Джидду Кришнамурти. Бомбейские беседы 3 страница



БЕСЕДА СЕДЬМАЯ

Я хотел бы, с вашего позволения, исследовать, что такое религиозный ум,религиозный дух, и проникнуть в эту проблему так глубоко, как мы толькосможем. Это сложная проблема, как и все проблемы человеческогосуществования, и я полагаю, что мы должны подходить к ней очень просто, счувством глубокого смирения, потому что глубокое исследование такой проблемытребует ясного ума, не обремененного грузом окаменевших и навязчивых знаний,и тогда, быть может, вы откроете что-либо оригинальное, новое, что-либо, несказанное ранее авторитетами, не принятое вами на веру под давлением вашихпотребностей и вашего принуждения. Проблема, о которой идет речь, нелегкая, и поэтому, прежде всего,необходимо забыть на время все, что вы знаете о ней, все приобретенные вамитрадиции и воспоминания, чтобы самому попытаться открыть, что такоерелигиозный ум. Наша жизнь не становится все легче и проще, как раз наоборот. Давлениена человеческую личность становится почти непереносимым; с увеличением этогодавления, с усилением влияний и бесконечных требований к человеку со сторонысовременного мира усиливается зависть, ненависть и отчаяние. Ненавистьраспространяется все шире, а отчаяние - не просто проблема молодогочеловека, который не может найти работу, это только часть, толькоповерхностное выражение проблемы отчаяния. Отчаяние - не просто чувство,которое вы испытываете после смерти близкого человека или когда вы хотите,чтобы вас любили и не получаете любви. Отчаяние, без сомнения, нечто болеезначительное, глубокое. Для того, чтобы найти путь из отчаяния, для того,чтобы выйти за пределы ненависти, а также за пределы надежды (ведь надежда,улавливающая всех нас, всего лишь противоположность отчаяния), мне кажется,мы должны исследовать вопрос о том, что же в действительности представляетсобой религиозный ум, религиозный дух. При правильном исследовании не может быть простого принятия илиотрицания. Большинство из нас всегда говорит либо "да", либо "нет". Нашответ на трудности жизни зачастую является установкой на принятие, "да",сказанным жизни. Но жизнь слишком сложна, слишком необъятна, чтобы простое"да" оказалось удовлетворительным. Те, кто говорят "да", следуют традиции совсей ее мелочностью, узостью, жестокостью, они удовлетворены так называемымпрогрессом, внешней эффективностью, они принимают вещи такими, как они есть,и плывут по течению, не желая, чтобы их слишком беспокоили. Те, кто говорит"нет", - это люди, отвергающие мир, следуя путем отрицания, они убегают отмира в религиозный символизм, в фантастические мифы разных видов. Онистановятся монахами, санниази или вступают в одну из религиозныхорганизаций. Какая у вас жизненная установка, к какой категории принадлежиткаждый из вас? Есть святые и есть политики. Политики - это люди, говорящие "да", онипринимают непосредственную данность вещей, их ответ на эту непосредственнуюданность поверхностен. Наоборот, святые - это люди, говорящие "нет". Оничувствуют, что мир недостаточно хорош, что должен быть более глубокий ответ,поэтому они уходят из мира, отрицают его. Мне кажется, большинство из нас неотрицает и не принимает жизни очень глубоко, удовлетворяясь словесными "да"или словесными "нет". Если мы действительно хотим исследовать, что такое религия, я думаю, мыдолжны начать с внутренней ясности, говорим мы миру "да" или "нет". Нет,сказанное миру, часто бывает только интеллектуальным, человек восстал противмира, не исследовав действительно глубоко дух религии. Интеллектуально выпорываете со всем, пока ничего не останется также, как ничего не останетсяот цветка, если вы воторвете его от стебля и бросите у дороги; и вашинадежды, в конце концов, принуждают вас принять какую-либо форму религиозныхверований. Многие из нас не слишком интеллектуальны или агрессивны, насудовлетворяет легкая, посредственная жизнь и прогресс, процветание,умножение принадлежащих нам вещей только превращает нас в рабов в ещебольшей степени. Совершенно очевидно, что мы быстро становимся рабами машин,рабами вещей, и не нужно быть очень глубоким наблюдателем, чтобы увидеть,как наш поверхностный ум удовлетворен своим рабским состоянием. По мере того, как ум все больше превращается в раба, зона свободы,естественно, все сужается. Если вам недодают принадлежащие вам вещи, выжаждете новых вещей, или действия или власти. Если вы не можете достичь этихцелей, вы чувствуете разочарование, впадаете в отчаяние и спасаетесьбегством с помощью религиозных верований, с помощью церкви, храма,символики, ритуалов и т.п. Если мы не ищем выхода в религии, в наснакапливается гнев против мира - а гнев порождает свое собственное действие.Гнев очень легко переходит в действие, не правда ли? Когда вы восстаете,движимые гневом, гнев дает вам энергию, а энергия пробуждает вашиспособности. Все это считается чем-то новым и оригинальным. Но гнев, цинизм,горечь и отчаяние - эти чувства, безусловно, не нужны для подлинногопонимания наших жизненных проблем. Мы не знаем, что такое действительнохорошая жизнь, мы не знаем, каков смысл нашего повседневного существования,этого необычайного процесса, состоящего из несчастий и борьбы, мелочного иуродливого, полного клеветы и жадности, в чем смысл этой борьбы, непрекращающейся до самой смерти. Поэтому мы изобретаем цель, конечныйрезультат, к которому мы стремимся, является ли эта цель немедленнодостижимой или она спроецирована вдаль, как например, Бог, в любом случаеона продукт ума, фактически находящегося в отчаянии, в несчастии и хаосе.Это становится совершенно очевидным как только вы начинаете думать ясно иобъективно, а не просто оценивать, что вы можете получить от жизни для себя. Вопрос о том, существует ли подлинная реальность, существует ли Бог,существует ли нечто постоянное, оригинальное, новое - этот вопрос возник нездесь и не сейчас. Ответа на него люди искали столетиями. 35000 лет назад настенах пещеры в Северной Африке люди изобразили борьбу добра и зла; в этихрисунках зло всегда побеждало. Мы все еще ищем ответа на этот вопрос, но этодолжен быть не глупый ответ школьника, ответ незрелого ума, рассчитанный наудовлетворение наших потребностей - нам нужен действительно истинных ответ,всеохватывающий ответ на всеохватывающий вопрос. Я полагаю, что мы не задаемполного, всеохватывающего вопроса, именно в этом заключается трудность.Только когда мы в отчаянии, мы ищем, спрашиваем, надеемся. Но когда в наскипит энергия, когда мы захвачены потоком жизни, наши требования не являютсяполными, мы говорим: "Оставьте меня в покое, я хочу самореализации". Полнота требования возникает только в полной уединенности. Когда выисследовали все вокруг себя, когда вас больше не привлекают религиозныесистемы с их символами и несуразностями, с их организованным догматизмом,когда вас больше не удерживают объяснения, слова, книги, все, что можетизобрести интеллект, когда вы отвергли все это, но не потому, что вы ищетеудовлетворения своих желаний и не можете его найти - только тогда выдействительно уединены. Незрелый ум принимает или отвергает исходя изудовлетворенности или неудовлетворенности. Но когда вы сомневаетесь, когдавы задаете вопросы и не получаете ответ ниоткуда, кроме как из традиции,обусловленности, когда вы глубоко и полностью отвергли все это, что вы идолжны сделать - только тогда вы уединены, потому что ни на что больше неможете положиться, и эта уединенность подобна цветку, растущему в пустыне. Но это чрезвычайно трудно, это тяжелая работа, а вы не любите тяжелойработы. Вы предпочитаете легкое ленивое существование: зарабатывать себе нажизнь, принимать то, что приходит к вам, и просто плыть по течению. Или же,если вы не делаете этого, вы принимаете какую-либо форму принуждения,дисциплины. Вы встаете каждое утро в 4 часа утра, чтобы заниматьсямедитацией, медитацией же вы называете принуждения себя кконцентрированности с тем, чтобы привести ваш ум в соответствие сопределенным образцом. Вы неустанно, день за днем тренируетесь и считаете,что это тяжелая работа. Но мне кажется, что это детский подход к работе, чтотак не должен работать зрелый ум. Тяжелой работой я называю нечто совершеннодругое. Тяжелая работа - исследовать каждую свою мысль и чувство, каждоеверование, не поддаваясь предубеждениям, не защищаясь от страха щитом идей,вывода, объяснения. Для всего этого нужна тяжелая работа мысли, и мысльдолжна быть совершенно ясной, это и есть истинная работа. Мы предпочитаемдобиваться чувственных удовольствий. Вы называете религиозного человека, каждый день посещающего храм,мечеть, церковь. Или вы говорите, что люди, поклоняющиеся учителям, святым,гуру, очень религиозны. Но это, без сомнения не религиозные люди, этоиспуганные люди. Они из категории говорящих "да", они не знают и неисследуют, чтобы знать, они не в состоянии это делать, потому что эти людиполагаются на что-то внешнее, на образ, изготовленный рукой или умом. Есливы видите все это, если вы осознаете несчастья, жестокость, невыразимуюгрязь вне и внутри вас, если вы хотите найти здоровый и разумный путь изэтой неразберихи, вы должны исследовать, что такое религиозный ум. Как происходит исследование? Существует ли состояние исследования,когда имеется положительный подход, или только при отрицательном подходе?Каков путь исследования? Как мы начинаем исследовать? Положительным подходомя называю рассмотрение проблемы с желанием найти ответ. Когда я потерпелнеудачу, когда я в отчаянии ищу ответа, у моего исследования есть мотив, неправда ли? Мои поиски - результат желания найти выход, и я найду выход, ноон окажется крайне поверхностным и пустым, я буду полагаться на какой-либоавторитет либо следовать какой-либо системе, и завтра это снова доведет менядо отчаяния. Будучи несчастным, жалким, полным скорби, в состояниинепрерывного конфликта, я пытаюсь спастись бегством от всего этого, таквозникает мотив, порождающий положительное действие. Такое положительноедействие представляет собой поиски с жаждой ответа, оно очень ограничено,оно не отворит вам двери в рай. Я прошу вас понять это, ибо иначе вы не сумеете сами открыть, что такоерелигиозный ум, и в чем его красота. Вы никогда не сможете этого открыть с помощью положительного действия,которое имеет мотив, которое связано с принуждением, порожденным желанием.Это неправильный подход. Если вы сами увидите, поймете то, о чем я говорю,вы сможете найти другой выход, не являющийся реакцией, не являющийсяпротивоположностью положительного. Я надеюсь, что вам ясно то, о чем яговорю. Если ум увидит этот положительный подход таким, каков он действительноесть, т.е. убедится в его ложности, тогда отрицательный подход не будетпростой реакцией на положительный подход. Я желаю найти истину, а не то, чтоя хотел бы принять за истину, поэтому я не вношу своей личности в поискиистины, я отбрасываю свои верования, умозаключения, свои желания убежать отневыносимых несчастий. Я хочу самостоятельно открыть, в чем смыслсуществования, не приводя этого открытия в соответствие со своимиудовольствиями, фантазиями, традициями, которые неразумны, глупы,обусловлены моим прошлым опытом. Я хочу открыть истину, какой бы она нибыла. Наблюдали вы когда-нибудь по настоящему за явлениями жизни? У жизни нетначала и конца, в начале содержится конец. Для того, кто ищет ответа, жизньочень ограничена. Для него существует вчера, сегодня и завтра, и он пытаетсядумать о жизни в этих терминах. Но жизнь не отвечает ему в этих терминах. Жизнь бесконечна, и поэтому вжизни нет смерти. Смерть имеется только когда мы спрашиваем: "Что будет смоим "Я". "Я" - это существо, думающее о жизни в терминах "вчера","сегодня", "завтра". Ваше "Я" находится в состоянии несчастья, вы хотитенайти состояние спасения, где вас не будут беспокоить, вы хотите спокойно ивечно сидеть в персональной отвратительной заводи, в стороне от теченияжизни. Это ум отделяет жизнь от смерти, борется и создает проблемы. Отрицательный подход к проблеме религиозного духа не является реакциейна положительный подход. Реакция на положительный подход - это просто то жесамое в другой форме. Изменения в пределах поля обусловленности - это вообщене изменения. Отрицательный подход - нечто совершенно иное, только черезотрицательный подход ум действительно может исследовать и делать открытия. Я надеюсь, что сейчас, когда я говорю, вы сами осознаете как свойнепосредственный опыт истину - т.е. ложность положительного подхода. Так же,как у вас есть ежедневный опыт голода, жажда секса, потребность власти,престижа, привелегированного положения и т.п., вы непрерывно накапливаетеопыт положительного подхода, независимо от того, проходит этот опыт черезваше сознание или нет. Но если вы ясно видите истину положительного подхода,если вы действительно осознаете его ложность, осознаете ограниченность,мелочность ума, требующего ответа для своего удовлетворения, тогда ваш умдействительно находится в творческом состоянии отрицания, такой ум можетисследовать и делать открытия. Я надеюсь, что вы не просто ограничиваетесь простым выслушиваниемобъяснений, потому что слово - не то же самое, что обозначаемая им вещь, апросто символ, символ же никогда не является реальностью. Человек,удовлетворенный символом, живет в пустыне, среди пепла реальной жизни. Итак, я исхожу из того, что ваш ум подготовлен к исследованию. Переднами стоит вопрос: что такое религиозный ум? Вы делаете во имя религиимногое такое, что совсем не относится к религии. Когда вы увидите этуистину, этому наступает конец, ложное отходит прочь. Что же такоерелигиозный дух? Без сомнения, религиозный дух - это своего рода взрыв, вкотором исчезает, полностью уничтожается всякая привязанность. Имеется только привязанность, нет такой вещи, как отречение отпривязанности. Ум изобретает отречение как реакцию на боль привязанности.Когда вы реагируете на привязанность, вы становитесь привязаны к чему-либоеще. Таким образом, весь этот процесс является процессом привязанности. Выпривязаны к своей жене, мужу, к детям, традициям, авторитетам и т.п., вашейреакцией на эту привязанность является отречение. Культивация отречения -результат скорби и боли. Вы хотите убежать от боли привязанности, и выубегаете, пытаясь найти что-то, к чему, как вы думаете, вы не можетепривязаться. Во всем этом процессе есть только привязанность. Культивацияотречения - занятие глупого ума. Все свяценные книги говорят: "Отрекитесь отпривязанности", но какова же истина? Если вы понаблюдаете за своим умом, выувидите необыкновенную вещь: культивируя отречения, ваш ум становитсяпривязанным к чему-либо еще. Религиозный дух - это взрыв, уничтожающий всякую привязанность, умперестает быть привязанным к чему-либо. Такова, без сомнения, природа любви.Любовь несовместима с привязанностью. Желание ведет к привязанности, памятьведет к привязанности, ощущение - это бездна привязанности, но если выпонаблюдаете, вы увидите, что в любви - все равно, к одному или ко многим, -нет привязанности. Привязанность предполагает прошлое, настоящее и будущее.У любви нет прошлого, настоящего или будущего. Только память ограниченавременем - память того, что вы называете любовью. Итак, ум исследующий, проникающий в то, что называется религией - этоум в состоянии всеохватывающего восстания. Вы знаете, что довольно легковосстать против чего-нибудь одного - против бедности, против вашей семьи,против традиций, против данной религиозной системы. Когда мы восстаем противопределенной религии, мы обычно присоединяемся к какой-либо другой религии,мы восстаем против индуизма и присоединяемся к христианству или буддизму ит.п. Такое восстание является простой реакцией, это не полная руволюция, невсеохватывающее преобразование. Ограничиваетесь ли вы тем, что просто слушаете меня, или такженаблюдаете за своим умом? Мои слова - простое отражение ваших собственныхмыслей, осознанных вами или остающихся бессознательными. Я описываюсостояние вашего ума, и если вы только слушаете мои слова и не наблюдаетесвоего ума, вы по-прежнему остаетесь в скорби и смятении. Восстание, окотором я говорю, направлено против всех форм привязанности, но не какреакция. Вы видите истину, что ваша привязанность к определенныминтеллектуальным объяснениям привела вас в бесплодную пустыню. В вашей жизниразличные мелкие взрывы или реакции оставили следы в вашем уме, и выпривязаны к этим следам. Ум с такими следами утратил гибкость, окаменел.Такое окаменение, в сущности, представляет привязанность к тому, что выделали прежде, к памяти вашего опыта. Всеохватывающая революция, о которой яговорю - это полное осознание истинного характера привязанности, это самосостояние взрыва. Быть может, все это довольно трудно понять большинству из нас, потомучто мы привыкли думать о революции в терминах изменения от одной формыобусловливания к другой. Сегодня я один, а завтра хочу стать другим (язаранее знаю, кем хочу стать). Видя бедность при капитализме, я говорю, чтоответ - это коммунизм, потому что должна произойти революция. Но всякаятакая революция, без сомнения, является частичной революцией. Большинствотак называемых интеллигентных людей с их живым, спокойным умом играют винтеллектуальные игры с десятком различных систем. Поиграв со всем этим, ихум оказывается бессмысленно загроможденным, окаменевшим, и когда такой умспрашивает: "Что есть истина?", "Что есть Бог?", эти вопросы лишаютсясмысла. Единственное, что имеет смысл - разбить все эти пути, уничтожить ихполностью без какого-либо мотива, без какой-либо потребности илипринуждения. Такой взрыв, в котором нет места для личного удовлетворения илидля каких-либо систем, - это единственная подлинная революция. Когда ваш умбудет в этом состоянии взрыва, вы обнаружите необыкновенные силы творчества- не только творчества, которое выражается в поэме или скульптуре, или вкартине живописца, а в творчестве, которое всегда связано с состояниемотрицания. Я боюсь, что все это становится для вас чистой теорией. Теория,умозаключение или жизнь среди слов, произнесенных другим человеком, - всеэто имеет очень мало значения. Но ум, который действительно вступил на тропуисследования, ум, начавший путешествие, из которого нет возврата, ум,занятый исслодованием не только сейчас, во время сегодняшней беседы, но изодня в день - такой ум откроет состояние творчества, охватывающее всесуществование. Это и есть то, что вы называете истиной или Богом. Для этоготворчества необходима полная уединенность - уединенность без привязанности,уединенность, спутником которой не должны быть слова, мысли, память. Этополное отрицание всего, что ум изобрел для своей безопасности. У этой полнойуединенности нет страха, но есть своя собственная необычайная красота, этосостояние любви, а не уединенность реакции, это полное отрицание, неявляющееся противоположностью положительного. Я полагаю, что только в этомсостоянии творчества ум является подлинно религиозным. Такой ум больше ненуждается в медитации, он сам есть вечность. Такой ум больше не ищет, непотому, что он нашел удовлетворение своих потребностей, он больше не ищет,потому что больше не нуждается в поисках. Такой ум является цельным,всеохватывающим, он безграничен, неизмерим, невыразим словами.

БЕСЕДА ВОСЬМАЯ

Большинство из нас, какое бы место в жизни мы не занимали, находится ввеличайшем смятении, если же мы не испытываем этого смятения, то, по крайнеймере, должны испытывать, потому что давление различных мировых событий инеконтролируемых исторических процессов, происходящих вокруг нас, толкаетнас в узкую колею, где зона свободы становится все меньше и меньше.Поскольку каждый из нас ищет выхода из этого смятения, хаоса и несчастий, мыприсоединяемся к различным политическим и религиозным движениям. Мы следуемза их вождями и надеемся найти решение многочисленных проблем, обременяющихнашу жизнь. Мы находимся в смятении, и поэтому мы пытаемся найти кого-либо,кто вывел бы нас из этого смятения и несчастий. Мне кажется, что мы лишь сбольшой неохотой обращаемся к самим себе с тем, чтобы непосредственноисследовать проблему. Нам нужен кто-то, кто даст нам готовое решение, намнужна система, философия, гуру, вождь, который разрешит наши проблемы иприведет к внутреннему миру и спокойствию. Но это невозможно: вы сами должнырешить ваши проблемы. С вашего позволения, я хотел бы побеседовать с вамиименно об этом процессе самопознания, обращения к самому себе. Мы знаем, что ученые разрешили множество проблем, и они могутудовлетворить все потребности людей. Если бы ученые и политические деятелидоговорились, они могли бы разрешить также проблему голода, проблему пищи,одежды и крова для всех и прекратить уничтожение человека человеком. Онимогли бы это сделать, но они не сделают этого до тех пор, пока основой ихмышления остается национализм, мотивы собственной личной выгоды. И даже еслибы был осуществлен этот далеко идущий внешний переворот, мне кажется, чтопроблема лежит значительно глубже. Это не просто проблема голода, воин,жестокости в отношениях между людьми, это кризис нашего сознания. В сущностиэта проблема внутри нас. Однако, как бы мы ни были настойчивы и способны,большинство из нас не имеет жаления очень глубоко познать самих себя. Мыхотим изменить, переделать мир, но подлинная революция, подлинное изменениедолжны произойти не столько вне, сколько внутри нас. Для нас познавать себячрезвычайно трудно, и мы пытаемся убежать от этой задачи на путях интеллектаили чувства преданности чему-либо во вне. На путях интеллекта мы создаем паутину теорий, мы улавливаемся словами,идеями. Замечали ли вы, с каким нетерпением мы начинаем обсуждать теории,как быстро мы можем заблудиться в лабиринте слов? Когда мы играем в этуигру, мы считаем себя чрезвычайно интеллигентными, но какое все это имеетзначение? Это же пустой вербализм. На путях чувств, эмоций мы цепляемся закакую-нибудь систему верования либо переходим к преданности идее или вождю.Во всем этом есть определенное удовлетворение, временное облегчение нашейпроблемы. Но раньше или позже мы замечаем, что наше положение по существу неизменилось, что перед нами все те же нерешенные проблемы. Все эти уловки нашего "Я" так бесполезны, они совершенно не рашаютнаших проблем. Только незрелый ум, не знающий, что такое любовь, невдыхающий глубоко аромат скорби, - только такой ум убегает к этимтривиальностям, представляющим собой пустые забавы ума. Вы находите гуру,идете в храм, преклоняетесь перед образом, и это дает вам временноеоблегчение. К несчастью, вас очень легко удовлетворяют эти временные меры, ивы пытаетесь превратить их в постоянные, развивая у себя привычкупреданности, привычку следования за гуру, за политическим вождем иликаким-либо другим авторитетом. Следуете ли вы за авторитетом в политике илирелигии: это всегда, без сомнения, есть зло, потому что следовать закем-либо значит желать безопасности, а ум, ищущий безопасности, отрицаетнепостоянство жизни. Жизнь, очевидно, является непостоянной. Нет в миреничего постоянного, кроме привычки нашего мышления, наших идей. Мы уловленыэтими привычками, и если мы разрушаем одну привычку, то немедленно создаетсядругая, также стремящаяся к постоянству. Мне кажется, что мы всегда избегаемцентральной проблемы, которая есть мы сами. Говоря "мы сами", я имею в виду не только то эгоцентрическое существо,которое более или менее осознается нами ежедневно, но то существо, котороеявляется продуктом общества, продуктом данной культуры или цивилизации,климата и традиций. Если не произойдет глубокого преобразования, я не вижу,как мы выйдем из этого хаоса. Я говорю об индивидууме, непротивопоставляющем себя обществу. В настоящее время наше действие истекаетне из индивидуального, а из коллективного мышления. Это коллективноемышление, будет ли оно капиталистическим, фашистским и т.п. - отрицаетиндивидуальность, а все творчество в жизни, всякое понимание - продуктиндивидуума, а не массы. В действительности масса не существует, кроме как вмышлении, в идеях, рабами которых мы являемся. Для того, чтобы понять весь этот процесс существования, индивидуумунеобходимо освободиться от влияния массы, от влияния традиций, от влиянияколлективного мышления, и нет другого средства, нет другого пути, чтобыоткрыть двери жизни. Общество - то же самое, что и вы. Общество неотличается от вас. Хотя у вас может быть свое отличительное имя, счет вбанке и т.д., вы являетесь частью общества, вы не отличимы от общества.Когда вы говорите, что вы индивидуалист, индуист, коммунист и т.п., этозначит, что вы являетесь частью определенной культуры, определенногообщества, благодаря которому у вас сложился определенный образ жизни,мыслей. Итак, вы раб различных влияний, и поэтому, безусловно, необходимопонять эти влияния, это давление на вас, если вы хотите понять себя, ибо выпредставляете собой продукт этих влияний. Вы продукт не только ваших отца и матери, но тысячи вчерашних дней,тысячи поколений, вы продукт всего человечества. Если вы понимаете это,жизнь становится необыкновенно скучной, бесконечной борьбой без особогозначения, и возникает философия отчаяния или же философия удовлетворенностивещами такими, какие они есть, что представляет собой простое принятиесуществования. Все это кажется совершенно очевидным. Итак, вы должны видеть такой факт, что вы и есть мир, что без переменыв вас самих, без полной револющии ума, революции путей вашего мышления вы неможете добиться фундаментальных изменений в мире. В особенности, в такойперенаселенной стране, как Индия, вы должны начать с самих себя. Должнапроизойти революция в ваших отношениях к людям и вещам окружающего вас мира.Добродетель расцветает в отношениях между людьми, если вы не понимаете, чтотакое добродетель, все ваши социальные реформы и бесчисленные внешниеизменения приведут только к новым несчастьям в крайне поверхностномсуществовании. Итак, мне кажется, что очень важно понять самого себя, но вы делаетеэто чрезвычайно неохотно, говоря: "Что я должен понять о самом себе? Я оченохорошо знаю себя". Прежде, чем обратиться к этому вопросу, я полагаю, важно понятьзначение слова "глагол". Глагол, бузусловно, предполагает неразрывностьдвижения, активное настоящее, хотя в нем и есть элемент времени, залкючающийпрошедшее и будущее так же, как и настоящее, глагол предполагаетвсеохватывающее состояние, не правда ли? "Я был", "я есть" и "я буду" - есливы углубитесь в это, вы найдете здесь всеохватывающее состояние, активноенастоящее, являющееся вневременным. Но большинство из нас уловлено в сеть "ябыл" и "я буду", для нас нет активного настоящего. "Я был" - это память, "ябуду" - тоже память, проекция прошлого через настоящее на будущее. Мыговорим: "Я был разгневан, и я больше не буду гневаться", таким образом,возникает отставание, интервал, превращающийся для нас в средство достижениябудущего. Для большинства из нас глагол предполагает не одно, а триотдельных состояния: "Я не буду больше жадным" и отставание между ними,которое представляет собой усилие стать нежадным. Очень важно понять, что глагол предполагает полное, а не расчлененноедействие. Его содержание состоит не только из обертонов, что было и того,что будет, но также из того, что происходит в настоящий момент. Нобольшинство из нас не осознает того, что действительно происходит внастоящий момент, мы заняты тем, что было, или тем, что будет. Если выпонаблюдаете за своим умом, вы увидите этот факт, сделаете необычайноеоткрытие, что вы никогда не заняты существованием в настоящем, а толькосуществованием в прошлом и становлением будущего. Если мы не осознаем этогофакта внимательно, с пониманием и широтой, мы не сможем понять, что такоесамопознание. Я полагаю, что именно из-за отсутствия этого пониманиябольшинство из нас становится такими поверхностными в том, что мы называемсамопознанием. Я собираюсь поиграть немного с содержанием слова "глагол". Я говорю"поиграть", потому что тот, кто не умеет играть, никогда не сделаетоткрытий. Понятно ли это вам? Если вы не способны к смеху, то вы не знаете,что такое скорбь, вы не знаете, что такое быть действительно серьезным. Есливы не умеете улыбаться не просто губами, а всем существом - глазами, - умоми сердцем, - тогда вы не знаете, что такое быть простым и получать от всехмелочей жизни. Без сомнения, глагол так же, как и имя предмета, является действенным.Имя никогда не то же самое, что и вещь. Реальное слово дерево и деревосовершенно не похожи друг на друга. Символ никогда не является фактомдействительности, никогда не является истиной, но для большинства из нассимвол приобрел гораздо большее значение, чем факт. Мы никогда не смотрим недерево без слова, а слово разрушает наше осознание дерева. Я прошу вас быть внимательными. Слово "ворона" - это не живое существо,беспокоящее вас своим криком. Но мы улавливаемся словом, и поэтому никогдане исследуем истины, лежащей за словом. Итак, необходимо отделить слово, имяот вещи, необходимо понять, что глагол значительно сложнее и жизненнее, чемимя по своему содержанию. Возьмите глагол "любить". Если вы очень внимательно посмотрите на него,вы увидите, что не любите. Все, что вы можете сказать - это: "я любил" или"я должен любить". Вы мыслите в терминах прошлого и того, что должно илиможет случиться "прежде" или "после". Вы никогда не находитесь в состояниибытия живого, активного настоящего. У активного настоящего, предполагаемогоглаголами, нет ни будущего, ни прошедшего. Мне кажется, что понять эточрезвычайно важно. Как я уже сказал, большинство из вас никогда не находится в состояниибытия, мы были или надеемся быть, и время - как процесс становления -представляет очень важный фактор нашей жизни. Но имеется активное настоящее,включающее в себя "то, что было", "то, что есть" и "то, что будет" безразделения; нужно понять это необычайное состояние бытия, это живое,активное настоящее. Существование - это не то, что было или будет,существование - это теперь, включающее в себя время. Очень важно, чтобы вы,слушая то, что я говорю, поняли, если сможете, это состояние бытия,включающее все время, чтобы вы осознали его без усилия, чтобы вы поняли егозначение, не говоря себе: "Я должен понять". Добродетель не от прошлого и не от будущего, это состояние в настоящем,которое должно быть совершенно бессознательным. В тот момент, когда выпочувствуете себя добродетельным, вы больше не добродетельны. Человек,стремящийся культивировать смирение, тщеславен и глуп, потому что смирениеневозможно культивировать. Смирение - это состояние бытия, это недобродетель, которую следует культивировать, что было бы ужасно.Культивируемая добродетель всегда ужасна, ибо, культивируя добродетель, выперестаете быть добродетельным. Пытаясь приблизиться к идеалу ненасилия, выполны насилия. Итак, поняв что такое "глагол", в котором "бытие", "прошедшее" и"будущее" входят в активное настоящее, давайте исследуем природу "Я". "Я" представляет собой центр мышления, центр, обусловленный опытом,знанием. Так же как двигатель привезшего вас автобуса и любая другая сложнаямашина является продуктом знания и опыта многих людей. "Я" - есть выражениенакопленного опыта, памяти и поэтому по своей сущности оно механистично. Этоочень важно понять. "Я" - вовсе не духовная сущность, это чистый продуктпривычек, опыта, памяти, влияний, выражение коллективных традиций и т.п. Этопроцесс мышления, основанный на памяти, знании, опыте, и поэтомумеханистический. О чем бы ни думало ваше "Я" - о Боге, о машине или оработе, - оно остается в пределах своей ограниченности. Когда вы говорите освоем "Я" - Атмане души, о вечном Боге и т.д., это просто привычка, выповторяете то, чему вас научили. Коммуниста научили не верить во весь этотрелигиозный вздор, и он скажет, что нет ни Бога, ни души, это все - чепуха,изобретение капиталистов. Итак, "Я", наблюдатель, мыслитель, испытывающий - это не духовнаясущность, это механизм памяти, централизованный в виде "Я", с егомногообразными ограничениями. Таковы факты, но вы возражаете, вы говорите:"Разве не существует духовный мир, нечто постоянное за пределами всегоэтого?" Если уловленный в сеть механистических привычек ум размышляет очем-то за пределами их, такой ум, несомненно, глуп. Поэтому очень важнопонять механизм памяти, привычек, который мы называем "Я". Знание механистично. Если вы инженер, ваши инженерные знания - этонечто, приобретенное вами, и то, что вы приобрели, узнали, - становитсяпривычкой. Работаете ли вы ниженером, ученым, государственным или конторскимслужащим, у вас образуется серия привычек, улавливающих вас, ум удерживаетсямеханизмом привычек - привычек, человеческих взаимоотношений, действий. Я прошу вас понаблюдать за своим умом. Вы не просто слушаете меня, этосовершенно неважно, но, слушая меня, вы наблюдаете за самими собой. Если выдействительно наблюдаете за собой, вы увидите, как ум улавливаетсямеханизмом привычек. Этого не нужно бояться, не нужно тревожиться об этом,это просто факт. Проблема состоит в том, чтобы полностью освободить ум отвласти привычек, чтобы ум перестал следовать старому образцу и неустанавливал новой серии привычек в процессе разрушения или освобождения отстарых. Привычки, без сомнения, предполагают ум, который не хочет, чтобы егобеспокоили. Пока ум хочет быть в безопасности - все равно, чей это ум,инженера, математика, ученого, политического деятеля, искателя истины (чтобы это ни значило), он неизбежно приведет в колею привычки, не сознаваяэтого. Итак, вы должны осознать тот факт, что ваш ум в поисках наслаждения,безопасности, стремясь освободиться от беспокойств, попадает в колеюпривычек. Важно просто осознать этот факт, а не пытаться разрушитьопределенную привычку. Кем же является тот, кто осознает? Кто наблюдатель, следящий задействием привычек? Это вопрос, который вы обязательно задаете, не правдали? Если вы посмотрите очень внимательно, вы увидите, что наблюдателя вообщенет, это просто привычка, наблюдающая за другой привычкой. Когда вы действуете, в самом акте действия нет наблюдателя инаблюдаемого. Например, когда вы очень разгневаны, в момент высшейинтенсивности этого чувства нет отдельной сущности, наблюдающей и пытающейсяизменить наблюдаемое. Понятно ли это вам? Фактически в момент испытыванияопыта нет ни наблюдателя, ни наблюдаемого. Это состояние испытывания опыта, в котором нет наблюдателя инаблюдаемого, является активным настоящим. Итак, вопрос состоит в следующем:мы знаем, что ум уловлен привычками, как тогда мы можем вызывать к жизнисостояние сознания, в котором нет наблюдателя? Я не знаю, достаточно ли ясноя излагаю проблему. Давайте попытаемся подойти к ней с другой стороны. Так, где есть наблюдатель и наблюдаемый, неизбежно имеется противоречиеи конфликт, не так ли? Когда я наблюдаю за богачом, я сам хочу иметь такоеже богатство, комфорт и свободу, как у него, я нахожусь в состоянииконфликта, противоречия, усилия стать таким же как он. Итак, где естьнаблюдатель и наблюдаемый, имеется и противоречие, конфликт, усилие, бытьили стать кам-либо, и сознание таким образом ограничивается. То, о чем я говорю, может показаться очень сложным для понимания, но насамом деле это не так. Трудны для понимания слова, фразы, но действительноечувство, действительное испытывание опыта - совершенно другое дело. Возьмем, например, знание. Все знание от прошлого. То, что узналинженер или ученый, принадлежит прошлому, отложено в вашем уме. Все, что мыузнали, всегда от прошлого, и вы используете свои знания в настоящем винтересах будущего. Если вы понаблюдаете, вы увидите, что имеется движениепознавания, отличающееся от познания. Когда вы находитесь в этом движении,нет ни наблюдателя, ни наблюдаемого, есть только движение познавания.Познавание себя важнее, чем знание себя. То, что вы накопили как знание осамом себе, становится привычкой и препятствует вам дальше познавать себятаким, каким вы действительно есть в каждый данный момент. Я хочу познать себя, но "Я", которое я стремлюсь познать, это, если выпонаблюдаете, необычайная вещь. Оно никогда не спокойно, принимаетразнообразнейшие формы в зависимости от своих желаний, у него множествомыслей, занятий, разочарований, страхов, надежд. Все это в целом образует"Я" - "Я", устанавливающее себе цель, "Я", в надежде или отчаянии, "Я",жаждущее чего-либо, "Я" сексуальное. "Я" живет и изменяется, оно нестатично. И когда ум, статичный от накопленного знания, приближается к этомуживому "Я", он либо говорит: "Я не должен быть таким" и пытается что-тоизменить, либо говорит: "Да, это я, но что я могу сделать?" Это отрицаниеили принятие, основанное на знании, становится привычкой. В то же времядвижение познавания является активным настоящим - это процесс новых и новыхоткрытий: узнавания себя в каждый момент. Видите ли вы это различие? Вы говорите: "Я знаю свою жену." Но так ли это? Вы имеете в виду, что увас есть ее образ, основанный на определенных идеях, на том, что вы узнали,что вы наблюдали. Итак, что же произошло? Вы превратили ваше знание впривычку, и вы говорите: "Я знаю свою жену". Я прошу вас исследовать это.Можете ли вы когда-либо сказать, что знаете живого человека, непрерывно, каки вы сами, изменяющегося, полного тревог, страхов, неуверенности? Вы можетесказать, что знаете, как управлять дизелем, или что такое поршень, или какработает реактивный двигатель, потому что все это механистические вещи. Новы сводите все свои отношения с людьми, с природой, с идеями кмеханистическим привычкам, потому что для вас очень удобно так жить, так вамгораздо меньше беспокойств. Вы говорите: "Я знаю свою жену" - и относите еетем самым к категории механистических вещей. Точно также, когда вы говорите:"Я знаю себя", у вас есть знания о себе, которые превратились в образец илипривычку мышления. Но если вы действительно видите значение слова"познавание", предполагающего активное настоящее, которое включает прошлое ибудущее, то вы никогда не будете осуждать или просто принимать то, что есть. Я пытаюсь передать вам нечто, о чем вы никогда не думали, и именноздесь и заключена трудность. Коммуникация всегда трудна, но особенно, когдапытаешься сказать что-либо такое, о чем думали лишь немногие. Без сомнения,вы что-то узнаете, не правда ли? Слушая, вы узнаете. Это не просто собираниеслов с тем, чтобы обдумать их позже и извлечь из них урок, которому нужноучиться. Узнавание - активный процесс. Вы узнаете, слушая, вы ненакапливаете знания. Если вы хотите узнать любовь, понять ее значение, вы не можете подойтик ней со словами "У меня есть опыт любви, и я знаю, что такое любовь",потому что любовь не является неподвижной. Ум пытается превратить любовь впривычку, свести ее к памяти, и таким образом уничтожить любовь. Вы неможете приобрести знание о любви. Любовь живая, динамичная, вы можете толькожить в ней, узнавать о ней новое в каждый новый момент, и поэтому никогда небудет минуты, в которую вы могли бы сказать: "Я знаю, что такое любовь".Такая познанная любовь мертва. Воспоминания о любви - холодный пепел, они неимеют никакого значения. Точно таже ум может быть в движении познавания самого себя. В этомдвижении нет наблюдателя, нет цензора и поэтому нет противоречия, нет усилиябыть или стать кем-то, поэтому в нем имеется живое понимание ума таким,каков он есть на самом деле. В этом движении нет атмана, нет цензора,который выбирает, нет приближения к образцу, создавшему авторитет. Понятноли вам это? Одним ударом вы отбрасываете всю эту чепуху, поэтому выосвобождаете ум от усилия, от конфликта. Имеется осознание без выбора. Умнаходится в состоянии познавания, бытия, являющегося активным настоящим. Ваша трудность в том, что лишь немногие из вас действительно осознаваливсе это. По всей вероятности, вы взволнованы и загипнотизированы моимисловами. Но здесь очень точное мышление, необходима ясность, необходимапростота, у вас может быть эта ясность, это простота с ее необычайнойжизненностью, только когда вы начинаете понимать, что есть только движениепознавания. Все установившееся знание о себе - это чисто механистическаяпривычка, создающая цензора, отсюда и возникает противоречие, конфликт. Вдвижении же познавания ум обращается к самому себе, но не в терминахвремени, и это вневременное движение приносит спокойствие и умиротворение. Яговорю не об умиротворенности воображения, не о безмятежности ума,построившего себе башню из кости, не о спокойствии человека, преданногообразцу, верованию, идеалу. Такая "умиротворенность" мертвенна, представляетсобой форму загнивания. Но если вы начинаете понимать живое "Я", являющеесяничем иным, как централизованным собранием различных влияний, тогда вдвижении познавания, которое есть активное настоящее, вы найдете, что ум,свободный от цензора, также свободен от противоречий и конфликта. К такомууму приходит всеохватывающая тишина, полная умиротворенности, только такойум является творческим. Такой ум не действует просто по памяти, он абсолютносвободен от механистических привычек, к такому уму приходит истина,неизмеримое. Истина никогда не приходит к уму, уловленному своей собственнойловкостью, к уму дисциплинированному, высушенному, сожженному своейсобственной добродетелью, истина никогда не приходит к святым, вождям, к"просто добродетельным". Истина, подлинная действенность, настоящее цветениедобродетели, любовь, основанная на свободе, приходит к уму, вошедшему впонимание себя. Обращений с начала месяца: 12, Last-modified: Mon, 10 May 1999 14:34:34 GMT Оцените этот текст: Не читал 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Прогноз

Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!