Джидду Кришнамурти. Бомбейские беседы 1 страница



--------------------------------------------------------------- Ручной ввод текста: Владимир Слизов (v_s_adresom@hotmail.com) Источник: самиздатовская распечатка начала 198x--------------------------------------------------------------- Джидду Кришнамурти - один из наших великих современников, человек,готовившийся стать новым Мессией, Божественным воплощением на земле. Этомуактивно помогали лидеры Теософского общества Анни Безант и Чарлз Ледбиттер,воспитатели Джидду, оставшиеся его друзьями даже после отказа Кришнамуртипринять уготованную ему роль. Мистический опыт слияния с образом Будды (1927г.) убедил его в отсутствии того существа, которое люди называют ТворцомВсемогущим и поклоняются ему в образах Будды, Кришны, Христа. С этоговремени почитатели Кришнамурти во всем мире организовывают его встречи ибеседы с людьми в США, Голландии, Франции, Австралии и, конечно же, народине Учителя - в Индии. Лекции и беседы тщательно записывались ииздавались, в том числе и "Бомбейские беседы" (1959 - 1960 гг.) Изложениеэтих бесед передает самые главные моменты в повествовании Учителя о истиннойСвободе, Любви, Медитации. СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Свобода БЕСЕДА ВТОРАЯ. Ум БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. Знание, опыт, смирение БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ. Раскрытие энергии БЕСЕДА ПЯТАЯ. Чувствительность ума и медитации БЕСЕДА ШЕСТАЯ. Скорбь, воля, страх БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. Религиозный дух, религиозный ум БЕСЕДА ВОСЬМАЯ. Самопознание

БЕСЕДА ПЕРВАЯ

Свобода имеет величайшее значение, но мы ограничиваем ее своейсобственной предвзятостью. У нас есть разные умозаключения относительносвободы: что она такое и чем она должна быть. Но свободу нельзя себепредставить. Свобода не приходит через деятельность интеллекта, черезлогическую цепь умозаключений. Она приходит загадочно и неожиданно, онарождается из своего собственного внутреннего состояния. Чтобы достичьсвободы, нужен бдительный ум, глубокий и полный энергии, способный кнепосредственному осознаванию, без процесса постепенного накопления, безпредставления о цели, которая должна быть со временем достигнута. Для большей части из нас ум является рабом традиций, обычаев, привычек,ежедневной работы. И без осознания природы его рабства мы не можем понять,что такое свобода. Сознательный ум делового человека становится рабом тойработы, которую он выполняет. Мы принимаем это рабство как неизбежность ивертимся в колесе повседневного существования. Можем ли мы жить в этом миреоставаясь свободными, не будучи рабами, без постоянного бремени страха иразочарования, без горя и страдания? Ограниченность нашего ума, нашегомышления делает нас рабами и зона свободы человека становится все уже.Политика, религия, традиции, стремления, желания сужают зону свободы. Без свободы нет любви, нет творчества, без свободы невозможно найтиистину. Чтобы быть свободным, мы должны понимать самих себя, осознатьдвижение своих мыслей и чувств, пути своего ума. Речь идет о понимании ума,и в этом понимании нет места ни осуждению, не действию по заранееопределенному образцу. Вы просто наблюдаете, а не оправдываете неизбежностьрабской жизни. Важно именно наблюдать свой ум без осуждения; просто смотретьна него, следить за ним, осознавая тот факт, что ум является рабом и ничемболее, потому что это осознавание освобождает энергию, разрушающую рабствоума. Вы не можете осознавать, если не ставите перед собой правильноговопроса, а правильный вопрос не имеет ответа, потому что на него нуженответ. Неправильные вопросы всегда имеют ответ. Осознающий ум живет,движется, полон энергии; только такой ум может понять, что есть истина.Неправильные вопросы и ответы приводят только к новым страданиям инесчастьям. Свобода рождается из сознания того, что свобода абсолютно необходима. Втот момент, когда вы осознаете это, вы находитесь в состоянии восстания, вывосстаете против безобразного мира, против традиций, против руководстваполитического и религиозного. Восстание в рамках ума вскоре сходит на нет,но есть непрекращающееся восстание, которое начинается, когда вы осознаете,что свобода абсолютно необходима. Мы никогда не путешествуем вглубь самих себя без всякой цели, безпреднамеренного расчета извлечь что-то из этих глубин. А как только у васпоявляется какая-то цель, вы становитесь рабом этой цели. Вы мысленностремитесь к изменению, к самоусовершенствованию, которые представляют собойлишь проекцию внешнего узкого ума. Но если ваш ум начнет осознаватьнеобходимость свободы, он развивает энергию, которая будет затем действоватьбез каких-либо заранее рассчитанных усилий с вашей стороны, направленных наосвобождение от рабства. Открыть индивидуальную свободу очень нелегко, потому что в настоящеевремя мы не имеем индивидуальности. Мы продукт нашего окружения, нашейкультуры; мы продукт пищи, которую потребляем, нашего климата, нашихобычаев, наших традиций. И даже когда вы боретесь против этого окружения,ваша борьба не выходит за пределы этой обусловленности. Об индивидуальностиможно говорить лишь тогда, когда ум осознает, как узка зона его свободы,когда ум неустанно борется с влиянием политоки, с влиянием знаний ипрактических навыков, с влиянием вашего накапливающегося опыта, которыйявляется результатом вашей обусловленности, вашего окружения. Это осознавание того, что есть, обладает своей собственной волей, есливозможно вообще использовать здесь слово "воля", не смешивая его с тойволей, к которой мы привыкли и которая является продуктом желания. Воля,порождающая усилия и дисциплину, является продуктом желания, она создаетконфликт с тем, что есть и между тем, что должно быть, между тем, что выхотите, и тем, чего вы не хотите. Такая воля представляет собой реакцию,сопротивление, она непременно вызывает другие реакции и другиесопротивления. Поэтому свобода никогда не достигается с помощью воли - тойволи, которую вы знаете. Осознавание порождает свое собственное действие. Осознавание само посебе уже есть действие. Ум осознает также, что он должен быть свободен,потому что только в состоянии свободы вы можете исследовать, вы можетеделать открытия. Осознать необходимость освобождения абсолютно необходимо. Ум является рабом привычек, обычаев, традиций, всех обременяющих еговоспоминаний, страха быть рабом своего мужа или жены, своего начальника наработе; такова наша жизнь, и мы видим, как ужасающе она мелочна, удушлива,оскорбительна. Поэтому мы задаем себе вопрос: "Как я могу стать свободным?"А правильный ли это вопрос? Если он правильный, на него не нужно никакогоответа, потому что сама постановка вопроса откроет двери свободы. Если жеэто неправильный вопрос, вы найдете или, по крайней мере, будете думать, чтонашли пути и средства "разрешения" проблемы. Что бы ни предпринимал ум,находящийся в рабстве, он никогда не сможет стать свободным; никакиесредства, никакая система или метод не дадут ему свободы. Но если выосознаете полностью, абсолютно, всецело, что ум должен быть свободным, самоэто осознавание несет в себе действие, которое освобождает ум. Чрезвычайно важно, чтобы вы поняли это. Понимание является мгновенным.Вы не можете отложить понимание на завтра. Вы не придете к пониманию врезультате размышления. Вы либо понимаете в данный момент, либо не понимаетесовсем. Понимание имеет место тогда, когда ум не загроможден мотивами,страхами, требованиями ответа. Заметили ли вы, что вопросы, которые ставитжизнь, не имеют ответа? Вы можете задавать вопросы: "В чем смысл жизни?" или"Что происходит после смерти?", или "Как я должен медитировать?", или "Мояработа скучна мне, что я должен делать?". Вы можете спрашивать, но самоеглавное, как вы спрашиваете. Если вы спрашиваете с целью найти ответ, этотответ неизменно будет ложным, потому что он окажется проекцией вашегожелания, вашего мелкого ума. Состояние ума гораздо важнее, чем сам этотвопрос. Любой вопрос, который задает ум, находящийся в рабстве, и ответ,который он получает, ограничены пределами рабства этого ума. Но ум, которыйпредставляет себе весь объем этого рабства, подойдет к проблеме совершенноиначе. Об этом совершенно ином подходе и идет речь. Но большинство из нас предпочитает быть рабами, это менее беспокойно,более респектабельно и уютно. В рабстве мало опасности, и это именно то,чего мы хотим: безопасность, уверенность, жизнь без серьезных беспокойств. Но жизнь стучится в нашу дверь и приносит страдания. Мы переживаемкрушение надежд, несчастья, и в конечном итоге у нас нет никакойуверенности, ибо все постоянно меняется. Все человеческие взаимоотношенияимеют конец, но мы хотим постоянных взаимоотношений. Таким образом, жизнь -это одно, а то, что мы хотим - совсем другое. Возникает конфликт между тем,чего мы хотим, и тем, что есть в жизни. Наши жизненные конфликты,противоречия и борьба происходят на очень поверхностном уровне; нашимелочные вопросы, основанные на страхе и тревоге, неизбежно приводят к такимже поверхностным ответам. Зона свободы человека сужается с каждым днем. Политические деятели,вожди, священники, газеты, книги, которые вы читаете, которые выприобретаете, верования, за которые вы цепляетесь, - все это делает зонусвободы все уже и уже. Как же все-таки ум может достигнуть этой свободы? Если этот вопрос задает другой человек, то это не имеет никакогозначения, вы должны спросить об этом сами, безотлагательно и настойчиво.Если вы осознаете ход этого процесса, если вы действительно осознаетеповерхностность вашего ума, его увеличивающееся рабство, тогда вы увидите,что осознание порождает энергию; энергия, рожденная из осознания, разобьетмелочный ум, респектабельный ум, для которого храм является прибежищем, ум,исполненный страха. Осознание - это путь истины. Осознавать что-либо - это изумительноепереживание. Когда вы смотрите на цветок, вы немедленно называете его и говорите:"Какой он красивый, я хотел бы иметь его в своем саду, я хотел бы подаритьего своей жене или продеть в петлицу пиджака", и т.д. Другими словами, когдавы смотрите на цветок, ваш ум начинает болтать о нем, поэтому вы никогда неосознаете цветка. Вы можете осознавать что-либо только когда ваш ум молчит,а не болтает. Если вы можете смотреть на вечернюю зарю над морем, и ум вашбудет неподвижен, тогда вы действительно осознаете ее необыкновеннуюкрасоту; а когда вы осознаете красоту, разве вы не испытываете такжесостояния любви? Без сомнения, красота и любовь - одно и то же. Без любвинет красоты, а без красоты нет любви. Если нет любви, поведение человекаопустошается, превращается в пустой механический, безжизненный продуктданного общества, данной культуры. Но когда ум осознает в полнойнеподвижности, тогда он может заглянуть во все глубины самого себя. Такоеосознавание является истинно вневременным. Чтобы достичь его, мы не должнычто-то предпринимать, нет такой дисциплины, практики, метода, с помощьюкоторых вы могли бы научиться осознаванию. Ум не делает усилий, поэтому онне знает границы, рубежа, предела своему осознаванию. Тогда жизнь перестаетбыть процессом, исполненным горя, борьбы невыразимой скуки. Жизнь становитсявечным движением, без начала и без конца. Но для того, чтобы познать этовневременное состояние со всей его глубиной и освобождающим восторгом, нужноначать с понимания рабства вашего ума. Если вы не поймете рабства вашегоума, вы не будете свободным. Если вы осознаете, что ваш ум узкий, ограниченный, рабский, мелочный,если вы осознаете это без выбора - тогда вы находитесь в состоянииосознавания, и это осознавание приносит с собой энергию, необходимую дляосвобождения ума от рабства. Тогда ум больше не имеет центра, из которого ондействует. Если есть центр, то есть и периферия. Действовать исходя изцентра, противоположного периферии, это рабство. Но когда ум, осознавая свойцентр, воспринимает природу этого центра, одного такого осознаваниясовершенно достаточно. Осознавать природу центра - это самое большое, что выможете сделать; это величайшее действие, возможное для ума. Но для этогонужно все ваше внимание. Когда вы любите без какого-либо мотива, безкакой-либо потребности, такая любовь приносит свои результаты, у такой любвисвой путь, своя красота. Осознавание требует полного внимания, когда выотдаете чему-либо весь ваш ум, все ваше сердце, все ваше существо, проблемыне возникает. Проблемы и несчастья нашей жизни создаются частичнымвниманием, в котором нет полной самоотдачи.

БЕСЕДА ВТОРАЯ

Для того, чтобы внести ясность в мир, должна быть прежде всеговнутренняя ясность. Нас улавливают конфликты разных типов, разных степеней,на разной глубине. Некоторые конфликты очень поверхностны, механичны и легкоразрешимы, в то время как другие гораздо глубже и почти неизмеримо глубоки.Эти скрытые конфликты вызывают искаженные действия, которые в свою очередьсоздают много несчастий и горя, создают все увеличивающееся число проблем,стоящих перед нами в повседневной жизни. Не отгораживайтесь от этих проблем,не говорите себе: "Это меня не касается". Это касается вас в потрясающейстепени. Быть может, вы хотите, чтобы это вас не касалось, быть может, вы нехотите думать об этом, но долг каждого человека - знать всю проблему,стоящую перед ним, человечеством, во всей ее полноте, ибо мы ответственны завсе, что происходит в мире, где бы ни происходили события. Мы, люди, тесносвязаны друг с другом, и все что случается в любой точке земного шара,воздействует на нас. Но прежде, чем идти дальше, важно понять один центральный вопрос: чтоцель и средство - одно и то же. С помощью любого средства вы не можетедостичь отличной от него цели. Чтобы стать инженером, ученым, химиком ит.д., имеются определенные средства, и применение этих средств являетсяправильным. Использование средств для достижения цели развивает механическоеотношение к жизни и связано с эффективностью. Эффективный ум в мире техники,механики, науки необходим, но в мире Духа - это тиран. Ваши учителя, вашикниги все тираничны, потому что они требуют достижения цели с помощьюсредств. Средства ухудшают нас, и вы становитесь рабами. Свободы нельзядостичь с помощью средств. Если целью является свобода, бессмысленнопытаться достичь ее с помощью рабства. Если не является свободным первый шагна пути к свободе, не будет свободы и в конце пути. Говорить, что пройдячерез рабство, вы в конце концов станете свободным, - это старая и хорошоизвестная игра политических деятелей, учителей и йогов. Это очень важный вопрос и здесь нужна полная ясность. То, что яраскрываю вам, не может быть понятно механистичным умам. Если вы привыкли ксистеме и пришли сюда, чтобы заменить старую систему новой, вы будетеразочарованы, потому что я не предлагаю вам никакой системы, никакогометода, никакой цели. Наша совместная задача - раскрыть тайны ума, сделатьновые и новые открытия. Но открытия возможны тогда, когда ум свободен иименно поэтому свобода так важна. Вы не можете делать открытия даже в самыхобычных вещах, вы не можете видеть красоту, очарование формы и цвета,новизну знакомых вещей, если вы смотрите на них взором, скованным привычкой.Открытие заключено в самом развертывании проблемы, но в момент, когда выначинаете накоплять то, что открыто, вы перестаете делать открытия. Открытиеили понимание нового невозможно для накопляющего механистичного ума. Вам приходилось слышать, как кричат вороны? Какой ужасный шум онипроизводят, рассаживаясь на ночь по деревьям! Слушали ли вы когда-нибудьэтот шум, вслушивались ли вы в него на самом деле? Я позволю себе усомнитьсяв этом. По всей вероятности вы отгораживались от него, говоря себе, что этоужасный шум, и он вам мешает. Но если вы способны слушать, для вас не будетразличия между шумом и человеческой речью, потому что подлинное вниманиепредполагает ясность и полноту охвата, без какой-либо исключительности. Я собираюсь затронуть проблему внутреннего противоречия. Почемусуществуют внутренние противоречия, и должны ли мы постоянно выносить их?Или же есть возможность их понимания и выхода за их пределы? Внутреннее противоречие связано с усилием. Вся наша жизнь основана наусилии. Со школьной скамьи до самой смерти мы непрерывно делаем усилия иборемся, и боремся, и боремся. Я считаю такую жизнь совершенно бесполезной, тщетной, не заслуживающейназвания жизни. Не говорите: "Усилие и конфликт неизбежны, они составляютчасть человеческой природы"; если вы говорите это - вы перестали слушать, выперестали спрашивать. Не принимайте слепо ничего - ни того, что я говорюсейчас, и вообще ничего на свете, потому что жизнь не имеет ничего общего спростым принятием или отрицанием. Жизнь нужно жить, ее нужно чувствовать ипонимать. Если вы просто принимаете или отрицаете, вы забаррикадировали свойум, вы перестали чувствовать, жить. Когда вас спрашивают, почему вы должны делать усилия, вы отвечаете:"Если я не буду делать усилия, общество разорвет меня на части. Если я неподчинюсь дисциплине, я потеряю свое место". и т.д. Всю свою жизнь выделаете усилия и никогда не спрашиваете себя "почему?", а в конце концовпосле многих лет усилий и борьбы что вы представляете собой? Бесполезноесущество, иссушенное, лишенное трудоспособности, не имеющее никакой цены.Итак, в чем же причина неустанных усилий, которые вы делаете? Когда вы спрашиваете о причине, одного лишь словесного определения,которое является формой умозаключения, недостаточно. Вы должны егопрочувствовать. Есть интеллект и есть чистое чувство любви, благородныеэмоции. Интеллект рассуждает, рассчитывает, взвешивает, уравновешивает. Онспрашивает: "Какую это имеет ценность? Даст ли мне это выгоду?" С другойстороны, есть чистое чувство - необыкновенное чувство, возникающее при виденеба, вашего соседа, вашей жены или мужа, вашего ребенка, красоты дерева,всего необъятного мира и т.д. Когда интеллект соединяют с чувством - этосмерть. Понятно ли вам это? Когда чистое чувство искажается интеллектом,возникает посредственность. Именно так и поступает большинство из нас. Нашажизнь является посредственной потому, что мы всегда рассчитываем, спрашиваемсебя, какую выгоду мы извлечем, какую это имеет ценность, и не только в миреденег, но и в так называемом духовном мире: "Если я сделаю это, получу ли ято?" Итак, в чем же причина усилий, которые мы непрерывно делаем? Безсомнения, этой причиной является внутреннее противоречие. Имеютсяпротиворечия в нашем мышлении, в нашей жизни, в самом нашем существовании, атам, где есть противоречие, неизбежно возникает усилие - усилие быть чем-то.Противоречия существуют как в малых, так и в больших вещах. Различные нашижелания противоречивы; имеются противоречия между тем, что, как я считаю, ядолжен из себя представлять. Это противоречие усиливается нашими идеалами.Если имеется идеал, внутреннее противоречие неизбежно. Пока есть внутреннеепротиворечие, всякое действие оказывается искаженным. Так называемые"хорошие" поступки являются злом, если их производить в неправильномнаправлении, а "хорошие" действия ума, находящегося в противоречии с самимсобой, неизбежно ведут к несчастью. Внутреннее противоречие существуетпотому, что мы хотим чего-либо или стать кем-либо. Не говорите: "В такомслучае я не должен становиться кем-либо!", проблема не в этом. Нужно простовидеть, что связано с вашим становлением - этого совершенно достаточно. Пока внутри вас есть противоречие, вы никогда не создадите мира, вкотором люди будут счастливы. Все ваши вожди и учителя воспитаны в этойтрадиции становления, их ум буквально кишит внутренними противоречиями;поэтому все добро, которое они могут сделать, в конечном счете даст плодызла. То, что я говорю, может быть, не понравится вам, но таковы факты. Внутреннее противоречие вызывает к жизни действие, и в этом состояниивнутреннего противоречия вы действуете с чрезвычайной энергией, и общество,которое также находится в состоянии внутреннего противоречия, одобряет вашидействия. Вы не нравитесь себе таким, как вы есть, потому вы хотите статьдругим, чем вы есть в соответствии с вашим идеалом. Не спрашивайте: "Как же избавиться от внутренних противоречий?" - это ввысшей степени глупый вопрос. Вы должны только видеть, что вы целикомуловлены внутренним противоречием. Этого совершенно достаточно, потому что втот момент когда вы полностью осознаете противоречие внутри вас, этоосознание порождает энергию, освобождающую от противоречий. Осознаниедействительности, подобно осознанию опасности, порождает свою собственнуюэнергию, которая, в свою очередь, вызывает к жизни действие безпротиворечия. Как возможно понять противоречие - именно понять, а не превзойти,подавить или сублимировать? Если вы хотите понять что-либо, в вашем сердцедолжна быть любовь, терпение, настойчивость, благожелательность, симпатия.Вооружившись этими качествами, попробуем понять, что такое сознание. Сознание, без сомнения, основано на противоречии, оно представляетсобой процесс соотнесения и образования ассоциаций. Без соотнесения сознаниене существует. Соотнесение идей, ассоциаций накопленного опыта, сознательноили бессознательно приобретенных воспоминаний, расовых инстинктов,унаследованных традиций, бесчисленных влияний, которым мы подвержены, - всеэто составляет сознание с его нескончаемыми усилиями, которые определяютграницы ума; это путь мысли, создающий центр и периферию. Противоречия ивозникающие с ними усилия ограничивают ум, и это ограниченное сознаниеобразует "Я" - "я" инженера, "я" изобретателя, учителя, бизнесмена, "я",связанное с мыслью, опытом, сознанием. Связывающий нас опыт, влияния, традиции могут быть осознанными либопроявляться бессознательно. Большинство из нас, вероятно, не знает всехсвязывающих нас влияний, и если вы начнете изучать самого себя, неизбежноувидите, что ваши сознательные и бессознательные конфликты, вызывающие сны иразличные психологические состояния, являются результатом глубокоговнутреннего противоречия. Внутреннее противоречие не способствует пониманию, оно порождает толькохитрость, помогает приспосабливаться к окружению. Именно к этому и стремитсябольшинство из нас. Действие, порождаемое внутренним противоречием, как бызаманчиво оно ни выглядело на поверхности, в конечном счете ведет кнесчастью. На поверхности вы можете делать добро, но в конечном счете вытолько усугубляете несчастья. Если вы видите, что всякое действие, рожденное внутренним противоречиеми связанной с ним напряженностью, неизбежно приводит к несчастьям человека вего отношениях с окружающим миром, вы начинаете спрашивать: "Что же в такомслучае представляет собой разумное существо, его действие? Если такоедействие существует, какова же его природа?" Это движение, не разделенное наидею и действие. Когда вы чувствуете что-либо очень сильно, вы действуете нерассчитывая, без хитрых доводов интеллекта, без размышлений о том, насколькоопасно действие. Из этого чистого чувства рождается действие, не являющеесявнутренне противоречивым. Когда вы любите что-либо всем своим существом, - внутреннегопротиворечия нет. Но большинство из нас не знает этой полноты любви. Мыделим любовь на плотскую и духовную, святую и нечестивую, мы не знаем любвикак цельного чувства, как любви полноты бытия, которая не от прошлого и неот будущего, которая не заинтересована в собственной непрерывности. Эточувство всеобъемлюще, у него нет пределов, нет границ, и это чувство иявляется действием, свободным от внутреннего противоречия. Не спрашивайте:"Как я могу достичь его?" Это не идеал, не вещь, которую вы должныприобрести, не цель, к которой вы должны стремиться. Если любовь становитсядля вас идеалом, выбросьте ее прочь, потому что новый идеал внесет в вашужизнь еще больше противоречия. У вас и без того достаточно идеалов,достаточно несчастий - не прибавляйте еще одного. Мы говорим о чем-тосовершенно ином: об освобождении ума от всех идеалов, и тем самым от всякогопротиворечия. Если вы видите истину моих слов, этого совершенно достаточно. Понимание не является ни вашим, ни моим достоянием, его нельзя найти спомощью какой-либо книги - оно анонимно. Когда ум слушает, не принимая и неотрицая, не сравнивая и не оценивая, когда ум моментально раскрывает истинувсего происходящего, ум находится в состоянии понимания, это пониманиесовершенно анонимно. Все великое анонимно. Истина также анонимна, и выдолжны быть в состоянии анонимности, если хотите, чтобы она к вам пришла.Всякое творчество анонимно - всякое истинное творчество, создающее нечто напустом месте. Мышление, основанное на опыте, вызывает внутреннее противоречие. Чтоозначает слово "опыт"? Имеется вызов и реакция, реакция на вызов - это опыт,который становится памятью. Такая память рождает мысль, говорящую: "Этоправильно, а то неправильно", "Это хорошо, а то плохо", "Это я долженделать, а то я не должен делать" и т.д. До тех пор, пока ум представляетсобой такой осадок опыта, пока существует мысль, коренящаяся в памяти,внутреннее противоречие неизбежно. Это очень трудно понять, потому что для большинства из нас жизньоснована на опыте. Мы движемся от одного опыта к другому, и каждый опыт,накопляемый в виде памяти, обуславливает и формирует наш будущий опыт. Ноимеется состояние ума, порождающее всеобъемлющее действие, когда идея несуществует отдельно от действия, нет приспособления действия к идее. Если выдействительно начинаете исследовать это состояние понимания, вы самиоткроете изумительную полноту, всеобъемлемость, цельность ума, не имеющегопрошлого и будущего, такое состояние неизбежно влечет за собой действие.Сама жизнь становится действием без противоречия, с необыкновенным чувствомблаженства, со спокойствием, которое неповторимо и не может быть достигнуточерез подражание или изучение чужого опыта. Это спокойствие приходитзагадочно, окутанное покровом тайны, вы не должны просить, чтобы оно пришло.Оно приходит, только когда вы очень глубоко проникли в самого себя и вырваликорни всех ваших условностей, обычаев, методов, идеалов и предрассудков.Лишь тогда вы найдете любовь и вместе с тем полную свободу от зла, а такжеот добра, потому что добро и зло являются разновидностями рабства. Свободнатолько любовь.

БЕСЕДА ТРЕТЬЯ

Сегодня я хочу говорить о знании, опыте и смирении. Но прежде чемуглубиться в эти вопросы, я считаю важным исследовать природу смирения.Смирение, о котором я говорю, не является чем-то приобретенным илидостигнутым или культивируемым. Добродетель, за которую борются, котораякультивируется, накопляется постепенно, перестает быть добродетелью. Этоважно понять. Либо у вас нет жадности и зависти, либо у вас они есть; есливы жадны, завистливы, вы не можете культивировать отсутствие жадности изависти. Мы думаем о смирении как о качестве, которое должно быть постепенноприобретено, и из-за этого мы совершенно не понимаем очень простой и в то жевремя необыкновенно глубокой природы смирения, а без смирения мы не можемидти дальше. Состояние смирения необходимо для всякого исследования. Это"всеохватывающее" чувство без центра, из которого ум может сказать: "Ясмиренен". Человек, который путем стремления к чему-то намерен освободитьсяот какой-либо проблемы, не находится в состоянии смирения. Смирение имеетсятолько тогда, когда ум хочет ясно видеть проблему независимо от того, чтопринесет ее исследование. Такой ум действительно исследует. Он хочет знатьвещи такими, какими они есть, без жажды переделать, подчинить илисублимировать то, что он видит. Только такой ум находится в состояниисмирения. Я прошу вас слушать то, что я думаю вслух, с чувством свободы, безусилия. В тот момент, когда вы делаете усилие слушать, вы перестаетеслушать. Вы действительно слушаете, только когда у вас есть чувство свободы,достаточная уравновешенность души и тела, состояние ненапряженного внимания.В этом состоянии ненапряженного внимания ум сможет понять гораздо больше, оносознает более глубокие и тонкие вещи, чем говоря себе: "Я хочу понять и дляэтого я должен произвести усилие", - что, как можно опасаться, делаетбольшинство людей. Я прошу вас слушать с любовью и сознанием собственной свободы, я прошувас исследовать с ненапряженным вниманием, потому что вы ничего не"приобретете" от меня. Я не собираюсь что-либо вам давать; если вы пришлисюда с намерением приобрести что-либо, вы даром тратите свое время. Еслиимеется тот, кто дает, и тот, кто получает, - оба они далеки от состояниясмирения. Чтобы уяснить природу смирения, чтобы осознать это необыкновенноечувство, вы должны понять ваше упорное стремление освободиться от своихпроблем, разрешить их. Этого хочет большинство из вас, не правда ли? Мыхотим разрешить наши проблемы, убежать от повседневных несчастий,конфликтов, борьбы, от мелочности, безобразности, грубости и мимолетныхрадостей нашего обыденного существования; мы все время порываемся бежатькуда-то. Именно поэтому мы следуем за нашими вождями, присоединяемся кразличным организациям, переходим от одного учителя к другому, надеясь найтисредства преодоления тревоги, нашего страха, нашего недостатка любви. У всех нас есть свои проблемы, от которых мы не можем уйти, и стечением времени тяжесть этих проблем не уменьшается, а становится всебольше и больше. Подавляющее бремя так называемой цивилизации разрушает нашуспособность к самостоятельному мышлению. Мы утеряли ту простоту, с которойнеобходимо приближаться к бесчисленным проблемам, стоящим перед нами. Умжелает превзойти или разрушить свои проблемы - проблемы жадности, зависти,лживости, ревности, лени, страха и т.д., ум активно ищет путь, метод,систему для достижения этой цели. Именно такая устремленность ума уничтожаетсмирение. Там, где есть усилие - усилие для изменения, трансформации самого себя,- там нет смирения, там неизбежно появляется тщеславие. У вас возникаетмысль о том, что вы изменились, достигли цели, вышли за пределы проблемы, ивсе это дает вам сознание вашей важности. Поэтому вы никогда не чувствуетеподлинной природы смирения. Нужно только смотреть на проблему, просто смотреть на нее иознакомиться со всеми ее сторонами. Если вы изучите проблему, как бы она нибыла болезненна и безобразна, если вы смотрите на нее, движетесь в ней,живете с ней, и - это не пустая фраза - обнимаете ее, если вы делаетепроблему близкой сердцу, тогда вы обнаружите, что находитесь в состояниисмирения; и самая проблема становится тогда совершенно иной, какой она былараньше. Избавиться от всякого стремления к изменению, от всякого усилия -это не состояние отрицания и также не состояние утверждения. Вы простоисследуете. Большинство из нас завистливы. Проблема зависти очень сложна. Завистьсвязана с непрекращающейся борьбой, сопоставлением, состязанием, обостряющимволю, стремлением к достижению, выходу за пределы проблемы. Это и естьутверждающее действие, которое поощряется нашей культурой. В конечном счетежажда славы основана на зависти. Завидуя, вы страдаете, вы чувствуетеразочарование, тревогу, страх, вы пытаетесь освободиться от зависти, и такимобразом, неизбежно возникает конфликт. Такой ум не находится в состояниисмирения. Когда ум знает, что он завистлив, когда ум не уклоняется от признанияэтого факта, не обманывает себя, не занимает лицемерной позиции, но простоговорит: "Да, это так, я завистлив", - простое признание факта несет с собойсобственное действие. Но признание факта не то же самое, что его принятие.Когда вы признаете факт, у вас нет никаких сомнений. Когда вы простопринимаете его, всегда есть возможность неприятия. Итак, если вы осознаететот факт, что вы завистливы, тогда само это признание, само самокритичноеосознание вызывает действие, не являющееся действием воли. Такое действиепроистекает из состояния смирения, такое действие не связано с накоплением.В тот момент, когда вы начинаете накоплять отсутствие зависти, ваш ум большене находится в состоянии смирения, а только в состоянии смирения вы можетеузнавать новое. Если вы поняли проблему смирения, я хотел бы перейти к проблеме знания,к необыкновенному явлению, называемому опытом, и к еще более сложнойпроблеме времени. Я прошу вас слушать свободно, без напряжения, слушатьсамих себя, а это трудное искусство. Только чистый ум способен осознатьистину, а ум, отягощенный опытом - это мертвый ум. Может ли такой умрастворить или стереть свой прошлый опыт и родиться заново - таков вопрос,которым мы сейчас займемся. У всех нас есть опыт. Мы испытываем раздражение, ревность, гнев,ненависть, неистовство и т.п. Испытав чувство гнева, например, ум накопляетосадок этого опыта, и этот осадок остается, окрашивая весь последующий опыт.Ваш ум упивается лестью, он восхищен, когда кто-либо говорит вам, что вывеликолепны, и чувство удовольствия, вызванное льстивыми словами,представляет опыт, который остается в вашем уме. Итак, опыт оставляет след в уме, этот след является памятью. Имеетсянеобходимая память, как например, знания в области механики и техники, иимеется психологическая память, основанная на желании человека иметь важноезначение, быть чем-то. Опыт представляет собой накопление знания о внешних ивнутренних вещах. Я прошу вас понаблюдать за своим умом. Я только описываю,и если вы только слушаете описание, вы не живете. Всякое описание светитотраженным светом, вы живете по-настоящему, когда сами делаете открытие.Голодный человек не может жить на описаниях пищи, как бы ни были онипрекрасны и соблазнительны. Итак, вы слушаете не меня, а самих себя. Вы саминаблюдаете, как осадок опыта уродует ум. Если вы живете удовольствием от лести или негодованием от оскорбления,то ваш ум, без сомнения, туп и изуродован. Ваш ум не имеет свежести, чтобысмотреть и исследовать. Вы проходите через жизнь, накопляя впечатления,следы, шрамы, приятные и болезненные, которые остаются в уме в виде опыта,становящегося знанием. Опыт, становящийся знанием, мешает ясности. Характер нельзя отождествлять с упрямой приверженностью опыту,становящемуся знанием. О характере можно говорить только когда ум, полностьюосознавая накопленный опыт, свободен от него и поэтому способен к ясности.Только ум, обладающий ясностью, имеет подлинную индивидуальность. Знание наопределенном уровне абсолютно необходимо: я должен знать, где я живу, каквыполнять работу, я должен узнавать свою жену и т.п. Но знание на другомуровне мешает движению познания. Итак, что же такое познание и что такое знание? О чем идет речь, когдамы говорим, что знаем нечто? Действительно ли мы знаем, или же нам говорятоб этом, и затем мы верим, что знаем, в то, о чем нам сказано? "Знать" -очень интересное слово. Как вы приобретаете знания и что вы знаете? Я прошувас задать себе этот вопрос так же, как я задал его себе. Все, что человекзнает, основано на опыте, и потому ум обуславливается знанием, ибо всякийопыт представляет обуславливания. У вас есть какой-то опыт, вы испытываетекакое-то страдание или удовольствие, оставляющее след в вашем уме, и с этимобусловленным умом вы встречаете новый вызов. Другими словами, вы переводитеэтот вызов в термины собственной ограниченности, трансформируете его в светесвоего прошлого опыта и тем самым еще более обуславливаете ваш ум. Если выпонаблюдаете за своим умом, то увидите, что это факт. Ум может узнаватьновое только когда он не приобретает, не накопляет, а находится внепрерывном движении. Ум не может двигаться, не может узнавать новое, будучиобременен приобретенным, накопленным ранее, ибо тогда он находится встатическом состоянии. Познавание представляет собой постоянное движение;здесь нет статического состояния, нет фиксированной точки, из которойвозникает действие. Имеется большое различие между слушанием с накоплением и безнакопления; это два совершенно разных состояния. Вы слушаете без накопления,только когда вы не переводите услышанное в термины того, что вы слышалираньше. Когда вы слушаете с накоплением и слушаете дальше, исходя изнакопленного знания, вы перестали по-настоящему слушать. Думали ли вы когда-нибудь о природе любви? Любовь - это одно, анакоплять любовь - совершенно другое. Любовь не от времени. Вы не можетесказать: "Я накопил любовь во времени", ибо это бессмысленно. Если выговорите это, ваша любовь мертва, вы больше не любите. Состояние любви не отпрошлого и не от будущего. Точно также знание - это одно, а движениепознания - совершенно другое. Знание связывает, а движение познания несвязывает. Знание неразрывно связано со временим, а движение познаниявневременно. Если я хочу узнать природу любви, медитации, смерти, я недолжен ничего принимать или отрицать. Мой ум находится не в состояниисомнения, а в состоянии исследования, свободен от времени, т.к. он ненакопляет. Если ум не будет свежим, обновленным, чистым, природа вневременного,природа бессмертия не может быть понята. Я не употребляю сейчас слово"бессмертие" в его обычном смысле. Я использую его, чтобы обозначить чувствонеизмеримой бесконечности, чувство, наполняющее ум, освободившийся от граници пределов. Я не говорю о бессмертии, которого желает мелочный ум,стремящийся жить вечно. Это вовсе не бессмертие - это рабство,порабощенность временем. Я хочу раскрыть природу вневременного бессмертия.Чтобы сделать это, мой ум должен находиться в состоянии исследования, внепрекращающемся движении познавания, а не в состоянии омертвелого знания,кладущего конец дальнейшему познаванию. Именно в этом заключен источникнесчастья для многих. Сознательно или бессознательно ум накопил большой опыт; может ли такойум быть в состоянии чистоты, свободно смотреть, наблюдать, действовать беззаднего плана прошлого, рабства перед временем? Является ли для вас этопроблемой? Вероятно нет. Но эта проблема непременно встает перед каждым, ктоисследует жизнь, потому что все, что мы знаем в жизни - это разочарования иотчаяние и лишь время от времени мимолетные мгновения радости. Хотя иногдамы испытываем прикосновение радости, в целом для большинства из нас жизнь -ужасная вещь, и наши глаза полны слез. Жизнь ставит перед нами вопросы, накоторые нет и не может быть ответа; жизнь должна быть заново понята в каждыйее момент. Но мы всегда ищем ответа, и ответ, который мы находим, неизбежносоответствует шаблонам того, что мы называем нашим знанием. А когда рано илипоздно обязательно оказывается, что ответ согласно шаблону - вообще неответ, мы опять впадаем в отчаяние. Когда ум действительно начинает исследовать все это, он хотя бы чистоинтеллектуально видит необходимость быть во вневременном состоянии. Время -это отчаяние, потому что во времени есть только завтра. Это завтра можетповторяться сто и более раз, но в конце всего этого процесса нет никакогоответа. Страдание все еще здесь. Поэтому наша жизнь хаотична и нет концанашим страданиям, сколько бы мы о них не философствовали. Поэтомуисследование природы вневременного чрезвычайно полезно и важно. Время - это накопление опыта, всякое накопление опыта порождает время -переход от прошлого через настоящее к будущему. Время может разрешитьтехнические проблемы, вскоре у нас будут машины для путешествия на Луну ит.п. Но глубокие человеческие проблемы никогда не разрешаются временем, онине могут быть разрешены умом, опирающимся на опыт, умом, порожденнымвременем. Когда такой ум видит перед собой глухую стену, возникает отчаяние.Но если вы понимаете природу всего этого временного процесса, вы неизбежноначнете исследовать вневременное, вечное, не рассуждать на тему, существуетли вечное и как его достигнуть, что является школярским подходом, но быть всостоянии исследования в движении познания, никогда не говоря: "Я знаю".Человек, говорящий "Я знаю", на самом деле не знает. Итак, проблема состоит в том, может ли ум быть свободным от всякогонакопленного опыта и знания и в то же время не находиться в состоянииамнезии. Вы жили так долго, узнали и приобрели так много, ваш ум сталповерхностным и мелочным, хотя он полон многими вещами, но по существу этопустой ум, и вы продолжаете все так же жить, накопляя все более и более,пока вы не умрете. Видя неизбежность смерти, вы спрашиваете, есть личто-либо после смерти. Когда вам говорят, что после смерти вы попадете врай, вас это удовлетворяет, и вы умираете, надеясь на загробную жизнь, но досамого последнего момента не заглушив голос страдания. Самое главное - находиться в движении познавания, т.е. в состоянииисследования самого себя. Но это требует постоянного внимания - внимания, ане усилия. Быть внимательным - это значит осознавать то, что есть, когда выгуляете, разговариваете, едете в автобусе, сидите в кино или читаете книгу.Если вы можете быть таким образом внимательны, вы сами откроете для себядвижение познавания, которое и есть истинное состояние смирения. Тогда выбольше не будете последователем кого-либо или чего-либо и в вашей жизни небудет подражания, заимствования из чужого источника. В настоящее время вы живете чужими истинами, вы знаете только то, чтовам было сказано о боге, о добродетели, почти обо всем в жизни. Вы то, чтовы читали, что вы слышали, вы простой оттенок вашей культуры. Вы не знаетеничего кроме вашей работы, ваших влечений и беспокойств. Вы подражаете, выследуете за кем-либо, у вас есть авторитет, учителя, ваши поддельные боги. Ум, находящийся в движении познавания, пребывает в смирении, котороеесть чистота, только чистые знают любовь. Чистый ум есть любовь. Опыт неявляется учителем. Опыт - учитель достижения, учитель механических вещей также, как и знание. Но ум, находящийся в движении познавания, свободен отзнания и поэтому не имеет ни прошлого, ни будущего. Такой ум может принятьто, что неизмеримо умом.

Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!