Каждый сотрудник должен быть знаком с работами Питера Друкерта, Тома Питерса и других. 141



Обида

4 « Обида всегда возникает из-за того, что наш прогноз поведения человека не совпадает с его поведением в действительности. Но на чем основан этот прогноз? Конечно же на нашем опыте общения с этим человеком. Нам кажется, что после добрых слов в адрес этого человека, после какого-то подарка или просто ласкового взгляда, он должен ответить тем же или расплатиться вдвойне, навсегда став доброжелательным и преданным другом. Иначе говоря, модель поведения другого человека выстраивается на основе моего представления об этом человеке.

Но ведь мое представление о нем вовсе не обязательно совпадает с его представлением о себе. У человека есть собственная точка зрения. Но она во внимание не принимается. Более того, обижаясь на человека, я как бы исключаю даже вероятность того, что у него есть своя точка зрения, своя логика поступков, одним словом индивидуальность.

Человек должен поступать так, как хочу я. Если он не делает этого, то я воспринимаю это как тяжелую обиду или даже оскорбление. Возникает желание компенсировать это чем-то, например, тоже обидеть этого человека или наказать его как-то.

А если я обижен не на одного человека? Ведь часто так и бывает – мы слышим: «он очень обидчивый», «она обиделась на весь свет». Если я нахожусь в таком состоянии, это значит, что я признаю только собственную точку зрения, отказывая людям в том, что у них есть свой взгляд на проблему. Таким образом, вариант компромисса для меня исключается. Такой эгоцентрический взгляд на жизнь неизбежно ведет к постоянному душевному дискомфорту, к разочарованию ».

Итак, если разъять обиду по методике профессора Орлова, то обнаружится, что состоит она из трех элементов:

1) Мой прогноз поведения человека;

2) Его реальное поведение;

3) Несовпадение реального поведения с ожидаемым – моя неудовлетворенность.

Что же делать? Ведь невозможно же вообще не прогнозировать поведение человека, с которым общаешься.

Орлов полагает, что при прогнозировании чьих-то поступков не следует создавать для себя жесткую модель поведения этого человека, а стоит представить себе несколько вариантов того, как человек может поступить, и все эти варианты принять как вероятные. Только в этом случае прогноз может быть объективным. А значит, не будет и оснований для обид.

- Неужели вы ни на кого не обижаетесь? – спросил я Орлова.

- Жизнь достаточно разнообразна, - ответил он. Случаются ситуации, когда первой реакцией на неожиданный поступок является гнев, который может вылиться в обиду. Но, поразмыслив, приходишь к выводу, что ожидания были чрезмерно жесткими и они требуют корректировки. А когда видишь, что сам ошибся, то обижаться остается только лишь на самого себя. Человек, который осознает это, никогда не обижается. Он становится неуязвим и твердо двигается к своей цели. Вот почему, обидчивость – удел слабых, сильные люди не обидчивы.

Орлов считает, что сделать себя таким помогает саногенное мышление. Это мышление боле гибкое по сравнению с обычным. Дело в том, что саногенное мышление разрушает жесткие психические структуры. Жесткая психическая структура, в случае обиды, например, может выражаться в прогнозировании только одной модели поведения. Такие структуры мешают адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Следствие их, как правило, становится стресс. А стресс всегда связан с бурной реакцией организма, и прежде всего выбросом в кровь гормонов адреналина. Здесь есть и другой момент. Для нашего здоровья опасна не только первая реакция на чьи-то поступки, но и, может быть, еще в большей мере наши переживания, следующие за первой реакцией. Поэтому саногенное мышление – это прямой путь улучшить свое здоровье».

 

«Причина почти всех трудностей, возникающих в отношениях, кроется в противоречивости или неопределенности ожиданий, связанных с ролями и целями. 203

Люди судят друг о друге, исходя из своих ожиданий. Стоит им почувствовать, что они обманулись в своих главных ожиданиях, и резерв доверия уменьшится. Таким образом, мы сами создаем множество негативных ситуаций, предполагая, будто наши ожидания очевидны и другие люди их поняли и разделяют.

Если ожидания не ясны и не разделяются, то включаются эмоции и простое недопонимание перерастает в конфликт и приводит к столкновению характеров и разрыву отношений.

Иногда для прояснения ожиданий требуется большое мужество. Ведь проще поступать так, словно никаких различий не существует, и надеяться, что все уладится само собой, чем смотреть правде в глаза и совместно вырабатывать согласованный свод ожиданий». 203

Стивен Р. Кови. 7 навыков высокоэффективных людей. 1989г Москва 2008г

 

«Если я буду лгать или прикрываться двусмысленностью, а это одно и то же, для того чтобы оправдать какие-то слова свои или поступки и тем самым избежать опасности или стыда, которых боюсь, я сразу же выдам этим и страх свой, и ложь, и, таким образом, я не только не избавлюсь от опасности и позора, но лишь усугублю и то, и другое и к тому же выкажу себя самым подлым и низким из людей, - и можно быть уверенным, что ко мне так и будут относиться до конца дней. Страх, вместо того, чтобы отвращать опасность, ее накликает, ибо тайные трусы начинают клеймить явных. Если человек, на свое несчастье, совершил какой-то проступок. Самое благородное, что он может сделать, это откровенно признаться в нем – это единственная возможность искупить его и получить за него прощение. Увиливание, увертки, подтасовки, для того чтобы избежать опасности или неудобства, настолько низки и выявляют такой безотчетный страх, что человек, прибегающий к ним, заслуживает только пинка и, кстати говоря, нередко его получает». 39

Если бы ты вдруг скрестил руки на груди, начал крутить в руках табакерку, переминаться с ноги на ногу, почесывать затылок и т.п. – это было бы верхом непристойности в обществе. 186

Честерфилд (1694- 1773) Письма к сыну. Ленинград 1971

 

Очень сложно обратиться к аудитории и привлечь ее внимание, если никто из присутствующих просто не знает, как нужно правильно слушать! 27

Многие считают, что сидеть или стоять в позе со скрещенными руками удобно, но это происходит лишь оттого, что она соответствует их негативному внутреннему настрою. 33

Жест – руки, скрещенные на груди – связан с закрытым отношением, то есть полным нежеланием быть откровенным и открытым. 35

Скрещивая руки на груди, ёрзая на стуле или глядя по сторонам, вы неявно проявляете невнимание к собеседнику. 185

Существуют так называемые «слова-стиратели», от которых следует отказаться. Я говорю о «но» и «однако».

Когда такие слова используются в разговоре, они полностью перечеркивают все, что было сказано ранее. 47

«Сожалею, я был не прав. В следующий раз я так не поступлю». Отказываясь признавать свои ошибки, вы снижаете мнение о себе в глазах окружающих и вызываете недоверие к себе. 51

Уверенный в себе человек понимает, что окружающие относятся к нему так же, как и он к ним. При отсутствии уважения к собеседнику трудно рассчитывать на уважение к самому себе. 51

Каждый сотрудник должен быть знаком с работами Питера Друкерта, Тома Питерса и других. 141

Записывайте основные мысли разговора – это один из наиболее эффективных приемов хорошего слушателя. После беседы проанализируйте свои записи. Это поможет вам уточнить, правильно ли вы поняли собеседника. 185

Билл Свитман. Общаться успешно. Как? Москва 2007г

 

«Для установления связей между идеями необходимо провести логический анализ. Выбранная последовательность должна отражать аналитический процесс, результатом которого стало объединение идей в группу. Человеческий мозг способен всего на три вида аналитической деятельности такого рода. 94

1. Определение мер, необходимых для достижения желаемого результата.

2. Разделение системы на составляющие.

3. Классификация. 95

При построении идей в хронологической последовательности можно выделить две типичные ошибки: во-первых, неспособность отличить причину от следствия, и, во-вторых, непонимание реального процесса, который лежит в основе размышлений. 96

Чтобы научиться четко выражать свои мысли устно и письменно, вам необходимо понимать различия между индуктивным и дедуктивным методом рассуждения. 74

Прежде всего, давайте разберемся, что представляет собой дедуктивный метод рассуждений. Обычно под ним понимается умозаключение в форме силлогизма.

Анализ проблемы всегда проводится с помощью дедуктивного метода. 79

Критический анализ идей при их группировке требует немало времени и усилия. Именно поэтому им часто пренебрегают, забывая, что он является основой мыслительного процесса. В результате вы не можете выразить то, что хотели бы, и, что еще хуже, сами не понимаете до конца суть своих рассуждений. 91

Данные приемы образуют вместе то, что я называю «трезвыми рассуждениями». Ими нелегко овладеть, но это основополагающие для процесса мышления навыки. 92

Эмоции и логика – разные вещи». 110

Барбара Минто. Принцип пирамиды в мышлении. Москва 2007г

 

«Внимательно вдумайся в те понятия, которые у тебя сложились, и пересмотри, проанализируй, разложи их на составные части, погляди и реши, какие из них главные. А вдруг это всего лишь привычки и предрассудки? Взвесь все данные, на основании которых должно сложиться твое суждение на справедливых и беспристрастных весах разума. Даже невозможно представить себе, сколько людей, способных рассуждать здраво, если бы только они этого захотели, живут и умирают в бесчисленных заблуждениях, вызванных одной только ленью; они с гораздо большей охотой подтвердят чужие предрассудки, нежели дадут себе труд выработать собственные взгляды. Сначала они просто повторяют то, что слышат от других, а потом уже упорствуют в этом, потому что сказали так сами». 75 Честерфилд

 

«Следует понять, что необходима полная переоценка всех ценностей с точки зрения их полезности; без переоценки мы никогда ни сможем сдвинуться с того пункта, где мы находимся. Мы имеем много ошибочных ценностей – мы должны быть смелыми и начать эту переоценку». 61.

П.Д.Успенский. Четвёртый путь. Москва 1995г

 

«Процесс интеграции служит катализатором мотивации личности переоценить существующую систему ценностей и создать личный этический кодекс».

М. Джеймс, Д. Джонгвард. Рождённые выигрывать. М 1995г

 

«Удовольствие, особенно плотское наслаждение, всегда считалось главным из дьявольских соблазнов. Кальвинисты почти любое удовольствие считали грехом. Каждый человек в нашей культуре разделяет опасения, связанные с удовольствием. 12

В отчаянии он пестует иллюзию, что успех и власть смогут превратить унылое существование в наполненную удовольствием жизнь. 67

В массовом обществе успех — это критерий, выделяющий индивида из толпы.

Достигнув признания, он, как принято думать, может расслабиться и наслаждаться жизнью, в то время как масса безымянных людей вокруг него продолжает свою борьбу за успех. Успешному индивиду завидует толпа, которая видит в успехе ауру могущества и воображает, что с достижением успеха все проблемы исчезают или, по крайней мере, значительно сокращаются. 91

Какое бы поприще для своих устремлений мы ни выбрали, мы придаем успеху такое значение, что он часто становится доминирующим стимулом в нашей жизни. 91

Образ успешного человека в его представлении средствами массовой информации — это изображение счастливого человека. 92

Образ способен на это, поскольку он фокусирует мышление человека и направляет его энергию. Следовательно, его можно использовать для контроля над поведением человека. Мы научились манипулировать процессом формирования образа через рекламу или контроль над средствами коммуникации. Эта сила позволяет тем, кто находится у власти и имеет доступ к средствам коммуникации, диктовать обществу собственные ценности. Поскольку это их собственные ценности, вполне понятно, что успех и власть будут среди них наиболее важными. 94

Поскольку успех — это символ, выделяющий индивида из массы в глазах публики, он есть продукт системы, создающей массу. 95

Мы — массовые люди, нас можно заменить, не нарушая процесса. 95

Кроме стремления к успеху, массовое общество также прививает людям одержимость властью.

Стремление к власти происходит из потребности преодолеть внутреннее чувство беспомощности и компенсировать внутреннее чувство отчаяния. Для человека существует два аспекта власти. Первый — богатство, второй — авторитет. Оба способны наделить их обладателя чувством власти, которое служит созданию псевдоиндивидуальности, сходной с той, что отличает успешного человека. Кажется, будто богатство и власть дают возможность самовыражения, которой лишены люди, ограниченные в средствах или люди невысокого положения. 96

…депрессия развивается, когда происходит крушение иллюзий. В упомянутых случаях иллюзией была вера в то, что успех принесет счастье или будет способствовать удовольствию. 97

Поскольку ценностями массового общества являются успех и власть, разделяющий эти ценности индивид становится массовым человеком и теряет свою подлинную индивидуальность. Он не представляет себя вне толпы, поскольку его основной интерес — возвыситься над ней.

Вышестоящих можно заменить с той же легкостью, как и любого из их подчиненных.

Удовольствие, в конечном счете, — это ритмическая вибрация тела, которая передается в атмосферу и влияет на людей, находящихся в непосредственном окружении. 101

Он носит длинные волосы, чтобы выделиться из толпы. Один из моих молодых пациентов сказал о своей прическе: «Люди смотрят на меня, и мне это нравится». Обрежьте его волосы, и вы разрушите его имидж. То же самое относится и к стилю его одежды. Это одновременно и раскольничество, и форма самоутверждения. Чем большей причудливостью отличается одежда, тем больше внимания она привлекает к ее обладателю. Хиппи определенно являются мастерами по части причудливых нарядов. 103

если человек сознает свои чувства и способен выразить их субъективно, то он может занять истинно объективную позицию. Он может, например, сказать: «Я чувствую свою враждебность и понимаю, почему люди реагируют на меня негативно».

каждый из супругов ясно видит недостатки другого, не ведая при этом о своих.

я взял за правило не спорить с теми, кто подвергает критике мое поведение.

Когда человек говорит: «Я сделал это потому что...», он возлагает ответственность за свое поведение на некую внешнюю силу. Иногда это может быть обоснованно, но чаще является не более чем оправданием неудачного или неадекватного действия. Только подобные самооправдания редко удовлетворяют другого человека.

Все дети в своем развитии проходят через фазу отрицания. В возрасте от полутора до двух лет они отвечают «нет» на большинство требований и предложений со стороны родителей. 172

Навязывание моделей мышления в просторечии именуется промыванием мозгов.

Самоутверждение подразумевает, что человек мыслит самостоятельно. Это в свою очередь предполагает, что он имеет право и обладает способностью менять свою точку зрения. Человек, способный выражать собственное мнение или отстаивать свою индивидуальность, в большей степени готов выслушать мнение другого. 178

Любое продвижение по пути знаний происходит вслед­ствие того, что существующие концепции подвергаются сомнению и отвергаются.

Любовь — это обещание того, что сегодняшнее удоволь­ствие будет доступно и завтра. 200

Культура без системы ценностей бессмысленна. Куль­тура сама по себе является ценностью. Общество без принятых норм поведения, основанных на моральных принципах, дегенерирует в анархию или диктатуру.

Чувствовать себя виноватым по поводу сексуального влечения, напри­мер, не имеет смысла с точки зрения биологии. Сексуаль­ное желание — это естественная телесная реакция на сос­тояние возбуждения, и развивается оно независимо от воли человека. Оно берет начало в ориентации тела на удоволь­ствие. Если это желание расценивается как морально вред­ное, то это означает, что сознание выступает против тела. В этом случае происходит расщепление единства личности. 220

Ребенка вынуждают чувствовать вину за свое стремление к удовольствию, чтобы сделать из него производительного работника; его заставляют чувство­вать вину в связи со своей сексуальностью, чтобы подавить его животную натуру, и его заставляют чувствовать вину в случае появления враждебности, чтобы сделать его покор­ным и безропотным. 221

Обыч­но приходится ждать, когда иллюзии рухнут в пропасть деп­рессии, прежде чем человек станет открыт для помощи. А депрессия в этом случае неизбежна. 239

Ранее в этой книге удовольствие было определено как сознательное восприятие ритмической и пульсирующей активности тела. 249

Если возбуждение не выходит за пределы генитальной области, то происходит лишь частичный оргазм. Если оно распространяется вверх по телу и достигает сердца, то все тело охватывает конвульсивная реакция, и весь произволь­ный контроль сдается на волю примитивному ритму.

При полном оргазме тазовые движения, частота которых постепенно нарастала, становятся все непроизвольнее и быстрее. Их ритм приходит в соответствие с генитальными пульсациями. Дыхание углубляется и учащается, становясь частью общего ритма. Ускоренное биение сердца прони­кает в сознание; пульс жизни чувствуется в каждой кле­точке тела.

Существует множество, интерпретаций того, что проис­ходит при полноценном оргазме. В данном контексте мож­но сказать, что в конвульсивной реакции организма все тело становится одним большим сердцем. Это и есть экстаз.

Секс в его чисто физиологическом аспекте не требует осознания другого человека. 282

Второй шаг навстречу реальности — это признание прин­ципа удовольствия в качестве основы сознательной дея­тельности».

Александр Лоуэн. Удовольствие. М. 2011

 

«Старые понятия при описании переводятся на новый язык. Временно приходится использовать старый язык впредь до выработки нового научного языка. 8

В связи с тем, что в науке изменилась коренная и основная точка зрения на предмет, всякий раз приходится старый материал трактовать по-новому, переводить старые понятия на новый язык…» 15.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!