Второй половины ХХ в.



Военное время тяжело отразилось на всех сферах жизни общества. За годы войны была почти полностью разрушена материально-техническая база науки и культуры республики. В первые послевоенные годы первоочередное внимание уделялось восстановлению народного образования. В 1949/1950 учебном году начался переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию, который в основном был закончен к середине 50-х гг. Однако в системе школьного образования было много проблем: не хватало квалифицированных педагогических кадров, резко сократилось количество белорусских школ (что сформировало у детей и подростков национальный нигилизм, пренебрежение к истории и культуре своего народа). В 1958 г. было положено начало школьной реформе. Она предусматривала осуществление политехнического обучения и трудового воспитания. С начала 70-х гг. начался переход ко всеобщему среднему образованию. Тогда же на подготовку квалифицированных рабочих со средним образованием перешли профтехучилища республики.

Восстанавливалась высшая школа республики. Открывались новые высшие учебные заведения, в их числе – Минский институт иностранных языков, Брестский, Полоцкий педагогические, Гродненский сельскохозяйственный, Минский радиотехнический, Витебский технологический институт легкой промышленности, Брестский инженерностроительный, Минский институт культуры и др.

После освобождения Минска возобновилась работа Академии наук БССР. Расширялись направления научных исследований. Далеко за пределами Беларуси были известны имена ученых А.Р. Жебрака (генетик), Н.И. Гращенкова (физиолог), С.И. Губкина (физик), Г.Ф. Александрова (философ), В.Н. Перцева (историк) и др. Однако развитие науки в первые послевоенные годы сдерживалось слабой материально-технической базой, администрированием, грубым идеологическим диктатом. Ряд ученых подверглись репрессиям и были реабилитированы лишь после смерти Сталина. Гражданское мужество проявил академик АН БССР А.Р. Жебрак, открыто отвергнувший лженаучные взгляды Т.Д. Лысенко. На много десятилетий назад были отброшены в своем развитии общественные науки. В советском обществе культура, наука, образование были подвержены сильному влиянию идеологии КПСС – КПБ. Уже с 1946 г. началась кампания против «коленопреклонения перед Западом», против «белорусского национализма» и «безродного космополитизма». Резко критиковались положения о государственности Беларуси в средневековье, о «золотом веке» в истории белорусской культуры и т.д. Ряд произведений белорусских писателей и поэтов были признаны «идеологически вредными». Необоснованной критике подверглись Э. Огнецвет, К. Буйло, М. Лужанин и др. Период «оттепели» позволил критически переосмыслить сложные проблемы истории и современности. В это время рождается новая плеяда литераторов – А. Адамович, В. Быков, Р. Бородулин, В. Короткевич, И. Науменко, И. Чигринов, Н. Гилевич и др. В военной прозе главной становится тема человека на войне. Всеобщее признание получили произведения В. Быкова «Альпийская баллада», «Журавлиный крик», «Третья ракета» и др. Известными стали романы И. Шамякина «Сердце на ладони», «Возьму твою боль» и др. Историческая тема нашла свое отражение в произведениях В. Короткевича «Дикая охота короля Стаха», «Черный замок Ольшанский» и др. В 70 – первой половине 80-х гг. в белорусскую литературу пришло новое поколение: А. Дударев, С. Законников, В. Некляев и др.

В белорусском изобразительном искусстве преобладала героикопатриотическая тематика. Многие полотна и скульптурные произведения вошли в золотой фонд белорусского искусства. В их числе – «Оборона Брестской крепости» И. Ахремчика, «Минск, 3 июля 1944 года» В. Волкова, «Пленных ведут» А. Шибнева, «Парад белорусских партизан в 1944 г. в Минске» Е. Зайцева и др. Скульпторы стремились осмыслить исторический подвиг народа. Работают скульпторы З. Азгур, А. Бембель, М. Керзин, А. Глебов. Ими созданы скульптурные портреты известных революционных деятелей, героев Великой Отечественной войны, курган Славы, памятники воинам, партизанам, подпольщикам, отважным пионерам и комсомольцам. Самым значительным достижением белорусских архитекторов и скульпторов стал величественный ансамбль площади Победы в Минске.

После освобождения Беларуси на родину вернулись театры, которые были в эвакуации. Театральное искусство обогатилось новыми произведениями. На сценах театров с успехом шли пьесы А. Макаенка «Лявониха на орбите», «Извините, пожалуйста», И. Мележа «Люди на болоте», А. Адамовича «Война под крышами», И. Чигринова «Плач перепелки», А. Дударева «Порог» и «Вечер».

Белорусские кинематографисты создали фильмы, отражавшие военное и послевоенное время. В их числе – «Дети партизана», «Константин Заслонов». Были экранизированы «Павлинка» Я. Купалы, «Поют жаворонки» и «Кто смеется последним» К. Крапивы. Значительным событием стали фильмы «Красные листья» и «Часы остановились в полночь». Историкореволюционной теме посвящены картины кинорежиссера В. Корж-Саблина «Первые испытания», «Москва – Генуя», «Крушение империи».

Популярностью у зрителей пользовались «Альпийская баллада», «Отец», «Полонез Огинского» и др. Современной жизни посвящены работы художников И. Стасевича («Шахтеры Солигорска»), М. Савицкого («Хлеб»),

Г. Ващенки («Август»). Тема Великой Отечественной войны отражена на полотнах Л. Щемелева «Генерал Доватор», М. Савицкого «Партизанская Мадонна», «Витебские ворота», «Поле» и др.

В музыкальной культуре плодотворно работали А. Богатырев, Е. Глебов, Ю. Семеняко, Д. Смольский, В. Оловников, И. Лученок, Э. Ханок и др. Теме современности посвящены оперы «Колючая роза» и «Когда опадает листва» Ю. Семеняки, «Тропою жизни» Г. Вагнера, «Алеся» Е. Тикоцкого. Большую роль в популяризации музыки сыграли ансамбли «Песняры», «Верасы», «Сябры», вокально-хореографический ансамбль «Хорошки». Была восстановлена и получила развитие сеть культурнопросветительных учреждений, увеличился выпуск газет, журналов, книг, расширилась киносеть, строились музеи.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!