Идеи в культуре XIX в.



В эпоху Нового времени культура белорусских земель находилась под сильным влиянием польской и в меньшей степени русской культур, что объяснялось как общественными условиями нахождения их в составе Речи Посполитой, а потом Российской империи, так и сознательной политикой руководящих кругов этих государств, направленной на денационализацию белорусского этноса. В начале XIX в., уже войдя в состав Российской империи, белорусские земли все еще находились под сильным польским влиянием. Только после шляхетского восстания 1830 - 1831 гг. царское правительство всерьез принялось за вытеснение польского языка и культуры, поднимая здесь знамя православия и единой русской народности.

Полонизация сменилась русификацией.

В конце ХVШ – начале XIX вв. Беларусь в научном отношении оставалась неизученным краем. Совсем не было исследований о языке, фольклоре, этнографических границах расселения белорусов, истории Беларуси. Не существовало даже единого названия народа и страны. Так название «Беларусь» в то время закрепилось только за восточными губерниями – Витебской и Могилевской. Минская, Гродненская, Виленская носили название «Литва». Преимущественно безграмотное в своем большинстве белорусское население не проявляло себя как особый отдельный народ. Свою национальную принадлежность оно определяло не по этничным (национальным), а по конфессиональным (религиозным) или местным приметам, называя себя «тутыйшымi». Православие воспринималось белорусами как «русская вера», а католичество – как «польская».

Условия развития культуры Беларуси тесным образом связаны с процессом становления белорусской нации; формированием творческой, национальной интеллигенции, начавшей дело национально-культурного возрождения; белорусоведения.

Для пробуждения национального самосознания важное значение имела деятельность собирателей и исследователей фольклора, лингвистов, историков, этнографов. В начале XIX в. зарождается новое научное направление – белорусоведение. Значительный вклад в его развитие внесли братья Тышкевичи – создатели первого на Беларуси музея древностей, археолог, этнограф, историк, литератор А. Киркор, этнограф и публицист П. Шпилевский, историк, мифолог, публицист Т. Нарбут и др.

Центром образования и науки в этот период оставался Виленский университет. Несмотря на то что преподавание велось на польском языке, в университете поощрялось изучение истории и местных традиций. Значительного развития достигли астрономия, математика, медицина.

События в социальной и политической жизни страны находили отражение в устном народном творчестве. Анонимные поэмы «Энеiда


навыварат» и «Тарас на Парнасе», вероятными авторами которых сегодня считают В. Равинского и К. Вереницына, положили начало белорусской литературе. Первым ее классиком стал В. Дунин-Марцинкевич, который написал ряд стихотворений, повестей и рассказов. С его именем связано начало белорусского национального профессионального театра. На либретто В. Дунина-Марцинкевича композитор С. Монюшко написал оперу

«Селянка», которая в 1852 г. была поставлена в Минске.

В архитектуре на смену барокко приходил классицизм. В этом стиле созданы дворцово-парковый комплекс Румянцевых-Паскевичей в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске и др. Военно-стратегическими нуждами России было обусловлено строительство крепостей в Бобруйске, Борисове и Бресте.

Воспитанники Виленской художественной школы – Я. Дамель

(исторические полотна, пейзажи, портреты), И. Олешкевич и В. Ванькович (портретный жанр), И. Хруцкий (признанный мастер натюрморта) и другие – оставили свой след не только в белорусском, но и в общеевропейском изобразительном искусстве:

Со второй половины XIX в. значительно оживляется белорусское национально-культурное движение. Оно превращается в главный фактор сохранения этнической самобытности белорусского народа.

Просвещение и наука на белорусских землях во второй половине XIX в. развиваются в условиях интенсивной русификации. Школьная реформа 1864 г. демократизировала сферу начального и среднего образования. Но в белорусских губерниях после подавления восстания 1863 г. и до конца века начальные школы контролировались полицией, чиновниками и православной церковью. Горы-Горецкий институт и некоторые гимназии были закрыты. Царские власти уделяли достаточно большое внимание системе начального образования. Для подготовки учителей начальных школ были открыты учительские семинарии в Молодечно, Несвиже, Свислочи и Полоцке. Однако процент неграмотных среди взрослого населения оставался высоким.

Продолжаются научные исследования истории, языка, культуры и быта белорусов. Значительную роль в изучении Беларуси сыграли российские научные организации (Отделение русского языка и словесности Российской АН и др.), но по большей части это была заслуга ученых-энтузиастов:

И. Носовича, М. Довнар-Запольского, Е. Романова, Н. Никифоровского, П. Шеина и др. Большую роль в собирании белорусского фольклора и изучении этнографии Беларуси сыграли русские и польские ученые

П. Владимиров, И. Срезневский, А. Соболевский, А. Потебня, М. Федеровский. Началась публикация исторических источников таких, как «Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России» и др.

Заметное оживление в развитии белорусской литературы началось в конце 80-х гг., с приходом в нее писателей-демократов Ф. Богушевича, Я. Лучины, А. Гуриновича, А. Обуховича, К. Каганца и др.

Во второй половине XIX в. произошли заметные изменения в белорусской архитектуре. Началось активное строительство общественных зданий: вокзалов, театров, государственных учреждений, многоэтажных доходных домов. Стилевые традиции в архитектуре этого периода чаще всего определяются как эклектика (сочетание элементов разных стилей).

Модным становится псевдовизантийский стиль, неоготика, позже – модерн. 3. Белорусское национально-культурное возрождение

В начале ХХ в.

Белорусская культура в начале ХХ в. развивалась в сложных, противоречивых условиях. Она была тесно связана с национальноосвободительным движением, общедемократическим подъемом, поиском путей общественного прогресса; не теряя своей самобытности и оригинальности, развивалась под влиянием демократических идей русской культуры, в тесной связи с культурами украинского, польского и литовского народов.

В начале XX в. в Беларуси происходили заметные изменения. Увеличилось количество начальных и общеобразовательных школ. Расширилась сеть средних специальных учебных заведений. Учительские семинарии работали в Молодечно, Полоцке, Несвиже, открывались новые, в том числе и женские. Фельдшеров и акушеров готовили Могилевская, Витебская и Гродненская медицинские школы. В Гомеле было открыто железнодорожное училище. Высших учебных заведений на территории Беларуси не было. Высшее образование молодежь получала в Москве, Петербурге и других городах России. Несмотря на рост числа учебных заведений, в 1911 г. в школах обучалось только 18,4% детей школьного возраста.

В 1907 г. на съезде учителей в Вильно был создан Белорусский учительский союз. Он добивался перестройки народного образования на демократических началах, введения преподавания на родном языке. В 1906– 1908 гг. были созданы первые учебники на белорусском языке, авторами которых были Я. Колас и Э. Пашкевич (Тетка).

В начале века во многих городах Беларуси были открыты библиотеки. Либеральная и демократическая интеллигенция создавала разные культурнопросветительные и научные товарищества. Наиболее известными были Минское товарищество любителей искусств, Товарищество минских врачей. Возникали товарищества, ставившие целью изучение истории, языка, культуры и этнографии Беларуси. В 1910 г. был создан Северо-Западный отдел Русского географического товарищества, который опубликовал 12 работ. Вопросами истории, быта и культуры Беларуси занимались исследователи Е. Романов, М. Федоровский, Н. Никифоровский, М. ДовнарЗапольский, В. Ластовский и др. Основатель белорусской философии

Е. Карский подготовил и частично опубликовал фундаментальную работу в 3-х томах «Белорусы». В работе доказывалась национальная самобытность белорусов как самостоятельного славянского этноса, им была составлена карта расселения белорусов.

Ведущее место в культуре белорусского народа заняла литература. В это время проявился талант Я. Купалы, Я. Коласа, М. Горецкого, Э. Пашкевич (Тетки), А. Гаруна, З. Бядули и др. Главными были идеи социального и национального освобождения, борьбы против самодержавия, возрождения. Наиболее известными произведениями этого периода являются сборники стихов «Жалейка», «Гусляр», «Дорогой жизни», поэма «Курган» Я. Купалы, сборники стихотворений («Песни печали») и прозы («Родные образы») Я. Коласа, драматическое произведение «Модны шляхцюк»

К. Каганца и др.

Значительным событием в культурной жизни Беларуси в начале XX в. стало появление негосударственной периодики. До 1905 г. в пяти западных губерниях издавалось 15 правительственных газет. Революция 1905–1907 гг. способствовала расширению гласности. В 1913 г. издавалось уже 109 газет и журналов. На белорусском языке – три. Наиболее популярной была газета «Северо-Западный край». С 1906 г. стали издаваться первые легальные газеты «Наша доля» и «Наша нива». Газета «Наша нива» сыграла выдающуюся роль в развитии белорусской культуры. Она выступала за национальное равноправие белорусского народа, развитие его культуры, искусства и литературы. Начиная с 1910 г. редакция «Нашей нивы» стала издавать «Белорусский календарь», журналы «Крапива», «Лучынка». Возникли белорусские издательства «Заглянет солнце в наше оконце», «Наша нива», «Наша хата». Издавались книги на белорусском языке.

В начале XX в. в Беларуси оживилась театральная жизнь. Русские, украинские театры и труппы гастролировали в Минске, Витебске и других городах. Любительские театральные кружки работали в Минске, Орше, Могилеве. Получили распространение так называемые «белорусские вечеринки», где выступали хоры, танцевальные группы, декламаторы-чтецы и т.п. Вскоре появилась и Первая белорусская труппа под руководством И. Буйницкого, которая в 1910 г. превратилась в профессиональный театр. Труппа гастролировала по Беларуси, выступала в Петербурге и Варшаве.

Созданный в Вильно Белорусский музыкально-драматический кружок в 1913 г. осуществил первую постановку «Павлинки» Я. Купалы.

Получила значительное развитие и белорусская музыкальная культура. Создавались хоровые кружки, оркестры, товарищества любителей музыки. Большую работу по собиранию и пропаганде белорусской песни провел минский хор под управлением В. Теревокого. Известны своим творчеством композиторы Л. Роговский, М. Чуркин, А. Гриневич и др.

В начале ХХ в в Беларуси работали такие известные мастера живописи, графики, скульптуры, как В. Пэн, Ф. Рушчиц, Я. Кругер, Л. Альперович, К. Каганец, О. Краснопольский и др. Их произведения содержали большой социально-политический смысл, реалистично отображая действительность.

Таким образом, белорусская культура дала высокие образцы литературы и театрального искусства, архитектуры и живописи. Произведения белорусских деятелей заняли достойное место в сокровищнице культур славянских народов.

 

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!