Деяния согласно намерениям



Рия - скрытый ширк

абу Аммар Ясир аль-Каси

Тема, рассматривающая понятие «рия» одна из самых важных для тех, кто верит, что в будущей жизни придется отвечать за все, что они совершали в этой жизни. Верующие знают, что единственное, чем они смогут воспользоваться из дел этой жизни будут их добрые дела. Следовательно, совершать как можно больше добрых дел –задача, которая должна быть приоритетом по сравнению со всеми другими жизненными задачами. Однако, добрыми делами являются лишь те дела, которые названы таковыми Всемогущим Богом, Аллахом и его Посланником (да благословит его Аллах и приветствует), а не те, которые людская фантазия объявляет хорошими. Более того, добрые дела должны совершаться только ради Аллаха, чтобы они были приняты. Хорошие дела, совершенные ради земных целей превращаются в дурные дела, которые не принимаются Аллахом. Поэтому, очень важно для богобоязненных людей знать как хорошие дела могут превратиться в дурные. Рия –одно из самых пагубных явлений в этом процессе и ее неявность делает ее одним из опаснейших явлений и затрудняет ее выявление. В этой работе автор объединяет попытки ранних исследователей, таких как, например, Ибн аль-Джавзи и ибн Раджаб и современных ученых, таких как Салим аль-Хилали и Абдул Азиз Абдул Латиф исследовать тот духовный недуг, который представляет из себя рия. Без сомнения эта книга станет очень существенным добавлением в ряду англоязычной исламской литературы, где в настоящее время ощущается недостаток работ, посвященных этой теме. Ее важность не может быть переоценена, так как воспитание истинного мусульманина не возможно без полного понимания этой темы.

Хадисы, ссылки на которые приводятся на протяжении всей данной работы, были проверены и их достоверность подтверждена, так же как их английский перевод, сделанный исследователем нашего отдела Абдул Маджидом Али Хасаном. Английский перевод самой книги был сделан нашими сестрами в Исламе Джамилей Кэмпбелл и Фахрунниса Мирза и нашим братом Тахзибом Рауфом.Отдел иностранных языков издательства «Дар-аль-Фатах –пресс» выражает надежду, что эта работа будет полезна для англоязычных м

усульман и будет прибавлена к списку добрых дел всех, кто принимал участие в ее подготовке и публикации.

Редактор

Доктор Абу Амина Билял Филипс

Шарджа ОАЭ

Сентябрь 1996 год

 

Введение

Вся хвала Аллаху. Мы восхваляем его, мы просим у Него помощи и прощения. И мы просим у Аллаха убежища от зла наших душ и от зла наших нечестивых дел. Тех, кого ведет Аллах, никто не может сбить с прямого пути, а тех, кому он позволяет впасть в заблуждение никто не может вывести на истинный путь. И я свидетельствую, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха -Велик он и Славен и я свидетельствую, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) –его последний посланник и самый лучший из поклоняющихся Ему.

Аллах наставляет род человеческий в Коране:

"Воистину, дьявол является вашим врагом, так относитесь же к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Пламени." (1)

Аллах далее приводит слова Сатаны:

"Иблис сказал: «За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути." (2)

В другом айяте Аллах показывает слабость Сатаны по отношению к тем, кого он не сможет сбить с истинного пути:

"Иблис сказал: «Господи! За то, что Ты ввел меня в заблуждение, я приукрашу для них земное и непременно совращу их всех, кроме Твоих избранных (или искренних) рабов». (3)

Один из путей, которым сатана приходит к нам, чтобы уничтожить наши дела - изменение наших намерений когда мы пытаемся поклоняться только одному Аллаху, когда мы пытаемся следовать тому предназначению, для которой мы были сотворены! Он делает это, нашептывая нам лживые обещания, которые заставляют нас изменить наши намерения в поклонении и увлечь нас борьбой за похвалу других тварей вместо похвалы и благословения Творца! Вот что понимается под словом Рия.

Когда я заметил эту болезнь в своем собственном сердце и увидел, как нашептывание сатаны воздействует на меня, я был смущен до такой степени, что не знал что делать! Должен ли был я отказаться от совершения добрых дел, которые я совершал, чтобы избежать опасности рия? Или я должен был продолжать делать, то, что я делал, одновременно стараясь очистить себя от этой темной полосы? И если да, то как правильно удалить эту болезнь из своего сердца?

Я обратился к Корану и Сунне, и высказываниям салафов* и наших сведущих исламских ученых-теологов, разыскивая информацию об этой болезни: что это такое? В чем ее причины? Каковы ее симптомы? Чем она лечится? И как ее избежать? И, слава Аллаху, не было ничего удивительного в том, что в этих источниках я нашел ответы, которые я искал, потому что это - источники нашей религии и в них находятся решения наших проблем!

Я почувствовал, что могу собрать, все, что я изучил по этому вопросу, с надеждой на то, что Аллах сделает эти сведения ориентиром для моих братьев-мусульман и благословением для меня в День Воскресения. Аминь!

Абу Аммар

Мадина, Саудовская Аравия

Зуль-Каада, 1416 хиджры

Ноябрь 1995

_____________________________________________________________

*Салаф ас-Салих (праведные последователи) название трех первых поколений мусульман, и кроме того, всех, кто следует их пути.

(1) Коран (35:6)

(2) Коран (7:16)

(3) Коран (15:39-40)

 

Глава 1

Что такое "рия"

Вся хвала Аллаху. Мы восхваляем его, мы просим у Него помощи и прощения. И мы просим у Аллаха убежища от зла наших душ и от зла наших нечестивых дел. Тех, кого ведет Аллах, никто не может сбить с прямого пути, а тех, кому он позволяет впасть в заблуждение никто не может вывести на истинный путь. И я свидетельствую, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха -Велик он и Славен и я свидетельствую, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) –его последний посланник и самый лучший из поклоняющихся Ему.

Аллах наставляет род человеческий в Коране:

"Воистину, дьявол является вашим врагом, так относитесь же к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Пламени." (1)

Аллах далее приводит слова Сатаны:

"Иблис сказал: «За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути." (2)

В другом айяте Аллах показывает слабость Сатаны по отношению к тем, кого он не сможет сбить с истинного пути:

"Иблис сказал: «Господи! За то, что Ты ввел меня в заблуждение, я приукрашу для них земное и непременно совращу их всех, кроме Твоих избранных (или искренних) рабов». (3)

Один из путей, которым сатана приходит к нам, чтобы уничтожить наши дела - изменение наших намерений когда мы пытаемся поклоняться только одному Аллаху, когда мы пытаемся следовать тому предназначению, для которой мы были сотворены! Он делает это, нашептывая нам лживые обещания, которые заставляют нас изменить наши намерения в поклонении и увлечь нас борьбой за похвалу других тварей вместо похвалы и благословения Творца! Вот что понимается под словом Рия.

Когда я заметил эту болезнь в своем собственном сердце и увидел, как нашептывание сатаны воздействует на меня, я был смущен до такой степени, что не знал что делать! Должен ли был я отказаться от совершения добрых дел, которые я совершал, чтобы избежать опасности рия? Или я должен был продолжать делать, то, что я делал, одновременно стараясь очистить себя от этой темной полосы? И если да, то как правильно удалить эту болезнь из своего сердца?

Я обратился к Корану и Сунне, и высказываниям салафов* и наших сведущих исламских ученых-теологов, разыскивая информацию об этой болезни: что это такое? В чем ее причины? Каковы ее симптомы? Чем она лечится? И как ее избежать? И, слава Аллаху, не было ничего удивительного в том, что в этих источниках я нашел ответы, которые я искал, потому что это - источники нашей религии и в них находятся решения наших проблем!

Я почувствовал, что могу собрать, все, что я изучил по этому вопросу, с надеждой на то, что Аллах сделает эти сведения ориентиром для моих братьев-мусульман и благословением для меня в День Воскресения. Аминь!

Абу Аммар

Мадина, Саудовская Аравия

Зуль-Каада, 1416 хиджры

Ноябрь 1995

_____________________________________________________________

*Салаф ас-Салих (праведные последователи) название трех первых поколений мусульман, и кроме того, всех, кто следует их пути.

(1) Коран (35:6)

(2) Коран (7:16)

(3) Коран (15:39-40)

 

 

Глава 2

Деяния согласно намерениям

Перед тем как начать обсуждение рия необходимо вкратце объяснить важность искренности.

Умар ибн аль-Хаттаб передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

"Награда за деяния зависит от намерения, каждый человек будет вознаграждён в соответствии с его намерением. Таким образом,если кто-либо эмигрирует ради мирских благ, он будет вознаграждён,но лишь тем,ради чего он эмигрировал. *

*Пророк(мир ему)сказал это в связи c эмиграцией некоего человека из Мекки в Медину,эмигрировал он не во имя интересов Ислама,а ради женщины,поставившей переезд из Мекки в Медину,как условие женитьбы на ней.Вобщем,в этом Хадисе подразумевается,что человек будет вознаграждён в зависимости от того,какое намерение было в его сердце,а не лишь потому что дела его были благочестивы.Иначе говоря,поступки должны быть мотивированы благими намерениями,а не быть прикрытием своих,сугубо личных целей. (8)

Этот хадис иллюстрирует один из фундаментальных принципов религии Ислама. Вот почему он включен почти в каждый сборник хадисов и ученые, и обыватели руководствуются им и распространяют его. Имам аль-Бухари поместил его в начало своего Сахиха в качестве введения в свою книгу, показав, что любое действие, совершенное не ради Аллаха не принесет выгоды ни в этом мире, ни в последующей жизни.

Абдур-Рахман ибн Махди (9) сказал: «Если бы я стал писать главы (какой-нибудь книги), я поместил бы хадис Умара о намерении в каждую главу». Он так же сказал: «Если кто-нибудь желает написать какую-либо книгу, пусть начнет с хадиса: «Деяния по намерениям». Имама аш-Шафии(10) сказал: «Этот хадис –треть всех знаний и его можно найти в семидесяти главах Фикха (исламского права)». Имам Ахмад ибн Ханбал(11) сказал: «Ислам основан на трех хадисах: хадисе Умара «Дела по намерениям», хадисе Нумана ибн Башира: «разрешенное известно и запретное известно…»(12) и хадисе Айши(13)

Абу Убайд (14) сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вместил всю суть следующей жизни в одну фразу: «Если кто-нибудь вводит какие-либо новшества в наше дело, то он не из нас, он должен быть отвергнут» и он (да благословит его Аллах и приветствует) вместил всю суть этого мира в одну фразу «Дела по намерениям». Поэтому эти два хадиса необходимы в каждом деле». Так же Абу Дауд(15) сказал: «Я записал пятьсот тысяч хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), из которых отобрал для своей книги (Сунан Абу Дауд) четыре тысячи восемьсот хадисов и из них четыре хадиса достаточны для религиозных убеждений человека:

Первый из них – высказывание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) «Дела по намерению»

Второй –высказывание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует:

“Частью хорошего поведения мусульманина является оставление того, что его не касается”.(16)

Третье – высказывание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Ни один из вас не является истинно верующим до тех пор пока неполюбит своего брата так же как себя” (17)

И четвертое – высказывание Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) “Разрешенное извеcтно и запрещенное известно…”.

Из всех этих высказываний очевидно, что исламские ученые рассматривали хадис о намерении как один из столпов, образующих систему Ислама.

Хадис о намерении показывает, что перед совершением каждого действия у человека появляется намерение совершить его. Намерение может быть похвальным, достойным осуждения, или ни тем, ни другим, но намерение должно присутствовать. Другими словами, любое действие, которое совершает человек, имеет цель.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) далее говорит, что человек достигнет того, чего он намеревался достичь. Это означает, что награда, которую человек получит, будет зависеть от намерения, которое у него было. Таким образом, если было намерение совершить доброе дело, но человек был не в состоянии его совершить по уважительной причине, он получит вознаграждение за это дело(18)

Есть рассказ, подтверждающий это высказывание. (19)

Надо заметить, что если человек намеревался совершить плохое дело, но не сделал его по воле Аллаха, то ему запишется плохое дело (20). И если человек намеревался совершить зло, но в результате оно обернулось добром, оно все равно будет записано как плохое дело.

Коран так же обращает внимание на важность правильного и искреннего намерения. Аллах говорит:

А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера." (21)

"Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, того, кого пожелаем. А потом Мы предоставим ему Геенну, где он будет гореть презренным и отверженным.

А если кто возлюбит Последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены."

Вести их прямым путем – не твоя обязанность, ибо Аллах ведет прямым путем, кого пожелает. Все, что вы расходуете, идет на пользу вам самим. Вы расходуете это только из стремления к Лику Аллаха. Какое бы добро вы ни израсходовали, вам воздастся сполна, и с вами не поступят несправедливо." (21), (22), (23).

Первые поколения мусульман понимали всю важность искренних и правильных намерений, и поэтому от них исходит очень много высказываний по этой теме. Передают, что Ибн Масуд (24) сказал: «Слова сами по себе ничего не значат, если они не подкреплены делами. Слова и дела сами по себе ничего не значат, если им не предшествует правильное намерение. Но и слова, и дела, и правильные намерения ничего не значат, если они не согласуются с Сунной». (25). Передают, что Суфьян ас-Саури (26) сказал: «Нет ничего труднее для меня, чем исправлять мои намерения, так как они без конца пытаются измениться». Передают, что Ибн аль-Мубарак сказал: «Очень возможно, что небольшое дело будет увеличено (награда за него) за (правильное) намерение и очень возможно, что большое дело будет уменьшено за (неправильное) намерение»

Рассказывают, что Ибн Аджлан (28) сказал: «Ни одно дело не будет принято, если оно не будет сопровождаться тремя признаками: страхом перед Аллахом, правильным намерением и следованием Сунне». Сообщают, что Мутарриф ибн Абдиллах (29) сказал: «Чистота и богобоязненность сердца могут быть достигнуты лишь чистыми и богоугодными делами, а чистые и богоугодные дела могут быть совершены лишь при правильном намерении».

Фудайл ибн Ийяд (30) сказал в ответ на айят:

" Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий." (31)

(Это означает те дела, кторые уже совершены) правильно и с искренним намерением. Если дело совершено искренне, но неправильно оно не будет принято, и так же если дело совершено правильно, но не искренне оно так же не будет принято. Только если дело сделано правильно и искренне оно будет принято. И искренность означает совершение дела исключительно ради Аллаха, а правильность означает исполнение его согласно Сунне. (32)

.............................................

(8).Сахих аль-Бухари, том 1, стр.47, сахих Муслим, том 3, стр.1056, сунан Абу Дауд, том 2, стр.593-4

(9) Абдур-Рахман ибн Махди (135-198 хиджры) был великим ученым-исследователем хадисов. Он передавал хадисы от Малика ибн Анаса, Суфьяна ибн Уяна и многих других ученых. Али аль-Мадини сказал о нем: «Самый знающий человек, изучающий хадисы –Абдур-Рахман ибн Махди». Тахсиб аль Камал (№3969); Тахсиб ат-Тахсиб (№4161)

(8).Сахих аль-Бухари, том 1, стр.47, сахих Муслим, том 3, стр.1056, сунан Абу Дауд, том 2, стр.593-4

(9) Абдур-Рахман ибн Махди (135-198 хиджры) был великим ученым-исследователем хадисов. Он передавал хадисы от Малика ибн Анаса, Суфьяна ибн Уяна и многих других ученых. Али аль-Мадини сказал о нем: «Самый знающий человек, изучающий хадисы –Абдур-Рахман ибн Махди». Тахсиб аль Камал (№3969); Тахсиб ат-Тахсиб (№4161)

 

Глава 3

Опасности Рия

Опасности, которые несет с собой Рия - многочисленны, настолько многочисленны, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) из-за своей любви и заботы об Умме (33) боялся этого бедствия больше чем какого-либо другого.

Махмуд ибн Лабид сообщил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Поистине я опасаюсь больше всего для вас малого ширка. Мы спросили «что такое малый ширк, о посланник Аллаха?». Он ответил: «Рия» (34)

В другом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), показал, что рия приносит его последователям зла даже больше чем Даджжал (Антихрист)

Абу Саид сообщил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) подошел к нам в тот момент, когда мы обсуждали приход Даджжала и сказал: «Не сказать ли вам о том, чего я боюсь для вас больше чем опасность Даджжала? Это скрытый ширк: если кто-то, вставший на молитву украшает ее по той причине, что люди смотрят на него»(35)

Если мы рассмотрим этот хадис, мы оценим действительную опасность рия. Опасность Даджжала –величайшее несчастье для человечества, которой оно когда-либо подвергалось со времени сотворения Адама до дна Страшного суда. И не было ни одного пророка со времени Пророка Ноя, который бы не предупреждал свой народ об этом великом несчастье.(36)

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) советовал тем, кто будет жить во времена Даджжала бежать от него и он (да благословит его Аллах и приветствует) всегда искал убежища у Аллаха от опаностей Даджжала после каждой обязательной молитвы. Однако Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что он боится зла рия больше чем опасности Даджжала!

"Воистину, в этом заключено напоминание для тех, у кого есть сердце, кто прислушивается и присутствует при этом." (37)

Опасность рия далее объясняется ее скрытым характером.

Абу Муса аль-Ашари сообщил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды произносил пред ними проповедь и сказал: О люди! Опасайтесь ширка (имеется в виду рия) за то, что она менее заметна, чем ползущий муравей» (38).

Ибн Абббас добавляет: «Она более менее заметна чем муравей, ползущий по черному камню в середине безлунной ночи» (39). Даже Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в своих молитвах просил Аллаха спасти его от зла рия и перед началом своего прощального паломничества он молился: «О, Аллах! Сделай так, чтобы наш Хадж не был рия и хвастовством» (40).

Некоторые отрицательные последствия рия обсуждаются ниже.

 

1) Ослабление Имана и Тавхида

Аллах говорит в Коране:

"Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне." (41)

Совершая рия человек разрушает саму цель своего сотворения и вместо того чтобы искренне молиться Аллаху он притворяется, что он поклоняется Ему, а сам в то же время пытается заслужить похвалу и одобрение от творения Аллаха. Фактически Аллах описывает истинно верующих как тех, кто совершает свои деяния исключительно ради Аллаха не желая ни награды, ни благодарности от других за свои поступки:

"Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на то, что она желанна и для них самих.

Они говорят: «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!" (42)

Даже если истинно верующие помогают кому-либо они не желают не получить от них ни слова благодарности. Они знают, что благодарность и награда, которые они могут получить от тех, кому они помогли, ничего не стоят по сравнению с великим благословением, которым Аллах обещал одарить их. Истинно верующие осознают, что только похвалы Аллаха стоит искать и только Аллах достоин поклонения.

В прямом контрасте с этим Аллах говорит о лицемерах:

"Горе молящимся,

которые небрежны к своим намазам,

которые лицемерят

и отказывают даже в мелочи!" (43)

 

2) Малая форма ширка

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Скрытый ширк есть то, что если кто-то встал на молитву и улучшил ее потому, что он заметил, что люди смотрят на него»

Рия граничит с ширком намерения (ширк ан-ният), а сам ширк ставит человека вне Ислама. Разница между рия и ширком намерения заключается в том, что человек, совершающий рия не намеревается поклоняться никому кроме Аллаха, а человек, совершающий ширк направляет свой акт религиозного поклонения на что-либо еще кроме Аллаха. Если, например, индуист совершает акт религиозного поклонения идолу, то он молится и приносит жертвы идолу, так как он верит, что идол может принести ему пользу или причинить вред. С другой стороны человек, улучшающий свою молитву, чтобы получить одобрение других людей, не поклоняется этим людям, а только ждет их положительных откликов. Таким образом, рия и ширк не сравнимы, однако ширк – более откровенно выраженная форма рия.

Ученые –теологи согласны с тем, что рия является малой формой ширка, но не пришли к единому мнению по вопросу о том является ли она непростительным грехом, о котором Аллах сказал:

"Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех." (46)

"Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток». (47)

Ширк, который упоминается в этих айятах относится к большому ширку, но относится ил это так же к малому ширку? Не смотря на разницу во мнениях по этому вопросу представляется более безопасным сказать –Аллах лучше знает –если рия и не подпадает под категорию непростительных грехов, то она является одним из великих грехов (аль-Кабаир)

Другими словами большой ширк (такой как религиозное поклонение чему-либо кроме Аллаха) выводит человека из Ислама и наказанием такому человеку будет вечное пребывание в аду. Малый ширк с другой стороны не выводит человека из ислама, но отменяет награду за то деяние, которое было сделано в качестве рия, но не все его добрые дела.

Человек, совершающий малый ширк может и не попасть в ад и Аллах может простить его, если Он того пожелает.

3) Отклонение от прямого пути

Без сомнения, что сердце человека, совершающего рия поражено болезнью и если ее не излечить, то она приведет к серьезным последствиям.

 

В связи с этим Аллах в Коране говорит:

"Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого.

Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг! Им уготованы мучительные страдания за то, что они лгали." (49)

В подтверждение этого можно найти пример в событии, которое произошло при жизни спутников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Джабир ибн Самура передает, что во время правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба некоторые жители Куфы жаловались Умару на Саада ибн Аби Ваккаса (который был правителем Куфы)и он послал Аммара ибн Ясира (чтобы разобраться с их жалобами).Они однако, продолжали обращаться к Умару с жалобами вплоть до того что заявляли, что Саад не знает как правильно совершать молитву! По такому случаю Умар вызвал Саада и попросил рассказать о том, как он совершает молитву. Саад ответил: «Клянусь Аллахом, я молился так как в свое время молился Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не уменьшая молитву ни в чем. Я продлевал первые два ракаата молитвы Ишаа и сокращал два последних. Умар ответил: «Это как раз то, чего я ожидал от тебя».

Затем Умар послал своих посланников в Куфу, чтобы они опросили людей, проживающих там. В любой мечети, куда они входили они спрашивали людей о Сааде и везде куда бы они не входили они не слышали ничего кроме похвалы.

Когда они вошли в мечеть клана Абс тотчас же встал человек по имени Усама ибн Катада и сказал: «Если вы действительно хотите знать правду, тогда знайте, что Саад не выходит в походы чтобы сражаться, не пресекает распространения порчи, не судит справедливо». На это Саад ответил: «Я прошу у Аллаха три вещи: О Аллах! Если этот ваш слуга (имеется в виду Усама) –лжец, который встал лишь для того, чтобы совершить рия и стать известным, то продли его жизнь, увеличь его бедность и уничтожь его репутацию».

По прошествии многих лет всякий раз, когда Усаму спрашивали о его состоянии, он отвечал: «Я старый человек, утомленный и сокрушенный молитвой Саада!» Один из передатчиков этого рассказа рассказал: «Я видел его (Усаму) однажды. Его брови спустились до его век из-за его старости, однако, он все приставал к молодым девушкам, когда они проходили мимо него на улице." (50)

4) Лишение благословения Аллаха

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) в некоторых своих высказываниях

говорил, что Аллах не принимает деяний, совершенных ради того чтобы получить похвалу других.

Абу Умама аль-Бахили передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах не примет ни одного деяния кроме того которое было совершено искренне ради Него и для его удовольствия».

Как может Аллах, Самый Мудрый, принять деяния человека, совершенные не ради Него? И как может Аллах, Самый Справедливый равно вознаградить человека, который совершил что-то лишь ради Аллаха и человека, которого Аллах предостерегает от совершения деяний подобных тому, о чем Он говорит:

"О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует свое имущество ради показухи и не веруют при этом в Аллаха и в Последний день. Притчей о нем является притча о гладкой скале, покрытой слоем земли. Но вот выпал ливень и оставил скалу голой. Они не властны ни над чем из того, что приобрели. Аллах не ведет прямым путем неверующих людей." (52)

Человек, совершающий рия подобен огромной плоской скале, покрытой почвой. Когда люди смотрят на нее им кажется, что это плодородное место, тогда как это всего лишь бесплодная скала, которая обнаружится после даже небольшого дождя, пролившегося на нее. Но он все равно не сможет наслаждаться плодами своих дел.

"Захочет ли кто-нибудь из вас, если у него будет сад из финиковых пальм и виноградника, в котором текут реки и растут всякие плоды, чтобы его сад был поражен огненным вихрем и сгорел, когда его постигнет старость, а его дети будут еще слабы? Так Аллах разъясняет вам знамения, – быть может, вы поразмыслите." (53)

Аллах сравнивает добрые дела тех, кто совершает рия с прекрасным, пышным садом, который вдруг загорелся, а его владелец стоит не в силах остановить пожар. Подобно дыму на этом пожаре исчезают дела такого человека. В День Суда Аллах унизит тех, кто совершал рия и велит им получить свою награду у тех, чью похвалу они пытались заслужить в земной жизни.

Махмуд ибн Лабид передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах, Велик Он и Славен скажет (тем, кто совершал рия), в день Суда: «Идите к тем, кому вы показывали свои дела и посмотрите дадут ли они вам какую-нибудь награду» (54)

Абу Хурайра сообщил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всевышний и Благословенный Аллах, сказал: «Я самодостаточен и не нуждаюсь в сотоварищах. И тот, кто совершает деяния чтобы заслужить похвалу других, так же как и Мою того я оставлю тому, кого он придал мне в сотоварищи (то есть этот человек не получит награды за свое деяние)(55)

В заключение Убай ибн Кааб передал, что Посланник Аллаха сказал: «Обрадуй эту Умму непринужденностью, честью и известностью этой

религии, помощью (от Аллаха) и силой на земле.

И если кто-либо совершит какие-либо деяния, предназначенные для будущей жизни с намерением извлечь пользу в земной жизни, то не будет ему награды в следующей жизни»(56)

 

5) Унижение от Аллаха

И даже если люди, которые совершают праведные дела ради известности и восхищения получают то, к чему они стремятся в этой жизни, они будут полностью унижены Аллахом в день Суда.

Муас ибн Джабал сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не останется на земле ни одного известного человека, который предавался хвастовству и которого Аллах не покажет своим творениям в день Суда» (57)

Абдуллах ибн Амр так же рассказал, что он слышал, что Посланник Аллаха сказал: «Кто хвастается своими делами перед другими, того Аллах унизит перед своими творениями и опозорит и опорочит его».(58)

6) первая причина, по которой человек попадает в Ад

Абу Хурайра передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах, Велик Он и Славен спустится к своим рабам в день Суда и будет судить их. Все людские общины будут стоять, преклонив колени. Первыми в день Суда будут судить ученых и чтецов Корана, и мученика павшего на пути Аллаха и богатого человека, жертвовавшего на благие дела. Аллах спросит: ученого и чтеца Корана: «Не учил ли я вас тому, что было показано моему посланнику?» И они ответят «Да». Потом Аллах скажет: «Что вы делали с тем, чему я вас учил?» И услышит в ответ: «Я читал его на рассвете и на закате (я искал знания и учил людей)». Тогда Аллах скажет ему «Нет, ты соврал». И ангелы скажут: «Нет, ты соврал». Потом Аллах скажет: «Ты лишь хотел, чтобы люди сказали о тебе: «Он – (ученый) и чтец Корана» и это было сказано тебе». И человек, обладавший огромным богатством, предстанет перед Аллахом и Аллах скажет: «Я ли не облагодетельствовал тебя так, что ты не зависел от других?». Он ответит: «Да». Затем Аллах спросит: «А что ты делал с тем, что я дал тебе?». Он ответит: «Я выполнял долг перед своей семьей и тратил свои деньги на цели благотворительности». Тогда Аллах скажет: «Нет. Ты лжешь» и ангелы скажут «Нет, ты лжешь».

Потом Аллах скажет: «Ты тратил их лишь для того, чтобы люди сказали о тебе, что ты щедрый и это было тебе сказано». И человек, погибший на пути Аллаха будет спрошен: «Как ты умер?». Он скажет: «О, мой Господь! Мне было приказано совершать Джихад на твоем пути, и я сражался до тех пор, пока не был убит». Аллах скажет: «Нет, ты соврал» и ангелы скажут: «Нет, ты соврал». Потом Аллах скажет: «Ты сражался только для того, чтобы про тебя сказали: «Он – человек великой доблести» и так было сказано о тебе». Потом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) взял меня за колено и сказал: «О, Абу Хурайра! Это –три первых человека среди творений Аллаха которых поглотит пламя Ада в день Суда!» (59)

7) невозможность поклоняться Аллаху

В качестве дальнейшего унижения для тех, кто совершает религиозное поклонение для того, чтобы заслужить похвалу людей Аллах сделает невозможным поклонение Ему когда они захотят это сделать. В очень длинном хадисе, переданном Абу Саидом аль-Кудри, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) рассказал как верующие увидят Аллаха в день суда и потом сказал: «Что же касается тех, кто совершал поклонение лишь для того, чтобы заслужить похвалу от других Аллах сделает их спины не сгибающимися. Каждый раз, когда они захотят согнуться перед Ним, они буду падать лицом вниз».(60)

8) Закрывает доступ на Небеса

Совершение праведных дел для того, чтобы заслужить похвалу человека так же закрывает дорогу в рай. Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-нибудь получает знание, которое должно изучаться только ради Аллаха с намерением использовать его для этой жизни даже не понюхает запаха Рая в день Суда» (61)

Знание, упомянутое в данном случае означает знание об Исламе. Поэтому это знание должно приобретаться только ради Аллаха.

Действительно Аллах и его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) предписали людям изучать нашу религию.

Джабир ибн Абдаллах передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Не приобретайте знания ни для того, чтобы соревноваться с учеными, ни для того, чтбы спорить с законоведами, ни для того, чтобы впечатлить и украсить собрания. Кто делает это того ждет Огонь, Огонь!”(62)

Мои братья и сестры в Исламе! Это серьезное предупреждение всем нам, чтобы мы знали, что все, что мы изучаем о нашей религии –не для того чтобы удивить людей, а только лишь ради Аллаха!

Большинство из ученых согласны с тем, что человек, который совершает рия не вечно будет пребывать в пламени Ада, так как рия не выводит человека за рамки Ислама.

Если человек сохраняет веру в Единого Бога в своем сердце, он в конечном счете будет извлечен из пламени Ада. Так же возможно, что он будет прощен за соврешение рия без всякого наказания, если Аллах этого захочет.

9) проклятые деяния

Если человек совершает праведные дела ради известности и похвалы людей, то вместо благословения своих деяний от Аллаха он получит проклятие. Абдуллах ибн Дамра сообщил, что Абу Хурайра приводил слова Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «Эта жизнь проклята, все в ней проклято кроме тех (деяний), которые совершены ради Аллаха» (63)

10) разрушение Уммы

Среди многих опасностей рия кроется еще одна. Это то, что рия причиняет вред не только тем, кто совершает ее. Она приносит вред всей Умме. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах помогает этой Умме из-за ее слабости (за слабость ее членов); за их мольбы, их молитвы и их искреннюю веру»(64)

В этом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уведомляет свою Умму, что Аллах помогает ей из-за того, что в ней есть люди с искренней верой. Таки образом, можно предположить, что если Умма лишиться искренне верующих людей, то Аллах прекратит помогать ей.

"Если Аллах окажет вам поддержку, то никто не одолеет вас. Если же Он лишит вас поддержки, то кто же поможет вам вместо Него? Пусть же на Аллаха уповают верующие." (65)

Аллах говорит нам в Коране о курайшитах, которые сражались с мусульманами при Бадре и о причине, по которой они сражались:

"Не уподобляйтесь тем, которые горделиво вышли из своих домов, показывая себя перед людьми, и сбивали других с пути Аллаха. Аллах объемлет все, что они совершают." (66)

____________________________________________________________________________________________

(33) сообщество мусульман

(34)Приводится Ахмадом в его Муснаде (том5,стр.428-429) и аль-Багави в Шарх ас-Сунна (№4135) и Салим аль-Хилали говорит, что он имеет истинную (сахих) цепь передатчиков. Передатчики –(Исхак ибн Иса), Имам аль-Бухари сообщил, что он хорошо известен как рассказчик хаидсов. (Абдур Рахман ибн Аби Заннад), Имам ат-Тирмизи сообщил, что он являлся правдивым передатчиком хадисов. (Амр ибн Аби Амр) так же считался правдивым передатчиком и Асим ибн Умар ибн Катада так же был объявлен правдивым передатчиком Имамом ибн Хаджаром.

(35) сахих Сунан альМаджа, том 2, стр.410,№ 3389

(36) Для более детальной информации см. Ибн Касир “Признаки дня Страшного суда”

(37) Аль-Каф(50,37)

(38) приводится по Сахихат-Таргиб ва т-Тархиб№33

(39) Тафсир Ибн Касир, том1,стр 62. Даже при том, что Ибн Аббас сообщил, что это высказывание касается другого вида малого Ширка, оно так же подходит к этому виду малого Ширка (рия)

(41) Рассеивающие (51:56)

(42)Человек (76) 8-9

(43) Подаяние (107): 4-7

(46) Женщины (4): 48

(47) Толпы (39):65

(49) Корова (2):9-10

(50) Сахих аль-Бухари, том 1, стр403-404, № 722, Сахих Муслим, том 1стр.245, №912 и Сунан Абу Дауд, том 1, стр 205,№ 802.

(52) Корова (2): 264

(53) Корова (2): 266

(54) Сахихи Таргиб ва Тархиб, №29

(55) Сахих Муслим, том 4, стр.1538

(56) Сахих Таргиб ва Тархиб,№21

(57) Сахих Таргиб ва Тархиб №26

(58) Сахих Таргиб ва Тархиб №23

(59) Сахих Таргиб ва Тархиб,№20 в скобках указаны варианты из других достоверных собраний хадисов. Этот хадис так же можно найти в Сахих сунан ат-Тирмизи, том 2, стр. 281-282,№1942

(60) Сахих аль-Джами, №7031

(61) Сунана Абу Дауд, том 3, стр 1039, № 3656 и Сунан Абу Маджа, том 1, стр.144, №252, так же приводится в Сунан Абу Дауд, то 2, стр.697,№ 3112

(63) Сахих Таргиб ва Тархиб,№7 и Сахих Сунан ат-Тирмизи,том 2,стр 269, №189

(64) Сахих Таргиб ва Тархиб, №5 и Сахих Сунан ан-Нисаи, том 2,стр.669, № 2978

(65) Семейство Имрана (3):160

(66) Добыча (8):47

Глава 4

Причины рия

Первичной причиной рия является слабость Имана. Если человек не имеет твердой веры в Аллаха он предпочтет людскую похвалу награде от Аллаха. Слабость Имана заставляет человека забывать о награде в будущей жизни и увеличивает его желание получить известность и престиж в этом мире. Это желание и заставляет человека совершать рия.

Есть три признака, которые указывают на то, что человек совершает рия и важно, чтобы верующие избегали их.

1) Любовь к похвале

Этот признак упоминался в предыдущем хадисе о трех людях, которые первыми будут брошены в пламя Ада: ученом, сражавшемся за веру и тратившем свои деньги на благотворительные нужды. Все они хотели получить похвалу от людей, вместо того, чтбы получить награду от Аллаха. Человек, котроый желает похвалы от других должен иметь гордость за самого себя в том смысле, что он считает себя достойным похвалы. Поэтому для него существует опасность стать высокомерным и хвастливым. Абу Хурайра сообщил, что Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах –Превелик он и Славен сказал: «Гордость –мой плащ и величие моя одежда, так что тот, кто оспаривает у меня одну из них (этих одежд) того я брошу в Ад».(68)

В Другом хадисе Абу Хурайра сообщил, что Посланник Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал человека об опасности обожания самого себя: «Есть три разрушающие вещи: страсти, за которыми следуют, жадность, которой повинуются, и человеческое самовосхваление и тщеславие - и это самое худшее из трех».(69)

Аллах так же предостерег от уподобления тем христианам и иудеям, о которых в Коране говорится:

"Не думай же, что те, которые радуются своим поступкам и любят, чтобы их хвалили за то, чего они не совершали, спасутся от мучений. Им уготованы мучительные страдания." (70)

 

 

Вот почему сподвижники Пророка (да будет доволен ими всеми Аллах) очень опасались даже попасть в ситуацию, когда кто-то их похвалит. Абдур-Рахман ибн Аби Лейли (71) передает:

«Я встречался со ста двадцатью сподвижниками Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) из числа ансаров. Всякий раз, когда кого-нибудь из них просили вынести решение по какому-либо религиозному вопросу он предпочитал, чтобы кто-нибудь другой ответил за него»(72)

Их нежелание выносить решения по религиозным вопросам исходило так же из-за великого опасения сказать что-нибудь неправильное о религии.

2) Боязнь критики

Никто не любит, когда его критикуют. Неприязнь к критике в сфере религиозной прктики можно разделить на две категории.

А. К первой категории относятся люди, которые пренебрегают предписаниями Аллаха для того, чтобы избежать критики от тех, кто их окружает. Они предпочитают не выполнять религиозные предписания, чтобы не стать объектом критики со стороны других людей. Например, некоторые мужчины не желают отращивать бороды, а некоторые женщины не надевают соответствующий Хиджаб так боятся стать объектом критики со стороны окружающих. Это без сомнения является запрещенным (харам), но не подпадает под определение рия. Истинно верующие описываются в Коране как:

"О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не будут бояться порицания порицающих. Такова милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий." (73)

Истинно верующий сознает, что критика со стороны человека есть ничто по сравнению с осуждением Создателя.

Б. Ко второй категории относятся люди, которые выполняют определенные предписания Ислама, но не ради Аллаха, а из боязни того, что люди будут смотреть на него и критиковать, если он не будет выполнять эти предписания. Например, человек может молиться в мечети потому что он не хочет чтобы люди критиковали его за то, что он молится дома или из-за того чтобы люди не думали что он вообще не молится.

Или женщина надевает предписанную шариатом одежду и платок когда принимает участие в религиозных церемониях, потому что она не хочет чтобы ее религиозные друзья или преподаватель плохо думали о ней. Эта категория поступков подпадает под определение рия.

 

 

3) зависть по отношению к чужой собственности

Если человек жаждет обладания чужой собственности - деньгами ли, высоким положением в обществе, властью тогда он может испытывать зависть к ним. Например, если он ревниво относится к чьему-то положению в обществе, то будет всеми средствами стремиться занять равную с ним позицию. Подобные желания заставляют людей тратить свою жизнь на то, чтобы пустить пыль в глаза другим людям, чтобы те восхищались их положением, деньгами или властью. Религиозные акты так же могут быть совершены в целях демонстрации их другим людям, и это неизбежно приводит к совершению рия. Все эти три категории людей подразумеваются в хадисе Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах приветствует):

Абу Муса передает, что к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришел один человек спросил: «Кто из тех, кто сражается в защиту своей чести (то есть чтобы избежать критики) или для того, чтобы доказать свою храбрость (то есть чтобы его похвалили за это) или для того, чтобы его увидели (то есть чтобы его действия были замечены другим) сражается на пути Аллаха»? Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Только тот, кто сражается для того,чтобы слово Аллаха распространилось - сражается на пути Аллаха»(74)

 

(68) Сахих Муслим, том 4, стр. 1381, № 6349 и Сунан Абу Дауд, том 3, стр1141-1142, №4079

(69) Мишкаах аль Масабих, № 5122

(70) Семейство Имрана (3):188

(71) Абдур-Рахман ибн Аби Лейли (15-83 г.Х) родился во времена халифата Умара ибн аль-Хаттаба. Он зафиксировал хадисы от Али, Убайя ибн Кааба и многих других сахабов. Тахсиб аль-Камаль,№ 3943 и Тахсиб ат-Тахсиб,№ 4134

(72) сунан ад-Дарими, то1, №53 и бин Саад в Табакат аль-Кубра, а так же аль-Хилали в «ар-Рия»

(73) Трапеза (5):54

(74) Сахих аль-Бухари,том 4, стр 50, №65, Сахих Муслим, том 3, стр 1054, № 4684 и Сунан Абу Дауд, том 2, стр.698, №25

 

Глава 5


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!