Недостаток желания выполнять религиозные обряды.



Таким же образом, если человек не обладает желанием поклоняться своему Господу, можно ожидать, что он пожелает услышать в свой адрес похвалу от других людей. Касаясь лицемеров Аллах в Коране говорит:

"Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их. Когда они встают на намаз, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного." (76)

В этих айятах Аллах связывает пренебрежение поклонением с тем злом, которое несет в себе рия.

Совершение добрых дел на публике

Если человек вдруг понимает,что он совершает добрые дела только в присутствии других и совершает дурные поступки когда он находится в одиночестве, это означает,что он впал в рия. Стоит прислушаться к совету ученых-теологов прошлого:

«Удалите от себя причины рия решив,что мнение людей для вас так же важно как мнение животных или маленьких детей. Не ставьте в зависимость совершение молитв от присутствия или отсутствия людей, или от мысли о том,что они знают, что вы делаете или не знают. Наоборот ощущайте бесконечность знания Аллаха» (77)

 

(75) Подаяние (107): 4-7

(76) Женщины (4):142

(77) Приводится по Ихляс и аш-Ширк аль Асхар, стр.15

 

Глава 6

Категории рия

Рия может быть разделена на два вида: рия относительно времени и рия относительно метода.

1. Время рия

Рия по отношению к любому действию может произойти на любом из трех этапов: до него,во время него и после него. На любой стадии Сатана пытается всеми силами лишить человека награды за благое дело.

1) До совершения действия

Намерение совершить благое дело чтобы заслужить лишь людскую похвалу без сомнения худшая из форм рия и тот, кто так поступает находится в наивысшей степени лицемерия. Такой человек даже не думает о совершении доброго дела ради Аллаха. Он лишь желает получить людскую похвалу. Аллах так описывает лицемеров в Коране:

"Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их. Когда они встают на намаз, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного." (78)

В этих айятах Аллах связывает этот вид рия с полным лицемерием. Этот вид рия наиболее близок к Ширк ан Ният-валь-Ирада-валь-Касд (Ширк намерения и цели). Понятно, что подобное доброе дело не принимается Аллахом ни при каких условиях и является ярким индикатором духовной болезни, именуемой лицемерием.

2) После совершения действия

В этом случае человек начинает совершать доброе дело только ради Аллаха,но потом замечает, что люди обращают внимание на него и он начинает стараться делать его лучше чтобы создать впечатление,что он более религиозен чем есть на самом деле. Например, он может начать читать Коран в мечети и потом заметить,что люди обращают внимание на него и он старается улучшить свое чтение, чтобы они подумали, что он –хороший чтец Корана. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал об этом виде рия: «О, люди! Остерегайтесь скрытого ширка». Люди спросили: «О, Посланник Аллаха, что такое скрытый ширк?».

Он ответил: «Человек, который встал на молитву и потом увидел, что люди смотрят на него и он улучшил свою молитву из-за того, что люди смотрят на него. Это и есть скрытый ширк».

Ученые разделились во мнении будет ли тот, кто совершает подобное деяние вознагражден или нет. Одни из них настаивают на том, что все подобные деяния отвергаются, так как они поражены ширком. Другая группа проводит различия между теми деяниями, которые не могут быть разделены на части, как, например, молитва или пост, и теми, которые могут быть разделены, как, например, распространение знаний и чтение Корана.(80)

Другими словами в отношении молитвы или вся молитва принимается или вся молитва отвергается.

В то же время при чтении Корана часть этого деяния может приниматься, а часть отвергаться. (83) Согласно точке зрения ученых,которые проводят это различие, только эти деяния могут быть приняты в какой-то своей части.(84)

Важным моментом для понимания является то, что человек, смешивающий намерения подвергается опасности потерять большую часть, если не всю награду за совершение благого деяния. Без сомнения подобные действия лишь станут причиной бедствия для человека в день Суда. Абу Хурайра сообщил, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

“Аллах, Благословенный и Наивысший сказал: “ я самый Самодостаточный и не нуждаюсь в состоварищах. Того, кто совершает что-либо ради кого-то другого кроме Меня я оставлю его с тем, кого он присоединял ко Мне (т.е. не вознаградит его за это деяние)

3) После того как деяние совершено

Рия может быть совершена и после того как человек совершит благое деяние только ради Аллаха и люди начнут хвалить его за это. Он начинает испытывать гордость за то, что он сделал и счастье за то, что люди его хвалят. Он хочет, чтобы люди еще больше обсуждали его деяние и ему нравится слушать похвалу людей.(86) И даже если человек ранее соврешил это деяние лишь ради Аллаха в конце концов Сатана раздувает его гордыню и в конце концов он начинает гордиться тем, что совершил.

В качестве другого примера из этой категории можно привести ситуацию когда человек вернулся с искреннего Джихада на пути Аллаха и из-за того, что его все время хвалят он забывает истинную цель Джихада и ему начинает нравится похвала. Ему нравится, когда его имя упоминается на торжественных собраниях и он хочет чтобы сведения о нем распространялись среди людей.

По поводу такого поведения нет единого мнения - подпадает ли оно под определение рия. Некоторые ученые говорят о том, что если деяние совершено искренне и правильно, так как это предписано Аллахом, то все что происходит после его завершения не касается этого деяния.

Другие ученые говорят о том, что человек не получает полной награды за совершенное благое деяние из-за своей гордыни.

Самой крайней точкой зрения на эту проблему является мнение о том, что человек получает награду за свое деяние до тех пор, пока он не начинает гордиться и желать похвалы от других людей. После того как его намерения изменились, он лишается благословения за свои дела. Таким образом такой человек не получит полной награды за свое деяние и Аллах знает лучше.

Этот вид рия труднее всего распознать и преодолеть так как человек знает, что совершил это дело ради Аллаха!

 

Ибн аль-Джавзи сказал: «Знайте, что если человек совершит деяние ради Аллаха и потом рия поразит его и его дела станут спутанными преодоление рия станет трудным».(87)

В то же время в качестве исключения из этого правила можно привести ситуацию, когда человек сознает, что он подвержен рия и немедленно удаляет его и восстанавливает первоначальное искреннее намерение. Это временное ощущение рия не лишает его награды за его деяние, так как он преодолел ее влияние и не позволил себе стать добычей своих желаний. Аллах восхваляет тех верующих, которые смогли преодолеть нашептывания сатаны:

"Воистину, если богобоязненных людей коснется наваждение от дьявола, то они поминают назидание и прозревают." (88)

Следует так же помнить, что одной из черт истинно верующего является чувство неловкости когда его хвалят, так как он понимает всю опасность, которую это несет его намерению. Некоторые из ученых пишут: «Возможно, что молящийся пытается избежать рия, но потом другие люди замечают его деяния и хвалят его и он не отвечает на эту похвалу беспокойством и неудовольствием. Наоборот, он чувствует себя счастливым и думает, что такая похвала сделает его поклонение еще легче для него. Это чувство – очень слабое проявление скрытого ширка… И возможно, что человек пытается скрыть свои деяния, но когда другие люди встречают его он ждет, что они первыми поприветствуют его и будут приветливы с ним. Он надеется, что они захотят помочь ему в его нуждах и будут внимательны к нему в делах и предоставят ему место на торжествах. И если они этого не делают, он чувствует себя обманутым, так как он ожидает хорошего отношения к себе и уважения за тот акт поклонения, который он совершил».

2. Метод рия

Вторым способом классифицировать рия может быть способ, которым она совершена. Рия может быть совершена любой частью тела с помощью или без помощи внешних факторов. Некоторые примеры разных способов рия приведены ниже.

А) все тело

Это может случиться, например, во время совершения молитвы или во время акта благотворительности. Все действия тела подпадают под эту категорию. Это то, что чаще всего понимается под рия.

Даже едва заметные действия могут быть совершены как рия. Однажды Хасан аль-Басри (90) давал объяснение по какому-то вопросу. И какой-то человек сделал вид, что лекция заставила его беспокоиться о будущей жизни.

Хасан сказал ему: «Если это было ради Аллаха, то тогда бы ты стал предметом внимания, а если это было для кого-то помимо Аллаха,

то ты уничтожил самого себя» (91). Таким образом, даже такое незначительное действие было подвергнуто осуждению за двойственность намерения, предшествовавшего ему.

Б) Речь

Это один из наиболее распространенных видов рия, которому подвержены те, кто обучает людей, произносит хутбы (92) и лекции по исламской тематике. Вместо того, чтобы сосредоточиться на обучаемых и стремиться вывести их на прямой путь некоторые выступающие хотят лишь впечатлить других своим красноречием и желают лишь создать себе известность и снискать славу в обществе.

Другим примером могут служить люди, которые призывают своих друзей и знакомых совершать добрые дела и избегать зла не для того, чтобы распространять ислам, а для того, чтобы создать впечатление,что они очень религиозные люди. Он все время говорят об исламе, рае и аде, на любом собрании людей где бы они не присутствовали. Однако, они реально не озабочены судьбой людей, к которым они обращаются. Они лишь желают укрепить свою репутацию в обществе.

Этот вид рия настолько неуловим, что даже критикуя кого-нибудь можно впасть в нее. Ибн Раджаб сказал: «Есть скрытое действие, о котором стоит упомянуть; когда человек критикует себя на людях, так что они могут подумать, что он –скромен и честен и начинают хвалить его».

Это –одна из менее заметных форм рия и салафы предостерегали от впадения в нее. Мутарриф ибн Абдиллах сказал: «Возможно хвалить кого-то критикуя кого-то на людях, намереваясь путем критики прославить чью-то душу. Знайте, что перед Аллахом это чистейшее безумие».(93) К этому виду рия можно отнести написание статей и книг с целью приобретения положительной репутации, а так же чтение Корана мелодичным голосом для того, чтобы впечатлить людей. Этот вид рия так же известен как Сума».

Ибн аль-Джавзи сказал: «Сатана смутил многих из тех, кто обладал знанием и спал ночи напролет и проводил весь день за написанием книг, и сатана внушил им уверенность в том, что они делают это с целью распространения ислама. Но в действительности их истинным мотивом было получение известности и славы и повышение уважения со стороны других людей… Замыслы сатаны можно обнаружить если посмотреть счастлив ли человек от того, что его знание распространилось без упоминания его имени, или он счастлив видеть, что знание распространяется другим человеком. Это ощущение счастья рождается только у человека, чьим мотивом является искреннее распространение знания. Имам аш-Шафии сказал: «Я никогда не изучал ничего, кроме того, что я желал, чтобы это пригодилось людям, без того, чтобы это было связано со мной».

В) выставление себя напоказ

Рия может рядиться в скромные одежды и проявляться неожиданно. Это происходит тогда, когда намерение заключается в том, чтобы показать себя человеком, который не озабочен своим настоящим и думает только о будущем. Или это может исходить из прямо противоположного намерения когда человек одевается в яркие одежды, чтобы привлечь к себе внимание, или одевается как ученый, чтобы люди приняли его за ученого. Оба этих типа поведения противоречат манере поведения хорошего мусульманина. Если человек может позволить себе одевать хорошую одежду, он должен одеваться красиво, а не экстравагантно чтобы показать, как Аллах облагодетельствовал его. В том случае если человек и в самом деле не может позволить себе хорошо одеваться он должен носить одежду соответствующую его доходам.

Аллах показывает расхождение во внешнем облике лицемеров с их истинной сутью:

(95)

Ибн аль-Джавзи сказал: «Некоторые из аскетов (тех, кто избегает мира) надевают рваную одежду и не зашивают дыры. И они не повязывают свои тюрбаны и не расчесывают аккуратно своих бород, так что люди могут подумать что этот мир для них ничего не стоит! Эти действия –одно из проявлений рия…так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники так не поступали. Они расчесывали свои волосы, умащивали их, использовали благовония, хотя они были очень озабочены своей будущей жизнью!».

Г) Сподвижники и равные по положению

Даже люди, с которыми человек находится в близких отношениях, могут быть причиной рия. Например, если человек знаком с ученым, он может быть известен как ученик этого ученого, или если он дружит с богобоязненным человеком, и про него можно сказать, что он все время находится в обществе богобоязненных людей.

Реальной причиной дружбы может быть дружба ради Аллаха и мы должны стараться заводить дружбу с богобоязненными и обладающими обширными религиозными знаниями людьми –не ради людской молвы, а лишь только ради Аллаха.

Д) Семья

Многие родители хотят, чтобы их дети были настоящими мусульманами, обладающими знаниями о своей религии. Это необходимое желание, которое должно присутствовать у всех родителей-мусульман. Однако очень важно чтобы родители и супруги желали самого лучшего своим любимым ради Аллаха, а не по какой –либо другой причине.

Следующий пример может помочь разъяснить это утверждение. В настоящее время в различных мусульманских странах очень часто проводятся состязания по исламским предметам среди детей. Такие соревнования –очень полезны для того, чтобы дети узнали больше о своей религии. Однако, некоторые родители, обнаружив, что их дети не заняли первых мест в этих соревнованиях очень огорчаются и начинают жаловаться на отсутствие справедливых судей или другие надуманные причины.

Можно задать вопрос, было ли у них истинное намерение побудить своих детей знать больше об исламе или они лишь стремились занять первые места в соревновании? Некоторые родители хвастаются

своими детьми на различных торжествах, говоря всем: “Моя дочь выучила много сур из Корана” или “мой сын преподавал и выступал с речами во многих местах” и прочее в том же роде. Поэтому если родители побуждают своих детей совершать праведные деяния для того чтобы потом хвастаться перед другими их достижениями или для того чтобы гордиться этим, то подобные действия так же подпадают под определение рия. Наоборот, родители должны наставлять своих детей в исламских знаниях тоько ради Аллаха и благодарить Его за все, чему их дети научились. Если они расскзаывают о достижениях своих детей другим людям, то они должны остерегаться хвастовства и чувства гордости. Вместо этого они должны искренне призывать других родителей делать то же самое для своих детей. С такими же принципами стоит подходить и к супругам и другим членам семьи.

Есть множество примеров рия, которые мы не можем описать из-за недостатка времени и места, но надеемся, что изложенные в этой главе примеры помогут разобраться и в этих ситуациях, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что рия более незаметна, чем, ползущий муравей! Даже самые простые поступки могут превратиться в рия, если они совершаются без правильного намерения.

 

 

(78) Женщины (4):142

(79) Собрано Ибн Хузаймой. Последняя часть этого хадиса так же есть в Сунан Ибн-и-Маджа

(80) Другой способ определения таков: если конечная часть деяния зависит от правильного выполнения его начальной частионо не может быть разделено на части. Если последняя часть деяния не завист от его начальной части (или любой другой) оно может быть разделено на части.

(81) Принятая молитва вознаграждается по-разному в зависимости от степени концентрации на ней того кто ее совершает.

(82)Например,если кто-то испускает газы перед тем как совершить таслим вся молитва портится. Также женские менструации,если они начались до захода солнца аннулируют пост этого дня, который должен быть возмещен.

(83) Например, некоторые айяты могут быть прочтены с таджвидом (по правилам чтения Корана), а часть без таджвида.

(84) Смотри Джами аль Улуюм валь Хикам,стр.83

(85)Сахих Муслим, том 4, стр 1538, №7114

(86) Надо различать чувство радости человека, когда люди его хвалят от ситуации, когда человек мечтает о людской похвале.

(87) Талбис Иблис, стр.195

(88) Пещера (7):201

(89) Китаб аль-Ихляс

(90) Хасан аль-Басри (21-110 г.Х.) один из известнейших учеников сахабов. Он был широко известен своими знаниями и аскетизмом. Бакр аль-Музани сказал: «Если кто желает видеть ученого обладающего самыми широкими познаниями в данное время, то пусть посмотрит на Хасан, потому что мы не встречали ученого более знающего чем он». Тахсиб ат-Тахсиб., том 2, №263

(91) Талбис Иблис

(92) речь, произносимая перед пятничной молитвой

(93) приводится по Аль-Ихляс ва ш-Ширк аль-асгар

(95)аль-Мунафикун, (63):4

 

Глава 7


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!