Освобождение при жизни1



1 — 2. Вечером 21 августа 1917 года

рассудительный Бхаратваджа Вайдарбха,

урожденный Шивакула,

Выдающийся знаток Писаний, многоопытный в речи,

Спрашивал Махарши о состоянии освобождения при

жизни [ дживанмукти ].

Выслушав вопрос, Махарши ответил во всеуслышание.

3. «Дживанмукти означает твердое пребывание в Бытии,

Не затронутое идеями Писаний или мирскими

представлениями.

4. В трансцендентальном сознавании2 нет различий,

поэтому Освобождение бывает только одного класса.

Человек, освобожденный еще в теле, при жизни,

называется дживанмукта.

5. Писания говорят нам о человеке,

идущем в мир Брахмы3 и получающем там

Освобождение.

Нет разницы между его переживанием и дживанмукты.

6. Переживание махатмы,

чьи жизненные силы4 сливаются с чистым Бытием

в момент смерти,

То же, что в двух вышеупомянутых случаях.

7. Пребывание в Атмане — одно и то же для всех,

разрушение уз — одно и то же для всех,

и есть только один класс Освобождения.

Различия между Освобожденными появляются

только в умах внешних наблюдателей.

8. О лучший из людей, жизненные силы махатмы,

пребывающего в Атмане

и получившего Освобождение

еще при жизни,

Тоже поглощаются в Атман именно в этот момент —

Само-реализации.

9. В некоторых случаях, благодаря зрелости тапаса,

Освобожденный при жизни обретает силу

быть неосязаемым,

тогда как его форма сохраняется.

10. При дальнейшей зрелости можно даже стать невидимым.

Оставаясь только чистым Сознаванием,

человек, наделенный такой силой5,

играет как ему нравится.

11. О лучший из людей, эти две сверхобычные

способности тела [ сиддхи ]

Могут прийти очень быстро благодаря Милости Бога.

12. Эти различия в сиддхах не означают

какого-либо различия в Освобождении.

Пребывающий в Атмане — освобожденный,

в теле он или без.

13. Тот, кто поднимается к высшим мирам,

выходит из тела через канал, именуемый сушумна,

И потом, руководимый божеством по имени Архис6,

становится там Просветленным и тотчас получает

Освобождение.

14. Для йогина с совершенно зрелым умом,

выполняющего Само-исследование

или медитирующего на Боге,

Этот подъем к высочайшей цели происходит

Божественной Милостью.

15. Он может странствовать, по желанию, во всех мирах,

создавать себе столько тел, сколько понравится,

И даже даровать милость другим.

16. Некоторые мудрецы говорят,

что мир освобожденных это — Кайласа,

Другие — Вайкунтха, а третьи — Солнце.

17. О эрудит, все эти миры освобожденных

точно такие же, как эта Земля и другие планеты.

Они сотворены в Атмане удивительной Энергией,

или силой шакти.

Такова четырнадцатая глава,

именуемая «Освобождение при жизни»,

в Шри Рамана Гите,

науке о Брахмане и Писании йоги,

сочиненной учеником Раманы, Васиштхой Ганапати.






Глава XV

Шравана, манана, нидидхьясана

1. О Мастер, превосходнейший из Мудрецов,

Что такое шравана, манана и нидидхьясана?

2. Выслушав мой вопрос утром 22 августа 1917 года,

Шри Бхагаван, лучший из знатоков Брахмана,

сказал собравшимся ученикам.

3. «Некоторые говорят, что шравана —

это слушание Наставника,

Когда он разъясняет тексты Вед,

давая смысл и толкование.

4. Другие говорят, что шравана — это слушание Учителя,

знающего Атман,

Когда он на своем родном языке и своими словами

объясняет природу Бытия.

5 — 6. Если человек, прослушав ведантические тексты

или собственные слова Гуру,

Или благодаря заслугам, накопленным в прошлых

жизнях,

Внимает собственному Сердцу,

провозглашающему себя корнем «я»-мысли,

отличным от тела и ума,

То это и есть шравана в действительности.

7. Манана,согласно некоторым, это исследование

смысла Писаний.

На самом деле это исследование Бытия, или Атмана.

8. Некоторые говорят, что интеллектуальная убежденность

в идентичности Брахмана и Атмана,

Свободная от сомнения и неправильного понимания,

есть нидидхьясана.

9. Знание этой тождественности,

просто почерпнутое из Писаний,

пусть даже свободное от сомнения

и неправильного понимания,

Само по себе не дарует переживания.

10. О Васиштха, сомнение и неправильное понимание

Оба рассеиваются только переживанием,

а не сотнями Писаний.

11. Писание рассеивает сомнение и неправильное

понимание

у того, кто имеет веру.

Когда вера слабеет, они поднимаются снова.

12. О Васиштха, только переживанием Бытия

они оба искореняются.

Поэтому пребывание в Бытии и называют

нидидхьясана.

13. О дитя, когда ум блуждает вовне,

без твердого пребывания в Бытии,

Даже изучение сотен Писаний не может дать

прямого, непосредственного Знания.

14. Если твердое пребывание в Бытии

становится естественным, не требует усилий,

То это действительно — окончательная Свобода

и высочайшее состояние,

именуемое прямой Реализацией1».

Такова пятнадцатая глава, именуемая

«Шравана, манана и нидидхьясана»,

в Шри Рамана Гите,

науке о Брахмане и Писании йоги,

сочиненной учеником Раманы, Васиштхой Ганапати.





Глава XVI

О бхакти

1. После этого, на вопрос о бхакти

Наилучший из людей,

благоприятный Бхагаван Шри Рамана Махарши,

ответил так:

2. «Истинное Я дорого всем. Ничто не дорого,

кроме Атмана.

Любовь, непрерывную, словно струя масла, называют

бхакти.

3. Любовью Мудрец знает, что Бог —

не что иное, как его собственное Я.

С другой стороны, хотя преданный и рассматривает Его

отличным от себя,

однако он тоже поглощается в Него,

пребывает как Атман.

4. Любовь к высочайшему Господу,

непрерывная, словно струя масла,

Безошибочно ведет ум в чистое Бытие,

даже если нет желания этого.

5 — 6. Когда преданный, рассматривая себя

как отдельную, ограниченную личность

со слабым интеллектом

И желая избавиться от страдания,

Принимает высочайшую Реальность за некоторое Божество

и почитает Его,

Даже тогда он в конце концов достигает только ТО.

7. О лучший из людей,

тот, кто приписывает имена и формы Божеству,

Посредством тех же самых имен и форм

превосходит все имена и формы.

8. Когда бхакти стала совершенной,

достаточно один раз услышать о Реальности,

Ибо тогда даруется совершенное Знание.

9. Когда любовь еще не течет непрерывно, словно струя,

ее называют прерывистой бхакти.

Но она, несомненно, становится средством достижения

высочайшей преданности [ парабхакти ].

10. Человек, практикующий бхакти

ради мирского желания,

Не находит полного удовлетворения, исполнив его.

Потом он снова почитает Бога,

но уже ради вечного блаженства.

11. Преданность, даже сопровождаемая желанием,

не иссякает с его исполнением.

Вера в верховную Личность

развивается и продолжается,

всё возрастая и возрастая.

12. Увеличиваясь таким образом день ото дня,

эта преданность со временем становится полной

и совершенной.

Посредством такой высочайшей преданности,

точно так же как Знанием [ джняна ],

человек пересекает океан рождения и смерти».

Такова шестнадцатая глава, именуемая

«О бхакти»,

в Шри Рамана Гите,

науке о Брахмане и Писании йоги,

сочиненной учеником Раманы, Васиштхой Ганапати.





Глава XVII

О достижении джняны

1. 25 августа 1917 года Вайдарбха,

лучший среди просвещенных,

Смиренно поклонился Мудрецу и спросил снова.

Вайдарбха:

2. Джняна приходит постепенно, понемногу,

день за днем?

Или она, словно солнце, сразу сияет

во всей своей полноте?

Бхагаван:

3. Джняна не приходит постепенно, понемногу,

день за днем.

Она сразу сияет во всей своей полноте,

когда практика созреет до совершенства.

Вайдарбха:

4. Бхагаван, в течение практики «я»-мысль иногда

повернута вовнутрь, а в остальное время — вовне.

Можно ли исчезновение «я»-мысли

при ее обращении вовнутрь

назвать джняной?

Бхагаван:

5. О эрудит, если ум, однажды вошедший внутрь,

снова уходит,

то это — лишь практика.

Ибо джняна — переживание,

которое не исчезает никогда.

Вайдарбха:

6. О лучший из Мудрецов,

великие авторы утверждают в Писаниях,

что есть несколько стадий джняны.

Как нужно согласовывать их?

Бхагаван:

7. О мудрый, все стадии джняны,упомянутые в Писаниях,

возникают точно так же,

как и различия в Освобождении,

лишь в умах «других», внешних наблюдателей.

Для тех, кто знает, джняна только одна.

8. Наблюдая движения тела и чувств Мудреца1,

которые происходят в соответствии с его прарабдхой,

«другие» предполагают различие в стадиях.

На самом деле в джняне градаций нет.

Вайдарбха:

9. Когда Знание Атмана, уничтожитель всего неведения,

завоевано,

Не исчезнет ли оно за счет неведения,

вновь дающего ростки благодаря привязанности?

Бхагаван:

10. Раз Самопознание, противоположность неведению,

завоевано,

Оно уже не побеждается никогда.

Такова семнадцатая глава, именуемая

«О достижении джняны»,

в Шри Рамана Гите,

науке о Брахмане и Писании йоги,

сочиненной учеником Раманы, Васиштхой Ганапати.








Глава XVIII


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!