­нения.

Спросишь: а вера-то где же тут? — Тут же; только не на том месте, где ее полагает новшак ваш и подобные ему. Без веры ни одного шага не бывает; но действует во спасение не она, она только возбуждает деятельные силы и благодать к нам привлекает; далее же все уже идет взаи­модействием свободы и благодати, хотя под не­прерывным влиянием ее. Вот смотри! Обращаю­щийся к Господу поверует, что находится в опасном положении от грехов,— и начинает со­крушаться и искать исхода; а благодать углубля­ет сие чувство и искание. Поверует, что тот способ избавления, который предлагается благовестием спасения, действительно и верно избавит,— и решается действовать по нему; а благодать закрепляет сие решение. Поверует, что спасительные силы подаются не иначе, как чрез Таинства, и приступает к ним в полной уверенно­сти, что получит их,— и действительно получает по вере и именно чрез Таинства. Поверует, что последующая жизнь благоуспешно может тещи к преднамеренному также не иначе, как взаимодей­ствием свободы и благодати,— и напрягает все свои силы на предлежащие дела, не своею, одна­ко ж, силою чая совершить их успешно, а благодатию Божиею, к коей и обращается молитвенно при каждом шаге, веруя опять, что, после напря­жения им своих сил до возможных пределов, благодать сия не оставит прийти к нему на по­мощь к совершению неотложного дела, воспол­няя оскудевающее в его собственных силах, кои также суть Божий. Таким образом вера походит на духовную некую атмосферу, в коей развивает­ся и растет древо спасения; но самое насаждение и возрастание сего древа производится действи­ем внутренних сил, возбуждаемых и укрепляе­мых действием солнца благодати.

Изъясняя, как полагается начало содеванию спасения, я имел в мысли только, как бывает сие, когда кто приступает к Господу в первый раз и крестится. Но таким же образом сие происходит, когда кто снова обращается ко Господу, потеряв благодать крещения греховною жизнию.— И у этого также пробуждается душа приведением на память гнева Божия и восчувствованием от того страха и опасения за свою вечную участь. Вос­чувствовав это, взыскивает и он, как избавиться от грозящей беды, и, зная уже, что этого нельзя иначе достигнуть, как покаянием, приступает к сему Таинству. Оплакав грехи свои с болезнен­ным сокрушением сердца и положив твердое намерение не поблажать более своим греховным похотениям, а идя наперекор им, исполнять вер­но всякую волю Божию благую и угодную,— исповедует он грехи свои духовному отцу своему, и в момент разрешения им его от сих грехов, снова сподобляется спасительной благодати, ко­торая, сочетавшись с его духом, опять полагает в нем твердое начало новой жизни о Господе. Из сей слезной бани выходит он таким же, каким выходят из купели крещения,— ревнителем доб­рых дел по вере с помощию Божией благодати. — Что бывает здесь особенного, так это то, что чувство помилования не всегда вдруг приходит, не всегда вдруг приходит и чувство силы о Господе. Зависит это от того, как глубоко кто падает по крещении и сколь долго пребывает в падении, — и еще более от того, сколько раз кто снова падал по принесении покаяния. Но после больше или меньше продолжительных трудов над собою и подвигов самоумерщвления, прихо­дят наконец и эти чувства у всякого,— и благо­датное состояние восстановляется вполне. К сему направлены эпитимии, которые составляют суще­ственную часть в получении прощения грехов и уврачевания ран душевных.

Видишь теперь, что начало новой жизни о Христе, или начало спасения, не даром дается за веру, но полагается свободными движениями духа, по вере, при помощи благодати Божией. — Далее сам уже можешь заключить, что если начало так шло, то тем паче так должно идти продолжение содевания спасения. Так это и есть. Оно спеется не верою, а напряженною деятельностию своих сил, возбуждаемою верою, при помощи благо­дати Божией. Все тут бывающее пространно изображено местами Писания в начале письма. Посмотри, какие труды несет спасающийся,— и забудешь думать о «даром». Теперь об этом не­чего бы и говорить, но пришло мне на мысль немного пояснить тебе, от чего так бывает, что новая жизнь начата и благодать получена, — а труды подъемлются все же очень большие, измождительные.

Смотри ты на человека, вышедшего из купели крещения или из слезной бани покаяния,— ка­ким он выходит? Выходит ревнителем добрых дел на богоугождение о Христе Иисусе Господе с помощью благодати. Как дошел он до этого? К сему привели его встревоженная совесть и страх Божий. Они, пробудившись, заставили его взыскать спасения и обратиться ко Господу. Он взыскал по порядку, Самим Господом установлен­ному, — и се вступил на путь спасения и готов шествовать по нему в чувстве силы о Господе.

Что ожидает его? Непрестанная борьба с со­бою в очищении сердца от страстей и греховных склонностей и привычек; потому что иначе нельзя ему выполнить вынесенного из начального обра­щения решения — быть ревнителем добрых дел на богоугождение. Подумаешь — опять борьба; там ведь уже была борьба, перелом жизни сде­лан; кажется, уж и довольно бы. — Вот это я хочу тебе теперь объяснить. Но для этого я должен тебе представить коротенько устройство нашей человеческой природы.

Ведай, что во внутренней нашей жизни есть высшая некая сторона, или сила, которой сущ­ность есть жить в Боге, по воле Его, отрешенно от всего. Я называю ее особою высшею частию нашего естества, духом,— тем духом, который вдохнут в лице первозданного из уст Божиих. Движения или проявления сего духа суть: пер­вое — непосредственная уверенность в бытии Бога, с сознанием полной от Него зависимости, что можно обозначить одним словом — страх Божий; второе — совесть, или показывание воли Божией с понуждением исполнить ее, и затем — с одобрением за исполнение и с осуждением за неисполнение; третье — искание богообщения с недовольством ничем тварным.

Ты как хочешь это называй — особою ли частию нашего естества или только высшею сто­роною души,— не в этом дело; только признай, что означенные движения духовные есть в нас и составляют высшее наше достояние, норму жизни человеческой, — то, что делает человека челове­ком. Я же буду называть это духом.

Под сим духом есть в нас душа и тело, которые совмещают силы и потребности, приспо­собленные к жизни на земле: в теле, например, потребность есть, пить, отдыхать, спать и подоб­ные; в душе — потребности семейные, обществен­ные, художественные, деловые, научные и подоб­ные. Сими сторонами жизни мы стоим на одной линии с животными; только они у нас более осмысленны, потому что приподняты значительно от земли данным нам духом.

Из сего сам можешь заключить, что задавать тон жизни в человеке должен дух; душа же и тело должны ему покорствовать, состоять в его услужении, действовать в его видах. Силу на это дух почерпает из богообщения, которое облекает его царственною властию над душою и телом. В первозданных до падения так это и было. Они жили духом в Боге, и дух их, черпая из сего богообщения силы, властвовал над душою и те­лом. Но когда они по вражью искушению пали, порядок движений их жизни изменился. Дух, отпав от Бога, потерял властную над душою и телом силу, и они начали вести свои дела неза­висимо от него, по своей воле. От этого все внутри расстроилось и пошло врознь. Духовные движения оставлены в стороне; качествовать на­чала в человеке жизнь душевно-телесная, с сла­быми остатками проявлений духа, — и он пере­стал быть тем, чем должен был быть. При этом потребности души и тела, сами по себе безвинные, не будучи управляемы высшею силою, повлекли к разным способам своего удовлетворения и превратились в кучу наклонностей и привычек, уже небезвинных по причине преобладания, из­лишества, уклонения от своего природного чина и даже неестественности. К тому же среди их развился особый класс неправых движений, стра­стей, противников всякого добра, порождений эгоизма под влиянием врага нашего, диавола. Таково состояние падшего и всякого человека, во грехе пребывающего. Жизнь его движется по душевно-телесным наклонностям, привычкам и страстям, без внимания к требованиям духа, заяв­ляемым страхом Божиим, совестию и чувствами неудовлетворительности такой жизни. Дух и в них жив; но пренебрегается, забит, загнан.

Восстановление падшего, которое составляет сущность христианства, бывает именно чрез вос­становление духа и возвращение ему власти над душою и телом и очищение их от всех прившедших к ним незаконно наклонностей, привычек и страстей. К сему и направлено как домострои­тельство спасения вообще, так и содевание по нему спасения каждым спасающимся. Духу на­шему восстановлену быть подобало благодатию Духа Божия. Но доступ к нам Духу Божию был прегражден лежавшею на нас клятвою, по причи­не крайнего оскорбления Бога презрением Его воли в падении. Надлежало снять сию клятву, чтоб открыть путь к нам благодати Святого Духа. Для сего Сын Божий воплотился, постра­дал и умер на кресте,— чем снял с нас клятву, быв по нас клятва. После сего Духу Святому низойти к нам не было уже преграды. Он и нисшел, как только вознесся Господь Спаситель по воскресении. В этом сущность домостроитель­ства нашего спасения.

Затем и содевание каждым своего спасения посредствуется уже неотложно приятием благо­дати Святого Духа. Но видел ты, чем обнаружи­вается первое действие Духа Божия на человека чрез слово благовестия? Тем, что Он растрево­живает его совесть и поражает страхом Божиим. Страх же Божий и совесть, как я пред сим сказывал, суть принадлежности нашего духа. Следовательно, благодать Духа, начиная действо­вать в наше спасение, действует прямо на наш дух, оживляя его естественные чувства и давая ему силу возвысить голос требования своего над всеми голосами низших сил, властвовавших досе­ле незаконно. Припомни теперь, как от сего первого движения доходит обращающийся к Господу до решения — всего себя предать Госпо­ду и всячески Ему благоугождать, отвращаясь от всего, Ему противного, и как затем, по принятии Святого Таинства крещения или покаяния, исхо­дит он в чувстве силы противостоять всему гре­ховному и совершать всякое добро. Эта сила и есть свойственная нашему духу сила, потерянная в падении и теперь восстановленная благодатию. Следовательно, у обращающегося к Господу, как изображено выше, не иное что совершено, как восстановлен дух его благодатию Святого Ду­ха. — И се — начало новой жизни!

А в душе и теле что в сие время произошло? Там все прежние небезвинные наклонности, при­вычки и страсти остались, как были; только власть у них отнята. Прежде, что ни захотят, — подавай им. И человек хотя-нехотя тянулся исполнять их веления; а теперь уже не то. Тре­бования свои они и теперь предъявляют; но бла­годать Божия, восстановив дух, дает ему власть указывать человеку противоположные им требо­вания, и сообщает силу отразить те и исполнить сии. Почему с сего момента и начинается внутри брань. Грех чрез обычные прежде душевно-телесные склонности и страсти восстает на дух, покушаясь снова покорить его им; а дух, при помощи благодати Божией, отражает его и на­правляет силы души и тела к противоположно­му. Начавшись, сия борьба и длится. Если дух ни в чем не поддается, грех все слабеет и слабеет, дурные склонности и страсти замирают, — а он — дух — все более и более приобретает власти дей­ствовать в своем чине чрез душу и тело беспре­пятственнее. Конец брани, когда худые склонно­сти и страсти совсем изгнаны будут из тела и души, дух облагодатствованный останется совер­шенно свободным владыкою всех душевно-телес­ных движений. И се — смысл обетования: Идеже Дух Господень, ту свобода (2 Кор. 3, 17).

Итак, вот в чем теперь дело обновленного ду­ха, приявшего начало новой жизни! Вот на какое делание исходит он, по выходе из водной купели крещения или из слезной бани покаяния,— на то, чтоб очистить душу и тело от всего греховного, страстного и чувственного, сделав все естество наше чистым, устроить из него достойный храм Триипостасному Богу, — в чем живот вечный, который и пребудет по исходе отселе вечным его достоянием.

Теперь видишь, почему и по приятии благода­ти и обновления духа нашего предлежит еще труд, и труд долгий и прискорбный. Надобно, по восстановлении духа, высвободить еще душу и тело из плена греховных наклонностей и страс­тей, и возвесть в свободу духа.

Не пропусти ты без внимания эти два момен­та: восстановление нашего духа в его правах и власти,— и очищение души и тела от всего гре­ховного и страстного. Первое совершается в порождении в нас начала новой жизни, как пред сим изображено, а второе должно быть совершае­мо всю жизнь по восприятии того начала благодатию Духа о Христе Иисусе Господе нашем.

Поясню тебе это примером. Положим, что ос­вобождается город от пленивших его врагов. Прежний законный владелец города с войском своим подступает к нему, прогоняет войска вра­гов, вторгается внутрь и завладевает крепостию внутри города, кремлем. Кремль взят, а город кругом весь еще в руках врагов. Первою забо­тою завладевшего кремлем бывает укрепиться в нем и обезопаситься; а первою заботою врагов, владеющих еще городом, захватить его и снова завладеть им. И начинается после генеральной битвы пред городом частная и частая война внутри города. Враги делают нападения, крем­левские владельцы отражают их и, с своей сторо­ны, делают вылазки. Будучи сильнее, кремлевс­кие, ослабив врага частыми вылазками, начинают забирать в свои руки и части города, одну за дру­гою; наконец совсем выгоняют врагов из города и предградий и делаются полными владельцами всего. Точь-в-точь тоже происходит и в нас, когда кто обращается к Господу и освящается Таинствами. Дух восстановлен и облечен благодатию; а душа и тело еще в плену у греха и страстей. Законному владельцу их, человеку, сле­дует теперь, укрепясь в духе и вооружась всеми богодарованными средствами, вытеснить грех и страсти из прочих частей своего естества, борь­бою и побеждением их, чтоб стать полным вла­дельцем всего, как вначале было предназначено. Обратившийся к Господу и приступает тотчас к сему.

Как это совершается? Так же, как полагается начало новой жизни, — взаимодействием свободы и благодати. Сам человек должен всевозможно над этим трудиться и все к тому напрягать свои силы. Смотря на эти напряженные его усилия, и благодать Божия будет привтекать и завершать то, что ищется, потому что сам человек ничего до требуемого конца довести не может. Не стань трудиться человек, благодать не станет за него делать то, что он должен делать сам. Она при­ходит только на помощь,—тогда как человек истощит уже все силы, кои тоже суть дар Бо­жий. Но усиливаясь и некий видя успех, пусть не мечтает человек, что и сам, одними своими усилия­ми, может дойти до конца искомого. И малой страсти не может он совсем победить, а не только большой, и тем паче всех. В целом очищение души и тела от страстей есть дело благодати.

Видишь теперь, что тому, кто восприял новое начало жизни в крещении или покаянии, предле­жит не покой, а труд и пот, — борьба и самолич­ное действование против страстей и греха. И это не по произволу какому, а по неотложному за­кону течения восстановления нас от падения. Вот почему ты видишь в житиях всех святых, Богу угодивших и прославленных, что они всю жизнь свою проводили в строгих подвигах само­умерщвления внутреннего и внешнего и в трудах по упражнению в добродетелях с непрестанным прибеганием к Богу. Это и приводило их нако­нец к тому, что худые наклонности и страсти бы­ли совсем изгоняемы у них из души и тела, а на место их водворялись добрые расположения. Когда таким образом все греховное и страстное изгонялось вон, человеческое в них естество яв­лялось в природном, первозданном своем виде, — их дух, душа и тело, проникнуты быв благодатию, осиявались Божественным светом,— что служи­ло явным знаком, что они наконец содевались хра­мом Бога Триипостасного, как обетовал Спаситель.

Вот что должно иметься в виду и что наконец Достигается! Благо неописанно великое! Но на первом месте пусть стоят труды и поты, и душев­ные и телесные. О преуспевших и сказано: Иже Аристовы суть, плоть распята со страстьми и похотъми (Гал. 5, 24).

Итак, спасение не даром дается, а содевается,— и содевается взаимодействием свободы и благодати, туне нам присужденной и усокровиществованной, но не туне даемой (то есть не без участия склонений свободы). В устроении (домо­строительстве) спасения все соделано туне — одною благодатию; в содевании же спасения каждым ничего не бывает туне — одною благо­датию, но все делается взаимодействием свободы и благодати. Тут ни благодать ничего не станет делать одна, если не видит склонений и усилий свободы, ни свобода ни в чем успеть не может одна без помощи благодати. Спасение спеется неразлучным их действованием, — когда кто по вере в Господа Спасителя, решившись всячески угождать Богу с отвержением всего противного Ему и укрепляем будучи на то благодатию Свя­того Духа в Таинствах, работает в сем порядке всеусильно и непрерывно. Апостол Павел гово­рит о себе: я больше всех Апостолов потрудился; но не я причина успеха, а благодать, яже со мною. Это значит, что он, с своей стороны, на­прягал все силы, но не они совершали дело, а благодать, соприсутствовавшая ему. Не будь ее, ничего бы он и не сделал. Почему заключил: Благодатию Божию есмь, еже есмь (1 Кор. 15, 10). Не подумай, что это участие свободы и напря­жения сил требуется маленькое; нет — не ма­ленькое, а в такой степени, какую только может вынесть естество наше. Это осязательно испытывается особенно в главном моменте — в ре­шении, отвергшись себя, последовать Господу. В первый ли раз кто приступает к Господу или, падши по крещении, снова обращается к Нему, решение сие есть болезненный и претрудный перелом всего внутреннего строя, скрепляемый готовностию на всякого рода лишения и даже смерть, если окажется, что иначе нельзя устоять в принятом решении. Последование Господу не по цветам есть ступание, а по терниям и среди терний, не прямо в рай вхождение, а прежде на крест восхождение, чтобы с него уже поступить и в рай. Все это в час решения передумывается, перечувствывается и приемлется. Хоть смерть, а не отступать — это сущность решимости рабо­тать Господу. Какое напряжение нравственных сил должно быть употреблено, чтобы дойти до такого пункта?! И это только начало. Затем и в действительной жизни по сему решению подоб­ное напряжение требуется что ни шаг, и без него ничего не делается.— Так изволь это знать,— и «туне» — выбрось из головы, и берись со стра­хом и трепетом содевать свое спасение, привнося к благодати все тщание, как заповедует тебе свя­той Петр (2 Пет. 1, 5).

Смотри теперь, сколько правды в словах: веруй, и ты спасен? — На деле так бывает, что если кто, уверовав, пойдет по тому пути, какой указывает вера, то несомненно достигнет спа­сения. Посему не написано: Иже веру имет спасен есть, но — спасен будет, если, разуме­ется, исполнит все, что с его стороны требуется исполнить (Мк. 16, 16). То истинно есть, что уверовавший и обновившийся благодатию в кре­щении или покаянии питает непоколебимую уве­ренность, что путь, на который он вступил, несом­ненно ведет ко спасению, что несомненно он и его приведет к нему, если не погрешит в шествии своем; даже более, он уверен, что начавший дело спасения в нем Господь и до конца доведет сие дело,— и в сем чаянии совершенно предает себя Его водительству; но это нисколько не увольняет его от собственных трудов и усилий, — да он и сам не думает пресекать их, сознавая их обяза­тельство, а напротив, всячески возбуждает себя к тому, чтоб, не щадя сил, всеусердно браться за все, предлежащее на пути шествия его.

Теперь следовало бы мне сделать коротенькие замечания против всякого из присланных тобою пунктов. Но приходится отложить это до следую­щего письма; потому что, как видишь, мы с тобою немного заговорились.

Спасайся! А между тем поразмысли о всем сказанном и постарайся выбить из головы это соблазнительное — «даром», чтоб его и следа там не оставалось. Экие у вас там народились счаст­ливцы, что им Царствие Небесное дается даром?! Не ревнуй сим лукавнующим.

 


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!