Молитва состоит из призывания, 7 прошений и славословия.



Молитва Господня

Бывает, люди говорят: “Хочется помолиться Богу, да не знаем как”. Молитве, как и любому трудному делу, нужно учиться. Много о молитве сказано в Библии, святые отцы целые тома написали на эту тему, а разнообразных молитвословов сейчас продается великоемножество. Однако есть особая молитва, данная Самим Господом Иисусом Христом и записанная в Евангелии (Мф. 5, 9 - 13) - молитва Господня.

Один молодой человек вел рассеянную жизнь. Он не понимал, зачем верующие долго молятся. Преподобный Макарий Оврученский сказал ему: “Оставаться без молитвы - то же, что осудить душу на голодную смерть. Читай молитву “Отче наш”... Прочесть эту молитву со вниманием, думаю, не трудно”. Прочтя эту молитву один раз, он захотел делать это еще и еще. Затем молитва так полюбилась ему, что он стал читать ее часто, учился добру, стал трудиться и переменился к лучшему.

Молитва Господня или “Отче наш” (по первым словам) - образец молитвы христианина, поэтому ее нужно не только знать наизусть, но и понимать смысл. Сегодня мы и остановимся на объяснении молитвы Господней.

Молитва состоит из призывания, 7 прошений и славословия.

· Призывание: Отче наш, Иже еси на небесех! (в русском переводе: Отец наш Небесный!)

Какое великое благо называть Самого Бога Отцом! Мы не сироты. Бог дал нам жизнь, все, что мы имеем, и постоянно с отеческой любовью заботится о нас. Земля с ее лесами, полями, водами, животными, растениями, светилами небесными - все, окружающее нас, создано Богом и дано человеку во владение, все происходящие события во власти Отца Вседержителя.

Духовное рождение человека происходит в Таинстве Крещения. Поэтому прежде всего у христиан есть право, дарованное Самим Господом нашим Иисусом Христом, называться детьми Божиими. Спаситель назвал верующих своими братьями и усыновил нас Богу Отцу, то есть Сын Божий “дал власть быть чадами Божиими” (Ин. 1, 12). Однако называть Бога Отцом - это еще и ответственность, потому что, как писал святитель Иоанн Златоуст: “Кто назвал Бога Отцом..., тот необходимо должен так жить, чтобы не оказаться недостойным этого благородства и показывать ревность, равную дару”.

Произнося “Отче наш ”, мы должны помнить, что если мы являемся чадами Божиими, значит, между собой мы - братья и сестры (это так и есть, ибо современная наука - генетика подтверждает библейские слова о происхождении людей от общих прародителей - Адама и Евы). А родные люди обычно молятся друг о друге, любя. “Господь учит нас говорить не Отче мой, но Отче наш, и тем самым повелевает возносить молитвы за весь род человеческий,...всегда стараться о выгодах ближнего” - писал Иоанн Златоуст. Поэтому вся Православная Церковь едиными устами и единым сердцем взывает к Богу: “Отче наш!”

Некоторые думают, что Бог находится где-то на облаках, в голубом небосводе. Нет, когда мы говорим: “Иже еси на небесех”, не определяем конкретное место нахождения Бога, ибо Он Вездесущ, Всемогущ, Всеведущ, мы имеем ввиду совсем другое Небо. По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), “указанием пребывания Отца на Небе, молящийся сын возводится на Небо”. Земля в молитве означает все материальное, тленное, небо - духовное. Небо здесь - это не место, не тот голубой свод, который находится у нас над головой, а мир духовный, невидимый, куда мы стремимся, чтобы быть с Богом, где наше Отечество Небесное. Говоря о Боге, обитающем на Небесах, мы подчеркиваем, как Он превосходит нас земных и тленных.

· 1 прошение молитвы Господней: Да святится (то есть, прославляется) имя Твое,

Есть люди, утратившие способность славить Бога, ибо привыкли, что слава должна принадлежать им одним. Для того, чтобы быть в центре внимания, чтобы быть восхваляемыми другими, такие люди на многое способны. Увы, они обманывают сами себя. Примером могут быть политики: сегодня они на вершине Олимпа, кумиры для многих. Но однажды наступает разочарование, идолов сбрасывают с пьедестала и начинают поносить тех, кого недавно превозносили.

Святитель Григорий Палама свидетельствует, что подлинной славы человек достигает только тогда, когда прославляет Бога. Примером этого являются святые. Их имена люди помнят сотни лет, и сегодня мы прибегаем к их помощи и заступничеству. Кто не знает пророка Илию, святого Николая Чудотворца, целителя Пантелеимона, великомученицу Екатерину, преподобного Серафима Саровского, Сергия Радонежского и многих других угодников Божиих! Их святая жизнь, чудеса, исцеления, помощь известны в народе. К ним обращаются и почитают люди разных национальностей, рас, даже вер! Бывали случаи помощи православных святых и иноверцам!

К святости призван каждый. В первом прошении молитвы “Отче наш” мы просим Бога помогать нам жить праведно, чтобы наша христианская жизнь была примером для неверующих и иноверцев, чтобы Господь помогал нам прославлять Его верой, добрыми делами, всей своей жизнью. Как призывает нас Сам Христос: “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Мф. 5, 16). А Иоанн Златоуст поясняет: “Да святится, - значит да прославится. То есть сподоби нас так чисто жить, чтобы чрез нас Твое имя славили; пред всеми являть жизнь неукоризненную, чтобы каждый из видящих оную возносил хвалу Владыке”.

Видя святую жизнь угодников Божиих, многие обращались ко Христу. Что же происходит сегодня? Те, кто называют себя православными, по крещению, а на самом деле проводят безбожную, греховную жизнь вне Церкви, дают повод хулить имя Божие иноверцам, сектантам, атеистам и прочим, Святое имя, Которое мы призваны прославлять!

2 прошение: да приидет Царствие Твое,

Те, кто живут без Бога, кто сознательно отвергают Христа и Церковь Его, обычно не хотят и Царствия Божия, они и не молятся и вообще думают иначе. Например, вместо “Отче наш, Иже еси на небесех!”, говорят: “Я сам себе бог на земле”; и вместо “да приидет Царствие Твое” соответственно “да будет царство мое”; вместо “да будет воля Твоя” - “да будет воля моя”; вместо “хлеб наш насущный даждь нам днесь” они скажут: “Я сам с изысканной роскошью обеспечиваю себя всеми благами”; вместо “остави нам долги наша...” они скажут: “Я ни у кого не прошу прощения, как и сам никому не прощаю”; вместо “не введи нас во искушение” помышляют: “Все дозволенные и недозволенные наслаждения - мои...”; а в завершении вместо “Твое” - прозвучит “ибо мое здесь царство, и сила, и слава”.

Как мы уже писали в одном из прошлых номеров, живя “свободой” греха, человек становится несчастным рабом дьявола, который подчиняет его себе через страсти и грехи. Тирания дьявола гибельна для души. В ней поселяются страдания, скука, одиночество, жизнь превращается постепенно в сущий ад. Сегодняшний мир, не желающий, чтобы в нем царствовал Бог, обуревается страшным беснованием: колдовством, суевериями, наркоманией, терроризмом, преступлениями, порнографией и т. д. и т. п.

И наоборот, когда Бог царствует в душе, она становится свободной, в ней пребывает мир, полнота, освящение, потому что “где Дух Господень, там свобода” (2 Кор. 3, 7). Как обещал Сам Спаситель: “Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, истина сделает вас свободными” (Ин 8, 32). Царствие Божие - это благодатное общение с Богом, которое у праведных людей начинается еще здесь на земле: “Царство Божие внутрь вас есть” (Лк. 17, 21). Полнота же блаженства ожидает в Царствии Небесном, в постоянном пребывании с Богом и святыми Его. Что же мешает этому? - Грехи! Как писал святой апостол Павел: “Они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царства Божия не наследуют” (Гал. 5, 19 - 21).

В данном прошении мы просим Бога помочь изменить нашу жизнь, сделать ее достойной Царствия Небесного. Преподобный Никодим Святогорец объясняет: “Господь велит нам просить об освобождении от горького демонского владычества... Иначе никак не получить свободы, как только если Царство Божие, то есть Дух Божий, придет, чтобы изгнать из душ наших насилие врага и воцариться в нас”.

3 прошение: да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли (и на земле, как на Небе):

Говоря: “Да будет воля Твоя...”, мы тем самым отдаем себя в волю Божию, доверяя Создателю, что Он устроит, как лучше для нас.


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!