Bhagavan Sri Ramana Maharshi Center



Yellowstone Blvd.

Forest Hills, New York 11375

Tel: (718) 575-3215


ШРИ РАМАНА ГИТА

Песнь Шри Раманы

Переводчик и составитель русского издания
Олег Маркович Могилевер

Редактор И. И. Лебедев

Технический редактор М. Г. Столярова

Изготовление оригинала-макета Н. А. Платановой

Корректоры Н. В. Викторова, Н. П. Дралова

Выпускающий О. Я. Карманова

Лицензия ЛР №030213 от 21.11.91

Подписано в печать с оригинала-макета. Формат 60×901/16

Гарнитура «Антиква». Печать офсетная. Усл. печ. л. 15

Тираж 3000 экз. Заказ № 22


1 См. Библиографический список.

2 Окончание «джи», добавляемое к имени, — знак глубокого ува­жение к его носителю.

3 Это — полный титул. В поэме автор именует себя в конце каж­дой главы, составленной по образцу Бхагавад-Гиты, Васиштха Ганапати. Собственные многочисленные ученики и сам Шри Бхагаван звали Кавьякантху просто «Наяна», что на языке тéлугу означает «отец».

4 См. Шри Рамана Махарши: Весть Истины и Прямой Путь к Се­бе, Л., 1991, с. 98 — 102.

5 Опубликованные к настоящему времени переводы Шри Рамана Гиты на французский и испанский языки выполнены с шестого изда­ния на английском языке (1977).

* 30 декабря 1879 года, знак Козерога (Примеч. авт.)

** 1896 год, знак Льва (Примеч. авт.)

*** 1 сентября 1896 года (Примеч. авт.)

1 Шри Бхагаван оставил тело 14 апреля 1950 года, а это преди­словие опубликовано в 1922 году.

2 Младшим сыном Шивы, различные имена которого — Сканда, Картикейя, Кумара, Субраманья — отражают те или иные его черты. См. глоссарий.

* 17 ноября 1878 года, знак Скорпиона (Примеч. авт.)

** Ноябрь 1907 года (Примеч. авт.)

*** 25 июля 1936 года (Примеч. авт.)

3 Краткий очерк жизни Ганапати Муни (Ганапати Шастри) см. в книге: Шри Рамана Махарши: Жизнь и Путь. СПб, 1995, с. 141 — 146.

1 1935 и 1946 гг. соответственно.

1 Введение написал Грант Дафф — один из первых европейцев, активных последователей Шри Раманы. Пришел к Махарши в начале 30-х годов.

2 См. сноску 3 на с. 48 — 49.

* Екклезиаст (10: 2): «Сердце мудрого — на правую сторону, а сердце глупого — на левую». (Примеч. авт.)

* В современных трактатах по физиологии я, однако, заметил, что около одной восьмой сердца расположено по правую сторону груди. (Примеч. авт.)

1 В санскритском оригинале: «О важности упасаны».См. далее стих (I: 13).

2 Звезда в созвездии Картикай (Плеяды); одно из имен младшего сына Шивы.

3 Васаны.

4 Ликовать уже некому, так как в естественном состоянии нет эго, а только оно, иллюзорное представление «Я-есть-тело», радуется и страдает, жаждет и отвращается.

1 В 1915 году один из молодых почитателей, Джагадишвара Шастри, написал на санскрите: хридайя кухара мадхье (в глубине пещеры Сердца), но не мог закончить шлоку. Шри Бхагаван, узнав об этом, просил его завершить стих, неоднократно напоминал, но Джагадишвара, как ни старался, не смог этого сделать. В конце концов он оставил листок с текстом Шри Бхагавану, который и дописал шлоку до конца. Так родился этот знаменитый стих.

Кавьякантха увидел его, был вне себя от радости, назвал Рамана-упанишадой и решил написать комментарий к стиху. В 1916 году, когда об этом вспомнили в присутствии Шри Раманы, он сказал: «Время пришло. Я сочиню нечто подобное Гите как комментарий». Так родилась Шри Рамана Гита.

2 То есть в глубине Сердечного Центра. Сердце как источник всего проявленного лежит вне времени и пространства, но может быть условно (если сохраняется отождествление Себя, Атмана, с телом) локализовано в теле, с правой стороны груди (см. V: 6).

3 Брахман — безличный Абсолют в индуизме, не имеющий атрибутов, на который можно только указать — ТО.

Атман — истинная природа человека, его истинное Я,выра­жаемое чувством «Я есмь».

Запись «Я — Я» выражает чистоту Я, отсутствие любых наложений: ЯЯЯ... ЯЯ... ЯЯЯ..., то есть Я есмь Я. А это и есть

Первое Имя Бога. См. Исход (3: 14): «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий».

«Среди многих тысяч имён Бога ни одно так не соответствует Богу, пребывающему в Сердце, лишенному мысли, не является таким точным, подходящим и прекрасным, как Я,или “Я есмь”. Из всех известных имен Бога имя “Я — Я” одно зазвучит триумфально после уничтожения эго, возникая словно безмолвное высочайшее Слово в пространстве Сердца тех, кто обращен к Атману. Даже если человек непрерывно медитирует на этом имени «Я — Я», внимая чувству «Я», то оно погрузится в источник возникновения мысли, уничтожая эго — зародыш, сочлененный с телом». См.: Будь тем, кто ты есть! Наставления Шри Раманы Махарши. СПб., 1994, с. 272 — 273.

4 Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир — пять великих тонких эле­ментов, лежащих в основе материального мира.

5 Основным является Поиск, Само-исследование «Кто я?» (см. гл. VII), в процессе которого осуществляется Погружение, а регуляция дыхания — вспомогательное средство сдерживания ума (см. гл. VI), облегчающее Поиск.

1 Сансара (санскр.) — круговорот рождений и смертей, прерыва­ющийся только с достижением Освобождения.

2 Мантры.

1 В санскритском оригинале: «Природа джняны». Джняна (санскр.) Мудрость, или Знание.

2 См. глоссарий.

1 В Йога-сутрах Патанджали анахата является четвертой, а муладхара — первой и самой нижней из семи психических центров, чакр.

Анахата не совпадает с Сердечным центром. Она лежит за ним. Поэтому вопрос в стихе 4 базируется на ошибочной предпосылке.

2 Психический канал, идущий от основания спины до верхушки головы. См. ниже (IX: 10).

3 «Тысячелепестковый лотос», высшая из чакр,расположенная над головой.

4 Сначала из Сердечного Центра поднимается «я»-мысль (см. V: 3). Затем, попадая в мозг, «я»-мысль творит мир (см. V: 6 — 7, а также Будь тем, кто ты есть! Наставления Шри Раманы Махарши. СПб, 1994, с. 245 — 259).

5 «Обычные» значения термина «праджняна» — знание, рассудок, суждение.

1 Жизненной силой, вызывающей движения различных органов тела.

2 Медитацией.

3 Речь идет о сат-санге (букв.: «пребывание в Бытии») — не только о физическом присутствии просветленного Учителя, но и о мысленном соединении с ним. См. Будь тем, кто ты есть! СПб, 1994, гл. 9.

1 Комментарий Шри Пунджаджи к стихам VII: 9 — 10 см. в При­ложении 1 на с. 187 — 188.

1 Писания запрещают изучение Вед женщинам и представителям низшей касты — шудрам (см. глоссарий). Шри Рамана разъясняет, что эти ограничения, а также различия в перечисленных здесь стадиях жизни, не касаются Самопознания, поиска истинного Я,Атмана. Необходима только пригодность для такого иссле­дования.

1 «Я есмь».

2 То есть Сердечного Центра в теле как источника рассеянного Света — индивидуального сознавания, «я»-мысли, иллюзорного представления «Я-есть-тело».

3 Шри Бхагаван однажды заметил, что сушумна — термин йоги (то есть раджа-йоги),тогда как атма, пара и амрита нади — термины джняны (то есть джняна-йоги).

См. Talks with Sri Ramana Maharshi,Tiruvannamalai, № 57. Здесь указан номер беседы, не зависящий от издания.

4 Между Реальностью и нереальным.

5 То есть ум.

6 Васаны.

1 «Равенство», по Шри Рамане, не означает отсутствия различий, но сознавание неотъемлемого единства. Такое равенство — отличительный признак Мудреца. «Из равного отношения человека ко всем существам можно сделать вывод о его достижении джняны» (см. I: 16).

1 В санскритском оригинале: «О совместимости джняны и сиддх». Сиддхи (санскр.) — сверхобычные силы.

2 Места паломничества, связанные с пребыванием там Субра­маньи.

3 В санскритском оригинале — Джнянасамбандха. Здесь приве­дено имя, используемое отечественной традицией востоковедения.

4 Та часть общей кармы,накопленной человеком, которую ему суждено пережить в нынешней жизни.

1 Который совершает первую ошибку, считая себя отдельным от Атмана (см. выше стих ХII: 6).

2 «Ишвара, личный Бог, верховный творец вселенной, действи­тельно существует. Но это справедливо только с относительной точки зрения тех, кто не постиг Истину, кто верит в реальность индивидуальных душ. С абсолютной точки зрения Мудрец не при­знаёт никакого другого Бытия, кроме безличного Атмана, единого и бесформенного». См.: Будь тем, кто ты есть! СПб, 1994, с. 274. В этой главе Махарши отвечает, учитывая дуалистический взгляд Капали. Его абсолютная точка зрения звучит в последнем стихе главы.

3 Yatra sarvam Atmaiva abhoot.

4 Само-исследование толкает ум внутрь, и человек сознаёт сияние Атмана как «Я — Я» в Сердце. В этом смысле и необходимо движение, погружение вовнутрь. Постоянное сознавание Бытия, или Само-реализация, есть пребывание в Сердце без усилий.

5 Вритти.

1 В санскритском оригинале: «Мужчина и женщина одинаково пригодны для санньясы». Санньяса (санскр.) — отречение от мира, четвертая стадия жизни (см. гл. VIII).

2 Одна из форм ритуального почитания, пуджи.

3 Имя жены Ганапати Муни.

1 В санскритском оригинале: Дживанмукти.

2 Праджняна.

3 Брахмалока.

4 Праны.

5 Сиддха.

6 См. глоссарии.

1 Сакшаткара.

1 Джняни.

1 В санскритском оригинале: «О славе сиддхов». Сиддха (санскр.) — человек, достигший Просветления, Освобождения. См. глоссарий.

2 Парашара — один из великих ведических мудрецов. Шри Рама­на, родившийся с интуитивным сознаванием Аруначалы, должен, по мнению автора поэмы, принадлежать к его линии.

3 Мудрец; см. глоссарий.

4 Ганапати и Субраманья — сыновья Шивы и его жены, Парвати.

5 Как воплощение Субраманьи, главнокомандующего божествен­ными силами.

6 Здесь игра слов: «тарака» означает «кормчий», и это также имя демона, асура,убитого Субраманьей.

7 Здесь тоже игра слов.

8 Здесь двойная игра слов.

9 Шиву как Дакшинамурти (см. глоссарий).

10 Поэт отождествляет себя здесь с Ганапати, старшим сыном Шивы, рассматривая Шри Бхагавана воплощением Субраманьи, младшего сына (по возрасту поэт был чуть старше своего Гуру).

11 Старшая жена Субраманьи, чистый ум.

12 «Пять драгоценностей Аруначалы».

13 См.: Шри Рамана Махарши: Жизнь и Путь, СПб., 1995, с. 345 — 348.

14 Имеется в виду Тирунянасамбандар, один из трех выдающихся тамильских святых-шиваитов. В 16 лет он оставил тело и неизгла­димый след в религиозной поэзии шиваитов.

15 После Просветления «Я» уже не отождествляется с телом.

См.: Шри Рамана Махарши: Весть Истины и Прямой Путь к Себе, Л., 1991, с. 152; Шри Рамана Махарши: Жизнь и Путь, СПб, 1995, с. 48.

1 Комментарий на стихи VII: 9 — 10 Шри Рамана Гиты специально для, настоящего издания, который Шри Пунджаджи (см. глоссарий) сымпровизировал 29 марта 1996 года на своём сат-санге «Сат-санг Бхаван» (см. глоссарий), в присутствии нескольких сотен учеников и почитателей со всех континентов. Подготовить текст к набору помог­ли Сакшин (г. Лакнау, Индия) и М. Е. Момот (С.-Петербург).

1 В основе этой статьи лежит письмо, которое Шри Садху ОМ на­писал другу, отвечая на следующий его вопрос: «В течение дня раз­личные активности требуют части или всего нашего внимания. Как же тогда возможно на практике поддерживать непрерывное Само-внимание?»

Перевод выполнен по материалу, содержащемуся в книге: Sri Sadhu ОМ. The Path of Sri Ramana,Part one, pp. 165 — 171, Tiruvannamalai, 1990. См. также: The Mountain Path,vol. 21, № 1, Tiruvannamalai, 1984, pp. 38 — 42.

Для того чтобы ясно выделить суть Само-исследования, Шри Сад­ху ОМ вводит термин «Само-внимание» (см. глоссарий), подчерки­вающий обращение ума вовнутрь — к субъекту «Я», а не вовне — к объектам. С той же целью в своей терминологии он также использует грамматические соответствия: субъект — первое лицо («я» — место­имение первого лица), а объекты — второе и третье лица («ты», «вы», «он», «это» и т. д. — местоимения второго и третьего лица), как это делал и Шри Рамана (см., например, сноску 2 на с. 190, где цитиру­ется его работа «Кто я?»).

2 Теория и практика Само-исследования «Кто я?» представлена во всех изданиях Шри Раманашрама на русском языке. См. Библио­графический список.

Для первоначального знакомства рекомендуется книга Артура Ос­борна «Рамана Махарши и Путь Самопознания». См.: Шри Рамана Махарши: Жизнь и Путь, СПб, 1995, с. 23 — 284. Основы практики даются следующими поучениями Шри Раманы:

«Первой и самой главной из всех мыслей, возникающих в уме, яв­ляется первичная “я”-мысль. Только после подъёма, или начала, “я”-мысли возникают бесчисленные другие мысли. Иными словами, толь­ко после того как появилось местоимение первого лица, “я”, на ум приходят местоимения второго и третьего лица (“вы”, “он” и т. д.), и они не могут существовать без “я”.

Поскольку каждая очередная мысль может возникать только вслед за подъёмом “я”-мысли и так как ум есть не что иное, как связка мыслей, ум успокаивается только исследованием “Кто я?”. Более то­го, неотъемлемая “я”-мысль, подразумеваемая под “я” в таком иссле­довании, разрушив все остальные мысли, в конце концов уничтожит­ся, или истребится, сама, подобно палке, используемой для переме­шивания погребального костра.

Даже когда в течение такого исследования пускают ростки посто­ронние мысли, нe пытайтесь завершить возникающую мысль, а, на­оборот, глубоко вопрошайте внутри: “Для кого пришла эта мысль?”. Безразлично, сколько мыслей при этом к вам придёт; если вы с высо­кой бдительностью при возникновении каждой мысли будете немед­ленно исследовать, для кого она пришла, то обнаружите, что “Для меня”. Если затем вы спросите: “Кто я?”, то ум обратится вовнутрь и возникшая мысль также успокоится. В этом методе, когда вы всё бо­лее и более упорствуете в практике Само-исследования, ум приобре­тает большую силу и способность пребывать в своём Источнике». (Шри Рамана Махарши: Жизнь и Путь, СПб, 1995, с. 293 — 294).

[1] Представляет практический интерес режим плановой медитации «Времена Сердца» (см. глоссарий), установленный прямым учеником Бхагавана Шри Раманы американцем А. Раманой (см. глоссарий) в основанной им в 1978 году духовной ассоциации АХАМ (см. глос­сарий).

АХАМ — некоммерческая духовно-образовательная организация с Центром в штате Северная Каролина, США [4368 NC HWy.134 Asheboro, NC 27203, USA], которая предлагает систему программ ов­ладения Само-исследованием как практикой жизни в Счастье-сейчас.

1 Ниже следует статья из сборника “МАХАРШИ РАМАНА. Его Роль сегодня” (MAHARSHI RAMANA His Relevance Today,Delhi, 1990, pp. 133 — 135).

2 Три основных Писания («Тройной канон») Веданты: Упанишады, Брахма-сутры, Бхагавад-Гита.

3 До момента Само-реализации...


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 10; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!