Судебник казимира 1468



Оживление правотворческой деятельности государства, оттеснение на задний план такого традиционного для раннефеодального периода развития права источника как правовой обычай и ряд других причин, во второй половине 15 века вызвали необходимость в систематизации текущего законодательства. Результатом работы по упорядочению текущего общеземского законодательства было утверждение Казимиром Судебника Великого Княжества Литовского 1468 года. Его нормы регламентировали в основном уголовно-правовые отношения, хотя есть и отдельные положения, касающиеся процессуального, гражданского и административного права. Это была первая попытка установить единство правовых норм на всей территории государства, ограничить самоуправство судей, а также узаконить правом охрану феодальной собственности и ввести жёсткие меры наказания преступников.

Судебник содержит 25 статей, из которых 16 регламентируют различные правовые аспекты такого преступления как кража (раскрывается состав преступления, определяются виды наказания за простую кражу и квалифицированную и другие положения). Судебник был утверждён великим князем на общегосударственном сейме 29 февраля 1468 года после согласования с князьями, панами радными и ''с всим поспольством''. Он, как и большая часть законодательных актов княжества того времени был написан на белорусском языке. В его основу было положено местное белорусское обычайное право в дополнении с новыми правовыми нормами, разработанными судебной и административной практикой, в согласовании с новыми социально-экономическими условиями.

В статье 1 обращает на себя внимание норма, которая запрещала передавать потерпевшему детей в возрасте до 7 лет, родители которых были виновны в воровстве и не могли заплатить за совершённое преступление. Статьи 5 и 6 ограничивали ответственность жены и детей преступника, если они не знали о преступлении и не пользовались краденым, хотя по обычайному праву вместе с преступником ответственность несла и вся его семья. Тем самым в Судебнике получала закрепление идея индивидуализации наказания. Новым было в законе то, что преступление рассматривалось уже как противоправное деяние. По обычайному праву, если был пойман преступник с крадеными вещами (поличным), то эти вещи шли в доход судьи, а потерпевшему надлежало выплатить в двойном размере стоимость этих вещей из имущества преступника и его семьи. В Судебнике это правило подверглось ограничению. Если преступник не мог заплатить, то суд должен был вернуть поличное потерпевшему. Усиление феодального гнёта и запрещение права зависимых крестьян (грамотой 1447 года) свободного ухода от феодала было закреплено в статье 24, где предусматривалась смертная казнь тому, кто помогал крестьянам или челяди скрываться от своих господ.

В Судебнике впервые получило законодательное закрепление устрашение, как одна из основных целей наказания в феодальном праве. Согласно обычайному праву, преступник, приговорённый к смертной казни мог от неё откупиться или быть отданным в рабство потерпевшему, или его близким. Судебник запрещал освобождать преступника от наказания. Заканчивался Судебник предписанием, которое обязывало всех жителей содержать в надлежащем порядке мосты и дороги. За нарушение этой обязанности предусматривалось наказание в размере десяти рублей. Изданием Судебника было положено начало новому этапу в развитии правовой теории, практики законодательной деятельности государственных органов, новых принципов систематизации и кодификации феодального права, которое завершилось изданием Статутов Великого Княжества Литовского.

 

Статут 1529

Права писаные даны панству великому князьству литовскому, рускому, жомойтскому и иных через наяснейшого пана жикгимонта, 3 божее милости короля полского, великого князя литовского, руского, пруского, жомойтского, мазовецкого и иных).

Многочисленные права и привилегии дарованные самым различным слоям общества потребовали создания кодифицированного свода законов. В особенности мелкой и средней шляхте не терпелось раз и навсегда зафиксировать свой привилегированный статус в соответствующих законодательных актах. На протяжении XV-XVI вв. был утвержден кодекс прав Литовского государства, так называемые Литовские статуты. Их законодательные нормы были направлены на охрану феодальной собственности, прежде всего земельной, и определяли сословные права господствующего класса. Всего существовало три статута: 1529 г., 1566 г., 1588 г. эти кодексы прав действовали в Литве, Белоруссии и на Украине. Все три статута, особенно наиболее подробный последний, дают существенную характеристику правового положения шляхетского сословия на Украине.

В 1529 г. появился так называемый первый Литовский статут в котором ярко подтверждались сословные привилегии шляхетства.

Раздел 3-й посвящен правам и вольностям шляхты.

Арт. 6-7 Великий князь подтверждает предыдущие законодательные акты, а так же обязуется принимать новые, необходимые державе и только с позволения Дворянского Совета (Панской Рады), обещает всем феодалам, мещанам и их людям сохранить предыдущие свободы и вольности данные им (государем) и его предшественниками.

Господар шлюбуеть вси уфалы старые держати, а новые с паны радами прибавляти.

Тэж о заховане старых привелев земских и звычаев, которые в тых привилях описаны, потвержоны и вхвалены, або новых деланю, множеню, што бы ся мело причинити к нашому и речи посполитое пожитку, толко старым размышленем и тэж ведомостью а с порадою, и с призволенем рад наших Великого князьства Литовского радити и справляти будем.

Волности княжатом, панятом, шляхтам и мещаном господар его милость шлюбует в целости заховати

Шлюбуем своею парсуною господарскою, иж всю шляхту, княжата и паны хоруговные, и вси бояре посполитые, и мещане, и их людей заховати при слободах и волностях, от продков наших и тэж от нас даных им».

Запрещается возвышать простых людей над шляхтой. От шляхты же требуется защищать все свободы и вольности.

Простых людей над шляхту господар не маеть повышати. Тэж не шляхту над шляхту не маем повышати, але всю шляхту заховати в их почстивости».

 

Cтатут 1566

Во-первых, статутовая законодательная статья разрешает шляхте свободное перемещение по территории державы (государства) как по суше, так и по воде. Шляхта при этом освобождается от таможенного и местного сбора.

О неданье мыта шляхте.

Тежъ зъ ласки и доброти нашое господарское княземъ, паномъ радамъ духовнымъ и свецскимъ, шляхте въ томъ панстве нашомъ тую вольность на водахъ на дорогахъ, то есть сухимъ путемъ и воднымъ, на торгохъ, на мостехъ, такъ по именьяхъ нашихъ спущати и продавати зъ ихъ власныхъ гуменъ, кождому его роботы правдивое збожье а не купленое, отъ того мыто не маеть быти давано; такъ тежъ и одъ подводъ шляхецскихъ, которіе зъ ихъ речми властнымъ збожьемъ а стацыями, отъ того всего мыто и мостовое брано быти не маеть».

Государь обещает от своего имени и от имени прежних князей, всех феодалов (духовных и светских), всем служащим, шляхте, горожанам и всем людям защищать свободы и вольности христианские.

О вольностяхъ шляхецскихъ.

Тежъ мы Господар обецуемъ словомъ нашимъ за насъ и за потомки наши Великіе Князи Литовскіе подъ такимъ же обовязкомъ нашимъ, яко вышей у первомъ артыкуле естъ описано, ижъ всихъ князей и пановъ радъ, якъ духовныхъ, такъ и свецскихъ, и всехъ врядниковъ земскихъ и дворныхъ, пановъ хоруговныхъ, шляхту, рыцарство, мещане и всихъ людей посполитыхъ у Великомъ Князстве Литовскомъ и во всихъ земляхъ того панства намъ заховати при свободахъ и вольностяхъ хрестіянскихъ, въ которыхъ они, яко люде вольные, вольно обираючы изъ стародавна изъ вечныхъ своихъ продковъ собе пановъ и Господарей Великихъ Князей Литовскихъ, жыли и справовали прикладомъ и способомъ волныхъ панствъ хрестіянскихъ, ровнаючы однако маючы и тыхъ вольностей ужываючы и зъ суседы братею своею рыцерствомъ и иные станы народц Коруны Польское, и особливе на то при свободахъ и вольностяхъ и листехъ Великихъ Князей Литовскихъ, продковъ нашихъ, и отънасъ всемъ вобец яко и кождому зособна на учтивости достоенства вряды на именья на люде на кгрунты и на што кольвекъ даныхъ, и што еще будеть даваны впередъ, непорушите неотмените (вечными часы ховати). А хтобы тежъ што хотя безъ привильевъ за отчызнымъ правомъ якимъ кольвекъ обычаемъ набытыхъ людей кгрунтовъ своихъ въ держанью бвлъ, такъ за славного панованья продковъ нашихъ Короля его милости Казимера и Александра, яко тежъ за светое памяти и отца нашого и за нашого щастливого панованья, тые сами съ потомки ихъ близкими и теперъ то вечие держати мають и будуть».

Великий князь обещает всем жителям державы и иных христианских держав защищать их права и свободы, вольности, не отнимать их земель, посадов, прав и дарственных грамот.

О неданье шляхты и их именей кгрунтовъ вольностей и тежъ неданье листовъ и привильевъ сему статуту.

Уставуесъ и вечными часы ховати и держати обецуемъ, ижъ яко продки наши Великіе Князи Литовскіе, такъ и мы незвыклые никому ни которымъ способомъ бояръ шляхецкихъ именей кгрунтовъ и земль давати, такъ и теперъ на все потомные часы обецуемъ и прирекаемъ подъ тою жъ присегою нашою, которую есьмо учинили обывательемъ сего панства нашого Великого Князства Литовского, бояръ шляхты и ихъ именей кгрунтовъ и всякое маетности и иныхъ свободъ и вольностей и правъ въ нихъ отбирати и отводити, и ни якимъ особамъ, которымъ кольве въ томъ панстве обывателемъ яко и заграничникомъ и постороннимъ и жадному иному, давати записовати и ни которымъ способомъ отдаляти не маемъ. А где бы што одержано и вышло якимъ же кольвекъ обычаемъ противъ сего статуту; то с права и суду справедливость черезъ насъ и потомки наши за радою радъ нашихъ Великого Князства на сторону отложоно и ни во што обернено быти маеть. А про привильевъ въ посполитомъ яко и кождому зособна не маемъ ани будемъ мачы давати противъ сего статуту и артыкуловъ в немъ описаныхъ; а которые бы передъ тумъ вышли и про то съ канцляреи нашое по выдацью сего статуту отъ насъ черезъ кого кольвекъ одержаны были, таковыхъ мы и потомки наши держати не хочемъ, але справа и суду сказовати и ни во што оборочати будемъ. Ведже кому быхмо зъ ласки нашое дали и давати хотели родичомъ Великого Князства именья наши спадковые, и въ нихъ бояре хотя бы шляхта была, а именьица свои здавна и ново тежъ черезъ данину оныхъ пановъ, по комъ на насъ Господаря тые спадки пришли, (мели) и имъ служыли, а листы потверженьемъ нашимъ не вызволили, въ томъ моцы рукъ и щодробживости нашое и потомковъ нашихъ не замыкаемъ»

В контексте прав шляхте запрещается тюремное заключение до суда шляхтича и до того времени пока он не будет признан виновным в судебном порядке. «Абы шляхтичъ безправне не былъ иманъ ани сажоноъ.

Тежъ обецуемъ и вечными часы мети хочемъ мы Господаръ и потомки наши, ижъ все рыцерство шляхту Великого Князства при вольностяхъ звыклыхъ, которые отъ насъ Господаря и отъ продковъ нашихъ имъ суть наданы, будемъ повинни мети заховати и держати. Тежъ кождый шляхтичъ оселый подле права позваный, непоконаный правомъ, отъ насъ Господара и отъ кождого вряду иманъ и въ везенье сажонъ быти не маеть».

Регламентируется подсудность великокняжескому суду дел шляхетских взаимоотношений за исключением некоторых дел (кражи и т.п.).

«Абы панове шляхту о почтивостъ ихъ сами не судили.

Тежъ уставуемъ, ижъ княжата и панове рада наша шляхту и кождого бы зъ рицерства нашого, которые тежъ шляхту нашу служебниками въ себе ховаютъ, не мають сами о почтивость судити кроме насъ; бо тотъ судъ никому иному не належитъ одно Господару. А што се дотычеть злодейства и иншихъ речей выступковъ - то волни будуть панове ихъ зъ ними, осадившы при собе пред се шляхту людей добрыхъ, справедливость чынити, а въ чомъ былъ хто съ права поконанъ, тогды тотъ за выступокъ свой терпети и каранъ маеть быти бы и горломъ».

Положение статьи рассказывающие о зарождении буржуазных отношений в государстве. Предыдущий закон регламентировал права всех людей относящихся к сословию шляхты свободно распоряжаться землями (по статуту 1529 г. разрешалось распоряжаться одной третью недвижимости).

«Всимъ станомъ народу шляхецкого, якъ хотя, волно именьями шафовати.

Тежъ уставуемъ, ижъ всимъ станомъ шляхецкого народу яко и людемъ вольнымъ вольно естъ и будетъ именьями своими отчизными материстыми и якимъ жъ кольвекъ обычаемъ набытыми шафавати, подле потребы воли и подобанья своего отдати, продати, записати, заставити въ долгу и въ сумахъ завести, заменяти; ведже водле того, яко о томъ шырей у розделе о записехъ естъ описано»

Закон регламентирует уголовную ответственность с 14 лет. Несовершеннолетние особы, как правило, не подлежали уголовному преследованию.

О шляхтичу леть заполныхъ не маючому.

Естли бы се трафило, ижъ бы шлихтичъ въ летехъ чотырнадцати и не больше обвиненъ о злодейство, або приведенъ былъ о злодейество зъ лицомъ передъ врядъ; тогды таковому про молодость летъ его не маеть быти поличоно за злодейство, и не маеть быти до ката въ руки и на муку даванъ, нижли тую шкоду отецъ его або матка кровные зъ именья части его повинни зъ навезкою платити, и заплативши то почтивости его шкодити не маеть, а не будеть ли мети чимъ платити, ино давати его на выслугу, поки бы то заслужилъ, што зашкодилъ. Тымъ же тежъ обычаемъ можеть се розумети и о детехъ людей простыхъ летъ недорослыхъ. А ведьже и таковый хлопецъ недорослый естьли бы въ колку злодействахъ и при лицы былъ дознанъ, таковыхъ врядъ маеть карати водле званья своего».

 

 

32.Cтатут 1588

Повторяются положения предыдущего статута. Государь державы обещает защищать всех людей в державе, их свободы и вольности. Положения эти только провозглашались. В статьях дается перечисление всех князей Литовских, кроме Стефана Батория, что свидетельствовало о том, что изменения данные им распространяются на этот проект Статута.О волностях шляхетских.

Также мы, господар, обецуем словом нашим за нас и за потомки нашы, великие князи литовские, под тым же обовязком нашым, яко вышей у першом артыкуле ест описано, иж всих князей и панов рад, яко духовных, так и светских и всих врядников земских и дворных, панов хоруговных, шляхту, рицерства, мещан и всих людей посполитых у Великом князстве Литовском и во всих землях того паньства, маем заховати при свободах и волностях хрестияньских, в которых они, яко люди волные, волно обираючи зстародавна и з вечных своих продков собе панов а господарей великих князей литовских, жили и справовалисе прикладом и способом волных паньств хрестияньских, ровнуючи а однако маючи, и тых вольностей уживаючи, з суседы и братьею своею рицерством и иными станы народу коруны польское, а особливе над то при свободах и вольностях на привильях и листех великих князей литовских, продков наших».

В статьях 5, 6, 10 повторяется положения статей предыдущих Статутов и подтверждаются права шляхты.

Чужеземец, который имеет недвижимость в княжестве Литовском, пользуется правами шляхты, что подтверждается шляхетскими законами и порядками.

О чужоземцу, наганеном о шляхетство и о набытью через него оселости.

…А пакли бы который чужоземец, приехавши до здешнего паньства нашого, купил и яким кольвек слушным обычаем набыл собе именье шляхетское, а хотел волностей шляхетских уживати, тогды первей маеть указати перед врядом тым, где купил именье, если ест правдивый шляхтич. А где бы того не показал, тогды хотя именье купить, предсе з вольностей шляхетских веселитисе и их уживати не маеть и под хоруговъю заровно з шляхтою стояти не маеть».

В артикуле 24 введена новая норма, которая свидетельствует о зарождающихся буржуазных отношениях в государстве. Шляхтичи, которые занимаются торговлей, все равно обязаны, по решению Сейма, нести воинскую службу.

О шляхте, которые, именья свои попродавши, лифою се бавять.

Уставуем: если бы который шляхтич именье свое продавши, в месте мешкаючи, з лифы жил, уникаючи службы земское военное, таковые предсе з сумы своее пенежное винни службу земскую служити водле уфалы на он час соймовое, под утраченьем всего добра своего».

Статья говорит о том, что простым людям не позволено покупать шляхетские земли. Только в 1775 г. мещанам разрешили иметь право о наследовании шляхетского достояния.

О непривлащенье вольностей шляхетских людем простого стану.

…Прото абы домы шляхетские не сходили, тогды то варуем, иж простого стану чоловек, не осегнувши первей от нас, господара, вольности шляхетское, именей и грунтов шляхетских никоторим обычаем поседати, ани куплею своею на вечность одержати не можеть».

Положение статьи регламентирует защиту прав человека. Под угрозой наказания запрещается ущемлять самовольно человека, который не был признан виновным в судебном порядке.

Хто бы шляхтича взял до везенья своего свовольне, и над ним се паставил албо его у везенью уморыл.

…Кому ж кольвек от кого трафило, жебы явне змоцнившися альбо таемне сам через себе або через слуги подданные свои кого другого взял до везенья своего, чоловека невинного и правом непереконаного.

…оный таковое безправье терпячый, м...оцъю звирхности нашое господарское через посланца нашого, або через воеводу альбо старосту того повету, где ся то деяти будеть, за листом и посланцом его, маеть быти напервей з везенья вынят и выпущон».

Статья обязует каждого человека уважать в обязательном порядке человеческие и божеские законы. Эта статья действует для всех без исключения для самых привилегированных сословий государства.

О забитью чоловека простого стану от шляхтича.

…если бы который шляхтич з зуфалства, з опилства и без данья причины своволне, умысльне, легце поважаючи право посполитое а паствечися над створеньем божим, чоловека простого стану, не шляхтича, забил, а был бы пойман заразом на горячом учинку в часе, вышей в сем статуте на горячий учинок замероном, таковый щляхтич за слушным доводом маеть быти горлом каран, кром головщизны

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 35; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!