Действия, не являющиеся рия



1) Непреднамеренное восхваление

Часто случается, что люди хвалят того, кто совершает благие дела. Например, если они посетили урок, на котором узнали много полезного для себя, вполне возможно, что они могут подойти к лектору и похвалить и поблагодарить его. Такой вид похвалы не нарушает действий человека, который читал свою лекцию лишь ради Аллаха и похвала не изменяет его намерения.

Абу Зар аль-Гифари, спросил Пророка: (да благословит его Аллах и приветствует) «О Пророк Аллаха! Что ты думаешь о человеке, который совершает благие дела и люди хвалят его за это?». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Это –часть признаков, указывающих на вознаграждение верующего (в будущей жизни)».

Самое важное –помнить, что намерения человека должны оставаться неизменными, и он должен стремиться совершать благие дела только ради Аллаха. Истинно верующий человек будет стараться избегать подобной похвалы, так как сознает, что похвала может соблазнить его и изменить его намерения.

Важно отметить, что есть разница между ощущением счастья и ощущением гордости. Человек не может контролировать ощущение счастья, когда его хвалят, и в этом нет ничего страшного. Однако надо контролировать это чувство, так как оно может легко перерасти в чувство гордости и в последствии привести к рия. С одной стороны для истинно верующего чувство счастья –лишний повод поблагодарить Аллаха за то великое благо, дарованное Им.

Возвращаясь к нашему примеру, предположим, что человек читает лекцию, которая оказала глубокое впечатление на его аудиторию и способствовала приближению к религии Аллаха. Впоследствии, люди, прослушавшие эту лекцию поздравляют и хвалят его. Истинно верующий будет рад этой похвале и поймет, что это Аллах благословил его тем, что он стал ориентиром для многих людей. Это заставляет его еще больше благодарить Аллаха. С другой стороны человек со слабой верой или лицемер будет склонен к похвале и почувствует гордость за эту похвалу, думая, что он достоин ее, и он совершил данное деяние без всякой помощи Аллаха. Он забывает, что по воле Аллаха люди впечатлились его лекцией.

В эту категорию так же входит распространение известности об этом человеке и его положительной репутации, если он не заинтересован в этом. Осуждения достойно лишь желание быть известным среди людей. Так же следует упомянуть, что не нужно хвалить человека в лицо, так как это очень легко приводит увеличению самомнения, человека, которого хвалят. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда вы видите того, кто проливает похвалу на другого, то бросайте ему пылью в лицо» (98)

В другом случае Абу Бакр сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), проходил мимо человека, который хвалил своего друга. Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Горе тебе, ты сломал шею своего друга! Ты сломал шею своего друга! Если у кого-то из вас нет другого выбора, кроме как похвалить кого-нибудь, то скажите: «Я думаю то-то и то-то будет так и так и только Аллах будет судить его и я не могу засвидетельствовать его богобоязненность перед Аллахом» (99)

В этом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил хвалить человека перед другими людьми с условием, что будут добавлены эти слова, которые на деле означают, что он не знает достоин ли в действительности этот человек похвалы. Только Аллах может засвидетельствовать достоинства этого человека.

2) Хороший внешний вид

Как уже упоминалось ранее надевание красивой одежды может привести к совершению рия если надевая такую одежду человек хочет чтобы им восхищались. В то же время поддержание достойного внешнего вида с целью хорошо выглядеть не является рия.

Абдуллах ибн Масуд сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Человек, который имеет на вес пылинки гордыни в своем сердце не войдет в Рай». Кто-то спросил: «А тот, кто любит надевать хорошую одежду и обувь?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Аллах красив и любит красоту! Гордыня означает отрицание правды и высокомерие к другим». Таким образом, сунной является надевать хорошую одежду, если человек имеет возможность надевать ее.

3) Давать советы другим

Некоторые мусульмане думают, что давать хорошие советы своим братьям по вере когда они совершают грехи является рия. Они говорят: «Кто я такой, чтобы давать кому-либо советы, если я сам совершаю такие-то и такие-то грехи». Особенно если принимать во внимание, что Аллах сказал:

"Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя, ведь вы же читаете Писание? Неужели вы не образумитесь?" (101)

Конечно, этот айят призывает верущих принимать во внимание собственное поведение, призывая других совершать праведные дела. Думать, что это означает что только те, кто совершает хорошие поступки может призывать других совершать хорошие дела означает поддаваться нашептываниям сатаны, котрый хочет чтобы человек не совершал добрых дел. Даже если человек совершает какие-то грехи, он все равно должен говорить другим что хорошо и что плохо, и если он этого не делает то это означает, что он совершает еще один грех!

Ибналь-Джавзи сказал: “Сатане удалось сбить многих богобоязненных верующих таким образом, что когда они видели зло, они не выступали против него. Они говорили себе: “Лишь тот, кто богобоязнен может советовать другим совершать благие дела и осуждать зло, а я не настолько богобоязнен, так как же я могу советовать другим!”

Это неправильно. Каждый должен призывать к благому и осуждать зло, даже если он сам совершает греховные поступки”.(102)

4) Сокрытие грехов других людей

Подобно вышеописанному случаю некоторые люди, думают что лицемерем является сокрытие грехов других людей и тот, кто не скрывает своих грехов от других демонстрирует им свою истинную суть. Эта мысль так же наущается сатаной. Человек должен стараться сохранить свой грех между собой и Аллахом и пытаться исправить себя не объявляя о своих грехах публично. Абу Хурайра передает, что Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вся моя умма будет прощена, кроме тех, кто рассказывает о своих грехах. Когда человек совершает что-то ночью и Аллах скрывает это от людей, а утром этот человек говорит: «Так и так, прошлой ночью я сделал то-то и то-то» –даже тогда когда Аллах скрыл его грех этот человек срывает покров Аллаха с самого себя» (103)

Возможно, что после рассказа другим о грехе эти люди могут испытать соблазн совершить его. Таким образом, человек, рассказывающий о своих грехах будет распространять зло в обществе.

Аллах сказал:

"Воистину, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни. Аллах знает, а вы не знаете." (104)

Это не значит, что человек может совершать сколько угодно грехов, сохраняя их в тайне. Здесь имеется в виду, что рассказывать о своих грехах хуже, чем не рассказывать о них. Фактически сокрытие своих грехов не означает совершения зла, но означает нечто, что нам советуют сделать. Усама ибн Шарик сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершайте таких действий, которые вы хотели бы скрыть от других, даже если вы находитесь в одиночестве» (105)

5) Увеличение числа добрых дел, находясь в обществе богобоязненных

Только в том случае, когда человек находится в обществе тех, кто более богобоязнен и сведущ в религиозных знаниях чем он сам он будет подвергаться их воздействию. Например, они могут совершать молитву тахаджуд, но кто-то не имел привычки совершать ее до этого.

Такие поступки до тех пор, пока они совершаются ради Аллаха, а не для демонстрации другим не подпадают под категорию рия.

Это одна из причин, почему Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поощрял людей иметь богобоязненных друзей. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сравнивал богобоязненных людей с торговцами благовониями.

«Собрание богобоязненных и собрание грешников подобны торговцам благовониями и кузнецам. Продавец благовоний никогда не причинит вам зла: купите ли вы у него что-нибудь или просто вдохнете запах его благовоний. А кузнец либо обожжет ваше тело, или прожжет вашу одежду или вы надышитесь запаха гари от него».

Верным признаком того, что дело, сделанное в компании богобоязненных людей не рия является то, что человек продолжает совершать его, покинув эту компанию.

6) Религиозное поклонение и мирская выгода

Некоторые люди не правильно понимают суть рия и объявляют поступки, совершенные ради Аллаха и частично ради мирской выгоды рия. Это, конечно же, не так. Разница между получением некоторой мирской выгоды от религиозного дела и совершением чего-либо ради чего-то иного, чем Аллах очевидна. В одном случае человек стремится снискать довольства Аллаха и в то же время желает получить от щедрости Аллаха на хлеб насущный. В другом случае, человек не имеет намерения заслужить милости от Аллаха, а ищет лишь материальной выгоды, которая исходит от религиозного дела.

Например, если человек идет на Джихад на пути Аллаха, но также хочет получить некую добычу, это не вредит его намерению совершать Джихад. Это так потому, что Аллах разрешил людям, совершающим Джихад иметь добычу. С другой стороны человек, идущий на джихад только ради добычи не является муджахидом, а является только наемником.

В качестве другого примера можно привести паломников, совершающих хадж, которым Аллах разрешил торговать после завершения обрядов хаджа. Аллах сказал:

"На вас нет греха, если вы ищете милость от своего Господа. А когда вы вернетесь с Арафата, поминайте Аллаха в Заповедном месте. Поминайте Его, поскольку Он наставил вас на прямой путь, хотя прежде вы были одними из заблудших." (108)

Если Аллах разрешил, тем, кто совершает паломничество, заниматься торговлей, а паломничество –религиозная обязанность мусульманина, то как же поиск блага от Аллаха может быть запрещен? Торговец, который намеревается совершить паломничество должен иметь оба намерения в своем сердце –намерение совершить паломничество и намерение после его окончания заняться торговлей.

Те, кто преподает исламские науки и получает за свой труд заработную плату или стипендию так же подпадают под эту категорию. Ради пользы мусульман эти ученые преподают исламские науки людям и, если они не будут получать от них оплаты за свой труд, то они вынуждены будут оставить преподавание и искать другие способы прокормить себя и свои семьи. Таким образом разрешается давать таким людям компенсацию за ту работу, которую они выполняют.

Выполнение религиозных обязанностей ради Аллаха и получение при этом некоторой мирской выгоды уменьшает награду, которую человек получает за их совершение. (109)

Абдуллах ибн Амр сообщил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет такой армии, которая ведет войну ради Аллаха и собирает добычу для себя. Две трети награды ждет их в будущей жизни и одна треть остается. Если они не берут никакой добычи, то их награда в будущей жизни ждет их полностью».

Если человек намеревается исполнить религиозные обязанности только ради мирской выгоды и не намеревается снискать довольства Аллаха, тогда такое деяние останется без награды от Аллаха.

_____________________________________________________________

(98)сахих аль-Бухари, том 3, стр 512-513, №830 сахих Муслим, том 4, стр 1542№ 7143, сунан Абу Дауд, том 3, стр 1345, № 4787

(99) Сахих Муслим, том 4, стр 1542,№ 7140 и сунан абу Дауд, том 3, стр 1344-1345, №4786

(101) аль-Бакара (2):44

(102) Талбис Иблис, стр 188

(103) Сахихи аль-Бухари, том 8, стр60-61,№ 95, сахих Муслим, том 4, стр.1539, № 7124

(104) ан-Нур, (24):19

(105)собрано ибн Хиббамом (сахих ибн Хиббам) и подтверждено в сахих аль-Джами, том 2, №5659

(108) аль-Бакара (2):198

(109) это общее правило, однако из них могут быть исключения. См.аль-ихляс ва ш-шрик аль-асгар

 

 

Глава 8

Как избежать рия

1) Теперь, когда опасности рия разъяснены и некоторые примеры того, что представляет из себя рия приведены, настало время обратить внимание на наиболее важную тему, касающуюся рия: как ее избежать.

Ранее упоминалось, что корень рия в слабости имана. Поэтому, все факторы, которые повышают иман человека снижают вероятность впадения в рия. Некоторые из этих факторов упоминаются на страницах данной главы.

1) Повышение уровня знаний

Одним из средств, которое помогает справиться с большинством проблем, с которыми сталкиваются мусульмане, является повышение уровня знаний о религии. Аллах сказал:

"Люди, животные и скот также бывают различных цветов. Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах – Могущественный, Прощающий." (111)

Изучая Тавхид и все его подразделы человек начинает понимать все опасности ширка и рия. Он начинает понимать, что только Аллаху надлежит поклоняться и только награды Аллаха надлежит искать:

"Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом, стремясь к Его Лику. Ты нисколько не в ответе за них, и они нисколько не в ответе за тебя. Если же ты прогонишь их, то окажешься одним из беззаконников." (112)

Более того он не будет бояться критики других, но будет знать, что единственное, что он должен желать и быть счастливым получив это- благословение от Аллаха, а не похвалы от людей:

"Скажи: «Это – милость и милосердие Аллаха». Пусть они возрадуются этому, ибо это лучше того, что они накапливают." (113)

2) Дуа

среди самых сильных средств защиты от рия и один из самых легких это –дуа. Абу Муса аль-Ашари передал, что однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прочитал проповедь и потом сказал: “Бойтесь этого скрытого ширка потому что он менее заметен, чем ползущий муравей». Кто-то спросил: «О, Пророк Аллаха, как мы можем избежать этого, если оно менее заметно, чем ползущий муравей». Пророк (да благословит его Аллаха и приветствует) ответил: «Скажите: «О, Аллах! Мы прибегаем к твоей защите от ширка, о котором мы знаем и просим твоего прощения за то, чего не знаем».(114)

В другой версии Абу Бакр передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ширк среди вас более незаметен чем ползущий муравей и я скажу вам кое о чем, и если вы будете выполнять это оно удалит от вас и большой и малый ширк. Скажите: «О, Аллах! Мы прибегаем к твоей защите от ширка, о котором мы знаем и просим твоего прощения за то, чего не знаем»(115)

3) Мысли о Рае и Аде

Мысли о будущей жизни помогают человеку ощутить больший страх перед Аллахом и усиливают желание избегать грехов. Если человек понимает,что настоящей целью его жизни является не получение известности и престижа или признания и похвалы других, а спасение своей души от ада и попадание в рай он будет стараться изо всех сил,чтобы избежать рия.

"Скажи: «Воистину, я – такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог – Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом»" (116)

4) Сокрытие добрых дел

Один из способов избежать рия –совершение молитв втайне от других людей. Молитва в тайне от людей помогает соблюсти два момента. Во-первых, совершая молитву в тайне от других мы не испытываем желания произвести на них впечатления, а они так же не могут испортить нашу молитву своими похвалами. Во-вторых, подобные поступки повышают иман человека и таким образом помогают уберечься от рия.

Некоторые ученые –теологи из числа ахль-ас-сунна советуют: «Люди (до нас) предпочитали совершать молитвы втайне, так что даже их жены и близкие родственники не знали о том, что они молятся”. Если человек совершает благое дело в тайне от других, то он должен удостовериться, что другие люди не знают об этом деле. Говорить другим о своих хороших поступках, значит встать на ту дорогу, по которой сатана приведет к совершению рия”. Суфьян ас-Саури сказал: «Если молящийся делает это в тайне, сатана нашептывает ему до тех пор пока он не расскажет о своей молитве другим людям. Тогда из тайного благого дела она превращается в публичное».(117)

Когда некоторые ученые во время своих лекций начинают плакать из-за боязни Аллаха они должны вытирать свои глаза и говорить людям, которые их слушают,что у них простуда.(118)

Аллах сказал, описывая верующих:

"а перед рассветом они молили о прощении." (119)

Другими словами молитва в тайне признак истинно верующего человека.

5) Воспоминание о недостатках

Если человек чувствует, что он впадает в рия он должен немедленно начать думать о тех грехах, которые он совершил. Воспоминание о собственной слабости должно Иншаа Аллах уничтожить любое чувство гордости в сердце этого человека и привести его к раскаянью за плохие поступки, которые он совершил. Он не должен сосредотачиваться на том хорошем, что он сделал, а наоборот вспомнить о том плохом, что он совершил, или на том хорошем, что он в силах совершить, но по каким-то причинам не сделал.

6) Пребывание с богобоязненными

Заведя дружбу с и находясь с богобоязненными людьми человек может свести до минимума опасность рия. Для человека пребывание с людьми, которые заставляют его быть лучше и которое могут поделиться с ним знанием и показать пример богобоязненности поможет скорректировать свое поведение таким образом, чтобы избежать совершения рия.

7) Знание о рия

Игнорирование ужасных последствий рия приводит людей к этому большому греху. Знание об опасностях рия и боязнь совершить его поможет человеку сделать все возможное, чтобы избежать этой болезни.

____________________________________________________________________________________________

(111) аль-Фатир (35):28

(112)Аль-Анам(6):52

(113) Юнус (10):58

(114) передано Ахмадом (муснад Ахмад, том 4, стр.403) и другими

(115) Сахих аль-Джами

(116) аль-кахф (18):110

(117) Талбис Иблис, стр 180

(118)Талбис Иблис, стр 150, 196

(119) аз-Зуррият (51):18

 

Глава 9

Дополнительные вопросы

Перед тем как закончить обсуждение темы рия хотелось бы рассмотреть некоторые вопросы, связанные с этим явлением.

1) Избежание совершения добрых дел из-за опасения впасть в рия

Нет сомнения в том, что рия –один из способов, которым сатана пытается уничтожить наши добрые дела. В то же время мы должны избегать другой его уловки – избежания совершения добрых дел из-за опасения впасть в рия. Это другой способ, который сатана использует, чтобы лишить человека благословения за совершение добрых дел. Если он не может уничтожить добрые дела при помощи рия он пытается ввергнуть человека в другую крайность путем внушения ему отказа от совершения добрых дел вообще. Истинно верующий человек должен бояться впасть в рия, но с другой стороны это не должно его удерживать от совершения действий, которые заслуживают награды от Аллаха.

Фудайл ибн Ийяд сказал: «Прекращение совершения добрых дел ради людей –рия, и совершение добрых дел ради людей –малый ширк. Настоящая искренность в делах это когда Аллах хранит тебя от обеих этих крайностей». В то же время существуют такие деяния как совершение обязательной пятикратной молитвы и паломничество, которые в силу своего содержания должны совершаться публично. Так же ученые-теологи советуют, что время от времени благие дела должны совершаться открыто, чтобы побудить и других людей поступать таким же образом, если есть надежда что эти люди так же будут совершать добрые дела. В то же время намерение совершить публичный акт благотворительности должно быть свободным от рия. Если человек хочет совершить богоугодные дела, такие как например чтение Корана в тайне, то в этом нет ничего плохого, и может быть, это даже лучше.

Самым распространенным примером уловок сатаны, которыми он пытается заставить некоторых богобоязненных людей отказаться от обучения других –внушение, что тем самым он может впасть в рия. Люди, которые поддаются на эту уловку не понимают, что для них обязанностью является обучение людей тем знаниям, которыми их облагодетельствовал Аллах.

Ибн аль-Джавзи сказал: «Возможно, что стана попытается сбить преподавателя или оратора, шепнув ему: «Такой человек как ты не имеет права обучать людей! (Если он отказывается от обучения, сомневаясь в своей компетентности). Сатана заставляет его замолчать. Другой способ, которым сатана заставляет человека перестать совершать добрые дела заключается в том, что он нашептывает ему: «Тебе нравится то, что ты делаешь. И, может быть, ты впадешь в рия. Таким образом, безопаснее для тебя прекратить обучать других». Истинной целью сатаны является заставить этого человека прекратить совершать добрые дела».

Истинно верующий человек должен совершать столько добрых дел, сколько он может с намерением делать их только ради Аллаха. Он должен молить Аллах уберечь его от рия и полагаться на Него. Только совершение добрых дел и борьба с угрозой рия может научить человека побеждать рия. Избегая совершения добрых дел, он не только лишает себя награды, но так же подвергает уже совершенные добрые дела порче. Следовательно Ибн Умар сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Верующий, который смешивается с людьми и выносит зло, которое они ему причиняют лучше чем верующий, который не смешивается с людьми и не испытывает от них зла». Монашество запрещено в исламе частью из-за того, что оно порождает фальшивое чувство праведности и приближения к Богу. Рия можно избежать, избегая людей, но она может быть побеждена только если обнаружить ее и бороться с ней. Не важно, сколько человек проживет в изоляции от людей. Однажды он войдет в контакт с ними. И тогда, может быть, проявятся его дурные наклонности. Следовательно, верующий не изолирует себя от общества с целью очистить самого себя и повысить свой иман, а наоборот, подобно тому, как чистый металл извлекается из руды в жаре плавильной печи истинная вера, свободная от рия образуется в процессе социального взаимодействия.

2) Хвастовство в мирских делах

Особенностью данной работы является то, что в ней обсуждаются вопросы, касающиеся рия, в чисто религиозной сфере (ибадат) и не обсуждается хвастовство в мирских делах (муамалят) как, например хвастовство своим имуществом и мирскими достижениями. Примером такого хвастовства является, например, ситуация когда человек приглашает других людей к себе в гости, чтобы они посмотрели на его благосостояние или чтобы он мог похвастаться своим образованием или другими достижениями.

Хотя такой вид хвастовства не попадает в категорию рия, о которой говорится в данной работе, верующему не стоит вести себя подобным образом. Наоборот ислам призывает человека к смирению и простоте:

"А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят благие слова." (123)

Что касается хвастовства, то Ибн Умар передал слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «Кто надевает одежды известности (в этом мире) на того Аллах наденет одежды позора в день Суда».(124)

Этот хадис ясно показывает, что хвастовства, даже в мирских делах следует избегать. Такое хвастовство, даже если оно и не является малым ширком, тем не менее признак высокомерия и пренебрежения – тех качеств, которых истинно верующий человек должен избегаь. К тому же такое поведение приводит к совершению рия. Если человек по привычке стремится к тому, чтобы другие хвалили его и восхищались им в мирских делах, он вполне может стремиться к этому и в религиозных вопросах.

3) Другие формы малого ширка

Есть и другие формы малого ширка кроме рия и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обращал на них внимание в своих хадисах. Ниже перечисленные акты имеют тот же статус что и рия, в той части, что совершивший их не перестает быть мусульманином и возможно, что Аллах простит его.

А) Гадание

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал гадать. Арабы до ислама гадали по полету птиц или по следам животных будет ли дело, которые они замышляют удачным или нет и планировали свою жизнь, ориентируясь на эти знаки. Например, если человек, выезжая в путешествие видел птицу, которая летала около него и поворачивала в левую сторону, то он считал это плохим предзнаменованием и возвращался домой. Гадание по птицам назвалось «тайара», от глагола «таара» –«летать».(125) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тайара –это ширк» (126)

В соответствии с этим все виды гаданий являются формой малого ширка.

Б) Клятва чем-либо кроме Аллаха

Ибу Умар передал, что Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто клянется чем-то кроме Аллаха –совершает ширк».(127)

Клятва могилой матери как это делается на Западе или именем любого другого творения является малым ширком. Если кто-то клянется, то должен клясться Создателем, а не его творениями. Кутайла бинт Сафи передала, что Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто хочет поклясться, то пусть клянется Владыкой Каабы».(128)

В) Придание творению функций Творца

Верующий должен сознавать, что только Аххах контролирует его судьбу и все что с ним случается. Зайд ибн Халид аль-Джухани передал, что Пророк Аллаха (да благослвит ег оАллах и приветствует) сказал: «Знаете ли вы, что ваш Владыка сказал ночью?». Они ответили: «Аллах и его Посланник знают лучше». Он сказал: «Аллах сказал: «Некоторые из моих рабов верят в Меня, а некоторые неверят. Что касается тех, кто говорит: «Дождь пошел по милости и благословению Аллаха, то они верят в Меня. А те, кто говорит: «Дождь пошел из-за того, что взошла такая-то и такая –то звезда, не верит в Меня, а верит в звезды».

В качестве другого примера подобного случая можно привести ситуацию, когда человек говорит: «Если бы непомощь Аллаха и такого-то, то у меня ничего бы не получилось» или подобные фразы, где помощь какого-то человека приравнивается к помощи Аллаха.

Правильнее сказать: «Если бы не помощь от Аллаха и потом такого-то», чтобы показать что помощь от Аллаха не приравнивается к помощи человека.

_____________________________________________________________

(123) Аль-Фуркан(25):63

(124) Сунан Абу Дауд, том 3, стр 1127,№ 4018

(125) Основы Тавхида, стр 63-64

(126) Сунан Абу Дауд, том 3, стр 1096-1097, №3901

(127) Собрано ат-Тирмизи и Ахмадом и приводится в Сахих аль-Джами, том 2, стр 1067, № 6204

(128) Собрано Ахмадом аль-Байхаки иприводится в Сахих аль-Джами, том 2, стр 1068, №6214

(129) Сахих аль-Бухари, том 1, чтр 447-448, №807, Сахих Муслим.том 1,стр45№132, Сунан Абу Дауд, том 3, стр 1095-1096, №3897

 

Заключение

Проблема заключается в том, что болезнь рия не может быть легко обнаружена и распознана и поэтому она особо опасна для верующих. Она может коснуться любого мусульманина –и обладающего обширными знаниями ученого и простого верующего, и лишь милостью и благословением Аллаха можно спастись от этой болезни.

Поэтому все мусульмане должны спрашивать себя, когда они совершают тот или иной акт религиозного поклонения: «Для чего я это делаю? Действительно ли я это делаю ради Аллаха? Или я так же стремлюсь добиться восхщения и похвалы от других людей? Если человек не совсем искренен в свом поклонении Аллаху, то он должен молить Его облагодетельствовать его искренностью и удалить от него болезнь рия. Он не должен прислушиваться к нашептываниям сатаны и избегать совершения добрых дел из-за боязни впасть в рия.

В заключение я приведу хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В этом хадисе говористя о достоинствах искренности. Анас ибн Малик передал, что Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) скаазал: «Если кто-то ставит себе целью будущую жизнь, то Аллах обогатит его сердце, облегчит ему его дела и мирские дела у него наладятся, даже если он этого не желает! А если кто-то ставит себе целью этот мир, то Аллах покажет ему бедность, Он расстроит его дела и не постигнет его из мирских благ ничего, кроме того что Аллах уготовал для него».(130)

На этом хотелось бы закончить расмотрение темы рия. Все, что в этом обсуждении правильно –от Аллаха, все, что ошибочно –от меня и от нашептываний сатаны. Я молю Аллаха о том,чтобы он спас нас от адского огня и ввел нас в Свой рай. Я ищу убежища у Аллаха от Ширка, о которм мы знаем, и прошу у него прощения за совершение ширка, о которм мы не знаем!

"Твой Господь, Господь могущества, пречист и далек от того, что они приписывают Ему.

Мир посланникам!

Хвала Аллаху, Господу миров!" (131)

___________________________________________________________

(130)Приводится в Сахих Джами, №6516 и Сахих Сунан ат-Тирмизи, том 2, стр 300, №2005

(131) Ас-Саффат (37):180-182

Все права на публикацию и распространение этой книги принадлежат издательству "Умма"

 


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!