Каждый готов к Просветлению



Прежде всего, ум никогда не может быть очищен1. Днём вы проводите весь день в медитации, различных ду­ховных практиках, однако ночью, во сне, ваш ум способен привязываться к чувственным объектам и даже иметь секс с женщиной, потому что он подавил это желание. Нет ни одного человека, ни одного животного, не имею­щего сексуального желания в своём уме. Итак, оно при­дёт ночью; в течение медитации вожделение можно пода­вить, ночью нельзя, и оно появится снова. Поэтому я и чувствую, что человек не может контролировать ум. По­этому я и говорю, что ум не может быть очищен.

Таким образом, я считаю, что не следует позволять уму подавлять его чувственные объекты. Что бы ни приходи­ло, берегите это, наслаждайтесь этим и не подавляйте самое нужное. Если вы молодой и нуждаетесь в жене — имейте жену. Здесь нет вопроса. Не подавляйте, или да­же во снах она явится к вам. Итак, лучше удовлетворить желание сейчас, в бодрствующем состоянии, и покончить с этим, вместо того, чтобы встречаться с женщиной во снах.

Во что я верю, так это в то, что каждый человек готов к Просветлению. Потому что приобрести что-либо новое готовностью он не может. Таким образом, какой он есть, таким и останется. Он был собой, он есть и он останется собой. Итак, я не думаю, что требуется даже готовность. Каждый готов от рождения, поскольку из миллионов жи­вых существ он уже принадлежит к самому совершенному виду. Он — человек. Поэтому как человек он должен ид­ти дальше, на ту сторону, чтобы стать выше богов — осознавшим себя. Тогда он не сможет родиться снова в колесе переселений (души).

Это — мой комментарий для русского издания (Шри Рамана Гиты).


Приложение 2

Шри Садху ОМ

Садхана и работа

Упрек, брошенный человечеству, состоит в том, что в течение жизни все люди уделяют внимание только вто­рым и третьим лицам (объектам, таким как «вы», «он», «она», «то», «это» и т. д.), и они никогда не обращают своё внимание к первому лицу (субъекту «Я») для того, чтобы выяснить «Кто я?»1. От момента пробуждения до момента засыпания, от рождения до смерти — действительно, все живые существа внимают только второму и третьему ли­цам. И каков чистый результат такого внимания? Бес­счетное множество невзгод!

Зная, что все несчастья возникают только как резуль­тат фундаментальной ошибки — первородного греха — вниманию ко второму и третьему лицам вместо того, чтобы внимать первому лицу, «Я», и познавать его истин­ную природу. Бхагаван Шри Рамана милостиво появился на земле, дабы дать совет человечеству.

«Находясь в состояниях бодрствования и сна со сновидениями, вы внимательны только ко второму и третьему лицам и как следствие переживаете беско­нечное страдание. Но в глубоком сне, когда вы не обращаете внимание на какое-либо второе или третье лицо, опыта страдания нет. Упуская из виду спокойное счастье, переживаемое в глубоком сне, вы ищете счастье в состоянии бодрствования, уделяя внимание бесчисленным внешним объектам. Но раз­ве тот факт, что вы пережили счастье глубокого сна в отсутствие этих объектов, не показывает, что сча­стье — не в этих объектах, но в вас, первом лице, или субъекте? Почему бы вам не попытаться, даже в бодрствующем состоянии, обращать внимание не на второе и третье лица, но на первое лицо, “Я”?»

Будучи совершенным духовным доктором, Шри Бхага­ван поставил диагноз подлинной причине наших страда­ний и предписал полный курс лечения — принятие ле­карства Само-внимания и соблюдение ограничений «диеты» воздержания от внимания ко второму и третьему лицам2.

Тех из нас, которые внимают этому совету Шри Бхага­вана, а потому жаждут следовать курсу лечения, предпи­санному Им, называют устремленными к Освобождению. Чтобы получить право квалифицироваться «устремлен­ным», человек должен иметь абсолютное убеждение, что счастье, единственная цель всех живых существ, может быть получено не от внешних объектов, но только от соб­ственного сокровенного Я, Атмана. Когда человек имеет эту квалификацию, в сердце возникает пылкое сильное желание попытаться следить за Атманом и познать Атман. Действительно, для подлинно устрем­ленного желание и усилие познать Атман станет са­мой важной частью его жизни, а всё остальное будет рас­сматриваться имеющим второстепенное значение. Когда такое пылкое сильное желание в человеке возникает, ус­пех гарантирован, ибо «где есть воля, есть и путь».

Однако, услышав это, некоторые духовные практики беспокоятся, не нужно ли тогда оставлять все активности, все деятельности, чтобы практиковать Само-внимание. «Если мы должны следовать этой садхане Само-внимания со всей серьёзностью, то не окажется ли работа препятствием? Но если мы оставим всю работу, то как сможем обеспечить тело пищей, одеждой и кровом, кото­рые оно требует?», — спрашивают они. Тем не менее, ко­гда бы почитатели ни задавали Шри Бхагавану такие во­просы, Он обычно отвечал, что работа — не помеха для духовной практики, садханы. Это не означает, конечно, что устремленный должен работать в том же духе, что и мирской человек, или что ему следует работать с тем же намерением. Дух и намерение, с которыми устремленный должен работать в этом мире, можно проиллюстрировать следующим примером.

Предположим, что некий бизнесмен арендует в центре большого города магазин за 1000 рупий в месяц. Если при этом он намерен получить только деньги, необходимые для платы за аренду, то не будет ли его бизнес бесполез­ным? Разве не следует ему, арендуя магазин, получать ежемесячно прибыль в 10 000 рупий? С другой стороны, если он не сделает денег, достаточных даже для платы за аренду, то сможет ли оставаться в магазине, чтобы зара­ботать свою прибыль?

Наше тело напоминает магазин, арендуемый этим биз­несменом. Цель, с которой мы арендуем это тело, — осознать Атман, в то время как арендные взносы, ко­торые необходимо платить за пользование телом, — пи­ща, одежда и кров. Чтобы выплатить эти взносы, нам не­обходимо работать, используя ум, речь и тело как наши инструменты. Если мы их не платим, то не можем жить в теле и зарабатывать великую прибыль Самопознания. Тем не менее, нам не следует тратить всю нашу жизнь — всё наше время и усилия — в работе ради этой арендной платы. Ум, речь и тело должны работать только такое время и с таким количеством усилий, которые требуются для уплаты арендных взносов — обеспечения тела необ­ходимыми ему пищей, одеждой и кровом. Если вместо этого мы посвящаем всё наше время и все наши усилия накоплению удобств и выгод для тела, как это делают мирские люди, то как раз будем напоминать никудышного бизнесмена, работающего лишь для оплаты аренды и ни­когда не пытающегося получить прибыль. Поэтому ис­кренне устремленный должен так устроить свою работу, чтобы тратить только часть времени и энергии на под­держание тела и использовать остающиеся время и энер­гию, стараясь заработать великую прибыль Самопознания, познания Атмана.

Для некоторых устремленных прарабдха будет органи­зована Богом или Гуру таким образом, чтобы им требова­лось работать мало или они могли вообще не работать для поддержания их тела. В то же время для других уст­ремленных прарабдха может быть устроена так, что они должны тратить большую часть своего времени на под­держание тела. Но какой бы ни была прарабдха,она по­строена только для собственного блага устремленного, то есть для окончательного достижения им Самопознания, постижения истинного Я. Более того, поскольку пра­рабдха определяет только внешние активности тела и ума, она никоим образом не препятствует внутреннему желанию и жажде Самопознания. Если человек обладает интенсивной жаждой Самопознания, то Милость Гуру, несомненно, поможет ему всеми способами, одновременно изнутри и снаружи, чтобы дать возможность быть внима­тельным к Атману.

Некоторые люди жалуются, однако, что всю жизнь они вынуждены заниматься таким множеством дел, что им не остаётся времени для практики Само-внимания. Но даже среди такой массы других важных активностей разве мы не находим времени, чтобы есть, умываться, отвечать на зовы природы, спать и т. д.? Подобным образом среди всех других занятий искренне устремленный найдет по крайней мере несколько минут ежедневно для практики Само-внимания. В начале, если возможно, практике Само-внимания следует посвятить минимум десять минут — и утром, и вечером. Такая регулярная ежедневная практика рекомендована Шри Бхагаваном в стихе 44 «Гирлянды свадебных посланий Шри Аруначале» (Шри Аруначала Акшараманалай),где Он поёт:

«”Обращенный к Атману, ежедневно наблюдай себя

внутренним взором,

И Это (Реальность) будет познано”, —

так Ты сказал мне, о мой Аруначала».

Если такую регулярную практику продолжать некото­рое время, Само-внимание будет становиться всё более и более привычным и тогда обнаружится, что возможно от­влекать внимание от второго и третьего лиц к первому лицу даже среди каждодневных активностей всякий раз, когда появится несколько мгновений свободного времени между окончанием одной деятельности и началом другой. Если пытаться таким образом поворачивать свое внима­ние к первому лицу при наличии хотя бы нескольких мгновений досуга, то к концу дня Само-вниманию будет посвящено много времени, хотя бы и с перерывами. Такое прерывистое Само-внимание в свою очередь окажется большой помощью тому, кто садится практиковать в предписанное время (от десяти минут до получаса каждое утро и каждый вечер), когда нет внешних помех, препят­ствующих практике[1].

Сначала может оказаться невозможным поддерживать непрерывное Само-внимание даже несколько минут. Вполне естественно, что благодаря длительной привычке ум начнет думать о каких-нибудь объектах второго и третьего лица. Каждый раз, когда внимание таким обра­зом поворачивается вовне, устремленный снова пытается повернуть его обратно к первому лицу. Этот процесс ос­лабления Само-внимания и затем попытка нового обрете­ния его будут повторяться снова и снова. Если ум уст­ремленного не вполне силен из-за недостатка любви к по­знанию Атмана, то ослабление Само-внимания будет частым, и, когда последует борьба, ум быстро устанет. Вместо такой повторяющейся битвы за возвращение Са­мо-внимания следует на время дать передышку уму, как только начальная попытка установить внимание на пер­вом лице становится неустойчивой, и затем опять сделать попытку. Если таким образом предпринимать прерыви­стые попытки, каждая попытка будет обладать свежей силой и большей ясностью внимания.

Если быстро сжать силомер, то стрелка циферблата сначала может указать на высокий результат. Но если пытаться сжимать силомер длительный период времени, стрелка покажет, что усилие постепенно слабеет и пада­ет. С другой стороны, если прекратить это сжимание и после короткого отдыха сжать силомер снова, со свежей силой, можно получить даже более высокий результат, чем первоначальный. Подобное происходит и при Само-внимании. Если человек долго борется за сохранение Са­мо-внимания, то интенсивность и ясность его внимания будут постепенно слабеть и уменьшаться. Но если вместо этого он делает передышку, как только обнаружит ослаб­ление Само-внимания, и после короткого отдыха предпри­нимает новую попытку установить внимание на Атмане, то эта новая попытка будет иметь большую интенсивность и ясность. Поэтому важна не продолжи­тельность времени, затрачиваемого на попытку быть внимательным к Атману, но серьезность и интенсив­ность, с которой проводится каждая свежая попытка.

В течение времени практики, садханы,наше внимание, которое сейчас сфокусировано на объектах второго и третьего лица, должно повернуться, так сказать, на 180 градусов, чтобы сфокусировать себя на первом лице. Вначале, однако, внимание сможет повернуться только на 5, 10 или 15 градусов. Причина — сопротивление мощной пружины, пружины скрытых склонностей, васан,или тонких желаний, направленных на мирские объекты. При каждой попытке повернуть внимание к первому лицу, «Я», эта пружина мирских склонностей будет стремиться тол­кать ум обратно, снова ко второму и третьему лицам («ты», «вы», «он», «она», «это», «то» и т. д.). Поэтому угол поворота будет зависеть от непоколебимости бес­страстия (вайрагья)по отношению к мирским объектам и от силы страстного желания (бхакти)познать Себя, Атман. Такие вайрагья и бхакти будут усилены регу­лярной практикой Само-внимания, искренней молитвой Шри Бхагавану и постоянным общением с людьми или книгами, которые будут неоднократно напоминать: «Только познанием Атмана мы можем достичь под­линного и постоянного счастья. До тех пор, пока мы не познаем Атман, мы будем бесконечно добиваться стра­даний и переживать их. Поэтому наша первая и самая главная жизненная обязанность — познать Атман. Все остальные усилия окажутся тщетными».

По мере того как бесстрастие и жажда познать Атман таким образом возрастают молитвой Гуру, изу­чением Его наставлений, размышлением над ними и прак­тикой Само-внимания, способность повернуть внимание к первому лицу будет также увеличиваться, пока духовный практик не сможет повернуть его на 90, 120 или даже на 150 градусов при каждой новой попытке. При этом он бу­дет в состоянии переживать тонкий поток Само-созна­вания даже при загруженности работой; то есть он смо­жет переживать сознавание своего бытия, которое не бу­дет нарушено, что бы ни делали ум, речь и тело. Другими словами, практик сможет вспоминать чувство «Я есмь», которое всегда лежит в основе всех его активностей. Од­нако этот тонкий поток Само-сознавания не следует при­нимать за состояние Само-внимания, потому что он будет переживаться только тогда, когда практик склонен сде­лать это.

Как же тогда можно пережить состояние непрерывного Само-внимания, состояние непоколебимого пребывания в Атмане? Милость Гуру будет всё больше и больше помогать тем устремленным, кто таким образом, повторяя попытки, практикует Само-внимание с большой любовью (бхакти)к познанию Атмана. Когда сияющее пламя и дуновение ветра соединяются вместе, они творят чуде­са. Подобно этому, когда сияющее пламя любви к Само­познанию и дуновение ветра Милости Гуру соединяются вместе, случается чудо. В течение одной из своих новых попыток устремленный сможет повернуть внимание на полные 180 градусов к Атману (то есть он будет в состоянии достичь совершенной ясности Само-сознавания, незагрязнённого даже минимальным сознаванием какого-либо второго или третьего лица), вследствие чего он по­чувствует огромное изменение, происшедшее спонтанно и без его усилия. Его внимание, которое он до этого так много раз пытался обратить к Атману и которое все­гда ускользало обратно, ко второму и третьему лицам, те­перь фиксировано могучей Силой, не позволяющей ему впредь снова возвратиться к какому-либо второму или третьему лицу («ты», «вы», «он», «она», «это» и т. п.). Эта фиксация есть объятия Милости. Хотя Милость всегда помогает практику, он полностью становится Её «жертвой» лишь когда оказывается в Её «объятиях». Если он однажды поворачивает своё внимание на полные 180 градусов к Атману, то безусловно попадает в эти объятия Милости и впредь считается «своим» и будет постоянно защищаться Ею от новых возвратов к объектам второго и третьего лица. Это состояние, в котором ум та­ким образом постоянно пребывает в Милости и в связи с этим навсегда утоплен в своём источнике, известно как переживание истинного знания (джнянабхути),Само­реализация (Атма-сакшаткара),Освобождение (мукти)и т. д. Это одно может быть названо состоянием непре­рывного Само-внимания.

Некоторые люди сомневаются: «Если так, то будет ли ум тогда оставаться навсегда утонувшим в самадхи?Не смо­жет ли он выйти снова и познавать все объекты второго и третьего лица этого мира? Разве не факт, что даже Бхагаван Шри Рамана провел около пятидесяти четырех лет в со­стоянии Само-реализации и большую часть этого времени Его видели обращающим внимание на второе и третье ли­ца?» Да, это правда, что, хотя Шри Бхагаван всегда оста­вался в состоянии Само-реализации, внешние наблюдатели видели Его познающим мир. Как это можно объяснить?

Оставаться с полностью бездеятельными телом и умом — это не единственный признак самадхи. Хотя после Само-реализации некоторые джнянины проводят всю свою жизнь совершенно забывая тело и мир, не все джнянины обязательно ведут себя так. Возврат телесного сознания (и, следовательно, сознания мира) после достижения Са­мо-реализации происходит согласно прарабдхе этого те­ла. Для некоторых оно может уже никогда не вернуться, в то время как в других случаях оно возвращается через секунду или через несколько часов или дней. Но даже в таких случаях, где телесное сознание и сознание мира возвращаются, это не будет переживаться как знание второго и третьего лиц! Другими словами, джняни не пе­реживает тело и мир как второе и третье лица — объекты иные, чем он Сам, — но как Свое собственное неограни­ченное и неделимое Я,Атман.

Пока человек является еще устремленным, он ошиба­ется, считая ограниченную форму своего тела собой, и, следовательно, остающаяся часть его беспредельного ис­тинного Я переживается им как этот мир — скопление объектов второго и третьего лица. Но после достижения Само-реализации, переживая себя неограниченным Це­лым, он обнаруживает, что все вторые и третьи лица, ко­торые ранее чувствовались иными, чем он сам, воистину на самом деле не что иное, как его собственное Я,Атман. Поэтому, даже в то время, когда джняни (с точки зрения внешних наблюдателей) внимателен к объектам второго и третьего лица, Он (с Его собственной точки зрения) внимает только Атману. Следователь­но, даже несмотря на то, что Он может казаться вовле­ченным в такое множество активностей, как физических, так и ментальных, Он, фактически, всегда пребывает в естественном состоянии непрерывного Само-внимания.

Поэтому, непрерывное Само-внимание возможно лишь в состоянии Само-реализации, а не в состоянии практики (садхана).Что должно делать в течение периода садха­ны,так это неуклонно культивировать возрастающую лю­бовь к достижению Самопознания и предпринимать пре­рывистые, но повторяющиеся попытки повернуть свое внимание на полные 180 градусов к Атману. Если практик однажды преуспеет в этом, то непрерывное Само-внимание обнаружится естественным и не требующим усилий.


Приложение 3

Свами Шивананда


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!