Становление советской белорусской культуры



Одновременно со становлением НЭПа в культурной жизни Советской Беларуси формируется новое направление, получившее название «белорусизация». Население БССР было многонациональным: кроме белорусов, здесь проживали евреи, поляки, русские, литовцы и пр. Белорусы жили преимущественно в деревнях, в городах – в основном евреи, русские, поляки. Первоначально белорусизация рассматривалась как кампания по расширению сферы употребления белорусского языка, создание условий для востребованности его в политике, экономике, культуре, образовании. Главное внимание уделялось переводу делопроизводства на белорусский язык, увеличению количества чиновников, владеющих языком, и т.п. Однако в процессе своего развития белорусизация фактически затронула все сферы жизни Советской Беларуси, привела к расцвету национальной культуры.

В 1923 г. большевики объявили о политической амнистии для тех политических деятелей, которые не выступали с оружием в руках против советской власти. Изменения в экономической и национальной политике большевистской партии вызвали у многих деятелей белорусской эмиграции надежды на постепенную демократизацию советской власти. В результате в 1925 г. на II (Берлинской) конференции Рада БНР признала БССР политической реальностью и заявила о своем самороспуске. Многие из белорусских деятелей вернулись на родину, чтобы содействовать развитию ее культуры и благосостояния.

20-е гг. ХХ в. стали временем расцвета просвещения и культуры в БССР. Важное значение придавалось ликвидации неграмотности. Много внимания в 20-е гг. уделялось политико-воспитательной и культурнопросветительной работе. Центрами стали клубы, избы-читальни и библиотеки. Шло формирование советской системы народного образования. 30 октября 1921 г. начались занятия на двух факультетах Белорусского государственного университета. В 1925–1926 гг., кроме БГУ, в БССР готовили кадры три высших учебных заведения: Коммунистический университет в Минске, Белорусский ветеринарный институт в Витебске и Белорусская сельскохозяйственная академия в Горках.

В высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях в 1920-е гг. происходило становление белорусской науки. На базе научно-терминологической комиссии 12 января 1922 г. был открыт Институт белорусской культуры (Инбелкульт). В результате реорганизации Инбелкульта 1 января 1929 г. была создана Академия наук БССР.

В 1924 г. при народном комиссариате просвещения БССР было создано

Государственное издательство Беларуси. В это же время сформировано

Государственное управление по делам кинематографии – Белгоскино. В 1926 г. был поставлен художественный фильм «Лесная быль» Ю. Тарича.

В 20-е гг. широкое развитие получила литература. В писательскую среду влилось много талантливой сельской молодежи. Она группировалась вокруг различных организаций. В конце 1923 г. возникло литературное объединение «Молодняк». В 1926 г. группа писателей и поэтов вышла из «Молодняка» и создала новое литературное объединение «Узвышша». Его основателями были А. Бабарэка, З. Бядуля, П. Глебка, В. Дубовка, К. Крапива, М. Лужанин, К. Черный. Новое объединение проповедовало принципы высокого искусства, критиковало нигилистическое отношение молодняковцев к классическому наследию, большое внимание уделяло национальной специфике. В 1927 г. сформировалось литературное объединение «Полымя». В него вошли преимущественно писатели старшего и среднего поколений. Среди них были Я. Колас, Я. Купала, А. Александрович, Т. Гартный, А. Дудар, М. Чарот и другие. Это объединение стало сдерживающим центром, уравновешивающим крайние позиции. В 1928 г. была создана Белорусская ассоциация пролетарских писателей (БелАПП). Своей задачей она считала активную поддержку социалистического строительства.

Важным событием в культурной жизни стал выход в свет поэм Я. Коласа «Новая земля» и «Сымон-музыка», романов Т. Гартного «Соки целины», М. Зарецкого «Стежки-дорожки», К. Черного «Сестра». Основная тематика белорусской прозы 20-х гг. – революция и гражданская война.

В 1921 г. в Минске был создан Первый Белорусский государственный драматический театр (БГТ-1). По республике гастролировала Белорусская театральная группа под руководством В. Голубка, выросшая из кружков художественной самодеятельности. В 1926 г. она была преобразована в Белорусский передвижной театр. В этом же году в Витебске открылся Второй Белорусский государственный театр (БГТ-2). В театрах Беларуси сформировались талантливые актеры Ф. Жданович, Л. Ржецкая, Б. Платонов, Г. Глебов, П. Молчанов, А. Ильинский и др.

В белорусском музыкальном искусстве преобладало самодеятельное творчество музыкальных, хоровых и танцевальных коллективов. Композиторы В. Теравский, Н.Н. Соколовский и другие записывали и обрабатывали белорусские народные песни.

Успешно проходило и становление белорусского изобразительного искусства. В 1919 г. в Витебске начала действовать народная школа искусств. Ее организатором и директором (1919 – 1921 гг.) был Марк Шагал. В школе преподавали в разные годы Ю. Пэн, А. Бразер, С. Юдов, К. Малевич и др. В 1925 и 1927 гг. в Минске состоялись выставки произведений белорусских художников. В первой половине 20-х гг. начали свой творческий путь скульпторы А. Грубе, А. Бразер, З. Азгур, А. Бембель, А. Глебов.

Таким образом, в 20-е гг. БССР достигла значительных успехов в развитии образования, науки, литературы и искусства.

В конце 20-х гг. в связи с возвращением к идеям мировой революции, отказом от НЭПа, централизацией государственного управления политика белорусизации начинает сворачиваться. Набирает силу идея создания новой «пролетарской» культуры. Для решения этой задачи была провозглашена так называемая «культурная революция». Отстаивание интересов национальной культуры стало расцениваться как действия, враждебные социализму. Национально сознательная часть белорусской интеллигенции была репрессирована (больше всего пострадали литература, образование и некоторые отрасти науки).

Однако белорусская культура в период 1929–1939 гг. имела и определенные достижения. Несмотря на жесткий идеологический прессинг, появлялись новые выдающиеся произведения. Рос общий уровень образованности населения, увеличивалось количество учебных заведений, исследовательских институтов.

Основные темы, к которым обращались белорусские литераторы того времени, – революция, гражданская война, коллективизация («Дрыгва» Я. Коласа, «Бацькаўшчына» К.Чорного и др.). Героями произведений были те, кто принял советскую власть, активно боролся за ее становление. В 1930-е гг. появилось много увлекательных произведений для детей, в том числе тех, которые вошли в классику детской литературы («Мiколкапаравоз» М. Лынькова, «Палескiя рабiнзоны» Я. Мавра и др.). В драматургии одной из популярных стала тема «врагов народа». Немало талантливых актеров начали свою творческую карьеру в это время – П. Глебов, Б. Платонов, П. Молчанов и др. Значительное развитие получило музыкальное искусство Беларуси. В 1932 г. была основана Белорусская государственная консерватория.

Архитектура БССР 30-х гг. связана с такими именами, как Г. Лавров (Белорусский политехнический институт), И. Лангбард (Дом правительства, Дом Красной Армии, здание Театра оперы и балета). Белорусские живописцы разрабатывали в основном «производственную» тему. В жанре пейзажа по-прежнему ведущее место принадлежало В. Бялыницкому-Бируле, в жанре портрета – В. Волкову, М. Филипповичу, И. Ахремчику.

Период 1929–1939 гг. был сложным и противоречивым в развитии белорусской культуры. Однако огромный потенциал творческих сил, разбуженный национальным возрождением, способствовал тому, что очень многие достижения в области белорусской культуры относятся именно к этому времени.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!