Гигиена. Санитария. Мед. Обеспечение. Здоровье.



Антисанитарные условия. Болезни. Эпидемии.

Медицинская помощь оказывалась эпизодически. В 1898 г. в Воронежской и Тамбовской губерниях ее получало 1/3 населения. В Рязанской губернии 1903 г. на 100 тыс. населения приходилось 9 врачей и 11 фельдшеров. Расстояние до ближайшего медицинского пункта составляло 15-60 км. Высокая смертность. Шингарев Вымирающая деревня.

 

Образование.

В 1897 г. в 50 губерниях Европейской России грамотных было 17,4 %. В большинстве сел Черноземной полосы количество грамотных и полуграмотных мужчин едва достигало одной трети. В деревне Ново-Животинной Воронежской губернии менее трети взрослого населения едва знает грамоту. В нижегородской губернии в конце 19 в. удельный вес грамотных мужчин – 21,4 %, женщин – 3,4 %[22].

Из книг – Библия, молитвенники, жития, лубок, переводные романы. Получившие грамоту образование стремятся уйти из деревни, из с/х, стать приказчиком, старостой.

Во время русско-японской войны – коллективная читка газет.

Трудности в понимании горожан, их речи[23]

 

Община.

К 1917 г. общинное землепользование у 60 % крестьянских хозяйств[24]

Сельский сход выступал одновременно

-в качестве избирательного собрания, назначая должностных лиц и указывая кандидатов для исполнения обязанностей волостных судей;

-в качестве органа хозяйственного управления, производя разверстку податей, определяя способы взыскания недоимок;

-как контрольное учреждение, производя учет сборщику податей и сельскому старосте;

-в качестве судебной власти (частично), лишая крестьян в виде наказания права голоса, постановляя приговоры об отдаче «порочных общинников» в распоряжение правительства;

-в качестве опекунского учреждения, назначая опекунов и попечителей над личностью и имуществом малолетних сирот;

-в качестве сословного учреждения, возбуждая перед правительством ходатайства о местных нуждах[25].

С конца XIX в. демократическая процедура сельского схода нарушается. Земские начальники все чаще вмешиваются в его деятельность, выступая как председатель и руководитель схода. В связи с этим активность крестьян сменяется безразличием. Падает внутриобщинная дисциплина, усиливается неявка крестьян на сход. В 1910 г. в с. Успенском Богородского уезда Московской губернии из 264 домохозяев на сход явилось 84. Назначен штраф по 1 руб.[26]

 

Психология.

Общинные черты.

 

Индивидуалистические черты.

Индивидуалистические черты психологии крестьян ярко проявлялись в распределении земли, уплаты налогов. Особенно сильно развиты у кулаков. Он хозяин в деревне. Держит кабак, арендует землю «за водку». Облик кулака-самодура. Зажиточное крестьянство крайне индивидуалистично, собственнические устремления.

 

Отношение к богатству.

«Богач на одной жопе сидит, а такой гордый будто две под ним».

Собственнику от общинников достается, его ругают и за человека не считают, это, говорят помещик[27].

 

Отношение к другим слоям населения.

Собственнику от общинников достается, его ругают и за человека не считают, это, говорят помещик[28]. Помещика за человека не считают.

Пропагандиста Тверского комитета РСДРП передали пакет, где говорили, чтобы его больше к ним не присылали, т. к. утром, умываясь он трет щеткой зубы, а так делают господа.

Одежда горожан настораживает крестьян, он не любят и не понимают интеллигенцию, их речи.

Лучше относятся к «умным», бывалым людям: отходники, отставные солдаты, стрелочник на железной дороге[29].

 

Отношение к власти.

 

Движение.

Февраль – март 1905 г. аграрные беспорядки охватили 1/6 часть уездов страны. Ведущая форма – крестьянские восстания с разгромами помещичьих имений. В восстаниях, как и прежде проявились политическая темнота крестьян, их царистские иллюзии. Вожаки восставших в Дмитриевском уезде Кузьма Токарев, Илларион Бородкин призывали к разгромам помещиков царевым именем, в уезде появились «царские» «золотые грамоты». Министр земледелия и гос. имуществ А. С. Ермолов докладывал Николаю 2: «Лозунгом восставших … служила идея о принадлежности всей земли крестьянам» (ИСССР с древнейших… Т. 6. С. 142-143).

Осень 1905 г. крестьянское движение достигло апогея. Оно охватило 240 уездов Европейской России, т. е. ½ их общего числа (без Прибалтики и Кавказа). Преобладали по форме открытые восстания сотен и тысяч крестьян против помещиков. По приблизительным данным МВД в этот период крестьянами было разгромлено до 2 тыс. помещичьих усадеб, размеры убытков помещиков составили ок. 29 млн. руб. В Балашовском уезде Саратовской губ. Были уничтожены все помещичьи усадьбы. Ленин: «К сожалению, крестьяне уничтожили тогда … только пятнадцатую часть того, что должны были уничтожить, чтобы до конца стереть с лица русской земли позор феодального крупного землевладения» (ПСС. Т. 30, С. 322) == ИСССР с древнейших … Т. 6. С. 171-172.

 

Лето 1905 г. создан Крестьянский союз по инициативе демократической интеллигенции. К концу 1905 г. он объединял не менее 200 тыс. членов, в его составе по неполным данным было 270 волостных и сельских организаций. Ноябрь 1905 г. – съезд Крестьянского союза 187 представителей от 27 губерний Европейской России. Требование ликвидации частной собственности и передачу всей земли в «общую собственность» всего народа. Передать землю тем, «кто будет ее обрабатывать своими силами без наемного труда»[30].

Восстания под руководством Крестьянского союза в Полтавской, Вятской губ., «Марковская республика» в Марковской волости Волоколамского уезда Московской губернии.

 

Крестьянское движение в 1907-14 гг. ИСССР. Т. 6. 451-2. Таблица.

 

Отклики воронежских крестьян об экскурсиях на хутора и отруба (1909-1914) / подготовка к печати и предисловие М. Д. Карпачева // Источниковедение: поиски и находки. Сб. науч. Трудов. Вып.1. Воронеж, 2000.

В связи со Столыпинской реформой, возникшее в Петербурге культурно-просветительное общество «Русское Зерно» выдвинуло идею организацию экскурсий. Воронежское земство ее реализовало, организовало 5 поездок в Волынскую губернию, где немцы и чехи, переселившиеся туда в 19 в. при содействии русского правительства, вели хуторское хозяйство. Одна экскурсия 1914 г. была проведена в Моравию (Австро-Венгрия).

Крестьянин Ф. Г. Бражников после поездки в Волынской губернии. (Я: отчеты, очевидно, составлялись не без помощи организаторов экскурсий, уж больно гладко написаны, явно «интеллигентским стилем»: «пониженная энергия», «антагонисты», «анархия» и т. д.).

С. 220-221: Хорошо на хуторах тем, у кого 10-12 дес. на двор, тогда у них лишняя скотина и навоз для удобрения. У них заметно довольство: скот сытый, помещение для него теплое. У кого 5-6 десятин на хутор хозяйство заметно хуже и скуднее, т. к. лишней скотины нет, нет навоза. Постройки плохо покрытые (мало соломы), покосившиеся. Они высказывали сожаление, что вышли из общины, где хотя бы коровенку можно было пасти в общинных пастбищах. (Я: это, очевидно, об украинцах)

Постройки немцев и чехов, арендующих помещичьи земли. Здесь рай земной: сеялки, соломорезки, плуги. Рабочий скот сытый. Сами хуторяне все грамотны, одеты чисто и прилично, постройки – загляденье. Земли от 20 и более дес. на двор, Скот у них в хлевах круглый год и его не беспокоят ни мухи летом, ни холод зимой.

Здесь с грустью вспоминаю о порядках общинных, где навоз вместо вывозки в поле, выбрасывается на улицу, в реку, овраг. Всякий из богатых рассчитывает на то, что эта земля, которую он удобрит ему не достанется по разделу, а бедняк не удобряет, потому что удобрить нечем. Покатости, истоки распахиваются в общине безмилосердно, без всякого расчеты на тот вред, какой приносит такая вспашка земли, дождями сносимыми в пади, в луга и реки. Через это размеры и число оврагов увеличивается, луга засоряются, реки мелеют. С уходом из общины разделаемся с этим общинным мироедством, с этим всенародным бесхозяйственным пьянством, на которое часто тратятся общественные деньги и имущество, а также драгоценное время (например, на св. неделе), когда на всякого из общинников, который пожелал бы в праздник пахать в поле, чуть ли не толкают и нещадно осуждают как безбожника. Собственнику от общинников достается, его ругают и за человека не считают, это, говорят помещик.

 

Крестьянин М. М. Яценко С. 223-224.: «Я вижу в хуторской жизни подходящие условия для борьбы с развивающимися хулиганством и нравственной анархией нашей крестьянской молодежи».

 

Крестьянин Ф. К. Леднев С. 224-227.

Крестьяне сравнивают условия Волыни и Воронежской губ. Отмечают, что на Волыни воды больше, зато в Воронежской губ. более плодородная земля «чистый чернозем».

«земля наша упала в своем плодородии по случаю плохой и неумелой обработки и кроме всего нам мешает дальние и чересполосные поля. На хуторах мы жили бы не хуже немцев и чехов. Отмечает превосходство последних в земледелии и культуре, их вежливость. Дома у них большей частью деревянные, крытые черепицей из 3-5 комнат. Постройки для скота большие, чистые, теплые, светлые. Сами ходят тоже очень чисто. Имеющие 5-6 десятин владеют молотилкой одноконной, веялкой, соломорезкой, плуг, 1-2 лошади, штуки 3 коров, несколько овец. Имеющие 10-15 десятин – жатка, много др. земледельческих орудий. Сравнивает со своим хозяйством. Работников 6 чел. мужчин и женщин и несколько подростков, помогающих по хозяйству. Земли 15 десятин и 2-3 арендованной. Обрабатывает ее на скорую руку, спешим быстрее отделаться. Развито пьянство. Хлеба хватает, но подати платит с трудом, в случае недорода может быть голод, т. к. лишнего хлеба нет.

 

Крестьянин Т. Курилов. С. 227-229. Из поездки в Моравию:

«меня первое поразил вид чехов, их убор, очень чистый и повсюду чистота и опрятность, а потом и душевные их качества, братское гостеприимство». Живут на 2-3 десятинах великолепно. 2 дес. собственных и 5 аредованных. За ним платить 110 р. в год. Имеет 6 коров, 4 свиньи. 6 человек семейства. Чистого дохода получает 320 р. в год.

 


[1] См.: Симонова М. С. Политика царизма в крестьянском вопросе накануне революции 1905-1907 гг. // ИЗ. Т. 75.

[2] См., например, Марев П. Крестьянство и революция в России // Борьба общественных сил в русской революции. Вып. 3. М., 1907. Ленин В. И. Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции // Полн. собр. соч. Т. 16. Он же. Аграрный вопрос в России в конце XIX века // там же. Т. 17.

[3] Ленин В. И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве // Полн. собр. соч. Т. 1. С. 427.

[4]Указываются только обобщающие труды. С учетом работ по советским республикам и российским регионам, а также статей историография вопроса необозрима. Першин П. Н. Аграрная революция в России. Историко-экономическое исследование. Кн. 1. От реформы к революции. М., 1966. Ковальченко И. Д., Милов Л. В. Всероссийский аграрный рынок XVIII – начала ХХ в.: Опыт количественного анализа. М., 1974. Нифонтов А. С. Зерновое производство в России во второй половине 19 в. М., 1974. Трапезников С. П. Ленинизм и аграрно-крестьянский вопрос. М., 1974. Анфимов А. М. Крестьянское хозяйство Европейской России. 1881-1904. М., 1980. Он же. Экономическое положение и классовая борьба крестьян Европейской России 1881-1904. М., 1984.

[5] См., например, История СССР с древнейших времен … Т. 6. С. 53, 142-144 и др.

[6] Цит. по Кабытов П. С. Рахматуллин М. А. Проблема общественного сознания крестьянства в трудах В. И. Ленина // Актуальные проблемы истории СССР эпохи феодализма. М., 1970.

[7] Цит. по Кабытов П. С. Ольшанский Д. В. Социальная психология «винтиков» // Вопросы философии. 1989. № 8. С. 93.

[8] См.: Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998.

[9] См.: Казарезов В. В. Крестьянский вопрос в России. Конец XIX – первая четверть ХХ века. Т. 1. М., 2000. С. 5.

[10] См.: там же. С. 19.

[11] СИЭ. Ст. Крестьянство. Надо дать непосредственно по материалам переписи 1897 г.

[12] СИЭ. Ст. Крестьянство.

[13] История СССР с древнейших времен … Т. 6. С. 324.

[14] См.: там же.

[15] См.: История СССР с древнейших времен до наших дней Т. 6. М., 1968. С. 22. Казарезов В. В. Указ. соч. С.8-9.

[16] Казарезов В. В. Указ. соч. С. 9-10.

[17] Там же. С. 16.

[18] Кабытов П. С. С. 19.

[19] Кабытов П. С. С. 17.

[20] Кабытов С. 18.

[21] Анфимов А. М. Экономическое положение и классовая борьба крестьян Европейской России. 1881-1904. М., 1984. С. 19.

[22] Кабытов С. 33.

[23] Кабытов П. С. С. 35.

[24] Кабытов П. С. С. 7.

[25] Цит. по Кабытов П. С. С. 21. Дружинин Н. П. Очерки крестьянской общественной жизни. СПб., 1905. С. 4-5.

[26] Кабытов П. С. С. 22.

[27] Отклики воронежских крестьян об экскурсиях на хутора и отруба (1909-1914) / подготовка к печати и предисловие М. Д. Карпачева // Источниковедение: поиски и находки. Сб. науч. Трудов. Вып.1. Воронеж, 2000.

[28] Там же.

[29] Кабытов П. С. С. 43.

[30] История СССР с древнейших времен… Т. 6. С. 172.


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!