Теоретико-методологические подходы к проблеме одиночества в истории психологии.



В ходе развития представлений об одиночестве как психологическом явлении возник ряд научных подходов к этой проблеме.

1) Психоаналитический подход

В рамках психоаналитического подхода исследованиями одиночества занимались Дж.Зилбург, Х.Саливан, Фрида Фромм-Рейхман.

Одиночество в психоаналитической концепции представляет собой негативное следствие, которое обнаруживает свои корни в детстве.

Ряд авторов, в числе которых был Дж. Зилбург, проводил разграничение между состоянием одиночества и уединенностью. Уединенность была в его понимании достаточно временным и переходящим настроением, вызванным временным отсутствием значимого человека, а вот одиночество он представлял как негативное переживание, вызывающее ряд психологических негативных последствий. Зилбург считает, что причинами одиночества являются такие черты личности как нарциссизм, мания величия и враждебность, а также стремление сохранить инфантильное чувство собственного всемогущества и эгоцентризма.

Г.Салливан также писал об истоках одиночества. Основой для развития этого чувства он считал потребность ребенка в человеческой близости. Он утверждал, что, начинаясь в младенчестве (стремление младенца к контакту), в подростковом возрасте она приобретает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. В случае, когда подросток не может удовлетворить эту потребность, вероятность возникновения у него глубокого и негативного опыта переживания одиночества в будущем у него повышается.

Ф. Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубные последствия преждевременного отлучения от материнской ласки.

2) Человеко-центрированный подход (К.Роджерс)

Исследования К.Роджерса ориентированы на поиск причин одиночества в настоящем времени, в своих работах он мало обращает внимания на ранние детские переживания, считая, что страх одиночества вызван текущими влияниями, которые испытывает личность.

Роджерс, как представитель гуманистического направления в психологии, считает что одиночество - это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его в несоответствии представлений индивида о собственном «Я» и реальности. Иными словами, в одиночестве проявляется несоответствие между действительным и идеализированным «Я». К.Рождерс разделил процесс возникновения одиночества на 3 этапа, которые можно представить следующим образом:

1)Индивид подвергается влиянию общественных порядков, ограничивающих его свободу действия, которые меняют его поведение в соответствии с нормами поведения, принятыми в этом обществе.

2) Далее возникают противоречия между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями его «Я» в отношениях с другими людьми (это происходит в результате непринятия правил, которых вынужден придерживаться индивид по тем или иным причинам) что приводит к внутреннему диссонансу и потере смысла существования.

3) На третьем этапе индивид становится одиноким и начинает думать, что ему будет отказано в контакте со стороны других, ведь внутри он вовсе не такой, каким выставляет себя напоказ, а следовательно, никто и никогда не сможет его понять.

Эта последовательность имеет замкнутый характер: человек, веря в то, что его истинное «Я» отвергнуто другими, замыкается в своем одиночестве и, чтобы не отвергнутым, продолжает придерживаться своих социальных правил поведения, что в итоге приводит его к ощущению опустошенности.

3) Социально-психологический подход (К.Боумен,Д. Рисмен,Л. Слейтер)

Существенное отличие данного подхода от указанных выше состоит в том, что причиной одиночества является не сам человек, а общество, в котором он находится. Т.е. истоки возникновения страха одиночества стоит искать не в самой личности, а в особенностях развития общества, в котором человек находится. Таким образом, в этих концепциях, происходит смена ориентации, и, человек из объекта переживания превращается в субъект Клифф Боумен выделил два фактора, способствующих усилению одиночества в современном обществе: первый - это ослабление связей в первичной группе, и второй - увеличение семейной и социальной мобильности.

Еще один представитель социологического подхода Д.Рисмен в своей книге «Одиночество в толпе» выдвигает понятие об «извне ориентированной личности». Человек с такой ориентацией ставит своей целью нравиться другим, а также постоянно приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам. Делаясь зависимой от внимания других, такая личность бесконечно фрустрирует, не осознавая, что никогда не сможет удовлетворить данную потребность во внимании.

В связи с этим, он обособлен от своего истинного «Я», от своих чувств и ожиданий. По мнению Рисмена, современное американское общество образует «одинокую толпу», собирая общность из таких личностей.

Аналогичной точки зрения придерживалась и Лорен Слейтер, которая называет современное общество индивидуалистическим. Из-за того, что в нем невозможно достичь удовлетворения потребности в общении, сопричастности и зависимости, у человека возникает чувство одиночества и отчужденности.

4) Интеракционистский подход (Роберт С. Вейс)

Роберт Вейс выделяет два основных фактора, которые влияют на возникновение одиночества – личности и ситуации, в которой она находится.

В своей работе «Вопросы изучения одиночества» Роберт Вейс рассматривал одиночество с позиции социальных отношений, в которых принимает участие личность. Проблемы, возникающие в этой сфере, такие, как например как, недостаток социального взаимодействия индивида, а также взаимодействия, удовлетворяющего социальные запросы личности, и могут служить причинами возникновения одиночества.

Им было выделено два типа одиночества: эмоциональное и социальное.

Эмоциональное одиночество по Вейсу связано с отсутствием любовной или супружеской привязанности, и этот тип одиночества уходит корнями в раннее младенчество, когда привязанность ребенка к матери характеризует его модель общения с другими людьми в будущем, когда он станет независим от матери.

Социальное же одиночество является результатом отсутствия значимых дружеских связей или чувства общности уже в более позднем периоде, что может выражаться в переживании тоски и чувстве социальной маргинальности.

5) Когнитивный подход (Л. Э.Пепло)

Согласно мнению представителей когнитивного направления в психологии, ключом для объяснения связи между недостатком социальности и чувством одиночества, является познание. Л. Э. Пепло считает, что одиночество возникает в результате осознания диссонанса между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.

6) Экзистенциальная психология (И.Ялом, К.Мустакас)

В экзистенциальной психологии, говоря об одиночестве, выделяют базовый конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с неизменными данностями существования, который и является источником возникновения ощущения отчужденности.

Личность человека формируется в результате столкновения этих переменных, характер и направленность развития также обусловлены последствиями этих столкновений. Ряд неизбежных данностей человеческого существования, к числу которых принадлежит и одиночество, постоянно ставит личность человека в тот самый базовый конфликт, исходом которого может быть либо бесконечная, истощающая жизненные силы, борьба с этими данностями, либо внутреннее принятие их, что дает индивиду толчок к дальнейшему развитию. Экзистенциалисты рассматривают одиночество не как «болезнь», а как позитивное явление, которое является неотъемлимой частью бытия.

Одни из ярких представителей этого направления является американский психолог И.Ялом. Он, в своих работах, рассматривает изолированность человека от других людей, как его естественную форму обитания, он оценивает изоляцию как внутриличностное состояние, в котором, по большому счету, человек находится постоянно. По его мнению, невозможность человека находится наедине с собой, говорит о наличии серьезных внутриличностных конфликтов, требующих пристального внимания и проработки. Далее, он выделяет два вида изоляции: экзистенциальную и фундаментальную.

В своей работе «Экзистенциальная психотерапия» он акцентирует внимание на том, что есть несколько путей, ведущих к осознанию своей экзистенциальной изоляции, однако в основе этих путей лежит понимание ведущего экзистенциального конфликта – конфликта свободы и смерти. Знание о конечности собственного бытия заставляет человека понять, что он приходит в этот мир в полном одиночестве, и уйдет из него тоже один. Свобода же, понимается здесь как принятие ответственности за свою жизнь, она подразумевает собственное «авторство» жизни, принятие того факта, что никто другой не проживет твою жизнь за тебя. Здесь человек выступает как творец или кузнец, который выполняет созидательную функцию по отношению к своему жизненному пути. Таким образом, человек одинок в той мере, в которой принимает ответственность за свою жизнь. Но в этом случае он не воспринимает свое одиночество как нечто негативное или угнетающее, скорее наоборот. Одиночество сопутствует человеку на протяжении всего пути роста и стремления к развитию, являясь как бы неотъемлимой частью пути внутриличностного развития.

У человека, как пишет Ялом, есть два способа ограждения себя от «ужаса изоляции» - относительное принятие этой данности и сеть межличностных отношений. Личностные отношения, конечно, не нивелируют значения страха на личность, но они позволяют человеку разделить одиночество с другими людьми и тогда «любовь компенсирует боль изоляции».

К. Мустакас, ещё один представитель экзистенциального направления, разделяет «суету одиночества» и истинное одиночество (в этом его позиция схожа со взглядом на одиночество в некоторых восточных религиях).

«Суета одиночества» заключается в том, что организованный комплекс защитных механизмов, отдаляет человека от решения актуальных жизненных вопросов, путем осуществления активности вместе с другими людьми.

Истинное же одиночество исходит из осознания «реальности одинокого существования». Как и Ялом он считает, что этому осознанию могут способствовать столкновения с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), которые человек переживает в одиночку.

В отечественной же психологии, в сравнении с западной, исследования на тему одиночества как самостоятельного психологического феномена, можно встретить не так часто. Однако уже с середины 80-х годов отмечается повышение интереса и увеличение количества разноаспектных исследований в освещаемой научной теме. Проблема отчуждения и собственно одиночества рассматривается в контексте личностных конфликтов (Амбрумова А.Г., Пустовалова Л.И.,1985,1987); в рамках изучения механизмов психологической защиты (Басин Ф.В., Бурлакова М.К., Волков В.Н,1984,1988),системного анализа психических состояний (Ганзен.В.А, Юрченко В.Н.1981,1985). В настоящее время этой проблеме посвящаются новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на людей в разные периоды жизни.

Исследования отечественных ученых имеют общий позитивный настрой, направленный на решение проблемы одиночества или изменение отношения к самому феномену. Современными учеными выделены типы одиночества (хроническое, ситуативное, преходящее) в его временном аспекте:

- хронический тип одиночества развивается, когда в течение длительного времени человек не может установить удовлетворительные социальные отношения;

- ситуативный тип возникает в результате значительных стрессовых событий в жизни;

- и третий, преходящий тип переживания знаменует кратковременные приступы переживания одиночества.

Хроническая форма переживается более мучительно, вызывает раздражение, ощущение безнадежности, снижает жизненные силы и изменяет структуру поведения. Если говорить о преходящей форме, то здесь одиночество рассматривается скорее как настроение, которое приходит и уходит, представляя собой лишь временную проблему.

Интересен также взгляд на одиночество Карла Голдберга, который рассматривает данное явление как нарушение восприятия времени. По его мнению, одиночество есть отказ от настоящего момента, неспособность принять себя и мир вокруг здесь и сейчас, и оттого ощущение запертости наедине с самим собой во времени, которого не существует нигде, кроме сознания одинокого человека, и неважно, прошлое это его, или будущее.
Подобное восприятие себя в мире отражает внутренний разлад человека с самим собой, который он расценивает как собственную неполноценность во вселенной, как «кризис ожидания», потерю всякой надежды и разочарование в любой возможной перспективе.

Существует также мнение о границах одиночества, в рамках которого оно бывает:

Космическим,

Культурным,

Социальным,

Межличностным.

Космическое одиночество характеризуется чувством потери связи с бытием, своей обособленностью в мире. Культурноеодиночество нередко испытывают эмигранты, переживающие отрыв от привычной культурной среды, или же люди, считающие, что общепринятые культурные ценности неприемлемы для их внутреннего мира. Социальное одиночество - переживания человека, обусловленные исключением его из определенной группы или невозможностью вступления в группу. Такого рода ситуации чрезвычайно многообразны. Наиболее распространенные: увольнение с работы, отставка, выход на пенсию, исключение из команды, остракизм, неприятие коллективом по новому месту работы и т.п. Наиболее подвержены социальному одиночеству люди, относящиеся к двум возрастным группам - подростки ("тинейджеры") и старики: первые испытывают острую потребность впервые обрести друзей, но еще не имеют необходимых навыков общения; вторые, в силу преклонного возраста, покидают привычные и обжитые сферы деятельности, утрачивают прежних друзей.

Межличностное одиночество - это конфликт двух людей, каждый из которых испытывает одиночество в отсутствии внимания со стороны другого.

Говоря об исследованиях одиночества в смежных науках, стоит сказать, что, на многие психологические концепции, как и на психологию в целом, оказало влияние философское восприятие проблемы одиночества. Т.е. психологическое знание основывается на восприятии и представлениях философского знания о предмете одиночества. Этот факт стоит учитывать при работе с интерпретацией данных психологических теорий одиночества.

 

Феномен одиночества в философии рассматривается в разных аспектах, ниже приведены некоторые из них:

Экзистенциалисты-философы, в числе которых были такие ученые, как Паскаль, Ницше, Кьеркегор и Бубер сравнивали понятие одиночества с чувством «бездомности» - как неопределенность роли и смысла человеческого пребывания в мире, неспособности найти свое место в мире; потерянность человека в бесконечности; отсутствие гармонии человека с миром как таковой.

Также была выделена еще одна точка зрения, принадлежащая экзистенционалистам- одиночество как изначальная и неодолимая обособленность каждого индивида от прочих. Это можно было бы назвать личностным одиночеством, или «одиночеством индивидуальности», ибо с признанием человека его неповторимости одновременно приходит осознание обреченности – ведь «неповторимый» и значит «одинокий», ибо нет и не будет никого, кто будет таким же, нет двух одинаковых людей, а следовательно, нет никого, кто смог бы говорить и думать об одном и том же в самом глубоком понимании этого выражения.

 

Одиночество с точки зрения Сартра есть ответственность – это своеобразная "обреченность" каждого человека на самостоятельный выбор образа действия, невозможность переложить ответственность за свой выбор на другого.Будучи запертым в границах собственного сознания, человек не может всегда пребывать в иллюзии того, что он совершает поступки, инициированные выбором кого-то еще, а не его самого - и мучительное осознание того, что ответственность за все тяготы и несправедливости, которые он совершил, лежат только на нем, порой приводит к мучительным для него последствиям. Однако же стоит заметить, что ответственность сама по себе имеет несколько сторон восприятия - и она может быть не грузом, а даром, который дает безграничную власть над собой и миром. Именно в понятии ответственности, по нашему мнению, кроется разделение взглядов на принятие/непринятие одиночества индивидуумом и умение-неумение жить с ним и управлять им в собственных целях и интересах.

 

Продолжая эту мысль, следует упомянуть еще одну точку зрения – она была выдвинута и поддерживаема и писателем Генри Торо и прочими трансцеденталистами ХХ века. Одиночество как уединение – теперь рассматривается не как опустощающее осознание и ряд мучений, но как добровольное избегание контактов с другими людьми, преследующее цель сосредоточиться на каком-то деле, предмете, самом себе.

 

Философский, психологический и социологический подходы дополняют друг друга и дают отображение феномена одиночества в его многомерности.

Сложность построения научной теории одиночества заключается в том, что, с одной стороны, оно представляет собой глобальное, сущностное, социально обусловленное явление с недостаточно четкими критериальными признаками, а с другой стороны, является фактом сложного психического переживания, затрагивающего самые глубины человеческого сознания (рефлексия, интимность, субъектность и др.).

Говоря о современных исследованиях научной мысли в контексте психологических исследований одиночества, важно констатировать тот факт, что существенных изменений, по сравнению с периодом углублённых исследований 40-х - начала 80-х годов, не произошло. Получили своё дополнение и определённое развитие гипотезы и предположения с позиций когнитивного подхода (Perlman, Peplau 1985,86), также активно формировалась эмпирическая база исследований в рамках социологических теорий (Shaver, Freedman, 1984, Russel 1987). Было продолжено описание проблем общения касающихся различных возрастных групп (Rubin, Putallaz, Gottman 1980, 1981-1983, 1988, K.Rosaren 1989, 1990-1991, L. Cesk, G. Broderic 1992-1995).


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!