Джидду Кришнамурти. Бомбейские беседы 2 страница



БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ

Я хотел бы сегодня говорить о раскрытии энергии в виде желания с егоосуществлением и неосуществлением и может быть о том, что находится запределами ума. Все виды изменений чрезвычайно беспокоят большинство из нас.Мы любим исхоженные пути привычек и обычаев, отклониться от этих путей длянас почти невозможно. Изменения в этих привычках мы делаем под воздействиемвнешних влияний, мы не изменяемся сами, нас принуждают изменяться.Обстоятельства играют важную роль в изменении наших установок, нашихценностей, нашего поведения. Это проблема заслуживает тщательногоисследования, если мы хотим познать пути нашего мышления. Мы изменяемся подвоздействием пропаганды, газет, книг, среды, воспитания, семьи, традиций иобщественного мнения, климата, пищи. Мы никогда не свободны от этих влияний,результатом которых мы являемся. Мы продукт окружающей среды. По-моему, несуществует хорошего или плохого влияния, всякое влияние является злом,потому что оно обуславливает и порабощает ум. Наблюдайте за собой и завлияниями, которые оказывает на нас окружающая среда и вы увидитенеобычайные процессы, происходящие в так называемом свободном уме. Я недумаю, что ум свободен, но ум может осознавать свое обусловливание. Если мы не поймем влияний, рабами которых мы являемся, мы никогда несможем разбудить энергию, совершенно необходимую для нас. Осознание этихвлияний является частью самого себя. Такое осознание чрезвычайно трудно,потому что влияния часто бывают очень тонкими. Но если вы начнетесознательно, обдуманно, непрерывно задавать себе правильный вопрос, т.е.раскрывать в себе эти различные влияния, тогда ум становится чрезвычайнобдительным. Прошлое со всей его памятью, психологическими ранами, опытом влияет нанастоящее. Настоящее становится переходной точкой от прошлого к будущему,завтра принимает ту или иную форму в зависимости от вчера. Вы отвечаете навызов настоящего соответственно вашему прошлому, и этот вызов и ответформирует будущее. Не называйте этот процесс кармой. Карма - это совершеннодругое. Когда мы изменяемся, это обычно происходит из-за принуждения, из-занесчастий, из-за стремления к успеху или вследствие какой-либо другой формывлияния. Вы можете наблюдать такой механический процесс изменения в вашемуме; но "изменение", являющееся результатом влияния, - это вообще изменение,хотя оно и может дать уму определенную энергию, не когда рано или поздножизнь преграждает привычные пути проявления энергии, наступает разочарованиеи отчаяние. Вы порождаете энергию, преследуя свою выгоду, но эта энергия,как бы ловко и искусно вы ее не применяли, всегда действует от центра кпериферии. А разве это изменение? Воздержание от насилия, практикуя ненасилие, - вовсе не изменение.Ненасилие с наличием мотива все еще является насилием. Совершая в своейжизни один за другим акты насилия, вы говорите: "Я должен практиковать идеалненасилия". Ненасилие является таким образом проекцией вашего ума, реакциейна насилие. Приняв идеал ненасилия, вы начинаете подчинять себя дисциплине,вы боретесь, чтобы согласовать себя с идеалом, вы проходите черезболезненный процесс постоянного приспособления к нему, этот процесс всегдабывает поверхностным, хотя общество и считает, что это одна из формдобродетели. Как странно, не правда ли? Мы хотим, чтобы люди признали нашудобродетель, признали, что мы достигли состояния ненасилия или находимся напути к этому состоянию. Признание со стороны людей играет исключительнуюроль в нашей жизни, не правда ли? Вы видите на примере, каким тонкимявляется желание власти. Все мы должны измениться коренным образом, глубоко, до самогооснования, потому что такие, как ты есть, мы не имеем права называть себянастоящими людьми; все мы рабы различных форм влияния. Именно поверхностноемышление создало современное общество с его беспощадностью, с его воинами итак называемыми революциями, с его концентрационными лагерями и диктатурами,со всеми ужасами полицейских государств. Итак, если вы действительно заняты полным преобразованием человека, выдолжны осознать эту проблему влияния, в том числе поиски божественноговдохновения, посещение храмов, чтение священных книг, повторение мантр - всюэту чудовищно безобразную дисциплину, которой вы подчиняете себя, чтобыстать свободным, и которая является отрицанием подлинной свободы. Интеллекткрайне поверхностен. Он может изобретать умные теории, доказывать иопровергать, продолжая эту игру неопределенно долго, но он не можетпроизвести изменения, он не может произвести подлинное качественноепреобразование ума. Там, где происходит насильственное изменение, внешнееили внутреннее, имеется также стремление к власти, которое в конечном счетеприводит к какой-либо форме диктатуры; это стремление к власти порождаетсвою энергию. Если вы когда-нибудь экспериментировали, пытаясь подчинитьсвоему контролю душу и тело, вы знаете, что полное господство над собойдоставляет необыкновенное наслаждение. Такое господство дает остроенаслаждение властью - значительно более интенсивное, чем наслаждениевластью, связанное с высоким положением в обществе. Мы говорим сейчас офизической власти человека над природой и т.п. Мы обсуждаем психологическуюпотребность власти. Энергия, как стремление к власти, ищет своей реализации. Я хочудобиться самореализации через действие, я хочу быть или стать кем-то. Я хочустать директором или первым учеником, я хочу достичь понимания, я хочуполучить ученую степень или лучшую работу, чтобы заработать больше денег -все вы знаете эту игру в приобретательство, которая разыгрывается нами ссамим собой, и через которую происходит самореализация. Если вы понаблюдаете за собой, вы убедитесь, что самореализация - это,в сущности, требование ума, жаждущего власти; когда ум не может добитьсясамореализации, он чувствует разочарование, чтобы избежать страданий,связанных с разочарованием, ум обращается к какому-либо другому средствусамореализации. Если я не преуспеваю в мирской жизни, я стремлюсь статьсвятым, я преследую мирской успех и т.п. и т.д. Жажда соответствоватьопределенному шаблону изменения порождает энергию, дающую чувство власти,которое, в свою очередь, стремится к усилению через реализацию. Эти процессынеминуемо связаны со множеством страданий, ибо человек, стремящийся ксамореализации, постоянно живет в страхе неудачи; здесь-то и начинаютсянесчастья. Мы никогда не спрашиваем себя, есть ли действительно такая вещь, каксамореализация. Однажды вечером человек может увидеть на небе прекрасныеоблака, и у него появится желание нарисовать их. Но если акт рисованиястановится для него средством самореализации, то в тот момент он больше нехудожник. Точно так же у вас может быть желание самореализации через семью,желание оставить после себя сына, носящего ваше имя, вы можете назвать вашежелание любовью, и с вами согласится все респектабельное общество, но насамом деле это не любовь. Это простое стремление продлить свое существованиев другой форме. Изменение без мотива нечто совершенно отличное от всего этого: оноприходит без ваших поисков, как утро превращается в вечер, как тьмапревращается в свет. Ум видит разрушительную, развращающую природустремления к власти с его разочарованиями и несчастьями. Когда ум видит всеэто, первая его реакция - попытаться убежать в то, что называют космическимсознанием, истиной, богом - вы хорошо знаете эти высокопарные слова. Но этововсе не изменение. Это просто продолжение всего, что было, его результат,проекция на то, что будет. Итак, имеется ли путь исследования, который поможет ему быть всостоянии энергии и понимания, в состоянии, являющимся непрерывнымизменением, вечным движением без начала и без конца? Я прошу вас, преждевсего понять вопрос, а не думать о том, как достичь этого вечного движения,каким образом захватить вневременность для вашего личного пользования ввашем собственном маленьком доме. Есть состояние, в котором все добродетели действительно существуют: этосостояние внимания. Быть полностью внимательным, значит быть полностьюдобродетельным, значит жить среди распустившихся цветов добра и красоты. Ачто вы делаете в настоящее время? Вы находите себе маленький рай,безмятежную заводь в жизненной реке, и там вы двигаетесь, функционируете,"изменяетесь". Для того, чтобы исследовать проблему внутреннего изменения, вы должныполностью осознать природу власти, ее жажду, имеющуюся у всех нас, и понять,может ли ум осознанно прекратить борьбу за власть без какого-либо мотива. Яговорю о подлинном отречении от мира - не о замене одних богов другими, не отом, чтобы стать отшельником или уйти в монастырь, или переодеться в другиеодежды. Подлинное отречение, являющееся внутренней революцией, - это полноепрекращение поисков власти, стремления стать значительным, иметьобщественное признание; полное отречение фактически означает, что вы входитев новый мир, совершенно вам не известный, где ваш ум не был, где нет егопроекций, где нет ни будущего, ни прошлого, а только внимание, исследованиеи осознание. У осознания нет прошлого, осознание не ведет к накоплению,только с пробуждением осознания возникает энергия, не являющаяся продуктомума. Не переводите слово "энергия" как Бог, ваши ужасные понятия о Боге неимеют ничего общего с тем, о чем я говорю. Существует энергия, по своейсущности творческая и вечная; если вы не поймете этого, если вы несоприкоснетесь сами с этой энергией, не окунетесь в ее океан, не узнаете еекрасоты, все, что вы думаете о Боге, не имеет никакой ценности. Творческаяэнергия приходит загадочно и таинственно, без того, чтобы ее просили прийти. Наша жизнь и красота творческой энергии - это совершенно разные вещи.Наша жизнь полна мишуры, поверхностна и пуста. Энергия, которой мы обладаем,ограниченна и быстро исчерпывается. Мы живем с ненавистью, ревностью,завистью. Очевидно, мы должны оставить старые пути нашей жизни. Быть добрымбез мотива, быть щедрым без расчета, делить с другими все, что у вас есть,давать щедрой рукой, щедрым сердцем и умом, не спрашивая, что вы получитевзамен - мы должны это делать, только такой образ жизни является порядочными достойным цивилизованного человека; но это не та творческая энергия, окоторой идет речь. Иметь добродетели, которые я перечислил, - это все равно,что поддерживать в доме порядок и блестящую чистоту. Порядок и чистота,разумеется, необходимы, но если с их помощью вы надеетесь достичь свободы,свобода никогда не придет. Пусть ваш ум будет честным, бдительным,внимательным без выбора: наблюдайте за каждым движением вашей мысли,осознавайте значение каждого слова, но без какого-либо мотива, импульса илипринуждения. Тогда случится необыкновенное: энергия, не принадлежащая вам,снизойдет на вас. В этой энергии вневременное бытие, эта энергия и естьподлинная реальность.

БЕСЕДА ПЯТАЯ

Сегодня я хотел бы говорить о чувствительности ума и о медитации. Нопрежде, чем мы перейдем к этим проблемам, мне кажется чрезвычайно важным,чтобы ум был вполне ясным, потому что не будучи ясным, он не может мыслитьочень глубоко. Ясность совершенно необходима на любом уровне ума. Если вамне ясен путь к дому, вы можете заблудиться. Если вам не ясны ваши чувства,возникает внутреннее противоречие. Если вы не полностью понимаете путисвоего мышления, такой недостаток ясности приводит к иллюзии. Я думаю -иметь действительно ясный ум чрезвычайно трудно, потому что ясность нельзякультивировать, ей нельзя научиться: ясность приходит через внимание, черезнаблюдение, через осознание. Ясность, о которой я говорю, является частью чувства прекрасного. Оченьнемногие чувствительны к красоте - к красоте заката, к красоте лица, ккрасоте изгиба дерева, листа, трепещущего на ветру, к красоте летящей птицы,к красоте жеста и слова. Я говорю не столько о внешнем выражении, сколько овнутренней структуре красоты. Ясность - это состояние полного бытия так же,как и красота. Красота всеобъемлюща. Точно так же ясность не может бытьчастичной. Ясность проникает собой весь ум, это чувство полнотысуществования. Ясность - это простота. Мы судим о простоте по одежде, повнешнему образу жизни. Для меня же простота - это внутреннее состояние бытиябез противоречия, без сравнения: это осознание в подходе к любой проблеме.Простота не имеет ничего общего с преследованием ранее установленных целей.Ум, заранее ориентированный в сторону цели, никогда не бывает пустым.Простой ум - это такой ум, который функционирует, думает и чувствует безмотивов. Мотив неизбежно связан с внутренним противоречием. Для менямедитация - не что иное, как освобождение ума от всех мотивов. Ум - не просто хранилище мыслей, он также и мысли, которые в немхранятся, и ограничения, наложенные на него временем. Ум - это также чувствоотдельности, особенности, это память, способность к испытыванию опыта в видезнания и к сосредоточению опыта в виде знания. Ум - это также время, в томсмысле, что ум смотрит как назад, в прошлое, так и вперед, в будущее. Но, кроме того, ум - это нечто, покрывающее все эти элементы, вместевзятые, нечто, не являющееся просто словом и узнаванием этого слова. Умнапоминает небо, охватывающее все вещи на Земле. Дерево - это не простолистья, цветы, ветви, ствол или корни, это целое, включающее в себя все это.Точно также ум - это целое, поэтому чувствовать целостность ума, осознаватьэту целостность - это действительно начало медитации. Если мы не чувствуемцелостности ума, мы сводим его к простой машине, чем он и является длябольшинства из нас. Для большинства из нас ум - это слово, образ, символ, это процесснаименования из заднего плана памяти, опыта. Научившись выполнять какую-либоработу, мой ум продолжает функционировать автоматически, установивопределенные отношения с женой или мужем, с детьми, с обществом, яподдерживаю их без дальнейшей работы мысли. Мои ответы на различные стимулыявляются механическими. Мой ум стремится избежать беспокойств, он не желаетспрашивать, не желает состояния неуверенности, поэтому он устанавливаетопределенный шаблон поведения и мысли, шаблон отношений к людям и к природе,а также к собственности, к вещам. Посмотрите, хотя бы, в каком рабственаходится ум по отношению к словам "Любовь", "Бог", "Индия", "Гита". Умизобретает символы, становится рабом, в результате символы приобретаютгораздо большее значение, чем живая жизнь. Ум накапливает знания, которые представляют собой символы, слова, иесли ум не в состоянии освободиться от символов, от слов, от памяти, котораяесть знание, то он никогда не сможет проникнуть в беспредельность внутрисамого себя. Само собой разумеется, что есть вещи, которые мы должны знать и неможем забыть. Мы не можем забыть свой язык, дорогу домой, нашипрофессиональные знания, достижения науки. Но есть другая часть ума,проецирующая себя во времени, создавая будущее как цель, которая должна бытьдостигнута. Ум такой, как мы его знаем, есть время; он результат времени,времени как "до" и "после", времени как процесса жизни в прошлом илибудущем, что, естественно, препятствует пониманию настоящего. Я не говорю охронологическом времени, о времени как психологической необходимости дляразвертывания постоянного процесса достижения, который мы называемэволюцией. Мы говорим, что для понимания нам нужно время, имея в видубудущее. Жизнь сложна, так же как и ум. Вы должны увидеть перед собой этипроблемы, не будет никакой пользы, если вы прото скажете: "Помогите мнеосвободиться от работы перед временем". То6 что вы безусловно можете сделать- это полностью осознать шаблоны вашего ума и, так сказать, проскользнутьчерез них к состоянию, неизмеряемому умом, потому что все, что бы ни делалум для своего освобождения, всегда остается в поле времени. Всякое усилие,производимое умом, еще более ограничивает ум, потому что усилие связано сборьбой для достижения цели. И с таким ограниченным умом, находящимся врабстве, вы пытаетесь медитировать? Я прошу вас прежде всего ясно увидеть проблему. Проблема не в том, каки чем медитировать, а способен ли вообще ум к медитации. Нам говорили, чтомы должны медитировать, и с помощью медитации мы надеемся достичь результата- счастья, Бога, истины и т.п. Поэтому мы делаем усилие, чтобы медитировать,а там, где есть усилие, есть и элемент времени. Мы говорим: "С помощьюдисциплины, с помощью практики, с помощью самоконтроля, через постепенность,разворачивающуюся во времени, я достигну понимания Бога! По-моему это совсем не медитация. Это чистый самогипноз, проекция вашихиллюзий и вашего опыта; с помощью такой проекции вы можете иметь видения, новы не достигнете свободы. Вы слышали, что состояние медитации необычайнопрекрасно, что медитация дает человеку внутреннее спокойствие и тишину,поэтому вы контролируете и дисциплинируете свой ум, делая усилиемедитировать, в надежде достичь таким образом тишины и спокойствия. Однако, прежде чем вы сможете достичь этой тишины, прежде чем высможете увидеть истину, Бога, вы должны понять ум в состоянии медитации,иначе что бы вы не предпринимали, ваш ум будет по-прежнему находиться в полесвоего знания и обусловливания. Вы можете разбудить определенныеспособности, но все это окажется одной из форм самообмана. Если вам нравитсяобманывать самого себя, если вы принимаете этот обман, что ж, продолжайтеэту игру, отдаваясь ей целиком. Но если вы действительно хотите узнать, чтотакое медитация, безусловно, вам следует начать не с вопроса, какмедитировать, а с исследования, способен ли ум, ставящий эту проблему,понять ее. Я не знаю, ясно ли вам, насколько механистичен ум. Все, с чем онсоприкасается, становится механистическим. Сегодня вечером я вижу что-тоновое, и эта новизна становится опытом ума, на завтра этот опыт ужесделается механистическим, потому что я хочу повторить испытанное ощущение,еще раз изведать связанные с ним удовольствия. Я устанавливаю определенныйпроцесс, метод, с помощью которого я пытаюсь завладеть однажды испытаннойновизной, поэтому она становится механистической. Все, с чем соприкасаетсяум, неизбежно теряет творческий характер и становится механистическим. Итак, возникает вопрос: может ли ум представить себе природу своихмеханистических привычек? Может ли он осознавать как факт то, что есть, и неспрашивать, как изменить этот факт, как его уничтожить. Я думаю, что простоеосознание действительного факта, осознание того, что есть, приносит с собойясность. Это, без сомнения, важно понять, потому что большинство из васстарается уйти от того, что есть, к тому, что должно быть, вследствие чеговозникает большое количество проблем и противоречий. Итак, я просто хочузнать, что есть, и это все, ничего больше не требуется. Меня не интересуетто, что должно быть. Я хочу знать свой ум таким, как он есть, со всеми егопротиворечиями, с его ревностью, с его надеждами и отчаянием, с егоагрессивностью и завистью, с его способностью к обману. В тот момент, когдая действительно вижу, что есть, имеется ясность - ясность, которая поможетмне проникнуть еще глубже в то, что есть. Для большинства из нас то, что есть, не представляет интереса, поэтомумы не можем проникнуть в то, что есть. Мы думаем, что имея идеал, мы можемпревратить то, что есть, в то, что должно быть, что идеал, то, что должнобыть, разбудит в нас способность понять то, что есть. Но я чувствую, чтоистиной является обратное: способность проникать в то, что есть, приходит,когда мы наблюдаем то, что есть, без какого-либо отвлечения внимания. Все наше существование проявляется из того, что есть, а не из того, чтодолжно быть. То, что должно быть, идеал, не имеет никакой реальности. Умдолжен глубоко проникнуть в то, что есть, а не просто останавливаться наповерхности, говоря: "Такова моя жизнь, таковой и бывает жизнь" и т.д. Жизнь- это необыкновенное явление, которое мы называем прошлым и будущим, ножизнь значительно шире и глубже, она имеет необъятное значение, если умможет войти в нее через настоящее. Говоря другими словами, всякое испытание опыта обусловлено прошлымопытом. Когда вы наблюдаете, фактически существует только состояниеиспытывания опыта. Но то, что было испытано, немедленно переводится впамять, которая затем обуславливает дальнейшее испытывание. Состояниеиспытывания опыта обуславливается вашим задним планом со всеми вашимиверованиями и предрассудками. Быть может, вы поймете это, слушая меня, но описание никогда неявляется реальностью. Реальность - это моментальное видение истины, ибо уистины нет будущего, нет прошлого, у нее нет продолжительности, и в этом еекрасота, простота и ясность. Когда механистический ум исследует, что такое медитация, он хочетпривести медитацию в поле известного. В конечном счете - это известное иничего более. Ум не является неизвестным. И когда ум, который естьизвестное, пытается открыть неизвестное, он изобретает для этого методы,системы, практические приемы, дисциплину. Ум не может открыть неизвестное.Что он может сделать - это осознать свои собственные процессы, являющиесяпроцессами известного и ничего больше, он не в состоянии понять или уловить,или почувствовать неизвестное. Что же в таком случае представляет собой медитация? Медитация имеетвеличайшее значение, потому что вся жизнь есть медитация - медитация всмысле состояния, в котором границы ума разбиты, в котором нет "Я", нетцентра, а поэтому нет периферии. Без медитации жизнь становится крайнеповерхностной, механистической. Поэтому медитация необходима, она так жеважна, как дыхание. Это значит, что вы должны оставить все, что вы читали ичему вас учили о медитации, потому что в противном случае вы не будетенаблюдать, не будете экспериментировать. Медитация, безусловно, никогда не является процессом концентрации,потому что высочайшая форма мышления - это отрицательное мышление.Положительное мышление разрушительно для исследование, для открытия. Ясейчас думаю вслух отрицательно. Творчество приходит через отрицание,отрицание не является противоположностью положительного, это состояние, вкотором нет ни положительного, ни отрицательного, как реакция наположительное. Подлинное отрицание - это состояние полной пустоты, толькокогда ум пуст в этом смысле слова, только тогда возможно творчество. То, чторождается из этой пустоты, есть отрицательное мышление, которое неограничено ничем положительным или отрицательным со стороны ума. Итак, концентрация - это не то же самое, что медитация. Если выпонаблюдаете, вы увидите, что концентрация - это форма исключения, а там,где есть исключение, есть мыслитель, который исключает. Мыслитель, тот ктоисключает, тот кто концентрируется - вот источник противоречия, потому чтоон создает центр, от которого возможно отклонение. Концентрация не являетсяпутем медитации, это не путь открытия того, что может быть названонеизмеримым. Концентрация предполагает исключение, она предполагаетмыслителя, делающего усилие, чтобы сконцентрироваться на чем-то. Носостояние внимания, не являющееся концентрацией, не имеет границ, это отдачавсего вашего существа чему-то без какого-либо исключения. Я прошу вас поэкспериментировать, пока я говорю. Посмотрите, можете ливы быть в таком состоянии внимания, чтобы функционировал не только ваш ум, апробудилось бы все ваше существо. Не говорите: "Что вы имеете в виду подсуществом?". Дело не в словесных определениях. Пусть все ваше внимание будетактивным без выбора, это означает, что вы будете слышать шум автобусов итрамваев, что вы услышите тишину. Если все ваше внимание будет активным, выобнаружите, что вы также слушаете меня с изумительной ясностью ипроникновением, но если вы просто концентрируетесь, то имеется исключение ипоэтому нет подлинного внимания. Концентрация - это сужение поля активности ума. Такое сужение можетбыть очень эффективным для школьника на уроке, но мы говорим обо всемжизненном процессе, поэтому исключительная концентрация на каком-либочастном аспекте делает жизнь мелочной. Если же у вас есть полное внимание,жизнь становится бесконечной и неизмеримой умом. Вам говорили, что есть разные пути медитации о реальности, о Боге, есливы предпочитаете это слово. Но разве существуют пути, методы, системы, спомощью которых вы можете достичь чего-то живого? Возможно найти путь кстатичному, фиксированному, мертвому, но не к живому. Если вы хотите понятьвашу жену, вашего соседа, вашего друга, для этого нет "пути", нет системы, спомощью которой можно понять живое человеческое существо. Точно также вы неможете проникнуть к живому, динамичному с помощью какого-либо пути илиметода, но вы сводите реальность, Бога к чему-то статичному и затемизобретаете методы для достижения его. Итак, концентрация не является путем медитации, и нет никаких методов,систем или практических способов, какие могли бы привести вас к реальности.Если вы увидите эту истину - что ни одна система, какой бы она ни былаутонченной, какой бы они ни была новой или освященной традицией, не приведетвас к реальности - вы никогда не вступите в это поле иллюзий; и ваш умснялся с якоря прошлого, поэтому вы находитесь в состоянии медитации. В медитации находится также проблема неизвестного. Ум, как уже былосказано, представляет собой известное, т.е. то, что уже было испытано. Сэтой меркой мы пытаемся подойти к неизвестному, но неизвестное, очевидно,никогда не может быть познано известным, известное может знать только то,что оно испытало, чему оно было научено, что оно накопило. Если я очень хорошо вижу, что мой ум не в состоянии познатьнеизвестное, наступает абсолютное спокойствие. Если я чувствую, что могууловить неизвестное с помощью известного, я начинаю производить большой шум,я болтаю, я извергаю, я пытаюсь найти путь к неизвестному. Но если ум пойметсвою полную неспособность познать неизвестное, если ум осознает, что он неможет сделать ни шагу навстречу неизвестному, что тогда происходит? Тогда умпогружается в полное молчание. Это не отчаяние: просто ум ничего более неищет. Поиски могут быть только от известного к неизвестному, все, что умможет сделать - это осознать, что движение поисков никогда не раскроетнеизвестного. Всякое движение, исходящее от известного, все еще находится вполе известного. Это единственное, что я должен осознать, это единственное,что ум должен понять. И тогда без какой-либо стимуляции, без какой-либо целиум будет молчать. Замечали ли вы, что любовь - это молчание? Так бывает,когда вы держите руку любимого человека, когда вы смотрите с любовью наребенка, когда вы вбираете в себя красоту вечера. У любви нет ни прошлого,ни будущего, точно так же необыкновенное состояние молчания находится вневремени. Без этого молчания, являющегося полной пустотой, нет творчества. Выможете обладать большим умом и способностями, но там, где нет творчества,наступает опустошение и упадок. И ваш ум увядает. Когда ум пребывает в пустоте и молчании, когда ум находится в состоянииполного отрицания, которое не есть отсутствие всякой деятельности, не естьпротивоположность положительного, но совершенно особое состояние, связанноес прекращением всякого мышления - только тогда приходит то, что не имеетимени.

БЕСЕДА ШЕСТАЯ

Сегодня я хотел бы, если возможно, говорить с вами о скорби, воле истрахе. Большинство из нас живет в мире мифов, символов, подделок, которыеимеют для нас большее значение, чем мир действительности. Мы не понимаемдействительного мира нашей повседневной жизни с его несчастьями и борьбой, ипоэтому мы пытаемся убежать от него, создавая наш собственный поддельныймир, мир богов, символов, идей и образов. Там, где имеется бегство отдействительности в этот поддельный мир, там всегда есть противоречия искорбь. Если мы хотим быть свободными от скорби, мы безусловно должны понятьтот поддельный мир, в который мы постоянно убегаем. Индуист, мусульманин,буддист, христианин - все они имеют свой поддельный мир символов и образов,который улавливает их. Для них символ имеет большее значение, более важен,чем жизнь, символ пускает прочные корни в бессознательном и играет огромнуюроль в жизни всех, кто принадлежит к той или иной культуре, цивилизации илииной организованной религии. Итак, если мы хотим быть свободными от скорби,я полагаю, прежде всего важно понять поддельный мир, в котором мы живем. Если вы пойдете по дороге, вы увидите великолепие природы,необыкновенную красоту зеленых полей и открытого неба, вы услышите детскийсмех. Но, несмотря на все это, скорбь не исчезнет. Это мучения женщины,рожающей ребенка, скорбь, связанная со смертью, скорбь, когда вы ожидаетечего-либо, и ваши надежды не оправдываются, скорбь национальных бедствий,скорбь от разложения и упадка не только в обществе, но и в отдельноминдивидууме. Если вы достаточно глубоко заглянете, вы увидите скорбь в вашемдоме: скорбь от того, что вы не можете осуществить желаемое, скорбь,вызванная вашей незначительностью или неспособностью, и различные видыбессознательной скорби. В жизни есть также смех. Смех очарователен - смеяться без повода,радоваться сердцем без какой-либо причины, любить без поисковвознаграждения. Но такой смех редко приходит к нам. Нас обременяет скорбь:наша жизнь - процесс несчастий и борьбы, непрерывный распад, и мы почтиникогда не любим всем своим существом. Этот печальный процесс мы можем встретить на каждой улице, в каждомдоме, в каждом человеческом сердце. Везде несчастья, преходящие радости ипостепенное угасание ума, и мы все время ищем выхода. Мы хотим найтирешение, средство и метод, который помог бы нам освободиться от бременистрадания, и поэтому мы никогда по-настоящему не смотрим на скорбь. Мыпытаемся уйти от скорби с помощью мифов, теорий, образов, мы надеемся найтипуть освобождения от бремени, которое наложила на нас жизнь, мы надеемся,что волна скорби больше нас не догонит. Я полагаю, что всем известно все это. Я не сообщаю каких-то новыхсведений о скорби. Было бы абсурдным, если бы сейчас, слушая меня, вы вдругпопытались бы почувствовать скорби или наоборот - быть безоблачно веселым, вэтом не было бы никакого смысла. Но если вы хоть сколько-нибудь осознаетеповерхностность, мелочность, узость нашей жизни, если вы понаблюдаете забесконечными конфликтами, неудачами, усилиями, не приносящими ничего кромеразочарований, то вы неизбежно должны испытать скорбь. Вы не можете не знатьскорби на каком-нибудь уровне - поверхностном или глубоком. Скорбь следуетза нами как тень, и мы не можем от нее избавиться. Поэтому я хотел бы, есливозможно, говорить с вами о том, как кончается скорбь. Скорбь имеет конец, но он не достижим с помощью какой-либо системы илиметода. Нет скорби, когда имеется осознание того, что есть - пусть это будетфакт, что жизнь не осуществила ваших надежд, что ваш брат или сестра мертвы,когда вы знаете факт таким, каков он действительно есть, без интерпретации,без каких-либо мнений о нем, без какой-либо деятельности мысли, без идеалови суждений - тогда, я полагаю, наступает конец скорби. Однако большинство изнас безуспешно пытается покончить со скорбью с помощью воли, порожденнойстрахом и недовольством, воли, стремящейся к удовлетворению желания. Я прошу вас не ограничиваться простым выслушиванием того, что я говорю,но осознавать самих себя, смотрите на свою жизнь, как будто ваше лицоотражено в зеркале. В зеркале вы видите то, что есть - ваше лицо безискажения. Точно также я прошу посмотреть на самих себя, без удовольствияили неудовольствия, без принятия или отрицания того, что вы видите. Простопосмотрите на себя, и вы увидите, что в вашей жизни господствует воля,порожденная страхом. Страх, воля, скорбь неразрывно связаны, их невозможноотделить друг от друга. "Волей" я называю решимость быть чем-то, решимость,направленную к достижению и становлению, решимость, которая отрицает илипринимает. Воля - результат противоречия желаний. Что мы называем скорбью? Вывидите ребенка со здоровым телом и милым лицом, с лучащимися глазами исчастливой улыбкой. Когда этот ребенок подрастает, его пропускают черезмашину так называемого воспитания. Его приводят в соответствие состандартами данного общества и уничтожают при этом радость, наслаждениежизнью. Печально видеть, как это происходит, не правда ли? Печально потерятьчеловека, которого вы любите. Печально понять, что вы отвечали на все вызовыжизни так посредственно. А разве не печально, когда любовь кончается вмаленькой заводи огромной реки жизни? Печально также, когда вами движетстремление к успеху, и вы достигаете успеха только для того, чтобыразочароваться в нем. Печально понять, каким незначительным является ум - ноне чей-нибудь, а именно ваш. Хотя ум может приобрести большое значение, бытьочень умным, хитрым, эрудированным, он все же остается крайне поверхностен ипуст, и осознание этого приносит с собой печаль и скорбь. Но есть еще значительно более глубокая скорбь, которая приходит, когдавы осознаете свое одиночество, изолированность. Вы можете быть среди людей,в толпе, на званом вечере, вы можете разговаривать со своей женой или мужем,но внезапно вы почувствуете неизмеримое одиночество, появляется чувствополной изолированности, несущее с собой скорбь. Имеется также скорбь,связанная с болезнью. Большинство из нас хочет избежать скорби. Мы не хотим понять скорбь, мыне хотим посмотреть на скорбь, мы не говорим: "Каково значение скорби?" Насинтересует только, как убежать от скорби. Это бегство не являетсянеестественным, это инстинктивное движение желания, но мы считаем егонеизбежным, и поэтому бегство от скорби становится для нас гораздо болееважным, чем сам факт скорби. Убегая от скорби, мы улавливаемся мифами,символами, поэтому никогда не пытаемся исследовать, возможен ли конецскорби. В конце концов жизнь ставит перед нами все новые и новые проблемы.Ежеминутно от жизни исходят вызовы, требования, и если ответ неадекватен,неадекватность ответа вызывает горечь и разочарования. Именно поэтому длябольшинства из нас стали так важны разные формы бегства. Если я не могу разрешить свои проблемы здесь, на Земле, что же, явсегда могу надеяться на загробную жизнь. Если я не могу покончить соскорбью, я попытаюсь забыть ее в развлечениях, если мой ум несколькосерьезнее, я обращаюсь к книгам, к приобретению знаний. Мы убегаем от скорбитакже с помощью переедания, непрерывной болтовни, ссор или погружаясь вглубокую меланхолию. Это все разные способы, как убежать от скорби; они становятся для насчрезвычайно важными, и мы даже боремся друг с другом из-за некоторых из них- ваша религия и моя религия, ваша идеология и моя идеология, ваш ритуализми мой ритуализм. Я прошу вас понаблюдать за собой, а не быть загипнотизированным моимисловами. В конечном счете то, что я говорю - это не абстрактная теория, этоваша ежедневная жизнь. Я описываю ее, но я прошу вас не ограничиватьсявыслушиванием моего описания. Через это описание осознайте себя сами, и выувидите, что ваша жизнь уловлена различными способами бегства. Поэтому такважно посмотреть на факт, исследовать, понять, глубоко проникнуть в то, чтоесть, ибо то, что есть - это вне времени, вне будущего. То, что есть -вечно. То, что есть - это жизнь, то, что есть - это смерть, то, что есть -это любовь, без успехов и разочарований. Все эти факты - истиннаяреальность. Но уму, вскормленному, воспитанному на различных дорогахбегства, необычайно трудно посмотреть на то, что есть, поэтому такой умпосвящает годы изучению символов и мифов, о которых написано столько толстыхкниг, или погрязает в ритуале, в применении какого-либо метода, системы,дисциплины. Важно наблюдать факт, а не цепляться за различные мнения об этом факте,не говорить только о символе, репрезентующем факт. Понятно ли вам это?Символ - это слово. Возьмите смерть. Слово "смерть" - символ, используемыйдля того, чтобы передать все, связанное с данным фактом: страх, скорбь,необычайное чувство одиночества, пустота, умаленность, изолированность,глубокое и непроходящее разочарование. Все мы знаем слово "смерть", но лишьнемногие из нас видят все, что связано с фактом смерти. Мы почти никогда несмотрим в лицо смерти и не понимаем необычайных вещей, связанных с нею. Мыпредпочитаем убегать от факта с помощью веры в загробную жизнь, или же мыцепляемся за теорию перевоплощения душ. У нас есть эти успокоительныеобъяснения, целая груда идей, убеждений и отрицаний, множество связанный сними символов и мифов. Я прошу вас понаблюдать за собою. Таковы факты. Так же, как любовь невозможно культивировать, невозможно приобрести спомощью дисциплины, скорбь нельзя уничтожить с помощью бегства, с помощьюцеремоний и символов, с помощью благотворительной общественной деятельности,с помощью национализма или другим отвратительным способом из числаизобретенных людьми для этой цели. Скорбь нужно понять, а понимание не отвремени. Понимание приходит вместе со взрывом, с восстанием, с колоссальнымвсеохватывающим недовольством. Но ведь мы ищем легкого пути, чтобы заглушитьнаше недовольство. Мы занимаемся общественной деятельностью, загружаем себяработой, идем в храм, поклоняемся созданным нами идолам, цепляемся закакую-нибудь систему или верование - все это, без сомнения, только убегание,и все это нужно нам, чтобы не смотреть в лицо фактам. Просто смотреть на то,что есть. Это никогда не вызывает скорби. Скорбь никогда не возникает простоот того, что вы видите свое тщеславие. Но в тот момент, когда вы хотитеизменить ваше тщеславие во что-то другое, в этот момент начинается борьба,тревога, бедствие, которое в конечном счете приводит к скорби. Когда вы любите что-либо, только тогда вы действительно внимательны, нокак редко вы смотрите глазами любви на все то, что нас окружает. Для того,чтобы осознать значение смерти, нужен своего рода взрыв, который молниеносносжигает все символы, идеалы, успокоительные верования, и тогда вы смотритена смерть с полным и всеохватывающим вниманием. Это очень печальный факт, новы, вероятно, никогда не смотрели на что-либо с полным вниманием, не правдали? Смотрели ли вы на вашего ребенка с полным вниманием, всем своимсуществом, т.е. без предубеждения, без одобрения или осуждения, не говоря ине чувствуя: "Это мой ребенок"? - если вы можете это сделать, вы откроетенеобычайную значимость и красоту ребенка. Тогда больше не будет разделения -вы и ваш ребенок, но не будет и искусственного отождествления с ребенком.Когда вы смотрите на что-либо с полным вниманием, нет места отождествлению,потому что нет места разделению. Точно также - можете ли вы смотреть на смерть с полным вниманием? Этозначит - посмотреть без страха, всем своим существом, и вы увидите, чтосмерть имеет совсем другое значение. Именно страх заставляет вас спрашивать,что будет после смерти, и страх находит свой ответ в веровании, что послесмерти имеется или не имеется продолженность существования. Но когда высмотрите с полным вниманием на то, что называется смертью, у вас нет печали.В конечном счете, что я чувствую, когда мой сын умер? Я растерян. Он ушел иникогда не вернется. Я чувствую пустоту, одиночество. Он был мой сын, всуществование его я вложил все свои надежды на бессмертие, на увековечиваниесвоего "Я", а теперь эти надежды на продолженность существования разбиты, ия чувствую себя совершенно несчастным. Поэтому я так ненавижу смерть, этоужасная вещь, от которой нужно как-то отгородиться, потому что онараскрывает мне, что я собой представляю. Я отгораживаюсь от смерти черезверования, через различные формы убегания, поэтому страх продолжается, а отстраха рождается скорбь. Итак, скорбь не кончается через какое-либо действие воли. Как я ужеговорил, скорбь может окончиться только тогда, когда вы порвете со всем, чтоум изобрел для того, чтобы убежать от скорби. Вы полностью оставляете всесимволы, мифы, идеи, верования, потому что вы действительно хотите видеть,что такое смерть, действительно хотите понять, что такое скорбь - для васэто жгучий вопрос, вы стремитесь к осознанию всем своим существом. Что жетогда происходит? Вы находитесь в состоянии интенсивного осознания, вы непринимаете и не отрицаете, потому что вы не пытаетесь убежать. Вы встречаетефакт таким, каков он есть. И когда вы таким образом встречаете факт смерти,факт скорби, когда вы таким образом встречаете все, что случается с вами вкаждый момент, вы обнаруживаете, что происходит взрыв, не рожденныйпостепенностью, медленным движением времени. Тогда смерть приобретаетсовершенно другое значение. Смерть - это неизвестное, также как скорбь. Вы не знаете вдействительности скорби, вы не знаете ее глубины, ее необыкновеннойжизненной силы. Вы знаете только реакцию на смерть, но не действие смертипомимо обусловленных реакций, вы не знаете - отвратительна смерть илипрекрасна. Познать подлинную природу, глубину, красоту и привлекательностьсмерти и скорби, означает конец смерти и скорби. Наш ум механически функционирует в сфере известного, и через известноемы пытаемся подойти к неизвестному - к смерти и скорби. Но может липроизойти взрыв, после которого известное больше не будет искажатьдейственность ума? Вы не можете избавиться от известного. Это было бы глупо,неразумно, это никуда бы вас не привело. Важно только не позволять, чтобыдеятельность ума искажалась известным. Но этого неискажения нельзя добитьсяс помощью решимости, с помощью какого-либо действия воли. Это неискажениеприходит, когда вы видите факт таким, каков он есть, а вы можете видеть факттаким, как он есть - факт смерти, факт скорби - только тогда, когда выуделяете ему все свое внимание. Полнота внимания не есть концентрация, этосостояние полного осознания, в котором нет исключения. Как фрагментарно мы знакомы с этим необыкновенным явлением, называемымжизнью, мы никогда не смотрим на скорбь иначе, чем через завесу убегания отскорби, мы никогда не видели красоту и необъятность смерти, и мы познаемсмерть только через страх и печаль. Понимание жизни, понимание значения икрасоты смерти возможно только тогда, когда ум мгновенно осознает то, чтоесть. Хотя мы их отличаем друг от друга, но по существу любовь, смерть,скорбь - это одно и то же, потому что, воистину, любовь, смерть, скорбьнепознаваемы. В тот момент, когда вы говорите, что познали любовь, вы большене любите. Любовь вне времени, у нее нет начала и конца, а у знания есть. Вызнаете только ощущение, стимул. Вы знаете только реакцию на любовь, но этареакция не есть любовь. Точно также вы не знаете, что такое смерть. Вызнаете только реакцию на смерть, и вы откроете всю глубину и значениесмерти, только когда реакции прекратятся. Я прошу вас слушать то, что я говорю, не как простую лекцию, а какнечто жизненное для каждого человека на любой ступеньке общества. Этапроблема, непосредственно затрагивающая каждого из нас, и мы должны знать еетак же, как проблему голода, проблему секса, так же, как мы познаемблагословение счастья, посмотрев на вершины деревьев или на открытое небо.Это благословение приходит, только когда ум находится в состояниидеятельности без реакций. Знать смерть - благословение, потому что смерть - неизвестное. Если выне понимаете смерти, вы можете потратить всю жизнь в поисках неизвестного ине найти его. То же самое с любовью, которой вы не знаете. Вы не знаете, чтотакое любовь, вы не знаете, что такое истина. Любовь не может быть цельюпоисков, также как и истина. Когда вы ищете истину, это всего лишь реакция,бегство от факта. Истина в том, что есть, а не реакция на то, что есть.

БЕСЕДА СЕДЬМАЯ

Я хотел бы, с вашего позволения, исследовать, что такое религиозный ум,религиозный дух, и проникнуть в эту проблему так глубоко, как мы толькосможем. Это сложная проблема, как и все проблемы человеческогосуществования, и я полагаю, что мы должны подходить к ней очень просто, счувством глубокого смирения, потому что глубокое исследование такой проблемытребует ясного ума, не обремененного грузом окаменевших и навязчивых знаний,и тогда, быть может, вы откроете что-либо оригинальное, новое, что-либо, несказанное ранее авторитетами, не принятое вами на веру под давлением вашихпотребностей и вашего принуждения. Проблема, о которой идет речь, нелегкая, и поэтому, прежде всего,необходимо забыть на время все, что вы знаете о ней, все приобретенные вамитрадиции и воспоминания, чтобы самому попытаться открыть, что такоерелигиозный ум. Наша жизнь не становится все легче и проще, как раз наоборот. Давлениена человеческую личность становится почти непереносимым; с увеличением этогодавления, с усилением влияний и бесконечных требований к человеку со сторонысовременного мира усиливается зависть, ненависть и отчаяние. Ненавистьраспространяется все шире, а отчаяние - не просто проблема молодогочеловека, который не может найти работу, это только часть, толькоповерхностное выражение проблемы отчаяния. Отчаяние - не просто чувство,которое вы испытываете после смерти близкого человека или когда вы хотите,чтобы вас любили и не получаете любви. Отчаяние, без сомнения, нечто болеезначительное, глубокое. Для того, чтобы найти путь из отчаяния, для того,чтобы выйти за пределы ненависти, а также за пределы надежды (ведь надежда,улавливающая всех нас, всего лишь противоположность отчаяния), мне кажется,мы должны исследовать вопрос о том, что же в действительности представляетсобой религиозный ум, религиозный дух. При правильном исследовании не может быть простого принятия илиотрицания. Большинство из нас всегда говорит либо "да", либо "нет". Нашответ на трудности жизни зачастую является установкой на принятие, "да",сказанным жизни. Но жизнь слишком сложна, слишком необъятна, чтобы простое"да" оказалось удовлетворительным. Те, кто говорят "да", следуют традиции совсей ее мелочностью, узостью, жестокостью, они удовлетворены так называемымпрогрессом, внешней эффективностью, они принимают вещи такими, как они есть,и плывут по течению, не желая, чтобы их слишком беспокоили. Те, кто говорит"нет", - это люди, отвергающие мир, следуя путем отрицания, они убегают отмира в религиозный символизм, в фантастические мифы разных видов. Онистановятся монахами, санниази или вступают в одну из религиозныхорганизаций. Какая у вас жизненная установка, к какой категории принадлежиткаждый из вас? Есть святые и есть политики. Политики - это люди, говорящие "да", онипринимают непосредственную данность вещей, их ответ на эту непосредственнуюданность поверхностен. Наоборот, святые - это люди, говорящие "нет". Оничувствуют, что мир недостаточно хорош, что должен быть более глубокий ответ,поэтому они уходят из мира, отрицают его. Мне кажется, большинство из нас неотрицает и не принимает жизни очень глубоко, удовлетворяясь словесными "да"или словесными "нет". Если мы действительно хотим исследовать, что такое религия, я думаю, мыдолжны начать с внутренней ясности, говорим мы миру "да" или "нет". Нет,сказанное миру, часто бывает только интеллектуальным, человек восстал противмира, не исследовав действительно глубоко дух религии. Интеллектуально выпорываете со всем, пока ничего не останется также, как ничего не останетсяот цветка, если вы воторвете его от стебля и бросите у дороги; и вашинадежды, в конце концов, принуждают вас принять какую-либо форму религиозныхверований. Многие из нас не слишком интеллектуальны или агрессивны, насудовлетворяет легкая, посредственная жизнь и прогресс, процветание,умножение принадлежащих нам вещей только превращает нас в рабов в ещебольшей степени. Совершенно очевидно, что мы быстро становимся рабами машин,рабами вещей, и не нужно быть очень глубоким наблюдателем, чтобы увидеть,как наш поверхностный ум удовлетворен своим рабским состоянием. По мере того, как ум все больше превращается в раба, зона свободы,естественно, все сужается. Если вам недодают принадлежащие вам вещи, выжаждете новых вещей, или действия или власти. Если вы не можете достичь этихцелей, вы чувствуете разочарование, впадаете в отчаяние и спасаетесьбегством с помощью религиозных верований, с помощью церкви, храма,символики, ритуалов и т.п. Если мы не ищем выхода в религии, в наснакапливается гнев против мира - а гнев порождает свое собственное действие.Гнев очень легко переходит в действие, не правда ли? Когда вы восстаете,движимые гневом, гнев дает вам энергию, а энергия пробуждает вашиспособности. Все это считается чем-то новым и оригинальным. Но гнев, цинизм,горечь и отчаяние - эти чувства, безусловно, не нужны для подлинногопонимания наших жизненных проблем. Мы не знаем, что такое действительнохорошая жизнь, мы не знаем, каков смысл нашего повседневного существования,этого необычайного процесса, состоящего из несчастий и борьбы, мелочного иуродливого, полного клеветы и жадности, в чем смысл этой борьбы, непрекращающейся до самой смерти. Поэтому мы изобретаем цель, конечныйрезультат, к которому мы стремимся, является ли эта цель немедленнодостижимой или она спроецирована вдаль, как например, Бог, в любом случаеона продукт ума, фактически находящегося в отчаянии, в несчастии и хаосе.Это становится совершенно очевидным как только вы начинаете думать ясно иобъективно, а не просто оценивать, что вы можете получить от жизни для себя. Вопрос о том, существует ли подлинная реальность, существует ли Бог,существует ли нечто постоянное, оригинальное, новое - этот вопрос возник нездесь и не сейчас. Ответа на него люди искали столетиями. 35000 лет назад настенах пещеры в Северной Африке люди изобразили борьбу добра и зла; в этихрисунках зло всегда побеждало. Мы все еще ищем ответа на этот вопрос, но этодолжен быть не глупый ответ школьника, ответ незрелого ума, рассчитанный наудовлетворение наших потребностей - нам нужен действительно истинных ответ,всеохватывающий ответ на всеохватывающий вопрос. Я полагаю, что мы не задаемполного, всеохватывающего вопроса, именно в этом заключается трудность.Только когда мы в отчаянии, мы ищем, спрашиваем, надеемся. Но когда в наскипит энергия, когда мы захвачены потоком жизни, наши требования не являютсяполными, мы говорим: "Оставьте меня в покое, я хочу самореализации". Полнота требования возникает только в полной уединенности. Когда выисследовали все вокруг себя, когда вас больше не привлекают религиозныесистемы с их символами и несуразностями, с их организованным догматизмом,когда вас больше не удерживают объяснения, слова, книги, все, что можетизобрести интеллект, когда вы отвергли все это, но не потому, что вы ищетеудовлетворения своих желаний и не можете его найти - только тогда выдействительно уединены. Незрелый ум принимает или отвергает исходя изудовлетворенности или неудовлетворенности. Но когда вы сомневаетесь, когдавы задаете вопросы и не получаете ответ ниоткуда, кроме как из традиции,обусловленности, когда вы глубоко и полностью отвергли все это, что вы идолжны сделать - только тогда вы уединены, потому что ни на что больше неможете положиться, и эта уединенность подобна цветку, растущему в пустыне. Но это чрезвычайно трудно, это тяжелая работа, а вы не любите тяжелойработы. Вы предпочитаете легкое ленивое существование: зарабатывать себе нажизнь, принимать то, что приходит к вам, и просто плыть по течению. Или же,если вы не делаете этого, вы принимаете какую-либо форму принуждения,дисциплины. Вы встаете каждое утро в 4 часа утра, чтобы заниматьсямедитацией, медитацией же вы называете принуждения себя кконцентрированности с тем, чтобы привести ваш ум в соответствие сопределенным образцом. Вы неустанно, день за днем тренируетесь и считаете,что это тяжелая работа. Но мне кажется, что это детский подход к работе, чтотак не должен работать зрелый ум. Тяжелой работой я называю нечто совершеннодругое. Тяжелая работа - исследовать каждую свою мысль и чувство, каждоеверование, не поддаваясь предубеждениям, не защищаясь от страха щитом идей,вывода, объяснения. Для всего этого нужна тяжелая работа мысли, и мысльдолжна быть совершенно ясной, это и есть истинная работа. Мы предпочитаемдобиваться чувственных удовольствий. Вы называете религиозного человека, каждый день посещающего храм,мечеть, церковь. Или вы говорите, что люди, поклоняющиеся учителям, святым,гуру, очень религиозны. Но это, без сомнения не религиозные люди, этоиспуганные люди. Они из категории говорящих "да", они не знают и неисследуют, чтобы знать, они не в состоянии это делать, потому что эти людиполагаются на что-то внешнее, на образ, изготовленный рукой или умом. Есливы видите все это, если вы осознаете несчастья, жестокость, невыразимуюгрязь вне и внутри вас, если вы хотите найти здоровый и разумный путь изэтой неразберихи, вы должны исследовать, что такое религиозный ум. Как происходит исследование? Существует ли состояние исследования,когда имеется положительный подход, или только при отрицательном подходе?Каков путь исследования? Как мы начинаем исследовать? Положительным подходомя называю рассмотрение проблемы с желанием найти ответ. Когда я потерпелнеудачу, когда я в отчаянии ищу ответа, у моего исследования есть мотив, неправда ли? Мои поиски - результат желания найти выход, и я найду выход, ноон окажется крайне поверхностным и пустым, я буду полагаться на какой-либоавторитет либо следовать какой-либо системе, и завтра это снова доведет менядо отчаяния. Будучи несчастным, жалким, полным скорби, в состояниинепрерывного конфликта, я пытаюсь спастись бегством от всего этого, таквозникает мотив, порождающий положительное действие. Такое положительноедействие представляет собой поиски с жаждой ответа, оно очень ограничено,оно не отворит вам двери в рай. Я прошу вас понять это, ибо иначе вы не сумеете сами открыть, что такоерелигиозный ум, и в чем его красота. Вы никогда не сможете этого открыть с помощью положительного действия,которое имеет мотив, которое связано с принуждением, порожденным желанием.Это неправильный подход. Если вы сами увидите, поймете то, о чем я говорю,вы сможете найти другой выход, не являющийся реакцией, не являющийсяпротивоположностью положительного. Я надеюсь, что вам ясно то, о чем яговорю. Если ум увидит этот положительный подход таким, каков он действительноесть, т.е. убедится в его ложности, тогда отрицательный подход не будетпростой реакцией на положительный подход. Я желаю найти истину, а не то, чтоя хотел бы принять за истину, поэтому я не вношу своей личности в поискиистины, я отбрасываю свои верования, умозаключения, свои желания убежать отневыносимых несчастий. Я хочу самостоятельно открыть, в чем смыслсуществования, не приводя этого открытия в соответствие со своимиудовольствиями, фантазиями, традициями, которые неразумны, глупы,обусловлены моим прошлым опытом. Я хочу открыть истину, какой бы она нибыла. Наблюдали вы когда-нибудь по настоящему за явлениями жизни? У жизни нетначала и конца, в начале содержится конец. Для того, кто ищет ответа, жизньочень ограничена. Для него существует вчера, сегодня и завтра, и он пытаетсядумать о жизни в этих терминах. Но жизнь не отвечает ему в этих терминах. Жизнь бесконечна, и поэтому вжизни нет смерти. Смерть имеется только когда мы спрашиваем: "Что будет смоим "Я". "Я" - это существо, думающее о жизни в терминах "вчера","сегодня", "завтра". Ваше "Я" находится в состоянии несчастья, вы хотитенайти состояние спасения, где вас не будут беспокоить, вы хотите спокойно ивечно сидеть в персональной отвратительной заводи, в стороне от теченияжизни. Это ум отделяет жизнь от смерти, борется и создает проблемы. Отрицательный подход к проблеме религиозного духа не является реакциейна положительный подход. Реакция на положительный подход - это просто то жесамое в другой форме. Изменения в пределах поля обусловленности - это вообщене изменения. Отрицательный подход - нечто совершенно иное, только черезотрицательный подход ум действительно может исследовать и делать открытия. Я надеюсь, что сейчас, когда я говорю, вы сами осознаете как свойнепосредственный опыт истину - т.е. ложность положительного подхода. Так же,как у вас есть ежедневный опыт голода, жажда секса, потребность власти,престижа, привелегированного положения и т.п., вы непрерывно накапливаетеопыт положительного подхода, независимо от того, проходит этот опыт черезваше сознание или нет. Но если вы ясно видите истину положительного подхода,если вы действительно осознаете его ложность, осознаете ограниченность,мелочность ума, требующего ответа для своего удовлетворения, тогда ваш умдействительно находится в творческом состоянии отрицания, такой ум можетисследовать и делать открытия. Я надеюсь, что вы не просто ограничиваетесь простым выслушиваниемобъяснений, потому что слово - не то же самое, что обозначаемая им вещь, апросто символ, символ же никогда не является реальностью. Человек,удовлетворенный символом, живет в пустыне, среди пепла реальной жизни. Итак, я исхожу из того, что ваш ум подготовлен к исследованию. Переднами стоит вопрос: что такое религиозный ум? Вы делаете во имя религиимногое такое, что совсем не относится к религии. Когда вы увидите этуистину, этому наступает конец, ложное отходит прочь. Что же такоерелигиозный дух? Без сомнения, религиозный дух - это своего рода взрыв, вкотором исчезает, полностью уничтожается всякая привязанность. Имеется только привязанность, нет такой вещи, как отречение отпривязанности. Ум изобретает отречение как реакцию на боль привязанности.Когда вы реагируете на привязанность, вы становитесь привязаны к чему-либоеще. Таким образом, весь этот процесс является процессом привязанности. Выпривязаны к своей жене, мужу, к детям, традициям, авторитетам и т.п., вашейреакцией на эту привязанность является отречение. Культивация отречения -результат скорби и боли. Вы хотите убежать от боли привязанности, и выубегаете, пытаясь найти что-то, к чему, как вы думаете, вы не можетепривязаться. Во всем этом процессе есть только привязанность. Культивацияотречения - занятие глупого ума. Все свяценные книги говорят: "Отрекитесь отпривязанности", но какова же истина? Если вы понаблюдаете за своим умом, выувидите необыкновенную вещь: культивируя отречения, ваш ум становитсяпривязанным к чему-либо еще. Религиозный дух - это взрыв, уничтожающий всякую привязанность, умперестает быть привязанным к чему-либо. Такова, без сомнения, природа любви.Любовь несовместима с привязанностью. Желание ведет к привязанности, памятьведет к привязанности, ощущение - это бездна привязанности, но если выпонаблюдаете, вы увидите, что в любви - все равно, к одному или ко многим, -нет привязанности. Привязанность предполагает прошлое, настоящее и будущее.У любви нет прошлого, настоящего или будущего. Только память ограниченавременем - память того, что вы называете любовью. Итак, ум исследующий, проникающий в то, что называется религией - этоум в состоянии всеохватывающего восстания. Вы знаете, что довольно легковосстать против чего-нибудь одного - против бедности, против вашей семьи,против традиций, против данной религиозной системы. Когда мы восстаем противопределенной религии, мы обычно присоединяемся к какой-либо другой религии,мы восстаем против индуизма и присоединяемся к христианству или буддизму ит.п. Такое восстание является простой реакцией, это не полная руволюция, невсеохватывающее преобразование. Ограничиваетесь ли вы тем, что просто слушаете меня, или такженаблюдаете за своим умом? Мои слова - простое отражение ваших собственныхмыслей, осознанных вами или остающихся бессознательными. Я описываюсостояние вашего ума, и если вы только слушаете мои слова и не наблюдаетесвоего ума, вы по-прежнему остаетесь в скорби и смятении. Восстание, окотором я говорю, направлено против всех форм привязанности, но не какреакция. Вы видите истину, что ваша привязанность к определенныминтеллектуальным объяснениям привела вас в бесплодную пустыню. В вашей жизниразличные мелкие взрывы или реакции оставили следы в вашем уме, и выпривязаны к этим следам. Ум с такими следами утратил гибкость, окаменел.Такое окаменение, в сущности, представляет привязанность к тому, что выделали прежде, к памяти вашего опыта. Всеохватывающая революция, о которой яговорю - это полное осознание истинного характера привязанности, это самосостояние взрыва. Быть может, все это довольно трудно понять большинству из нас, потомучто мы привыкли думать о революции в терминах изменения от одной формыобусловливания к другой. Сегодня я один, а завтра хочу стать другим (язаранее знаю, кем хочу стать). Видя бедность при капитализме, я говорю, чтоответ - это коммунизм, потому что должна произойти революция. Но всякаятакая революция, без сомнения, является частичной революцией. Большинствотак называемых интеллигентных людей с их живым, спокойным умом играют винтеллектуальные игры с десятком различных систем. Поиграв со всем этим, ихум оказывается бессмысленно загроможденным, окаменевшим, и когда такой умспрашивает: "Что есть истина?", "Что есть Бог?", эти вопросы лишаютсясмысла. Единственное, что имеет смысл - разбить все эти пути, уничтожить ихполностью без какого-либо мотива, без какой-либо потребности илипринуждения. Такой взрыв, в котором нет места для личного удовлетворения илидля каких-либо систем, - это единственная подлинная революция. Когда ваш умбудет в этом состоянии взрыва, вы обнаружите необыкновенные силы творчества- не только творчества, которое выражается в поэме или скульптуре, или вкартине живописца, а в творчестве, которое всегда связано с состояниемотрицания. Я боюсь, что все это становится для вас чистой теорией. Теория,умозаключение или жизнь среди слов, произнесенных другим человеком, - всеэто имеет очень мало значения. Но ум, который действительно вступил на тропуисследования, ум, начавший путешествие, из которого нет возврата, ум,занятый исслодованием не только сейчас, во время сегодняшней беседы, но изодня в день - такой ум откроет состояние творчества, охватывающее всесуществование. Это и есть то, что вы называете истиной или Богом. Для этоготворчества необходима полная уединенность - уединенность без привязанности,уединенность, спутником которой не должны быть слова, мысли, память. Этополное отрицание всего, что ум изобрел для своей безопасности. У этой полнойуединенности нет страха, но есть своя собственная необычайная красота, этосостояние любви, а не уединенность реакции, это полное отрицание, неявляющееся противоположностью положительного. Я полагаю, что только в этомсостоянии творчества ум является подлинно религиозным. Такой ум больше ненуждается в медитации, он сам есть вечность. Такой ум больше не ищет, непотому, что он нашел удовлетворение своих потребностей, он больше не ищет,потому что больше не нуждается в поисках. Такой ум является цельным,всеохватывающим, он безграничен, неизмерим, невыразим словами.

БЕСЕДА ВОСЬМАЯ


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!